Государственное управление научной и научно-технической деятельностью в Российской Федерации на примере подготовки и принятия системы научных специальностей
- Авторы: Омельченко ВВ1
-
Учреждения:
- АО «ВПК “НПО машиностроения”»
- Выпуск: Том 5, № 4 (2018)
- Страницы: 397-410
- Раздел: Государственное управление: теория и практика
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/21252
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2018-5-4-397-410
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья является дальнейшим продолжением работ по рассмотрению основ государственного управления использованием национальных ресурсов, применительно к сфере научной и государственной научно-технической деятельности в Российской Федерации. С системных позиций рассмотрены базовые функции государственного управления научной и научно-технической деятельностью, проведен анализ существующего нормативно-правового регулирования подготовки и принятия системы научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, выявлены системные недостатки утвержденной номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Проведено обоснование системы классификации для «Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени».
Полный текст
Введение Под управлением понимаем любое изменение состояния некоторого объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели [10]. Соответственно, под государственным управлением понимаем любое изменение состояния государства, ведущее к достижению поставленных в конституции этого государства целей. Предложенный в литературе [3, 4, 8] подход к анализу и систематизации задач и функций государственного управления использованием национальных ресурсов был использован при исследовании некоторых универсальных функций государственного управления, в том числе: прогнозирование [4], надзор и контроль [5]. Дальнейшим важным продолжением исследований по государственному управлению национальными ресурсами является рассмотрение особенностей государственного управления в разных предметно-ориентированных сферах. Так, в статье [6] были рассмотрены особенности государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В настоящей статье рассмотрим особенности государственного управления применительно к сфере научной и государственной научно-технической деятельности в Российской Федерации. 1. Государственное управление научной и научно-технической деятельностью в Российской Федерации В качестве основных документов, в которых отражены вопросы государственного управления научной и научно-технической деятельностью в Российской Федерации, в части государственного регулирования подготовкой и принятие системы (номенклатуры) научных специальностей отнесем следующие: 1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; 2. Приказ Минобрнауки России от 23.10.2017 N 1027 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени»1. Объектом государственного управления является состояние научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации. Органом государственного управления является Минобрнауки России и Высшая аттестационная комиссия. Государственное управление состоянием научной и научно-технической деятельности включает следующие базовые функции: 1) государственная научно-техническая политика в сфере управления научной и научно-технической деятельностью; 2) наблюдение (измерение, сбор и представление) данных о состоянии научной и НТД; 3) оценивание состояния научной и НТД, а также аномалий (недостатков, нарушений, отклонений, угроз, уязвимостей) и рисков; 4) отождествление (идентификация) состояния научной и НТД, а также аномалий, рисков, причин их возникновения; 5) научно-техническое прогнозирование будущего состояния научной и научно-технической деятельности; 6) планирование, подготовка и принятие мер по управлению научной и НТД; 7) регулирование и реализация мер (поручений) по государственному управлению научной и НТД. Инвариантную структуру типового контура основных функций государственного управления состоянием научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации обобщенно представим на рис. 1. Необходимые прямые и обратные связи, показанные на рисунке, определяются особенностями реализации отдельных функций государственного управления. Внеш- 1 Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2017 N 48962. ние связи - как надсистемное управление (угрозы, риски, ограничения), а также входы и выходы для объекта государственного управления необходимы для взаимодействия с надсистемой и средой. Под надсистемой понимаем систему верхнего уровня, которая формирует цели и политику для рассматриваемой системы государственного управления, либо угрозы, наличие которых требует коррекции принятого для рассматриваемой системы управления целеполагания. Например, возникновение новой внешней угрозы для государства, требует коррекции целеполагания и политики системы государственного управления. Целеполагание и государственная научно-техническая политика являются системообразующими функциями по отношению ко всем остальным частным функциям государственного управления. X(t) Внешние угрозы Вход Объект управления - состояние научной и научно-технической деятельности в РФ Y(t) Внутренние угрозы Выход 7. Регулирование и реализация мер (поручений) по государственному управлению научной и НТД 1. Государственная научнотехническая политика 2. Наблюдение (измерение, сбор и представление) данных о состоянии научной и НТД 6. Планирование, подготовка и принятие мер по управлению научной и НТД Целеполагаеие и координация 3. Оценивание состояния Научной и НТД, а также аномалий (недостатков, нарушений, отклонений, угроз, уязвимостей) и рисков 5. Научно-техническое прогнозирование будущего состояния научной и НТД 4. Отождествление (идентификация) состояния научной и НТД, аномалий, рисков, причин их возникновения Рис. 1. Инвариантная структура типового контура основных функций государственного управления научной и НТД в Российской Федерации 1. Анализ существующего государственного регулирования подготовки и принятия системы научных специальностей Существующее государственное регулирование рассматриваемого вопроса представляет собой некоторый многоэтапный процесс подготовки, разработки, согласования и утверждения приказом Минобрнауки России «Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (далее - Номенклатура). Будем оценивать эффективность этого про- цесса, прежде всего, по результатам, коим является сама Номенклатура и ее содержание. В соответствии с требованиями общей теории классификации [2] проведем анализ существующего нормативно-правового закрепления научных специальностей Номенклатуры по двум направлениям: 1. структурно-логический анализ Номенклатуры; 2. смысловой анализ систематизации предложенных научных специальностей. Утвержденная номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, представляет собой 3-х уровневую иерархическую классификацию: 3. уровень - группы (классы) научных специальностей; 4. уровень - подгруппы (подклассы) научных специальностей, входящих в группы; 5. уровень - научные специальности, входящих в соответствующие подгруппы и группы научных специальностей. Иностранное слово «номенклатура» означает: 1) совокупность или перечень названий, терминов, употребляющихся в какой-л. отрасли науки, искусства, техники и т. д.; 2) круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого-л, вышестоящего органа [8]. Отсюда следует, что название утвержденного документа «Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» как перечень (совокупность), не соответствует содержанию, в котором предложен не перечень специальностей, а система (классификационная система, классификатор) с соответствующей знаковой иерархической кодировкой (шифрами). Первый уровень такой классификации представлен 26 группами (классами) научных специальностей, из которых 13 групп (1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 10-я, 11-я, 14-я, 15-я, 16-я, 18-я, 20-я и 21-я) являются пустыми, так как не имеют наименований групп научных специальностей (таблица 1). Таблица 1 Шифр Наименование групп научных специальностей Наименование подгрупп научных специальностей 01.00.00 Наименование не определено 02.00.00 Химия Подгруппы не определены (приведено 17 из 21 заявленных наименований научных специальностей) 03.00.00 Не определено 6. Математика 7. Механика 8. Астрономия 9. Физика 10. Физико-химическая биология 11. Общая биология 12. Физиология Продолжение табл. 1 Шифр Наименование групп научных специальностей Наименование подгрупп научных специальностей 04.00.00 Не определено Подгруппы не определены 05.00.00 Не определено 3. Не определено 6. Не определено 10. Не определено 15. Не определено 06.00.00 Не определено 07.00.00 История и археология Подгруппы не определены (приведено 7 из 15 заявленных наименований научных специальностей) 08.00.00 Экономика Подгруппы не определены (приведено 6 из 14 заявленных наименований научных специальностей) 09.00.00 Философия Подгруппы не определены (приведено 9 из 14 заявленных наименований научных специальностей) 13. Инженерная геометрия и компьютерная графика 14. Машиностроение и машиноведение 15. Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение 16. Транспортное, горное и строительное машиностроение 17. Авиационная и ракетно-космическая техника 18. Кораблестроение 19. Электротехника 20. Приборостроение, метрология и информационноизмерительные приборы и системы 21. Радиотехника и связь 22. Информатика, вычислительная техника и управление 23. Энергетика 24. Металлургия и материаловедение 25. Химическая технология 26. Технология продовольственных продуктов 27. Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности 28. Процессы и машины агроинженерных систем 29. Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева 30. Транспорт 31. Строительство и архитектура 32. Не определено 33. Документальная информация 34. Безопасность деятельности человека 35. Электроника 36. Агрономия 37. Ветеринария и зоотехния 38. Лесное хозяйство 39. Рыбное хозяйство Окончание табл. 1 Шифр Наименование групп научных специальностей Наименование подгрупп научных специальностей 10.00.00 Не определено 11.00.00 Не определено Подгруппы не определены 12.00.00 Юриспруденция Подгруппы не определены (приведено 12 из 15 заявленных наименований научных специальностей) 13.00.00 Педагогика Подгруппы не определены (приведено 6 из 8 заявленных наименований научных специальностей) 14.00.00 Не определено 15.00.00 Не определено Подгруппы не определены (наименования научных специальностей отсутствуют) 16.00.00 Не определено Подгруппы не определены (наименования научных специальностей отсутствуют) 17.00.00 Искусствоведение Подгруппы не определены (приведено 7 из 9 заявленных наименований научных специальностей) 18.00.00 Не определено Подгруппы не определены (наименования научных специальностей отсутствуют) 19.00.00 Психология Подгруппы не определены (приведено 10 из 13 заявленных наименований научных специальностей) 20.00.00. Не определено Подгруппы не определены (наименования научных специальностей отсутствуют) 21.00.00 Не определено о Подгруппы не определены (наименования научных специальностей отсутствуют) 22.00.00 Социология Подгруппы не определены (приведено 6 из 8 заявленных наименований научных специальностей) 23.00.00 Политология Подгруппы не определены (приведено 6 из 6 заявленных наименований научных специальностей) 24.00.00 Культурология Подгруппы не определены (приведено 2 из 3 заявленных наименований научных специальностей) 25.00.00 Науки о земле Подгруппы не определены (приведено 18 из 36 заявленных наименований научных специальностей) 26.00.00 Теология Подгруппы не определены (приведено одно наименование научной специальности) 40. Литературоведение 41. Языкознание 42. Клиническая медицина 43. Профилактическая медицина 44. Медико-биологические науки 45. Фармация Это говорит о том, что приведенная классификация на данном уровне отработана только на 50 процентов, остальное - отсутствие какой-либо систематизации (13 из 26) групп научных специальностей. Второй уровень классификации представлен подгруппами (подклассами) научных специальностей, каждая из которых включена в соответствую- щую группу (третий столбец таблицы 1). Например, в 1-ю группу научных специальностей, которая не имеет наименования, входят следующие четыре подгруппы (подклассы) научных специальностей: математика, механика, астрономия и физика (таблица 2). Таблица 2 Шифр Наименование групп научных специальностей, наименование научной специальности Наименование отраслей науки, по которым присуждается ученая степень 01.00.00 Не определено 01.01.00 Математика В данной подгруппе приведены 8 из 9 заявленных наименований научных специальностей 01.02.00 Механика В данной подгруппе приведены 4 из 8 заявленных наименований научных специальностей 01.03.00 Астрономия В данной подгруппе приведены 4 из 4 заявленных наименований научных специальностей 01.04.00 Физика В данной подгруппе приведены 20 из 23 заявленных наименований научных специальностей Следует отметить, что во 2-й группе научных специальностей с наименованием «химия» отсутствует разделение на подгруппы (подклассы), а приведен сразу третий уровень классификации - наименование 21 специальности. Такие разрывы в систематизации объектов, процессов и явлений реальности являются недопустимыми при проведении классификации [8, 9] или систематизации [12]. Кроме того, 7 групп (классов) научных специальностей (4-я, 11-я, 15-я, 16-я, 18-я, 20-я и 21-я) являются полностью пустыми, т.е. отсутствует все три уровня классификации. В приведенных выше таблицах указанные недоработки и недостатки предложенной системы классификации подкрашены серым цветом. Все эти недостатки и недоработки структурно-логического представления научных специальностей в нормативно утвержденной Номенклатуре являются следствием применения неполной, логически неструктурированной и неоднородной классификации научных специальностей. Смысловой анализ систематизации предложенных научных специальностей базируется на рассмотрении корректности обоснованного включения предложенных специальностей в соответствующие группы (классы) и подгруппы (подклассы) по признакам-основаниям смысловой принадлежности. Смысловой анализ систематизации предложенных научных специальностей приведем на примере 5-й группы и ее подгрупп научных специальностей (таблица 3). Таблица 3 Шифр Наименование 5-й группы и ее подгрупп научных специальностей Наименование научных специальностей Наименование 5-й группы с шифром 05.00.00 не определено Не приведено 05.01.00 1-я подгруппа «Инженерная геометрия и компьютерная графика» В данной подгруппе приведено только одно наименование научной специальности, повторяющее наименование подгруппы 05.02.00 2-я подгруппа «Машиностроение и машиноведение» Приведено только 12 из 23 заявленных наименований научных специальностей 3-я подгруппа подгруппа с шифром 05.03.00 научных специальностей отсутствует Не приведено 05.04.00 4-я подгруппа «Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение» Приведено только 6 из 13 заявленных наименований научных специальностей 05.05.00 5-я подгруппа «Транспортное, горное и строительное машиностроение» Приведено только 3 из 6 заявленных наименований научных специальностей 6-я подгруппа с шифром 05.06.00 научных специальностей отсутствует Не приведено 05.07.00 7-я подгруппа «Авиационная и ракетно-космическая техника» Приведено 8 из 10 заявленных наименований научных специальностей 05.08.00 8-я подгруппа «Кораблестроение» Приведено 5 из 6 заявленных наименований научных специальностей 05.09.00 9-я подгруппа «Электротехника» Приведено только 7 из 12 заявленных наименований научных специальностей 10-я подгруппа с шифром 05.10.00 научных специальностей отсутствует Не приведено 05.11.00 11-я подгруппа «Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы» Приведено только 12 из 18 заявленных наименований научных специальностей 05.12.00 12-я подгруппа «Радиотехника и связь» Приведено только 4 из 14 заявленных наименований научных специальностей 05.13.00 13-я подгруппа «Информатика, вычислительная техника и управление» Приведено только 11 из 20 заявленных наименований научных специальностей 05.13.01 1-я научная специальность «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)» Технические Физико-математические 05.14.00 14-я подгруппа «Энергетика» Приведено только 7 из 14 заявленных наименований научных специальностей Окончание табл. 3 Шифр Наименование 5-й группы и ее подгрупп научных специальностей Наименование научных специальностей 15-я подгруппа научных специальностей с шифром 05.15.00 отсутствует Не приведено 05.16.00 16-я подгруппа «Металлургия и материаловедение» Приведено 8 из 9 заявленных наименований научных специальностей 05.17.00 17-я подгруппа «Химическая технология» Приведено только 9 из 18 заявленных наименований научных специальностей 05.18.00 18-я подгруппа «Технология продовольственных продуктов» Приведено только 8 из 17 заявленных наименований научных специальностей 05.19.00 19-я подгруппа «Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности» Приведено 4 из 5 заявленных наименований научных специальностей 05.20.00 20-я подгруппа «Процессы и машины агроинженерных систем» Приведено 3 из 3 заявленных наименований научных специальностей 05.21.00 Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева Приведено только 3 из 5 заявленных наименований научных специальностей 05.22.00 Транспорт Приведено только 9 из 19 заявленных наименований научных специальностей 05.23.00 Строительство и архитектура Приведено только 14 из 22 заявленных наименований научных специальностей 24-я подгруппа научных специальностей с шифром 05.15.00 отсутствует Не определено 05.25.00 25-я подгруппа «Документальная информация» Приведено только 3 из 5 заявленных наименований научных специальностей 05.26.00 26-я подгруппа «Безопасность деятельности человека» Приведено 5 из 6 заявленных наименований научных специальностей 05.27.00 27-я подгруппа «Электроника» Приведено 4 из 6 заявленных наименований научных специальностей Анализ представленных данных в таблице позволяет сделать следующие выводы: 46. значительное большинство групп научных специальностей имеет небольшое количество подгрупп, а некоторые группы (2-я группа) совсем не имеют подгрупп научных специальностей. Предложенная классификация 5-й группы научных специальностей крайне перегружена наличием разнородных по своему смыслу 27 подгрупп научных специальностей и вносит дисбаланс в общую систему классификации научных специальностей; 47. Из 27 подгрупп научных специальностей отсутствует пять: № 3, 6, 10, 15, 24, что говорит о неполной систематизации и отсутствие целостности предложенной подсистеме (ветви) классификации; 48. наряду с предметно-ориентированными подгруппами научных специальностей в эту же 5-ю группу необоснованно включена 13-я подгруппа «Информатика, вычислительная техника и управление», которая носит универсальный характер и может применяться не только в предметно-ориентированных областях экономики, но и во всех других научных группах специальностей, т.е. во всех 26 группах. Получается, что 5-я группа научных специальностей декомпозирована на 27 подгрупп по разным признакам-основаниям систематизации, что является грубейшим нарушением самой логики классификации; 49. еще более нелогичным (аномальным, нетождественным, неадекватным) является включение как в 5-ю предметно-ориентированную группу, так и в 13-ю подгруппу универсальной группу так представленной научной специальности «Системный анализ, управление и обработка информации», которая, по сути, является универсальной и инвариантной предметной области деятельности государства. Систематизация и классификация и как методология (наука) познания и как метод (инструмент) классификации являются универсальными и всеобщими сущностями, которые стоят над различными предметно-ориентированными сферами и научными специальностями. Таким образом, рассмотренная «Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» представлена с многочисленными нарушениями, недостатками и недоработками, ключевыми из которых являются недостатки предложенной классификационной схемы, несущими системный характер. В соответствии с этим предложим правильный подход к проведению классификации структурно-логических сущностей «Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени». 2. Обоснование системы классификации верхнего уровня для «Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» В соответствии с требованиями общей теории классификации многообразных и разнообразных объектов, процессов и явлений реальности на каждом уровне иерархической систематизации недопустимо выделение большого количества классов или групп. При этом при возникновении трудностей такой систематизации, например для большого множества сложных объектов, процессов и явлений, рекомендовано использовать двоичный принцип классификации. Из приведенных в Номенклатуре на верхнем уровне систематизации 26 групп (классов) по признаку-основанию «универсальность» выделим два класса научных специальностей (рис. 2): 1. универсальные специальности, которые представляют собой всеобщие и универсальные учения (науки) о наиболее общих законах и закономерностях реальности (мира, действительности, бытия); 2. неуниверсальные специальности, которые представляют собой предметно-ориентированные, специфические учения (науки) о частных законах и закономерностях реальности (мира, действительности, бытия). К первому классу научных специальностей следует отнести специальности, ориентированные на универсальные и всеобщие науки о наиболее общих законах и закономерностях реальности: классификация, систематизация, системология, теория отражения (познания), философия и др. Эти науки, содержащие общетеоретический понятийно-категорийный аппарат и универсальную и всеобщую онтологию, приемлемых для всех предметно-ориентированных наук (частных, смежных, специальных, прикладных). Например, общая классификация как универсальный и всеобщий метод отражения объектов, процессов и явлений реальности используется в любой человеческой деятельности, во всех научных специальностях, направлениях, предметноориентированных науках. Второй класс предметно-ориентированных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, подразделяем на три подкласса специальностей: · общественные науки (об обществе и человеке, обществознание); · естественные науки (о природе, естествознание); · технические науки (техникознание). Исходное множество научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени Степень универсальности Класс универсальных специальностей, по которым присуждаются ученые степени Класс предметно-ориентированных специальностей, по которым присуждаются ученые степени Универсальные специальности, Предмет науки относящиеся к классу науки познания реальности Специальности, относящиеся к классу общественных наук Специальности, относящиеся к классу естественных наук Специальности, относящиеся к классу технических наук Философия классификация, систематизация, системология, теория отражения Социальные науки Гуманитарные науки Однородные науки Смежные науки радиотехника, электротехника, информатика, электроника, энергетика и др. (познания) и др. Социология, политология, археология, культурология, история и др. Психология, педагогика, языковедение, и др. Физика, химия, астрономия, механика, биология, медицина, геология, экология и др. Биофизика, биохимия, биоинженерия, биотехнология и др. Рис. 2. Классификационная схема верхнего уровня для «Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» Общественные науки в свою очередь подразделяются на подклассы: · социальные науки (социология, политология, археология, культурология, история и др.); · гуманитарные науки (психология, педагогика, языковедение, и др.). Естественные науки подразделяются на подклассы: · однородные науки (физика, химия, астрономия, механика, биология, медицина, геология, экология и др.); · смежные (неоднородные) науки (биофизика, биохимия, биоинженерия, биотехнология и др.). Технические науки: радиотехника, электротехника, информатика, электроника, энергетика и др. В заключение следует отметить необходимость системного обучения в образовании, что невозможно обеспечить без знания универсальных и всеобщих научных специальностей, направлений, дисциплин. Например, можно всю свою жизнь изучать, например, химию и химические элементы, их свойства и характеристики, но при этом так и не понять сути этой научной специальности. А можно сразу изучить и понять главное в ней - классификационную систему химических элементов имени Д.И. Менделеева, и тогда все становится на свои места. Это значит, обучаемый, человек познающий познал главное - систему в этой научной специальности. Поэтому дальше, по жизни, какие бы не возникали вопросы-ситуации по химии, которые суть - элементы этой системы, для этого человека уже не будет проблем в понимании этих ситуаций. Или другой пример. Разве можно глубоко познать мир животных и растений без знания ее классификационной системы, системы К. Линнея? Основная цель и предназначение устроения любой научной классификационной системы - это системное упорядочение бесконечного множества различных объектов, процессов или явлений реальности в некоторую конечную систему классов. Это в полной мере относится и к рассмотренной выше «Номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени», структурно-логическая основа которой оставляет желать лучшего. В соответствии с этим представляется целесообразным: 1. при подготовке и разработке «Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» учитывать требования научной классификации и разделять исходное множество научных специальностей на предметно-ориентированные группы, с отдельным выделением групп универсальных научных специальностей; 2. в программах школьного образования, и в программах среднего и высшего образования предусмотреть обучение в рамках системного научного направления «Общая классификация и систематизация».
Об авторах
В В Омельченко
АО «ВПК “НПО машиностроения”»
Автор, ответственный за переписку.
Email: omvv@yandex.ru
доктор технических наук, профессор, советник подразделения 00-03
Список литературы
- Ловцов Д.А. Системология научных исследований: Учеб. пособие для аспирантов. 2-е изд., доп. и испр. М: ФБУ НЦПИ при Минюсте России. 2018. 76 с.
- Омельченко В.В. Общая теория классификации. В двух частях. Часть I. Основы системологии познания действительности. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2008. 466 с. Часть II. Теоретико-множественные основания // Предисл. Д.А. Ловцова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 296 с. Сайт URSS.ru.
- Омельченко В.В. Основы систематизации. В двух частях. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 480 с. Сайт URSS.ru.
- Омельченко В.В. Прогнозирование как важнейшая функция управления: Историко-логический анализ древних писаний и древнерусского языка // Вестник РУДН, серия Государственное и муниципальное управление. № 2. 2014. С. 85-102.
- Омельченко В.В. «Систематизация и анализ истоков происхождения ключевых понятий государственного управления «надзор» и «контроль» // Вестник РУДН, серия Государственное и муниципальное управление. № 1. 2016. С. 7-19.
- Омельченко В.В. Подход к оценке эффективности государственного управления национальными ресурсами на примере развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации // Вестник РУДН, серия Государственное и муниципальное управление. Том 4. № 1. 2017. С. 7-24.
- Приказ Минобрнауки России от 23.10.2017 N 1027 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени». Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2017 N 48962.
- Системный аудит использования национальных ресурсов и управление по результатам. Выпуск II. Методы и модели информационно-аналитического обеспечения. Под ред. А.А. Пискунова. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 592 с.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: «Русский язык». 1988. 608 с.
- Словарь по кибернетике. Под ред. академика АН СССР В.М. Глушкова. Глав. ред. Украинской советской энциклопедии. Киев, 1979. 624 с.