Развитие исследовательского интереса у студентов бакалавриата при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР) на примере направления Государственное и муниципальное управление

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлена характеристика исследовательского интереса и возможности его развития на примере студентов вуза квалификации бакалавр, проведен анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов по данной теме, определены факторы, способствующие формированию и развитию исследовательского интереса, его необходимости в познавательной деятельности студента и результаты его проявления в образовательном процессе вуза. Статья написана на основе пролонгированных наблюдений за студентами вуза (квалификации бакалавр, направление подготовки государственное и муниципальное управление) и промежуточных результатов данных исследований. В анализе промежуточных результатов участвовали сами студенты. Приведены критерии положительного результата развития исследовательского интереса: желание продолжить учиться в магистратуре, инициатива и трудолюбие в выборе темы и подготовки содержания будущих научных публикаций, участие в научных конференциях и конкурсах. Исследовательский интерес рассматривается с точки зрения продолжения познавательной деятельности студента вуза, является ее качественной характеристикой, которая подтверждает осознанную потребность студента в самостоятельном научном творчестве. В настоящее время, в связи с актуальными задачами подготовки студента квалификации бакалавр, современными требованиями к образовательной деятельности и динамично меняющимися условиями современной жизни, а также требованиями реализации в профессии, творчество становится необходимой составляющей познавательной деятельности и ее конкретных направлений. Статья рассматривает творчество как основной результат развития интереса и возможность дальнейшего профессионального развития. В статье предложены конкретные мероприятия, позволяющие развить исследовательский интерес студента квалификации бакалавр в процессе обучения, выделено значение выпускной квалификационной работы в процессе формирования ключевых компетенций, среди которых присутствует исследовательская деятельность.

Полный текст

Одной из задач модернизации образования в высшей школе Российской Федерации является активизация исследовательской деятельности вуза на всех уровнях профессиональной подготовки. Выпускная квалификационная работа уровня высшей профессиональной подготовки квалификаций бакалавр и магистр является документом, подтверждающим приобретение необходимых компетенций [1], ключевых квалификаций, среди которых владение навыками исследовательской деятельности. В Российской Федерации студенты уровня высшего профессионального образования квалификации бакалавр по направлению подготовки - «науки об обществе»: государственное и муниципальное управление, получают официальную рекомендацию готовиться к представлению и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) на официальном уровне начиная с 7 семестра (всего 8 семестров). Официальный уровень означает выбор темы, ее обсуждение и утверждение, выполнение предварительных мероприятий: постановка цели и задач исследования, составление подробного плана, представление концепции работы на обсуждение и утверждение, формирование основных рубрик раздела введение. Хотя в рамках обучения по квалификации бакалавр определять тему ВКР, выстраивать концепцию работы и план, подбирать список литературы представляется возможным на протяжении предыдущих 3-х лет обучения, при этом не требуется прохождение обязательных контрольных процедур, необходим лишь исследовательский интерес в разработке выбранной темы, ранний выбор темы происходит пока редко. Объяснением этого может служить крайняя занятость студентов и длинный перечень учебных предметов в каждом семестре, что затрудняет предварительный поиск основного направления своей исследовательской деятельности [2. С. 113]. Если начать работу по выбору темы и подготовке концепции выпускной квалификационной работы студента на более ранних этапах обучения, например, со второго курса, сочетая интерес к теме с формированием исследовательских навыков и т.д., то ожидаемый результат в виде письменной работы и научного доклада будет выше, а возможности и желание студента заниматься исследовательской деятельностью в будущем кратно увеличатся. Поэтому целесообразно, на основе изучения понятий «интерес» и «исследовательский интерес», провести анализ последовательности действий студента при подготовке и представлении выпускной квалификационной работы для защиты и обосновать необходимость выбора темы работы и ее разработки на более ранних курсах обучения. Статья написана на основе последовательных непрерывных наблюдений за студентами уровня высшего профессионального образования квалификации бакалавр в процессе профессиональной деятельности в высшей школе в обстоятельствах подготовки, представления и защиты курсовых работ и ВКР. В статье использованы методы отбора, описания и систематизации информационных объектов (публикаций), результаты эмпирического исследования, проведенного в Российском университете дружбы народов среди студентов разных курсов (направление подготовки - государственное и муниципальное управление), анализ опыта практической исследовательской и методической деятельности при подготовке ВКР. Для изучения проблемы и преодоления выявленных противоречий при подготовке статьи использовались следующие общенаучные и специальные научные методы: гипотетико-дедуктивный метод и метод обобщения, метод наблюдения за выделенной категорией студентов в определенные периоды времени, интенциальное объяснение, метод диалога, а также проективный метод, позволяющий использовать иные результаты учебной и научной деятельности студентов для достижения поставленной в статье цели. Подход к подготовке выпускной квалификационной работы, основанный на развитии исследовательского интереса на начальных этапах обучения, позволяет описать и опробовать на практике соответствующие технологии и, на их основе, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она сочетала творческое начало, исследовательский интерес и высокое качество выпускной квалификационной работы студента [2. С. 115]. Понятие «интерес» включает в себя две составляющие: первичное знание о предполагаемом предмете исследования и положительная эмоция, связанная с первичным знанием [3. С. 30]. Первая составляющая формируется в процессе обучения и приобретения знаний, вторая проявляется в случае реализации потребности студентов в творчестве. Особенность интереса заключается в том, что само знание, радость от его приобретения и удовольствие от использования должны встретиться на площадке учебной дисциплины, или работы над проектом и его обсуждением, или в процессе чтения научной литературы. Возможны сочетания предложенных вариантов. Первичное знание становится доступным в процессе познавательной деятельности студентов, одним из направлений продолжения которой является исследовательская деятельность. Самым важным опытом исследовательской деятельности должна стать ВКР бакалавра. Может ли этот неизбежный опыт по формальным причинам привести к рождению настоящего исследовательского интереса у студентов и развиваться дальше в процессе обучения на следующих уровнях образования? Да, это возможно, если начать работать над ВКР как можно раньше. В рамках образовательной деятельности такая работа осуществляется высшими учебными заведениями в процессе подготовки студентов, но актуальность ВКР как формы, которая одновременно является итогом познавательной деятельности, становится ясной лишь к окончанию обучения. Структура психики человека на проявленном в сознании уровне демонстрирует постоянную борьбу между желаниями, устремлениями, потребностями и т.д. Такой длинный перечень противостояний в период студенчества - это поле постоянного соперничества, ранжирования, выстраивания иерархии между «мне нравится», «я хочу», «мне интересно» или «мне надо». [4. С. 26]. Студент как субъект учебной и научной деятельности проходит определенный период становления, и на этом пути есть формальные этапы (сессия, зачетные работы, выпускная квалификационная работа) и этапы, определенные объективно-субъективными обстоятельствами. Выпускная квалификационная работа - это этап с такими сложными характеристиками, поэтому так важно приобретать развивать и совершенствовать субъектность исследователя [5. С. 49]. Современное обучение должно формироваться посредством творческих интересов отдельной личности - субъекта общественных отношений с учетом внутренних противоречий. Внутренние противоречия подразумевают прежде всего борьбу мотивов и потребностей, что отражается на мотивационной сфере личности [6. С. 104-107] и формировании познавательного интереса. Студенты первых курсов и не только отличаются недостаточным уровнем познавательной самостоятельности и самоээфективности из-за неготовности быть субъектами своей учебной деятельности [5. С. 50]. В процессе написания ВКР принимают участие два субъекта познавательной деятельности - исполнитель и руководитель работы. Первый может достаточно долго это не осознавать [7. С. 63-64] из-за страха перед сложным небывалым до этого событием или просто отсутствия ответственности за взятые на себя обязательства. В результате осуществления обратной связи, основанной на профессиональном мастерстве руководителя [8], проявляется первый субъект деятельности - студент [9], действующий в соответствии со своими ценностями-знаниями [10. С. 97] и приобретающий бесценный творческий опыт. Сущность процесса исследовательской деятельности в научной литературе рассматривается, прежде всего, с точки зрения критико-рефлексивного подхода. Эта точка зрения подтверждается в работе [11. С. 7] о метакогнитивных навыках, необходимых студенту университета, важности доказательства как элемента модели деятельности [12. С. 206-208]. В зарубежных научных публикациях уделяют внимание студенту-субъекту исследовательской деятельности, необходимости формирования исследовательской позиции как отражения процесса изучения темы [12. С. 206-208], вопросам самоэффективности и саморегуляции в процессе исследовательской деятельности [13. С. 274]. Любопытно внимание авторов к возможностям публикаций студентов и роли личного примера преподавателя [13. С. 275], к использованию студентами неограниченных в современном мире возможностей библиотек и миниисточников информации [14. С. 68-70], к пользе исследовательской практики при разработке учебных проектов по заданным темам, к важности грамотного, продуманного руководства работами студентов [15. С. 154] и, наконец, необходимости образования, раскрывающего способности к творчеству. В работах отечественных авторов практическая составляющая исследовательского интереса представлена в анализе возможностей применения смысловых схем и системы опорных сигналов в процессе осуществления обратной связи студента бакалавриата и преподавателя-руководителя [16. C. 90-93], применения игровых технологий (геймификация) [17. С. 128-130] для приобретения навыков формализации и построения моделей сложных систем, что является одним из требований к качеству ВКР [18. С. 219]. Важно отметить в связи с вышеизложенным, что интерес включает в себя эмоциональную составляющую, которая в анализе литературы проявляется, прежде всего, в практических направлениях деятельности студента-бакалавра, таких как самостоятельная работа над курсовой/проектом, с последующим представлением, а возможно, их реализацией, присутствие личного примера и авторитета преподавателя-руководителя, в осуществлении публикаций студенческих работ в университетских сборниках. Интерес состоит из следующих категорий - познание, деятельность, личность, мотив, потребность, побуждение, склонность, направленность. Комплексное понятие «интерес» включает в себя знание, опыт и положительные эмоции, связанные с процессом применения знаний или полученными результатами, такими как: развитие, новые возможности собственной реализации, необходимый уровень восприятия себя и мира или документ, все это подтверждающий, например, диплом [4]. Таким образом, интерес помогает продвигаться по карьерной лестнице, присутствовать в статусно-ролевой системе организации, что важно для государственного и муниципального служащего [19. C. 70-72]. В вузе студент, используя интерес и ориентиры, предложенные преподавателем-руководителем, выбирает направление выстраивания конкретных целей и задач в соответствии с выбранной темой исследования. Студент в процессе обучения накапливает перечень характеристик, среди которых к интересу относятся: направленность интересов, их многообразие и содержание. ВКР требует выбора среди множества интересов и, возможно, формирование единственного на данный период времени. С точки зрения исследовательской деятельности это характеристики, связанные с устойчивостью познавательных процессов, их скоростью и переключаемостью в соответствии с вновь формируемыми задачами. Перечисленные характеристики носят объективный характер [10. С. 215]. Исследовательский интерес студента-бакалавра имеет научно-практическое содержание, позволяет наращивать объем знаний и применять их в процессе исследовательской деятельности. Развитию интереса способствуют технологии, применяемые в современном высшем образовании, такие как геймификация, разбор конкретных ситуаций, выделение модельных элементов соответственно изучаемому объекту или процессу, формирование самой модели, возможно, опытной, но действующей, проверенной в процессе учебной практики. На формирование исследовательского интереса большое влияние оказывает компетентность преподавателя-руководителя, его научная и профессиональная увлеченность. Исследовательская деятельность студента-бакалавра без интереса возможна, но она не приводит к качественным результатам, подтверждающим присутствие творческого начала в этом виде деятельности, косвенным, но значимым сигналом этого является нежелание продолжать это направление исследований в дальнейшем. Несовпадение интереса и выбранной темы иногда проявляется на продвинутом этапе разработки темы ВКР, когда пройден длительный путь накопления научного материала и его анализа, это происходит довольно часто потому, что выбор темы произошел без совпадения реальных потребностей в данной сфере деятельности и сделанного выбора. Это противоречие можно преодолеть, для этого надо проявлять интерес студента к теме ВКР как можно раньше, начиная с первого курса бакалавриата. Эта работа не только студента-бакалавра, но и преподавателя-руководителя, для начала над рефератом, потом над курсовой работой по данной тематике с возможной публикацией в студенческих или иных сборниках научных статей, приобретением опыта публичных выступлений и участие в дискуссиях, в чем примером может стать преподаватель-руководитель. Исследовательская деятельность студента без интереса возможна, но она не приводит к качественным результатам. Качественный результат имеет точное измерение в виде перечня фактов: желание продолжить учиться в магистратуре, инициатива и трудолюбие в выборе темы и подготовки содержания будущих научных публикаций, участие в научных конференциях и конкурсах. В фактах этого списка среди мотивов и побуждений есть честолюбие, возможно, тщеславие, но успех возможен только при наличии творческого начала деятельности, а сигналом его присутствия является желание продолжить обучение в высшем образовательном заведении. Присутствие интереса в исследовательской деятельности студента способствует преобразованию мира и самого себя, проявляет активное отношение человека к миру, востребованности деятельности как естественного сознательного процесса, ведущего к поставленной цели, самоутверждению и подтверждению самоэффективности в соответствующей сфере деятельности.

×

Об авторах

Ирина Эрнстовна Исаева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: Isayeva.irina@gmail.com

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Кротова Е.А., Вилкова А.Д., Кожевникова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях компетентностно-ориентированной модели образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 357-357.
  2. Васильев И.А. Качественное образование - детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. №. 9. С. 103-122.
  3. Исаева И.Э. Особенности интереса в познавательной деятельности студентов вуза // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. 2015. Т. 10. С. 27-31.
  4. Андреев П.А., Исаева И.Э. Развитие студентов в процессе обучения в вузе // Сборник статей XIV международной научно-практической конференции «Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов». М.: Аэтерна, 2016. С. 26-28.
  5. Иванова М.А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика // Высшее образование в России. 2018. №. 3. C. 48-58.
  6. Лешер О.В., Липатникова Ю.В. Влияние мотивационных тенденций студентов вуза на познавательный интерес // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3. №. 1. С. 104-107.
  7. Кротова И.В. Психологические детерминанты достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования // Образование и саморазвитие. 2017. Т. 12. № 2. С. 62-72.
  8. Буркова С.П., Долотова Р.Г., Винокурова Г.Ф. Современные образовательные технологии // Современные проблемы науки и образования. 2013. №. 2. С. 272-272.
  9. Курьян М.Л. Проблема диалога между участниками образовательного процесса в ситуации предоставления преподавателем обратной связи // Вестник Мининского университета. 2017. № 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-12
  10. Калашникова А.В., Чижакова Г.И. Модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Современные проблемы науки и образования. 2013. №. 1. С. 230-230.
  11. Bourke B. Positionality: Reflecting on the Research Process // Qualitative Report. 2014. Vol. 19. № 33. P. 1-9.
  12. Asher R.J. A Conversation with Randy Asher, Principal of New York City’s Brooklyn Technical High School // Gifted Child Today. 2016. Vol. 39. № 4. P. 205-208.
  13. Schofield C., Burton F.L. An Investigation into Higher Education Student and Lecturer Views on Research Publication and Their Interest in the Production of a College Partnership Science Journal // Innovations in Education and Teaching International. 2015. Vol. 52. № 3. P. 265-276.
  14. Criollo M., Romero M., Fontaines-Ruiz T. University Students’ Self-efficacy for Learning How to Conduct Research // Psicologia Educativa. 2017. Vol. 23. № 1. P. 63-72.
  15. Tanaka K. Learning How to Learn Through Experiential Learning Promoting Metacognitive Skills to Improve Knowledge Co-creation Ability // Procedia Computer Science. 2016. Vol. 99. P. 146-156.
  16. Мишурина О.А. Повышение качества подготовки студентов бакалавриата в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 90-93.
  17. Щепетова С.Е., Сатдыков А.И. Применение игровых технологий в преподавании «системных» дисциплин // Высшее образование в России. 2018. № 4. C. 127-134.
  18. Турабаева Л.К., Мадалиева А.Б., Тлеубаева С.Л. Обучение посредством формирования творческих интересов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6-2. C. 219-222.
  19. Исаева И.Э., Абросимов А.Г. Интерес - инструмент обучения или элемент психологического мира человека? // Методология современной образовательной деятельности. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2018. С. 59-72.

© Исаева И.Э., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах