Дополнительное образование и активность приобщения к художественной культуре в структуре свободного времени современных российских подростков


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены особенности предпочтений в проведении свободного времени у российских подростков на этапе обучения в основной и старшей школе. В анонимном анкетном опросе участвовало 40 575 учащихся 7-11-х классов общеобразовательных школ из 17 регионов РФ. С целью выявления особенностей приобщения подростков к искусству в структуре свободного времени и в системе дополнительного образования были проанализированы показатели включенности в систему дополнительных занятий художественной направленности («охват», предпочтения видов искусств и мотивация занятий). Также было исследовано влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов (образовательный и материальный статус семьи и др.) на активность привлечения подростков к художественной культуре. Показано, что стили приобщения подростков к искусству в содержательном отношении заметно отличаются в зависимости от включенности учащихся в систему дополнительного образования, дифференцируя их относительно активной и пассивной форм. Специальный анализ ответов в подвыборках учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования художественной направленности, позволил охарактеризовать ряд тенденций в мотивах, обуславливающих посещение занятий. Выявлено, что в настоящее время использование школьниками новых информационных технологий в существенной степени вытесняет традиционные формы дополнительного образования учащихся в сфере искусства. Для тех учащихся, кто посещает занятия в кинои фотостудии, характерен комплекс мотивов, определяющих социальную ориентированность (стремление показать свое превосходство над другими, занять особое положение среди друзей и подруг).

Полный текст

Введение Значимость социально-психологических особенностей приобщения подростков к искусству в контексте проблематики их социализации очевидна. В частности, об этом свидетельствует интенсивность публикаций на данную тему. Так, поисковый запрос eLibrary.ru по ключевым словам - «художественное образование» - показывает, что только за последние пять лет число публикаций здесь насчитывает 7859 названий. В них обсуждаются проблемы процесса художественно-эстетического образования в контексте вопросов социализации личности в системе общего и дополнительного образования. Подавляющее большинство из публикаций базируется на анализе мнений родителей и представителей образовательных организаций, значительно реже - мнений учащихся. Проблематика данных публикаций, с одной стороны, связана со структурой досуга. Показано, что специфика проведения свободного времени современных подростков существенным образом детерминирована как внешними, так и внутренними факторами (Колосова, Дростэ, 2022; Низамутдинова, 2021; Каменская, Томанов, 2022). Специальное внимание в представленных исследованиях уделяется рассмотрению вопросов, касающихся особенностей возрастной мотивации проведения досуга, - потребность в самоопределении, значимость взрослых и сверстников и др. (Герасина, 2019; Иванова, 2022). С другой стороны, особое значение имеет приобщение учащихся к системе дополнительного образования, которая претерпевает существенные изменения, связанные с влиянием социально-стратификационных факторов на доступность для учащихся занятий различными видами творчества. Большинство публикаций, касающихся данной тематики, посвящены в основном обсуждению статистических показателей «охвата» учащихся системой дополнительного образования и их предпочтений относительно разных видов деятельности (Косерецкий, Гришин, Иванов, 2021). Вместе с тем, теоретико-методологические и экспериментальные исследования в области художественного образования, посвященные развитию художественно-творческой активности школьников, показывают, что немаловажное значение имеет принцип самоактуализации, предполагающий формирование способности к самоорганизации своей художественной деятельности, самообразованию, саморазвитию, произвольной саморегуляции (Бездетко, Титова, Булганина, Хижная, Булганина, 2019; Глинкин и др., 2023; Кабкова, Кудрицкая 2018), профессиональному самоопределению (Бардакова, 2018). Делается акцент на необходимости использования в образовательной практике занятий различными видами творчества и культурно-досуговой деятельности подростков личностно-ориентированных воспитательных технологий (Фурсенко, 2019), разработке инновационных педагогических и методических программ по освоению учащимися различных видов деятельности в системе дополнительного образования (Кечаева, Салынина, 2023). Приобщение подростков к искусству способствует усвоению и реализации традиционной народной культуры, развитию духовно-нравственных ценностей, когнитивных потребностей, мотивации учебной деятельности, эмоционально-волевой сферы, творческого мышления (Уколова, 2022; Уколова, Кудринская, 2021; Юшкова, Овсянникова, 2020) в процессе занятий в театральных студиях (Данелян, Киселева, Медведь, 2018; Сухоруков, 2021), хореографией (Пиговаева, Рыспаев, Пиговаева, 2021), музыкой, пением и изобразительным искусством (Кобозева, 2020; Панова, 2021; Теория и методика…, 2021), литературных кружках (Сердобинцева, Карабанова, Уткина, 2019). В то же проблемы эстетического воспитания были и остаются чрезвычайно важными с точки зрения влияния современных социокультурных тенденций (Собкин, Левин, 1989; Модернизация…2019; Психология. Литература. Кино…, 2019; Шишкина, Шутова, Величко, 2020). Подчеркивается, что влияние современных цифровых технологий и дистанционного обучения существенно осложняют процесс и качество художественного образования школьников (Акишина, 2021; Лыкова, Сухарев, 2020; Сухоруков, 2021). Данная статья посвящена анализу приобщения подростков к различным сферам искусства в структуре их свободного времени. При этом особое внимание уделено рассмотрению особенностей приобщения учащихся основной и старшей школы к различным видам художественной деятельности в системе дополнительного образования. Заметим, что исследования, касающиеся данной проблематики, были осуществлены нами еще в начале 1990-х гг. (Собкин, Писарский, 1992) и продолжаются в настоящее время (Собкин, Калашникова, 2014, 2018, 2023). Цель исследования - выявить особенности приобщения подростков к искусству в структуре свободного времени и в системе дополнительного образования. Процедура и методы исследования Участники. Всего в исследовании, проведенном в 2022 г., участвовало 40 575 учащихся 7-11-х классов общеобразовательных школ из 17 регионов РФ. В табл. 1 приведены данные о численности респондентов в подвыборках по видам занятий художественным творчеством в зависимости от пола и возраста. Методы. Для сбора данных был использован анонимный анкетный опрос, направленный на выявление особенностей жизненной позиции современных учащихся основной и старшей школы. В данной статье пронализированы ответы респондентов об их предпочтениях в структуре свободного времени. Специальное внимание уделено блоку вопросов, посвященных системе дополнительного образования. Проанализировано влияние демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (образовательный и материальный статус семьи; академическая успешность; самооценка подростком своего статуса среди одноклассников). Охарактеризованы показатели «охвата» системы дополнительного образования и предпочтения видов занятий в структуре свободного времени. С применением процедуры факторного анализа представлены особенности мотивации занятий в системе дополнительного образования по приобщению учащихся к сфере искусства (музыка, занятия танцами, изостудии, театральные и литературные кружки, кинои фотостудии). Таблица 1 / Table 1 Численность респондентов в подвыборках по видам занятий в зависимости от пола и возраста (класс) / Number of respondents in subsamples by type of occupation depending on gender and age (grades) Виды занятий / Types of classes Пол / Gender Класс / Grade Итого / Total Мальчики / Boys Девочки / Girls 7 8 9 10 11 Музыкальные занятия (музыка, пение и т. п.) / Music classes (music, singing, etc.) 639 1480 652 573 414 350 271 2260 Занятия танцами / Dance classes 284 1956 695 566 448 397 276 2382 Изостудии (рисование, плетение, керамика и т. п.) / ART studios (drawing, weaving, ceramics, etc.) 280 1400 562 487 361 233 163 1806 Театральные кружки, студии / Theater clubs, studios 230 575 184 199 171 162 140 856 Литературные кружки / Literary clubs 95 215 57 74 74 75 60 340 Занятия в кино и фотостудиях / Classes in film and photo studios 88 197 68 68 80 50 50 316 Всего / Total 1616 5823 2218 1967 1548 1267 960 7960 Обработка материалов исследования проводилась с использованием статистического пакета программ SPSS 21 и StatSoft Statistica 7.0. Для сравнения пропорций, наблюдаемых в двух независимых выборках и выраженных процентами, использовался критерий хи-квадрат в модуле «Basic statistics - Difference tests» пакета StatSoft Statistica 7.0. Обсуждаемые в статье различия значимы на уровне p ≤ .05. Факторный анализ проводился с применением метода выделения главных компонент с вращением по критерию Varimax Кайзера. Результаты Особенности структуры досуга учащихся Для выявления особенностей предпочтений проведения досуга школьникам предлагался специальный вопрос: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время?». Респонденты могли выбрать из предложенного списка занятий не более пяти вариантов, характеризующих различные формы досуговой деятельности (табл. 2). Таблица 2 / Table 2 Общее распределение и гендерные различия ответов учащихся о предпочитаемых ими формах досуговой деятельности, % / General distribution and gender differences of teenagers’ responses about their preferred forms of leisure activities, % Варианты ответов / Answer options Общая выборка / Total sample Мальчики / Boys Девочки / Girls р Гулять / Walk 66,8 64,2 68,6 0,001 Слушать музыку / Listen to music 60,3 54,5 64,8 0,001 Общаться с друзьями / Chat with friends 51,9 47,7 55,5 0,001 Проводить время за компьютером, в Интернете / Spend time at the computer, on the Internet 46,1 52,6 42,5 0,001 Общаться в социальных сетях / Communicate on social networks 38,2 32,5 42,4 0,001 Смотреть видео / Watch the video 32,5 40,2 27,6 0,001 Заниматься спортом / Do sport 32,4 37,1 29,6 0,001 Общаться с родственниками, членами семьи / Communicate with relatives, family members 26,8 21,7 30,7 0,001 Смотреть телевизор / Watch TV 21,6 23,1 20,5 > 0,05 Читать художественные произведения / Read fiction 20,1 13,9 24,4 0,001 Заниматься домашним хозяйством / Do housework 18,6 14,3 21,4 0,001 Ходить по магазинам (шопинг) / Go shopping (shopping) 17,2 8 23,3 0,001 Ходить в кино / Go to the cinema 16,4 14,9 17,6 0,03 Посещать образовательные курсы, заниматься дополнительно с репетитором / Attend educational courses, study additionally with a tutor 10,7 8,3 12,7 0,03 Посещать факультативы, кружки / Attend electives, clubs 9,5 6,8 11,5 0,001 Работать, зарабатывать деньги / Work, earn money 9,3 12 7,7 0,001 Совершать путешествия, экскурсии / Make trips, excursions 7,5 5,4 9 0,001 Заниматься индивидуально с педагогом (учиться музыке, рисованию и т. д.) / To study individually with a teacher (to study music, drawing, etc.) 7,3 4,8 8,9 0,001 Читать, газеты, журналы / To read, newspapers, magazines 5 4,7 5,3 > 0,05 Посещать концерты / Attend concerts 5 3,3 6,2 0,03 Посещать клубы, дискотеки / Visit clubs, discos 4,9 5,1 4,7 - Посещать музеи, выставки / Visit museums, exhibitions 3,8 2,9 4,4 0,001 Посещать театры / Visit theaters 3,5 2,6 4,2 0,01 Слушать радио / Listen to the radio 1,8 2,4 1,3 - Из приведенных в табл. 2 данных видно, что среди учащихся явно доминируют формы досуга, связанные с межличностным общением: прогулки, общение с друзьями, общение в социальных сетях, общение с родственниками, членами семьи. Существенное место уделяется занятиям спортом. Среди видов искусства явно доминируют слушание музыки, просмотр фильмов и чтение художественной литературы. В то же время активные формы, связанные с посещением концертов, музеев, театров и выставок, отмечает лишь небольшой процент школьников. Данные в табл. 2 свидетельствуют и о существенных гендерных различиях. В целом они традиционны. Так, мальчики чаще предпочитают занятия спортом, работу на компьютере (и общение в интернете). Девочки же выбирают активные формы общения с искусством (чтение художественной литературы, посещение музеев, экскурсий, концертов, театров и творческую деятельность - обучение музыке, рисованию и т. д.). Помимо гендерных различий особый интерес представляет возрастная динамика. В этой связи обращают на себя внимание два момента. Во-первых, с переходом в старшую школу явно растет значимость таких форм проведения досуга, как: общение в социальных сетях (с 35,4 % в 7-м классе до 40,9 % в 11-м); слушание музыки (56,3 и 62,6 % соответственно); чтение художественных произведений (15,1 и 24,8 % соответственно); посещение кинотеатров (14,9 и 17,4 % соответственно); путешествия, экскурсии (6,2 и 9,0 % соответственно); посещение концертов (3,7 до 6,4 % соответственно); посещение музеев, выставок (2,7 и 5,1 % соответственно); посещение театров (2,3 и 4,8 % соответственно). В целом отмеченная динамика позволяет сделать вывод о том, что с переходом из основной в старшую школу заметна перестройка в структуре свободного времени школьников. При этом весьма важное место здесь занимает повышение значимости активных форм приобщения к искусству. Во-вторых, среди доминирующих форм проведения досуга можно выделить две, относительно которых от 7-го к 11-у классу практически отсутствует возрастная динамика: общение с друзьями (51,3 и 52,4 % соответственно); проведение времени за компьютером и в интернете (46,0 и 46,1 % соответственно). Это свидетельствует об определенной стабильности относительно данных аспектов жизненного уклада учащихся основной и старшей школы. Понятно, что помимо гендерных и возрастных факторов значимую роль играют и социально-стратификационные факторы. Так, высокий образовательный статус родителей обуславливает более активное приобщение ребенка к искусству: посещение индивидуальных занятий музыкой, живописью, театров, экскурсий и т. п. Подростки же из семей со средним образованием обоих родителей чаще отмечают, что в свободное время предпочитают слушать музыку и заниматься домашним хозяйством (рис. 1). Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число Автоматически созданное описание Рис. 1. Значимые различия в структуре досуга подростков из семей с разным образовательным статусом родителей, % Примечание: С/О - родители со средним образованием; В/О - родители с высшим образованием. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число Автоматически созданное описание Figure 1. Significant differences in the structure of leisure time for teenagers from families with different educational status of parents, % Note: S/O - parents with secondary education; B/O - parents with higher education. Полученные данные показывают, что в отличие от уровня образования родителей материальный статус семьи в меньшей степени дифференцирует досуг учащихся. Здесь различия выявлены лишь относительно двух моментов. Подростки из низкообеспеченных семей по сравнению с высокообеспеченными предпочитают проводить свободное время за компьютером (50,5 и 41,6 % соответственно). В то время как подростки из высокообеспеченных семей относительно чаще совершают путешествия и экскурсии (9,4 и 6,0 % соответственно). Помимо перечисленных крайне значимым фактором, обеспечивающим возможность приобщения учащихся к искусству, является система дополнительного образования. В этой связи приведем особенности досуга в подвыборках в зависимости от включенности школьников в систему дополнительного образования (рис. 2). в Интернете Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, диаграмма Автоматически созданное описание Занимаются в системе доп. образования Не занимаются в системе доп. образования Рис. 2. Значимые различия занятий в структуре досуга учащихся в зависимости от включенности в систему дополнительного образования, % Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, Шрифт Автоматически созданное описание Figure 2. Significant differences in the structure of students' leisure time according to involvement in the additional education system, % Приведенные на рис. 2 данные вполне очевидны: те учащиеся, кто приобщен к системе дополнительного образования, в свободное время большее внимание уделяют спорту, занятиям в кружках, на курсах и индивидуальным занятиям с педагогом. Они также чаще указывают на чтение литературы, посещение музеев, театров, концертов. В свою очередь, те, кто не включен в систему дополнительного образования, предпочитают слушать музыку, общаться в социальных сетях, смотреть видео. Для выявления своеобразия структуры досуга учащихся в зависимости от включенности в систему дополнительного образования был проведен дополнительный структурный анализ, одновременно учитывающий гендерные и возрастные особенности. Для этого ответы учащихся были рассмотрены относительно сопоставления подвыборок, составленных с учетом включенности в систему дополнительного образования, пола и возрастной параллели обучения. Процентные распределения ответов на вопрос о досуге в каждой подвыборке были сгруппированы в матрицу первичных усредненных данных общей размерностью 24 (строки)×20 (столбцы), где в строках содержались формулировки ответов на вопрос о проведении свободного времени, а столбцы определяли подвыборки учащихся с учетом их включенности в систему дополнительного образования (занимается/не занимается), пола (мальчик/девочка) и класса обучения (7, 8, 9, 10, 11-й классы). Ячейка матрицы (пересечение строки и столбца) представляет процент выбора варианта ответа в подвыборке. Данные этой матрицы были подвергнуты факторному анализу. В результате факторного анализа получены три фактора, объясняющих 88,5 % общей суммарной дисперсии. Значимые весовые нагрузки показателей досуга по выделенным факторам приведены в табл. 3. Таблица 3 / Table 3 Содержание выделенных факторов, определяющих структуру досуга в подвыборках мальчиков и девочек 7-11-х классов, занимающихся и не занимающихся в системе дополнительного образования, % в суммарной дисперсии и весовые нагрузки показателей / The content of the selected factors determining the structure of leisure in the subsamples of boys and girls of 7-11 grades, engaged and not engaged in the system of additional education, % in the total variance and weight loads of indicators Содержание выделенных факторов / The content of the selected factors Весовые нагрузки показателей / Weight loads of indicators F1+/- общение в ближайшем окружении - стремление к независимости / F1+/- communication in the immediate environment the desire for autonomy Общаться в социальных сетях / Communicate on social networks ,936 Общаться с друзьями / Work communicate with friends ,912 Ходить по магазинам (шопинг) / Go shopping (shopping) ,891 Общаться с родственниками, членами семьи / Communicate with relatives, family member ,886 Слушать музыку / Listen to music ,850 Заниматься домашним хозяйством / Do housework ,808 Гулять / Walk ,661 Слушать радио / Listen to the radio -,864 Заниматься спортом / Sports -,705 Работать, зарабатывать деньги / Work, earn money -,678 % в суммарной дисперсии / % in the total variance 33,5 F2+/- активное приобщение к искусству - пассивное приобщение к массовой культуре посредством СМИ / F2+/- active introduction to art - passive introduction to mass culture through the media Посещать образовательные курсы, заниматься дополнительно с репетитором / Attend educational courses, study additionally with a tutor ,900 Читать, газеты, журналы / Read newspapers, magazines ,789 Посещать театры / Attend theaters ,762 Посещать музеи, выставки / Visit museums, exhibitions ,762 Читать художественные произведения / Read works of art ,712 Посещать концерты / Attend concerts ,665 Посещать клубы, дискотеки / Attend clubs, discos ,662 Ходить в кино / Go to the movies ,606 Смотреть телевизор / Watch TV -,892 % в суммарной дисперсии / % in the total variance 29,6 F3+/- образовательная деятельность по приобщению к искусству и культуре - предпочтение занятий с использованием информационно-цифровых технологий / F3+/- educational activities for the introduction to art and culture - preference for classes using information and digital technology Посещать факультативов, кружков / Attend electives ,910 Заниматься индивидуально с педагогом (учиться музыке, рисованию и т.д.) / Study groups individually with a teacher (study music, drawing, etc.) ,827 Совершать путешествия, экскурсии / Travel, excursions ,655 Проводить время за компьютером, в Интернете / Pend time at the computer on the Internet -,905 Смотреть видео / Watch videos -,741 % в суммарной дисперсии / % in the total variance 29,6 Первый биполярный фактор F1 (вклад в общую суммарную дисперсию 33,5 %) на положительном полюсе содержит формулировки ответов о досуге, которые связаны с разными ситуациями общения: с друзьями, родственниками, членами семьи, в социальных сетях. Помимо этого, сюда вошли виды занятий, связанные с повседневными бытовыми моментами: занятие домашним хозяйством, покупки в магазинах, прогулки. Противоположный отрицательный полюс определяют формулировки: занятия спортом и зарабатывание денег. По сути дела, эта тенденция связана с отходом от ближайшего социального окружения (расширение социальной среды), стремлением к независимости («чувство взрослости»). В целом фактор можно обозначить через оппозицию: «общение в ближайшем окружении - стремление к независимости». Второй биполярный фактор F2 (29,6 %) задает оппозицию между активными (избирательными) и пассивными формами проведения досуга. На положительном полюсе сгруппировались такие виды активности, как: посещение театров, концертов, кино, клубов, чтение художественных произведений. На отрицательном - ситуативный просмотр телепередач. В целом данный фактор можно обозначить как «активное приобщение к искусству - пассивное приобщение к массовой культуре посредством СМИ». И, наконец, третий биполярный фактор F3 (25,4 %). На его положительном полюсе расположились формулировки, связанные с образовательной деятельностью в конкретном взаимодействии с педагогами: посещение кружков, факультативов, индивидуальные занятия с педагогом музыкой и живописью и т. п., путешествия и экскурсии. На отрицательном - самостоятельное использование информационно-цифровых технологий: просмотр видео, компьютер, Интернет. Данный фактор можно обозначить через оппозицию «образовательная деятельность по приобщению к искусству и культуре - предпочтение занятий с использованием информационно-цифровых технологий». Наиболее показательно характеризует особенности изменения структуры досуга в возрастной динамике размещение подвыборок девочек и мальчиков в пространстве факторов F2 («активное приобщение к искусству - пассивное приобщение к массовой культуре посредством СМИ») и F3 «образовательная деятельность по приобщению к искусству и культуре - предпочтение занятий с использованием информационно-цифровых технологий» (рис. 3). Из представленных на рис. 3 данных видно, что возрастная динамика активного приобщения к искусству (см. размещение по оси фактора F2) среди учащихся, включенных и не включенных в систему дополнительного образования, в целом имеет сходный характер: с возрастом осуществляется переход от пассивного знакомства с массовой культурой к активному приобщению к искусству (посещение театров, концертов, кино, клубов, чтение художественных произведений). Причем у учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования, подобный переход осуществляется заметно раньше - уже на этапе перехода в 9-й класс. У учащихся же, не занимающихся в системе дополнительного образования, подобная переориентация на активное самостоятельное приобщение к искусству осуществляется лишь на этапе обучения в старшей школе. В то же время важна и другая тенденция, которая отчетливо фиксируется размещением подвыборок по оси фактора F3. Так, если процесс возрастной динамики отношения к искусству среди учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования, связан именно с образовательной деятельностью по приобщению к искусству и культуре (положительный полюс фактора F3), то среди тех, кто не включен в систему дополнительного образования, возрастная динамика отношения к искусству обусловлена с их погруженностью в информационную среду с использованием новых информационных технологий (отрицательный полюс F3). Таким образом, стили приобщения учащихся к искусству существенно отличаются в зависимости от включенности в систему дополнительного образования. Причем общая возрастная тенденция активного приобщения к искусству дифференцирована именно включенностью учащихся в систему дополнительного образования. Более того, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что именно использование школьниками новых информационных технологий вытесняет сегодня традиционные формы дополнительного образования учащихся в сфере искусства. В этой связи рассмотрим подробнее особенности приобщения к искусству у учащихся, занятых в кружках и студиях художественной направленности. IIIIIF2F3IVИзображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число Автоматически созданное описание Рис. 3. Размещение подвыборок мальчиков и девочек 7-11-х классов в пространстве факторов F2 «активная включенность - пассивное знакомство с массовой культурой посредством СМИ» (ось Х) и F3 «образовательная деятельность по приобщению к искусству и культуре - предпочтение занятий с использованием информационно-цифровых технологий» (ось Y) Примечание: М - мальчики; Д - девочки; З - занимаются в системе дополнительного образования; Н- не занимаются, 7-11-е классы. Например: ДНЗ-7 девочки, не занимающиеся в системе дополнительного образования, 7-й класс. IIIIIIF2F3IVИзображение выглядит как текст, снимок экрана, число, диаграмма Автоматически созданное описание Figure 3. Placement of subsamples of boys and girls of 7-11 grades in the space of factors F2 "active involvement - passive acquaintance with mass culture through the media"(X-axis) and F3 "educational activities for the introduction to art and culture - preference for classes using information and digital technology" (Y axis) Note: B- boys; G-girls; E- are engaged in the system of additional education; n- are not engaged; grades 7-11. For example: GNZ-7 girls who are not enrolled in the additional education system, grade 7. Приобщенность подростков к занятиям в системе дополнительного образования художественной направленности В данном разделе мы рассмотрим два сюжета: включенность учащихся в систему дополнительного образования («охват») и мотивацию посещения занятий в кружках и студиях художественной направленности. Охват. Данный показатель определялся по ответам учащихся на вопрос: «Занимаетесь ли Вы в кружке, студии, секции?». Полученные данные показывают, что среди учащихся, ответивших на данный вопрос, 46 % дали положительный ответ. При этом в кружках и студиях художественной направленности занимается чуть более четверти - 26,7 %. Из них: музыкой - 7,6 %, танцами - 8,0 %, изобразительным искусством - 6,0 %, в театральных кружках - 2,9 %, в литературных - 1,1 % и в кинои фотостудиях - 1,1 %. Отметим, что в системе дополнительного образования художественной направленности более половины (52,3 %) обучаются на платной основе. Среди занимающихся доля девочек доминирует и составляет 78,5 % (мальчиков же - 21,5 %). Анализ данных в зависимости от влияния традиционных социально-стратификационных факторов показал, что здесь существенно больше учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование - 25,1 % (для сравнения доля учащихся из семей со средним образованием обоих родителей - 13,7 %). В то же время материальный статус семьи не оказывает заметного влияния на включенность учащихся в систему дополнительного художественного образования. Полученные данные показывают, что занятия в системе дополнительного образования художественной направленности оказывают влияние на позитивное социально-психологическое самочувствие учащихся среди одноклассников. Причем эта тенденция увеличивается с возрастом. Так, среди учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования, считают себя «лидерами» в 7-м классе - 7,6 %, а в 11-м - уже 14,4 %. В качестве примера на рис. 4 показана возрастная динамика доли «лидеров» и «отверженных» среди школьников, занимающихся в литературных кружках и театральных студиях. «лидер» «отверженный» театральные кружки, студии «лидер» «отверженный» литературные кружки Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, Шрифт Автоматически созданное описание Рис. 4. Возрастная динамика «лидеров» и «отверженных», среди занимающихся в театральных и литературных кружках, студиях, % Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, Шрифт Автоматически созданное описание Figure 4. Age dynamics of "leaders" and "outcasts", among those involved in theatre and literature clubs and studios, % На рис. 4 отчетливо видно увеличение с возрастом доли тех учащихся, кто высоко оценивает свой социально-психологический статус в классе среди занимающихся в литературных кружках и театральных студиях. И напротив, с возрастом параллельно снижается среди занимающихся в системе дополнительного образования художественной направленности доля «отверженных». Особенности мотивации посещения дополнительных занятий. Данные о распределении ответов подростков на вопрос о причинах, побуждающих заниматься в том или ином кружке, студии секции приведены в табл. 4. Таблица 4 / Table 4 Распределение ответов учащихся на вопрос о мотивах занятий в системе дополнительного образования / Distribution of students' answers to the question about motivation for additional education Варианты ответов / Answer options % Это развивает мои способности / It develops my abilities 72,6 Я испытываю от этого удовольствие / I feel pleasure from it 63,4 Это полезно для расширения моего кругозора / It is useful for expanding my horizons 32,6 Это позволяет мне познать свои возможности / This allows me to know my capabilities 30,8 Это позволяет мне отвлечься и снять напряжение / It allows me to distract myself and relieve tension 26,2 Это позволяет мне стать увереннее в себе / It allows me to become more confident in myself 21,2 Это позволяет мне формировать, развивать характер / It allows me to form, develop character 18,2 Хочу восполнить недостаточность знаний, получаемых в школе / I want to make up for the lack of knowledge received at school 7,6 Эти занятия посещают мои друзья / These classes are attended by my friends 6,8 Это позволяет мне занять особое положение и приобрести уважение среди друзей и подруг / It allows me to take a special position and gain respect among friends and girlfriends 3,9 Это позволяет показать свое превосходство над другими / This allows me to show my superiority over others 3,9 От нечего делать / With nothing to do 3,9 Из табл. 4 видно, что доминирующими являются мотивировки, связанные с развитием способностей и получением позитивных эмоций. Расширение кругозора и познание собственных возможностей отмечает каждый третий. Каждый четвертый-пятый указывает на релаксационные мотивы, развитие характера и уверенности в себе. Остальные мотивировки указаны существенно реже. Среди гендерных особенностей можно отметить, что для девочек по сравнению с мальчиками более характерен комплекс следующих мотивов: получение удовольствия (68,5 и 57,1 % соответственно); познание своих возможностей (32,4 % и 29,6 % соответственно); развитие уверенности в себе (22,8 и 19,8 % соответственно). Достаточно показательна и возрастная динамика. Так, с возрастом последовательно увеличивается значимость мотивов: расширение кругозора с 27,6 % в 7-м до 37,9 % в 11-м классе; познание своих возможностей - с 26,5 до 35,9 %; развитие уверенности в себе - с 18,1 до 24,0 %; получение удовольствия - с 59,6 до 69,4 %; снятие напряжения - с 19,5 до 33,9 %. Таким образом, с переходом в старшую школу заметно меняется отношение учащихся к занятиям в системе дополнительного образования в сфере искусства. С одной стороны, увеличивается значимость мотивов, связанных с самоопределением, а с другой - занятия в системе дополнительного образования рассматриваются как важный ресурс повышения своего позитивного эмоционального состояния. Характерны и различия в мотивировках между учащимися с разным уровнем академической успешности. Так, «отличники» по сравнению с «троечниками» чаще отмечают следующие мотивы: развитие способностей (76,6 и 68,7 % соответственно); познание своих возможностей (63,8 и 56,1 % соответственно); развитие уверенности в себе (33,3 и 27,7 % соответственно). В целом это свидетельствует о том, что учащиеся с высокой академической успешностью склонны чаще рассматривать занятия в системе дополнительного образования как важный ресурс для собственного личностного развития. И, наконец, заметим, что специально проведенный дополнительный анализ, направленный на выявление особенностей мотивации у школьников, занимающихся в кружках и студиях разной художественной направленности, позволил определить ряд характерных различий. Так, например, стремление к получению позитивных эмоциональных переживаний выражено в большей степени среди учащихся, которые занимаются танцами и посещают театральные кружки и студии. Другая тенденция проявляется среди учащихся, занимающихся в литературных кружках и студиях. Здесь более выражен следующий комплекс высоко коррелирующих между собой мотивов: развитие своих способностей; расширение кругозора; восполнение недостатка знаний, получаемых в школе. В принципе подобная взаимосвязь перечисленных мотивировок свидетельствует о том, что дополнительные занятия в литературных кружках содержательно связаны со школьным курсом по литературе. Особый комплекс коррелирующих между собой мотивировок выявлен среди школьников, посещающих кинои фотостудии. Он фиксирует своеобразную социальную ориентированность учащихся: стремление показать свое превосходство над другими, занять особое положение среди друзей и подруг, возможность стать увереннее в себе, посещать те же занятия, что и друзья. Подобную направленность выбора дополнительных занятий можно объяснить значимостью в современной подростковой субкультуре новых информационных технологий, где особую роль играют способности создания и использования аудиовизуальной информации. Поэтому владение подобными способностями (компетенциями) повышает социальный статус подростка. Обсуждение Исследование показало, что структура досуга современных подростков весьма разнообразна. В силу особенностей возраста здесь доминируют формы, связанные с межличностным общением: прогулки, общение с друзьями, общение в социальных сетях, общение с родственниками, членами семьи. Существенное место уделяется занятиям спортом. Весьма значимы в структуре досуга виды деятельности, связанные с использованием информационно-цифровых технологий. В то же время избирательные формы проявления художественной активности, связанные с посещением концертов, музеев, театров и выставок, отмечает лишь небольшой процент школьников. С переходом из основной в старшую школу происходит заметная перестройка в структуре свободного времени подростков. При этом важное место здесь приобретают активные формы приобщения к искусству. По данным настоящего исследования, в системе дополнительного образования занят почти каждый второй учащийся основной и старшей школы. При этом доля занимающихся в системе дополнительного образования художественной направленности составляет чуть более четверти. На приобщенность к занятиям в разных видах художественных кружков и студий (театральных, музыкальных, литературных, изо, кино и фото) оказывают влияние гендерные, возрастные и социально-стратификационные факторы (образовательный статус семьи, академическая успешность, социально-психологический статус подростка в классе). С переходом в старшую школу заметно меняется отношение учащихся к занятиям в системе дополнительного образования в сфере искусства. С одной стороны, увеличивается значимость мотивов, связанных с самоопределением, а с другой - подобные занятия оцениваются учащимися как важный ресурс повышения своего позитивного эмоционального состояния. Специально проведенный анализ позволил выявить своеобразие мотивационных доминант, определяющих желание школьников посещать кружки и студии разной художественной направленности. Так, для учащихся, занимающихся танцами и посещающих театральные кружки и студии, более значима мотивация получения позитивных эмоциональных переживаний. Среди тех, кто занимается в литературных кружках, более значимы мотивы, связанные с развитием способностей, расширением кругозора, восполнением недостатка знаний, получаемых в школе. Для тех же школьников, кто посещает кинои фотостудии, характерен комплекс мотивов, определяющих социальную ориентированность (стремление показать свое превосходство над другими, занять особое положение среди друзей и подруг, возможность стать увереннее в себе, посещать те же занятия, что и друзья). Как показали материалы исследования, включенность подростков в систему дополнительного образования художественной направленности оказывает явное позитивное влияние на стилевые особенности их поведения в сфере художественной культуры. Принципиальным моментом здесь выступают характерные для них активные формы приобщения к искусству (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, концертов, экскурсий и т. п.). В то же время полученные результаты свидетельствуют о том, что использование школьниками новых информационных технологий вытесняет сегодня традиционные формы их приобщения к системе дополнительного образования художественной направленности. И это серьезная социально-психологическая проблема, требующая особых организационно-управленческих решений для развития системы образования. Заключение В целом полученные данные о стилевых особенностях приобщения подростков к искусству в структуре досуга, о своеобразии их мотивационных доминант, обуславливающих занятия в различных кружках и студиях художественной направленности, могут быть полезны при составлении педагогических программ для системы дополнительного образования. Исходя из вышесказанного особую актуальность приобретают мониторинговые исследования, направленные на изучение ценностных ориентаций учащихся в сфере художественной культуры. Ограничения. В статье приводится лишь фрагмент крупномасштабного исследования, направленного на выявление особенностей жизненной позиции современных учащихся основной и старшей школы. В дальнейшем предполагается провести специальный анализ влияния на особенности приобщения учащихся к искусству с учетом ряда других социальных показателей (полнота семьи, поселенческая специфика, особенности жизненной позиции, характер социального самочувствия и др.).
×

Об авторах

Владимир Самуилович Собкин

Федеральный научный центр психологических и многофункциональных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: sobkin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2339-9080
SPIN-код: 8199-5832
Scopus Author ID: 6602545172
ResearcherId: A-8822-2017

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 4

Екатерина Александровна Калашникова

Федеральный научный центр психологических и многофункциональных исследований

Email: 5405956@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4429-623X
SPIN-код: 1977-7376
Scopus Author ID: 55341693300
ResearcherId: AAD-8857-2020

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Акишина Е.М. Современные тенденции художественного образования как ответ социокультурным вызовам // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 29-32. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-29-32
  2. Акишина Е.М., Алексеева Л.Л., Альбов А.П., Гальчук О.В., Жгенти И.В., Командышко Е.Ф., Красильников И.М., Кузнецова В.В., Мелик-Пашаев А.А., Нилов В.Н., Савенкова Л.Г., Стукалова О.В., Торшилова Е.М., Фомина Н.Н., Юдушкина О.В. Модернизация художественного образования: проблемы и решения: коллективная монография. М.: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2019. 421 с.
  3. Бардакова Н.М. Профессиональное самоопределение школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 64-67.
  4. Бездетко, К.А., Титова Т.А., Булганина А.Е., Хижная А.В., Булганина С.В. Направления совершенствования системы дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 5-10.
  5. Герасина С.Ю. Мотивация выбора подростками досуговой деятельности // NovaInfo.Ru. 2019. № 104. С. 101-103.
  6. Глинкин А.В., Данилова Т.А., Швачко Е.В. Образовательно-воспитательный потенциал традиционной народной культуры и практика его реализации в культурно-досуговой деятельности региона: монография. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. 2023. 230 с.
  7. Данелян В.Р., Киселева О.И., Медведь Э.И., Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях детской театральной студии // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: сб. докладов и материалов II Национальной научно-практической конференции (Москва, 29-30 октября 2018 г.). М.: АНО ВО «Институт непрерывного образования», 2018. С. 193-200.
  8. Иванова М.В. Особенности современного эстетического образования и его реализация в общем и дополнительном образовании // Образовательный форсайт. 2022. № 3 (15). С. 119-125.
  9. Кабкова Е.П., Кудрицкая О.О. Педагогические подходы и методы развития креативности учащихся // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. Выпуск 2. М.: Перо, 2018. С. 121-131.
  10. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 1. C. 139-159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
  11. Кечаева М.В., Салынина С.Ю. Роль системы дополнительного образования детей в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. С. 9. https://doi.org/10.17513/spno.32367
  12. Кобозева И.С. Межкультурная направленность и поликультурный характер современного музыкального образования // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 20 апреля 2018 г. / науч. ред. Т.И. Карнаухова. Таганрог: Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», 2018. С. 42-47.
  13. Колосова Е.А., Дростэ М.А. Потребительское поведение московских подростков на рынке развлекательных услуг: опыт социологического анализа // Комплексные исследования детства. 2022 Т. 4. № 3. С. 163-170. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-163-170
  14. Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Иванов И.Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень // Мониторинг экономики образования. № 13 (30). М.: НИУ ВШЭ, 2022. 52 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2674-3
  15. Лыкова Е.С., Сухарев А.И. Проблемы художественно-педагогического образования в условиях дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-2. С. 368-372. https://doi.org/10.17513/snt.38458
  16. Низамутдинова С.М. Задачи творческого обучения и воспитания в цифровую эпоху // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 2. С. 274-281.
  17. Панова Н.Г. Музыкальное исполнительство как средство нравственного воспитания детей и молодежи в условиях досуга // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 190-192. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-190-192
  18. Пиговаева Н.Ю., Рыспаев Т.Г., Пиговаева О.Ю. Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 384-386. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-384-387
  19. Психология. Литература. Театр. Кино: коллективная монография / Психологический институт Российской академии образования, Литературный институт имени А.М. Горького; под общ. ред. Н.Л. Карповой; редкол.: К.В. Миронова, Н.А. Борисенко, С.Ф. Дмитренко. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). 432 с.
  20. Сердобинцева Е.А., Карабанова Н.В., Уткина Т.В. Обучение школьников литературе в условиях дополнительного, общего и высшего образования // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 1 (37). С. 116-120.
  21. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Влияние включенности в систему дополнительного образования на стилевые особенности приобщения к искусству учащихся основной и старшей школы // Современные направления исследований в психологии: вызовы третьего десятилетия XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора Георгия Викторовича Телятникова, 30-летию факультета психологии Тверского государственного университета. Тверь, 1-2 июня 2023 г. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2023. С. 158-164.
  22. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 63-76. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0106
  23. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 27-40.
  24. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 24-31.
  25. Собкин В.С., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. М.: Министерство образования РФ, 1992. 79 с.
  26. Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. 2021. № 3 (59). С. 273-289.
  27. Теория и методика общего и профессионального образования: музыка и изобразительное искусство: монография / отв. ред. Л.А. Рапацкая; редкол.: А.А. Коновалов, С.П. Ломов, А.В. Торопова; отв. техн. ред. Е.А. Шкапа. М.: МПГУ, 2021. 256 с.
  28. Уколова Л.И. Педагогическое воздействие музыкальной среды как фактор творчества, духовного совершенствования, нравственных поисков, созданных представителями русской культуры // Педагогический научный журнал. 2022. № 3. С. 20-28.
  29. Уколова Л.И., Кудринская И.В. Формирование мотивации к успешной учебной деятельности обучаемых на занятиях по вокалу в системе дополнительного образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 1. С. 23-33.
  30. Фурсенко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 29-36. https://doi.org/10.17759/pse.2019240203
  31. Шишкина С.В., Шутова Т.А., Величко Ю.В. Школьный театр как средство развития музыкально-творческих способностей детей в условиях дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207). С. 48-55. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-1-48-55
  32. Юшкова А.Д., Овсянникова О.А. Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 417-426.

© Собкин В.С., Калашникова Е.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах