МОЛОДЕЖЬ КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ РОССИИ
- Авторы: Иванова МГ1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 4, № 1 (2017)
- Страницы: 67-73
- Раздел: Молодежь и государственная молодежная политика
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/17149
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2017-4-1-67-73
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается смысловой разрыв между поколениями в эпоху смены экономико-политического курса страны. Обосновывается необходимость государственного вмешательства и создание опережающих стратегий в работе с молодежью с целью укрепления преемственности социокультурного кода российской нации и укрепления стратегически устойчивого развития страны.
Ключевые слова
Полный текст
После принятия Конституции 1993 г. российское общество кардинально сменило парадигму своего развития, и поколение, воспитанное советской идеологией, обнаружило себя без четко определенных приоритетов, ценностных установок и смыслообразующих символов, не смогло оперативно обеспечить молодое поколение обновленной России идеей объединения вокруг развития страны. Это подтверждается многочисленными исследованиями ценностей, архетипических черт национального характера и социокультурного кода современного российского общества начиная с 2000-х гг. таких социологов и политологов, как Л.И. Медведко [6. C. 106-117], В.М. Межуев [7], Э.А. Паин [12], Н.А. Хренов [19], Л.Г. Бызов и многие другие. Так, Л.Г. Бызов, сравнивая полученные им социологические данные в 2001 и 2014 г., отмечает отсутствие традиционно пропагандируемой соборности русского сознания: «Как и 13 лет назад, 67% опрошенных не готовы жертвовать личным благополучием даже ради важных общезначимых целей и 56% полагают, что личные интересы - это главное для человека» [1. C. 38]. Смена курсов политического и экономического развития сказалась в сознании россиян масштабным кризисом и отразилась на всех сферах жизни молодого поколения. Произошел не только экономический и политический разрыв с прошлым, но и смысловой, который не позволил старому поколению полноценно принять произошедшие изменения, в то время как молодежь увидела для себя в новой формации смыслы и тренды, иногда противоречащие традиционному миропониманию советского человека. Так, А.А. Мухамадеева отмечает в своем исследовании, что «на том, переходном этапе задача культуры в целом, и, в частности, культуры мира, сводилась к “склеиванию” поколений через “материализацию” в обществе идей единства, толерантности, этноконфессионального и гражданского согласия. Время исторического перехода актуализировала ее важнейшую социальную функцию - создания основ государственной молодежной политики» [10. C. 80-81]. В этом плане не случайно, что в течение последних лет был принят целый пакет программных документов, регулирующих данную сферу общества: Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», «Стратегия по противодействию экстремизму в РФ до 2025 года», и, наконец, «Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)» [17]. Вместе с тем многие современные обществоведы, говоря о процессах глобализации и приводя в качестве аргумента процессы миграции, настаивают на необходимости развития глобального сотрудничества вместо того, чтобы замыкаться в рамках собственного культурно-смыслового пространства. Некоторые программные документы также отражают подобный подход и подтверждают необходимость дальнейшей интеграции российской молодежи в общемировые процессы. С другой стороны, очевидным остается факт, что в основе любого полевого исследования общественного мнения всегда стоит этнографический вопрос [13]. Несмотря на то, что сегодня на мир все в большей степени смотрят с точки зрения процессов глобализации, всегда существуют различия в мировоззрении разных культур. В этом смысле современная молодежная политика государства прежде всего должна базироваться на культурных архетипах страны, которые для этого должны быть поняты и осмысленны в рамках всего общества. До тех пор, пока они остаются неизвестными и туманными для самих россиян, потерявшихся в смене парадигм развития страны, их невозможно кому-либо передавать или даже транслировать на глобальном уровне как основу «русского мира». Это становится одной из стратегических задач еще и потому, что будущее любой страны во многом зависит от мировоззрения приходящего на смену поколения. Так, еще П. Сорокин писал о неразрывной триаде личности, общества и культуры, где общее коллективное (часто бессознательно и неконтролируемо) всегда оказывает свое глубинное воздействие на деятельность каждого человека [15]. О взаимообусловленности культуры и социальности писал также и Н.И. Лапин. С другой стороны, Л.Г. Бызов пишет о том, что сегодня одновременно сосуществуют «две России», для каждой из которой характерен свой социокультурный код: «Россия 1» - это то начало русского этноса, которое еще теплится в современном российском обществе, и «Россия 2» - это поколения после 60-х XX в., которые переживают ценностные революции и уже не «мыслят» себя в рамках какой-то одной национальности, их ценности всеобщи в том смысле, что не имеют строгой национальной идентичности, но свойственны для современного человека в целом [1]. Если первые ищут идею «русского мира», то вторые настаивают на субэтнических ценностях и мировоззрении, что свидетельствует о фундаментальном ценностном расколе внутри российского общества. В связи с этим Л.Г. Бызов пишет: «“Русский мир” если и существует, только как культурное и языковое явление, а не как политический проект. Политически и идеологически он глубоко расколот» [1]. На наш взгляд, ценности, существующие в разрыве с культурным кодом этноса, лишают его своих «корней» и тем самым создают неустойчивость, хаотичное беспокойство не только в политических стратегиях, но и на всех уровнях мышления и поведения современных россиян. Однако часто культурное наследие и его значимость остаются скрытыми от поверхностной обывательской жизни. Это то, что наполняет жизнь человека с самого его рождения, обучения в школе, профессионального роста и т .п. Отсюда, в связи со сменой политического и экономического курса страны, актуализировались вопросы о сущности и содержании культурного кода современного россиянина. Выявление архетипов и социокультурного кода важно еще и потому, что именно эти явления и концепты, имеющие больше психическую природу, оказывают бессознательное влияние на формирование образа будущего поведения нации. Не имея представления о том будущем, которое глубинно способно удовлетворить новое поколение, невозможно говорить об устойчивости развития российского общества [3; 4]. Не зная, кто мы и куда движемся, невозможно прийти хоть куда-то. В докладах ООН отмечается, что именно молодежь и ее мировоззрение оказывает существенное влияние на программу осознанного формирования образа будущего любой страны: «Молодежь - мотор цивилизационных перемен. Молодежь - творец будущего. Молодежь - надежда на устойчивое развитие мира» [20]. Вместе с тем интересно также отследить, какие духовные идеалы и ценности уже сформированы у россиян, и особенно в среде современной российской молодежи. Важность молодежи как фактора раскрытия социокультурного кода страны в целях укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России отмечают практически все исследователи, некоторые из них отводят молодежи ключевую роль (например, Н.И. Моисеев [9], А.М. Каюмов [5], А.П. Назаретян [11], Э.Р. Тагиров [16], А.П. Федотов [18] и др.). Например, академик А.П. Федотов считал миссией именно молодых поколений переход человечества от стихийного на управляемый режим развития. В диссертациях, посвященных идентификации молодежи и ее ценностным ориентациям в современной России, констатируются противоречивые процессы. Так, С.В. Амирханова, в рамках рассмотрения темы религии, выясняет роль ключевых факторов, способствующих увеличению устойчивости в отношениях молодежных групп с окружающим миром . К ним она относит кризис идентичности, отсутствие приемлемых для них стратегий адаптации к современным реалиям. Это ведет к травмированной самоидентификации и идентичности современной российской молодежи. Одновременно исследователь заключает, что «в структуре социализации доминирующей становится инновационная модель поведения, проявление приверженности ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности» [8. C. 13, 22]. В целом, исследователи отмечают, что сформировалась генерация молодежи с системой ценностей, в которой приоритетные места заняли служебная карьера, бизнес-интересы, материальный достаток, существенно отодвинув на задний план такие характеристики, как гражданственность, социальная активность, патриотизм - все это явные признаки смены «ценностных вех», переоценки культурных ценностей предыдущих поколений, нарушения преемственности в передаче социокультурного опыта [21. C. 331]. В частности, отмечается существенное снижение интереса к политике поколения после 2000-х гг. Например, по данным ВЦИОМ, 60% россиян от 18 до 30 лет не интересуется политикой как таковой и не принимает участие ни в каких общественных или политических проектах [2. C. 34]. Обобщая наблюдения различных научных школ и подходов, учитывая данные социологических опросов, мы можем говорить о существенных изменениях в ценностях и настроениях нового поколения относительно периода до принятия Конституции 1993 г. Исследователи отмечают, что была нарушена преемственность традиционных подходов и отмечается утрата этнической идентичности у молодого поколения. Например, в связи с тем, что парадигма рыночной экономики выдвигает на первый план приоритет индивидуального успеха и развития, такие традиционные понятия, как «соборность» «коллективизм» и другие, отошли на задний план. Более того, они практически утратили какое-либо содержательное и смысловое наполнение для молодежи. В связи с этим становится актуальным и важным изучение и осмысление всех явных и «подводных» движений в социокультурной молодежной среде современных россиян, выявление как прогрессивных тенденций (инновационных проектов, креативных инициатив и т.п.), так и негативных для общества явлений (отсутствие интереса к политическим событиям, утрата самоидентичности со своим этносом и т.п.). Этот мониторинг позволит «соединить» историю и культуру российского этноса с тем, что является важным и актуальным для современных молодых россиян и, таким образом, позволит соединить «дерево с его корнями», ведь только таким образом возможно созревание полноценных плодов. Отсутствие же опережающих стратегий в работе с молодежью способно только усилить уже существующие проблемы в укреплении единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
Об авторах
М Г Иванова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: pravodogovor@yandex.ru
Иванова Мария Геннадьевна - генеральный директор компании ООО «ГК «Восход»», старший преподаватель вечернего отделения факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Бызов Л.Г. Консервативный тренд в современном российском обществе - истоки, содержание и перспективы // Общественные науки и современность. 2015. № 4.
- Василенко О.В. О формировании гражданской активности и социальном потенциале современной молодежи // Реформы и революции в контексте истории и образовательной практики. IV Адлеровские чтения. Чебоксары, 2012.
- Иванов В.Г. «Естественный уровень образования» как фактор стабильности политического режима. Часть 1 // Вестник Российского университета дружбы народов: серия: Политология. 2011. № 4.
- Иванов В.Г. «Естественный уровень образования» как фактор стабильности политического режима. Часть 2 // Вестник Российского университета дружбы народов: серия: Политология. 2012. № 1.
- Каюмов А.М. Университеты XXI века - школа формирования креативного поколения молодежи / Высшая школа - храм культуры. Казань, 2014.
- Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
- Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб.: СПбГУП, 2011.
- Мирханова С.В. Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска. Автореф. дис..канд.социол.наук. Казань, 2009. URL: http://diss. seluk.ru/av-sotsiologiya/1083228-1-stanovlenie-identichnosti-molodezhi-sovremennomrossiyskom-obschestve-riska.php.
- [9] Моисеев Н.И. Быть или не быть человечеству. М.: ИПК «Ульяновский дом печати», 1999.
- Мухамадеева А.А. Исторический опыт формирования духовного облика российской молодежи в контексте культуры мира (конец XX - начало XXI вв.). Дис… канд. социол. наук, Казань, 2015. URL: http://kazgik.ru/kcontent/main/disertation/doc_disertation/muchamadeevaa/disert.pdf.
- Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. М., 2007.
- Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России: Новое издательство; М., 2004.
- Рогозин Д. Методический аудит полевых работ. URL: https://postnauka.ru/video/65232.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
- [16] Тагиров Э.Р. Энергия молодости. Молодежь в зеркале истории. Казань: Магариф, 2009.
- Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718.
- Федотов А.П. Глобалистика: начало науки о современном мире. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Хренов Н.А. Избранные работы по культурологии. Культура и империя: согласие. М., 2014.
- Цели развития тысячелетия: доклад ООН за 2015 год. Нью-Йорк, 2015. URL: http:// ecuo.org/media/fi ler_public/2015/09/10/millennium-development-goals_2015.pdf.
- Шумилов А.В. Электоральная политика и сетевые молодежные сообщества (региональный аспект) // Реформы и революции в контексте истории и образовательной практики. IV Адлеровские чтения. Чебоксары, 2012.