Школа креативного управления как инструмент создания карьеры будущих управленцев

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях серьезных трансформационных процессов как в сфере государственного управления, так и в системе образования актуализируются проблемы обеспечения качественной профессиональной подготовки будущих управленцев, способных к эффективной и результативной деятельности в условиях постоянно изменяющейся социальной среды. В этой связи автором осмысливаются новые образовательные подходы к формированию профессиональных компетенций студента управленческого ВУЗа на примере создания Школы креативного управления на базе НИУ РАНХиГС. Данный проект дает возможность будущего трудоустройства лучших студентов института и способствует выстраиванию управленческой карьеры проактивных выпускников, являясь социальным лифтом в современном профессиональном образовании.

Полный текст

В процессе модернизации российской системы высшего профессионального образования актуальной является проблема разработки инновационных подходов к непрерывному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих России. Очевидно, что они должны быть ориентированы на соответствие: · нормам мирового образовательного сообщества и направлениям реформирования российской системы образования; · потребностям в качественной образовательной подготовке государственных и муниципальных служащих, ориентированной на преодоление разрыва между формально полученным образованием и готовностью к реальному решению профессиональных задач, стоящих перед российским обществом; · необходимости формировать профессиональную готовность государственных и муниципальных служащих к регулированию инновационных и модернизационных процессов в хозяйственной, политической, социальной сферах жизни российского общества; · преодоление разрыва образовательных и профессиональных стандартов в области государственного и муниципального управления, что способствовало бы решению проблемы трудоустройства выпускников ВУЗа по специальности [1]. Особенно остро проблема трудоустройства студентов ВУЗов по специальности касается выпускников управленческих факультетов. Многие вчерашние студенты, получив диплом, вынуждены искать место работы, совершенно не связанное с полученной специальностью, т.к. возможности устроиться по специальности у них нет. С другой стороны, очень часто можно встретить такую картину, когда некоторые должности, особенно в государственном управлении, занимают лица, не обладающие определенными необходимыми профессиональными качествами. Так, например, по итогам опроса выпускников Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС 2016 г. можно сказать, что лишь 8 % бывших студентов уровня бакалавриат удалось устроиться по специальности. При этом 68 % выпускников специальности Государственное и муниципальное управление готовы получать дополнительные знания в области той специальности, которую они когда-то получили. Поэтому многие из бакалавров, закончивших специальность ГМУ, продолжают свое обучение в магистратуре по той же специальности, но это никак не решает вопроса их дальнейшего трудоустройства. Для решения данной задачи является чрезвычайно актуальным формирование условий для трудоустройства выпускников согласно получаемым специальностям как со стороны выпускающих управленческих ВУЗов, так и среди заинтересованных органов ГМУ. Именно поэтому на базе НИУ РАНХиГС была создана Школа креативного управления для формирования условий успешного трудоустройства будущих выпускников НИУ РАНХиГС в органы государственного и муниципального управления и бизнес-организации. Школа креативного управления - это база дополнительного образования для лучших студентов 3 и 4 курсов НИУ РАНХиГС, прошедших предварительный отбор по многим критериям. Прежде всего, при отборе студентов обращается внимание на успеваемость студентов и их активность во внеучебной деятельности: участие в органах студенческого самоуправления, участие в проектной деятельности академии, участие в конкурсах студенческого самоуправления, участие в научно-практических конференциях, наличие публикаций в научных журналах. Также все слушатели Школы креативного управления проходят психологическое тестирование, которое позволяет составить личностный портрет будущего выпускника. Так, тест «Оценка управленческого потенциала» (автор Ю.В. Синягин) позволяет выявлять управленческий потенциал, соотношение управленческого потенциала и управленческих способностей, ориентацию руководителя преимущественно на управленческую карьеру или на профессиональную [2]. Тест Д. Кейрси позволяет выявить типы личности по классификации типов личности К.Г. Юнга. Знание типов личности помогает более рационально осуществлять расстановку кадров. Входное тестирование студентов проводится на 3 курсе в режиме online через Интернет с использованием информационной системы формирования резерва управленческих кадров (далее - ИСФРУК), размещенной на сервере Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС. Каждый участник обеспечивался логином и паролем для доступа к ИСФРУК, что обеспечивает защиту персональных данных в процессе тестирования. Одной из главных особенностей данного тестирования является выявление управленческого потенциала студентов, который можно рассматривать как совокупность следующих характеристик: ресурсы, необходимые для выполнения управленческой деятельности; возможная скорость приобретения новых и наращивания имеющихся ресурсов; возможная скорость восстановления возобновляемых ресурсов; способность к переструктурированию ресурсов; способность к мобилизации ресурсов на выполнение управленческой деятельности [3]. При рассмотрении кандидатов в Школу креативного управления рекомендуется учитывать соотношение показателей «ориентации на жизненную идею», «ориентации на организационную задачу» и «безопасность». У человека, склонного к управленческой деятельности, ориентация на жизненную идею преобладает над ориентацией на организационную задачу. Можно сказать, что люди с высокой ориентацией на организационную задачу скорее склонны к исполнительской деятельности или к управленческой работе, но на вторых ролях. Показатель безопасности позволяет предполагать, насколько в данный период у человека удовлетворена потребность в безопасности и уверенности в будущем. Чем выше показатель безопасности, тем актуальнее для человека вопрос стабильности в работе и должностных обязанностях. При формировании вывода проводился факторный анализ всех результатов тестирования, учитывалась достоверность результатов теста. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что 22 % участников проявили свои деловые и личностные качества на уровне «управленец». Это говорит о готовности студентов к освоению управленческих навыков. 24 % опрошенных проявили свои деловые и личностные качества на уровне «среднее звено управления», когда надо выступать в роли исполнителя и руководителя на уровне подчинения вышестоящему руководителю. 54 % участников на данный момент ориентированы на исполнительскую деятельность, что вполне соответствует их возрасту и социально-экономическому статусу. Приведем данные результатов тестирования студентов 2017 г. для прохождения курса Школы креативного управления. Данные результаты являются показателем текущего уровня развития деловых и личностных качеств студентов. Отметим, что на государственной и муниципальной службе востребованы как исполнители, так и управленцы. Но данное исследование позволяет выявить студентов с ярко выраженным лидерским потенциалом и склонностям к эффективному управлению. По результатам тестирования хочется отметить высокий уровень управленческих способностей (среднее значение по группе 58,8 %) и управленческого потенциала (среднее значение по группе 63,1 %) у студентов. Студенты проявили определенные актуальные и потенциальные ресурсы, информацию о которых можно использовать при планировании занятий Школы креативного управления, обучения студенческого актива, при разработке индивидуальных образовательных траекторий студентов. Это говорит о том, что управленческий потенциал выпускников НИУ РАНХиГС достаточно высок, что дает возможность утверждать, что лучшие выпускники института могут составить основу кадрового управленческого резерва Нижегородской области. Рис. 1 Распределение студентов, желающих пройти курсы школы креативного управления, по склонностям к управлению В основу создания обучающей программы школы креативного управления положен компетентностный подход. Компетентностный подход соединяет формирование соответствующей квалификации с формированием человеческого капитала работника - его способности быть результативным за счет качества образования, производственной подготовки, профессиональной мобильности, здоровья, мотивированности к самообразованию и профессиональной самореализации. Он позволяет сформировать работника, способного к решению не только стандартного набора профессиональных задач, но и к эффективному решению нестандартных проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Проблемы компетентностного подхода в профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих применительно к задачам инновационного развития страны в последнее время стали объектом активного внимания ряда российских исследователей [4]. При создании обучающей программы школы креативного управления авторы прежде всего опирались на формирование компетенций будущего, выделенных в Атласе новых профессий [5], который представляет собой базу данных перспективных отраслей и профессий и помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям [6]. Также в данной разработке представлен перечень и описание компетенций, востребованных работодателем будущего. Экспертами выделено 11 надпрофессиональных навыков-метакомпетенций: системное мышление, клиентоориентированность, бережливое производство, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность, навыки художественного творчества, управление проектами, работа с людьми, логическое мышление, программирование, работа в условиях неопределенности. Исходя из данного перечня компетенций нами были выбраны из них основные, наиболее значимые, на наш взгляд, компетенции, которые эффективно способствуют формированию управленческих навыков у будущих управленцев. Поэтому нами были выбраны пять основных компетенций, необходимых, на наш взгляд, в работе будущего управленца: проектные компетенции в сфере ГМУ и бизнеса; саморазвитие; формирование перспективного мышления - форсайт; командная работа, создание позитивной рабочей атмосферы; организация межсетевого взаимодействия, обеспечение взаимодействия между людей. В данной таблице представлена структура занятий Школы креативного управления согласно тем управленческим компетенциям, которые формируются в процессе обучения. Как видно из названия занятий, все они практико-ориентированы и проводятся в форме тренингов, круглых столов и бесед экспертами, которые имеют непосредственное отношение к сфере государственного и муниципального управления и бизнеса. Так, например, экспертами школы креативного управления 2016-2017 г. являлись представители Областного законодательного собрания Нижегородской области, депутаты городской думы Нижнего Новгорода, представители министерств и ведомств нашего города, Пресс-службы губернатора Нижегородской области, а также известные тренеры нашего города и столицы. Выбор программных занятий, тщательный подбор влиятельных экспертов-преподавателей, а также практико-ориентированность программы, - все это позволяет студентам более глубоко погрузиться в сферу управленческой деятельности, открыть для себя скрытые детали профессии, что невозможно сделать, будучи студентом-бакалавром, который получает большой пласт теоретической подготовки, но оторван от практики. Программа курсов Школы креативного управления включает в себя занятия по трем основным блокам: общепсихологический, общеуправленческий блок и занятия по специализации. Во втором семестре 3 курса проходит отбор студентов согласно выбранным критериям, а также им предлагается обще- психологический блок программы. Для 4-го курса программа рассчитана на 3 месяца первого семестра в связи с прохождением преддипломной практики, написанием диплома и сдачей государственного экзамена во втором семестре студентов. Производственная практика и написание диплома ориентированы на потенциального работодателя индивидуально для каждого студента. Структура занятий Школы креативного управления согласно формируемых управленческих компетенций Таблица 1 Проектные компетенции в сфере ГМУ и бизнеса Саморазвитие Формирование перспективного мышления, работа в состоянии неопределенности Формирование системного мышления, межотраслевая коммуникация Секреты оформления грантовой заявки в рамках оформления проекта Психологическая диагностика слушателей, составление личностных профилей Форсайт развития Нижегородской области Система взаимодействия органов власти в Нижегородском регионе Проблемы законотворчества: от идеи до законопроекта Технология продвижения по карьерной лестнице». Как пройти собеседование на работу Национально-техническая инициатива: тенденции формирование финансовых рынков Городское хозяйство как система Организация собственного бизнеса: финансовые, налоговые, юридические аспекты Тренинг ораторского мастерства Самоменеджмент Структура Законодательного собрания Нижегородской области Предвыборная кампания: от проекта к системе Cтресс. Работа с эмоционально негативными состояниями Креативность и карьерный рост: от выпускника НИУ РАНХиГС до государственного деятеля Организация социальных коммуникаций в органах ГМУ Самоменеджмент Организация поддержки малого и среднего бизнеса органами власти Организация кросскультурного взаимодействия в органах гму и бизнесе Преподавателями занятий в школе креативного управления являются ведущие тренеры Нижнего Новгорода, а также эксперты - представители органов власти и бизнес-организаций региона. Создание Школы креативного управления позволит сформировать профессионально-управленческие навыки и компетенции будущего выпуск- ника, трудоустроить лучших выпускников РАНХиГС согласно получаемой специальности в академии, повысить престиж НИУ среди ВУЗов Нижнего Новгорода, а также в дальнейшем сформировать управленческую элиту Нижегородской области из числа выпускников Нижегородского института управления. Таким образом, можно утверждать, что реализация данного проекта способствует выстраиванию управленческой карьеры проактивных выпускников, являясь социальным лифтом в современном профессиональном образовании.

×

Об авторах

Юлия Владимировна Саркисян

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: pubadmj@rudn.university

к. пед. н., директор программ факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ РАНХиГС

Список литературы

  1. Саркисян Ю.В. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа // Журнал «Власть». Москва. № 5. 2011. C. 56-61.
  2. Синягин Ю.В. Личностно-профессиональные факторы успешности карьеры современных государственных служащих. Мир психологии. 2010. № 4. С. 226-240.
  3. Синягин Ю.В. Оценка руководителя: компетентности и ресурсы. Воспитание детей и молодежи. 2009. № 4. С. 48-53.
  4. Личностная и профессиональная зрелость кадров государственной службы: Сборник научных статей. Часть 1 / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009. 238 с.; Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  5. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_ SEDeC_Atlas.pdf
  6. Формирование профессиональных компетенций как фактор построения успешной карьеры. Баранов А.В., Агаджанян А.С., Андриянчик Р.В., Мамотенко Д.С., Тагаев А.В. Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии. Сборник методических материалов и статей. М.: Издательский дом Дело, 2016.

© Саркисян Ю.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах