Проблемы обеспечения занятости молодежи и возможные пути ее решения
- Авторы: Ситников А.В.1, Парамонов В.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 4, № 3 (2017)
- Страницы: 282-288
- Раздел: Слово студентам, аспирантами и молодым ученым
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/18192
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2017-4-3-282-288
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Молодежь выполняет в обществе особые функции и потому требует к себе пристального внимания. В условиях экономического кризиса представители этой группы населения оказываются первыми в очереди на увольнение, поэтому проблема занятости для молодежи является очень острой. В статье рассматривается современная ситуация на рынке труда и предлагаются некоторые варианты решения проблемы занятости для этой группы населения.
Ключевые слова
Полный текст
С началом рыночных реформ в России стал формироваться рынок труда и такие сопутствующие этой системе экономике явления, как неполная занятость и безработица. Необходимость обеспечения занятости и материальной поддержки безработных потребовали создания различных органов исполнительной власти по содействию занятости населения. Эти структуры являются одними из важнейших институтов рынка труда, занимающихся решением обозначенных проблем. Молодежь - специфическая социально-демографическая группа населения, которая характеризуется высокой подвижностью и особой ролью в демографическом воспроизводстве общества. Вместе с тем именно молодежь является одним из самых незащищенных слоев населения и наиболее подвержена воздействию радикальных и экстремистских идей. Однако воздействовать на молодое поколение можно и в положительном ключе, продвигая идеи о здоровом образе жизни и научно-культурном развитии личности. Молодежь необходимо рассматривать в качестве самостоятельной социальнодемографической группы, поскольку ей присущи определенные общественные отношения и общественные формы. Как и любая социально-демографическая группа, молодежь имеет ряд специфических черт, которые обусловлены ее сущностью и, по мнению исследователей, определяют ее предпочтения. К социальным особенностям данной группы населения можно отнести специфическую позицию в социальной структуре общества, а также возможность не только сохранять и наследовать, но и изменять сложившиеся устои и социальные нормы. Возникающие внутри данных процессов противоречия служат причиной возникновения проблем молодого поколения. Достаточно много разногласий вызывает вопрос определения возрастных рамок для такой социальной группы, как молодежь. Но стоит отметить, что общепринятым для определения возрастного критерия понятия «молодежь» считается возраст от 14 до 30 лет. Именно опираясь на данный критерий, проводятся все исследования в молодежной среде. Одной из наиболее важных целей, стоящих перед Россией, на современном этапе развития является повышение глобальной конкурентоспособности как определяющего фактора успешного развития государства. И именно молодое поколение призвано обеспечить России достижение данной цели. Выделяют ряд социальных функций, характерных для молодежи: а) молодежь, являясь преемником существующего уровня развития общества, несет в себе потенциал по его преобразованию и совершенствованию, а также на нее возложена функция социального воспроизводства; б) у молодежи имеются собственные интересы, цели и свежий взгляд на существующие проблемы; в) молодые люди подвержены влиянию извне и в силу незавершенности формирования ценностных и духовно-нравственных ориентиров и недостатка жизненного опыта могут принять неверные решения. Но не стоит забывать, что, вступая в общественную жизнь, молодежь становится главным субъектом и объектом образования, социализации и адаптации; г) молодежь является наиболее социально мобильной и инициативной группой населения. Данные функции могут быть реализованы молодежью в разном соотношении, от чего и будет зависеть влияние данной социально-демографической группы на общественное развитие в целом. Это влияние может иметь как положительную, так и отрицательную направленность, что определяется тем, насколько молодежь: · ознакомлена и разделяет существующие политические, экономические и социокультурные цели и направления государственного развития, видит ли перспективы в содействии их реализации; · обладает необходимыми знаниями и умениями, которые могут поспособствовать решению данных задач; · имеет доступ к необходимым ресурсам и обеспечена возможностями для активного участия в разработке и решении глобальных задач, стоящих перед страной. Основной целью государственной молодежной политики является формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян, при- чем конкурентоспособность подразумевается экономическая, социальная и культурная. Данное направление политики ставит перед собой целый ряд задач, ключевая из которых интерпретируется следующим образом: воспитание патриотической молодежи с независимым мышлением и созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. В основе работы с молодежью в нашей стране лежит «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе описываются вызовы и возможности развития современного молодого поколения, цели и основные принципы данной стратегии, приоритетные направления, задачи и многое другое. В общем виде основные принципы реализации государственной молодежной политики можно представить следующим образом. Во-первых, взаимоответственность государства и молодежи в реализации государственной молодежной политики, то есть государство несет ответственность за соблюдение интересов молодого поколения, предусмотренных законом. Но и на молодежь также возлагается ответственность за полную реализацию своих прав и обязанностей в сферах общественной и государственной жизни. Во-вторых, приоритет в поддержке государством отдается социально незащищенным молодым гражданам. В-третьих, государство обязуется поддерживать деятельность молодежных общественных организаций и объединений. И последнее, государство предоставляет возможность для разностороннего развития молодежи, а также возможности для самостоятельного выбора образования, начала трудовой деятельности, создания семьи, жизненного пути молодежью и др. Молодежный рынок труда в России в настоящий момент переживает системный кризис, обусловленный недостаточной активностью предпринимателей во всех отраслях народного хозяйства, результатами охватившего весь мир экономического кризиса, перепроизводством специалистов отдельных направлений, в частности юриспруденции и экономики, при дефиците работников технического профиля и ряда других. Статданные показывают, что после кризиса 2008-2010 годов количество безработных среди молодежи постепенно снижалось с 2,310 млн человек в 2010 году до 1,568 млн человек в 2014 году. Однако кризисные явления в российской экономике вновь привели к увеличению количества молодых безработных до 1,728 млн человек в 2015 году [1. C. 221]. Согласно исследованию, проведенному федеральной службой государственной статистики по проблемам занятости населения в сентябре 2016 года, большая часть безработного трудоспособного населения (73%) искали работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости [11]. Анализ данных количества открытых вакансий и активных резюме Группы компаний HeadHanter по состоянию на 01.10.2016 г. показал дефицит открытых вакансий и значительное превышение количества резюме по всем отраслям экономики. Существующая сегодня сложная экономическая ситуация в стране резко ограничивает возможности самореализации молодежи. Это характерно и для групп, обладающих высочайшим потенциалом экономической активности и ориентированных на инновационное развитие. Молодежь должна рассматриваться в качестве стратегического ресурса социального и экономического развития России, а создаваемое новое рабочее место для молодого специалиста, инженера, рабочего - как источник получения среднеи долгосрочной экономической выгоды. В этой связи предлагается реализовать стимулирующий механизм по созданию рабочих мест для молодых граждан Российской Федерации, окончивших образовательные учреждения. Речь идет об установлении порядка, при котором государство оказывает молодым людям содействие в трудоустройстве (а также обустройстве на новом месте в случае изменения места жительства), как в государственном секторе, так и на частные предприятия. Последним при этом оказывается государственная поддержка с помощью механизма субсидирования. Для покрытия данных расходов предлагается разработка и реализация региональных программ содействия трудоустройству молодежи (далее - региональные программы), реализуемых на условиях софинансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов. Механизм содействия занятости молодежи должен работать следующим образом: субъект Российской Федерации заключает с работодателями соглашение об участии в региональной программе и выдает сертификат на трудоустройство граждан, гарантирующий оказание государственных мер поддержки. Стоимость сертификата на привлечение трудовых ресурсов составит 225 тыс. рублей, что позволит компенсировать ему от 75% до 100% указанных затрат. При этом финансовое обеспечение указанной поддержки предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета 150 тыс. рублей на 1 человека, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета 75 тыс. рублей на 1 человека. Правительством Российской Федерации в рамках осуществляемой бюджетной политики могут быть предложены иные соотношения расходов Федерации и регионов. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполни- тельной власти. При этом последний обеспечивает методическую поддержку региональных программ, в том числе утверждает типовую региональную программу, порядок предоставления сертификата на трудоустройство гражданина и его форму, требования к критериям отбора работодателей, которым будет оказываться соответствующая поддержка. Обязательным требованием реализации региональной программы является также контроль за соблюдением работодателем условий, предусмотренных соглашением о трудоустройстве и сертификатом. В 2017 году положения законопроекта могут быть реализованы в пилотном режиме в 4 субъектах Российской Федерации, исходя из охвата 15 тыс. участников. В 2018 году к данной программе будет привлечено 70 тыс. участников, в 2019 году - 110 тыс. и в 2020 году - 150 тыс. участников. При этом совокупные расходы федерального бюджета на реализацию региональных программ содействия трудоустройству граждан в возрасте до 25 лет в 2017-2020 гг. составят 51,75 млрд рублей. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели за аналогичный период составят 25,88 млрд рублей. В целях обеспечения положительного эффекта от финансовой поддержки, оказываемой работодателю при трудоустройстве гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет, целесообразно предусмотреть специальный порядок учета указанных средств, а также освободить от обложения НДФЛсредства, получаемые работником в рамках предоставления соответствующих мер поддержки. В этой связи представляется целесообразным в течение трех месяцев со дня вступления в силу проектируемых норм внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. При оценке финансово-экономических результатов мероприятия необходимо принимать во внимание соотношение затрат, которые понесет бюджет при реализации предлагаемого механизма, и полученной от его реализации экономической выгоды. Экономический эффект от 1 рабочего места в Российской Федерации в ВВП Российской Федерации по последним данным оценивался Правительством РФ примерно 935 066 рублей. В расчете на предполагаемое число участников указанных региональных программ, которые займут вакантные и вновь создаваемые рабочие места, экономический эффект составит в 2017 году 14,026 млрд рублей, в 2018 году - 79,481 млрд рублей, в 2019 году - 182,338 млрд рублей, в 2020 году - 322,598 млрд рублей. Реализация предлагаемых мероприятий позволит стимулировать работодателей к созданию необходимых условий для трудоустройства российской молодежи, исключить ее маргинализацию в условиях кризиса, создаст кадровые лифты и в целом будет эффективной антикризисной мерой.
Об авторах
Андрей Викторович Ситников
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1032150849@rudn.university
выпускник кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Владимир Васильевич Парамонов
Российский университет дружбы народов
Email: paramonov_vv@rudn.university
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Агаркова А.Н. Трудоустройство молодых специалистов как фактор развития региона // Молодежь Востока России: история и современность. 2012. Ч. 1.
- Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 1994. 496 с.
- Луков В.А. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: науч. монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 8.
- Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 72-73.
- Масленникова Е.И., Мокеев М.М., Гегендюш Н.Д. Государственное и муниципальное управление. М.: Высшее образование, 2008. 192 с.
- Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Аронов Д.В. Негативная молодежная политика» как составляющая государственной политики в отношении молодежи // Власть. 2015. № 2. С. 141.
- Мировые тенденции в сфере молодежной занятости. Женева.: Международное бюро труда, 2006. 61 с.
- Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.: Инфра-М., 2008. 184 c.
- Обследование рабочей силы. Ежеквартальный статистический бюллетень. 2016 // Росстат. URL: http: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140097038766.
- Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. URL: https://fadm. gov.ru/.
- Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru.
- Распоряжение Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении “Основ государственной молодежной политики до 2025 года”».