Том 15, № 2 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1080
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-2
Весь выпуск
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
ОТРАЖЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСАХ ПСИХОЛОГОВ: КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ. ЧАСТЬ II
Аннотация
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ АССЕРТИВНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Изучается ассертивность личности как способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Цель проведенного эмпирического исследования состоит в выявлении связей ассертивности личности с ее психологическими и социально-психологическими характеристиками и создание социально-психологического «портрета» ассертивной личности. Было обследовано 1271 человек (644 мужчины в возрасте от 17 до 75 лет (M = 40) и 627 женщин - возраст от 17 до 78 лет (M = 42)) - представителей различных профессий, специальностей, должностей и регионов проживания. Установлено, что ассертивность взаимосвязана с психологическим полом. Ассертивность и мужчин, и женщин связана с высокими показателями их маскулинности, гендерной гармоничностью (большое общее количество маскулинных и феминных качеств) качеств, андрогинностью индивида. У женщин ассертивность отрицательно коррелирует с показателем феминности; у мужчин ассертивность и показатель феминности не связаны. Показано, что ассертивность положительно связана с экстраверсией, коммуникативными умениями, самоэффективностью, самоуважением, конструктивной агрессивностью и отрицательно - с нейротизмом, тревожностью, депрессией и зависимым стилем поведения. Полученные результаты в ряде случаев отличаются от данных зарубежных исследователей, в частности, установлена корреляция биологического пола с наличием и уровнем связи ассертивности с другими психологическими характеристиками личности. Объединение выявленных в исследовании качеств с полученными свойствами в предыдущих работах автора позволило создать «социально-психологический портрет» ассертивной личности.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД КОГНИТИВНЫХ ФАКТОРОВ И САМООТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕРЦЕПЦИЮ АУТГРУПП РАЗНОГО ТИПА
Аннотация
В статье реализуется идея комплексного подхода к изучению социальной перцепции, которая рассматривается, во-первых, с позиций когнитивного и мотивационного подходов, а во-вторых, - как результат взаимодействия внутренних (характеристики субъекта восприятия) и внешних (характеристики объекта восприятия) факторов. Исследуются вклады когнитивных стилей, дивергентного мышления и самоотношения в классические феномены социальной перцепции - аутгрупповую стереотипизацию и ингрупповую предвзятость. Данные вклады сопоставляются при восприятии искусственных социальных групп разного типа: «этнических», «идеологических» и «статусно-стратификационных». Строятся и анализируются дискриминантные модели стереотипизации и предвзятости по совокупности когнитивных переменных и самоотношения. В исследовании приняли участие 155 человек, студентов 1-3 курсов Пермского государственного национального исследовательского университета в возрасте от 17 до 22 лет (M = 18,90, SD = 0,96), из них 113 девушек (72,9%) и 42 юноши (27,1%). Описание социальных групп предъявлялось испытуемым в виде текстов. Показатели социальной перцепции измерялись с помощью вербальных процедур, основанных на понимании предвзятости как прототипизации ингруппы и стереотипизации - как склонности описывать Другого через обобщенные черты, а не фактическое поведение. Самоотношение и когнитивные переменные измерялись с помощью стандартизированных методик. Было обнаружено, что в основе стереотипизации лежат преимущественно когнитивные факторы - индивидуально-стилевые приемы переработки информации. При этом ведущая роль в формировании стереотипизированного образа Другого принадлежит полезависимости. В формировании ингрупповой предвзятости (фаворитизма) когнитивно-стилевые особенности не играют решающей роли, в то время как самоотношение усиливает ее проявления. Дивергентное мышление вносит вклады как в процессы стереотипизации, так и предвзятости. Его влияние может содержательно варьироваться в зависимости от типа воспринимаемой социальной группы. Полученные результаты могут иметь практическое применение при разработке программ психологической коррекции, направленных на снижение негативных проявлений в межгрупповом взаимодействии.
ВЛИЯНИЕ КИНО НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ
Аннотация
В условиях медиатизации современного общества кино продолжает занимать одно из ведущих мест в досуге, оставаясь при этом влиятельным массмедиа, воздействующим на картину мира, ценности, мотивы, стереотипы, поведение зрителей и др. Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме влияния кинофильмов на молодежную аудиторию. Изучались различные эффекты воздействия кино на молодых зрителей, связанные с их представлениями о пожилых людях. С помощью психосемантической методики, включившей 25 шкал, разработанных специально для выявления содержания представлений о пожилых людях, респонденты оценивали различные их характеристики до и сразу после просмотра фильма, а также спустя 2 недели после показа. При анализе эффектов воздействия учитывались также пол респондентов, привлекательность показанного фильма и значимость кино в досуге. Определено, что сразу после просмотра фильма, повествующего о пожилых людях, у респондентов изменились представления об их мотивационно-регулятивных, когнитивных и эмоциональных особенностях. Однако направленность этих изменений, в целом, выявила отрицательное влияние фильма на восприятие пожилых людей. В то же время было показано, что представления молодежи о пожилых людях и о себе в будущем в роли пожилых сблизились. Обнаружено, что фильм оказал большее влияние на женщин, чем на мужчин. При этом определено, что наблюдаемые непосредственно после просмотра фильма изменения представлений преимущественно не сохранились во времени. В целом данное исследование продемонстрировало важность комплексного подхода к прогнозированию результатов воздействия кино.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РОЛЬ СЕНСОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАБОТКЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВОПЛОЩЕННОЕ ПОЗНАНИЕ VS КОГНИТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ?
Аннотация
В настоящее время в когнитивной психологии набирает влияние подход «воплощенное познание» (англ. embodied cognition). Его представители говорят о важности понимания того, как организован сенсомоторный опыт в ходе взаимодействия человека с внешней средой при решении познавательных задач. Статья посвящена обсуждению роли сенсомоторного компонента в обработке языковой информации. Ставится вопрос о том, являются ли сенсомоторные репрезентации необходимым условием обработки языковых стимулов (как это предполагается подходом «воплощенное познание») или же они просто содействуют обработке языковой информации [феномен «когнитивной фасилитации» (англ. cognitive enhancement)], уменьшая время ее переработки. Для ответа на этот вопрос описываются ключевые характеристики нескольких вариантов подхода, связанного с воплощенным познанием в обработке языковых стимулов. Анализируются работы, демонстрирующие: конгруэнтную активность сенсомоторных зон при переработке информации; ситуативный характер влияния сенсомоторного компонента на обработку пространственных понятий; роль сенсомоторных репрезентаций в обработке языковых метафор. На основе проведенного обзора формулируется общее резюме: текущие исследования демонстрируют аргументы в поддержку фасилитирующей роли сенсорики и моторики в обработке языковой информации.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕПОДАВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МАГИСТРАТУРЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы методики преподавания курса методологии научного исследования в рамках работы над магистерской диссертацией. Автор ставит целью исследовать место и роль указанного курса в процессе обучения студентов по англоязычным магистерским программам Московского государственного института международных отношений, определяя следующие задачи: выявить понятийные барьеры в восприятии методологии научного исследования; разработать алгоритм работы, направленной на формирование у магистрантов исследовательских умений; проанализировать результаты опытного обучения. В качестве исследовательских методов выбраны опрос и анализ (проанализированы результаты опытного обучения, проведен контент-анализ методологической части ряда магистерских и кандидатских диссертаций, находящихся в открытом доступе). Исследование строится на основе компетентностного и деятельностного подходов; предлагаемая методика базируется на дидактических принципах наглядности, систематичности и последовательности, и доступности. В статье анализируются требования ФГОС ВО к формированию исследовательского компонента профессионально значимых компетенций. Автор выявляет трудности восприятия теоретико-методологического материала студентами, в том числе, трудности лингвокогнитивного характера; выстраивает алгоритм работы с понятийным аппаратом, предлагая ряд заданий, способствующих формированию исследовательской компетенции и создающих симулятивный научно-исследовательский дискурс.