Личностные черты и академическая мотивация как предикторы отношения студентов к цифровым образовательным технологиям

Обложка

Полный текст

Аннотация

В современную эпоху цифровизации разработка и внедрение цифровых образовательных технологий (ЦОТ) находятся в центре многочисленных дискуссий педагогов, психологов, социологов, медиков и т. д. Более того, пандемия COVID-19 мгновенно сделала ЦОТ неотъемлемой частью современной общественной жизни во всем мире. Однако как до, так и во время пандемии COVID-19 относительно мало внимания уделялось изучению мотивационных и личностных характеристик студентов вузов, связанных с их отношением к ЦОТ и эффективностью использования ЦОТ в обучении. В настоящем исследовании приняли участие 173 студента (61 % - девушки) российских вузов разных направлений обучения (естественные науки, медицина, психология) в возрасте от 17 до 26 лет. Отношение студентов к ЦОТ диагностировалось с помощью авторской методики «Опросник отношения студентов вузов к ЦОТ». Учебная мотивация студентов измерялась с помощью шкал академической мотивации Т.О. Гордеевой и др. Для диагностики черт личности применялся NEO Five-Factor Inventory в русскоязычной адаптации М.В. Бирюкова и С.Д. Бодунова. Для статистического анализа использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна - Уитни и множественный регрессионный анализ. Результаты исследования показали, что шкалы учебной мотивации являются более значимыми предикторами отношения к ЦОТ по сравнению с личностными чертами студентов. Однако существуют особенности соотношения мотивационных и личностных предикторов ЦОТ у студентов разных направлений обучения, особенно у студентов-психологов. Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что учет таких психологических факторов, как учебная мотивация и личностные черты студентов, может способствовать оптимальному внедрению ЦОТ в современный образовательный процесс.

Об авторах

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5831-1547

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Полина Александровна Бычкова

Российский университет дружбы народов

Email: bychkova.polina.97@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6526-7262

магистр психологии, аспирант, кафедра психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Алексей Львович Новиков

Российский университет дружбы народов

Email: Novikov-al@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3482-5070

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и русского языкознания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Дмитрий Александрович Шляхта

Российский университет дружбы народов

Email: shlyakhta-da@rudn.ru
SPIN-код: 6172-5460
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологи и педагогики Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты России об обучении в период пандемии Covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. C. 211–224. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224
  2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86–100. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
  3. Анурова Н.И. Цифровые технологии в образовании // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 29–32.
  4. Баева Л.В., Храпов С.А., Ажмухамедов И.М., Григорьев А.В., Кузнецова В.Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28–44. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10043
  5. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 34. С. 12. https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.630
  6. Белинская Е.П., Федорова Н.В. Личностные факторы оценки эффективности дистанционного образования // Образование личности. 2020. № 1–2. С. 44–53.
  7. Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Бодров. М.: ИП РАН, 1997. Т. 2. С. 23–51.
  8. Бычкова П.А. Психологические особенности студентов и их отношение к цифровым образовательным технологиям: ВКР магистра. М.: РУДН, 2020. 105 с.
  9. Горбунова Т.Н., Леонтьев А.Н. Исследование процессов перехода к u-learning в сфере образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 75–78. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0017
  10. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107.
  11. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 9. https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.492
  12. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611–621. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621
  13. Нестик Т.А., Патраков Э.В., Самекин А.С. Психология отношения человека к новым технологиям: состояние и перспективы исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 2041–2050.
  14. Новикова И.А., Бычкова П.А., Новиков А.Л. Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии COVID-19 // Ценности и смыслы. 2021. № 2. С. 23–44. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-2-23-44
  15. Попова О.И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления. 2019. № 3 (39). С. 245–250. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-3-245-250
  16. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Технофилы и технофобы // Дети в информационном обществе. 2016. № 25. С. 20–29.
  17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47–56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0305
  18. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84–88. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88
  19. Хангельдиева И.Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 48–60. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-3-48-60
  20. Юзефович Т.С. Соотношение активности использования цифровых технологий с учебной мотивацией и академической успешностью у студентов разных направлений обучения: ВКР магистра. М.: РУДН, 2018. 114 с.
  21. Ahern A., López-Medina B. Developing pre-service teachers’ digital communication and competences through service learning for bilingual literacy // Training, Language and Culture. 2021. Vol. 5. No 1. Pp. 57–67. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-1-57-67
  22. Andrew M., Taylorson J., Langille D.J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. Pp. 309–344. https://doi.org/10.28945/4111
  23. Bakhov I., Opolska N., Bogus M., Anishchenko V., Biryukova Y. Emergency distance education in the conditions of COVID-19 pandemic: experience of Ukrainian universities // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No 7. P. 364. https://doi.org/10.3390/educsci11070364
  24. Berzonsky M.D. Identity style and coping strategies // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. No 4. Pp. 771–788. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1992.tb00273.x
  25. Berzonsky M.D. Identity style: conceptualization and measurement // Journal of Adolescent Research. 1989. Vol. 4. No 3. Pp. 268–282. https://doi.org/10.1177/074355488943002
  26. Berzonsky M.D., Kuk L.S. Identity status, identity processing style, and the transition to university // Journal of Adolescent Research. 2000. Vol. 15. No 1. Pp. 81–98. https://doi.org/10.1177/0743558400151005
  27. Bhagat K.K., Wu L.Y., Chang C.-Y. The impact of personality on students’ perceptions towards online learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35. No 4. Pp. 98–108. https://doi.org/10.14742/ajet.4162
  28. Bodunov M.V., Biryukov S.D. Big 5: Five-Factor Inventory. Adapted and reproduced by special permission of the Publisher, Psychological Assessment Resources from the NEO Five Factor Inventory by P. Costa, R. McCrae. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 1989.
  29. Chaturvedi K., Vishwakarma D.K., Singh N. COVID-19 and its impact on education, social life and mental health of students: a survey // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 121. Article 105866. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105866
  30. Corell-Almuzara A., López-Belmonte J., Marín-Marín J.-A., Moreno-Guerrero A.-J. COVID-19 in the field of education: state of the art // Sustainability. 2021. Vol. 13. No 10. P. 5452. https://doi.org/10.3390/su13105452
  31. Costa P.T., McCrae R.R. Revised NEO Five Factor Inventory (NEO-PI-R) and the NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). Professional Manual. Odessa: Psychological Assessment Resources, 1992.
  32. De Martino M., Gushchina Y.S., Boyko Z.V., Magnanini A., Sandor I., Guerrero Perez B.A., Isidori E. Self-organisation in lifelong learning: theory, practice and implementation experience involving social networks and a remote format // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. No 3. Pp. 373–389. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-373-389
  33. Dixson M.D. Creating effective student engagement in online courses: what do students find engaging? // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2010. Vol. 10. No 2. Pp. 1–13.
  34. Drozdikova-Zaripova A.R., Valeeva R.A., Latypov N.R. The impact of isolation measures during COVID-19 pandemic on Russian students’ motivation for learning // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No 11. P. 722. https://doi.org/10.3390/educsci11110722
  35. Duncan D.G., Barczyk C.C. Facebook’s* effect on learning in higher education: an empirical investigation // Information Systems Education Journal. 2016. Vol. 14. No 3. Pp. 14–28.
  36. Ellefsen L. An investigation into perceptions of Facebook-use* in higher education // International Journal of Higher Education. 2016. Vol. 5. No 1. Pp. 160–172. https://doi.org/10.5430/ijhe.v5n1p160
  37. Epskamp S., Costantini G., Haslbeck J., Isvoranu A., Cramer A.O.J., Waldorp L.J., Schmittmann V.D., Borsboom D. qgraph: Graph Plotting Methods, Psychometric Data Visualization and Graphical Model Estimation (R Package). 2012. URL: https://CRAN.R-project.org/package=qgraph
  38. Gonçalves S.P., Sousa M.J., Pereira F.S. Distance learning perceptions from higher education students – the case of Portugal // Education Sciences. 2020. Vol. 10. No 12. P. 374. https://doi.org/10.3390/educsci10120374
  39. Gray J.A., DiLoreto M. The effects of student engagement, student satisfaction, and perceived learning in online learning environments // International Journal of Educational Leadership Preparation. 2016. Vol. 11. No 1.
  40. Guillén-Gámez F.D., Romero Martínez S.J., Ordóñez Camacho X.G. Diagnosis of the attitudes towards ICT of education students according to gender and educational modality // Apertura. 2020. Vol. 12. No 1. https://doi.org/10.32870/ap.v12n1.1786
  41. Jamovi (Version 2.2) (Computer Software). The Jamovi Project, 2021. URL: https://www.jamovi.org
  42. Kerpelman J.L., Pittman J.F., Adler-Baeder F. Identity as a moderator of intervention-related change: identity style and adolescents' responses to relationships education // Identity: An International Journal of Theory and Research 2008. Vol. 8. No 2. Pp. 151–171. https://doi.org/10.1080/15283480801940073
  43. Krouglov A. Emergency remote teaching and learning in simultaneous interpreting: capturing experiences of teachers and students // Training, Language and Culture. 2021. Vol. 5. No 3. Pp. 41–56. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-3-41-56
  44. Li D. The shift to online classes during the Covid-19 pandemic: benefits, challenges, and required improvements from the students’ perspective // Electronic Journal of E-Learning. 2022. Vol. 20. No 1. Pp. 1–18. https://doi.org/10.34190/ejel.20.1.2106
  45. Martha A.S.D., Junus K., Santoso H.B., Suhartanto H. Assessing undergraduate students’ e-Learning competencies: a case study of higher education context in Indonesia // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No 4. P. 189. https://doi.org/10.3390/educsci11040189
  46. Novikova I., Bychkova P. Attitudes towards digital educational technologies, academic motivation and academic achievements among Russian university students // Digital Transformation and Global Society. DTGS 2021. Communications in Computer and Information Science / ed. by D.A. Alexandrov, A.V. Boukhanovsky, A.V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova, I. Musabirov, S. Pashakhin. Cham: Springer, 2022. Vol. 1503. Pp. 280–293. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93715-7_20
  47. Novikova I., Bychkova P., Zamaldinova G. Personality traits and attitude towards digital educational technologies in Russian university students // Proceedings of the 15th International Technology, Education and Development Conference (INTED2021). Valencia: IATED, 2021. Pp. 9999–10005. https://doi.org/10.21125/inted.2021.2087
  48. Novikova I.A., Bychkova P.A., Novikov A.L. Attitudes towards digital educational technologies among Russian university students before and during the COVID-19 pandemic // Sustainability. 2022. Vol 14. No 10. P. 6203. https://doi.org/10.3390/Su14106203
  49. Ozdamli F. Attitudes and opinions of special education candidate teachers regarding digital technology // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2017. Vol. 9. No 4. Pp. 191–200. https://doi.org/10.18844/wjet.v9i4.2581
  50. Peruta A., Shields A.B. Social media in higher education: understanding how colleges and universities use Facebook* // Journal of Marketing for Higher Education. 2017. Vol. 27. No 1. Pp. 131–143. https://doi.org/10.1080/08841241.2016.1212451
  51. Peytcheva-Forsyth R., Yovkova B., Aleksieva L. Factors affecting students’ attitudes towards online learning – the case of Sofia University // AIP Conference Proceedings. 2018. Vol. 2048. No 1. Article e020025. https://doi.org/10.1063/1.5082043
  52. R: A Language and Environment for Statistical Computing. (Version 4.1.1) (Computer Software). R Core Team, 2021. URL: https://cran.r-project.org
  53. Radu M.-C., Schnakovszky C., Herghelegiu E., Ciubotariu V.-A., Cristea I. The impact of the COVID-19 pandemic on the quality of educational process: a student survey // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 21. P. 7770. https://doi.org/10.3390/ijerph17217770
  54. Revelle W. psych: Procedures for psychological, psychometric, and personality research (R package). 2019. URL: https://cran.r-project.org/package=psych
  55. Rizun M., Strzelecki A. Students’ acceptance of the COVID-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 18. P. 6468. https://doi.org/10.3390/ijerph17186468
  56. Romero Martínez S.J., Ordóñez-Camacho X.G., Guillen-Gamez F.D., Bravo Agapito J. Attitudes towards technology among distance education students: validation of an explanatory model // Online Learning. 2020. Vol. 24. No 2. Pp. 59–75. https://doi.org/10.24059/olj.v24i2.2028
  57. Simonson M., Zvacek S.M., Smaldino S. Teaching and learning at a distance: foundations of distance education. 7th ed. Charlotte: IAP, 2019. 366 p.
  58. Tugrul T.O. Perceived learning effectiveness of a course Facebook* page: teacher-led versus student-led approach // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2017. Vol. 9. No 1. Pp. 35–39. https://doi.org/10.18844/wjet.v9i1.1029
  59. Unger S., Meiran W.R. Student attitudes towards online education during the COVID-19 viral outbreak of 2020: distance learning in a time of social distance // International Journal of Technology in Education and Science. 2020. Vol. 4. No 4. Pp. 256–266. https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.107
  60. Vladova G., Ullrich A., Bender B., Gronau N. Students’ acceptance of technology-mediated teaching – how it was influenced during the COVID-19 pandemic in 2020: a study from Germany // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 636086. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.636086
  61. Yasmin M. Online chemical engineering education during COVID-19 pandemic: lessons learned from Pakistan // Education for Chemical Engineers. 2022. Vol. 39. Pp. 19–30. https://doi.org/10.1016/j.ece.2022.02.002

© Новикова И.А., Бычкова П.А., Новиков А.Л., Шляхта Д.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах