Феноменология детства в современных контекстах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Одним из важнейших приоритетов развития для экономического роста страны в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено развитие человеческого капитала. Масштабные социальные эксперименты в области образования показали, что финансовая поддержка раннего обучения является стратегической линией эффективного государственного строительства (Heckman, 2008). В дошкольных учреждениях необходимы и востребованы эффективные, научно обоснованные методы и стратегии обучения и развития детей для устранения социальных диспропорций при их переходе к школьному обучению, что полностью отвечает целям Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Проблематика детства, психического развития, социализации личности традиционно привлекает внимание психологов, педагогов, медиков, специалистов смежных специальностей, что находит отражение в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях и публикациях. Среди спектра деятельностей, доступных детям-дошкольникам, игра традиционно рассматривается как один из наиболее эффективных способов детского развития. Начиная с работ Л.С. Выготского (1984) и его последователей - А.Н. Леонтьева (1983), Д.Б. Эльконина (1999), В.В. Давыдова (1992), игра считается не только особым контекстом детского развития и ведущей деятельностью, но также пространством детской коммуникации, в котором формируется система межличностных отношений. Современные исследования показывают, что игра способствует эмоциональному и социальному развитию (Colliver, Veraksa, 2021; Mathieson, Banerjee, 2011; Gavrilova et al., 2023), формированию регуляторных функций (Fleer, 2019; Kelly et al., 2011) и речи (Nicolopoulou et al., 2015; Quinn et al., 2018). Имеются исследования, связывающие игру и академические результаты (Trawick-Smith et al., 2015; Wallace, Russ, 2015). Эксперименты с применением разных форматов игр показали ключевую роль взрослого в реализации развивающего потенциала игры (Veraksa, Sukhikh, Veresov, Almazova, 2022). Если взрослый активно организует и режиссирует игру, развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры максимальный, по сравнению со свободной игрой, в которой дети предоставлены сами себе. Таким образом, организация игровой деятельности и игровой среды с целью целенаправленного обучения и развития для дошкольников становится актуальной практической задачей. Одной из важнейших целей развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности, то есть способности самостоятельно регулировать свое поведение и познавательные процессы (Выготский, 1984). Произвольность высших психических функций обеспечивает группа когнитивных навыков, называемых регуляторными или исполнительными функциями (executive functions) (Веракса и др., 2016; Kiselev, 2016; Виленская, 2016; Miyake et al., 2000; Diamond, 2013; Lehto et al., 2003; Visu-Petra et al., 2012). В многочисленных зарубежных исследованиях показано, что развитие регуляторных функций в дошкольном возрасте предсказывает успешность адаптации к школе (Welsch et al., 2010; Willoughby et al., 2012; Yeniad et al., 2013) и дальнейшую академическую успеваемость по математике и чтению (Blair, Razza, 2007; Willoughby et al., 2012), социальную компетентность детей в школьные годы и даже социоэкономический статус во взрослом возрасте (Moffitt et al., 2011). В результате проведенных на российских детях исследований установлено, что все три компонента регуляторных функций (рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль) значимо связаны с пониманием эмоций у детей дошкольного возраста (Алмазова, Бухаленкова, Веракса, Якупова, 2018), а также с популярностью детей в коллективе сверстников (Bukhalenkova et al., 2022). Дошкольники с низким уровнем развития регуляторных функций демонстрируют низкий уровень развития устной речи: словарного запаса, понимания логико-грамматических конструкций, фонематического слуха, умения составлять связный рассказ (Veraksa et al., 2018; Алмазова, Бухаленкова, Гаврилова, Тарасова, 2018; Veraksa, Bukhalenkova, Kartushina, Oshchepkova, 2022). Значимость развития регуляторных функций у детей разных возрастных групп для их познавательного и эмоционального развития объясняет повышенное внимание к их исследованию. На фоне изменений, происходящих в институте семьи (ее структуре, распределении ролей между родителями, снижении родительской компетентности и вовлеченности в воспитательный процесс и т. д.), и с учетом значения детства для всего дальнейшего развития человека, мы можем с уверенностью утверждать, что роль педагогов только возрастает, расширяются их функционал и участие в когнитивном, эмоциональном, личностном развитии детей, в поддержании их психологического благополучия (Волкова и др., 2023). Согласно имеющимся данным, значимыми для развития ребенка являются не только интеллектуально-педагогические, коммуникативные, информационные и регулятивные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, но и его индивидуально-личностные особенности (Мазилов, Костригин, 2022). Психологическое благополучие воспитателей, как правило, свидетельствует об их профессиональной идентичности, что позволяет им формировать благоприятную для воспитанников образовательную среду, основанную на демократическом стиле воспитания и учитывающую индивидуальные особенности детей (Волкова и др., 2023). Стремительная цифровая трансформация современного общества затрагивает все сферы жизни человека, включая психическое развитие, обучение, социализацию современных детей и подростков. Изучение различных аспектов «цифровизации детства» стало одним из исследовательских трендов XXI в.: от дискуссий о «цифровом поколении» и влиянии цифровизации на психические функции до конкретных методологических разработок цифровых аналогов традиционных психодиагностических методик (Белова, 2022; Веракса и др., 2023; Солдатова, 2018; Сысоева, Ярошевская, 2022; Hassler Hallstedt, Ghaderi, 2018). Данный специальный выпуск журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика» посвящен актуальным проблемам исследования феноменологии детства в различных современных контекстах. Статьи, включенные в первую рубрику выпуска «Роль ведущей деятельности в развитии ребенка: теоретические и эмпирические исследования игры дошкольников», показывают преемственность исследовательских традиций отечественной психологии детства с учетом современных реалий социальной ситуации развития дошкольников. Николай Евгеньевич Веракса (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия), Александр Николаевич Веракса (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия) и Валерия Андреевна Плотникова (Психологический институт Российской академии образования, лаборатория психологии детства и цифровой социализации Москва, Россия) анализируют наиболее важные, принципиальные различия игровой и проектной деятельности в развитии дошкольников, которые необходимо учитывать при работе с детьми данного возраста для их гармоничного обучения и воспитания. В статье Веры Леонидовны Сухих (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия), Николая Николаевича Вересова (Университет Монаш, факультет образования, Мельбурн, Австралия) и Маргариты Николаевны Гавриловой (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия) представлены результаты экспериментального исследования игры дошкольников 3-4 лет с игрушечной семьей, которые указывают на необходимость участия взрослых в поддержке и развитии детской игры. В статье Екатерины Сергеевны Ощепковой (Психологический институт Российской академии образования, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Москва, Россия), Веры Леонидовны Сухих (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия) и Арины Николаевны Шатской (Психологический институт Российской академии образования, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Москва, Россия) рассмотрена проблема влияния разных типов игры на речевое развитие детей 5-6 лет и подтверждена гипотеза о том, что на развитие макроструктуры связной монологической речи наилучшим образом влияют сюжетно-ролевые игры, особенно игры режиссерского типа. В рубрику «Цифровизация детства: риски и возможности» вошли две статьи, раскрывающие разные аспекты исследования воздействия цифровой трансформации на развитие современных детей. Дарья Алексеевна Бухаленкова и Елена Алексеевна Чичинина (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия) на основе авторской типологии цифровых игр дошкольников рассматривают различия в показателях продуктивного воображения у детей 5-6 лет, предпочитающих разные типы игр на цифровых устройствах. Александр Михайлович Курганский, Марина Петровна Гурьянова и Петр Иванович Храмцов (Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия) представляют результаты опроса родителей, имеющих детей младшего школьного возраста и проживающих в Боровском районе Калужской области, направленного на выявление и систематизацию рисков для здоровья младших школьников в сфере использования цифровых устройств и социальных сетей. В статьях из рубрики «Развитие саморегуляции: возрастная специфика и ключевые факторы» рассматриваются условия и факторы, связанные с функционированием регуляторных процессов у детей разного возраста. Результаты исследования Веры Анатольевны Якуповой, Анны Дмитриевны Суарэз (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия) и Любви Анатольевны Шрайбман (Межрегиональная общественная организация содействия практической, информационной и психологической поддержке семьи в беременности, родах и послеродовой период «Ассоциация профессиональных доул») свидетельствуют о связи между уровнем развития регуляторных функций ребенка, осложнениями во время беременности и родов и способом родов (при этом более высокий уровень материнского образования может быть защитным фактором, потенциально компенсирующим влияние кесарева сечения). Исследование Ольги Викторовны Алмазовой и Ксении Олеговны Мостинец (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия), направленное на установление особенностей развития регуляторных функций старших дошкольников в зависимости от их сиблинговых позиций, выявило различия в структуре связей между компонентами регуляторных функций у единственных, старших и младших детей в семье, что открывает возможности адресной коррекционной и развивающей работы. В статье Татьяны Геннадьевны Фоминой, Ирины Николаевны Бондаренко и Варвары Ильиничны Моросановой (Психологический институт Российской академии образования, лаборатория психологии саморегуляции, Москва, Россия) представлено исследование выраженности особенностей осознанной саморегуляции и академической успеваемости в группах подростков с разными профилями школьной вовлеченности, в результате которого установлены возможные регуляторные ресурсы для оптимизации успеваемости в каждой из выделенных групп подростков. Рассмотрению других проблем социализации подростков посвящены статьи из рубрики «Социальное развитие в подростковом возрасте». Галина Альфредовна Виленская, Евгения Игоревна Лебедева и Анна Юрьевна Уланова (Институт психологии Российской академии наук, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Москва, Россия) в своей статье показывают важность социального познания и контроля поведения для реализации социально компетентного поведения у подростков и необходимость учета неоднородности вклада этих способностей в социальную компетентность подростков, оцененную сверстниками и педагогами. Альбина Александровна Нестерова и Леонид Маркович Левин (Государственный университет просвещения, кафедра социальной психологии, Мытищи, Россия) представляют исследование, направленное на определение особенностей характера взаимодействия с родителями и семейной социализации подростков мужского пола, осужденных за преступления разной степени тяжести по сравнению с подростками, никогда не привлекавшимися к ответственности за правонарушения. Заключительная рубрика выпуска «Профессиональные и личностные особенности педагогов и их роль в становлении личности» объединяет две статьи, рассматривающие вклад педагогов в развитие, обучение и воспитание детей на разных этапах возрастного развития. Тамара Олеговна Гордеева (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, Москва, Россия), Мария Владимировна Лункина, Елена Георгиевна Дирюгина (благотворительный фонд «Вклад в будущее», Москва, Россия) и Диана Владимировна Пшеничнюк (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия) представляют результаты изучения вклада трех психологических и педагогических показателей качества преподавания (актуальность содержания обучения, психологическая поддержка, инструментальная поддержка), оцененных учащимися 8-х классов, в их школьную вовлеченность, психологическое благополучие и академические достижения. В исследовании Натальи Александровны Рудновой, Елены Николаевны Волковой и Дмитрия Сергеевича Корниенко (Психологический институт Российской академии образования, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Москва, Россия) выявлено, что педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют более высокие показатели увлеченности работой, а также автономной и контролируемой профессиональной мотивации, чем группа сравнения, при этом подтверждена гипотеза о положительной связи автономной профессиональной мотивации и отрицательной связи контролируемой мотивации с увлеченностью работой педагогов. Проблематика специального выпуска «Феноменология детства в современных исследовательских контекстах» вызвала большой интерес у исследователей - потенциальных авторов журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика», в связи с этим редколлегия приняла решение продолжить публикацию статей, не вошедших в данный выпуск, в соответствующих тематических рубриках следующих выпусков журнала.
×

Об авторах

Александр Николаевич Веракса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Психологический институт Российской академии образования

Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; заместитель директора по научно-организационному развитию, Психологический институт, Российская академия образования

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Виктория Борисовна Куриленко

Российский университет дружбы народов

Email: kurilenko-vb@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3638-9954
SPIN-код: 1106-3582
Scopus Author ID: 56809505200
ResearcherId: A-6179-2017

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка № 5, институт русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5831-1547
SPIN-код: 7717-2834
Scopus Author ID: 35766733000
ResearcherId: Q-5276-2016

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 3. С. 293-311. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.306
  2. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Тарасова К.C. Лексические показатели развития речи у дошкольников с разным уровнем саморегуляции // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. № 8. С. 54-61. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-10035
  3. Белова Е.С. Психологические аспекты использования цифровых устройств для развития старших дошкольников, имеющих признаки одаренности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 4. C. 649-669. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-649-669
  4. Бухаленкова Д.А., Асланова М.С., Айрапетян З.В., Гаврилова М.Н. Связано ли понимание эмоций детьми с представлениями их воспитателей об эмоциональном развитии? // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 2. С. 53-66. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.2.4
  5. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 150-166.
  6. Веракса Н.Е., Асланова М.С., Тарасова К.С., Клименко В.А. Сопоставление традиционной и цифровой версий методики диагностики когнитивной гибкости у дошкольников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. C. 105-125. https:// doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-105-125
  7. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 21-31. https://doi.org/10.31857/S20000392-8-1
  8. Волкова Е.Н., Руднова Н.А., Калимуллин А.М. Субъективные репрезентации здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 2. С. 103-115. https://doi.org/10.17759/sps.2023140207
  9. Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений: в 6 томах / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
  10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 1-2.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 томах. М.: Педагогика, 1983.
  12. Мазилов В.А., Костригин А.А. Личность будущего педагога: обзор зарубежных исследований // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19. № 2. С. 89-105. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.7
  13. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
  14. Сысоева Т.А., Ярошевская С.В. Что дети делают онлайн? Анализ исследований цифровых практик современных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 155-173. https:// doi.org/10.11621/vsp.2022.02.07
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
  16. Blair C., Razza R.P. Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten // Child Development. 2007. Vol. 78. No 2. Pp. 647-663. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01019.x
  17. Bukhalenkova D., Veraksa A., Aslanova M., Williams P., Larsson J. Sociometric status and child development in preschool age // Child Development in Russia. Perspectives from an International Longitudinal Study. Early Childhood Research and Education: An Inter-theoretical Focus / ed. by A.N. Veraksa. Cham: Springer, 2022. Pp. 223-238.
  18. Colliver Y., Veraksa N. Vygotsky’s contributions to understandings of emotional development through early childhood play // Early Child Development and Care. 2021. Vol. 191. No 7-8. Pp. 1026-1040. https://doi.org/10.1080/03004430.2021.1887166
  19. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. Pp. 135-168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
  20. Fleer M. Scientific playworlds: a model of teaching science in play-based settings // Research in Science Education. 2019. Vol. 49. No 5. Pp. 1257-1278. https://doi.org/10.1007/s11165-017-9653-z
  21. Gavrilova M.N., Sukhikh V.L., Veresov N.N. Toy preferences among 3-to-4-year-old children: the impact of socio-demographic factors and developmental characterristics // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Vol. 16. No 2. Pp. 72-84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206
  22. Hassler Hallstedt M., Ghaderi A. Tablets instead of paper-based tests for young children? Comparability between paper and tablet versions of the mathematical Heidelberger Rechen Test 1-4 // Educational Assessment. 2018. Vol. 23. No 3. Pp. 195-210. https://doi.org/10.1080/10627197.2018.1488587
  23. Heckman J.J. The case for investing in disadvantaged young children // CESifo DICE Report. 2008. Vol. 6. No 2. Pp. 3-8.
  24. Kelly R., Dissanayake C., Ihsen E., Hammond S. The relationship between symbolic play and executive function in young children // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. No. 2. Pp. 21-27.
  25. Kiselev S.U. Deficit in executive abilities as a risk factor for emerging weakness in grammar understanding in Russian-speaking children // European Psychiatry. 2016. Vol. 33. Pp. 131-142. https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2016.01.194
  26. Lehto J., Juujarvi P., Kooistra L., Pulkkinen L. Dimensions of executive functioning: evidence from children // The British Journal of Developmental Psychology. 2003. Vol. 21. Pp. 59-80.
  27. Mathieson K., Banerjee R. Peer play, emotion understanding, and socio-moral explanation: the role of gender // British Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. No 2. Pp. 188-196.
  28. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: a latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. Pp. 49-100.
  29. Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Caspi A., Hancox R.J., Harrington H.L., Houts R., Poulton R., Roberts B.W., Ross S., Sears M.R., Thomson W.M. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety // Proceedings of the national Academy of Sciences. 2011. Vol. 108. No 7. Pp. 2693-2698. https://doi.org/10.1073/pnas.1010076108
  30. Nicolopoulou A., Cortina K.S., Ilgaz H., Cates C.B., de Sá A.B. Using a narrativeand play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 31. Pp. 147-162.
  31. Quinn S., Donnelly S., Kidd E. The relationship between symbolic play and language acquisition: a meta-analytic review // Developmental Review. 2018. Vol. 49. Pp. 121-135. https://doi.org/10.1016/j.dr.2018.05.005
  32. Trawick-Smith J., Swaminathan S., Liu X. The relationship of teacher-child play interactions to mathematics learning in preschool // Early Child Development and Care. 2016. Vol. 186. No 5. Pp. 716-733. https://doi.org/ 10.1080/03004430.2015.1054818
  33. Veraksa A., Bukhalenkova D., Kartushina N., Oshchepkova E. Language development and executive functions in Russian 5-7-year-old children: a longitudinal study // Child Development in Russia. Perspectives from an International Longitudinal Study. Early Childhood Research and Education: An Inter-theoretical Focus / ed. by A.N. Veraksa. Cham: Springer, 2022. Pp. 37-65.
  34. Veraksa A., Sukhikh V., Veresov N., Almazova O. Which play is better? Different play types and development of executive functions in early childhood // International Journal of Early Years Education. 2022. Vol. 30. No 3. Pp. 560-576. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2091979
  35. Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Kovyazina M.S. Language proficiency in preschool children with different levels of executive function // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No 4. Pp.115-129. https://doi.org/10.11621/PIR.2018.0408
  36. Visu-Petra L., Cheie L., Benga O., Miclea M. The structure of executive functions in preschoolers: an investigation using the NEPSY battery // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 33. Pp. 627-631.
  37. Wallace C.E., Russ S.W. Pretend play, divergent thinking, and math achievement in girls: a longitudinal study // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2015. Vol. 9. No 3. Pp. 296-305. https://doi.org/10.1037/a0039006
  38. Welsch J.A., Nix R.L., Blair C., Bierman K.L., Nelson, K.E. The development of cognitive skills and gains in academic school readiness for children from low-income families // Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 102. Pp. 43-53.
  39. Willoughby M.T., Kupersmidt J.B., Voegler-Lee M. E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2012. Vol. 18. No 1. Pp. 79-91. https://doi.org/10.1080/09297049.2011.578572
  40. Yeniad N., Malda M., Mesman J., Van IJzendoorn M.H., Pieper S. Shifting ability predicts math and reading performance in children: A meta-analytical study // Learning and Individual Differences. 2013. Vol. 23. Pp. 1-9. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2012.10.004

© Веракса А.Н., Куриленко В.Б., Новикова И.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах