Современные словацкие студенты об общении в мультикультурной виртуальной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире возрастает значимость развития у детей и молодежи умений межкультурного общения. Важную роль в этом процессе играет расширение, повышение открытости и доступности интернет-пространства, где встречаются разные люди с разными взглядами, интересами и желаниями. Сегодняшних молодых людей справедливо называют «цифровыми аборигенами», легко ориентирующимися в мультикультурной онлайн-среде, активно использующими современные технологии, которые уже стали неотъемлемой частью их повседневной жизни. Целями исследования стали анализ контекста мультикультурной онлайн-среды с точки зрения студентов словацких университетов, выявление и оценка наиболее актуальных тем возникающих в интернете дискуссий, которые связаны с культурными различиями. В качестве основного метода исследования выбрано структурированное интервью. Результаты интервью отразили мнения словацких студентов относительно шести наиболее распространенных тем, связанных с представлением различных культур в интернете: 1) беспокойство о собственной безопасности из-за «отличий от других»; 2) дезинформация в интернете относительно «отличия других»; 3) когнитивные предрассудки; 4) религиозные предрассудки; 5) преувеличение; 6) воздействие на эмоции аудитории. Утверждается, что современные молодые люди должны развивать не только способность ориентироваться в виртуальной реальности, но и предпринимать ежедневные индивидуальные усилия по преодолению личных границ и развитию так называемой межкультурной медиаграмотности, которая понимается как способность приобретать, помимо цифровых компетенций, навыки межкультурного взаимопонимания и применять их на практике в процессе общения в интернет-среде.

Об авторах

Хедвига Ткачова

Католический университет в Ружомбероке

Автор, ответственный за переписку.
Email: hedwiga.tkacova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3062-2284

доктор филологических наук, доктор богословия, доцент факультета искусств и литературы

Словацкая Республика, 034 01, Ружомберок, Грабовское шоссе, д. 1

Роман Кралик

Российский университет дружбы народов

Email: roman.kralik73@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1929-1894

профессор, доктор богословия, Медицинский институт

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Boroš, J. (2001). Basics of social psychology. Bratislava: Iris. (In Slovak.)
  2. Charvát, J. (2007). Contemporary political extremism and radicalism. Prague: Portál. (In Czech.)
  3. Cortoni, I. (2017). Digital competence and family mediation in the perception of online risk to adolescents: Analysis of the Montenegro case study. International Journal of Media and Information Literacy, 2(2), 68-78. https://doi.org/10.13187/ijmil.2017.2.68
  4. Cross, T.L., Bazron, B.J., Dennis, K.W., & Isaacs, M.R. (1989). Towards a culturally competent system of care: A monograph on effective services for minority children who are severely emotionally disturbed. Washington, DC: CASSP Technical Assistance Center, Georgetown University Child Development Center.
  5. Derman-Sparks, L., & Phillips, C.B. (1997). Teaching/learning anti-racism: A developmental approach. New York: Teachers College Press, Columbia University.
  6. Douglas, K. (2021). COVID-19 conspiracy theories. Group Processes & Intergroup Relations, 24(2), 270-275. https://doi.org/10.1177/1368430220982068
  7. Fedorov, A., & Mikhaleva, G. (2020). Current trends in media and information literacy in research and scientific publications of the early 21st century. International Journal of Media and Information Literacy, 5(2), 153-163. https://doi.org/10.13187/ijmil.2020.2.153
  8. Grác, J. (1985). Persuasion: Influencing man by man. Martin: Osveta. (In Slovak.)
  9. Hall, S. (2013). Representation: Cultural representation and signifying practices. US: Sage Publications Ltd.
  10. Hašková, A., Šafranko, C., Pavlíková, M., & Petrikovičová, L. 2020. Application of online teaching tools and aids during corona pandemics. Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, 10(2), 106-112. https://doi.org/10.33543/1002
  11. Hobbs, R., & Jensen, A. (2009). The past, present, and future of media literacy education. Journal of Media Literacy Education, 1, 1-11.
  12. Jirák, J., & Kopplová, B. (2009). Mass media. Prague: Portál. (In Czech.)
  13. Jones, W.H. (2003). Over the wall: Experiences with multicultural literacy. Journal of Marketing Education, 25(3), 231-240. https://doi.org/10.1177/0273475303257552
  14. Khonamri, F., Azizi, M., & Králik, R. (2020). Using interactive e-based flipped learning to enhance EFL literature students' critical reading. Science for Education Today, 10(1), 25-42. https://doi.org/10.15293/2685-6762.2001.02
  15. Kondrla, P., Tkáčová, H., & Tvrdoň, M. (2020). Social work and its impact on alleviating the social exclusion of religious minorities. ICERI 2020 Conference proceedings: 13th International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 3844-3851). Seville: IATED.
  16. Kozubík, M., Filakovská Bobaková, D., Rosinský, R., Mojtová, M., Tvrdoň, M., & Dijk, J.P. van. (2020). Social structure in a Roma settlement: Comparison over time. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(19), 7311. http://dx.doi.org/10.3390/ijerph17197311
  17. Lenč, J. (2017). Unwelcome foreigners: Muslims in Slovakia. In A. Bílá (Ed.), Muslims Are: Challenging Stereotypes, Changing Perceptions (pp. 167-180). Bratislava: Nadácia otvorenej spoločnosti. (In Slovak.)
  18. McQuail, D. (2007). Introduction to the theory of mass communication. Prague: Portál. (In Czech.)
  19. Mistrík, E. (2011). Objectives and content of multicultural education and training for the State Educational Program ISCED 0 and ISCED 1. Bratislava: State educational program. (In Slovak.) Retrieved from: https://www.statpedu.sk/files/articles/dokumenty/statny-vzdelavaci-program/mkv_isced_0_1.pdf
  20. Murgaš, F., & Petrovič, F. (2020). Quality of life and quality of environment in Czechia in the period of the COVID-19 pandemic. Geograficky Casopis, 72(3), 261-274. https://doi.org/10.31577/geogrcas.2020.72.3.13
  21. Nicolini, B. (2012). The first sultan of Zanzibar: Scrambling for power and trade in the nineteenth-century Indian Ocean. Princeton, NJ: Wiener
  22. Procházka, R., Šmahaj, J., Kolařík, M., & Lečbych, M. (2014). Theory and practice of counseling psychology. Prague: Grada. (In Czech.)
  23. Ramonet, I. (2003). Media tyranny. Prague: Mladá fronta. (In Czech.)
  24. Reifová, I. (2004). Dictionary of media communication. Prague: Portál. (In Czech.)
  25. Snow, C.C., Fjelstad, Ø.,D., & Langer, A.M. (2017). Designing the digital organization. Journal of Organization Design, 6(7), 1-13. https://doi.org/10.1186/s41469-017-0017-y
  26. Sue, D.W. (2001). Multidimensional facets of cultural competence. The Counseling Psychologist, 29(6), 790-821. https://doi.org/10.1177/0011000001296002
  27. Šišková, T. (1998). Education for tolerance and against racism. Prague: Portál. (In Czech.)
  28. Šmahel, D. (2003). Psychology and the Internet. Children by adults, adults by children. Prague: Triton. (In Czech.)
  29. Veličková-Hulanová, L. (2012). Kybergrooming a kyberstalking. In B. Krčmářová, K. Vacková, J. Hýbnerová, L. Veličková-Hulanová, A. Langrová, B. Malíková & P. Porubský (Eds), Children and Online Risks: Proceedings of Studies (pp. 87-110). Prague: Sdružení linka bezpečí. (In Czech.)
  30. Vybíral, Z. (2002). Research of disinhibition in young chat users. In I. Plaňava & M. Pilát (Eds). Children, Youth and Families in a Period of Transformation. Brno: Barrister & Principal-studio. (In Czech.)
  31. Webb, H., Jirotka, M., Stahl, B.C., Housley, W., Edwards, A., Matthew, W., Procter, R., Rana, O., & Burnap, P. (2016). Digital wildfires: Hyper-connectivity, havoc and a global ethos to govern social media. ACM SIGCAS Computers and Society, 45(3), 193-201. https://doi.org/10.1145/2874239.2874267
  32. Welnitzová, K., Jakubičková, B., & Králik, R. (2021). Human-computer interaction in translation activity: Fluency of machine translation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(1), 217-234. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-217-234

© Ткачова Х., Кралик Р., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах