Проблема детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются и выявляются причины появления детской беспризорности и безнадзорности в России. Также указывается необходимый комплексный подход, позволяющий противодействовать данному негативному явлению, который затрагивает органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической среды.

Полный текст

Современная Россия является и выступает в качестве одной из развитых стран в мире. Но, как и в любом государстве, у нее так же есть свои проблемы, и в первую очередь это детская беспризорность и безнадзорность. Рассматриваемая тема на данный момент весьма актуальна, так как у этой проблемы нет точной даты возникновения, но есть весьма прогрессивный рост, который можно сравнить с национальным бедствием. На данный момент ни одно ведомство в Российской Федерации не может предоставить точные данные о количестве беспризорных детей. По разным подсчетам, в России насчитывается от 2 до 5 млн человек беспризорников [5]. Например, авторы исследования «Маргинальная преступность» говорят о том, что нет точной статистики даже по городу Москва, и они приводят только примерные цифры в районе от 10 - до 50 тыс. При этом около 70 % бездомных - это мальчики, а остальную долю составляют девочки-беспризорницы, доля которых с каждым годов возрастает [8]. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации указывается число детей, лишенных дома и проживающих на улице, в районе 2 млн человек. Исследование, которое было проведено Абызовым Р. М., показало, что на учет в полиции впервые были поставлены подростки в возрасте до 10 лет - 22,2 %; 12 лет - 19,4 %; 13 лет 37,6 %. Основными причинами постановки на учет были: · занятие бродяжничеством (80,5 %); · употребление спиртных напитков (60,4 %); · употребление наркотиков и их распространение (8,3 %) [1]. Как же соотносятся понятия «беспризорность», «безнадзорность» и «бродяжничество»? Обратимся к этимологии данных понятий. Беспризорность - это социальное явление, в результате которого происходит отрыв ребенка от семьи с дальнейшей утратой постоянного места жительства. Критериями детской беспризорности являются: · полное отрешение от семьи и родственников; · использование мест для проживания, не предназначенных для этих целей; · сосуществование за счет добывания средств, способами, которые не признаются обществом и законодательством страны [9]. В «Словаре Русского языка» С.И. Ожегова [10] слово «безнадзорный» толкуется как «лишенный надзора». В дальнейшем термин широко использовался там, где шла речь о преступлениях, совершенных детьми. Словосочетание «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних» становилось все более привычным. Оно получило признание в правовых актах, юридической и некоторой другой официальной литературе. В литературе понятия «беспризорность» и «безнадзорность» нередко используются как взаимозаменяемые. Между тем они имеют различное содержание. По ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [13] безнадзорным определяется несовершеннолетнее лицо, за которым лишен контроль его поведения вследствие недолжного исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или опекунов. Беспризорность и безнадзорность зачастую приводит к бродяжничеству. Итак, бродяга - это человек лишенный постоянного места жительства, склонный к скитанию и не имеющий постоянного места работы [12]. Ст. 151 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество как вид антиобщественных действий [3]. Основным фактором, который заставляет детей скитаться на улице, в первую очередь является неблагоприятный психологический климат в семье (не полная семья, то есть отсутствие одного из родителей или образ жизни самих родителей и их поведение), сложившийся вследствие отчуждения ребенка от его родителей. Проанализировав исследования центров по работе с беспризорностью детей, нами был сделан вывод о том, что все беспризорные и безнадзорные дети происходят из неблагополучных семей. Главной причиной появления таких семей связано с тем, что родители уклоняются от своих прямых обязанностей по воспитанию своих детей и как следствие в этой ситуации происходит их полное лишение родительских прав. И на данный момент количество родителей, лишенных родительских прав, стремительно растет. Чаще всего побег ребенка из семьи вызван физическим или психологическим насилием над его несформированной личностью и проявляется следующим образом из-за: · ограничения или полного лишения ребенка еды; · применения физической силы, которая проявляется в побоях и ежедневных избиениях; · выражения к ребенку сексуальных действий; · унижения и оскорбления; · принуждения к чему-либо. По мнению Вдовиной Т. В., «дети, которые стали заниматься бродяжничеством, не имели определенного статуса в семье. Связано это с тем, что родители не выполняли свои прямые обязанности. Они не уделяли детям должного внимания, не занимались их воспитанием и показывали дурной пример, а именно вели антиобщественный образ жизни, пьянствовали, совершали правонарушения» [4]. Те условия, при которых ребенок существует в семье, влияют на характер детей и их образ жизни, в связи с тем, что формирование личности происходит, во-первых, с раннего детства, а во-вторых, дети склонны к копированию поведения родителей. При анализе исследования центров по работе с беспризорностью было выявлено, что большинство исследуемых подростков услышали нецензурное слово непосредственно от своих родителей или попробовали алкоголь с разрешения тех же родных за семейным застольем в праздники. Таким образом, многие беспризорники переняли негативные привычки и мотивы поведения родителей. Особую группу риска составляют дети, которые утратили обоих родителей, которые в дальнейшем были либо отданы на воспитание близким родственникам или были отправлены в специализированные детские дома. Главными причинами безнадзорности и беспризорности на территории Российской Федерации выступают следующие факторы: · сокращение на предприятии, приводящее к безработице; · экономический криз, который привел к большому количеству обнищания людских масс, в результате чего люди стали жить за чертой бедности; · изменение в обществе ценностей, а именно утрата семейных устоев и нравов; · ведение антиобщественного образа жизни (алкоголизм, разбой, наркомания, проституция и др.); · увеличение числа психических заболеваний у детей и взрослых, вызванных неправильным поведением. По нашему мнению, сложившаяся ситуация в современном обществе, связанная с распространением и пропагандированнием беспризорничества, вышла за пределы нормы. И для решения данной проблемы на сегодняшний день нам потребуется помощь в первую очередь от правоохранительных органов, а также плотное взаимодействие с властными, общественными и учебновоспитательными структурами. И самое важное, в данной ситуации не только повысить уровень жизни ребенка, но и закрепить его духовно-идеологическим составляющим. Наличие беспризорников в стране в наше время говорит нам о том, что государство, в котором присутствует данный слой населения, выступает экономически неблагополучным, данная точка зрения представлена П.А. Пак, И.Г. Лихолат, С.А. Сушенко [10] Беспризорники и безнадзорные подростки в большей степени склонны к вовлечению в приступные круги по сравнению с другими несовершеннолетними, так как их положение в первую очередь зависит от оценок окружения, склонного к совершению преступлений. Главные отличительные черты и особенности преступности беспризорников связаны с психическим и нравственным развитием на фоне социальной незрелости данного слоя общества. На основании этого можно объяснить тот факт, что все преступные деяния, совершенные этой категорией, носят преимущественно группой характер. Группы, созданные несовершеннолетними беспризорниками, имеют большую мобильность, так как зачастую совершенные ими преступления находятся за сотни километров от их основного места положения, и это все увеличивает их общественную опасность [6]. Большинство таких преступлений совершается детьми в состоянии алкогольного опьянения, наркоманском бреду. По данным исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 32 % беспризорных - алкоголики, наркоманы, токсикоманы. [7] В ежегодной сводке, которую предоставляют правоохранительные органы, зафиксировано, что около 100 тысяч общественно-опасных деяний совершены несовершеннолетними беспризорниками, и данные преступления можно с легкостью отнести в категорию тяжких и особо тяжких преступлений [2]. На данный момент наметилась еще одна опасная тенденция, согласно криминологическим исследованиям, большинство преступных деяний подростками совершенно по указанию непосредственной рекомендации взрослого. Так же статистические данные показывают, что изменяются с каждым годом возрастные группы малолетних преступников, они имеют направление к так называемому «омоложению». На наш взгляд, в государстве к таким подросткам следует применять специальные меры по воздействию и перевоспитанию. Но не во всех регионах Российской Федерации можно использовать данную методику, так как в большинстве областей на территории России отсутствуют необходимые специализированные учебно-воспитательные учреждения для данной категории подростков. В итоге большинство детей остаются в данной среде, их положение только усугубляется в связи с тем, что они совершают новые преступления и вовлекают в свои преступные круги новых подростков, которые стали на путь беспризорничества и безнадзорности [5]. На наш взгляд, главные причины того, что государственные органы выполняют свои обязанности неэффективно, связаны со следующими положениями: · ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность в организации деятельности; · не проводится специальная профилактическая работа с неблагополучными семьями и с подрастающим поколением; · отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы; · органы власти не уделяют внимание сфере культуры и образования. Для того чтобы мы могли выйти из данной ситуации, необходимо провести комплексный подход, который затронет все органы государственной власти, на основании чего будут внесены изменения в законодательство, которые в дальнейшем изменят общую социально-экономическую среду. Следует провести следующие мероприятия: · необходимо провести изменения и усовершенствовать существующую систему благодаря развитию организационных, финансовых, правовых и других механизмов взаимодействия между организациями и государственными учреждениями по работе с борьбой беспризорности и безнадзорности и их социальной реабилитацией; · в государстве на законодательном уровне следует создать специализированный орган, у которого будет прямая обязанность отвечать за решение проблемы беспризорничества и безнадзорности подростков и координацию более мелких подведомств в других регионах, учреждений и организаций, как государственного уровня, так и частного; · ввести более жесткий контроль над исполнением мер по Федеральному закону «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; · привлечь организации досугового воспитания в культуре и спорте, в первую очередь в некрупных городах к обеспечению занятости подростков; · вернуть роль школе по обеспечению воспитания ребенка, а также усилить работу с неблагополучными семьями за счет специального социального работника, который будет проводить профилактические осмотры жилья неблагополучных семей; · создать специальную систему на уровне государства, с помощью которой можно будет вести систему учета безнадзорных и беспризорных детей; · создать специальное министерство на федеральном уровне, которое будет заниматься проблемами неблагополучных семей и подростков, а также контролировать региональные структуры; · ввести систему контроля ребенка, который стал на путь беспризорничества, с помощью государственных или негосударственных учреждений или в приемной семье. Таким образом, проблема беспризорности и безнадзорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил. В заключение хотелось бы отметить, что жизнь беспризорных и безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Связано это с тем, что чем больше ребенок находится в данной жизненной ситуации, тем сильнее страдает его личность. С каждым годом возрастает число правонарушений, которые в большой степени принимают групповой и организационный характер, и самое печальное, что в таких противоправных деяниях учувствуют несовершеннолетние дети. Таким образом, заметно, что данная проблема уже давно вышла на новый уровень своего развития, и она должна решаться незамедлительно. Для того чтобы справиться с данной ситуацией, нам потребуется полное ее переосмысление.

×

Об авторах

Анастасия Михайловна Батуро

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lady.anactasiya@yandex.ru

студентка 2 курса магистратуры кафедры истории России

Список литературы

  1. Абызов Р.М. Об общественно опасном поведении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности // Российский следователь. 2012. № 17. С. 28-29.
  2. Аналитический обзор «Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в Центральном федеральном округе РФ» за 1995-2004 гг. // Архив Москвы.
  3. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 67.
  4. Вдовина Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика социально-негативного поведения, взаимосвязанного с преступностью: дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 138.
  5. Комаров А.В. Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 261-262. URL: https://moluch.ru/archive/ 70/11929/ (дата обращения: 24.12.2018).
  6. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011. С. 362.
  7. Лукашова Н.Ф. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение // Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2006. С. 385.
  8. Маргинальная преступность: комплексное исследование / под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Волтере Клувер, 2010. С. 73.
  9. Словари и энциклопедии на академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/809429 (дата обращения: 23.12.2018)
  10. Пак П.А. Криминология в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов юрид. спец. вузов / П.А. Пак, И.Г. Лихолат, С А. Сущенко. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 118.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php? wordid=1330 (дата обращения: 23.12.2018).
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. С. 56.
  13. ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018). Доступ из справ.-правовой системы: Гарант.

© Батуро А.М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах