Образ СССР: итоги современного образования
- Авторы: Шульц Э.Э.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2023)
- Страницы: 171-182
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/35876
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-2-171-182
- EDN: https://elibrary.ru/GRZZMS
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изменения представлений российского общества об СССР представляют значительный интерес. Эти изменения обусловлены трансформациями внешней и внутренней среды, изменениями в образовательной и медийной среде. Высокую актуальность проблема формирования современных образов СССР в российском обществе приобретает в контексте так называемых «войн памяти». Сдвиги в пользу положительной оценки Советского периода и негатива по поводу распада страны очевидны в российском обществе. Причем такой подход характерен и для самых молодых возрастных групп, несмотря на различия в представлениях с более старшими поколениями.
Полный текст
Введение 2022 год - год столетия образования СССР - государства, которого уже нет на карте, но которое устойчиво присутствует в сознании россиян и всего Русского мира и оказывает влияние на мышление и образы современной России и мира. Высокую актуальность в данном контексте получает проблема формирования современных образов СССР в российском обществе, особенно в контексте т.н. «войн памяти» [1-5]. Материалы и методы В октябре и ноябре 2021 г. были проведены два социологических опроса по вопросу отношения к СССР в рамках научного проекта № 21-09-43023 Российского фонда фундаментальных исследований. Цель исследования: выявить отношение россиян к СССР, советскому периоду, отдельным его этапам и личностям [6; 7]. Первый опрос (далее - «опрос студентов») был проведен в рамках международной научной конференции студентов и аспирантов «Взгляд молодежи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти» (27 октября 2021 г.). В опросе приняли участие 103 респондента в возрасте от 17 до 34 лет: от первого курса бакалавриата до аспирантов включительно. 1 % респондентов представлял группу старше 34 лет. Респонденты имели достаточно высокий образовательный уровень: почти 70 % респондентов имеют среднее, среднее специальное или среднее техническое образование, почти 30 % - высшее образование. Следует учитывать и специфику участников конференции и опроса: более глубокое знание истории России и вовлеченность в изучение и исследование истории. 172 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Шульц Э.Э. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 171-182 Данный опрос позволяет сделать сравнение с результатами федерального опроса с теми же вопросами. Второй опрос был проведен в период 26.10-31.10.2021 г. методом онлайн интервью (анкета для самозаполнения). Целевая аудитория опроса: городское население РФ, города с населением 100 тысяч жителей и более, женщины и мужчины 18-64 лет, выборка составила 1015 интервью (N = 1015). Социально-демографические показатели участников опроса распределились следующим образом. 48 % мужчин на 52 % женщин-респондентов. Наибольшая возрастная доля пришлась на группу «45-64 года» - 41 %, группа «35-44» составила 22 %, «25-34» - 26 %, «18-24» - 12 %. 69 % опрошенных состоят в браке (официальном или гражданском). Высшее образование имеют 49 % и еще 3 % - несколько высших образований или ученую степень, 35 % - среднеспециальное образование, 11 % - среднее образование (1 % - ниже среднего). На полный рабочий день занято 61 % респондентов, 11 % - неполный рабочий день, 10 % являются домохозяйками, 9 % - безработными, 5 % - студентами и 5 % - пенсионерами. Результаты исследования и их обсуждение В определении ассоциаций исторических событий с СССР важную роль играет семейная историческая социализация: события, память о которых сохраняется в семейных преданиях. Респондентам был задан вопрос с возможностью множественного ответа: «Про какие из этих событий вы знаете не только из учебников, кино, книг, но также и по рассказам знакомых, старших родственников, по «семейным преданиям»? Вы можете выбрать любое количество событий» (см. рис. 1). Максимальные значения получили: «Великая Отечественная война» - 67 %, «Олимпиада в Москве в 1980 г.» - 54 %, «война в Афганистане» - 52 %, «Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина» - 46 %, «стройки 70-х (БАМ и др.)» - 38 %, что вполне коррелирует с наиболее популярными событиями и периодами истории в ассоциации респондентов с СССР и объясняется наличием живых свидетелей событий и зонами их интересов и памяти. Достаточно низкие показатели получили события, носителями которых могут быть те же живые свидетели: «Освоение целины» - 26 %, «Холодная война» - 26 %, «Преследования диссидентов в 1970-80-е гг.» - 12 %, «оттепель после смерти Сталина» - 19 %, «XX съезд и разоблачение культа личности» - 14 %, впрочем, и здесь прослеживается связь с уровнем ассоциаций данных событий с СССР. Достаточно высокие значения получили удаленные по времени события: «Революция 1917 г.» - 24 %, «гражданская война» - 24 %, «коллективизация» - 22 %, «голод 1930-х» - 22 %, «Репрессии в 1930-е - начало 1950-х гг.» - 22 %, «Индустриализация» - 15 %, «НЭП» - 11 %. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 173 Shults E.E. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):171-182 Рассказы о столь удаленных событиях могут объясняться переходом в семейные предания и ответами более старших поколений, заставших в своем детстве и юности живых свидетелей событий, однако последнее предположение опровергается анализом ответов на данный вопрос по возрастным группам. Все события, давшие максимальные результаты, имеют бóльшие значения в группах от 25 и старше и меньшие в группе от 18 до 24 лет. Это касается первых шести позиций: Великая Отечественная война - 50, 65, 65, 74 %; Олимпиада в Москве - 33, 44, 65, 61 %; война в Афганистане - 31, 43, 55, 62 %; Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина - 40, 43, 53, 46 %; стройки 1970-х (БАМ и т.п.) - 25, 24, 40, 48 %; освоение целины - 12, 19, 27, 33. Это касается и таких «низкорейтинговых событий» как «коллективизация» (11, 15, 23, 28 %) и «Репрессии в 1930-е - начало 1950-х гг.» (10, 17, 21, 30 %). Другие «низкорейтинговые события» имеют примерно одинаковые значения во всех возрастных группах: «голод 1930-х» (24, 22, 18, 23 %), «оттепель после смерти Сталина» (18, 15, 21, 22 %), «Индустриализация» (15, 14, 15, 16 %), «XX съезд и разоблачение культа личности» (11, 9, 14, 17 %), «Преследования диссидентов в 1970- 80-е гг.» (10, 10, 11, 14 %), «НЭП» (8, 10, 7, 14 %) (рис. 1). Рис. 1. Семейная историческая социализация Источник: авторское исследование, 2021. Fig. 1. Family historical socialization Source: authors’ research, 2021 174 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Шульц Э.Э. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 171-182 «Холодная война», которая во всех предыдущих вопросах занимала достаточно высокие позиции, демонстрирует одинаковые значения в трех возрастных группах и достаточно близкие - в самой старшей группе: одинаковые 22 %, 23 %, 24 %, 30 %. Революция 1917 г. и гражданская война представляет наибольшие значения снова в группе «18-24», а затем - в группе «25-34»: «Революция 1917 г.» - 29 %, 24 %, 21 %, 24 %; «гражданская война» - 35 %, 25 %, 21 %, 23 %. В возрастной группе «18-24» наибольшие значения получили: «Великая Oтечественная война» - 50 %, «Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина» - 40 %, «Гражданская война» - 35 %, «Олимпиада в Москве»- 33 %,«войнав Афганистане»- 31 %,«Революция 1917 г.» - 29 %. В возрастной группе «25-34» наибольшие значения получили: «Великая Отечественная война» - 65 %, «Олимпиада в Москве» - 44 %, «Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина» - 43 %, «война в Афганистане» - 43 %, «Гражданская война» - 25 %, «Революция 1917 г.» - 24 %. Таким образом, в молодежных возрастных группах «от 18 до 34 лет» лидирующие позиции семейных преданий занимают: «Великая Отечественная война», «Олимпиада в Москве», «Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина», «война в Афганистане». Для группы от 18 до 24 лет снова характерен рост, в сравнении с другими возрастными группами, показателей по революции 1917 г. и гражданской войне. На фоне ассоциаций периодов и исторических событий с СССР и «семейных преданий» важные данные дает вопрос об интересе к советским историческим событиям: «Про какие из этих событий вы можете сказать, что они вам интересны, что вы хотели бы про них узнать больше? Вы можете выбрать любое количество событий» (рис. 2). Интерес к определенным историческим событиям эпохи СССР во многом коррелирует с данными по ассоциациям респондентов событий с эпохой СССР. Данные распределились следующим образом: «Великая Отечественная война» - 42 %, «Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина» - 30 %, «Олимпиада в Москве в 1980 г.» - 29 %, «война в Афганистане» - 27 %, «стройки 70-х (БАМ и др.)» - 25 %, «Революция 1917 г.» - 24 %, «Гражданская война» - 23 %, «голод 1930-х» - 23 %, «Холодная война» - 23 %, «Освоение целины» - 20 %, «Репрессии в 1930-е - начало 1950-х гг.» - 19 %, оттепель после смерти Сталина - 19 %, «Индустриализация» - 18 %, «НЭП» - 17 %, «Преследования диссидентов в 1970-80-е гг.» - 16 %, «коллективизация» - 15 %, «XX съезд и разоблачение культа личности» - 14 %. Наибольший интерес вызывает Великая Отечественная война (42 %), запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина (30 %), Олимпиада в Москве (29 %), война в Афганистане (27 %), стройки 1970-х (25 %), революция 1917 г. (24 %) и гражданская война (23 %), холодная война (23 %). Высокий интерес, в сравнении с показателями предыдущих вопросов, демонстрирует «голод 1930-х гг.» (23 %) и «Репрессии в 1930-е - начало 1950-х гг.» (19 %). АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 175 Shults E.E. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):171-182 Рис. 2. Интерес аудитории к Советским историческим событиям Источник: авторское исследование, 2021. Fig 2. Audience interest in Soviet historical events Source: authors’ research, 2021 Наибольший интерес к изучению в молодежных группах - от 18 до 34 лет - представляют: Великая Отечественная война (30 и 39 %), Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина (27 и 34 %), Революция 1917 года (24 и 24 %), Гражданская война (23 и 18 %), Олимпиада в Москве в 1980 году (29 и 17 %), война в Афганистане (27 и 21 %), стройки 70-х годов (БАМ и т.п.) (25 и 21 %), голод тридцатых годов (23 и 21 %), Холодная война (23 и 22 %) (см. рис. 2). Для перепроверки ответов респондентов был предложен вопрос о наименее интересных событиях (множественный ответ): «Про какие из этих событий вы можете сказать, что они вам НЕ интересны, или что информация про это события НАДОЕЛА? Вы можете выбрать любое количество событий» (рис. 3). События, связанные с XX съездом, т.н. «разоблачением культа личности Сталина», оттепелью при Хрущеве, репрессиями 1930-х и начала 1950-х гг., голодом 1930-х гг., НЭПом, представляют наименьший интерес, что подтверждает данные по предыдущим вопросам. Информация, распространяемая по этим тематикам, во многом надоела респондентам. При этом, несмотря на большой объем информации в последнее десятилетие по Великой Отечественной войне, - это наименее приевшаяся информация, закрывающая список наименее интересных событий. Революция 1917 г. (13 %) и гражданская война (10 %) представляют один из самых 176 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Шульц Э.Э. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 171-182 высоких интересов аудиторий, наравне с такими яркими и прорывными событиями, как стройки 1970-х, запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина, Олимпиада в Москве. В целом, данные распределились следующим образом (чем выше цифры, тем ниже интерес аудитории, тем больше эта тематика надоела): «XX съезд и разоблачение культа личности» - 26 %, «НЭП» - 23 %, «Преследования диссидентов в 1970-80-е гг.» - 22 %, «Репрессии в 1930-е - начало 1950-х гг.» - 21 %, «голод 1930-х» - 19 %, «Освоение целины» - 17 %, «коллективизация» - 16 %, «оттепель после смерти Сталина» - 16 %, «Холодная война» - 15 %, «Индустриализация» - 14 %, «Революция 1917 г.» - 13 %, «стройки 70-х (БАМ и др.)» - 12 %, «Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина» - 11 %, «гражданская война» - 10 %, «война в Афганистане» - 10 %, «Олимпиада в Москве в 1980 г.» - 8 %, «Великая Отечественная война» - 7 %. Между возрастными группами наблюдаются серьезные различия в интересе к советским историческим событиям (рис. 3). Рис. 3. Наименее интересные события советской истории для аудитории Источник: авторское исследование, 2021. Fig. 3. The least interesting events of the Soviet history for the audience Source: authors’ research, 2021 Разоблачение культа личности И. Сталина, репрессии 30-50-х годов привлекают меньше старших респондентов. Молодые возрастные группы меньше всего интересуются НЭПом, а также стройками 70-х годов. Более АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 177 Shults E.E. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):171-182 поздние периоды существования СССР воспринимаются респондентами как более позитивные. Лучшим периодом истории Советского Союза в общем по аудитории 32 % посчитали 1980-е гг., 31 % - 1970-е гг., еще 16 % признали таковыми 1960-е гг., а 9 % затруднились с ответом. 6 % назвали лучшим периодом 1950-е гг., еще 6 % разделились поровну по 2 % на 1920-е, 1930-е и 1940-е гг. В самых молодых аудиториях - 18-24 и 25-34 - выделяется более высокий процент затрудняющихся с ответом - 13 и 12 % соответственно (в категориях 35-44 и 45-64 такие ответы составили по 7 %). Период 1980-х гг., выделяемый как лучший в истории СССР, почти не дает расхождений по возрастным аудиториям. 1970-е гг. дают резко расходящиеся показатели в ответах для категории 45-64-41 % и группы 18-24-19 %, группы 25-34 и 35-44 имеют незначительное расхождение - 22 и 29 % соответственно. Поколения 25-34 и 35-44 более высоко оценивают период 1950-х гг. - 10 и 8 %, соответственно. Самые молодые респонденты (18-24) и группа 45-64 оценивают этот период достаточно близко - 6 и 4 % соответственно. Группа 18-24 дала наибольший уровень оценки 1940-х гг. среди всех возрастных групп - 8 %. Важность истории изучения СССР отмечает подавляющее большинство респондентов (множественный ответ). 64 % голосов поддержало важность истории СССР не только для историков, но для всего общества, 48 % - в пользу личной заинтересованности в истории СССР. 8 % получило утверждение, что изучение истории СССР интересно только историкам, 12 % - «давно пора забыть и жить сегодняшним днем». То есть по крайней мере на декларативном уровне большинство респондентов признают важность изучения истории СССР - как для себя, так и для всего российского общества. При этом 1/3 считает, что изучение истории СССР более важно, чем изучение других исторических периодов существования российского государства. Максимальные значения в пользу изучения истории СССР дают возрастные группы «35-44» и «45-64». Так, в этих группах поддержали утверждение о важности истории СССР не только для историков, но для всего общества - 67 % и 69 % соответственно. Возрастная группа «18-24» дала 51 %, а «25-34» - 57 %. В декларации личной заинтересованности в истории СССР картина выглядит примерно таким же образом: 38 %, 40 %, 54 %, 52 % по возрастным группам. Утверждение «давно пора забыть и жить сегодняшним днем» получило максимальные значения в молодых возрастных группах: в группе «18-24» - 17 %, в группе «25-34» - 20 %. Две более старшие группы дали 8 и 9 % поддержки. Утверждение, что изучение истории СССР интересно только историкам, получило максимальную поддержку в самой молодой возрастной группе - «18-24» - 16 %, остальные группы дали примерно одинаковые низкие значения: 8 %, 8 % и 5 %. 178 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Шульц Э.Э. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 171-182 Таким образом, тезис о важности изучения истории СССР разделяют в большей степени респонденты из старших возрастных групп. Тем не менее, даже среди молодежи достаточно распространена точка зрения, что история СССР интересна и важна для всего общества. Следующий блок исследования - это информационные каналы (множественный ответ). В качестве предпочтительных каналов получения информации о Советской истории (множественный ответ) наибольшие значения получили Интернет - 72 % и телевидение - 60 %. Традиционные книги получили 41 % голосов. С большим отставанием идут радио - 17 %, журналы - 14 %, газеты (в печатном виде) - 13 %. По возрастам эти предпочтения распределились следующим образом (множественный ответ). Интернет максимально предпочитают все возрастные категории, с минимальным значением в возрастной группе «18-24» - 65 %: 73 % - «25-34», 74 % - «35-44», 71 % - «45-64». Телевидение более предпочитают группы «35-44» (65 %) и «45-64» (64 %), но высокий спрос представляют и две другие возрастные группы: «18-24» - 46 %, «25-34» - 55 %. Традиционные книги больше предпочитает старшее поколение: 47 % в группе «45-64», другие группы дают примерно одинаковые показатели: 32 % - «18-24», 38 % - «25-34», 38 % - «35-44». Радио, журналы и печатные газеты как информационный источник, предпочитаемый для изучения истории СССР, дали примерно одинаковые показатели во всех возрастных группах. Определение художественных фильмов, которые максимально ассоциируются с СССР и дают представление о Советской стране. Вопрос был поставлен таким образом: «Вас просят посоветовать художественный фильм, чтобы показать молодому человеку 16 лет, который ничего (так получилось) не знает о Советском Союзе, ничего не читал о нем, не смотрел никаких фильмов о СССР. И, понятно, никогда сам не жил в СССР. Какие художественные фильмы вы бы посоветовали показать такому ребенку, чтобы он составил себе представление о Советском Союзе? Ответ на вопрос предполагал два варианта: первый - множественный, второй - выбрать только один фильм. «Москва слезам не верит» (57 % при множественном ответе и 18 % при выборе единственного фильма), а также фильмы по военной тематике - «В бой идут одни старики» (55 % и 12 %), «Они сражались за Родину» (53 % и 17 %), «Офицеры» (45 % и 11 %) - показывают, по мнению респондентов, лучше всего, что такое Советский Союз (рис. 4). «Москва слезам не верит» стал главным фильмом для групп «18-24» (38 % при множественном ответе и 18 % при выборе единственного фильма), «35-44» (59 % и 20 %) и «45-64» (65 % и 21 %). Для группы «25-34» - вторым фильмом (51 % и 14 %), уступив фильму «В бой идут одни старики» (54 % и 18 %), который в других возрастных категориях занял вторую позицию при множественном выборе, но лишь четвертую-пятую при выборе одного варианта ответа. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 179 Shults E.E. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):171-182 Рис. 4. Художественные фильмы, чтобы составить представление о Советском Союзе Источник: Авторское исследование, 2021. Fig 4. Feature films to give an idea of the Soviet Union Source: authors’ research, 2021 Таким образом, по мнению респондентов, «Москва слезам не верит» - один из лучших фильмов, рассказывающих о жизни в СССР, по мнению всех возрастных групп. Фильмы на военную тематику также выбираются всеми возрастными группами как важные. Примечательно, что фильмы на тему репрессий («Холодное лето 53-го», «Покаяние») чаще выбираются самой молодой возрастной группой. С точки зрения образовательной среды - той общей информационной среды, которая складывается для россиян с точки зрения получения знаний об СССР (среднее, среднеспециальное и высшее образование, СМИ, как традиционные, так и новые медиа), можно сделать следующие выводы. Высокий уровень интереса к Великой Отечественной войне: эти события выглядят в обществе как события национальной самоидентификации. Повышенный интерес у аудитории и к другим событиям, которые относятся к событиям национальной гордости: запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина, Олимпиада в Москве, стройки 1970-х. Растет интерес к войне в Афганистане, которую в 1990-х либо желали замолчать (забыть), либо выкрашивали в негативные тона. То же касается революции 1917 г. и гражданской войны, несмотря на устойчивый негатив в массмедиа и художественной культуре. События, которые представляли максимальный интерес в 1980-2000-е (особенно для поколений 1960-х, 1970-х, 1980-х): «репрессии», «разоблачение культа личности», «диссидентское движение», резко потеряли свою актуальность 180 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Шульц Э.Э. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 171-182 для россиян. Вернули актуальность фильмы, считавшиеся шедеврами в позднем СССР, как собирательный образ СССР, несущий максимальную образовательную нагрузку. При этом россияне всех возрастов, демонстрируют серьезное превалирование в образовательных каналах коммуникаций Интернета и телевидения, причем на уровне и даже превышая страны, считающиеся наиболее развитыми в коммуникационных технологиях.Об авторах
Эдуард Эдуардович Шульц
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nuap1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9067-6228
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой коммуникационных технологий
119034, Россия, Москва, ул. Остоженка, 38/1Список литературы
- Багдасарян В.Э., Ларионов А.Э., Реснянский С.И., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Информационные факторы формирования исторического сознания молодежи (на примере изучения представлений о Великой Отечественной войне) // Вопросы истории. 2022. № 8-1. С. 34-49. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202208Statyi17
- Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Восприятие советского прошлого в контексте формирования новых идентичностей, войн памяти и образов будущего на постсоветском пространстве. М.: Проспект, 2022. 304 с.
- Шульц Э.Э. Ленин: проблемы осмысления собственной истории // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 159-170. https://doi.org/10.17223/15617793/464/19
- Шульц Э.Э. Формирование самостоятельности мышления и позиции учащихся на фактах Великой Отечественной войны // Духовное наследие Великой Отечественной войны - важнейший источник духовно-нравственного воспитания молодежи. Материалы V Международной научно-образовательной конференции «Нестеровские чтения», посвященной Дню Памяти святого преподобного Нестора Летописца, а также празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне (г. Луганск, 14 ноября 2019 г.). М.: Принтика, 2020. С. 273-283.
- Larionov A., Baghdasaryan V., Fedorchenko S., Shults E. Exogenous Factors of Memory Formation about the Great Soviet Era in Contemporary Russia // Linguistics and Culture Review. 2021. 5 (S3). https://doi.org/10.21744/lingcure.v5nS3.1830
- Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Взгляд молодежи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 1. С. 85-97. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-1-85-97
- Между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти. Материалы международной научной конференции. Часть II. Материалы социологических исследований / Отв. ред. В.В. Журавлев. СПб.:Наукоемкие технологии, 2021. 65 с.