Переосмысление и повышение резильентности как стратегии выживания для традиционных предприятий в новой цифровой и кризисной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Кризис COVID-19, резко увеличивший долю удаленной работы и электронной коммерции в новой цифровой реальности, во многом принес выгоду доминирующим транснациональным высокотехнологичным компаниям (Google, Apple, Amazon и др.) и другим цифровым платформам и сервисам. В сложившихся условиях обычные малые и средние предприятия и традиционный бизнес вынуждены искать новые адаптивные стратегии. Некоторые исследователи утверждают, что всему традиционному бизнесу необходимо повышать предпринимательскую и организационную резильентность. И именно в этом направлении, в частности, психологическая наука может быть очень полезна для анализа новых форм экономической конкуренции. Основываясь на этом, авторы статьи защищают идею о том, что малые, средние и традиционные предприятия смогут не только существовать, но и по-новому заявить о себе на фоне «цифровых» конкурентов. В этой новой взаимосвязанной, турбулентной и неопределенной среде такое самоутверждение требует как стратегической и организационной реконфигурации, так и, прежде всего, специально организованных в соответствии с логикой принятия решений предпринимательских действий, направленных на повышение резильентности и, более того, антихрупкости.

Об авторах

Тьерри Леви-Таджин

Университет Париж 8

Email: thierry.levy02@univ-paris8.fr
ORCID iD: 0000-0003-4172-0015

доктор экономики и администрирования, доцент, руководитель исследований, Исследовательский центр LED (Laboratoire d’Economie Dyonisian)

Французская Республика, 93526, Сен-Дени Седекс, Сен-Либерте 2

Софи Агулон

Университет Париж 8

Email: sophie.agulhon@univ-paris8.fr
ORCID iD: 0000-0002-2493-5076

доктор администрирования, доцент, Исследовательский центр LED (Laboratoire d’Economie Dyonisian)

Французская Республика, 93526, Сен-Дени Седекс, Сен-Либерте 2

Мухуб Хани

Университет Париж 8

Email: mouhoub.hani@univ-paris8.fr
ORCID iD: 0000-0001-8850-2467

доктор администрирования, доцент, Исследовательский центр LED (Laboratoire d’Economie Dyonisian)

Французская Республика, 93526, Сен-Дени Седекс, Сен-Либерте 2

Майя Вельмурадова

Университет Экс-Марсель

Автор, ответственный за переписку.
Email: mayavelmuradova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7816-5532

доктор информационных и коммуникационных наук, преподаватель коммуникационных исследований, экономики и управления, Технологический институт Inhni South East; исследователь в области коммуникационных исследований, адъюнкт Исследовательского центра IMSIC (Institute Mediterranean des Sciences de l'Information et de la Communication)

Французская Республика, 13001, Марсель, Canebière 83

Сибель Токатлиоглу

Университет Кыркларели

Email: sibel.tokatlioglu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3265-790X

доктор администрирования, доцент, Исследовательский центр женских исследований

Турецкая Республика, 39100, Кыркларели, Центральный кампус Каяли

Темна Сатури

Университет Париж 8

Email: satouri.temna@hotmail.fr
докторант, Исследовательский центр LED (Laboratoire d’Economie Dyonisian) Французская Республика, 93526, Сен-Дени Седекс, Сен-Либерте 2

Список литературы

  1. Abi-Hashem, N. (2020). Resiliency and culture: An interdisciplinary approach. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(4), 586-603. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-586-603
  2. Afuah, A. (2003). Redefining firm boundaries in the face of the internet: Are firms really shrinking? The Academy of Management Review, 28(1), 34-53. https://doi.org/10.2307/30040688
  3. Bégin, L., & Chabaud, D. (2010). La résilience des organisations. Revue Française de Gestion, 36(200), 127-142. https://doi.org/10.3166/rfg.200.127-142
  4. Bensebaa, F. (2021). La dynamique concurrentielle: acteurs singuliers, stratégies plurielles. EMS Editions. https://doi.org/10.3917/ems.bense.2021.01
  5. Bullough, A., & Renko, M. (2013). Entrepreneurial resilience during challenging times. Business Horizons, 56(3), 343-350. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2013.01.001
  6. Bullough, A., Renko, M., & Myatt, T. (2014) Danger zone entrepreneurs: The importance of resilience and self-efficacy for entrepreneurial intentions. Entrepreneurship Theory and Practice, 38(3), 473-499. https://doi.org/10.1111/etap.12006
  7. Carmeli, A., & Markman, G.D. (2011). Capture, governance, and resilience: Strategy implications from the history of Rome. Strategic Management Journal, 32(3), 322-341. https://doi.org/10.1002/smj.880
  8. Cenamor, J., Parida, V., & Wincent, J. (2019). How entrepreneurial SMEs compete through digital platforms: The roles of digital platform capability, network capability and ambidexterity. Journal of Business Research, 100, 196-206. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.03.035
  9. Cyrulnik, B. (2012). Pourquoi la résilience? In B. Cyrulnik & G. Jorland (Dirs.), Résilience: Connaissances de base (pp. 7-17). Paris: Odile Jacob. https://doi.org/10.3917/oj.cyrul.2012.01.0007
  10. Dagnino, G.B. (2007). Preface: Coopetition strategy - toward a new kind of inter-firm dynamics? International Studies of Management & Organization, 37(2), 3-10. https://doi.org/10.2753/IMO0020-8825370200
  11. Eisenmann, T., Parker, G., & Van Alstyne, M. (2011). Platform envelopment. Strategic Management Journal, 32(12), 1270-1285. https://doi.org/10.1002/smj.935
  12. Frimousse, S., & Gaillard, H. (2021). Monde chaotique: Au-delà de la résilience, vers l’antifragilité. Recherches en Sciences de Gestion, 142(1), 271-307. https://doi.org/10.3917/resg.142.0271
  13. Galula, D. (2006). Counterinsurgency warfare: Theory and practice. Westport: Praeger Security International.
  14. Gibson, J.J. (2014). The ecological approach to visual perception. New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9781315740218
  15. Gnyawali, D.R., & Madhavan, R. (2001). Cooperative networks and competitive dynamics: A Structural Embeddedness Perspective. The Academy of Management Review, 26(3), 431-445. https://doi.org/10.2307/259186
  16. Gnyawali, D.R., & Park, B.J. (2009). Co-opetition and technological innovation in small and medium-sized enterprises: A multilevel conceptual model. Journal of Small Business Management, 47(3), 308-330. https://doi.org/10.1111/j.1540-627X.2009.00273.x
  17. Gomes-Casseres, B. (1994). Group versus group: How alliance networks compete. Harvard Business Review, 72(4), 62-76.
  18. Habermas, J. (1987). Théorie de l’agir communicationnel. Paris: Fayard.
  19. Hani, M. (2015). La coopétition réticulaire globale: Nouvelle structure d'interaction dynamique entre concurrents en vue de l'innovation. Thèse de doctorat en Sciences de Gestion. Paris Est University.
  20. Hani, M., & Dagnino, G.B. (2021). Global network coopetition, firm innovation and value creation. Journal of Business & Industrial Marketing, 36(11), 1962-1974. https://doi.org/10.1108/JBIM-05-2019-0268
  21. Hillmann, J., & Guenther, E. (2021). Organizational resilience: A valuable construct for management research? International Journal of Management Reviews, 23(1), 7-44. https://doi.org/10.1111/ijmr.12239
  22. Hollnagel, E. (2013). A tale of two safeties. Nuclear Safety and Simulation, 4(1), 1-9.
  23. Hollnagel, E. (2014). Resilience engineering and the built environment. Building Research & Information, 42(2), 221-228. https://doi.org/10.1080/09613218.2014.862607
  24. Hutchins, E. (1991). The social organization of distributed cognition. In L.B. Resnick, J.M. Levine & S.D. Teasley (Eds.), Perspectives on socially shared cognition (pp. 283-307). Washington: American Psychological Association. https://doi/10.1037/10096-012
  25. Hutchins, E. (1996). Cognition in the wild. Cambridge: MIT Press. https://doi.org/10.7551/mitpress/1881.001.0001
  26. Julien, P.-A. (2005). Entrepreneuriat régional et économie de la connaissance: Une métaphore des romans policiers. Québec: Presses de l’Université du Québec. https://doi.org/10.2307/j.ctv18phcb3
  27. Le Moigne, J.L. (1977). La théorie du système général. Théorie de la modélisation. Paris: Les Presses Universitaires de France.
  28. Le Roy, F. (2006). Chapitre 4. Clausewitz, la stratégie militaire américaine et filemanagement stratégique. In C. Fourcade, G. Paché & R. Pérez (Dirs.), La stratégie dans tous ses états: Mélanges en l'honneur du professeur Michel Marchesnay (pp. 89-101). Colombelles: Éditions EMS.
  29. Lengnick-Hall, C.A., Beck, T.E., & Lengnick-Hall, M.L. (2011). Developing a capacity for organizational resilience through strategic human resource management. Human Resource Management Review, 21(3), 243-255. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2010.07.001
  30. Levet, J.L. (2008). Les pratiques de l'intelligence economique. Dix cas d'entreprises. 2nd ed. Paris: Economica.
  31. Lévy-Tadjine, T., & Dzaka-Kikouta, T. (2016). Faut-il changer de modèle(s) et de cadres d’analyse pour appréhender l’entrepreneuriat en Afrique? Revue Internationale des Sciences de l'Organisation, 2(2), 15-39. https://doi.org/10.3917/riso.002.0015
  32. Mattelart, A., & Mattelart, M. (2004). Histoire des théoriques de la communication. 3rd ed. Paris: La Découverte.
  33. McMullen, J.S., & Shepherd, D.A. (2006). Entrepreneurial action and the role of uncertainty in the theory of the entrepreneur. Academy of Management Review, 31(1), 132-152. https://doi.org/10.5465/amr.2006.19379628
  34. Mitsakis, F.V. (2020). Human resource development (HRD) resilience: A new ‘success element’ of organizational resilience? Human Resource Development International, 23(3), 321-328. https://doi.org/10.1080/13678868.2019.1669385
  35. Morin, E. (2015). Introduction à la pensée complexe. Paris: Le Seuil.
  36. Nalebuff, B.J., & Brandenburger, A.M. (1996). Co-opetition. London: Harper Collins Business.
  37. Nambisan, S. (2017). Digital entrepreneurship: Toward a digital technology perspective of entrepreneurship. Entrepreneurship Theory and Practice, 41(6), 1029-1055. https://doi.org/10.1111/etap.12254
  38. Nambisan, S., Wright, M., & Feldman, M. (2019). The digital transformation of innovation and entrepreneurship: Progress, challenges and key themes. Research Policy, 48(8), 103773. https://doi.org/10.1016/j.respol.2019.03.018
  39. Paturel, R., & Levet, J.L. (1999). Intelligence économique et stratégie des entreprises: Pour un management de l’intelligence économique. Revue d’Intelligence Économique, (5), 50-67.
  40. Peng, T.J.A., & Bourne, M. (2009). The coexistence of competition and cooperation between networks: Implications from two Taiwanese healthcare networks. British Journal of Management, 20(3), 377-400. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2008.00565.x
  41. Piaget, J. (1967). The child’s conception of the world (J. Tomlinson & A. Tomlinson, Trans.). London: Routledge & Kegan Paul.
  42. Piaget, J. (1970). Psychologie et épistémologie. Paris: Denoël-Gonthier.
  43. Reason, J. (1990). Human error. Cambridge: Cambridge University Press.
  44. Roubelat, F., & Marchais-Roubelat, A. (2021). Incorporating stakeholders in motion in scenario design. Insights from defense extreme scenarios. XXXème Conférence de l’AIMS, Online, 1-4 juin 2021. halshs-03259632.
  45. Rouzeau, E. (2015). Essai sur l’application de l’intelligence économique au fonctionnement des organisations: Une réponse par les lois de Greene. Thèse de doctorat en Sciences de Gestion. Brest: Université de Bretagne Occidentale.
  46. Sarasvathy, S.D., & Venkataraman, S. (2011). Entrepreneurship as method: Open questions for an entrepreneurial future. Entrepreneurship Theory and Practice, 35(1), 113-135. https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00425.x
  47. Schmitt, C. (2015). L’agir entrepreneurial: Repenser l’action des entrepreneurs. Québec: Presses de l’Université du Québec. https://doi.org/10.2307/j.ctv18phb2g
  48. Schmitt, C. (2020). Nouvelles perspectives en entrepreneuriat: Du modèle du télégraphe au modèle de l'orchestre. Vuibert.
  49. Schmitt, C., & Husson, J. (2017). Entrepreneurial situations, definition and interests for entrepreneurial research. International Journal of Entrepreneurship and Small Business, 30(1), 22-37. https://doi.org/10.1504/ijesb.2017.081037
  50. Silberzahn, P. (2014). L’innovation ou la tragédie du modèle d'affaires. L’Expansion Management Review, 155(4), 10-22. https://doi.org/10.3917/emr.155.0010
  51. Suchman, L.A. (1987). Plans and situated actions: The problem of human-machine communications. Cambridge: Cambridge University Press.
  52. SundstrÖm, G., & Hollnagel, E. (Eds.). (2011). Governance and control of financial systems: A resilience engineering perspective. London: CRC Press. https://doi.org/10.1201/9781315585444
  53. Taleb, N.N. (2013). Antifragile: Things that gain from disorder. New York: Random House Publishing Group.
  54. Tasselli, S. (2019). Love and organization studies: Moving beyond the perspective of avoidance. Organization Studies, 40(7), 1073-1088. https://doi.org/10.1177/0170840617747924
  55. VandenBos, G.R. (Ed). (2015). APA Dictionary of Psychology. 2nd ed. Washington: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/14646-000
  56. Velmuradova, M., Levy-Tadjine, T., & Tokatlioglu, S. (2022). Alter-entrepreneuriat, communication organisante, communication instituante. Quel(s) agir(s) communicationnel(s) pour un modèle économique durable? 89e Congrès ACFAS, Colloque N°405 ALTER-ORGANISATION : L’alter, Providence Ou Contrainte Post-Covid-19, online, 9 mai. ACFAS. hal-03669025.
  57. Weick, K.E. (1979). The social psychology of organizing. 2nd ed. New York: McGraw-Hill.
  58. Yates, T.M., Tyrell, F.A., & Masten, A.S. (2015). Resilience theory and the practice of positive psychology from individuals to societies. In S. Joseph (Ed.), Positive Psychology in Practice: Promoting Human Flourishing in Work, Health, Education, and Everyday Life (pp. 773-788). Hoboken: Wiley. https://doi.org/10.1002/9781118996874.ch44
  59. Yilmaz Borekci, D., Rofcanin, Y., & Gürbüz, H. (2015). Organisational resilience and relational dynamics in triadic networks: A multiple case analysis. International Journal of Production Research, 53(22), 6839-6867. https://doi.org/10.1080/00207543.2014.903346
  60. Zaheer, A., Gözübüyük, R., & Milanov, H. (2010). It’s the connections: The network perspective in interorganizational research. Academy of Management Perspectives, 24(1), 62-77. https://doi.org/10.5465/amp.24.1.62

© Леви-Таджин Т., Агулон С., Хани М., Вельмурадова М., Токатлиоглу С., Сатури Т., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах