Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальные сети занимают все больше и больше места в повседневной жизни современных людей, став неотъемлемой частью нашего существования. При этом их роль постоянно растет вместе со стремительным увеличением количества их активных пользователей. Поскольку онлайн-взаимодействие для многих стало более используемым, чем личное общение, социальные сети начали серьезно влиять на образ жизни, общение, интересы и психологию людей. Пользование социальными сетями распространяется в геометрической прогрессии и охватило более трети населения мира, поэтому исследователи разных стран активно изучают социальные сети. Накоплен значительный эмпирический материал, требующий обобщения и осмысления, что и стало целью данного обзора. Обнаружены положительные связи зависимости от социальных сетей с депрессией, тревожностью, стрессом, нейротизмом, эмоциональными проблемами, низкой самооценкой, кибервиктимизацией, проблемами физического здоровья, психическими расстройствами, одиночеством, прокрастинацией, зависимостью от смартфонов и интернета, а также с неверностью в отношениях. Выявлены отрицательные связи зависимости от социальных сетей с удовлетворенностью жизнью, успеваемостью школьников и студентов, производительностью труда и приверженностью организации ее работников, социальным капиталом, возрастом. Основной причиной зависимости от социальных сетей является потребность в общении, и женщины в целом активнее мужчин участвуют в социальных сетях. В обзоре приведены лишь те связи зависимости от социальных сетей, которые установлены в ряде исследований, проведенных в разных странах. Представленные результаты получены за рубежом с помощью иноязычных опросников, определяющих зависимость от социальных сетей. Отсутствие подобного надежного и валидного инструмента у русскоязычных психологов стало серьезным фактором, сдерживающим проведение аналогичных отечественных исследований. Автором разработан такой надежный и валидный опросник зависимости от социальных сетей.

Полный текст

Введение Социальные сети занимают все больше места в повседневной жизни современных людей. Поскольку онлайн-взаимодействие для многих стало более распространенным, чем личное общение, социальные сети начали серьезно влиять на образ жизни, общение, язык, интересы и психологию людей. Использование социальных сетей растет в геометрической прогрессии и охватило более трети населения мира. Фактически статистика социальных сетей сообщает о среднем ежегодном увеличении общего числа пользователей на 10 %. Наиболее сильно увлечение социальными сетями захватило молодежь. Все это пробудило интерес исследователей к изучению данного явления и его влияния на все аспекты жизни пользователей, в том числе психологические и социальные. Кратко охарактеризуем результаты, полученные к настоящему времени в психологических исследованиях в русскоязычном социуме. Остановимся лишь на тех исследованиях, в которых изучались психологические аспекты вовлеченности, приверженности и/или зависимости от социальных сетей, не затрагивая более широкие проблемы зависимости от интернета или компьютерных игр, анализу которых посвящены другие работы (Зарецкая, 2017; Кочетков, 2020; Татарко и др., 2019; Шейнов и др., 2020; Цифровое общество.., 2019). Установлено, что при длительном пребывании в социальных сетях происходит, конструирование в виртуальной реальности «новой личности» и замещение реальной жизнедеятельности - виртуальной, что может иметь негативные психологические последствия, в частности при столкновении завсегдатаев Сети с реальностью (Дрепа, 2010). В частности, в социальных сетях трансформировалось понятие «дружба», приобретя в виртуальном пространстве другое значение, нежели в реальной жизни (Милова, 2012). «Виртуальная дружба, с точки зрения детей, характеризуется отсутствием, нехваткой либо негативной инверсией (из доверия - в недоверие, из безопасности - в небезопасность) данных компонентов в виртуальной дружбе. При этом каждый второй подросток имеет виртуального друга, с которым делится переживаниями по поводу отношений с родителями (35 %), друзьями и учителями (51-53 %), возлюбленными (47 %)» (Солдатова, Теславская, 2018. C. 12). Сверхактивные пользователи социальных сетей оправдывают себя ссылками на массовость этого явления («все сидят в Интернете»), у некоторых при этом формируются фантазии о собственном могуществе (Серый, Паршинцева, 2016). Ю.Д. Бабаева с соавт. выделяют ряд положительных сторон коммуникаций в социальных сетях. Для многих подростков важной является возможность приобщиться к своей референтной группе, иногда даже скрыться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовав себя более защищенным. Такое самоутверждение в Сети можно рассматривать как своеобразный психологический тренинг, направленный на преодоление коммуникативного дефицита и расширение круга общения, что для многих подростков является проблемой (Бабаева и др., 2019). Этому способствует то, что коммуникация в социальных сетях характеризуется отсутствием барьеров в общении, мозаичностью и разорванностью коммуникации, своеобразным этикетом в общении и собственным специфичным языком. Вероятно, многие подростки при этом переживают погруженность в некую активность, чувство удовольствия, теряя при этом ощущение времени и контроль над ситуацией (Гулевич, 2008). Однако при этом дети сталкиваются с опасными материалами, участвуя, казалось бы, в «безобидных» сессиях в социальных сетях. Просмотр таких материалов (сознательный или непроизвольный) отрицательно сказывается на детской психике и поведении (Годик, 2011). Так, зависимость от социальных сетей связана с депрессией и тревогой. При этом наиболее зависимые и активные пользователи социальных сетей имеют склонность быстрее вырабатывать у себя симптомы депрессии и тревоги (Розанов, Рахимкулова, 2017). Российские ученые приступили к изучению зависимости от социальных сетей значительно позже своих зарубежных коллег, поэтому именно последние получили больше результатов, с которыми полезно ознакомиться отечественным исследователям данной проблемы. Обратимся к этим результатам. Отметим, что приводим лишь те связи зависимости от социальных сетей с социально-демографическими, психологическими, социальными и другими характеристиками, которые установлены в ряде исследований, проведенных авторами в разных странах. Зависимость от социальных сетей и социально-демографические характеристики Одни исследования показывают, что возраст и пол связан с зависимостью от социальных сетей, другие - отрицают это, третьи - приходят к неопределенным выводам. Начнем с первых. Регрессионный анализ, проведенный в работе S.L. Dailey, K. Howard и S.M.P. Roming, показал, что возраст и пол влияют на зависимость от социальных сетей (Dailey et al., 2020). C.S. Andreassen, S. Pallesen и M.D. Griffiths уточнили этот вывод, утверждая, что возраст обратно пропорционален интенсивности использования социальных сетей, при этом мужчины в значительной степени тяготеют к видеоиграм, а женщины - к социальным сетям (Andreassen et al., 2017). I.S. Abbasi установлено, что возраст отрицательно связан с зависимостью от социальных сетей (Abbasi, 2019). В представленной D. Blackwell с соавт. модели иерархической регрессии более молодой возраст предсказывает использование социальных сетей (Blackwell et al., 2017). Некоторые исследования указывают на то, что девочки-подростки и женщины в целом в большей степени подвержены зависимости от социальных сетей (Rumpf et al., 2014; Chung et al., 2019) и только у них депрессия и тревога опосредована проблемным использованием социальных сетей (Oberst et al., 2017). Однако в турецкой выборке мужчины оказались значительно более склонны к зависимости от использования Facebook (Çam, Isbulan, 2012). В отличие от представленных выше исследований, предложенный V. Benson, C. Hand и R. Hartshorne анализ британской выборки не показывает различий зависимости от социальных сетей по возрасту или полу (Benson et al., 2019). Данные исследования O. Afacan и N. Ozbek, полученные ими от 596 учащихся трех средних школ с разным уровнем академической успеваемости в Киршехире (Турция), привели авторов к выводу, что с точки зрения гендерной переменной существенной разницы зависимости от социальных сетей ими не обнаружено (Afacan, 2019). Показано, что риск зависимости от социальной сети Facebook выше, если человек испытывает одиночество (Al Mamun, Griffiths, 2019). Положительная взаимосвязь между уровнем зависимости от социальных сетей и уровнем одиночества имеет место и у учащихся (Baltaci, 2019). Более того, оказалось, что одиночество (а также депрессия) являются наиболее важными предикторами зависимости от социальных сетей (Dalvi-Esfahani et al., 2019). Одиночество положительно связано как с увлечением социальными сетями, так и с видеоиграми (Andreassen et al., 2017). Компульсивное использование социальных сетей сказывается на социальной, психологической, профессиональной и личной жизни их активных пользователей. Наличие в Интернете романтических альтернатив, замаскированных под «друзей», создает благоприятную среду, которая может способствовать эмоциональному и/или сексуальному роману. Взаимодействие в Сети с виртуальными друзьями поглощает внимание пользователей и отвлекает их от проведения времени со своими близкими, что приводит к неблагоприятным результатам в отношениях с ними. В исследовании I.S. Abbasi на выборке из 365 партнеров (242 женщины, 123 мужчины) показано, что зависимость от социальных сетей предсказывает поведение, связанное с неверностью, но возраст смягчает эти отношения (Abbasi, 2019). Зависимость от социальных сетей, здоровье и психологические проблемы В статье N.N.R. Masthi, S. Pruthvi и M.S. Phaneendra представлено исследование, проведенное ими в пяти частных и пяти государственных средних школах разных районов г. Бангалор (Индия). Испытуемыми были 1870 учеников 8-х, 9-х и 10-х классов (в возрасте от 12 до 16 лет), отобранные путем простой случайной выборки. Распространенность зависимости от социальных сетей среди респондентов составила 36,9 %, что поровну распределялось среди частных и государственных школ. Наиболее частыми выявленными проблемами со здоровьем были напряжение и усталость глаз (38,4 %), гнев (25,5 %) и нарушение сна (26,1 %). Привычка к курению, алкоголю и табаку, употребление нездоровой пищи, тревога оказались значительными факторами риска зависимости от социальных сетей (Masthi et al., 2018). В исследовании M.A. Al Mamun и M.D. Griffiths изучались взаимосвязи между одной конкретной формой зависимости от социальных сетей - зависимости от Facebook - и ее предикторами. В нем приняли участие 300 студентов из Университета Дакки (Бангладеш). Выявлено, что риск зависимости от Facebook увеличивается, когда пользователь меньше занимается физической активностью, не соблюдает оптимальную продолжительность сна (больше или меньше рекомендуемых 6-8 часов), проводит значительное время в Facebook (≥5 часов в день) и имеет симптомы депрессии. Авторы делают вывод о том, что риск зависимости от Facebook является серьезной проблемой для студентов (Al Mamun, Griffiths, 2019). Постоянная переписка с кем-либо из Сети и желание дождаться ответа - одна из причин нарушений сна у детей и подростков - проблемы, чреватой нарушениями физического и психического здоровья (Dewi et al., 2018). Подтверждено, что зависимость от Facebook приводит к бессоннице (Shensa et al., 2017). Данные, собранные у активных пользователей социальных сетей, работающих в известных IT-компаниях в Индии, выявили недостаток сна, боль в спине и напряжение глаз (Priyadarshini et al., 2020). В последние годы многие исследовательские усилия были сосредоточены на изучении потенциальной связи между социальными сетями и проблемами психического и психологического здоровья. В работе K.L. Chung с соавт. изучалась взаимосвязь между личностными чертами Темной триады (психопатия, нарциссизм, макиавеллизм), импульсивностью и зависимостью от социальных сетей. Корреляционный анализ показал, что с зависимостью от социальных сетей положительно связаны среднее ежедневное экранное время и психопатия. Установлено, что женский пол, проведение большего количества времени в социальных сетях и более высокие баллы по шкале психопатии связаны с более высоким уровнем зависимости. Помимо положительной корреляции с количеством пользователей приложений социальных сетей, импульсивность не была связана ни с одной из рассмотренных переменных (Chung et al., 2019). Авторы из Британии Z. Hussain и M.D. Griffiths на основании анализа 100 исследований зависимости от социальных сетей, опубликованных с 2014 г., пришли к выводу, что «выглядят вполне надежными доказательства того, что подростки, имеющие те или иные психологические проблемы, тратят на социальные сети значительно больше времени, чем их сверстники, не имеющие психологических проблем» (Hussain, Griffiths, 2018. C. 686). В статье Y.J. Xuan и M.A.C. Amat проведен метаанализ статей, опубликованных в период с 2010 по 2020 г. и индексированных в Scopus и Science Direct. После проведения оценки качества были отобраны одиннадцать исследований, их результаты систематизированы и проанализированы в нарративном синтезе. Результат: зависимость от социальных сетей опосредствует появление проблем с психическим здоровьем (Xuan, Amat, 2020). В исследовании C.S. Andreassen, S. Pallesen и M.D. Griffiths 23 533 взрослых в возрасте от 16 до 88 лет (средний возраст 35,8 лет) приняли участие в кросс-секционном онлайн-опросе. Выявлены значительные положительные корреляции между зависимостью от социальных сетей и симптомами психических расстройств. Переменные психического здоровья объяснили от 7 до 15 % дисперсии (Andreassen et al., 2017). B.A. Primack и соавт. оценили влияние количества использованных платформ социальных сетей на психическое здоровье. По сравнению с теми, кто использовал 0-2 платформы социальных сетей, участники, которые использовали платформы 7-11 социальных сетей, имели значительно более высокое повышение уровня депрессии и тревоги. Все связи были линейными (p < 0,001) и устойчивыми при всех анализах чувствительности (Primack et al., 2017). J. Brailovskaia и J. Margraf в проведенном в Германии исследовании обнаружили, что зависимость от Facebook коррелирует с нарушениями психического здоровья (депрессия, тревожность и симптомы стресса), а также и с нарциссизмом личности (Brailovskaia, Margraf, 2017). В исследовании L.Y. Lin с соавт. оценивалась возможная связь между использованием социальных сетей и депрессией в репрезентативной на национальном уровне (США) выборке 1787 респондентов в возрасте от 19 до 32 лет. Участников выбирали путем случайного набора по адресам проживания. Выборка включала 50,3 % женщин, 57,5 % белых. По сравнению с участниками из самого низкого квартиля общего времени, затрачиваемого на социальные сети, участники из самого высокого квартиля имели значительно повышенные шансы депрессии. По сравнению с теми, кто находится в самом низком квартиле, у лиц из наивысшего квартиля посещений сайтов социальных сетей в неделю и у лиц с более высоким глобальным показателем частоты значительно увеличиваются шансы депрессии. Все связи между независимыми переменными и депрессией были сильными и линейными. Выводы: использование социальных сетей в значительной степени связано с усилением депрессии (Lin et al., 2016). При изучении взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей и депрессией среди студентов университетов в Афганистане R. Haand и Z. Shuwang использовали стратифицированную случайную выборку, составленную из 384 студентов трех университетов. Полученные данные показали, что зависимость от социальных сетей имеет положительную корреляцию с депрессией, причем депрессия в значительной степени предсказывает зависимость от социальных сетей (Haand, Shuwang, 2020). В исследовании M.A. Al Mamun и M.D. Griffiths изучались взаимосвязи между одной конкретной формой зависимости от социальных сетей - зависимостью от Facebook и ее предикторами. В исследовании приняли участие 300 студентов из Университета Дакки (Бангладеш). Среди прочих фактов установлено, что риск зависимости от Facebook является серьезной проблемой для студентов, а депрессия - одним из основных сопутствующих этой зависимости факторов (Al Mamun, Griffiths, 2019). На основе данных, собранных у 35 респондентов, M. Dalvi-Esfahani с соавт. выявили, что депрессия, одиночество и открытость опыту являются наиболее важными предикторами зависимости от социальных сетей (Dalvi-Esfahani et al., 2019). Установлено также, что депрессия напрямую связана с ежедневным длительным использованием Интернета (Kircaburun, 2016). Подтверждено, что зависимость от Facebook положительно связана с депрессией и тревогой (Shensa et al., 2017). Связь между использованием социальных сетей и депрессией может быть объяснена формирующимся неадаптивным паттерном использования, известным как проблемное использование социальных сетей. Участники исследования A. Shensa с соавт. в возрасте 19-32 лет (N = 1749) были случайным образом отобраны из национального репрезентативного обследования (США) и приглашены для участия в онлайн-опросе. Степень проблемного использования социальных сетей у них была измерена адаптированной версией Бергенской шкалы зависимости от Facebook. В этой репрезентативной на национальном уровне выборке молодых людей проблемное использование социальных сетей оказалось сильно (и независимо от других факторов) связанным с усилением депрессивных симптомов (Shensa et al., 2017). Цель исследования Ö. Baltaci - изучить, связаны ли социальная тревожность и одиночество студентов университета с возможной зависимостью от социальных сетей. Обследуемая группа состояла из 312 студентов, из них 165 женщин (53 %) и 147 мужчин (47 %), посещавших государственный университет Турции в течение 2017-2018 учебного года. Результаты показали, что существует положительная взаимосвязь между уровнем зависимости учащихся от социальных сетей и уровнем их социальной тревожности и одиночества (Baltaci, 2019). Китайские психологи C. Liu и J. Ma изучали студентов университетов (N = 519) относительно их зависимости и выгорания от социальных сетей и тревоги при использовании социальных сетей. Результаты показали, что зависимость и тревожность в результате использования социальных сетей были важными предикторами выгорания. Более того, тревожность при использовании социальных сетей опосредует связь между зависимостью от социальных сетей и выгоранием. В связи с таким негативным эффектом выгорания в социальных сетях, как депрессия, полученные результаты помогают понять вред чрезмерного участия в социальных сетях для психологического состояния их активных пользователей (Liu, Ma, 2020). Периодически возникающее навязчивое (компульсивное) поведение завсегдатаев сайтов социальных сетей, выражающееся в чрезмерном их использовании, вызывает опасения психологов по причине разрушительности такого поведения. Полученные V. Apaolaza, P. Hartmann, C. D'Souza и A. Gilsanz результаты показали, что подобное компульсивное использование социальных сетей вызывает стресс (Apaolaza et al., 2019). Связь между частым использованием социальной сети и стрессом показана и в других работах (Atroszko et al., 2018; Pontes, 2017). Цель исследования C. Longobardi, M. Settanni и M.A. Fabris - изучить связь между популярностью в Instagram и субъективным счастьем, а также проверить посредническую роль кибервиктимизации и зависимости от социальных сетей. Изучаемую выборку составили ученики средней школы (N = 345; 49 % мужчин; возраст M = 13,31 года; SD = 1,42; диапазон 11-16 лет), сообщившие, что у них есть активная учетная запись в Instagram. В статье указанных авторов показано, что по мере того, как подростки становятся более популярными в Instagram (то есть по мере увеличения числа их подписчиков), увеличивается риск развития у них поведенческой зависимости от использования Instagram, и это способствует киберагрессии. Которая, в свою очередь, может иметь негативные последствия по причине неблагоприятного влияния на их психологическое благополучие. Напротив, подростки, чье участие в Instagram более пассивно и в меньшей степени зависит от попыток повышения своего статуса, менее подвержены этим негативным последствиям (Longobardi et al., 2020). Среди подростков стала популярна травля сверстников-изгоев путем анонимной рассылки друзьям жертвы порочащей, лживой информации о ней (Bergmann, Baier, 2018; Brighi et al., 2019; John et al., 2018; Nesi et al., 2018; Peng et al., 2019; Sorrentino et al., 2018; Van Hee et al., 2018). В ряде исследованияй отмечены такие виды кибербуллинга, как исключение из общей группы в социальной сети и последующее охаивание подростка (Barman et al., 2018; Sjurs et al., 2019; Van Hee et al., 2018), создание отдельной группой социальной сети «страницы ненависти», содержащей оскорбления намеченной жертвы (Van Hee et al., 2018). Подростки, часто находящиеся в социальных сетях, практически постоянно сталкиваются с явной словесной, а также с реляционной агрессией, когда ранят своих жертв социальной изоляцией, сплетнями, манипуляциями. В результате происходит их виктимизация (Brighi et al., 2019; Machimbarrena et al., 2018; Cunningham et al., 2015; Martinez-Ferrer et al., 2018). Имеют место издевательства в Сети по расовому, религиозному, социальному и половому признакам, а также на сексуальной почве (Machimbarrena et al., 2018; Myers, Cowie, 2019). В реляционной агрессии, направленной на разрушение положения в обществе, девочки демонстрируют более высокие баллы (Martinez-Ferrer et al., 2018). Зависимость от социальных сетей и психологические особенности личности Исследования указывают на нейротизм и экстраверсию как на факторы, объясняющие индивидуальные различия в онлайн-активности и зависимости от социальных сетей. В статье D. Marengo, I. Poletti и M. Settanni изучается гипотеза о том, что экстраверсия и нейротизм могут быть связаны с зависимостью от социальных сетей по причине более высокой активности в Интернете. Авторы проверили также дополнительную гипотезу о том, что уровень положительной обратной связи, полученной в Интернете (то есть количество «лайков»), может играть роль в опосредовании этого эффекта посредничества. Выборка составила 1094 пользователя Facebook (в том числе 72 % женщин) в возрасте от 18 до 35 лет. Активность в социальных сетях оценивалась путем сбора пассивных данных Facebook, состоящих из количества обновлений статуса и лайков, полученных за последние 12 месяцев. Личность и зависимость от социальных сетей оценивались посредством самоотчетов. Результаты показали, что нейротизм имеет прямую положительную связь с зависимостью от использования социальных сетей, а экстраверсия - нет. Полученные «лайки» опосредуют связь между экстраверсией и зависимостью от использования социальных сетей, в то время как нейротизм не проявляет никакого эффекта. Как для экстравертов, так и для невротиков получение положительных отзывов в результате повышенной активности связано с увеличением риска зависимости от социальных сетей (Marengo et al., 2020). Люди с высоким нейротизмом в большей степени испытывают негативные эмоции и социальную тревогу, поэтому они могут предпочесть онлайн-общение, в котором могут изобразить идеализированный образ себя для привлечения социальной поддержки, поиска подтверждения и улучшения настроения. Эти мотивы могут привести к более широкому использованию социальных сетей и увеличению зависимости. В исследовании I. Abbasi и M. Drouin пользователей Facebook (N = 742; 474 женщины, 268 мужчин), которые в основном проживали в США, изучена связь между нейротизмом, зависимостью от Facebook и негативными эмоциями. Представленная авторами модель посредничества показала частичный опосредующий эффект зависимости от Facebook в прогнозировании негативных эмоций у людей с высоким уровнем нейротизма. Теоретически люди, которые используют Facebook как инструмент для улучшения своего настроения, на самом деле могут испытывать более негативные эмоции из-за социальной перегрузки, ревности и зависти. Пользователи социальной сети с высоким нейротизмом, которые уже испытывают более высокий уровень негативного аффекта, чем люди с низким уровнем нейротизма, могут быть особенно склонны к увеличению использования Facebook, что может еще больше ухудшить их настроение (Abbasi, Drouin, 2019). Цель статьи D. Blackwell с соавт. - выяснить, являются ли экстраверсия, нейротизм и страх упустить что-либо предикторами использования социальных сетей и зависимости от них. Участвовали в исследовании 207 респондентов. В представленной модели иерархической регрессии предсказывали использование социальных сетей более молодой возраст, нейротизм и страх упустить информацию, однако связи с экстраверсией не выявлено (Blackwell et al., 2017). Таким образом, приведенные исследования установили прямую связь нейротизма с зависимостью от социальных сетей, но не выявили прямой связи с экстраверсией. Особенно важным и спорным остается связь между использованием Facebook, чувством собственного достоинства и удовлетворенности жизнью. C.S. Andreassen, S. Pallesen и M.D. Griffiths на выборке из 381 пользователя Facebook проверили наличие и силу возможных связей. С помощью кластерного анализа k-средних они разделили выборку на 3 группы: обычные, активные и зависимые пользователи Facebook. Результаты этого исследования показывают, что обычные пользователи Facebook статистически достоверно отличаются по самооценке и удовлетворенности жизнью как от зависимых, так и от активных пользователей. Зависимость от Facebook связана с более низкой самооценкой и отрицательно влияет на удовлетворенность жизнью. Эти результаты согласуются с ранее опубликованными выводами других авторов в области психологии социальных сетей (Błachnio et al., 2016; Andreassen et al., 2017). Ö.B. Köse и A. Doğan обнаружили умеренную отрицательную корреляцию между уровнем самооценки и зависимостью от социальных сетей. Коэффициент корреляции больше у пользователей с более чем 500 подписчиками (Köse, Doğan, 2019). Результаты исследования N.S. Hawi и M. Samaha показали, что чрезмерное использование социальных сетей отрицательно влияет на самооценку, а последняя - на удовлетворенность жизнью. Дополнительный анализ выявил, что самооценка опосредует влияние зависимости от социальных сетей на удовлетворенность жизнью (Hawi, Samaha, 2017). В исследовании K. Kircaburun, проведенное с участием 1130 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет, установлено, что ежедневное использование Интернета напрямую связано с низкой самооценкой и депрессией (Kircaburun, 2016). C. Sahin привлечено для исследования 612 студентов университетов (380 женщин, 232 мужчин). Выявлено наличие отрицательной умеренной корреляции между удовлетворенностью жизнью и зависимостью от социальных сетей (Sahin, 2017). Подтверждено, что зависимость от Facebook отрицательно связана с субъективным благополучием и удовлетворенностью жизнью (Shensa et al., 2017). Обнаружена одна работа, в которой связь между удовлетворенностью жизнью и использованием социальных сетей оказалась статистически незначимой. В этом исследовании A. Guven приняли участие 188 студентов университета Алабамы (США) (Guven, 2019). Участниками исследования I.H. Acar с соавт. был 221 подросток (49,3 % девочек) в возрасте от 13 до 17 лет (M = 15,86, SD = 0,91). Результаты регрессионного анализа показали, что более высокий уровень зависимости от социальных сетей связан с более низким уровнем самооценки. Кроме того, пристрастие к социальным сетям опосредует связь между эмоциональными проблемами и самооценкой, указывая на то, что подростки с более высоким уровнем эмоциональных проблем, как правило, сообщают о более высоком уровне зависимости от социальных сетей, и, в свою очередь, эта тенденция связана с более низким уровнем самооценки (Acar et al., 2020). Как было показано ранее, симптомы зависимости от использования социальных сетей могут быть связаны с ухудшением самочувствия. Однако механизмы, которые осуществляют эту связь, не были полностью изучены, несмотря на их значимость для эффективного лечения лиц с симптомами зависимости от социальных сетей. В проведенном O. Turel, N. Poppa и O. Gil-Or исследовании этой проблемы данные для соответствующего анализа собраны с помощью перекрестного опроса 215 израильских студентов колледжей, использующих социальные сети. Результаты подтверждают предполагаемую отрицательную связь между симптомами зависимости от СНС и ощущаемым благополучием (а также потенциальную подверженность риску плохого настроения/легкой депрессии), и идеи о том, что: 1) эта связь усиливается нейротизмом; 2) это увеличение у женщин сильнее, чем у мужчин (Turel et al., 2018). В статье F. Bányai с соавт. показано, что группа испытуемых с самой высокой зависимостью от смартфона отличалась самой низкой самооценкой и самым высоким уровнем симптомов депрессии (Bányai et al., 2017). В ряде опубликованных статей (Oberst et al., 2017; Buglass et al., 2017) сообщается, что более высокая активность в Facebook связана с ухудшением настроения, психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Целью исследования H. Ekşi, T. Turgut, E. Sevim явилось изучение опосредующей роли поведения, связанного с прокрастинацией, во взаимосвязи самоконтроля и зависимости от социальных сетей. Исследуемая выборка включала 394 турецких студента, которые были отобраны методом многоэтапной выборки из числа обучающихся на педагогическом факультете Университета Ататюрка. Анализ показал, что самоконтроль оказывает значительное прямое влияние на зависимость от социальных сетей, а люди с низким самоконтролем имеют тенденцию демонстрировать прокрастинацию (Ekşi et al., 2019). Зависимость от социальных сетей и социальное поведение Показано, что чрезмерное использование социальной сети связано со снижением успеваемости школьников и студентов (Lau, 2017). Аналогично исследование J.J. Al-Menayes выявило, что количество времени, которое учащийся проводит в социальных сетях, отрицательно коррелирует с его успеваемостью (Al-Menayes, 2015). В выборке студентов из Ирана также была выявлена отрицательная значимая связь между склонностью молодых людей излишне использовать социальные сети и их успеваемостью (Seyyed, et al., 2019). Посредническую роль между зависимостью от социальных сетей, снижением успеваемости и психическим здоровьем может играть самооценка (Hou et al., 2019). S. Zivnuska с соавт. исследовали взаимосвязь социальных сетей с поведением на рабочем месте, уделяя особое внимание влиянию зависимости сотрудников от социальных сетей на производительность труда, балансу времени между работой и семьей и возможному эмоциональному выгоранию. Гипотеза исследования основана на теории сохранения ресурсов, которая предполагает, что привязанность к социальным сетям и эмоциональные реакции на сообщения в них истощают энергетические и конструктивные ресурсы сотрудников, затрудняя достижение баланса между работой и семьей и повышая вероятность возникновения выгорания на работе, что в конечном итоге снизит производительность труда. На основе анализа выборки из 326 штатных сотрудников конкретной организации авторы выявили отрицательную связь между зависимостью от социальных сетей и балансом работы и семьи, а также положительную связь между активностью в социальных сетях и выгоранием на работе. Нарушение баланса и выгорание опосредуют влияние социальных сетей на производительностью труда, так что зависимость от социальных сетей отрицательно связана с производительностью труда, а активность в социальных сетях отрицательно связана с производительностью через выгорание и конфликт между работой и семьей (Zivnuska et al., 2019). Цель статьи C. Priyadarshini, R.K., Dubey и Y.L.N. Kumar - изучить опыт работников в отношении использования ими социальных сетей и последствия чрезмерного использования социальных сетей на рабочем месте. Было проведено четырнадцать полуструктурированных интервью, записанных на аудио, расшифрованных и проанализированных. Данные были собраны у сотрудников, работающих в известных IT-компаниях в Индии. Выявлены нарушения сроков исполнения работы, ухудшение ее качества и отвлечения от работы (Priyadarshini et al., 2020). Исследование Y. Choi базировалось на данных 285 сотрудников корейских компаний, полученных посредством их опроса. Показано, что зависимость от социальных сетей снижает все факторы удовлетворенности работой и приверженности организации (Choi, 2018). В статье C.S. Andreassen, T. Torsheim и S. Pallesen на основании изучения 10 018 сотрудников корпораций и учреждений, был сделан вывод, что использование сайтов социальных сетей в личных целях в рабочее время ухудшает показатели работы (Andreassen et al., 2014). О более низкой производительности труда людей, имеющих предрасположенность к чрезмерному использованию социальных сетей сообщается и в других публикациях (Çam, Isbulan, 2012; Koc, Gulyagci, 2013). M. Nouqani, Z.M. Charkh методом анкетного опроса 156 студентов Университета Фирдоуси показали, что использование Facebook снижает социальный капитал молодежи (Nouqani, Charkh, 2014). Комплексные исследования причин и предикторов зависимости от социальных сетей S.L. Dailey с соавт. выявили предикторы зависимости от социальных сетей четырех самых популярных платформ: Facebook, Twitter, Snapchat и Instagram. Проведенный авторами регрессионный анализ продемонстрировал, что на биологические (возраст), социальные (включая пол, интенсивность использования, потребность в социальных сетях и социальное сравнение) и психологические факторы (в частности, депрессия, стресс, эмпатия и сознательность) приходится более 50 % объясненной дисперсии зависимости от социальных сетей (Dailey et al., 2020). Целью исследования M.E. Aksoy было определение причин зависимости от социальных сетей у людей, которые считают себя зависимыми от них. Основной причиной зависимости от социальных сетей является потребность в общении, в то время как участники мужского пола были больше заинтересованы в приобретении новых друзей, участники женского пола были более заинтересованы в общении со своими реальными друзьями (Aksoy, 2018). В исследовании M. Shin, J. Lee, Y.J. Chyung, P.W. Kim и S.Y. Jung по данным опроса 513 студентов колледжа построена модель, включающая в себя скрытый нарциссизм, одиночество, социальную тревогу, социальную самоэффективность, предпочтение социальных взаимодействий в Интернете и межличностные мотивы использования социальных сетей в качестве предикторов склонности к зависимости от социальных сетей. Модель показала соответствие экспериментальным данным (Shin et al., 2016). M. Dalvi-Esfahani с соавт. выявили, что депрессия, одиночество и открытость опыту являются наиболее важными предикторами зависимости от социальных сетей (Dalvi-Esfahani et al., 2019). В исследовании A. Tunc-Aksan и S.E. Akbay изучаемая выборка состояла из 296 старшеклассников (136 девушек и 160 юношей), обучающихся в средних школах и профессионально-технических училищах в турецком городе Мерсине в течение 2017-2018 учебного года. Согласно пошаговому регрессионному анализу, зависимость от смартфонов (β = 0,34) предсказывает уровень зависимости от социальных сетей у старшеклассников (Tunc-Aksan, Akbay, 2019). Обнаружена значительная взаимосвязь между средним ежедневным временем использования Интернета старшеклассниками и зависимостью от социальных сетей (Afacan, 2019). Сравнение чрезмерного использования Интернета и социальных сетей для лучшего понимания этих глобальных явлений было предметом исследования N. Hawi и M. Samaha, проведенного на выборке из 512 студентов бакалавриата. Результаты показали, что интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей имеют как немало общего, так и различия. Доброжелательность, добросовестность, открытость опыту, эмоциональная стабильность, чувство собственного достоинства и использование Интернета были предикторами как интернет-зависимости, так и зависимости от социальных сетей. Возраст, удовлетворенность жизнью и самооценка не предсказывали интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей, в то время как экстраверсия предсказывали только интернет-зависимость, а женский пол, публикация обновлений и количество друзей - только зависимость от социальных сетей (Hawi, Samaha, 2019). Заключение Результаты многочисленных исследований приводят к однозначному выводу о том, что зависимость от социальных сетей создает ее жертвам множество проблем: имеют место положительные связи этой зависимости со многими негативными факторами и отрицательные связи с рядом позитивных факторов. Обнаружены положительные связи зависимости от социальных сетей с депрессией, тревожностью стрессом, нейротизмом, эмоциональными проблемами, низкой самооценкой, кибервиктимизацией, проблемами физического здоровья, психическими расстройствами, одиночеством, прокрастинацией, зависимостью от смартфонов и Интернета, неверностью в отношениях. Выявлены отрицательные связи зависимости от социальных сетей с удовлетворенностью жизнью, успеваемостью школьников и студентов, производительностью труда, приверженностью организации ее работников и их социальным капиталом. Исследователи в разных странах согласны с тем, что одной из основных причин зависимости от социальных сетей является потребность в общении, при этом женщины в целом активнее мужчин участвуют в социальных сетях, так же как и более молодые пользователи активнее более взрослых. Наиболее значимыми предикторами зависимости от социальных сетей являются депрессия и одиночество. Установленные в статье многочисленные негативными последствия зависимости от социальных сетей показывают целесообразность и своевременность разъяснения (особенно молодым людям) опасности увлечения социальными сетями. Представленные результаты зарубежных исследователей получены с помощью опросников, определяющих зависимость от социальных сетей. Отсутствие аналогичного надежного и валидного опросника у русскоязычных психологов стало серьезным фактором, сдерживающим проведение отечественных исследований зависимости от социальных сетей. Нами разработан такой опросник, его валидизация и доказательство надежности представлены в статье В.П. Шейнова и А.В. Девицына (2021).

×

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2191-646X

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства

Республика Беларусь, 220001, Минск, ул. Московская, д. 15

Список литературы

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11-39.
  2. Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп. 2011. № 2. C. 32-39.
  3. Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2008. 384 с.
  4. Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. С. 24.
  5. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9. № 2. C. 145-165. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090213
  6. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 27-54. https://doi.org/10.17759/sps.2020110103
  7. Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2012. № 6. С. 88
  8. Розанов В.А., Рахимкулова А.С. Социальные сети и их влияние на психологическое благополучие личности // Психологическое благополучие и психосоциальный стресс / под ред. В.А. Розанова. Одесса: Феникс, 2017. С. 185-206.
  9. Серый А.В., Паршинцева А.С. К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста // Проблемы педагогики. 2016. № 9 (20). C. 12-15.
  10. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). C. 12-22. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0302
  11. Татарко А.Н., Миронова А.А., Макласова Е.В. Индивидуальные ценности и активность использования интернета: сопоставление России и Европейских стран // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 77-95. https://doi.org/10.17759/sps.2019100406
  12. Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. 264 с.
  13. Шейнов В.П., Девицын А.С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 3 (38). C. 41-55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
  14. Шейнов В.П., Карпиевич В.А., Дятчик Н.В., Полховская Г.Н. Незащищенность от кибербуллинга и интернет-зависимость юношей и девушек: связи и свойства // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2020. С. 64-72. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-3-00-00
  15. Abbasi I., Drouin M. Neuroticism and Facebook addiction: How social media can affect mood? // The American Journal of Family Therapy. 2019. Vol. 47. No. 4. Pp. 199-215. https://doi.org/10.1080/01926187.2019.1624223
  16. Abbasi I.S. Social media addiction in romantic relationships: Does user’s age influence vulnerability to social media infidelity? // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 139. Pp. 277-280. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.10.038
  17. Acar I.H., Avcılar G., Yazıcı G. et al. The roles of adolescents’ emotional problems and social media addiction on their self-esteem // Current Psychology. 2020. https://doi.org/10.1007/s12144-020-01174-5
  18. Afacan O. Investigation of social media addiction of high school students // International Journal of Educational Methodology. 2019. Vol. 5. No. 2. Pp. 235-245. https://doi.org/10.12973/ijem.5.2.235
  19. Aksoy M.E. A qualitative study on the reasons for social media addiction // European Journal of Educational Research. 2018. Vol. 7. Nо. 4. Pp. 861-865. https://doi.org/10.12973/eu-jer.7.4.861
  20. Al Mamun M.A., Griffiths M.D. The association between Facebook addiction and depression: a pilot survey study among Bangladeshi students // Psychiatry Research. 2019. Vol. 271. Pp. 628-633. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2018.12.039
  21. Al-Menayes J.J. Social media use, engagement and addiction as predictors of academic performance // International Journal of Psychological Studies. 2015. Vol. 7. No. 4. P. 86. https://doi.org/10.5539/ijps.v7n4p86
  22. Andreassen C.S., Billieux J., Griffiths M.D., Kuss D.J., Demetrovics Z., Mazzoni E., Pallesen S. The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: a large-scale cross-sectional study // Psychology of Addictive Behaviors. Vol. 30. No. 2. Pp. 252-262. https://doi.org/10.1037/adb0000160
  23. Andreassen C.S., Pallesen S., Griffiths M.D. The relationship between addictive use of social media, narcissism, and self-esteem: findings from a large national survey // Addictive behaviors. 2017. Vol. 64. Pp. 287-293. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.03.006
  24. Andreassen C.S., Torsheim T., Pallesen S. Use of social network sites for personal purpose at work: does it impair self-reported performance? // Comprehensive Psychology. 2014. Vol. 3. No. 1. Article 18. https://doi.org/10.2466/01.21.cp.3.18
  25. Apaolaza V., Hartmann P., D’Souza C., Gilsanz A. Mindfulness, compulsive mobile social media use, and derived stress: the mediating roles of self-esteem and social anxiety // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. No. 6. Pp. 388-396. https://doi.org/10.1089/cyber.2018.0681
  26. Atroszko P.A., Balcerowska J.M., Bereznowski P. et al. Facebook addiction among Polish undergraduate students: validity of measurement and relationship with personality and well-being // Computer in Human Behavior. 2018. Vоl. 85. Pp. 329-338. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.04.001
  27. Baltaci Ö. The predictive relationships between the social media addiction and social anxiety, loneliness, and happiness // International Journal of Progressive Education. 2019. Vol. 15. No. 4. Pp. 73-82. https://doi.org/10.29329/ijpe.2019.203.6
  28. Bányai F., Zsila Á., Király O., Maraz A., Elekes Z., Griffiths M.D., Andreassen C.S., Demetrovics Z. Problematic social media use: results from a large-scale nationally representative adolescent sample // PLoS One. 2017. Vol. 12. No. 1. e0169839. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0169839
  29. Barman L., Mukhopadhyay D.K., Bandyopadhyay G.K. Use of social networking site and mental disorders among medical students in Kolkata, West Bengal // Indian Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 60. No. 3. Pp. 340-345. https://doi.org/10.4103/psychiatry.indianjpsychiatry_210_18
  30. Benson V., Hand C., Hartshorne R. How compulsive use of social media affects performance: insights from the UK by purpose of use // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. No. 6. Pp. 549-563. https://doi.org/10.1080/0144929x.2018.1539518
  31. Bergmann M.C., Baier D. Prevalence and correlates of cyberbullying perpetration. Findings from a German representative student survey // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. No. 2. P. 274. https://doi.org/10.3390/ijerph15020274
  32. Błachnio A., Przepiorka A., Pantic I. Association between Facebook addiction, self-esteem and life satisfaction: a cross-sectional study // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. Pp. 701-705. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.10.026
  33. Blackwell D., Leaman C., Tramposch R., Osborne C., Liss M. Extraversion, neuroticism, attachment style and fear of missing out as predictors of social media use and addiction // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 116. Pp. 69-72. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.039
  34. Brailovskaia J., Margraf J. Facebook addiction disorder (FAD) among German students - a longitudinal approach // Plos One. 2017. Vol. 12. No. 12. e0189719. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0189719
  35. Brighi A., Menin D., Skrzypiec G., Guarini A. Young, bullying, and connected. Common pathways to cyberbullying and problematic internet use in adolescence // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1467. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01467
  36. Buglass S.L., Binder J.F., Betts L.R., Underwood J.D.M. Motivators of online vulnerability: the impact of social network site use and FOMO // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 66. Pp. 248-255. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.09.055
  37. Çam E., Isbulan O. A new addiction for teacher candidates: social networks // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 11. Pp. 14-19.
  38. Choi Y. Narcissism and social media addiction in workplace // The Journal of Asian Finance, Economics, and Business. 2018. Vol. 5. No. 2. Pp. 95-104. https://doi.org/10.13106/jafeb.2018.vol5.no2.95
  39. Chung K.L., Morshidi I., Yoong L.C., Thian K.N. The role of the dark tetrad and impulsivity in social media addiction: findings from Malaysia // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 143. No. 1. Pp. 62-67. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.02.016
  40. Cunningham C.E., Chen Y., Vaillancourt T., Rimas H., Deal K., Cunningham L.J., Ratcliffe J. Modeling the anti-cyberbullying preferences of university students: adaptive choice-based conjoint analysis // Aggressive Behavior. 2015. Vol. 44. No. 4. Pр. 369-385. https://doi.org/10.1002/ab.21560
  41. Dailey S.L, Howard K., Roming S.M.P., Ceballos N., Grimes T. A biopsychosocial approach to understanding social media addiction // Human Behavior. 2020. Vol. 2. No. 2. Pp. 158-167. https://doi.org/10.1002/hbe2.182
  42. Dalvi-Esfahani M., Niknafs A., Kuss D.J., Nilashi M., Afrough S. Social media addiction: applying the DEMATEL approach // Telematics and Informatics. 2019. Vol. 43. 101250. https://doi.org/10.1016/j.tele.2019.101250
  43. Dewi R.K., Efendi F., Has E.M., Gunawan J. Adolescents’ smartphone use at night, sleep disturbance and depressive symptoms // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2018. Vol. 33. No. 2. https://doi.org/10.1515/ijamh-2018-0095
  44. Ekşi H., Turgut T., Sevim E. The mediating role of general procrastination behaviors in the relationship between self-control and social media addiction in university students // Addicta: The Turkish Journal on Addictions. 2019. Vol. 6. No. 3. Pp. 717-745. https://doi.org/10.15805/addicta.2019.6.3.0069
  45. Guven A. Relationship between social media use, self-esteem and satisfaction with life: Thesis of MA Dissertation. Alabama: University of Alabama Libraries, 2019.
  46. Haand R., Shuwang Z. The relationship between social media addiction and depression: a quantitative study among university students in Khost, Afghanistan // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25. No. 1. Pp. 780-786. https://doi.org/10.1080/02673843.2020.1741407
  47. Hawi N., Samaha M. Identifying commonalities and differences in personality characteristics of Internet and social media addiction profiles: traits, self-esteem, and self-construal // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. No. 2. Pp. 110-119. https://doi.org/10.1080/0144929X.2018.1515984
  48. Hawi N.S., Samaha M. The relations among social media addiction, self-esteem, and life satisfaction in university students // Social Science Computer Review. 2017. Vol. 35. No. 5. Pp. 576-586. https://doi.org/10.1177/0894439316660340
  49. Hou Y., Xiong D., Jiang T., Song L., Wang Q. Social media addiction: its impact, mediation, and intervention. Cyberpsychology // Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2019. Vol. 13. No. 1. Article 4. https://doi.org/10.5817/CP2019-1-4
  50. Hussain Z., Griffiths M.D. Problematic social networking site use and comorbid psychiatric disorders: a systematic review of recent large-scale studies // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. 686. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2018.00686
  51. John A., Glendenning A.C., Marchant A., Montgomery P., Stewart A., Wood S., Lloyd K., Hawton K. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol. 20. No. 4. e129. https://doi.org/10.2196/jmir.9044
  52. Kircaburun K. Self-esteem, daily internet use and social media addiction as predictors of depression among Turkish adolescents // Journal of Education and Practice. 2016. Vol. 7. No. 24. Pp. 64-72.
  53. Koc M., Gulyagci S. Facebook addiction among Turkish college students: the role of psychological health, demographic, and usage characteristics // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013. Vol. 16. Pp. 279-284. https://doi.org/10.1089/cyber.2012.0249
  54. Köse Ö.B., Doğan A. The relationship between social media addiction and self-esteem among Turkish university students // Addicta: The Turkish Journal on Addictions. 2019. Vol. 6. No. 1. Pp. 175-190. https://doi.org/10.15805/addicta.2019.6.1.0036
  55. Lau W.W. Effects of social media usage and social media multitasking on the academic performance of university students // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 68. Pp. 286-291. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.11.04379
  56. Lin L. yi, Sidani J.E., Shensa A., Radovic A., Miller E., Colditz J.B., Hoffman B.L., Giles L.M., Primack B.A. Association between social media use and depression among US young adults // Depression and Anxiety. 2016. Vol. 33. No. 4. Pp. 323-331. https://doi.org/10.1002/da.22466
  57. Liu C., Ma J. Social media addiction and burnout: the mediating roles of envy and social media use anxiety // Current Psychology. 2020. Vol. 39. No. 6. Pp. 1883-1891 https://doi.org/10.1007/s12144-018-9998-0
  58. Longobardi C., Settanni M., Fabris M.A., Marengo D. Follow or be followed: exploring the links between Instagram popularity, social media addiction, cyber victimization, and subjective happiness in Italian adolescents // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 113. 104955. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104955
  59. Machimbarrena J.M., Calvete E., Fernández-González L., Álvarez-Bardón A., Álvarez-Fernández L., González-Cabrera J. Internet risks: an overview of victimization in cyberbullying, cyber dating abuse, sexting, online grooming and problematic Internet use // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. No. 11. 2471. https://doi.org/10.3390/ijerph15112471
  60. Marengo D., Poletti I., Settanni M. The interplay between neuroticism, extraversion, and social media addiction in young adult Facebook users: testing the mediating role of online activity using objective data // Addictive Behaviors. 2020. Vol. 102. 106150. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2019.106150
  61. Martinez-Ferrer B., Moreno D., Musitu G. Are adolescents engaged in the problematic use of social networking sites more involved in peer aggression and victimization? // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. 801. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00801
  62. Masthi N.N.R., Pruthvi S., Phaneendra M.S. A comparative study on social media usage and health status among students studying in pre-university colleges of urban Bengaluru // Indian Journal of Community Medicine. 2018. Vol. 43. No. 3. Pp. 180-184. https://doi.org/10.4103/ijcm.IJCM_285_17
  63. Myers C.A., Cowie H. Cyberbullying across the lifespan of education: issues and interventions from school to university // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16. No. 7. 1217. https://doi.org/10.3390/ijerph16071217
  64. Nesi J., Choukas-Bradley S., Prinstein M.J. Transformation of adolescent peer relations in the social media context. Part 1. Theoretical framework and application to dyadic peer relationships // Clinical Child and Family Psychology Review. 2018. Vol. 21. No. 3. Pp. 267-294. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0261-x
  65. Nouqani M., Charkh Z.M. A sociological study on the effect of the facebook for bounding social capital among the youth // Sociological Studies of Youth. 2014. Vol. 4. No. 12. Pp. 173-188.
  66. Oberst U., Wegmann E., Stodt B., Brand M., Chamarro A. Negative consequences from heavy social networking in adolescents: the mediating role of fear of missing out // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 55. Pp. 51-60. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.12.008
  67. Peng Z., Klomek A.B., Li L., Su X., Sillanmäki L., Chudal R., Sourander A. Associations between Chinese adolescents subjected to traditional and cyber bullying and suicidal ideation, self-harm and suicide attempts // BMC Psychiatry. 2019. Vоl. 19. No. 1. P. 324. https://doi.org/10.1186/s12888-019-2319-9
  68. Pontes H.M. Investigating the differential effects of social networking site addiction and Internet gaming disorder on psychological health // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6. No. 4. Pp. 601-610. https://doi.org/10.1556/2006.6.2017.075
  69. Primack B.A., Shensa A., Escobar-Viera C.G., Barrett E.L., Sidani J.E., Colditz J.B., James A.E. Use of multiple social media platforms and symptoms of depression and anxiety: a nationally-representative study among US young adults // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 69. Pp. 1-9. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.11.013
  70. Priyadarshini C., Dubey R.K., Kumar Y.L.N., Jha R. impact of a social media addiction on employees' wellbeing and work productivity // The Qualitative Report. 2020. Vol. 25. No. 1. Pp. 181-196. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2020.4099
  71. Rumpf H.J., Vermulst A.A., Bischof A., Kastirke N., Gürtler D., Bischof G., Meerkerk G.-J., John U., Meyer C. Occurence of Internet addiction in a general population sample: a Latent Class Analysis // European Addiction Research. 2014. Vol. 20. No. 4. Pp. 159-166. https://doi.org/10.1159/000354321
  72. Sahin C. The predictive level of social media addiction for life satisfaction: a study on university students // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 16. No. 4. Pp. 120-125.
  73. Seyyed M.A., Ali S., Alireza K. The relationship between social networking addiction and academic performance in Iranian students of medical sciences: a crosssectional study // BioMed Central Psychology. 2019. Vol. 7. No. 1. Article 28. https://doi.org/10.1186/s40359-019-0305-0
  74. Shensa A., Escobar-Viera C.G., Sidani J.E., Bowman N.D., Marshal M.P., Primack B.A. Problematic social media use and depressive symptoms among US young adults: a nationally-representative study // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 182. Pp. 150-157. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.03.061
  75. Shin M., Lee J., Chyung Y.J., Kim P.W., Jung S.Y. Integrating psychosocial and cognitive predictors of social networking service addiction tendency using structural equation modeling // Psychologia. 2016. Vol. 59. No. 4. Pp. 182-201. https://doi.org/10.2117/psysoc.2016.182
  76. Sjurs I.R., Fandrem H., Norman J.O., Roland E. Teacher authority in long-lasting cases of bullying: a qualitative study from Norway and Ireland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vоl. 16. No. 7. 1163. https://doi.org/10.3390/ijerph16071163
  77. Sorrentino A., Baldry A.C., Farrington D.P. The efficacy of the tabby improved prevention and intervention program in reducing cyberbullying and cybervictimization among students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. No. 11. 2536. https://doi.org/10.3390/ijerph15112536
  78. Tunc-Aksan A., Akbay S.E. Smartphone addiction, fear of missing out, and perceived competence as predictors of social media addiction of adolescents // European Journal of Educational Research. 2019. Vol. 8. No. 2. Pp. 559-566. https://doi.org/10.12973/eu-jer.8.2.559
  79. Turel O., Poppa N., Gil-Or O. Neuroticism magnifies the detrimental association between social media addiction symptoms and wellbeing in women, but not in men: a three-way moderation model // Psychiatric Quarterly. 2018. Vol. 89. No. 3. Pp. 605-619. https://doi.org/10.1007/s11126-018-9563-x
  80. Van Hee C., Jacobs G., Emmery C., Desmet B., Lefever E., Verhoeven B., De Pauw G., Daelemans W., Hoste V. Automatic detection of cyberbullying in social media text // PLoS One. 2018. Vоl. 13. No. 10. e0203794. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0203794
  81. Xuan Y.J., Amat M.A.C. Social media addiction and young people: a systematic review of literature // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7. No. 13. Pp. 537-541. https://doi.org/10.31838/jcr.07.13.97
  82. Zivnuska S., Carlson J.R., Carlson D.S., Harris R.B., Harris K.J. Social media addiction and social media reactions: the implications for job performance // The Journal of Social Psychology. 2019. Vol. 159. No. 6. Pp. 746-760. https://doi.org/10.1080/00224545.2019.1578725

© Шейнов В.П., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах