Реализация стратегий российских вузов в условиях международных рейтингов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению реализации стратегий интеграции российских вузов в систему мировых академических рейтингов. Актуальность данной работы продиктована активным внедрением российских вузов на мировой рынок образовательных услуг и модернизацией российского высшего образования и науки в контексте глобализации данных социальных институтов. Для эффективной интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство следует провести последовательную модернизацию как управленческих, так и образовательных процессов, а также инфраструктуры вузов и существующих образовательных программ и стандартов. Одним из аспектов внедрения мировых образовательных стандартов в практику российского высшего образования становится участие российских вузов в мировых академических рейтингах. Для последовательного и планомерного продвижения позиций российских университетов в мировых академических рейтингах, при поддержке Правительства РФ и Министерства науки и высшего образования были разработаны национальные проекты, направленные на поддержку ведущих российских заведений высшего образования, программы поддержки инновационного развития и модернизации, а также составлены индивидуальные дорожные карты развития университетов, которые позволили им создать свою стратегию развития и включения в международный образовательный рынок. Целью данной статьи является рассмотрение различных аспектов реализации стратегий российских университетов по включению в мировые академические рейтинги и систематизация достигнутых на данный момент результатов. В работе использованы методы статистического, комплексного и сопоставительного анализа применительно к стратегиям развития, дорожным картам российских университетов, а также к опубликованным результатам их продвижения в системе международных академических рейтингов. Результатом данной работы стало выведение общих тенденций и закономерностей развития российских вузов в условиях мировых академических рейтингов и систематизация комплекса мер, направленных на их дальнейшее планомерное продвижение. Аналитически выведены положительные и отрицательные аспекты участия российских университетов в системе мировых академических рейтингов, а также влияние глобальной системы оценки образования и науки на российскую сферу высшего образования.

Полный текст

Введение В современных условиях глобализации, высшее образование как один из общественных институтов также вынужден меняться, приспосабливаясь к новейшим социальным запросам. Изменения, происходящие в системе высшего образования, в первую очередь обусловлены влиянием процессов глобализации и миграции как основных тенденций современного общества. Тенденция глобализации порождает такое явление, как мировые рейтинги, существующие и закрепившиеся не только в бизнес-среде, но и в системе высшего образования. Особенности рейтингования заведений высшего образования основаны на особом способе оценке качества и эффективности как образования, так и административной системы вузов по всему миру. Именно такие аспекты, как качество и эффективность, стали основными критериями для оценки учреждений высшего образования по всему миру [1]. Системы рейтингования в целом позволяют провести критериальную оценку как отрасли в целом, так и конкретного заведения, включенного в рассматриваемую сферу (образование, бизнес, здравоохранение и пр.). Основным методом оценки выступает рейтинг как инструмент, позволяющий провести сравнительную оценку организации по сравнению с другими агентами данной сферы по заранее заданным критериям с привлечением ранжирования, т.е. присвоения организациям значений в списке, которые отражают качество оцениваемого критерия. Основой для методологии всех мировых систем рейтингования для высших учебных заведений становятся несколько взаимосвязанных критериев: качество образования, научная деятельность и публикационная активность и академическая репутация [2]. Под качеством образования понимается совокупность эффективности проведения учебного процесса и адекватность получаемых выпускниками знаний реальному рынку, т.е. организация учебного процесса и востребованность выпускников на рынке труда, что позволяет оценить образовательный аспект деятельности вуза. Научная деятельность и публикационная активность позволяет оценить научный потенциал высшего учебного заведения и контингент профессорско-преподавательского состава: помимо всего прочего, современный вуз представляет собой научную организацию, занимающуюся исследованиями в своей области, а преподаватели должны поддерживать уровень своей компетентности путем ведения научно-исследовательских работ. В свете всего вышесказанного, третьим основным критерием выступает академическая репутация, которая представляет собой совокупность представлений об учебном заведении со стороны заинтересованных лиц, в качестве которых выступают коллеги из других вузов, бывшие выпускники, потенциальные абитуриенты и потенциальные работодатели выпускников данного вуза (по областям). Данная методология оценки, с совокупными дополнениями, служит основой для оценки для таких мировых рейтинговых систем как QS World Universities Ranking, Times Higher Education World University Ranking и Academic Ranking of Worlds Universities [3]. Положительные стороны участия в международных рейтингах для развития российских вузов Одним из положительных аспектов участия российских вузов в мировых рейтингах выступает возможность вывести российские университеты на мировой образовательный рынок. Вследствие мировой глобализации рынок образовательных услуг стал расширяться за счет возможности предоставить образовательные услуги гражданам разных государств. В свете этого, наибольшую популярность у иностранных студентов приобретают вузы, способные дать качественное образование в определенной отрасли. На данный момент, согласно исследованиям А.Р. Кузнецовой, В.Ю. Леденевой, а также плана миграционной политики России до 2025 г., образовательная миграция в российские вузы представляет интерес в основном для жителей стран СНГ, юго-восточной Азии и североафриканского региона. Тогда как для российских студентов в рамках образовательной миграции представляют интерес страны центральной и западной Европы, а также Центральной и Северной Америки [4]. Международные рейтинги могут представить абитуриентам и потенциальным студентам аналитическую справку в сравнительном аспекте относительно специализаций мировых вузов и сравнительных аспектов качества обучения в них. Таким образом, выбор вуза для потенциальных абитуриентов со всего мира становится более обдуманным, для вузов же - это способ продемонстрировать конкурентоспособность собственных образовательных программ и привлечь большее количество обучающихся со всего мира (как внешних, так и внутренних) [5]. Помимо пользы для потенциальных абитуриентов и студентов, которые являются переходящими субъектами образовательной деятельности, системы рейтингования могут быть полезны в качестве источников информации для потенциальных работников - административно-управленческого, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава, которые рассматривают вуз в рамках построения индивидуальной карьерной и научной траектории. Наличие информации о научной деятельности вуза, профессорско-преподавательском составе подразделений университета, а также общей академической репутации может помочь потенциальному работнику выбрать вуз, максимально соответствующий его запросу, а вузам - выбрать максимально подходящих под цели стратегического развития сотрудников, оценивая их с помощью анализа наукометрических показателей предыдущего места работы. При этом для вузов в качестве потенциальных работодателей открываются дополнительные перспективы в виде оценки качества образования выпускников из вузов смежной специальности. Таким образом, университеты смогут оценить приблизительный уровень подготовки выпускников различных учебных заведений. Помимо прочего, площадки мировых рейтингов могут позволить «свести» работодателей в виде организаций, обеспечивающих рабочие места, и вузов в качестве поставщиков квалифицированных кадров. На подобных площадках вузы смогут оценить перспективы рынка и актуализировать перечень программ подготовки, специалисты по которым будут востребованы на рынке труда, а потенциальные работодатели - оценить перспективы найма выпускников конкретных вузов в соотнесении со спецификой их учебно-методических программ подготовки [6]. Для системы российского образования крайне актуальным остается факт продвижения в рейтингах. Занятие более высоких позиций и продвижение в рейтингах позволит не только продвигать на образовательном рынке существующие образовательные продукты, но и привлекать в вуз больше новых высококлассных специалистов по отраслям, а также одаренных студентов со всего мира. По мере действия данной циклической системы, по оценке организаторов рейтингов, вузы будут постоянно совершенствовать собственные программы обучения и актуализировать систему преподаваемых знаний в соответствие с новейшими образовательными тенденциями. Привлечение новых специалистов повлечет за собой структурные изменения в образовательных программах, которые позволят подняться выше на позиции в рейтингах, что, в свою очередь, сделает вуз более привлекательным для потенциальных сотрудников и студентов. В свою очередь, во внутривузовской среде, развитие системы рейтингования может стать фактором поощрения позитивной конкуренции, когда вузы будут стремиться повышать качество существующих образовательных программ, реализовывать новые научные и образовательные программы, предлагать новые образовательные продукты и интенсифицировать научные процессы. Помимо этого, возникающая позитивная конкуренция должна подстегнуть образование коллабораций между различными вузами смежных или взаимодополняющих направлений, между вузами и производствами, различными организациями рынка труда, а также между вузами и научно-исследовательскими организациями в рамках обмена специалистами и создания совместных программ. Ориентация мировых рейтингов не только на образовательный процесс, но и на научные достижения вузов помогут российским заведениям высшего образования активизировать научно-исследовательскую деятельность, а также наладить механизм привлечения ведущих и молодых ученых путем как привлечения новых кадров, так и путем активизации программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура, постдокторантура). На российском образовательном рынке эта тенденция проявляется в повышении спроса на программы подготовки кадров высшей квалификации, повышение спроса в институте соискательства ученой степени, реорганизации аспирантуры как третьей ступени высшего образования, введении нового порядка защиты кандидатских и докторских диссертаций в формате научного доклада для ведущих специалистов в отрасли, а также появлении и развитии формата постдокторантуры при научно-исследовательских институтах и выпускающих кафедрах. Совокупность данных мер позволяет российским вузам привлекать молодых и перспективных ученых в качестве научно-педагогических и профессорско-преподавательских кадров и обеспечивать себе систему внутреннего обеспечения кадрами высшей квалификации. Помимо этого, участие в международных рейтингах предусмотрено в национальных проектах, в частности, в национальном проекте «Наука и университеты». Согласно плану развития российской науки и реорганизации системы высшего образования, в период до 2024 года российские вузы должны обеспечить свое присутствие на мировой арене, выводя национальные университеты в топ-5 стран мира в приоритетных научно-технологических областях, привлечь максимальное число ведущих мировых и молодых ученых в научно-образовательные центры, которыми становятся ведущие университеты страны, а также увеличить план внутренних затрат на научно-технологические исследования и разработки по отношению к ВВП страны (Национальные проекты 2019). Современные тенденции российского образования в связи с участием в международных рейтингах В качестве основных тенденций российского образования, связанных с вступлением российских вузов в мировые рейтинги, следует отметить следующие: укрупнение научно-образовательных центров, создание национальных университетов и федеральных университетов; создание точек роста и объединение мелких институтов в системы университетов и филиалов; интеграция университетов в системы международных баз данных (Web of Science - Сеть науки, Scopus и пр.); создание централизованных систем учета эффективности научных кадров; расширение программ академической мобильности студенческого, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава; активизация студенческой науки и самоуправления; реорганизация стратегий университетов в рамках создания образовательной среды; реализация модульной и кампусной программ обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий [7]. Первая тенденция - укрупнение научных центров и создание сети национальных и федеральных университетов - связана с особенностями методологии оценки рейтингов. Так, система оценки вузов, в особенности у рейтинга Academic Ranking of World Universities, направлена на оценку крупных вузов со сложившейся историей и академической репутацией. Так, важным критерием для оценки вузов является оценка его образовательной инфраструктуры, количества выпускников и студентов, а также уровня привлеченных преподавателей. Шанхайский рейтинг (ARWU) учитывает количество нобелевских лауреатов и лауреатов премии Филдса в составе научно-педагогических и профессорско-преподавательских кадров, а также в составе выпускников вуза, чем могут похвастаться только крупные мировые учебные заведения с наивысшим уровнем образования. При этом в качестве сотрудников или приглашенных лекторов ученые-лауреаты данных престижных наград будут участвовать только в научных или образовательных проектах соответствующего уровня, также им будет требоваться соответствующая инфраструктура, техническое и технологическое обеспечение, возможность привлечения финансирования и пр. Рейтинг THE также учитывает объем привлекаемого университетом финансирования со стороны прочих научно-технических и научно-образовательных организаций и со стороны организаций промышленной сферы. Соответственно, все эти требования легче выполнить крупным научно-образовательным организациям, тогда как мелкие институты и университеты не могут достичь того же уровня за счет более низкого уровня собственных мощностей, потребностей и возможностей, среди которых ограниченный спектр образовательных услуг. Тенденция к укрупнению образовательных организаций и объединению институтов и научно-исследовательских институтов под единой эгидой университетов активно поддерживается национальным проектом «Наука и университеты», действующем с 2014 по 2024 год, в рамках которого на данный момент статус национальных университетов получили 23 российских вуза, а статус федеральных университетов - еще 10 образовательных учреждений. Помимо этого в университетской среде активно развивается концепция консорциумов - коллабораций научно-исследовательских организаций, вузов и субъектов реальных отраслей экономики [8]. Следующая тенденция - создание точек роста - напрямую связана с предыдущей описываемой тенденцией. Федеральные университеты России становятся ведущими научно-образовательными центрами в своих областях, становясь своеобразными центрами притяжения для субъектов реальной экономики и прочих научно-образовательных учреждений всех уровней. На данный момент федеральные университеты созданы в крупнейших и важнейших городах Российской Федерации: Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Красноярске, Ставрополе, Якутске, Архангельске, Симферополе, Казани, Владивостоке, Калининграде, и названы в честь соответствующих регионов России: Уральский федеральный университет, Южный федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Северный (Арктический) федеральный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Казанский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта [9]. Третья тенденция - интеграция университетов в международные базы данных (далее - МБД), вязана с системой учета и оценки публикационной активности международными рейтинговыми системами в области образования. Так, рейтинг THE еще недавно ориентировался в своей оценке в основном на публикации, индексируемые МБД Web of Science - Сеть науки, так как их оценкой занимается компания Thomson Reuters с помощью модуля Clarivate Analytics. Тогда как система QS Universities Ranking ранее основывала свою оценку на анализе публикационной активности МБД Scopus, анализируемую с помощью модуля Elsevier [10]. Относительно недавно (в 2019 г.) оба рейтинга пересмотрели свою методологию и стали учитывать публикационную активность ученых согласно обеим базам данных. Однако программа Министерства науки и высшего образования РФ «5-100» задала ведущим университетам требования по вхождению периодических индексируемых изданий, созданных и функционирующих на базе университетских подразделений в МБД WoS и Scopus. Таким образом, согласно данным аналитики, благодаря следованию этим программам доля российских статей в МБД Scopus и WoS Публикационная активность России и других стран в Scopus по годам неуклонно растет, начиная с 2003 года (рис. 1-3). Рис. 1. Динамика публикационной активности по странам в МБД Scopus (2010-2018)1 Рис. 2. Динамика числа российских журналов и среднего числа научных статей (2015-2019)[2] Рис. 3. Динамика публикационной активности в России и в мире по предметным областям (2015-2019)[3] Третья тенденция - повышение мобильности студенческих и научно-педагогических кадров, а также представителей профессорско-преподавательского состава - непосредственно связана с предыдущими тенденциями. Создание международных научных коллабораций, сотрудничество с ведущими мировыми университетами в приоритетных областях развития науки и технологий позволяет во-первых перенять мировые практики ведения научных исследований и особенностей организации образовательного процесса, но также привлечь внешнее финансирование в российские университеты и повысить узнаваемость российских вузов на мировой образовательной арене и создать положительную академическую репутацию как в целом российского образования, так и отдельных вузов страны по различным предметным областям [11]. Динамика позиций российских университетов в мировых рейтингах На рис. 4 изображена динамика продвижения российских вузов в мировых рейтингах и их объективная оценка по количеству обучающихся, уровню научно-исследовательской деятельности и возрасту университета за последние 10 лет в период с 2011 по 2021 г. При этом можно отметить, что многие из университетов, попавших в данный список, являются новыми укрупненными федеральными и национальными университетами, такими как Национальный исследовательский Томский университет или Казанский (Приволжский) федеральный университет, что говорит об эффективности проводимого национального проекта «Наука и университеты». Помимо них в список также попали крупнейшие и наиболее известные российские университеты с уникальной историей, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова и РУДН. Рис. 4. Динамика продвижения российских вузов в рейтинге QS[4] Критерии для оценки вузов: Size: XL - более 30 тыс. студентов; L - более 12 тыс. студентов; M - более 5 тыс. студентов, S - менее 5 тыс. студентов. Res: VH - очень высокий уровень исследовательской деятельности; HI - высокий уровень исследовательской деятельности; MD - умеренный уровень исследовательской деятельности; LO - ограниченный уровень исследовательской деятельности. Age: S - старше 100 лет (исторический); 4 - более 50 лет (зрелый); 3 - более 25 лет (признанный); 2 - более 10 лет (молодой); 1 - менее 10 лет (новый). Каждому вузу, проходящему экспертную оценку QS Universities Ranking, присваиваются данные индексы для того, чтобы обозначить объективные показатели их оценки. Заключение Интеграция российских вузов в систему международных рейтингов связана с такими мировыми тенденциями, как глобализация, активизация процессов миграции, виртуализация и модернизация социальных институтов. Для адекватного и эффективного включения российских вузов в систему международного рынка образовательных услуг российская система высшего образования и науки была последовательно реорганизована и модернизирована в соответствии с требованиями мирового научного сообщества. Следствием этого стало включение России в Болонскую систему ступеней высшего образования, реорганизация системы вузовского образования и активизация международных коллабораций с другими мировыми университетами. Для соответствия требованиям мировых рейтингов для российских университетов были разработаны программы Министерства науки и высшего образования (проект 5-100), а также национальные проекты (национальный проект «Наука и университеты», национальный проект «Образование»). В результате работы в рамках данных проектов российские вузы смогли реализовать дорожные карты, связанные с продвижением позиций российских университетов в системе международных рейтингов. Результатом данных преобразований стало включение российских периодических изданий в международные базы данных, увеличение доли публикаций с участием российских ученых в международных базах данных, увеличение числа проектов с участием ведущих мировых ученых и российских исследователей, активизация академической мобильности студенческих, профессорско-преподавательских и научно-педагогических кадров, создание новых программ обучения, в т.ч. совместных с другими университетами на всех уровнях обучения, а также общая интенсификация научно-исследовательской деятельности университетов. Благодаря грамотной стратегии развития российских вузов, детальной разработке дорожных карт конкретных университетов с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей российские вузы продолжают расширять сферу своего влияния на международной арене и продвигаться в позициях ведущих мировых рейтингов.

×

Об авторах

Юлия Николаевна Эбзеева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ebzeeva_yun@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-0043-7590

кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков филологического факультета, первый проректор-проректор по образовательной деятельности

117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6

Луиза Нахидовна Гишкаева

Российский университет дружбы народов

Email: gishkaeva_ln@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-7627-5375

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета

117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Виноградова Е. Лучшие из высших // Ведомости. № 98. 01.06.2021.
  2. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М.: Изд-во СГУ, 2019.
  3. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М.: Логос, 2020.
  4. Леденева В.Ю. Международная образовательная миграция в России: потенциал и перспективы // Социология образования. 2014. № 3. С. 68-78.
  5. Кузнецова А.Р. Тенденции образовательной миграции в Российской Федерации // Siberian Socium. 2019. Т. 3. № 2. С. 52-65. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2019-3-2-52-65
  6. Кузнецова А.Р., Кадыров Э.М., Ягафарова В.А. Основные социально-экономические индикаторы развития системы образования в России и мире // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 18-21.
  7. Полозов А.А. Рейтинг вуза: эволюция проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2(72). С. 85-89.
  8. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. Москва, 2019. 56 с.
  9. Щелкунов М.Д., Бухараев В.М. Федеральный университет: диалектика становления // Вестник экономики, права и социологии. Серия «Социология». 2013. № 2. С. 242-246.
  10. Bornmann L., Haunschild R. Does Evaluative Scientometrics Lose Its Main Focus on Scientific Quality by the New Orientation Towards Societal Impact? // Scientometrics. 2017. Vol. 110. № 2. P. 937-943. https://doi.org/10.1007/s11192-016-2200-2
  11. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования // Инновации в образовании. 2017. № 6.

© Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах