Айтрекинг: потенциал для применения в государственном управлении, политическом брендинге и планировании избирательных кампаний

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется потенциал применения современных технологий айтрекинга (видеоокулографии) в сферах аналитического обеспечения политической деятельности и государственного управления. Авторы приходят к выводу о значительных возможностях использования исследований на основе айтрекинга при планировании информационных и избирательных кампаний, для противодействия распространению экстремизма в сети Интернет, партийного брендинга и политического SMM. В статье показывается, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции все большая доля информационных, управленческих и регулятивных функций осуществляется онлайн, что дополнительно актуализирует возможности использования айтрекинга для совершенствования дистанционных сервисов и оптимизации удобства их использования для пользователей.

Полный текст

Айтрекинг, или видеоокулография - это современная технология, которая позволяет фиксировать окуломоторные реакции человека - движения взгляда, его внимание и восприятие визуальной информации. Несмотря на то, что основы современной окулографии были заложены еще в 1960-е гг. советским ученым А.Л. Ярбусом [1], с 2000-х гг. появляются и получают распространение современные айтрекеры, представляющие собой компактный прибор в форм-факторе небольшой приставки к компьютеру или очков, позволяющий в режиме реального времени фиксировать направление взгляда человека с точностью ~ 0,5 градуса, отделяя то, на что действительно фокусируется взгляд, от периферического зрения. Окулография позволяет с высокой точностью определить, на каких визуальных стимулах (или их элементах), представленных респонденту, задерживается его внимание, что остается незамеченным, а что вызывает эмоциональный отклик, как положительный, так и отрицательный. В качестве визуальных стимулов могут использоваться изображения, надписи и тексты, фотографии, видео, плакаты, интернет-сайты, листовки, демотиваторы, карикатуры и т.д. Тестирование с современными айтрекерами проходит комфортно и практически незаметно для респондента: обычно он просто свободно смотрит с экрана монитора, планшета или мобильного телефона визуальный контент, в то время как камеры айтрекера снимают микропередвижения его зрачков, фиксируемых при помощи встроенной инфракрасной подсветки, и соотносят направление взгляда с конкретной точкой на изображении. Материалы, полученные аналитиком на выходе исследования с айтрекером, - это видеозапись, визуализации и статистика, позволяющие детально проанализировать внимание и поведение респондента. Наиболее популярные и эффектные визуализации - это «тепловые карты», «видимые зоны» и графики движения взгляда. Для отслеживания эмоциональной реакции аудитории - в первую очередь одобрения или неприятия окулографический анализ может дополняться биометрией - специальный датчик, размещаемый на пальце респондента, отслеживает его пульс и кожно-гальваническую реакцию (проще говоря, потоотделение), что в данном аспекте сближает айтрекер по возможностям с полиграфом. Важным плюсом исследований на основе окулографии является отсутствие необходимости большой выборки респондентов. Как правило, их число варьируется от 5 до 30 - и этого оказывается достаточно для решения 99% задач. Также можно отметить исключительную наглядность результатов окулографического исследования. Статистика и визуализации позволяют максимально наглядно показать найденные проблемы, оценить отклик аудитории. Так сложилось, что сегодня айтрекинг применяется (притом все еще достаточно ограничено) преимущественно в маркетинговых и брендинговых исследованиях, юзабилити-тестировании, медицинских и поведенческих экспериментах. Айтрекинг позволяет решать конкретные задачи, связанные с поиском проблем, выявлением особенностей аудитории, ее восприятием любой визуальной информации и сравнением предлагаемых решений и альтернатив. Айтрекинг потенциально дает аналитикам доступ к бессознательному представителей целевой аудитории. Одним из наиболее широко используемых современных приложений для отслеживания движений глаз является обнаружение того, как пользователи взаимодействуют с веб-страницами и Интернетом в целом. Более глубокое понимание этого процесса может помочь компаниям и брендам максимизировать свое влияние на пользователя. В последние годы значительно увеличилось число научных публикаций (в том числе и междисциплинарных), посвященных прикладному использованию технологий видеоокулографии. С 2007 года издается специализированный научный журнал - «Journal of Eye Movement Research» [2]. При этом значительный потенциал этой технологии практически не используется в политической сфере: как в политической деятельности и аналитике, так и в политологических исследованиях. Среди примеров актуальных опубликованных политологических исследований с использованием айтрекинга можно выделить [3; 4; 5], также хотелось бы отметить междисциплинарные исследования отечественного ученого А.С. Огнева [6; 7; 8]. В то же время потенциал использования айтрекинга в политических целях крайне велик и многогранен: разработка и сопровождение информационных кампаний, противодействие распространению экстремизма в сети Интернет, партийный брендинг и планирование избирательных кампаний, политический SMM и пр. Например, для новых партий, находящихся на стадии формирования своей идеологии и политической идентичности, могли бы оказаться весьма полезными дополнительные окулографические исследования. Полагаем, что айтрекинг мог бы найти применение и в аналитическом сопровождении деятельности парламентских партий. При этом айтрекинг может использоваться не только для оценки и разработки рекламных материалов, политических месседжей, символики, демотиваторов и пр., но и, например, для развития систем электронного голосования, правительственных интернет-порталов, веб-ресурсов политических сил. Так, например, в последние годы в разных странах был введен ряд требований к удобству использования систем электронного голосования. Было обнаружено, что приложения для электронного голосования не были удобными и эффективными из-за их недостаточной простоты использования. Результаты проведенных исследований показали, что приложения имеют проблемы с отображением не относящейся к делу информации, а также многие пользователи не могли успешно завершить процесс голосования в системе или допускали ошибки в процессе голосования, что оказывало влияние на электоральные результаты и готовность избирателей пользоваться электронным голосованием в дальнейшем. Несомненно, восприятие аудиторией безопасности системы повышается, если включенная информация является более ясной и понятной для пользователя. В современной эпидемиологической ситуации, обусловленной пандемией коронавирусной инфекции, все большая доля информационных, управленческих и регулятивных функций осуществляется онлайн, причем увеличивается роль национальных платформ и нарастает суверенизация сети Интернет. Диджитализация и развитие дистанционных сервисов выходит на лидирующие позиции во всех сферах - от государственных услуг до ведения хозяйства и работы по дому. В этих условиях также актуализируются возможности использования айтрекинга для совершенствования дистанционных сервисов и оптимизации удобства их использования для новых сегментов аудитории. Таким образом, потенциал использования айтрекинга в целях информационно-аналитического сопровождения политической и управленческой деятельности представляется весьма значительным, что позволяет получить ощутимые преимущества от его внедрения.

×

Об авторах

Ярослав Ринатович Игнатовский

Аналитический центр «ПолитГен»

Автор, ответственный за переписку.
Email: hindutime@mail.ru

политконсультант, генеральный директор

Лиговский проспект, 74, Санкт-Петербург, Россия, 191040

Владимир Геннадьевич Иванов

Российский университет дружбы народов

Email: ivanov_vg@pfur.ru

доктор политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 173 с.
  2. Journal of Eye Movement Research. URL: https://bop.unibe.ch/index.php/JEMR. Дата обращения: 01.02.2020.
  3. Schmuck D., Tribastone M., Matthes J., Matthes E., Bergel M. Avoiding the Other Side?: An Eye-Tracking Study of Selective Exposure and Selective Avoidance Effects in Response to Political Advertising // Journal of Media Psychology Theories Methods and Applications. December 2019. doi: 10.1027/1864-1105/a000265
  4. Geise S., Heck A., Panke D. The Effects of Digital Media Images on Political Participation Online: Results of an Eye-Tracking Experiment Integrating Individual Perceptions of “Photo News Factors”: Media Images and Political Participation // Policy and Internet. February 2020. doi: 10.1002/poi3.235
  5. Toreini P., Toreini M., Langner A. Using Eye-tracking for Visual Attention Feedback. Conference: Information Systems and Neuroscience (NeuroIS Retreat) At: Vienna, Austria. June 2019.
  6. Огнев А.С., Фан Ц., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Худолей М.М., Кагонян Р.С., Пиксайкина С.В., Рицкая Е.В. Перспективы использования современных портативных айтрекеров // Человеческий капитал в формате цифровой экономики Международная научная конференция, посвященная 90-летию С.П. Капицы: сборник докладов. М., 2018. С. 349-358.
  7. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Окулографический анализ психосемантических особенностей компьютерных изображений // Личность в информационно-образовательном пространстве: ответы на вызовы времени: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Российский новый университет, 2018. С. 98-103.
  8. Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В. Окулометрические проявления психологических установок респондентов в отношении восприятия визуального контента // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 2. С. 41-48.

© Игнатовский Я.Р., Иванов В.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах