СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА
- Авторы: Базылева С.П.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 5, № 1 (2018)
- Страницы: 103-111
- Раздел: СЛОВО СТУДЕНТАМ, АСПИРАНТАМ И МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/19783
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2018-5-1-103-111
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Поскольку политическая деятельность является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, она неотделима от управления миграционными процессами. Сегодня миграционная ситуация в Узбекистане сложна и многогранна. Со стороны государства в Узбекистане требуется больше усилий для решения управления миграционными процессами. Оформление гражданства и мониторингом миграционных процессов занимается структурное подразделение МИД Узбекистана. В настоящее время в республике действует новая комплексная стратегия территориального развития, непосредственно связанная с этим вопросом в части мониторинга и статистики миграции (внешней и внутренней, различных видов), соблюдения законности, социальной защиты, безопасности, межгосударственного сотрудничества, создания единой информационной базы, совершенствования миграционного законодательства.
Ключевые слова
Полный текст
Современный Узбекистан как многонациональная страна принимает активное участие в управлении миграционными процессами, роль которых в жизни разных государств и их населения в 21 веке неуклонно возрастает. Это связано и с глобализацией, и с экономическими кризисами (национальными, региональными), и с уровнем жизни людей, и с количественно-качественными показателями рабочей силы, и с переформированием рынка труда, и с геополитическими процессами, и с изменениями в духовной области. Правовая основа управления миграционной политики Узбекистана - Конституция Республики Узбекистан, различные нормативно-правовые акты, а также нормы международного права в миграционной сфере, куда входят все территориальные перемещения населения Узбекистана по перемене ПМЖ (эмиграции, иммиграции, внутренней миграции), временной и сезонной (трудовой, транзитной) миграций [2]. Основными партнерами государства в осуществлении управления миграционной политикой являются международные организации, средства мас- совой информации, различные неправительственные (некоммерческие) организации, а также научные учреждения. Миграционная ситуация в Узбекистане в наши дни является результатом комплекса политических и социально-экономических факторов - от распада советской системы, суверенизации образовавшихся в результате этого независимых государств, многонациональности, трансформационных процессов в экономике (формирование рыночных отношений), общественной жизни, демократизации трудовых отношений до глобализации и степени защищенности категорий населения со стороны государства. У данных факторов разная сила влияния на управление миграционными возможностями и намерения населения, однако их комплекс в целом формирует ситуацию с миграцией и ее главные тенденции. По статистике, в последние несколько десятилетий (с 1991 года) в Узбекистане прошло уже несколько миграционных «волн». Миграция - понятие общее, она делится на международную (внешнюю) и внутреннюю. Здесь прежде всего нужно отметить потоки село-город, между областями, между городами, внутри села, а также так называемую экологическую миграцию. Необходимы увеличение количества рабочих мест в тех районах, где высокая концентрация населения, контроль переселения вынужденных мигрантов с мест техногенно-природных катастроф, оказание экстренной помощи, обеспечение притока рабочей силы к перспективным предприятиям и в «трудонедостаточные» районы, политика льгот, организация добровольных переселений семей [1; 4; 7]. В данный момент в Узбекистане уже практикуется выделение дополнительных земельных наделов для личных подсобных хозяйств и специальные программы для обеспечения новых рабочих мест (преимущественно в сельской местности). Таким образом, главное направление на сегодняшний день - трудовая миграция как за пределы республики, так и внутри страны (сезонные перемещения на юг страны в целях выращивания риса, лука, овощей, выезды жителей сел в городах в периоды снижения сельскохозяйственных работ). Здесь очень важным является региональный компонент: климат, специфика различных районов, плотность населения и др. Также в Узбекистане существуют «маятниковые» миграции, связанные с регулярными поездками населения между населенными пунктами по работе или учебе. Для Узбекистана является характерным ускоренный рост трудовых мигрантов, который основан на высоком уровне естественного прироста населения, в результате этого ежегодно в трудоспособный возраст ежедневно вступают примерно 500 тыс. молодых людей. Многие из них получают высшее образование в стране и остаются. По данным Госкомстата за 2016 год, трудоспособное население Узбекистана составило около 18,5 млн человек (это 58,5% от всей численности населения страны). Достаточно молодая нация. Около 40% трудовых ресурсов всей Центральной Азии составляют узбеки, и в 2016 году численность этих ресурсов только возросла [13]. За счет того, что в стране высокая рождаемость, трудовые ресурсы непрерывно омолаживаются. Трудоспособный возраст в республике в 4,2 раза превзошел численность лиц, которые достигли пенсионного возраста. Это обеспечило не только количественное, но и качественное воспроизводство трудовых ресурсов, которые постоянно пополняются молодыми, дееспособными и перспективными людьми. Молодежь составила 50% от общей численности страны - это практически высший пилотаж. И лишь 6-6,5% составляют люди, которые достигли 50-летнего возраста. Узбекистан является мировой социально-экономической частью системы международных и миграционных процессов и международного общего рынка труда, благодаря Конституции Узбекистан и статье 28, которая отмечает, что «граждане Республики Узбекистан имеют право на свободное передвижение по территории республики, а также въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом». За весь период независимости страны значительно изменилась миграционная политика. Стабилизировалась и сократилась численность лиц, выезжающих за ее пределы на постоянное место жительство. Способствовала этому нормализация миграционных процессов. Либерализация внешней занятости позволила трудовым мигрантам Узбекистана стать полноценными участниками международного рынка труда. Сегодня основной поток трудовой миграции направлен на Российскую Федерацию и Турцию. Большое значение приобрело регулирование на межправительственном уровне вопроса управления миграцией и обеспечением социальной защиты мигрантов в России. Важной составляющей в решении данной проблемы управления трудовой миграции было налаживание контактов с административными органами в регионах РФ. В ходе недавнего визита, который состоялся в 2017 году, вся делегация Минтруда Узбекистана провела переговоры с российскими работодателями в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Кемерово и Астрахань. Министерство труда прогнозирует увеличение трудовых мигрантов в Россию, где они имеют свои ниши и возможности для получения высоких заработных плат. Этому способствовало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Узбекистана. В ходе государственного визита Президента Шавката Мирзиеева в Российскую Федерацию в марте прошлого года было подписано данное соглашение. Согласно этому проекту трудоустроенные граждане Узбекистана имеют права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации. Они могут иметь следующие преимущества: · оплата труда трудящихся не должна быть ниже, а условия труда не должны быть менее благоприятными, чем для граждан РФ, имеющих такую же должность, специальность, квалификацию и выполняющих аналогичную работу; · на период действия договора работодатель обеспечивает трудящегося мигранта жильем по нормам и правилам, установленным законодательством РФ; · трудящиеся мигранты имеют право на отдых в соответствии с законодательством РФ и условиями трудового договора. В последующие годы Россия будет оставаться основным миграционным партнером Республики Узбекистан. Миграция в Турцию скорее обусловлена тем, что вероисповедание в Турции идентично. Нерегулируемость миграционных процессов может привести к социальным угрозам, в частности к вступлению в такие группировки, как запрещенная в России и во многих странах ИГИЛ. Гарантию безопасности должно обеспечивать государство. Повышенного внимания требует экологическая миграция, поскольку ряд регионов Узбекистана имеют неблагоприятную экологическую ситуацию: в Республике Каракалпакстан, отдельных «туманах» Хорезмского вилоята, в районах, имеющих неосвоенные и низко плодородные земли, засушливый климат, дефицит воды (Джизакский вилоят, Навоийский вилоят). Что касается внешней миграции, то она связывает Узбекистан в основном со странами СНГ (87%), с остальным миром - 13%. Важно, что в последние несколько лет увеличивается процент нелегальных транзитных мигрантов через территорию Узбекистана из соседних азиатских стран в более развитые государства. Также устойчивая демографическая тенденция - отток русскоязычного населения. Гораздо ниже приток из России, Казахстана, Украины, Кыргызстана. Внешняя миграция замедляет рост численности населения, трансформирует его этническую структуру, в частности, уменьшает диаспорные общности. Проблема заключается в том, что Узбекистан покидают мобильные, дееспособные молодые люди, имеющие образование и квалификацию. Данный процесс значительнее затрагивает столичный регион, а также крупные города. По миграционному «статусу» Узбекистан относится к странам, в которых экспорт рабочей силы значительно превышает ее импорт. Поэтому актуальная задача для государства заключается в борьбе со стихийной, неорганизованной, нелегальной, незаконной миграцией, в результате которой имеют место такие негативные явления, как ущерб экономике, дискриминация, нарушения прав человека и т.д. [5] В области иммиграции контролируется въезд в республику и пребывание в ней иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Узбекистан заинтересован в том, чтобы привлекать мигрантов с теми профессиями и квалификациями, которые нужны экономике страны, создавать рабочие места, условия, привлекать тех эмигрантов, которые ранее выехали из Узбекистана на ПМЖ, на учебу или работу, расширять образовательную иммиграцию иностранных студентов, а также предотвращать незаконный въезд нежелательных групп иммигрантов. Кроме того, в современном Узбекистане имеет место транзитная миграция, связанная с временным пребыванием иностранцев на территории республики и дальнейшим движением за ее границы. Контролируют данную ситуацию Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан, Служба Национальной Безопасности [12]. Из всего вышесказанного следует вывод: миграционная ситуация в Узбекистане является сложной, многоаспектной. Со стороны государства в Узбекистане требуется больше усилий по работе с управлением миграционными процессами. Сейчас в республике уже действует новая стратегия единого комплексного территориального развития, непосредственно связанная с данным вопросом в плане контроля и статистики миграции (внешней и внутренней, разных видов), соблюдения законности, социальной защиты, безопасности, межгосударственного сотрудничества, создания единой информационной базы, совершенствования миграционного законодательства. К сожалению, на государственном уровне и в средствах массовой информации главное внимание уделяется проблемам международной миграции, а внутренние процессы как бы отошли на второй план. Следует отметить, что и Глоссарий ООН в области трудовой миграции ориентирован на международное перемещение рабочих сил. В соответствии с Международной Конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (18 декабря 1990 г.) термин «трудящийся-мигрант» означает человека, который занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является (пункт 1 ст. 2). Республика Узбекистан в международной миграции одновременно является направляющей и принимающей страной. При разработке миграционной политики она ориентируется на реализацию многоцелевых направлений. Принципиальное значение для страны имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. Именно с этой целью намечено создать специальную структуру, которая будет заниматься консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывать им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот, а также льготное кредитование. Как и во многих странах мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности. Трагедия, которая произошла в Казахстане, усилила степень ответственности управления миграционными процессами [12]. Важна легализация деятельности трудовых мигрантов, которая бы обеспечила защиту их прав и интересов, но прежде всего социально-экономические гарантии и безопасность. Очень важной является инициатива Президента страны в отношении реформирования внешней трудовой миграции (проект закона «О внешней трудовой миграции»), который размещен осенью прошлого года для общественности на портале (СОВАЗ)-системы оценки воздействия актов законодательства. Будет внедрен механизм государственного регулирования социальной и правовой защиты граждан Узбекистана за рубежом, внутренней и внешней трудовой миграции, а также трудоустройства в стране. В ближайшем будущем изменится процедура получения разрешения на работу. Будет предусмотрена ответственность за законодательство и государственный контроль за нарушение процессов трудовой миграции. Все это очень важно для того, чтобы упорядочить весь процесс управления миграционными процессами. С точки зрения законодательства на сегодняшний день трудовые мигранты являются нелегалами, которые не имеют право осуществлять трудовую деятельность в соответствии с порядком, установленным правительственными постановлениями. Большинство экспертов отмечают, что закон может помочь улучшить процесс организационного набора граждан Узбекистана для трудоустройства и работы за рубежом, предотвращая незаконное привлечение к трудовой деятельности, что поможет совершенствовать государственную политику в целом в сфере управления внешней трудовой миграции, усовершенствует ее формы и механизмы. Многие принятые нормативно-правовые акты послужат упрощению и урегулированию порядка трудоустройства соотечественников за границей, обеспечат их социальную и правовую защиту, а также сподвигнут развитие конкуренции и рыночной инфраструктуры в области трудоустройства граждан за границей. Эти и многие другие меры, которые принимает Узбекистан на разных уровнях, улучшат реализацию гражданами республики права на легальный высокооплачиваемый труд, а также социальные условия и свободный выбор достойной работы. Очень скоро от краткосрочного регулирования внешней трудовой миграции к разноплановой и многоцелевой трудовой миграционной политике будут стремительно развиваться все страны Центральной Азии, которая будет рассчитана на перспективу в будущем, что поможет существенно реализовать обеспечение безопасности граждан страны, а также повысит их благосостояние. В целом тем самым Узбекистан станет социально-экономически развит. В целях дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям узбекского рынка, по позитивному опыту большинства зарубежных стран целесообразно принятие ряда мер, например продажи земель под строительство, специальные депозитные счета, беспошлинный провоз машин, а также товаров длительного пользования, выделение земель под сельское хозяйство. В настоящее время республика Узбекистан реализует новую стратегию территориального и промышленного развития, которая создает много новых возможностей для обеспечения занятости населения, а также развивает миграционную подвижность и рационализирует внешние и внутренние миграционные процессы.
Об авторах
Сабрина Павловна Базылева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: sabrinca@inbox.ru
аспирант кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Довгалёва И.В. Социальная адаптация трудовых мигрантов из Узбекистана: результаты включенного наблюдения // Инновационная наука. 2015. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/sotsialnaya-adaptatsiya-trudovyh-migrantov-iz-uzbekistanarezultaty-vklyuchennogo-nablyudeniya.
- Закон Республики Узбекистан «О миграции населения» общие положения. URL: http://uz.denemetr.com/docs/694/index-15353-1.htm.
- Кадырова З.А. Роли и значение конвенции МОТ в регулировании международной трудовой миграции в странах-экспортерах рабочей силы // «Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар». Научно-электронный журнал, ТГЭУ № 1, январь-февраль, 2016.
- Максакова Л.П. Узбекистан: совершенствование управления трудовой миграцией в аспектах принимающих стран. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30033/1/ irdso_2014_19.pdf.
- Максакова Л. Узбекистан в системе международных миграций // Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. С. 323-349.
- Махмудов С. Развитие внешней трудовой миграции в современном мире и ее значение для республики Узбекистан. 25.05.2017. URL: http://biznes-daily.uz/ru/ birjaexpert/49068-razviti-vnshny-trudovoy-migratsii-v-sovrmnnom-mir-i--znachnidlya-rspubliki-uzbkistan.
- Трудовая миграция в Республике Узбекистан: Сб. ст. / Отв. ред. Е.В. Абдуллаев: Ташкент, 2008. 204 с. URL: http://www.gender.cawater-info.net/publications/pdf/ labour-migration-uzbekistan-ru.pdf.
- Узбекистан совершенствует систему трудовой миграции. URL: http://uz-rek.com/ ru/useful-quotes/uzbekistan-sovershenstvuet-sistemu-trudovoj-migrac-190.
- Узбекско-российское соглашение о трудовых мигрантах. 21 декабря 2017 г. URL: http://darakchi.uz/ru/40666.
- Каримов И.А. Гарантия нашего благополучного жизнепостроения демократического правового государства, либеральной экономики и основ гражданского общества // Народное слово, 14 февраля 2007 г.
- Исраилова Д.К. Совершенствование регулирования рынка труда в условиях рыночных отношений (автреферат) Т. 2009.
- URL: https://nrm.uz/contentf?doc=509000_polojenie_o_glavnom_upravlenii_migracii_ i_oformleniya_grajdanstva_ministerstva_vnutrennih_del_respubliki_uzbekistan_ (prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_prezidenta_ruz_ot_11_07_2017_g_n_pp-3126).
- URL: http://biznes-daily.uz/ru/birjaexpert/49068-razviti-vnshny-trudovoy-migratsii-vsovrmnnom-mir-i--znachni-dlya-rspubliki-uzbkistan.