Роль государственных корпораций в экономике России (на примере государственных корпораций «Росатом» и «Ростех»)
- Авторы: Эргашев А.С.1, Масленникова Е.В.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Государственный университет управления
- Выпуск: Том 7, № 4 (2020)
- Страницы: 303-315
- Раздел: Государственное управление: теория и практика
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/24978
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2020-7-4-303-315
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли государственных корпораций в экономике Российской Федерации на примере «Росатома» и «Ростеха». Авторами анализируется существующее понятие «государственная корпорация», российская и зарубежная практика деятельности госкорпораций. В статье представлены результаты анализа экономических показателей на основе докладов, публикуемых на официальных сайтах российских государственных корпораций, а также определены перспективы развития российских государственных корпораций. На современном этапе развития и функционирования российских государственных корпораций общество все чаще встречается с их продукцией, но даже и не подозревает, что это отечественная продукция, отвечающая всем мировым стандартам, которая также экспортируется во многие страны мира. Продукция, товары и услуги экспортируются в Северную и Южную Америку, в страны Европы, в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, а также в Африку. За относительно короткое время существования и функционирования российские государственные корпорации смогли увеличить свои доходы и внести большой вклад в экономику страны.
Полный текст
В настоящее время в мировом хозяйстве немалую роль играют государственные корпорации, которые активно действуют в разных странах. Государственные корпорации функционируют практически во всех отраслях экономики и преследуют определенные цели. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, например, в социальной сфере, занятости населения, в социально значимых сферах производства. Государственные корпорации могут функционировать в той сфере, которая считается для государства убыточной с экономической точки зрения, но такая деятельность будет преследовать общественно-благие цели [1]. Одним из ярких примеров может служить кооперация государственных корпораций Китайской Народной Республики центрального подчинения по противодействию коронавирусной инфекции. В общей сложности они выделили около 86,5 миллионов доллара провинции Хубэй в борьбе с эпидемией [2]. Несомненно, государственные корпорации существуют во многих странах и функционируют в различных отраслях экономики. Государственные корпорации наиболее активно действуют в следующих сферах: транспорт, промышленность, банки и финансовые услуги, туризм, культура, сельское хозяйство, телекоммуникации. Первая государственная корпорация в США была создана в 1933 году по инициативе 32-го Президента Ф. Рузвельта. Цель создания государственной корпорации заключалась в обеспечении стабильности экономики США и преодолении экономического кризиса. В Америке государственной корпорацией признается правительственное агентство (организация), которое создано Конгрессом Соединенных Штатов Америки для достижения общественной пользы, предполагающей получение прибыли (в частности, предоставление общественно полезных услуг на рынок), соответствующее ее расходам. Государственные корпорации США создаются на основе государственной формы собственности или же на смешанной форме собственности [3]. В Канаде государственные корпорации называются «Crown Corporations» и создаются федеральным парламентом и парламентами провинции [4]. В обязанности канадских государственных корпораций входит распределение и ценообразование разнообразных товаров и услуг, добыча полезных ископаемых, также они занимаются вопросами развития культуры и общественного транспорта, развитием энергетики. Государство строго контролирует деятельность и расходы государственных корпораций. У них есть своя особенность, и она заключается в том, что нет единства в отношении коммерческого и/или некоммерческого характера деятельности государственных корпораций. На сегодняшний день в Канаде работает немалое число коммерческих государственных корпораций, таких как: Почта Канады, Канадские пассажирские железнодорожные перевозки и другие. В число канадских государственных корпораций можно отнести большое количество музеев, Канадскую корпорацию радио- и телевещания, Канадскую корпорацию по страхованию депозитов. Банк Канады так же обладает статусом государственной корпорации. К особенностям формирования государственных корпораций в Великобритании относится то, что во время правления бывшего премьер-министра страны Маргарет Тэтчер, в 1980-х годах в Великобритании началась приватизация государственных корпораций и компаний, в деятельность которых уже вмешивалось правительство. Необходимо учесть тот факт, что приватизация проводилась очень осторожно. Разрабатывался отдельный закон для каждого аукциона и, что самое важное, все сделки рассматривались парламентом. За год не продавалось больше 3-4 компаний. Правительство Великобритании старалось как можно больше размещать акции приватизируемых компаний среди своих же работников (в том числе применяя льготные цены). Государство обладало правом блокировать изменения в уставе предприятия, когда оно хотело сохранить контроль за компанией, данный институт назывался институтом «золотой акции» [5]. В Великобритании государственной корпорацией считается корпорация, учрежденная парламентом страны и получающая более 50% своих доходов от реализации товаров и услуг. Термин «государственная корпорация» в России в соответствии с действующим законодательством трактуется следующим образом: «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [6]. Государственные корпорации создаются для выполнения конкретных задач, функций и достижения целей, одной из которых является реализация общенациональных экономических и социальных задач, программ федерального значения и национальных проектов, поддержки экономики и расширения производства техники, оборудования и услуг. Например, Ростех занимается экспортом различной продукции, товаров, что говорит о высоком уровне их технологий, о высоком доверии и авторитете на международной арене. Одним из российских примеров государственных корпораций, которая создавалась для достижения определенной цели, является государственная корпорация Олимпстрой, инициированная для проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и ликвидированная 20 марта 2015 года после окончания олимпиады [7]. В настоящее время в России существуют 6 государственных корпораций: 1) «Агентство по страхованию вкладов», создано в 2004 году; 2) «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», создан в 2007 году; 3) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), создан в 2007 году; 4) Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», создана в 2007 году; 5) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», создана в 2007 году; 6) Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», создана в 2015 году. В соответствии с ч. 3.2 статьи 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» правом контроля деятельности государственных корпораций обладает Счетная палата РФ, а также другие государственные органы в соответствии с законодательством страны. У Счетной палаты есть полномочия проверять государственные корпорации, государственные компании и их дочерние компании. В интервью с «РИА Новости» председатель Счетной палаты Алексей Леонидович Кудрин на вопрос о планах проверки сказал, что некоторые госкорпорации проверяются всегда. В особом фокусе внимания находятся Роскосмос и Росатом, так как они имеют полномочия главных распорядителей бюджетных средств [8]. Счетная палата предложила госкорпорациям предоставлять отчетность о выполнении национальных проектов, а также внести все госкорпорации в число ответственных исполнителей госпрограмм [9]. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» все государственные корпорации без исключения обязаны каждый год публиковать отчеты о своей деятельности, об использовании принадлежащего им имущества в соответствии с законом, на основании которого они созданы [6]. Роль «Росатома» и «Ростеха» в экономике России Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Росатом является одним из глобальных технологических лидеров, это многопрофильный холдинг, объединяющий активы в строительстве, машиностроении и энергетике. Одной из главных особенностей государственной корпорации является то, что общее число организаций и предприятий Росатома составляет 132 организации и различных предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации [10]. Однако в перечень системообразующих организаций, подведомственных Госкорпорации «Росатом», входят 46 организаций [11]. Росатом действует в целях «проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), судов гидрографического обеспечения, иных плавучих сооружений, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области» [12]. На данный момент особое внимание уделяется следующим направлениям деятельности: · атомный ледокольный флот (самый мощный ледокольный флот в мире, обеспечивает функционирование Северного морского пути); · добыча и обогащение урана; · композитные материалы; прикладная и фундаментальная наука; ядерная и радиационная безопасность (высокий уровень безопасности отрасли); · проектирование, инжиниринг и строительство АЭС; производство электроэнергии; · производство ядерного топлива; · сервис и обслуживание оборудования АЭС; · ядерная медицина (ведутся работы по созданию первого федерального центра ядерной медицины); · ядерное и энергетическое машиностроение; · ядерный оружейный комплекс (родоначальник отечественной атомной энергетики, «ядерный щит» страны); · ядерный энергетический комплекс (в Российской Федерации 10 функционирующих АЭС, вырабатывающие свыше 17% всей электроэнергии страны). По итогам 2019 года ключевые показатели деятельности Росатома выглядят следующим образом [13]: · выработка электроэнергии на АЭС: 208,784 млрд кВт.ч, в 2018 году данный показатель был равен 204,275 млрд кВт.ч; · доля выработки АЭС от выработки электроэнергии в России: 19,04%, в 2018 году доля выработки составляла 18,7% (годовая выработка АЭС приблизительно соответствует потреблению Москвы и Московской области в течение 2-х лет); · портфель зарубежных проектов на 31.12.2019 включал 36 энергоблоков; 3 атомных энергоблока и ПАТЭС сооружались в РФ; · в мировом рынке фабрикации ядерного топлива доля корпорации равняется 16,3%. Стоит отметить и другие результаты деятельности корпорации: величина портфеля зарубежных заказов сопоставима с объемом всего несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации в 2017 году и составляет более 130 миллиардов долларов; Росатом выполнил гособоронзаказы на 100%; под проводками Росатомфлота в 2019 году 30,28 млн тонн груза было перевезено по Северному морскому пути. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» Главная миссия Ростеха заключается в повышении качества жизни людей путем создания высокотехнологичных «умных» продуктов». Гендиректор Ростеха Сергей Чемезов отмечает, что корпорация находится в состоянии непрерывного роста, она создает новые условия для дальнейшего движения вперед своих сотрудников, предприятий и отечественной промышленности, способствуя благоприятным переменам в России [14]. Цель Ростеха - «содействовать разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации» [15]. На сегодняшний день в Ростех входят 15 холдинговых компаний, 70 организаций прямого управления, 10 дочерних инфраструктурных организаций, более 800 организаций входят в контур управления Ростеха. Организации Ростеха расположены в 60 субъектах Российской Федерации, продукция которых поставляется в 100 стран мира. Уникальное производство и технологии Ростеха помогли ему стать надежным партнером государства по инновационному развитию промышленности. В настоящее время деятельность Ростеха осуществляется по следующим направлениям: 1) авиастроение; 2) автомобилестроение; 3) двигателестроение; 4) ИТ и телекоммуникации; 5) композиционные и другие современные конструкционные материалы; 6) медицинская техника; 7) металлургия; 8) оптика; 9) приборостроение; 10) производство вооружений; 11) производство военной техники; 12) промышленные биотехнологии; 13) радиоэлектроника; 14) станкостроение и производство оборудования для модернизации промышленности; 15) строительство; 16) фармацевтика и другие. Ростех активно участвует в инициированной государством «цифровизации» российской экономики. На предприятиях Ростеха выпускаются сотни продуктов с цифровой составляющей, а также разрабатываются масштабные инфраструктурные проекты [16], в том числе масштабный национальный проект «Умный город». Ростех активно участвует в развитии спорта и поддержки здорового образа жизни, так как это входит в его социальную политику. Согласно Указу Президента России к 2024 году приблизительно 55% россиян должны заниматься физкультурой и спортом систематически [17]. Росатом и Ростех (включая все организации, холдинги и дочерние корпорации) играют важную роль не только в экономике страны, но и в развитии политических отношений России с другими государствами. Основные показатели государственной корпорации Ростех показаны в таблице 1. Таблица 1 / Table 1 Основные показатели государственной корпорации Ростех / The main indicators of the state corporation Rostec Наименование показателей / Name of indicators 2017 год / year 2018 год / year Консолидированная выручка / Consolidated revenue 1589,1 млрд рублей / bn. rubles 1642,7 млрд рублей / bn. rubles Консолидированная чистая прибыль / Consolidated net profit 121,3 млрд рублей / bn. rubles 128,1 млрд рублей / bn. rubles Выработка на одного сотрудника / Output per employee 3106 тыс. руб./чел // thousand rubles/person 3103 тыс. руб./чел // thousand rubles/person Общее число сотрудников по контуру бюджетирования / Total number of employees for the budgeting contour 511 700 529 300 Средняя заработная плата / Average wage 46 700 рублей / rubles 49 500 рублей / rubles Источник: автор на основе годовых отчетов за 2017 [18] и за 2018 [19] гг. Source: the author based on annual reports 2017 [18], 2018 [19]. Основываясь на данных таблицы, можно сделать вывод: государственная корпорация улучшила свои показатели за отчетный период, за исключением выработки на одного сотрудника. Данный показатель снизился с 3106 тысяч рублей на одного человека до 3103 тысяч рублей на одного человека. На официальном сайте Росатома публикуются ежегодная публичная отчетность, финансово-экономические показатели которого представлены в таблице 2 [20]. Таблица 2 / Table 2 Росатом. Ежегодная публичная отчетность / Rosatom. Annual public reporting ПОКАЗАТЕЛЬ / ГОД // Indicator / Year 2016 2017 2018 2018/17 Основные финансовые показатели млрд руб. / Key financial indicators in bln rubles Выручка / Revenue 878,1 967,8 1033,9 +6,8% Активы / Assets 3338,7 3437,7 3798,1 +10,5% Нематериальные активы / Intangible assets 117,6 103,5 194,0 +87,4; Источник: [20]. Source: [20]. Рост выручки Росатома на 6,8% вырос за счет наращивания объема зарубежных заказов (строительство АЭС) и за счет увеличения выручки от продаж электроэнергии и реализации новой продукции. По сравнению с 2016-2017 гг. все показатели изменились в лучшую сторону. Однако «у каждой монеты две стороны». Есть сторонники государственных корпораций и есть противники. Несмотря на ряд благих целей, главной целью создания государственных корпораций является «мягкий способ» национализации экономики [21]. По мнению некоторых авторов, государственные корпорации это - «черные дыры», которые не контролируются государством и постоянно провоцируют рост коррупции в стране [22], являются еще одним способом приватизации имущества государства [23]. По мнению Игоря Юрьевича Артемьева, главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), нужно упразднить государственные корпорации. Он заявил, что все российские государственные корпорации должны быть уничтожены и их организационная форма должна измениться на обычные акционерные общества без каких-либо особых привилегий. Он также добавил, что они обладают большими преференциями и особыми полномочиями, тем самым убивают конкурентов [24]. Также И.Ю. Артемьев заявил журналистам, что на конкурентных рынках российские государственные корпорации должны быть преобразованы в акционерные общества. Предложенную инициативу главы ФАС Агентство планирует добавить в новый национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы. Перспективы развития государственных корпораций также зависят и от решений Правительства Российской Федерации. В частности, Правительству необходимо расширить институциональную поддержку. При подписании новых договоров и соглашений, возможно, будут предложены новые реальные механизмы отстаивания интересов российских государственных корпораций как внутри страны, так и за ее пределами. Следует отметить, что основополагающей стратегией развития крупных государственных корпораций за пределами России является стратегия «интернационализации» деятельности. Насколько успешной будет такая стратегия, будет зависеть исключительно от самих корпораций, от метода выбора рынка и вхождения в него, а также как они будут функционировать внутри страны. Выбирая рынок, необходимо учитывать различные факторы, такие как профессиональная подготовка специалистов, уровень развития инфраструктуры, смежные сервисные компании и компании сферы услуг. Помимо вышесказанного необходимо учесть и тот факт, что коронавирусная инфекция повлияла на экономику каждой страны. Экспорт продукции, товаров и услуг российских государственных корпораций, возможно, снизится ввиду того, что другие страны не смогут покрыть затраты и выплатить все расходы на 100% и это повлияет на доход отечественных государственных корпораций. В данной ситуации можно найти выход, если будет разработан специальный план, по которому российские государственные корпорации будут продолжать экспортировать продукцию, товары и услуги в другие страны. Например, российские корпорации могут снизить объем экспорта до оптимального уровня и будут предоставлять все на основе долгосрочного (беспроцентного) кредита или по более низкой цене. Так, российские государственные корпорации смогут и дальше вносить вклад в экономику России, а другие страны продолжат приобретать необходимые товары и услуги для обеспечения стабильной жизнедеятельности различных сфер экономики.
Об авторах
Акмалджон Салохидинович Эргашев
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ak.ergashev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0000-0000-0001
выпускник магистратуры кафедры государственного и муниципального управления
Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Елена Викторовна Масленникова
Государственный университет управления
Email: maslennikova-ev@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6291-0411
кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления
Ул. Рязанский проспект, 99, Москва, Россия, 109542Список литературы
- Шеина И.В. Формирование и функционирование государственных корпораций: зарубежная практика // Научные записки молодых исследователей. 2016. № 1. C. 63-68. URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-funktsionirovanie-gosudarstvennyh-korporatsiy-zarubezhnaya-praktika. Дата обращения: 01.07.2020.
- Госкорпорации КНР выделили $86,5 млн провинции Хубэй на борьбу с эпидемией // Информационное агентство Regnum. 29.01.2020. URL: https:/regnum.ru/news/society/2842602.html. Дата обращения: 01.07.2020.
- Федеральные правительственные корпорации в США // Агентство по страхованию вкладов. 2009. URL: http:/www.asv.org.ru/documents_analytik/analytics/methodological/281698. Дата обращения: 01.07.2020.
- Crown Corporations Defined // Investopedia. 08.01.2018. URL: https:/www.investopedia.com/terms/c/crowncorporation.asp. Дата обращения: 02.07.2020.
- Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Пирамиды упущенных возможностей. Российская версия «капитализма для своих». М.: Университетская книга, 2014. 191 с.
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.10.2007 N 238-ФЗ.
- Интервью Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина РИА «Новости» // Счетная Палата Российской Федерации. 14.01.2020. URL: http:/audit.gov.ru/news/ intervyu-predsedatelya-schetnoy-palaty-alekseya-kudrina-ria-novosti. Дата обращения: 02.07.2020.
- Дубинкин В. Предложения в ходе «круглого стола» «Законодательное обеспечение раскрытия информации о деятельности государственных корпораций и публично-правовых компаний» 6 февраля в Государственной Думе РФ // Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. 06.02.2020. URL: http://duma.gov.ru/news/47713/. Дата обращения: 02.07.2020.
- Предприятия и организации Росатома // Росатом. URL: https:/www.rosatom.ru/ about/factories/. Дата обращения: 03.07.2020.
- Перечень системообразующих организаций, подведомственных Госкорпорации «Росатом» // Росатом. URL: https:/www.rosatom.ru/upload/iblock/e79/e79cd23edef 90ca2cc1b5a0871086ee4.pdf. Дата обращения: 03.07.2020.
- Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” от 01.12.2007 N 317-ФЗ».
- О Росатоме // Росатом. URL: https:/www.rosatom.ru/about/. Дата обращения: 03.07.2020.
- О компании // Ростех. URL: https:/rostec.ru/about/. Дата обращения: 04.07.2020.
- Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех” от 23.11.2007 N 270-ФЗ».
- Ростех вошел в состав Национального центра компетенций «Умный город» // Ростех. 25.01.2019. URL: https:/rostec.ru/news/rostekh-voshel-v-sostav-natsionalnogo-tsentra-kompetentsiy-umnyy-gorod-/. Дата обращения: 04.07.2020.
- Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. 07.05.2018. URL: http:/kremlin.ru/events/president/news/57425. Дата обращения: 04.07.2020.
- Годовой отчет государственной корпорации «Ростех» за 2017 год // Ростех. URL: https:/rostec.ru/upload/iblock/609/60954456d3f675625e60918653ceb028.pdf. Дата обращения: 04.07.2020.
- Годовой отчет государственной корпорации «Ростех» за 2018 год // Ростех. URL: https:/rostec.ru/upload/iblock/587/587257de247709537226335c9b40b76a.pdf. Дата обращения: 04.07.2020.
- Публичная отчетность // Росатом. URL: https:/rosatom.ru/upload/iblock/fa7/ fa759a96c90510116b0b0632519522cb.pdf. Дата обращения: 05.07.2020.
- Зюзяев А. Сколько денег «съедят» госкорпорации? // Комсомольская правда. 07.09.2007. URL: https:/www.kp.ru/daily/23963/72735/. Дата обращения: 05.07.2020.
- Интервью М. Делягина, директора Института проблем глобализации // Svoboda. URL: http:/ www.svobodanews.ru. Дата обращения: 05.07.2020.
- Потапов В.А., Лазарев В.В. Корпорации и их виды в российской правовой системе // Внешнеторговое право. 2006. № 2. С. 59-62.
- Артемьев предложил уничтожить госкорпорации и напомнил о разделе чеболей // РБК. 29.08.2019. URL: https:/www.rbc.ru/economics/29/08/2019/ 5d67b5189a7947c443d15ea9. Дата обращения: 06.07.2020.