Профессиографические особенности деятельности IT-специалистов как рискогенные факторы выгорания
- Авторы: Джумагулова А.Ф.1, Водопьянова Н.Е.2, Гофман О.О.2, Никифоров Г.С.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 220-241
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/41499
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1-220-241
- EDN: https://elibrary.ru/TMQPIK
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На данный момент существует высокая потребность российской экономики в специалистах IT-сферы. Для выстраивания долгосрочной стратегии по подбору и психологическому сопровождению ИТ-специалистов в компании необходимо профессиографическое описание, а также понимание рисков развития стресс-синдромов, в том числе выгорания, в зависимости от условий протекания профессиональной деятельности. Описываются особенности цифровизации общества и их влияние на профессиональное выгорание IT-специалиста. Цель исследования - выявить профессиографические особенности деятельности IT-специалистов с позиций рисков развития выгорания. Использовались полуструктрированное экспертное интервью «Представление IT-специалистов об особенностях, требованиях и условиях их деятельности» (содержит пять групп вопросов: технологические особенности, экономические характеристики, образовательные требования, медицинские требования и психологические характеристики профессий специалистов IT-сферы) и анкетирование в google-форме об особенностях организации времени в разных сферах жизни. В интервью приняли участие 19 экспертов, в анкетировании - 82 специалиста из IT-сферы. На основании анализа полученных данных описаны трудовые обязанности специалистов профессий программист, аналитик, тестировщик; представлена информация о наиболее распространенных причинах профессиональных ошибок в IT-сфере, проанализированы их последствия как рискогенные факторы выгорания; описаны минимальный уровень подготовки, требования к образованию и критерии успешности деятельности; представлены наиболее часто встречающиеся когнитивные и социальные трудовые операции профессий IT-сферы; перечислены требования к уровню здоровья и условиям труда, возможные профессиональные заболевания; выявлены данные о дисбалансе работы и отдыха, работы и личной жизни. Выявлены возможные рискогенные факторы эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений IT-специалиста. Сделаны выводы о том, что цифровая среда существенно меняет информационное окружение IT-специалиста, трансформируется восприятие времени, пространства, информации, модифицируются способы коммуникации, самопрезентации, меняется мотивационная сенсорно-когнитивная включенность в работу.
Полный текст
Введение В эпоху цифровизации общества интерес к проблеме выгорания перемещается на специалистов IT-сферы. Это связано, прежде всего, с высокой потребностью российской экономики в IT-специалистах, дефицитом знаний о рисках развития у них стресс-синдромов, в частности выгорания. В то же время отсутствуют фундаментальные исследования «цифрового» выгорания и сопутствующих ему негативных последствий для личной жизни и профессиональной деятельности специалистов, чей рабочий день протекает в основном во взаимодействии с цифровой средой. Отсутствует глубокий психологический анализ стрессогенных факторов профессий IT-сферы, их классификации по признаку «здоровье - разрушение» и по возможностям преодоления негативных сторон «цифрового давления». Ряд ученых отмечают, что цифровизация общества привнесла существенные изменения в сферу труда (Патраков, 2021а, 2021b; Рябикина, 2020; Сологубова, 2018). К ним относятся: автономизация труда, дестандартизация, виртуализация трудовых отношений, снижение доли физического труда, сближение игры и труда, рост противоречий относительно роли и содержания профессионального образования, профессиональной мобильности и др. Бурно развивающиеся информационные цифровые среды оказывают трансформирующее влияние на субъекта труда, что порождает новые исследовательские задачи на стыке психологии труда, социальной психологии, психологии личности, психологии профессионального и личностного развития и др. (Guillemette, Paré, 2012). В качестве трансформаций субъекта труда называется прежде всего формирование нового объединенного субъекта труда «индивид - цифровая информационная среда» (Панов, Патраков, 2020), «человек - техническое средство» (Знаков, 2017). Ученые вводят новое понятие субъекта цифровой деятельности, в отличие от понятия «человек - знак» или «человек - техника» по классификации Е.А. Климова (Patrakov, Panov, 2020, р. 7): авторы вводят понятие интерференции (объединения) доцифровых и цифровых информационных сред, которая является принципиально новой областью профессиональной деятельности субъекта. В новой парадигме «техническое средство или информационная программа являются неотъемлемой частью профессионализма специалиста, его профессиональной идентификации». Трансформация цифрового субъекта проявляется в формировании принципиально новых знаний, трудовых умений, навыков, необходимых для работы в цифровой среде; переживание и решение новых этических и аксиологических проблем (Митина, 2020; Панов и др., 2020), в изменении когнитивного стиля при работе и общении в цифровой среде. Цифровая среда существенно меняет информационное окружение субъекта, другими становятся восприятие времени, информации, способы коммуникации, самопрезентации и др. Профессиональная деятельность практически любого специалиста, применяющего в своей работе информационные технологии, работающего в цифровых средах, требует специфических мультидисциплинарных компетенций (soft skills) и навыков пользования цифровыми средами (Patrakov, Panov, 2020; Панов, Патраков, 2020). Актуальными представляются вопросы: какова цена субъектных трансформаций, чем опасна цифровая деятельность для психологического благополучия, здоровья тех, кто практически все рабочее время проводит у компьютера, в цифровой среде? Какие цифровые стресс-синдромы развиваются у специалистов IT-сферы, какие негативные последствия для здоровья, психологического благополучия и профессионального долголетия могут появляться? В частности, какие риски, специфические проявления, типы синдрома содержит IT-деятельность? Ряд современных исследователей отмечает, что данный синдром затрагивает не только субъект-субъектные профессии, но также и профессии «человек - знак» по классификации Е.А. Климова (Климoв, 1999) или профессии «субъектно-информационного класса» по терминологии А.В. Карпова (Карпов, 2022). Имеются факты отличия структуры выгорания в цифровых профессиях от выгорания в социономических профессиях. В частности, С. Соннентаг совместно с коллегами на примере специалистов по программному обеспечению Германии и Швейцарии обнаружили, что выгорание цифровых специалистов имеет двухфакторную структуру, а не трехфакторную, как в социономических профессиях (Sonnetang, 2001). В трудах В.Е. Орла отмечается, что динамика развития структуры выгорания проявляется в зависимости от содержания профессиональной деятельности. Современные исследования в области выгорания говорят о том, что трехкомпонентная структура выгорания четко выражена только в профессиях субъект-субъектного типа. Для данных профессий базовые компоненты выгорания несут примерно равнозначную нагрузку. В профессиях «человек - знак» (субъект-объектного типа) наблюдается размывание ряда компонентов цинизма и включение ряда его элементов в состав психоэмоционального истощения, что существенно повышает его доминирующее влияние на другие субфакторы выгорания» (Орел, 2015). Этот процесс может трансформировать трехкомпонентную структуру выгорания по ряду признаков в двухи более факторную структуру. Цель исследования: выявить профессиографические особенности IT-деятельности и психологические требования к цифровым субъектам, рассмотреть их с позиции рискогенных факторов синдрома выгорания. Процедура и методы исследования Процедура исследования состояла из двух частей: 1) полуструктурированное интервью с экспертами «Представление IT-специалистов об особенностях, требованиях и условиях их деятельности» (модификация методики Соломина (Соломин, 2006); 2) анкетирование в google-форме о затратах времени в разных сферах жизни специалистов IT-сферы. Участники исследования. В полуструктурированном интервью приняли участие 19 экспертов в возрасте от 22 до 55 лет, один человек 55 лет, из них 8 человек женщины, 11 человек мужчины. Все эксперты с высшим образованием (бакалавриат, магистратура, специалитет), а также кандидаты наук. Распределение по основной специальности следующее: 6 человек отнесли свою профессию в сфере IT к категории «инженер-программист», 8 человек - к категории «аналитик» и 5 человек - к категории «тестировщик». Стаж работы в профессии от полугода до 33 лет, один человек имеет стаж меньше года, десять человек - стаж от года до трех лет, пять человек -стаж от четырех до семи лет, два человека - стаж работы более 10 лет, один человек не обозначил стаж, но указал возраст 22 года. В анкетировании приняли участие 82 специалиста IT-сферы. Из них 37 женщин, 45 мужчин. Возраст от 20 до 44 лет. Методы и методики исследования. Исследование проводилось в фор-мате письменного полуструктурированного интервью с экспертами, которые имеют опыт работы в сфере IT, их профессии непосредственно связаны с созданием и поддержкой IT-продуктов. Для создания методики «Полуструктурированное интервью «Представление IT-специалистов об особенностях, требованиях и условиях их деятельности» была модифицирована методика экспертной оценки профессии Соломина (Соломин, 2006), с участием экспертов по профессиональному выгоранию (два человека) и эксперта по организации профессиональной деятельности в IT-сфере. Вопросы были переформулированы с учетом особенностей деятельности, а также согласно цели исследования: определить организационные факторы профессионального выгорания специалистов в сфере IT. В интервью задавались вопросы относительно трудовых обязанностей, организационных условий, режима труда аналитиков, тестировщиков, программистов. Интервью содержало пять групп вопросов, с помощью которых определялись: · технологические особенности: направленность цели, условия работы, средства использованные в процессе работы, трудовые операций, обязанности и условия работы, критерии и показатели успешности работы, частота и характер ошибок в работе, их последствия, причины ошибок; · экономические характеристики: характер, форма оплаты, льготы, престиж и востребованность профессии; · образовательные требования: образование, знания, умения, компетентности; · медицинские требования к уровню здоровья, неблагоприятные условия труда; · психологические характеристики и требования: нагрузка на психические процессы и функции. Анкетирование, кроме общих социально-демографических данных (возраст, пол, образование, стаж, должность, специальность), содержало вопросы о балансе времени личной жизни: отдых, хобби, развлечения, учеба, семейная жизнь в недельном цикле. Предложение участвовать в интервью рассылалось по электронной почте специалистам нескольких организаций в сфере IT. Ссылка на полуструктурированное письменное интервью также содержалась в этом письме. Ответ занимал примерно 35-45 минут времени респондента, ответы были получены в течение двух недель с момента рассылки. Аналитическая стратегия. Для анализа ответов эксертов использовался метод феноменологического описания данных, полученных в интервью. Также был проведен подсчет категорий, которые выделяли сами респонденты для ответов на вопросы (Носс, 2024). С помощью метода системного анализа категорий авторами статьи были выделены рискогенные факторы «цифрового» выгорания, а также описаны их отличительные особенности в сравнении с выгоранием специалистов социономических профессий (Панов, Патраков, 2021). Валидность качественного исследования обеспечивалась соблюдением правил качественного исследования на этапе сбора, анализа и интерпретации данных (Мельникова, 2014). Результаты интервью отражены в аналитических таблицах и списках в следующем разделе с целью представления проанализированных категорий. Далее во второй части раздела показаны результаты анкетирования в виде процентного распределения ответов на вопросы. Результаты и их обсуждение Результаты интервью с экспертами из IT-сферы В результате интервью выявлено, что к технологическим особенностям данных профессий относятся: работа с числовой и знаковой информацией, работа и коммуникации в основном (85 % времени) в цифровой среде. В трудовые обязанности профессии тестировщик входят: · написание технического задания, написание кода, продумывание логики процесса и системы; · разработка программных компонент, поддержание работоспособности продукта; · предоставление информации о состоянии системы; · документирование результатов проверок и исследований системы; · автоматизация рутинных проверок; · решение задачи бизнеса с использованием средств автоматизации. К трудовым обязанностям специалистов профессии аналитик относятся: · исследования, анализ, описание бизнес-процессов, работа с требованиями, составление технического задания, проверка гипотез; · сбор информации, анализ информации, создание решения; · оценка уровня цифровизации и зрелости компании и объектов производства, дооснащение дополнительными средствами, разработка архитектуры компании, анализ запросов клиентов и написание техзаданий для реализации; · разработка алгоритмов решения задач, исследование актуальных проблем; · обучение ml-моделей, аналитика данных, подготовка backend для ml-моделей, постановка гипотез для решения интеллектуальных задач, оценка гипотез, умение демонстрировать результаты. Трудовые обязанности специалистов профессии программист: · изучение документаций, анализ чужого кода/приложений, создание собственных решений или части решений согласно техническому заданию; · поддержка работоспособности инфраструктуры, улучшение и безопасность инфраструктуры; · своевременный результат в программировании; · командное написание кода, · взаимодействие в команде; · написание новых страниц сайта, соединение фронт-части с системой; · написание и поддержка кода; · планирование и выполнение спринта при написании кода; · мониторинг новостей из мира безопасности и современных практик в организации инфраструктуры, своевременное обновление инфраструктуры организации, развитие ее в соответствии с требованиями проектов, развиваемых организацией (примечание: для специалистов в сфере информационной безопасности). Таким образом, основные обязанности программиста - написание кода и организация процесса написания кода. Относительно условий цифровой деятельности эксперты отметили, что очень часто это ненормированное время работы, многочасовая сидячая поза, облучение от монитора, жесткие временные требованиями к результату. По данным 84 % респондентов умственная (цифровая) нагрузка занимает от 60 до 80 % рабочего времени, 74 % отметили, что физическая трудовая нагрузка составляет от 5 до 20 %, а эмоциональная нагрузка - от 15 до 30 % рабочего времени. Таким образом, характер трудовых операций преимущественно умственный, основной нагрузке подвержены когнитивные процессы, зрительный анализатор; умственная и физическая активность характеризуется дисбалансом; в коммуникациях преобладает обмен формальной информацией, без эмоционально-чувственной стороны общения. Можно предполагать, что преобладание онлайн коммуникаций над реальными очными формами общения обусловливает угасание сенсорно-перцептивной основы общения, сказывается на снижении эмоционального и социального интеллекта. Ответы экспертов об ошибках в работе представлены в табл. 1. По мнению 64 % респондентов, ошибки в работе встречаются довольно часто, они представляют собой относительно заурядные события. В результате обобщения данных табл. 1, можно резюмировать, что первое место занимают информационные (компетентностные) причины ошибок, а именно недостаток знаний и опыта и психоэнергетические причины (утомление); далее идут когнитивные и мотивационные причины ошибок, на третьем месте находятся недостаточное владение технологиями и методами работы в IT-среде, а также недостаток конкретных навыков. В табл. 2 представлены последствия ошибок в работе и гипотетические последствия для развития выгорания в IT-сфере для представителей разных специальностей (программисты, аналитики, тестировщики). Гипотетические последствия для развития выгорания были оценены авторами статьи коллегиально. Таблица 1 / Table 1 Наиболее распространенные причины ошибок в работе IT-специалистов, указанные экспертами, % / The most common causes of errors in the work of IT specialists indicated by experts, % Уровень распространения причин ошибок в работе IT-специалиста / Level of error cause distribution in the work of an IT specialist Высокий уровень (указали 73 % и более экспертов) / High distribution level (Indicated by 73% or more experts) Средний уровень (указали 52-73 % экспертов) / Average distribution level (Indicated by 52-72% of experts) Ниже среднего уровень (указали 42 % и менее экспертов) / Below average distribution level (Indicated by 42% or less experts) Утомление (84 %) / Fatigue (84%) Недостатки внимания (63 %) / Lack of attention (63%) Недостаточная ответственность (47 %) / Insufficient responsibility (47%) Несоответствие знаний и навыков (73 %) / Mismatch of knowledge and skills (73%) Торопливость (63 %) / Haste (63%) Лишние действия (47 %) / Extra actions (47%) Недостаточный опыт работы (73 %) / Insufficient work experience (73 %) Потеря мотивации и интереса (63 %) / Loss of motivation and interest (63%) Недостаток материалов, недостаток технологии и методов работы (42 %) / Lack of materials, technology and working methods (42%) - Недостатки памяти (забывание) (57 %) / Memory deficiencies (forgetting) (57%) Несвоевременное реагирование (42 %) / Late response (42%) - Недостатки мышления (57 %) / Flaws in thinking (57%) Недостатки устной речи и письма (42 %) / Flaws in speaking and writing (42%) - Небрежность (52 %) / Negligence (52%) Скука (42 %) / Boredom (42%) Заметим, что характер эмоциональных последствий ошибок существенно отличается по IT-профессиям. Личную вину остро переживают тестировщики, неудовлетворенность своими результатами - программисты, негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью заказчика или партнеров, остро чувствуют аналитики. Анализ профессионально-важных качеств, трудовых обязанностей и причин ошибок специалистов IT-сферы свидетельствует о том, что их работа в цифровой среде предъявляет высокие требования к когнитивной сфере. Ошибки часто провоцируются недостатками знаний и опыта респондента, а также возможным умственным утомлением. Предъявляются высокие требования к обучаемости, гибкости и адаптивности специалиста в получении новых знаний и решении новых задач, что затрагивает не только когнитивные ресурсы психической регуляции, но также ресурсы временного управления и пространственной самоорганизации («темпоральные» ресурсы). Таблица 2 / Table 2 Последствия ошибок специалистов IT-сферы / Consequences of errors of IT specialists Специальность / Speciality Наиболее значимые последствия ошибок / The most significant consequences of errors Наименее значимые последствия ошибок / The least significant consequences of errors Гипотетические последствия развития выгорания / Hypothetical consequences of burnout development Программисты / Programmers Неудовлетворенность результатами своей деятельности / Dissatisfaction with performance results Страх увольнения из компании / Fear of being fired from the company Редукция личных достижений / Reduction of personal achievements Дополнительные временные затраты на исправление ошибок / Additional time spent on fixing errors Эмоциональное истощение / Emotional exhaustion Нарушение эмоционального равновесия / Emotional imbalance Эмоциональное истощение / Emotional exhaustion Переживание личной вины за ошибки и вины перед командой / Experiencing personal guilt for errors and guilt towards the team Деперсонализация и редукция личных достижений / Depersonalization and reduction of personal achievements Аналитики/ Analysts Негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью заказчиков, партнеров, клиентов / Negative experiences related to dissatisfaction of customers, partners, clients Нет / No Эмоциональное истощение / Emotional exhaustion Дополнительные временные затраты на исправление ошибок / Additional time spent on fixing errors Эмоциональное истощение / Emotional exhaustion Значительный ущерб для выполняемого задания или проекта / Significant damage to the task or project being performed Редукция личных достижений / Reduction of personal achievements Переживание личной вины за ошибки и вины перед командой / Experiencing personal guilt for errors and guilt towards the team Деперсонализация и редукция личных достижений / Depersonalization and reduction of personal achievements Тестировщики / Testers Неудовлетворенность результатами своей деятельности / Dissatisfaction with performance results Страх увольнения из компании / Fear of being fired from the company Редукция личных достижений / Reduction of personal achievements Негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью заказчиков, партнеров, клиентов / Negative experiences related to dissatisfaction of customers, partners, clients Дополнительные временные затраты на исправление ошибок / Additional time spent on fixing errors Эмоциональное истощение / Emotional exhaustion Переживание личной вины за ошибки и вины перед командой / Experiencing personal guilt for mistakes and guilt towards the team Деперсонализация и редукция личных достижений / Depersonalization and reduction of personal achievements В результате ошибок программисты чаще всего не удовлетворены своей деятельностью и тратят дополнительное время на исправление ошибок. Наиболее тяжелые последствия для аналитиков - социальные последствия, работники чаще чувствуют свою вину за ошибки перед командой и считают ошибку критической для всего проекта. Для тестировщиков основным последствием ошибок является неудовлетворенность, как личная, так и членов команды, они также могут переживать чувство вины за ошибки перед заказчиками проекта. Можно предполагать, что данные переживания и отношение к ошибкам выступают в качестве медиаторов эмоционального истощения и трансформации деловых отношений в команде, т. е. обусловливают деперсонализацию как субфактор выгорания. Особенности переживаний специалистов разных профессий могут проявляться в специфике «цифрового» выгорания. Анализ представлений экспертов об экономических характеристиках деятельности в IT-сфере показал следующее. Наиболее распространен постоянный режим работы с окладом и премиями. Характерные условия труда: обычные в помещении в дневное время на дому в режиме свободного рабочего времени и многозадачности, также при ненормированном рабочем времени и по «скользящему» графику или ночью. На вопрос о минимальном уровне подготовки для осуществления профессиональной деятельности большинство респондентов (36 %) ответили, что достаточно самостоятельного образования, 42 % респондентов отметили, что необходимо высшее образование или практика без теории, 15 % респондентов ответили, что достаточно среднего профессионального образования. Минимальным уровнем специальной подготовки были названы: самостоятельное изучение профессии (27 %), обучение в ходе выполнения профессиональных задач (16 %), высшее образование (16 %) и среднее специальное образование (12 %). Относительно успешности IT-работы эксперты могли указать более одного ответа на вопрос. В итоге они отметили, что главными критериями успешности являются оперативность и своевременность в работе (94 % ответов), а также качество, надежность и безошибочность в работе (84 % ответов); 36 % ответов - новизна и оригинальность как показатель успешности работы. Таким образом, данные критерии обусловливают высокие требования к уровню мыслительных реакций, быстроте и своевременности ответа специалиста, а значит могут являться причинами высокой сенсорно-когнитивной напряженности (стрессогенности) их работы. На вопрос об адаптации респонденты дали следующие ответы. Продолжительность профессиональной адаптации IT-специалиста длится не менее нескольких месяцев по ответам 89 % респондентов и может составлять не один год (более года). На вопрос о физических трудовых операциях IT-деятельности чаще всего респонденты указывали: управление техническими средствами (47 %), сборка и обслуживание (36 %), сборка и монтаж, наладка оборудования (15 %). Следует уточнить, что девять человек указали, что не работают с оборудованием, не делают физических операций в процессе работы. Однако в выборке также представлены специалисты по автоматизации в промышленности, у которых в работе встречаются физические операции. Ответы на вопросы об умственных и социальных трудовых операциях в порядке встречаемости в ответах представлены в табл. 3. Таблица 3 / Table 3 Ответы респондентов о трудовых операциях / Respondents’ answers about labor operations Категория операций / Сategory of operations Операции / Operations Количество ответов / Number of responses Умственные / Cognitive Прием и передача сигналов / Reception and transmission of signals 11 Кодирование и декодирование / Encoding and decoding 13 Наблюдение и слежение / Surveillance and tracking 0 Проверка, испытание и измерение / Inspection, testing and measurement 16 Запись и регистрация / Recording and registration 0 Вычисления и расчеты / Calculations 12 Сортировка / Sorting 0 Диагностика и прогнозирование / Diagnostics and forecasting 11 Экспертиза / Expertise 13 Исследования и эксперименты / Research and experiments 15 Анализ проблем / Problem аnalysis 19 Стандартизация / Standardization 12 Проектирование и конструирование / Design and construction 18 Планирование / Planning 17 Оформление документов / Paperwork 11 Регулирование / Regulation 0 Социальные / Social Сообщение и информирование / Communication and informing 16 Демонстрирование / Demonstration 15 Обучение, инструктирование и тренировка / Education, instruction and training 17 Воспитание / Upbringing 0 Мотивирование / Motivation 0 Оценивание / Evaluation 0 Поощрение и наказание / Encouragement and punishment 0 Руководство, управление людьми / Leadership, people management 0 Выполнение распоряжений / Execution of orders 11 Инспектирование / Inspection 0 Консультирование / Consulting 17 Поддержка, забота и помощь / Support, care and assistance 0 Защита и охрана / Protection and security 0 Выступления / Speeches 0 Переговоры / Negotiation 14 Опросы / Polls 0 Дополнительно более 40 % респондентов отметили такие операции, как наблюдение и слежение, регистрация и запись сигналов и сортировка. Для выполнения большинства профессиональных умственных операций необходим высокий уровень развития аналитического мышления и/или профессиональной подготовки, что возможно как в профессиональных учебных заведениях, так и самостоятельно и на рабочем месте. Следует отметить, что IT-специалисты выполняют социальные трудовые операции. Они заключаются в большинстве своем в передаче и обмене знаний с коллегами: обучение, инструктирование и тренировка (указали 89 % экспертов), консультирование (89 %), сообщение и информирование (84 %), демонстрирование (78 %), переговоры (73 %), исполнение распоряжений (57 %). Ответы респондентов относительно здоровья и условий труда с позиций риска выгорания представлены в табл. 4. Профессии IT-сферы предъявляют средние и низкие требования к здоровью, т. е. специалистом может работать человек с рабочей группой инвалидности и люди с низкими и средними показателями здоровья. Гипотетический уровень рисков выгорания был оценен авторами статьи коллегиально, как экспертами в области профессионального выгорания. Таблица 4 / Table 4 Требования к уровню здоровья и условиям труда; профессиональные заболевания / Requirements for health and working conditions; occupational diseases Переменные / Variables Специалисты IT-сферы / IT specialists Гипотетический уровень рисков выгорания / Hypothetical burnout risk level Требования к уровню здоровья / Health requirements Профессии IT-сферы предъявляют средние и низкие требования к здоровью, т. е. специалистом может работать человек с рабочей группой инвалидности и люди с низкими и средними показателями здоровья / IT occupations have medium to low health requirements, i.e. a person with a working disability group and people with low to medium health conditions can work as a specialist Низкий / Low Условия труда / Working conditions Наиболее распространен постоянный режим работы с окладом и премиями. Характерные условия труда: обычные в помещении в дневное время на дому в режиме свободного рабочего времени и многозадачности, также при ненормированном рабочем времени и по скользящему графику или ночью / The most common is a permanent work schedule with a salary and bonuses. Typical working conditions: normal indoors during the daytime at home in a free working time and multitasking mode, also with irregular working hours and a flexible schedule or at night Средний / Average Характерные заболевания и травмы / Common illnesses and injuries Нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, заболевания позвоночника, туннельный синдром) и нарушения зрения, а также стресс (раздражительность. хроническая усталость, психоэмоциональное напряжение) / Musculoskeletal disorders (scoliosis, spinal diseases, tunnel syndrome) and visual impairment, as well as stress (irritability, chronic fatigue, psycho-emotional stress) Высокий / High Самым высоким риском выгорания являются формирующиеся в процессе работы заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, коммуникативные и психоэмоциональные стрессы. Характерными условиями труда являются: обычные условия в офисе в дневное время или дома в режиме свободного рабочего времени, многозадачности, также при ненормированном рабочем времени и по скользящему графику или ночью. Ненормированное условия труда могут являться медиатором выгорания. Ответы респондентов относительно неблагоприятных условий труда, как рискогенных факторов выгорания, представлены в табл. 5. Описания рисков выгорания были сделаны авторами статьи коллегиально, как экспертами в области профессионального выгорания. Таблица 5 / Table 5 Неблагоприятные условия труда специалистов IT-сферы / Unfavourable working conditions for IT specialists Вид условий труда / Working conditions Неблагоприятные характеристики / Unfavorable characteristics Риски выгорания / Burnout risks Физические / Physical Высокая температура, недостаточная вентиляция, повышенный уровень шума, недостаточная освещенность, ограниченная поза / High temperature, insufficient ventilation, increased noise level, insufficient lighting, restricted posture Недостатки оборудования и оснащения рабочего места могут привести к повышенной утомляемости и раздражительности, а также вести к нарушениям опорно-двигательного аппарата / Inadequate equipment and workplace facilities, which can lead to increased fatigue and irritability as well as to musculoskeletal disorders Физиологические / Physiological Нерегулярное питание, дефицит сна, нарушение биологических ритмов, фиксированная поза или недостаточная подвижность / Irregular eating, lack of sleep, disruption of biological rhythms, fixed posture or lack of mobility Нарушения режима сна и бодрствования и режима питания / Sleep-wake and eating disorders Психологические / Psychological Дефицит времени, недостаток информации, высокая неопределенность, однообразие деятельности, необходимость одновременных действий, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители / Lack of time and information, high uncertainty, monotonous activity, need for simultaneous actions, rapid change of actions, interference and extraneous irritants Психологический дискомфорт вызывают те же параметры деятельности, что и у оператора любой машины: требования к действиям, недостаток информации, неопределенность / Psychological discomfort caused by the same parameters of activity as for the operator of any machine: requirements for action, lack of information, uncer-tainty Социальные / Social Изоляция и дефицит общения, вынужденные контакты и межличностные конфликты / Isolation and lack of communication, forced contacts and interpersonal conflicts Вынужденное общение, а также дефицит общения могут привести к конфликтам и выгоранию / Forced communication, as well as a lack of communication, which can lead to conflicts and burnout На основе анализа неблагоприятных условий труда риски выгорания можно разделить на объективные (или относящиеся к внешней среде): гигиенические факторы рабочего места, недостаток информации и неопределенность; и субъективные (относящиеся к внутренней реальности и коммуникации): нарушения режима сна и питания, высокие требования к действиям, такие нарушения коммуникации, как вынужденное общение, дефицит общения и конфликты. Таким образом, на основе опроса экспертов для специалистов профессии программист определены следующие профессионально-важные качества: · навык поиска информации, знание английского, умение задавать вопросы и понимания абстракций; · работа в режиме многозадачности; · стрессоустойчивость и настойчивость; · понимание сетей, знание протоколов, логическое мышление, адекватность; · знания: базовые знания информатики, алгоритмов и структур данных, свободное владение любым хотя бы одним языком программирования, а также специфические знания в зависимости от рода занятости IT-специалиста; · умения: усидчивость, критическое мышление, тайм-менеджмент, саморазвитие; · знания, как решить поставленную задачу, сообщить о том, что мешает решению, выяснить детали для успешного решения задачи; · знание HTML, CSS, JS; · паттерны проектирования, взаимодействие с базами данных; · знание и понимание работы компьютеров, операционных систем, компьютерных сетей, средств контейнеризации и виртуализации, угроз информационной безопасности, методологии разработки программного обеспечения. Для подготовки программистов к профессиональной деятельности требуются углубленное обучение и обширная база знаний для работы. По мнению экспертов, главными профессионально-важными качествами специалистов профессии тестировщик являются: · высокая обучаемость, стремление к образованию; · хорошая база знания в области программирования; · способность быстро находить нужную и полезную информацию и разбираться в трудностях; · хорошая концентрация внимания; · усидчивость; · целеустремленность; · хорошее воображение и любопытство. В качестве главных профессионально-важных качеств тестировщиков названы быстрый вход в профессию с помощью обучения. Также эта профессия подразумевает творческий подход в проверке кода, написанного программистами, поэтому дивергентное мышление и креативность также являются важными для этой профессии. Для специалистов профессии аналитик названы следующие профессионально-важные качества: · аналитический склад ума, умение пользоваться инструментами; · точные знания своих сильных и слабых сторон; · техническая специальность, математический склад ума; · умение концентрироваться, логически и оптимизированно размышлять; · ответственность; · алгоритмирование, коммуникация; · обучаемость - много учиться, читать, искать новые решения и думать прежде, чем делать. Аналитики проводят исследования для компаний, пишут для команды техническое задание и концепцию будущей программы и представляют результаты анализа и техническое задание команде. Таким образом, требуются навыки исследователя, повышенные требования к аналитическим и синтетическим способностям, обучаемость и навыки презентации и коммуникации в команде. Итак, субъект IT-деятельности должен обладать широким спектром когнитивных, коммуникативных, мотивационно-познавательных и стрессоустойчивых качеств. Результаты интервью не позволяют определить качества с наибольшим вкладом в устойчивость к выгоранию. Можно лишь предположить, что данные требования образуют синтез относительно высокой когнитивной и психоэнергетической нагрузки, что обусловливает высокий уровень рабочей психической напряженности и может приводить к развитию специфического синдрома «цифрового» выгорания. Результаты анкетирования IT-специалистов о затратах времени В результате опроса 82 респондентов обнаружено, что большинство IT-специалистов имеют большой дисбаланс работы и отдыха, работы и личной жизни. В табл. 6 представлены оценки времени, уделяемого на личную жизнь, учебу, работу. Обращает внимание то, что работа занимает большую часть времени в ущерб личной и семейной жизни. На личную жизнь только 20,5 % IT-специалистов тратят 30 % времени. В основном это 10-20 % времени за неделю. Низкий процент респондентов (26,7-20 %) тратят на семейные и домашние дела от 10 до 15 % времени. Нарушают привычный режим сна и бодрствования из-за работы 2-3 раза в неделю 46,7 % опрошенных. Таблица 6 / Table 6 Результаты анкетирования: затраты времени на разные сферы жизни, % / Survey results: time spent on different areas of life, % Личная жизнь / Personal life Время за неделю / Time per week 5 0 20 25 30 5 0 0 0 нет ответа Количество лиц / Number of persons 3,3 23,3 6,7 0 20,3 3,3 6,7 6,7 3,4 3,3 Работа / Work Время за неделю / Time per week 30 40 50 55 60 65 70 0 100 времени Количество лиц / Number of persons 10 20 21 3,3 15 16 5,3 2,1 3,3 Учеба (повышение квалификации) / Study (advanced training) Время за неделю / Time per week 0 2 3 -4 5 0 5 0 5 0 40 Количество лиц / Number of persons 13,3 3,3 3,3 23,3 26,7 10 10 3,3 3,3 3,3 Семейные и домашние дела / Family and household chores Время за неделю / Time per week 1 5 10 15 18 20 25 30 40 60 Количество лиц / Number of persons 3,3 6,7 26,7 20 3,3 20 3,3 3,3 3,3 3,3 Заключение Традиционный взгляд на выгорание как результат деятельности только в сфере «соционических» («помогающих») профессий сужает понимание сути данного феномена, как системного полидетерминированного качества субъекта труда. Изучение причин и последствий выгорания профессий «субъектно-информационного класса» позволяет определить общепрофессиональные и специфические особенности данного феномена и модели его преодоления. Системный подход дает возможность рассматривать выгорание не только в рамках какой-то одной системы (профессии социальной сферы), но и с метасистемной позиции, как следствие мультифакторных проявлений. Анализ выгорания с позиций включенности в иерархию систем разного уровня будет способствовать выделению его свойств, общих с другими родственными феноменами, с одной стороны, и определение его специфики как самостоятельного явления - с другой. Это даст возможность перейти от рассмотрения выгорания как некоего абстрактного конструкта к определению его места и роли в каждой из включающих его систем и выявить особенности функционирования внутри них. К общепрофессиональным рискогенным факторам выгорания относятся физические, психологические, социальные особенности труда. Это напряженная рабочая неделя (часто свыше 40-часов рабочего времени в неделю) с ежедневной высокой когнитивной нагрузкой, многозадачностью, жесткими временными рамками. Участие в нескольких проектах, необходимость сопровождать завершенные проекты и планировать следующие. Высокие требования к психической саморегуляции и самоорганизации деятельности. Высокая неопределенность и недостаток информации в работе, взаимозависимость задач. Профессиографический анализ деятельности IT-специалистов позволил выделить специфические рискогенные факторы «цифрового» выгорания. Это высокая когнитивная нагрузка в сочетании с многочасовой гиподинамической позой у компьютера, большая нагрузка на зрение, превалирование временных затрат, а значит и энергозатрат на работу относительно восстановления в личной, семейной и других сферах жизни. Развитию субфактора «эмоциональное истощение», очевидно, способствуют высокие умственные нагрузки, требования к большому объему восприятия и быстрой переработке информации, многозадачность, ошибки в работе и их эмоциональные переживания, частые нарушения режима сна, увеличение рабочих часов в неделю за счет участия в нескольких проектах. Психоэнергетическое истощение может провоцироваться также ненормированным рабочим временем, скользящим графиком или ночной работой. Медиатором истощения возможно является высокая вовлеченность молодых специалистов в IT-профессии вследствие социальной и материальной привлекательности. Высокая вовлеченность в профессию ведет к дисбалансу рабочего временем и времени на лично-семейную жизнь, ограничению интересов и самореализации в других сферах жизни. К рискогенным факторам деперсонализации относятся онлайн коммуникации с превалированием формального общения без позитивного эмоционального подкрепления и обратной связи. В случае отсутствия навыков и опыта эффективных коммуникаций в командной работе может усиливаться интроверсия, «компьютерное одиночество» - эмоциональное и физическое дистанцирование в деловом и межличностном общении. Деперсонализацию могут детерминировать также трудности согласования задач, взаимозависимость в команде, сложные переговоры с заказчиками. К рискам «деперсонализации» относится также многочасовое использование и «втянутость» в цифровое пространство, при котором нарушается ощущение реального времени. Общение ограничивается профессиональной коммуникацией, происходит редукция сферы интересов в сторону работы, нарушается временной и мотивационный баланс «работа-жизнь». Коммуникативные и социальные потребности не находят полного удовлетворения. В молодом возрасте есть риск социальной изолированности, утраты коммуникативных навыков и трудности их использования в личной жизни работника (Bailey, Kurland, 2002). Дистанционный режим работы и отсутствие «живого» общения замедляют профессиональную социализацию, общение опосредовано цифровыми технологиями. Формализованное онлайн общение снижает социальную чувствительность, эмпатию, «уплощает» эмоциональный интеллект, ведет к эрозии души (Китаев-Смык, 2008). Общение упрощается до коротких текстовых сообщений в почте и мессенджерах без эмоциональной окраски и без невербальной составляющей. В такой ситуации есть риски потери культуры коммуникации и речи, возникает необходимость «добирать» soft skills в специализированных тренингах или других сферах приобретения опыта общения. Развитию субфактора «редукция личных достижений» могут способствовать: неудовлетворенность результатами своей деятельности, плохая согласованность задач, неудовлетворенность взаимодействием в команде. Специфическими рисками данного субфактора выгорания является высокая конкуренция между специалистами и между работодателями в IT-сфере. Проведенное исследование с использованием экспертного опроса и анкетирования позволяет сформулировать следующие выводы. Цифровая среда существенно меняет информационное окружение IT-специалиста, трансформирует восприятие времени, пространства, информации, способы коммуникации, самопрезентации, мотивационную сенсорно-когнитивную включенность в работу. Это соответствует модели пентабазиса В.А. Ганзена, цифровое выгорание проявляется в специфических характеристиках взаимодействия субъекта с цифровой средой относительно времени, пространства, информации и энергии (Ганзен, 1984). В деятельности IT-специалистов имеются высокая напряженность когнитивных функций, нагрузка на зрительный анализатор, дисбаланс умственной и физической активности, в коммуникациях преобладает обмен формальной информацией без эмоционально-чувственной стороны общения. Преобладание онлайн коммуникаций над реальными офлайн очными формами общения является риском угасания сенсорно-перцептивной основы общения, что может являться медиатором снижения эмоционального и социального интеллекта. Последнее выступает предиктором деперсонализации - субфактора выгорания. Ошибки в работе имеют последствия в виде негативных эмоциональных переживаний, что, возможно, интегрируется в субсиндром эмоционального истощения. Профессии IT-сферы предъявляют высокие требования к обучаемости, гибкости и адаптивности, психической саморегуляции, пространственной самоорганизации («темпоральные» ресурсы) цифровых субъектов. Высокая нагрузка на зрительный анализатор, сниженная двигательная активность - сидячая поза и гиподинамия могут приводить к нарушениям физического и психосоматического здоровья, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, ухудшению зрения, негативно сказываться на общем интеллектуальном и эмоциональном состоянии IT-специалистов. Информационными рискогенными факторами выгорания являются: дефицит времени, высокая информационная неопределенность, необходимость одновременных действий и быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители. К социальным рискогенным факторам выгорания относятся дефицит «живого» общения одновременно с несвоевременными коммуникациями. Неупорядоченность деловых коммуникаций нарушают концентрацию мыслительных процессов, ведут к ошибкам в работе, коммуникативным конфликтам, что может обусловливать дегуманизацию отношений (деперсонализацию). Полученные результаты будут использоваться для разработки функциональной модели психологического обеспечения устойчивости к профессиональному выгоранию IT-специалистов.Об авторах
Алена Федоровна Джумагулова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Автор, ответственный за переписку.
Email: afdjumagulova@itmo.ru
ORCID iD: 0000-0003-2389-2729
SPIN-код: 2245-4704
кандидат психологических наук, инженер, Центр юзабилити и смешанной реальности и преподаватель
197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверский пр., д. 49Наталия Евгеньевна Водопьянова
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: vodop@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9751-913X
SPIN-код: 5383-0610
доктор психологических наук, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Ольга Олеговна Гофман
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: Ms.gofman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4750-5415
SPIN-код: 3350-9879
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Герман Сергеевич Никифоров
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: professional.psychology@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2016-7882
SPIN-код: 3571-1660
доктор психологических наук, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Список литературы
- Водопьянова Н.Е., Журина М.А. Особенности ценностно-мотивационной сферы IT-специалистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 91-99. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-91-99
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
- Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3-16.
- Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса (статья вторая) // Ярославский психологический вестник. 2022. № 1 (52). С. 7-24.
- Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 41-50.
- Климoв Е.A. Введение в психологию труда. М., 1999. 360 c.
- Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 47-49. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0206
- Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 90-100. https://doi.org/10.17759/pse.2020250308
- Носс И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии учебник для вузов. М.: Юрайт, 2024. 362 с.
- Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография. М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.
- Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005. 51 с.
- Панов В.И., Патраков Э.В. Опыт системных исследований цифровизации информационной среды: риски, представления, взаимодействия // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 116-130.
- Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / под ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2016. С. 23-27.
- Панов В.И., Борисенко Н.А., Капцов А.В., Колесникова Е.И., Патраков Э.В., Плаксина И.В., Суннатова Р.И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 65-77.
- Панов В.И., Патраков Э.В. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде // Психологическая наука и образование. 2020а. Т. 25. № 3. С. 16-29. https://doi.org/10.17759/pse.2020250302
- Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с.
- Патраков Э.В. Сближение игры и трудового поведения в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021b. Т. 27. № 1. С. 24-31. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-24-31
- Патраков Э.В. Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021a. Т. 27. № 2. С. 66-73. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-66-73
- Рябикина З.И. Иной мир, иной человек, иная психология личности // Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. С. 64-69.
- Сологубова Г.С. К вопросу о цифровизации экономики и проблемах рынка труда // Цифровая экономика. 2018. № 2 (2). С. 50-62.
- Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 279 с.
- Bailey D.E., Kurland N.B. A review of telework research: findings, new directions, and lessons for the study of modern work // Journal of Organizational Behavior. 2002. Vol. 23. No 4. Pp. 383-400. https://doi.org/10.1002/job.144
- Guillemette, M.G., Paré, G. Toward a new theory of the contribution of the IT function in organizations // MIS Quarterly. 2012. Vol. 36 No. 2. Pp. 529-551. https://doi.org/10.2307/41703466
- Patrakov E.V., Panov V.I. The possibility for applying the concept of “interference” to describe the area where the digital and pre-digital environment merge // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 5-14. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14
- Sonnentag S. Work, recovery activities, and individual well-being: A diary study // Journal of Occupational Health Psychology. 2001. Vol. 6. No 3. Pp. 196-210. https://doi.org/10.1037/1076-8998.6.3.196