РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
- Авторы: Рамазанов К.Н.1
-
Учреждения:
- Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 5, № 1 (2018)
- Страницы: 53-60
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБАХ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/19779
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2018-5-1-53-60
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эффективность деятельности органов государственной власти напрямую зависит от уровня квалификации их кадрового состава, способности и готовности служащих к решению сложных задач в динамично развивающихся и усложняющихся условиях реформирования системы и методов государственного управления. Одним из таких направлений реформирования стало интенсивное внедрение технологий проектного управления в деятельность органов исполнительной власти. Внедрение проектного подхода имеет своей целью обеспечить максимальную экономическую эффективность и позитивный социальный эффект в условиях ограниченных ресурсов, позволить эффективно управлять приоритетами и изменениями в деятельности государственных органов. Использование технологий проектной деятельности в органах исполнительной власти сопровождается достаточно объемным комплексом правовой и методической документации, с учетом надстройки в виде международных стандартов, и эти документы в совокупности задают довольно высокую «планку» по отношению к квалификации государственных гражданских служащих в области научной методологии проектной деятельности, правовой и прикладной компетентности в вопросах проектного менеджмента. В связи с этим актуальность приобретает вопрос своевременной и качественной оптимизации системы квалификационных требований к должностям гражданской службы.
Полный текст
Постоянное появление новых вызовов перед государством в процессе управления социально-экономическим развитием страны в сочетании с усложняющимися внешнеполитическими процессами формируют необходимость поиска новых подходов к осуществлению задач и функций государственного управления, которые бы позволили обеспечить максимальную экономическую эффективность и позитивный социальный эффект в условиях ограничения имеющихся ресурсов, вовлечь представителей бизнес-среды, не- коммерческого сектора, гражданского общества в деятельность по развитию государства и его территорий. В современных условиях, характеризующихся серьезными ресурсными ограничениями, органам государственной власти требуется все чаще оптимизировать механизмы принятия и реализации решений, осуществления межведомственного взаимодействия. Кроме того, необходимость выполнения иногда трудносовместимых задач по исполнению множественных социальных обязательств, обеспечению экономического развития, развитию инновационных технологий, привлечению инвестиций, реализации серьезных инфраструктурных модернизаций в условиях критической ограниченности ресурсов вызывает необходимость приоритизации, т.е. выбора наиболее значимых направлений приложения усилий, повышает важность четкого понимания и оценки рисков принимаемых решений в области государственного управления. На протяжении целого ряда циклов административных реформ во многих государствах прослеживалось стремление внедрить в сферу публичной власти методы управления, выработанные в сфере бизнеса, что, по справедливому мнению Д.Г. Красильникова и М.Н. Акимовой, обеспечило широкое распространение фундаментально обоснованных в научном плане бизнес-ориентированных технологий в управлении государством, примерами которых являются инструменты стратегического, программно-целевого управления, риск-менеджмента, и, наконец, управления проектами [1. С. 39]. В последнем случае речь идет о попытке интегрировать в систему механизмов публичного управления научно обоснованные, неоднократно апробированные и доказавшие высокую эффективность модели проектного менеджмента, использующиеся в бизнес-организациях. Преимущественно данный подход был направлен на создание условий для эффективного управления приоритетами и изменениями в деятельности государственных органов. В числе же причин внедрения проектного управления назывались такие, как потеря приоритетности, кризис идей, хроническое недостижение целевых значений и показателей, неэффективное использование ресурсов и некоторые другие. Известными преимуществами проектного менеджмента являются: четкая направленность на обеспечение достижения конкретных результатов, запланированных органами исполнительной власти; пристальное внимание к соблюдению и сокращению сроков достижения результатов; повышение эффективности использования ресурсов; транспарентность, обоснованность и своевременность решений, вырабатываемых в институтах исполнительной власти. Важным параметром является также повышение эффективности внутрии межведомственного взаимодействия, взаимодействия между уровнями власти, а также взаимодействия с частным сектором посредством использования единых принципов и правил проектного управления. Эффективность деятельности органов государственной власти напрямую зависит от уровня квалификации их кадрового состава, способности и готовности служащих к решению сложных задач в динамично развивающих- ся и усложняющихся условиях реформирования системы и методов государственного управления. С принятием в России в 2011 г. ГОСТов в области проектного менеджмента и последующем формировании в 2013 г. Совета по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации деятельность по переходу на проектный формат государственного управления приобрела системный и достаточно интенсивный характер. К настоящему моменту разработан и в правовом порядке утвержден целый комплекс методических рекомендаций по различным аспектам внедрения проектного управления в деятельности органов исполнительной власти [2]. Важнейшим документом в рассматриваемой сфере стало также Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [3]. В целом, к настоящему моменту правовое и методическое обеспечение процесса реализации проектной деятельности в органах исполнительной власти на федеральном уровне уже практически сформировано. На региональном уровне сегодня также формируется своя нормативная база реализации технологий проектного управления. Динамичный процесс развития системы проектной деятельности в органах исполнительной власти демонстрирует высокий уровень приоритетности данного направления совершенствования механизмов публичного управления. Вместе с тем суммарный объем правовой и методической документации, регламентирующей к настоящему моменту проектную деятельность в органах исполнительной власти, с учетом надстройки в виде международных стандартов, существенно превышает комплексы аналогичной документации для ранее внедряемых технологий управленческой деятельности в рамках различных реформ государственного управления. Сами эти стандарты и правила задают очень высокие требования к участникам проектной деятельности, о чем свидетельствуют и разработанные методики оценки соответствия квалификации ключевых исполнителей приоритетных проектов и программ, оценке уровня зрелости организации проектной деятельности в органах исполнительной власти. Все это неизбежно приводит к вопросу о степени готовности кадрового состава органов исполнительной власти к реализации технологий проектной деятельности и эффективному внедрению данного подхода в практическом плане, а также к вопросу о целесообразности корректировки модели квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы с учетом форсированного внедрения проектной модели публичного управления. Очевидно, что проектный формат государственно-управленческой деятельности требует наличия специфических компетенций, которые должны быть четко сформулированы. Современные научные исследования в рассматриваемой сфере довольно часто отражают наличие целого ряда препятствий на пути эффективного внедрения проектного подхода в деятельность органов исполнительной власти. Одним из наиболее часто упоминаемых в числе этих препятствий является проблема именно кадровая. К примеру, С.А. Кожевников высказывает опасения распространения формализма при использовании новых методов работы, обусловленного отсутствием достаточных навыков проектного управления у государственных гражданских служащих, консервативностью их мышления и традиционным сопротивлением [4. С. 12]. Обоснованными представляются выводы Д.Г. Красильникова, М.Н. Якимовой, оценивая риски деформации сущности проектного управления в бюрократической среде, пришли к мнению о том, что важным негативным фактором выступит именно отсутствие у служащих необходимого объема профессиональных знаний и умений в области проектного управления [1. С. 39]. Наибольшие риски авторы видят в возникновении трудностей с корректным формулированием целей и задач проектов, с корректной разработке проектной документации. В данном контексте интерес представляют результаты эмпирического исследования, проведенного Т.В. Усковой и Е.Д. Копытовой [5. С. 19]. Они показали, что важнейшими факторами риска незначительного и некачественного использования органами исполнительной власти принципов проектного управления является отсутствие необходимых знаний и навыков у персонала органов власти и непонимание всех параметров и преимуществ данной методологии. Проблема квалификации государственных гражданских служащих, нехватка специалистов в области проектного управления неоднократно признавалась и на официальном уровне. Как справедливо отмечают Т.В. Дьячков, А.С. Михайлов, общий потенциал реализации проектной деятельности гражданскими служащими органов исполнительной власти также не линеен и варьируется в зависимости от сферы деятельности органов исполнительной власти и степени интенсивности взаимодействия с внешней средой [7. С. 38]. Таким образом, сформированная к настоящему моменту система нормативных процедур и механизмов проектного управления в органах власти устанавливает достаточно высокую «планку» по отношению к квалификации государственных гражданских служащих в области научной методологии проектной деятельности, правовой и прикладной компетентности в вопросах проектного менеджмента. Это, безусловно, предполагает активную деятельность по повышению квалификации, обучению и формированию необходимых компетенций служащих в сфере проектной деятельности, и эта деятельность в настоящее время уже осуществляется. Основную роль в этом процессе сегодня играет Центр проектного менеджмента РАНХиГС, наделенный Правительством РФ функциями центра компетенций проектного управления. Однако это также требует и решения вопроса об установлении требований «на старте» современной служебной карьеры в органах исполнительной власти, то есть определения требований к компетентности в области проектного управления у кандидатов на должности государственной гражданской службы. В таком случае будут созданы возможности объективного отбора кадров на должности гражданской службы в рамках конкурсных процедур по критерию компетентности в сфере проектной деятельности. Это, в свою очередь, требует нормативного закрепления квалификационных требований к должностям гражданской службы в рассматриваемой области компетенций. Важно определить тот набор специализированных компетенций в области проектного управления, который сделает возможным эффективное применение проектного подхода в деятельности органов исполнительной власти всех уровней. При этом следует отметить, что технологии проектной деятельности сопровождаются целым рядом научных моделей и стандартов в области формирования требований к составу и уровню владения компетенциями сотрудников для успешного участия в проектной деятельности (APM Competence Framework, PMI PMCDF, ГОСТ 53892 - 2010, AIPM CPPP/АIРМ CPPM и др.). Если же говорить о специфических требованиях к проектным компетенциям в государственном секторе, то следует отметить, что определение компетенций участников проектной деятельности на федеральном уровне была поручена созданному в 2016 г. Центру проектного менеджмента РАНХиГС, который стал центром компетенций по проектному управлению в системе организации проектной деятельности Правительства Российской Федерации. Вскоре после этого разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы был обновлен [8]. В него было введены понятия «Проектная деятельность», «Модель компетенций участников проектной деятельности», а также включены отдельным приложением составленные и утвержденные решением Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 22 марта 2017 г. № 3) квалификационные требования участников проектной деятельности. В новую версию вышеназванного документа вошел также методический инструментарий по оценке компетенций гражданских служащих, в соответствии с их ролью и функциями в проектной деятельности. Однако важной характерной чертой для текущей стадии развития проектной деятельности в органах исполнительной власти является фактическое отсутствие четко оформленной взаимосвязи между разработанными моделями компетенций участников проектной деятельности и ведомственной системой квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности реализации дальнейших шагов по совершенствованию существующей системы квалификационных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим в связи с внедрением проектного подхода в деятельность органов исполнительной власти в целях обеспечения четкой взаимосвязи между разработанными порядками осуществления проектного управления, моделями компетенций участников проектной деятельности в этой сфере и перечнями квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы. Важной задачей сегодняшнего дня является практическое внедрение данной модели компетенций участников проектной деятельности в реальную систему ведомственных перечней квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы. На сегодняшний день доминирует подход, предполагающий установление подобных квалификационных требований к государственным гражданским служащим, замещающим должности в специализированных отделах и департаментах, созданных для осуществления и координации проектной деятельности в органе исполнительной власти, на правительственном уровне (к примеру, в субъекте РФ) и выполняющих функции проектных офисов. Что касается квалификационных требований к должностям гражданской службы области вне областного проектного офиса, то в целом можно сказать, что специализированные требования к знаниям или навыкам в сфере проектной деятельности в настоящее время практически отсутствуют в большинстве должностных регламентов гражданских служащих, причем даже в тех органах исполнительной власти, которые достаточно часто работают над проектами. Оценивая данный подход к установлению квалификационных требований, следует отметить, что несмотря на его простоту с точки зрения реализации, с помощью данного подхода не представляется возможным в полной мере обеспечить создание условий для развития проектной компетентности государственных гражданских служащих органов исполнительной власти. Это связано с тем, что такой подход сильно локализует работу по формированию требований к квалификации служащих в области проектной деятельности до одного или нескольких структурных подразделений. Остальные же должности гражданской службы органов исполнительной власти по-прежнему не будут содержать стартовых условий, способных обеспечить оценку компетентности служащих в рассматриваемой сфере. Таким образом, существенной проблемой сегодня является сохраняющееся пока что отсутствие четко оформленной взаимосвязи между разработанными моделями компетенций участников проектной деятельности и системой квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, и именно этот аспект должен сегодня стать объектом повышенного внимания со стороны государства.
Об авторах
Камиль Нажмутдинович Рамазанов
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: kn.ramazanov@gmail.com
кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления им. П.А.Столыпина - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ул. Соборная, 23/25, г. Саратов, Россия, 410012Список литературы
- Красильников Д.Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // Ars Administrandi. Искусство управления. 2015. № 2. С. 36-48.
- Распоряжение Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» // Сайт Минэкономразвития России URL: http://econo my.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/201404181 (дата обращения: 20.04.2018).
- Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2016.
- Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 2-19.
- Ускова Т.В., Копытова Е.Д. К вопросу о внедрении проектного управления в органах власти // Проблемы развития территории. 2017. № 4 (90). С. 7-27.
- Отчет заместителя министра экономического развития Российской Федерации Л.В. Осипова об опыте проектного управления в органах исполнительной власти и организациях. Москва, 2013 г. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/bfc0cd8040a90cf2a94dfb2af281cc1b/Вопрос+№2+Отчет+об+опыте+проектного+упр авления+в+органах+исполнительной+власти+и+организациях.pdf?MOD=AJPER ES&CACHEID=bfc0cd8040a90cf2a94dfb2af281cc1b (Дата обращения: 11.06.2018).
- Дьячков Т.В., Михайлов А.С. Комплексный подход к организации обучения руководителей и специалистов проектных офисов в органах государственного управления // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 37-42.
- Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (версия 3.2) [Электронный ресурс]. Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: https:// rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1 (Дата обращения: 11.06.2018).