Понимание прочитанного школьниками и его предикторы
- Авторы: Григоренко Е.Л.1
-
Учреждения:
- Йельский университет
- Выпуск: № 1 (2012)
- Страницы: 65-74
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/7989
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводятся результаты двух исследований показателей понимания прочитанного. В первом исследовании (n = 502) показатели понимания связного текста предсказывались показателями аккуратности чтения единичных слов и фонологическими показателями, которые традиционно считаются предикторами овладения навыком чтения единичных слов. Во втором исследовании (n = 1048) показатели понимания связного текста предсказывались на основе группы металингвистических показателей. В статье обсуждаются результаты исследований и проводится параллель между этими результатами и показателями российских школьников по программам PIRLS и PISA.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Леонидовна Григоренко
Йельский университет
Email: elena.grigorenko@yale.edu
Лаборатория поведения и молекулярных процессов; Йельский университет
Список литературы
- Каспржак А.Г. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны (психолого-педагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном исследовании PISA 2000) // Вопросы образования. - 2004. - № 1. - С. 190-231.
- Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: взгляд со стороны компетентностного подхода // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 56-73.
- Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 240-267.
- Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы Образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150.
- Arndt E., Foorman B. Second graders as spellers: What types of errors are they making? // Assessment for Effective Instruction. - 2010. - Vol. 36. - P. 57-67.
- Carlise J.F. Awareness of the structure and meaning of morphologically complex words: Impact on reading // Reading and Writing. - 2000. - Vol. 12. - P. 169-190.
- Carlisle J.F. Awareness of the structure and meaning of morphologically complex words: Impact on reading // Reading and Writing. - 2000. - Vol. 12. - P. 169-190.
- Carlisle J.F., Stone C.A. Exploring the role of morphemes in word reading // Reading Research Quarterly. - 2005. - Vol. 40. - P. 428-449.
- Chafe W., Danielewicz J. Properties of spoken and written language // Comprehending oral and written language / ed. R. Horowitz, J. Samuels. - San Diego, CA: Academic Press, 1987. - P. 83-113.
- Chall J.S. Stages of reading development. - Orlando, FL: Harcourt-Brace, 1983/1996.
- Coxhead A. A new academic word list // TESOL Quarterly. - 2000. - Vol. 34. - P. 213-238.
- Deacon S.H., Kirby J.R. Morphological awareness: Just - more phonological? The roles of morphological and phonological awareness in reading development // Applied Psycholinguistics. - 2004. - Vol. 25. - P. 223-238.
- Foorman B., Petscher Y. Development of spelling and differential relations to text reading in grades 3-12 // Assessment for Effective Instruction. - 2010. - Vol. 36. - P. 7-20.
- Kieffer M.J., Lesaux N.K. The role of derivational morphology in the reading comprehension of Spanish-speaking English language learners // Reading and Writing. - 2008. - Vol. 21. - P. 783-804.
- Linacre J.M. Facets Rasch measurement computer program. - Chicago, IL: Winsteps.com, 2004.
- Nagy W., Berninger V., Abbott R. Contributions of morphology beyond phonology to literacy outcomes of upper elementary and middle-school students // Journal of Educational Psychology. - 2006. - Vol. 98. - P. 134-147.
- Nagy W., Scott J. Vocabulary processing // Handbook of reading research / ed. M.L. Kamil, P.D. Pearson, E.B. Moje, P. Afflerbach. - Mahwah, NJ: Erlbaum, 2000. - Vol. 3. - P. 269-284.
- Olson R.K., Forsberg H., Wise B.W., Rack J. Genes, environment and the development of orthographic skills // The varieties of orthographic knowledge / ed. V. Beringer. - Dordrecht, The Netherlands: Kluwer, 1994. - P. 27-72.
- Rayner K., Pollatsek A., Ashby J., Clifton C. Psychology of reading. - New York, NY: Psychology Press, 2011.
- Tong X. et al. Morphological awareness: A key to understanding poor reading comprehension in English // Journal of Educational Psychology. - 2011. - Vol. 103. - P. 523-534.
- Kim Y.-S. Proximal and distal predictors of reading comprehension: Evidence from young Korean readers // Scientific Studies of Reading. - 2011. - Vol. 15. - P. 167-190.
- Schiff R., Schwartz-Nahshon S., Nagar R. Effect of phonological and morphological awareness on reading comprehension in Hebrew-speaking adolescents with reading disabilities // Annals of Dyslexia. - 2011. - Vol. 61. - P. 44-63.