Том 17, № 4 (2020): Современная позитивная психология в России и мире

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Позитивная психология отмечает 20-летний юбилей!

Рич Г.Д., Куриленко В.Б., Новикова И.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):575-585
pages 575-585 views

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И СТРАНАХ МИРА

Резильентность и культура: междисциплинарный подход

Аби-Хашем Н.

Аннотация

В последние годы в число приоритетных направлений исследования целого ряд академических дисциплин и гуманитарных практик вошли проблемы психосоциальной резильентности и культурной компетентности. В данной статье с позиции социокультурного и междисциплинарного подходов рассматриваются сущность, природа и функции резильентности, обосновывается ее фундаментальная и интегративная роль в области психологии, педагогики, физиологии, психотерапии, а также в сфере духовности и общественной жизни. Показан большой потенциал культурной резильентности в развитии многих направлений обучения и областей знания, подчеркивается важность интеграции данного концепта в образовательные подходы и педагогические практики. Утверждается, что сущность и проявления резильентности связаны не только с чертами и способностями отдельного человека, но также с общими социальными ресурсами: культурным богатством общества, опытом и знаниями многих поколений. В рамках настоящего исследования резильентность рассматривается и как внутренняя предрасположенность, характерная для отдельной личности или социальной группы, и как навык, который постепенно усваивается, специально формируется, развивается в течение жизни человека и затем проявляется как образ жизни, как необходимый потенциал и естественное стремление личности к полноценному функционированию, в особенности в трудных, проблемных ситуациях. Подчеркивается значимость формирования и развития межкультурной компетентности, междисциплинарного обучения и сотрудничества, что будет способствовать формированию резильентности и усвоению личностью эффективных стратегий совладания (копинга) в критических ситуациях. Достижению этой цели также будет способствовать рост социальной сознательности, расширение эмоциональных возможностей, воспитание уважения к сложившимся социальным отношениям и культурным традициям.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):586-603
pages 586-603 views

Феномен посттравматического роста в Камбодже: интегративное качественно-количественное исследование

Бадаракко Д., Сирикантрапорн С., Рич Г.Д., Грин Д., Портер М.К.

Аннотация

Изучая травмирующие события, большинство исследователей концентрируется на их негативных последствиях, нередко оставляя без внимания то положительное влияние, которое эти события могут оказывать на личность. Ричард Тедески и Лоуренс Калхаун предложили концепцию посттравматического роста (ПТР), основанную на принципах позитивной психологии. ПТР трактуется как процесс личностного роста, наблюдаемый у человека после перенесенной травмы. ПТР может фиксироваться по пяти основным показателям: более полное понимание и принятие жизни, большая интимизация межличностных отношений, укрепление личности, открытие человеком новых возможностей, его духовное развитие. В статье представлены результаты количественного и качественного анализа данных, собранных коллективом авторов в 2015-2016 гг. в Американском университете Пномпеня (Камбоджа). В исследовании, целью которого стало изучение личностного роста в посттравматический период, приняли участие 70 респондентов. Количественный анализ показал внутреннюю согласованность и валидность методики «Диагностика резильентности взрослых» (Adult Resilience Measure) и опросника посттравматического роста (Posttraumatic Growth Inventory) при использовании в камбоджийской выборке. С помощью корреляционного и регрессионного анализа было установлено, что количество пережитых человеком травмирующих событий не влияет на его способность к резильентности и ПТР, при этом выраженность резильентности и ПТР положительно коррелируют между собой. При проведении качественного анализа был использован прием «восхождения к теории», что позволило создать модель ПТР для камбоджийской выборки. Полученная модель включает четыре основных категории переживания ПТР камбоджийцами: личностный рост, развитие межличностных отношений, духовное развитие, связанное с религиозностью, открытие новых возможностей развития. Количественные и качественные результаты исследования свидетельствуют о том, что камбоджийцы в целом переживают посттравматический рост в соответствии с исходной теорией ПТР. В то же время выявляются и некоторые нюансы, имеющие культурную обусловленность, которые необходимо учитывать при изучении ПТР жителей Камбоджи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):604-623
pages 604-623 views

Осмысление, прощение, благодарность - путь к здоровому, мирному и процветающему Гаити

Калайджян А.

Аннотация

В 2010 году весь мир потрясло разрушительное землетрясение, произошедшее на Гаити. В ходе четырнадцати гуманитарных миссий представители ассоциации MeaningfulWorld стали свидетелями восстановления гаитянского общества после этого драматического события, роста его резильентности. Деятельность MeaningfulWorld, направленная на повышение осознанности, формирование резильентности, устойчивости в местных сообществах и гаитянском обществе в целом, выявила проблемы наиболее уязвимых и маргинализированных социальных групп, в том числе детей, женщин, а также беженцев, получивших психологические травмы. Результаты этой работы позволили поставить главный вопрос, решение которого необходимо для преодоления эмоциональных и психологических травм, продвижения к осмыслению, исцелению, надежде, примирению и доверию: какие уроки мы можем извлечь из травмирующего прошлого? Представители MeaningfulWorld считают интеграцию эмоционального интеллекта, духовных связей, любви, осмысления, прощения, эмпатии, а также воспитание благодарности единственно возможным средством преодоления перенесенных эмоциональных и психологических травм. В статье анализируется ценность формирования благодарности и на ее основе - прощения и осмысления в целях посттравматического восстановления и роста, развития резильентности и эмоционального интеллекта. Народ Гаити исторически демонстрирует резильентность, однако, до тех пор пока опыт трагического прошлого не осмыслен окончательно, гаитянское население будет разобщено, дезориентировано, подвержено страху массового распространения горизонтального на-
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):624-636
pages 624-636 views

Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке

Ожиганова Г.В.

Аннотация

В современных условиях актуализируется проблематика психологического исследования морального поведения, нравственных проявлений и свойств личности, при этом важную роль в изучении духовно-нравственных качеств (добродетелей) играет позитивная психология, которая ассоциирует счастливую жизнь человека с высокими духовно-нравственными ориентирами. Изучение духовно-нравственных аспектов личности и эмпатии активно проводится зарубежными учеными, в то же время в отечественной психологии подобные исследования не являются распространенными. На российской выборке такое исследование, включающее контекст высших моральных способностей, проводится впервые. В теоретической части статьи рассматриваются вопросы, связанные с высшими моральными способностями, дается их определение и отмечается их отличие от моральных способностей: высшие моральные способности относятся к категории духовных способностей. В составе высших моральных способностей выделяются следующие компоненты: духовно-нравственные качества как проявление духовной альтруистической направленности и эмпатия как проявление нравственных чувств, связанных с децентрацией, сопереживанием, эмпатической заботой. Связь этих компонентов анализируется в эмпирической части статьи. Цель исследования - установить связь показателей духовно-нравственных качеств личности и эмпатии. Для исследования духовно-нравственных качеств личности использован опросник «Духовная личность» А. Хусейна, М. Анаса в адаптации Г.В. Ожигановой. Для исследования эмпатии применялся многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Н.А. Будаговской, С.В. Дубровской, Т.Д. Карягиной. В эмпирическом исследовании приняло участие 90 старшеклассников (56 % - девушки). Полученные результаты показали, что выдвинутая гипотеза нашла подтверждение: корреляционный анализ выявил наличие связи показателей духовно-нравственных качеств личности с эмпатией в трех ее аспектах: когнитивном (шкала «Децентрация»), аффективном (шкала «Сопереживание») и поведенческом (шкала «Эмпатическая забота»). Связи со шкалой «Личный дистресс», отражающей недуховные эгоцентрические тенденции, установлено не было. Это создает возможность рассмотрения духовно-нравственных качеств (имеющих отношение к духовной альтруистической направленности) и эмпатии (раскрывающейся как «Децентрация», «Сопереживание» и «Эмпатическая забота») в качестве компонентов высших моральных способностей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):637-655
pages 637-655 views

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема выбора образовательного маршрута выпускниками средних школ и колледжей в контексте современной позитивной психологии

Лубовский Д.В.

Аннотация

В статье проанализирована проблема выбора индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) выпускниками средних школ и колледжей в контексте наиболее распространенных теоретических подходов к ее исследованию и с позиций современной позитивной психологии. Показано значение проблемы выбора образовательного маршрута, изучено современное состояние исследований выбора ИОМ. Освещены методологические трудности в исследованиях выбора ИОМ выпускниками школ и колледжей и в практике психолого-педагогической поддержки выбора. Названы основные противоречия и нерешенные проблемы теории и практики психолого-педагогического сопровождения выбора ИОМ выпускниками средних школ и колледжей. Приведены основные данные исследований выбора образовательного маршрута современными старшеклассниками и студентами колледжей, обнаружены противоречия в имеющихся данных, продемонстрированы особенности выбора ИОМ обучающихся с ОВЗ. Рассмотрены основные подходы к исследованию выбора ИОМ обучающимися (социологический, субъектный, на основе позитивной психологии, определено значение позитивной психологии для решения существующих проблем в исследованиях и практике психолого-педагогического сопровождения выбора образовательного маршрута выпускниками средних школ и колледжей. Представлен краткий обзор современной позитивной психологии в исследованиях выбора образовательного маршрута, намечены перспективы ее применения в решении насущных научно-исследовательских и практических задач психолого-педагогического сопровождения выбора ИОМ выпускниками.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):656-670
pages 656-670 views

Когнитивные факторы удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте

Беловол Е.В., Бойко З.В., Шурупова Е.Ю.

Аннотация

В работе изучаются факторы удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. В настоящее время в психологии существует несколько подходов к пониманию этого конструкта. Ряд теорий акцентирует внимание на объективных обстоятельствах как оказывающих основное влияние на удовлетворенность жизнью личности. Такой подход называется «восходящий» (bottom-up). При этом существуют теории, в которых предполагается, что стабильные индивидуальные характеристики личности являются детерминантами удовлетворенности жизнью. Данные теории объединяются в рамках подхода, который получил название «нисходящий» (top-down). Он подразумевает, что определенные черты личности, в частности экстраверсия и нейротизм, определяют удовлетворенность человека жизнью. Однако когнитивные факторы удовлетворенности жизнью редко становятся предметом эмпирических исследований. В настоящем исследовании в качестве предикторов удовлетворенности жизнью на поздних этапах онтогенеза наряду с показателями когнитивного функционирования личности (когнитивная гибкость, память - краткосрочная и долгосрочная, креативность и мышление) использовались такие объективные показатели, как возраст, социальный статус (работает, не работает, на пенсии), тип семьи (нуклеарная или расширенная). В исследовании приняли участие девяносто семь респондентов в возрасте от 50 до 84 лет. Анализ полученных данных показал, что не только некогнитивные факторы, но и когнитивные оказывают существенное влияние на удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте. На основе полученных данных была построена эмпирическая модель когнитивных факторов удовлетворенности жизнью. Показано, что все когнитивные переменные (гибкость мышления, долговременная память, кратковременная память, мышление и креативность) имеют положительный вклад в повышение удовлетворенности при ведущей роли долговременной памяти и креативности. Исследование выявило, что степень удовлетворенности значительно выше у работающих пожилых респондентов, чем у их неработающих коллег, при этом наиболее удовлетворенными являются самые пожилые сотрудники (средний возраст этой группы - 76 лет). Семейное положение также является фактором удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Согласно полученным результатам, пожилые люди, живущие с супругом/супругой и отдельно от детей, более удовлетворены жизнью по сравнению со своими сверстниками, живущими в расширенных семьях с детьми и внуками. Регрессионная модель, построенная с учетом как характеристик личности, так и переменных, отражающих объективные аспекты жизни пожилых людей, объединила переменные из восходящих и нисходящих теорий. В результирующую модель (коэффициент детерминации R 2 = 94,6 %) были включены переменные с коэффициентами на уровне значимости α ˂ 0,05. Остальные переменные были исключены из результирующей модели. В нее вошли память и возраст как индивидуальные особенности и тип семьи как внешний предиктор удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):671-684
pages 671-684 views

Мудрость как фактор предотвращения эмоционального выгорания медицинских работников

Мехтиханова Н.Н., Мурзина Ю.С., Русакова Ю.Е.

Аннотация

В статье рассматривается мудрость как внутренний ресурс медицинских работников, способный предупредить развитие нездоровых отклонений, сохранить профессиональное и жизненное долголетие. Целью работы стало изучение взаимосвязи мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Проведен теоретический анализ изучения эмоционального выгорания медицинских работников, предложено понимание феномена мудрости, описаны зарубежные эмпирические исследования мудрости в медицинской сфере. В представленном эмпирическом исследовании для сбора данных использовались опросник «Уровень мудрости» Н.Н. Мехтихановой и методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. Диагностика, проведенная на выборке из 184 сотрудников Областной клинической больницы г. Тюмени, показала наличие признаков эмоционального выгорания у 53,8 % респондентов. При сравнении групп медицинских работников, имеющих разный уровень эмоционального выгорания, выявлены значимые различия по показателю мудрости. Корреляционный анализ продемонстрировал отрицательную взаимосвязь мудрости и эмоционального выгорания медицинского персонала ( rs = -0.48, p < 0.001). Сравнение групп мужчин и женщин обнаружило значимые различия по показателю мудрости и по показателю эмоционального выгорания: мудрость выше у группы мужчин, в то время как эмоциональное выгорание выше у группы женщин. Попарное сравнение по U -критерию Манна - Уитни выявило различия по показателю мудрости между группами младшего медицинского персонала и руководителей, а также между группами среднего медицинского персонала и руководителей. Показатель мудрости в обоих случаях выше у группы руководителей. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что мудрость помогает медицинскому персоналу противостоять синдрому эмоционального выгорания. Формирование данного качества у медицинских работников позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):685-704
pages 685-704 views

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Связь морали и социальных верований с отношением к экономическому неравенству у российской молодежи: на примере Алтайского края

Сычев О.А., Протасова И.Н.

Аннотация

В статье приведены результаты эмпирического исследования связи между моральными основаниями, социальными верованиями и отношением к экономическому неравенству. Проблема отношения к экономическому неравенству традиционно рассматривалась преимущественно социологами и экономистами в контексте групповых различий, в то время как его психологические факторы и корреляты остаются недостаточно изученными. Негативные последствия экономического неравенства могут быть опосредованы психологическими механизмами: субъективным восприятием существующего неравенства, отношением к нему, что свидетельствует об актуальности этой проблемы. В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что отношение к экономическому неравенству у молодежи связано с моральными основаниями и социальными верованиями. Для ее проверки было проведено исследование на выборке из 215 студентов (21 % мужчин). Испытуемые отвечали на вопросы шкал веры в опасный и конкурентный мир Дж. Даккита, опросника моральных оснований Дж. Грэхема и соавторов, опросника убеждений относительно источников и последствий неравенства в доходах Дж. Клуегеля и Э. Смита. Разработка русскоязычной версии опросника Дж. Клуегеля и Э. Смита, представленной в приложении к статье, стала одной из задач данного исследования. Корреляции показывают, что отношение к неравенству связано с моральными основаниями (справедливости, чистоты и лояльности) и верой в конкурентный мир. С помощью путевого анализа продемонстрировано, что одобрение равенства и неравенства наиболее тесно связано с благосостоянием семьи. Связь отношения к неравенству с индивидуализирующими моральными основаниями опосредована верой в конкурентный мир. Таким образом, чувство справедливости и ценности заботы о слабых и беззащитных противостоят вере в конкурентный мир и одобрению неравенства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):705-718
pages 705-718 views

Соотношение перфекционизма и форм социальной активности российской молодежи: на примере Саратовского региона

Бочарова Е.Е.

Аннотация

Феноменология позитивной психологии связана, прежде всего, с оценкой позитивной значимости психических явлений, процессов, состояний, свойств индивида, качественный анализ которых позволяет определить меру реализации личностных возможностей в разных сферах жизнедеятельности, способствующих поддержанию и совершенствованию значимых ресурсов своего Я. В этой связи особый интерес вызывает разработка проблемы соотношения перфекционизма и форм социальной активности личности, поскольку речь идет о роли личности и ее субъектных свойствах как ресурсе не только личностного, но и социального капитала. Таким образом, целью исследования является эмпирическое изучение соотношения перфекционизма и различных форм социальной активности личности. В исследовании приняли участие представители учащейся молодежи ( N = 236) в возрасте от 16 до 19 лет: старшеклассники общеобразовательных школ ( n = 118) и студенты вузов ( n = 118) Саратова и Саратовского региона (Россия). В качестве методического инструментария применены анкета, направленная на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова и др.), и многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (в адаптации И.И. Грачевой) для исследования соотношения выраженности параметров перфекционизма. Гипотезой исследования выступило предположение о наличии разнонаправленных взаимосвязей между мерами выраженности параметров перфекционизма и самооценками различных форм социальной активности. Установлена доминирующая выраженность интернального локуса перфекционизма. Обнаружено наличие разнонаправленных взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности личности молодежи, позволяющих уточнить специфику его функционального проявления в развертывании (или ограничении) форм социальной активности. Показано, что в случае фиксации интернального локуса перфекционизма наблюдается развертывание социально-экономической активности личности и ограничение образовательной, духовной, протестной и субкультурной форм активности. В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается инициирование молодежью субкультурной активности на фоне ограничения активности, связанной с учебно-развивающей деятельностью. В прикладном аспекте представленные материалы могут быть реализованы в практике консультативных служб образовательных учреждений и организации социально-полезной деятельности молодежи с учетом ее перфекционистской направленности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):719-737
pages 719-737 views

Адаптация сокращенного варианта опросника К. Петерсона и М. Селигмана «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS) на русскоязычной выборке

Башкатов С.А.

Аннотация

В современных психологических исследованиях широко применяется опросник К. Петерсона и М. Селигмана «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS), включающий 240 вопросов, диагностирующий личностные достоинства человека, определяющие его характерологическую позитивность. В 2002 г. М. Селигман опубликовал англоязычный сокращенный вариант VIA-IS, содержащий те же шкалы, что и полная версия теста, но состоящий из 48 вопросов вместо 240. Не вызывает сомнений удобство применения сокращенного варианта этого опросника для проведения широкомасштабных исследований на больших выборках респондентов. Целью настоящего исследования явилась адаптация сокращенного варианта опросника VIA-IS на русскоязычной выборке. Обработка и интерпретация результатов тестирования 239 респондентов показали достаточную внутреннюю согласованность теста: все шесть шкал продемонстрировали надлежащие значения коэффициентов α Кронбаха. Проверка методики на устойчивость (ретестовая надежность), проведенная через шесть месяцев после первого тестирования, констатировала, что коэффициенты корреляции данных по шкалам находятся в пределах требуемых значений. Хорошие результаты показала проверка конвергентной валидности. Проверка соответствия факторной структуры русскоязычного сокращенного опросника VIA-IS исходному англоязычному сокращенному опроснику, выполненная с применением конфирматорного факторного анализа, также дала положительные результаты. Таким образом, русскоязычный вариант сокращенной методики VIA-IS может быть использован для психологической экспресс-диагностики личностных черт (личностных достоинств человека, рассматриваемых в русле позитивной психологии) психически здоровых респондентов в контексте решения разнообразных задач.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):738-754
pages 738-754 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: Positive Psychology in the Middle East/North Africa: Research, Policy, and Practice / ed. by L. Lambert, N. Pasha-Ziadi. Cham, Switzerland: Springer, 2019. 404 p.

Рич Г.Д.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):755-758
pages 755-758 views

Рецензия на книгу: Behavioral Science in the Global Arena. Vol. 1. Addressing Timely Issues at the United Nations and Beyond / ed. by E.P. Congress, H. Takooshian, A. Asper. Charlotte NC: Information Age Publishing, 2020. 238 p.

Рот Р.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):759-763
pages 759-763 views

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

День психологии - 2020 в ООН, посвященный мультилатерализму

Санданапитчай П., Такушьян Г.

Аннотация

В 2020 году Организация Объединенных Наций отмечает 75-летний юбилей. Психологи включились в работу ООН со времен ее образования в 1945 г., и их труд с каждым годом становится все более заметным. Новым ярким свидетельством плодотворного сотрудничества ООН с психологами и психологическими организациями стал 13-й Ежегодный День психологии в ООН, который состоялся 27 мая 2020 г. В этом году мероприятие проходило онлайн и собрало рекордное количество участников - 1271 исследователя из 104 стран. В данном репортаже представлен краткий отчет о Дне психологии - 2020 в ООН, который включает краткий обзор события и докладов четырех выдающихся психологов - докторов психологических наук Фатали Могхаддам, Сьюзен Мичи, Мишель Гельфанд и Сары Лайонс-Падилья, посвященных их исследованиям различных аспектов мультилатерализма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(4):764-769
pages 764-769 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах