ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ВЕРТОЛЕТОВ МАРКИ «МИ» НА РЫНКЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена требованиями к учету конкурентоспособности вертолетов марки «Ми» на африканском континенте. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие оценки конкурентоспособности АО «Вертолеты России» в качестве поставщика многоцелевых вертолетов марки «Ми» на Африканский континент. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод SWOT-анализа, позволяющий комплексно рассмотреть конкурентные преимущества изделия в контексте его функциональной значимости и уникальности. В статье представлены результаты исследования, раскрыты потенциальные возможности продвижения вертолетов марки «Ми» на африканский рынок, выявлены преимущества и недостатки российской вертолетной техники, обоснована актуальность поставленной в статье задачи. Материалы статьи представляют практическую ценность для широкого круга маркетологов и менеджеров вертолетостроительных предприятий.

Полный текст

Введение. В условиях меняющегося миропорядка, агрессивной политики стран Запада по отношению к России стране необходимо искать новых стратегических партнеров для ускорения экономического роста и укрепления международного влияния. Учитывая тот факт, что бизнес-круги развитых стран фактически отказались от взаимодействия с Россией из-за серьезного влияния Соединенных Штатов Америки на политический курс этих стран, России необходимо искать партнеров среди стран с быстроразвивающейся экономикой. Можно предположить, что одними из ключевых партнеров могут стать страны Африки. Вертолетный сегмент - принципиально важная часть современной авиатранспортной системы африканского континента. Современные тенденции развития экономики африканского континента, увеличение спроса на природные ресурсы в долгосрочной перспективе, преобразования в политическом климате обуславливают необходимость утверждения позиций АО «Вертолеты России» на вертолетном рынке Африканского континента. Как транспортное средство вертолеты практически незаменимы в условиях пустыни в странах Северной Африки, что является привлекательным фактором продвижения для АО «Вертолеты России» вертолетов марки «Ми» в указанный регион. Целью исследования, результаты которого представлены в статье, является оценка конкурентоспособности АО «Вертолеты России» в качестве поставщика многоцелевых вертолетов типа марки «Ми» на Африканский континент. Предметом исследования являются критерии оценки конкурентоспособности вертолетной техники на рынке высокотехнологичной продукции. Дать оценку конкурентоспособности авиационной техники можно путем сравнения комплекса экономических, технических и эксплуатационных параметров самолетов-аналогов. Исследования носят количественно-качественный и комплексный характер, основаны на использовании метода SWOT-анализа, метода SPACE и сравнительного анализа. Обзор литературы, посвященной созданию авиационно-космической техники, показывает, что в последние годы при проектировании образцов новой техники все чаще используется понятие конкурентоспособности, обеспечивающее рыночную эффективность разрабатываемого образца. Под рыночной эффективностью понимается востребованность на рынке и предпочтительность по сравнению с аналогами создаваемой авиационной продукции, выражаемая в объеме продаж. Сравнение и сопоставление отдельных тактико-технических и функционально-технологических характеристик - это, по сути, сравнение качества этих изделий, а сравнение изделий в динамике функционирования с учетом реальных условий работы и цены изделия - это и есть оценка конкурентоспособности авиационной продукции. В данной статье, помимо сравнения качественных показателей вертолетов, конкурирующих с вертолетами Ми, также будут определены конкурентные преимущества изделия в контексте его функциональной значимости и уникальности. Научная новизна исследования состоит в применении нового подхода оценки конкурентоспособности предприятия АО «Вертолеты России» в качестве поставщика вертолетной техники на Африканский континент. Исследование данной характеристики было проведено методом проведения SWOTанализа конкурентоспособности холдинга. Результаты исследования. Выявлены ключевые характеристики рынка гражданской вертолетной техники на африканском континенте: § наличие в основных регионах продаж пула лояльных эксплуатантов и заказчиков; § возможность сертификации новых вертолетов; § наличие потенциала роста продаж за счет выхода в новые сегменты и регионы африканского континента; § ограниченность бюджетных ресурсов, в силу ограниченности темпов роста экономики большинства стран на африканском континенте; · китайская экспансия на африканский рынок в рамках проектов развития инфраструктуры. Объем доступного холдингу гражданского рынка - до 795 вертолетов, из них 70% составят грузопассажирские, корпоративные и медицинские вертолеты. В таблице 1 представлены количественные показатели поставки вертолетов начиная с 2000 по 2016 г. и прогнозируемые оценки поставки вертолетной техники до 2025 г. по данным АО «Вертолеты России»: Спрос на гражданские вертолеты на африканском континенте Таблица 1 Класс вертолета Поставки на рынок: коммерческие/ государственные 2000-2016 гг. Среднее в год 2000- 2016 гг. Емкость рынка 2018- 2025 гг. Среднее в год 2018- 2025 гг. Однодвигательный < 2 т 1406/307 101 949 119 Легкие 2-4 т 662/244 53 833 104 Промежуточные 5-7 т 375/177 32 934 67 Средние 10-16 т 152/202 21 364 46 Тяжелые > 16 т 4/- < 1 4 < 1 Итого: 2599/930 208 2684 336 Основными рынками гражданских вертолетов типа «Ми» АО «Вертолеты России» являются развивающиеся страны, что может создавать риск просроченных долгов или неплатежей. Рынок Африки характеризуется низким кредитным рейтингом, а также политической нестабильностью. Таким образом, существует риск увеличения просроченной дебиторской задолженности АО «Вертолеты России», что может негативно повлиять на способность акционерного общества своевременно отвечать по своим долговым обязательствам. Учитывая вышесказанное, выделим сильные и слабые стороны компании. Слабые стороны: · медленный оборот запасов, кредиторской и дебиторской задолженности АО «Вертолеты России», а также значительная амплитуда колебаний оборотного капитала объясняется длинным производственным циклом и относительно низкой загрузкой мощностей акционерного общества; · высокая степень изношенности производственного оборудования акционерного общества; · недостаточная информационная открытость акционерного общества затрудняет прогнозирование будущих денежных потоков. Ключевые данные о деятельности АО «Вертолеты России», такие как графики поставок и детали контрактов, объемы НИОКР, суммы и направления инвестиций, имеют статус государственной тайны. Сильные стороны: · АО «Вертолеты России» занимает перспективную рыночную нишу гражданских вертолетов типа «Ми», спрос на которые в мире растет; · АО «Вертолеты России» пользуется поддержкой государства; · лицензия АО «Вертолеты России» на ведение внешнеэкономической деятельности позволяет экономить на услугах посредников. Имея собственную лицензию, АО «Вертолеты России» может вести переговоры и заключать экспортные контракты, экономя на комиссионных 5-15% [1]; · сильная команда менеджеров; · вертикально-интегрированная структура АО «Вертолеты России», объединившая все бизнес-процессы производства гражданских вертолетов типа «Ми», снижает зависимость от внешних поставщиков и подрядчиков. Оценка сильных и слабых сторон АО «Вертолеты России» Таблица 2 Факторы Влияние фактора Слабые стороны Основными рынками гражданских вертолетов типа «Ми» являются развивающиеся страны 5 Медленный оборот запасов, кредиторской и дебиторской задолженности 3 Высокая степень изношенности производственного оборудования 4 Недостаточная информационная открытость 2 Сильные стороны Занимает перспективную рыночную нишу гражданских вертолетов типа «Ми», спрос на которые в мире растет 5 Пользуется поддержкой государства 5 Лицензия на ведение внешнеэкономической деятельности 3 Сильная команда менеджеров 4 Вертикально-интегрированная структура 3 Проведем оценку сильных и слабых сторон АО «Вертолеты России» (табл. 3) с учетом не только влияния фактора, но и его значимости. Таблица 3 Оценка значимости сильных и слабых сторон АО «Вертолеты России» Факторы Значимость Влияние фактора Оценка Слабые стороны - 1,34 Основными рынками гражданских вертолетов типа «Ми» являются развивающиеся страны 0,08 - 5 - 0,40 Медленный оборот запасов, кредиторской и дебиторской задолженности 0,02 - 3 - 0,06 Высокая степень изношенности производственного оборудования 0,2 - 4 - 0,8 Недостаточная информационная открытость 0,04 - 2 - 0,08 Сильные стороны 1,62 Занимает перспективную рыночную нишу гражданских вертолетов типа «Ми», спрос на которые в мире растет 0,9 5 0,45 Пользуется поддержкой государства 0,10 5 0,50 Лицензия на ведение внешнеэкономической деятельности 0,08 3 0,24 Сильная команда менеджеров 0,07 4 0,28 Вертикально-интегрированная структура 0,05 3 0,15 ИТОГО 1 0,28 И с т о ч н и к : составлено авторами. Можем отметить, что полученные значения выше нуля, следовательно, согласно теории стратегического управления [3] сильные стороны АО «Вертолеты России» превалируют над слабыми. Сильные и слабые стороны АО «Вертолеты России» представлены в таблице 4. Обстоятельства, которые влияют на деятельность АО «Вертолеты России», приведены в таблице 5. Сильные и слабые стороны АО «Вертолеты России» Таблица 4 Сильные стороны АО «Вертолеты России» Слабые стороны АО «Вертолеты России» · Занимает перспективную рыночную нишу гражданских вертолетов типа «Ми», спрос на которые в мире растет · Пользуется поддержкой государства · Лицензия на ведение внешнеэкономической деятельности · Сильная команда менеджеров · Вертикально-интегрированная структура · Основными рынками гражданских вертолетов типа «Ми» являются развивающиеся страны · Медленный оборот запасов, кредиторской и дебиторской задолженности · Высокая степень изношенности производственного оборудования · Недостаточная информационная открытость Обстоятельства внешней среды АО «Вертолеты России» Таблица 5 Политические факторы Экономические факторы Влияние налоговой политики Влияние динамики экономики РФ Влияние изменения законодательства Влияние уровня инфляции Влияние политической устойчивости государства Влияние появления новых конкурентов Влияние коррупции Влияние курса валют Влияние торговой политики государства Влияние поведения конкурентов Влияние вероятности военных действия в стране Влияние процентных ставок Влияние степени регулирования отрасли государством Технологические факторы Социально-культурные факторы Влияние инноваций в технологиях (оборудование, материалы и т.д.) Влияние замедления роста рынка Влияние инноваций в информационных технологиях Влияние требований к качеству продукции Влияние степени внедрения, обмена и использования технологий в отрасли Влияние отношения к имиджу организации и ее репутации Влияние потребностей и вкусов покупателей Экономические обстоятельства представлены основными показателями экономической ситуации в нашей стране [2]. Российское государство заинтересовано в успешной деятельности АО «Вертолеты России» в силу следующих основных факторов: · необходимость исполнять достигнутые договоренности со своими торговыми партнерами. Более 70% выручки АО «Вертолеты России» на сегодняшний день формируется за счет экспортных поставок. При этом такая перспектива сохраниться и в будущем, так как портфель заказов компании практически полностью состоит из экспортных контрактов; · Российское государство заинтересовано в создании безупречной репутации АО «Вертолеты России». Дефолт АО «Вертолеты России» может нанести серьезный риск для инвесторов, что может негативно сказаться на возможности привлечь значительные финансовые ресурсы [4]. Наиболее важным фактором можно назвать изменение курса валют, так как портфель заказов АО «Вертолеты России» на 70% состоит из экспортных контрактов в долларах. Технологические обстоятельства характеризуются влиянием внедрения технологий и инноваций в отрасль, положением в сфере IT, а также общим уровнем развития технологий в отрасли. Проведем оценку указанных 6 факторов (табл. 6). Оценка влияния факторов внешней среды на деятельность АО «Вертолеты России» Таблица 6 Факторы Влияние фактора Политические факторы Влияние налоговой политики 5 Влияние изменения законодательства 4 Влияние политической устойчивости государства 4 Влияние коррупции 4 Влияние торговой политики государства 4 Влияние вероятности военных действий в стране 1 Влияние степени регулирования отрасли государством 3 Технологические факторы Влияние инноваций в технологиях (оборудование, материалы) 4 Влияние инноваций в информационных технологиях 3 Влияние степени внедрения, обмена и использования технологий 3 Окончание табл. 6 Факторы Влияние фактора Социально-культурные факторы Влияние замедления роста рынка 3 Влияние требований к качеству продукции 5 Влияние отношения к имиджу организации и ее репутации 4 Влияние потребностей и вкусов покупателей 4 Экономические факторы Влияние динамики экономики РФ 4 Влияние уровня инфляции 4 Влияние появления новых конкурентов 2 Влияние курса валют 4 Влияние поведения конкурентов 3 Влияние процентных ставок 4 Наиболее серьезное влияние на деятельность АО «Вертолеты России» оказывают фактор налоговой политики государства и требования к качеству продукции, они оценены в 5 баллов. Проведем оценку значимости факторов внешней среды на деятельность АО «Вертолеты России» (табл. 7). Оценка значимости факторов внешней среды на деятельность АО «Вертолеты России» Таблица 7 Факторы Значимость Влияние фактора Оценка Политические факторы - 0,22 Влияние налоговой политики 0,07 - 5 - 0,35 Влияние изменения законодательства 0,07 - 4 - 0,28 Влияние политической устойчивости государства 0,05 4 0,20 Влияние коррупции 0,05 - 4 - 0,20 Влияние торговой политики государства 0,07 4 0,28 Влияние вероятности военных действий в стране 0,04 1 0,04 Влияние степени регулирования отрасли государством 0,03 3 0,09 Окончание табл. 7 Факторы Значимость Влияние фактора Оценка Технологические факторы 0,4 Влияние инноваций в технологиях (оборудование, материалы и т.д.) 0,04 4 0,16 Влияние инноваций в информационных технологиях 0,04 3 0,12 Влияние степени внедрения, обмена и использования технологий в отрасли 0,04 3 0,12 Социально-культурные факторы 0,79 Влияние замедления роста рынка 0,06 - 3 - 0,18 Влияние требований к качеству продукции 0,06 5 0,30 Влияние отношения к имиджу организации и ее репутации 0,04 4 0,15 Влияние потребностей и вкусов покупателей 0,04 4 0,16 Экономические факторы - 1,1 Влияние динамики экономики РФ 0,06 - 4 - 0,24 Влияние уровня инфляции 0,06 - 4 - 0,24 Влияние появления новых конкурентов 0,03 - 2 - 0,06 Влияние курса валют 0,06 - 4 - 0,24 Влияние поведения конкурентов 0,04 - 3 - 0,12 Влияние процентных ставок 0,05 - 4 - 0,20 ИТОГО 1 Влияние экономических факторов на деятельность АО «Вертолеты России» самое сильное [1]. Наиболее важными факторами являются: 1. влияние налоговой политики - 0,35; 2. влияние требований к качеству продукции - 0,30; 3. влияние изменения законодательства - 0,28; 4. влияние торговой политики государства - 0,28; 5. влияние динамики экономики РФ - 0,24; 6. влияние уровня инфляции - 0,24; 7. влияние курса валют - 0,24. При этом факторы, которые оказывают положительное влияние (их значение выше нуля), представляют возможности для компании, а факторы, имеющие отрицательное значение, являются угрозами. Таким образом, мы можем разделить все факторы влияния внешней среды на деятельность АО «Вертолеты России» на «возможности» и «угрозы» (табл. 8). Возможности и угрозы деятельности АО «Вертолеты России» Таблица 8 Возможности деятельности АО «Вертолеты России» Угрозы деятельности АО «Вертолеты России» Влияние политической устойчивости государства Влияние торговой политики государства Влияние степени регулирования отрасли государством Влияние инноваций в технологиях (оборудование, материалы и т.д.) Влияние инноваций в информационных технологиях Влияние степени внедрения, обмена и использования технологий в отрасли Влияние требований к качеству продукции Влияние отношения к имиджу организации и ее репутации Влияние потребностей и вкусов покупателей Влияние налоговой политики Влияние изменения законодательства Влияние коррупции Влияние замедления роста рынка Влияние динамики экономики РФ Влияние уровня инфляции Влияние появления новых конкурентов Влияние курса валют Влияние поведения конкурентов Влияние процентных ставок Таким образом, после анализа и оценки сильных и слабых сторон холдинга, а также его возможностей и угроз, можем составить матрицу SWOTанализа. Матрица SWOT-анализа Таблица 9 Положительные факторы Негативные факторы Внутренняя среда Сильные стороны (внутренний потенциал) (S) Слабые стороны (внутренние недостатки) (W) Занимает перспективную рыночную нишу гражданских вертолетов типа «Ми», спрос на которые в мире растет Пользуется поддержкой государства Лицензия на ведение внешнеэкономической деятельности Сильная команда менеджеров Вертикально-интегрированная структура Основными рынками гражданских вертолетов типа «Ми» являются развивающиеся страны Медленный оборот запасов, кредиторской и дебиторской задолженности Высокая степень изношенности производственного оборудования Недостаточная информационная открытость Внешняя среда Потенциальные возможности (O) Имеющиеся угрозы (T) Влияние политической устойчивости государства Влияние торговой политики государства Влияние степени регулирования отрасли государством Влияние инноваций в технологиях (оборудование, материалы и т.д.) Влияние инноваций в информационных технологиях Влияние степени внедрения, обмена и использования технологий в отрасли Влияние требований к качеству продукции Влияние отношения к имиджу организации и ее репутации Влияние потребностей и вкусов покупателей Влияние налоговой политики Влияние изменения законодательства Влияние коррупции Влияние замедления роста рынка Влияние динамики экономики РФ Влияние уровня инфляции Влияние появления новых конкурентов Влияние курса валют Влияние поведения конкурентов Влияние процентных ставок SWOT-анализ является инструментом качественной оценки, с помощью которого можно увидеть, какие слабые стороны и внешние угрозы для осуществления своей деятельности на африканском рынке имеет АО «Вертолеты России» и какие сильные стороны и потенциальные возможности можно им противопоставить. Так, например, вертолеты типа «Ми» не пользуются спросом в развитых странах (это слабая сторона), однако на Африканский континент вполне возможно их успешно поставлять (это потенциальная возможность). В отрасли и на целевом рынке существует конкуренция (угроза), однако компания имеет хорошую репутацию и сильную команду управленцев, а также умеренные цены (сильные стороны, с помощью которых можно противостоять данной угрозе). Что касается количественной оценки, которая систематизирована в таблице 10, целесообразно использовать методику SPACE. Факторы внешнего влияния Таблица 10 Факторы Оценка Угрозы (суммарное значение - 2,11) - 2,11 Влияние налоговой политики - 0,35 Влияние изменения законодательства - 0,28 Влияние коррупции - 0,20 Влияние замедления роста рынка - 0,18 Влияние динамики экономики РФ - 0,24 Влияние уровня инфляции - 0,24 Влияние появления новых конкурентов - 0,06 Влияние курса валют - 0,24 Влияние поведения конкурентов - 0,12 Влияние процентных ставок - 0,20 Возможности 1,62 Влияние политической устойчивости государства 0,20 Влияние торговой политики государства 0,28 Влияние вероятности военных действий в стране 0,04 Влияние степени регулирования отрасли государством 0,09 Влияние инноваций в технологиях (оборудование, материалы и т.д.) 0,16 Влияние инноваций в информационных технологиях 0,12 Окончание табл. 10 Факторы Оценка Влияние степени внедрения, обмена и использования технологий в отрасли 0,12 Влияние требований к качеству продукции 0,30 Влияние отношения к имиджу организации и ее репутации 0,15 Влияние потребностей и вкусов покупателей 0,16 Слабые стороны - 1,34 Основными рынками гражданских вертолетов типа «Ми» являются развивающиеся страны - 0,40 Медленный оборот запасов, кредиторской и дебиторской задолженности - 0,06 Высокая степень изношенности производственного оборудования - 0,8 Недостаточная информационная открытость - 0,08 Сильные стороны 1,62 Занимает перспективную рыночную нишу гражданских вертолетов типа «Ми», спрос на которые в мире растет 0,45 Пользуется поддержкой государства 0,50 Лицензия на ведение внешнеэкономической деятельности 0,24 Сильная команда менеджеров 0,28 Вертикально-интегрированная структура 0,15 По аналогии с методикой SPACE изобразим вектор на оси координат (рис. 1). Рис. 1. Поле SWOT-анализа И с т о ч н и к : составлено авторами на основании [5]. Значение оси Х будет являться разницей суммарных значений сильных и слабых сторон, полученных в процессе экспертной оценки. Значение оси Y будет получено суммированием значений оценки возможностей и угроз (со знаком минус). Таким образом, начало вектора будет совпадать с началом координат, а вторая точка на плоскости будет иметь координаты: по оси Х: 1,62 - 1,34 = 0,28; по оси Y: 1,62 - 2,11 = -0,49. В результате можно сделать вывод, что стратегия продвижения компании на африканский рынок должна основываться на использовании своих сильных сторон: качество продукции, умеренные цены.

×

Об авторах

Светлана Владимировна Парфенова

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.parfenova@rhc.aero

студентка магистратуры Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, ведущий специалист управления сопровождения коммерческой деятельности АО «Вертолеты России»

2-я Бауманская ул., 5-1, г. Москва, Россия, 105005

Наталья Владимировна Салиенко

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Email: salienkonv@bmstu.ru

доктор экономических наук, профессор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

2-я Бауманская ул., 5-1, г. Москва, Россия, 105005

Список литературы

  1. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб. пособие. М.: Изд. “Финпресс”, 2012. 192 с.
  2. Российская авиационная отрасль: переломный момент // Группа компаний ОАО «Сбербанк России». URL: https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2013/08/ spg_perelom.pdf.
  3. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие. ПРИОР, 2015. 288 с. Российская авиационная отрасль: переломный момент. URL: https://www.avia panorama.ru/wp-content/uploads/2013/08/spg_perelom.pdf.
  4. Тарасова М.С. Современное состояние и перспективы развития авиационной промышленности России // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. №. 2. С. 211-217.
  5. Поле SWOT-анализа // Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский технологический институт «ВТУ». URL: https://www.dekanblog.ru/blog/dopmat/sigul_swot.pdf.

© Парфенова С.В., Салиенко Н.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах