Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На фоне социальных изменений последних десятилетний, усиления приоритетности роли «ребенка» по отношению к роли «взрослого» современные подростки встают перед выбором стратегий взросления, который сопровождается внутренней конфликтностью, противоречием между закономерностями развития, в том числе социального, и современными культурными императивами. Эта актуальная проблема и легла в основу настоящего исследования. Обсуждается проблема взросления современных российских подростков в контексте профессиональной самоопределенности. Профессиональная самоопределенность рассматривается как фактор позитивного принятия взросления, обусловленного определенными ценностными ориентациями. Предполагается, что осуществленный подростками выбор будущей профессии (профессиональная самоопределенность) повышает их самооценку взрослости, а в качестве предикторов самооценки взрослости могут выступать ценностные ориентации, определяющие смысл взросления для подростков. Участниками исследования были 302 подростка мужского пола в возрасте 14-17 лет: 148 обучающихся Суворовского училища МВД России и 154 обучающихся общеобразовательных школ. Исследование проводилось с использованием метода анкетирования, модифицированной методики изучения самооценки Дембо - Рубинштейн, ценностного опросника Ш. Шварца. Математическая обработка осуществлялась с помощью сравнительного (φ* Фишера и U ( Z ) Манна - Уитни), дисперсионного ( F ) и регрессионного ( В ) анализов. В результате выявлено, что профессиональная самоопределенность подростков повышает их самооценку взрослости. Она связана фактором первичной профессиональной социализации, а именно условиями образовательной среды, в которой проходит взросление. Ценностные ориентации подростков являются предикторами самооценки их взрослости, при этом они опосредуются групповыми, гендерными и социальными стереотипами в представлениях о «взрослом» и роли «взрослого».

Полный текст

Введение Возрастающая актуальность исследований взросления в современной психологической науке обусловлена рядом причин: во-первых, это наблюдаемые в социальной практике изменения моделей взросления и расширение спектра его траекторий (Поливанова, 2012); во-вторых, тенденция к социально-психологическому инфантилизму молодых поколений (Толстых, 2015; Майорова-Щеглова, Митрофанова, 2020); в-третьих, усиление культа детства в информационном пространстве (Arnett, 2011; Павленко, 2016); в-четвертых, утверждение в общественном сознании приоритетности юности над зрелостью (Parameswaran, 2020). Так, на фоне транслируемого далеко не позитивного и не ценного образа взрослости происходит необратимый, но вполне естественный процесс взросления подрастающих поколений. Под взрослением понимается процесс усвоения подростком нормативных эталонов ролевого поведения взрослого и воспроизведение данного поведения (Безгодова, 2017). В исследованиях показано, что современные подростки в отличие от своих сверстников других поколений воспринимают процесс взросления неоднозначно (Arnett, 2011; Lane, 2020; Schwartz et al., 2005; Shanahan, 2003; Митрофанова, 2019; Терещенко, Чуб, 2019). Переживаемый внутренний конфликт по-разному сказывается на их субъективном благополучии: в том случае, если предиктором выступает понимание подростком взросления как времени негативизма и неопределенности, субъективное благополучие подростка снижается и возрастает неудовлетворенность жизнью, в то время как понимание взросления как времени экспериментов и возможностей - это предиктор удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия подростков (Lane, 2020; Peer, Mcauslan, 2016; Терещенко, Чуб, 2019). В зарубежных исследованиях показано, что реакцией на переживание ситуации неопределенности своего взросления подростками становится «великая рецессия» (Great Recession) ценностей (Peer, McAuslan, 2016; Schoon, Mortimer, 2017), то есть подросток провозглашает себя и свои интересы центральной ценностью, отрицая ценности коллективного существования (Galanaki, Sideridis, 2019). Безусловно, с одной стороны, это связано с ценностным плюрализмом и ценностным релятивизмом современного мира, где в одном социальном пространстве принимаются противоположные ценностные ориентиры и нет правильных ценностных ориентаций; с другой стороны, подросток понимает, что ценности должны соотноситься с его возможностями, чтобы придерживаться их (Skulborstad, Hermann, 2016). Учитывая, что референтные группы и группы членства благодаря усилению виртуальных способов взаимодействия часто не одни и те же, подросток может присваивать ценностные ориентации групп, с членами которых в реальной жизни не взаимодействует, а его реальная жизненная ситуация не предоставляет ему возможностей для реализации тех целей, которые детерминированы интериоризированными ценностными ориентациями. Очевидно, что у подростка возникает конфликт между желаемыми и возможными для него вариантами взрослости, что усугубляет ситуацию и вызывает сопротивление взрослению (Arnett, 2011; Schwartz et al., 2005), принятию роли «взрослого». Традиционно в качестве маркеров взрослости выступает выполнение человеком профессиональных и семейных ролей, которое, однако, отличается гендерной специфичностью (Fuente et al., 2020), в частности, в традиционных обществах профессиональные роли считаются в большей степени нормативными для маскулинного варианта взрослости (Ключко, 2016; Никитина, 2011), а семейные роли (супружеская и родительская) для фемининного (Клецина, Иоффе, 2019; Уле, 2011). Вместе с тем семейные роли в современном обществе не всегда являются маркером взрослости, поскольку институт семьи за последние несколько десятилетий претерпел значительные изменения, поэтому «взрослый» и «имеющий свою семью» уже далеко не тождественны друг другу (Митрофанова, 2019). Взрослость все чаще ассоциируют с самостоятельностью и независимостью, прежде всего, экономической, которая чаще всего означает выполнение человеком профессиональной роли и/или умение обеспечить свое существование. Поэтому совершение профессионального выбора можно считать одним из этапов взросления, прежде всего, касающегося внутренней психологической готовности стать взрослым (Cotton et al., 1997; Сыманюк и др., 2019). Между тем данное утверждение в современных социальных реалиях проверено не было, так же как и не изучены психологические ресурсы и ценностные основания, мотивирующие принятие подростком «дискредитированной» в обществе роли «взрослого». Однако в исследованиях отмечается, что интериоризация ценностей, в том числе и ценности взросления, также имеет гендерную специфику. К примеру, юноши в большей степени, чем девушки, присваивают транслируемые и воспитываемые ценностные установки, касающиеся различных аспектов жизни (Pratt et al., 2003), а также поддерживают ценностные ориентации группы членства. Доказательством данного положения могут быть исследования ценностных ориентаций в гомогенных мужских подростковых группах - курсантов военных училищ (Голянич и др., 2020; Иванов и др., 2020). Можно предполагать, что в таких группах процесс взросления и принятия роли взрослого происходит сбалансированно и не встречает внутреннего сопротивления у подростка, поскольку в большинстве своем, обучаясь в специализированном учебном заведении профессиональной направленности, транслирующем и воспитывающем просоциальные коллективистские ценности (патриотизм, воинский долг, безопасность других и т. д.) (Иванов и др., 2020), подростки движутся по заданной траектории взросления с очевидной и принимаемой для них целью. Тем не менее утверждать это можно только гипотетически. В этой связи нами были сформулированы исследовательские вопросы: 1. Действительно ли подростки мужского пола, обучающиеся в гендерно специфичных учебных заведениях профессиональной направленности, имеют более сформированные профессиональные планы в сравнении с подростками, обучающимися в общеобразовательных школах? 2. Служит ли профессиональная самоопределенность фактором принятия взрослости и взросления? 3. Являются ли просоциальные ценностные ориентации подростков предикторами принятия взросления? Таким образом, цель исследования - определение влияния профессиональной самоопределенности на самооценку взрослости подростков, а также выявление психологических предикторов взросления. В частности, мы предположили, что осуществленный подростками выбор будущей профессии (профессиональная самоопределенность) повышает их самооценку взрослости, а в качестве предикторов самооценки взрослости могут выступать ценностные ориентации как определяющие смысл взросления для подростков. Процедура и методы исследования В исследовании приняли участие 302 подростка в возрасте 14-17 лет (все мужского пола), в том числе 148 подростков, обучающихся в Суворовском училище МВД России (далее - СВУ), и 154 подростка, обучающихся в общеобразовательных школах, составивших группу сравнения (далее - ГС). Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью: 1) анкетирования, в ходе которого, помимо социально-демографических данных, фиксировалось наличие или отсутствие у подростка сформированных профессиональных планов (закрытый вопрос, предполагающий положительный или отрицательный ответ), а также, в случае наличия, их характер (закрытый вопрос, предполагающий ответ о наличии профессиональных планов, связанных со службой в МВД или не связанных с МВД); 2) методики изучения самооценки Дембо - Рубинштейн, модифицированной в соответствии с целью нашего исследования таким образом, чтобы оценивать с ее помощью актуальную самооценку и уровень притязаний в континууме «ребенок - взрослый» с использованием 100-балльной шкалы, представленной в виде отрезка длиной 100 мм, на котором подросткам предлагалось отметить достигнутый к настоящему моменту уровень взрослости, а также желаемый уровень взрослости (Микляева, 2018); 3) ценностного опросника Ш. Шварца (Карандашев, 2004), позволяющего охарактеризовать ценностные ориентации на двух уровнях: убеждений (нормативных идеалов) и поведения (индивидуальных приоритетов), первичные эмпирические данные подвергались центрированию для повышения надежности выводов. Математическая обработка осуществлялась с помощью расчета описательных статистик (M ± S), сравнительного (φ* Фишера и U (Z) Манна - Уитни для независимых выборок), однофакторного дисперсионного (F) и регрессионного (В) анализов. Сравнительный и дисперсионный анализы применяись для сопоставления значения показателей, полученных в группах СВУ и ГС, выбору способа сопоставления конкретных параметров предшествовала проверка характера распределения с помощью критерия Колмогорова - Смирнова, на основании результатов которой предпочтение отдавалось параметрическому или непараметрическому методу сравнения. Помимо этого, однофакторный дисперсионный анализ применялся также для сопоставления данных подгрупп подростков СВУ и ГС, различающихся по критерию «Уровень профессиональной самоопределенности». Расчеты производились с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0. Результаты исследования В табл. 1 представлены результаты изучения самооценки взрослости в выборках СВУ и ГС. Полученные с помощью дисперсионного анализа результаты свидетельствуют о том, что показатели актуальной самооценки взрослости достоверно выше в выборке подростков СВУ, в то время как уровень притязаний в этой сфере в выборках СВУ и ГС практически не различается. Разрыв между уровнем актуальной самооценки взрослости и притязаниями в этой сфере выше в выборке ГС, что указывает на большую внутриличностную конфликтность, связанную с взрослением. Таблица 1 / Table 1 Самооценка взрослости в группах СВУ и ГС: результаты дисперсионного анализа / Self-assessment of adulthood in the Suvorov Military School (SMS) and control groups (CG): results of variance analysis Параметры / Characteristics Подростки СВУ / SMS Adolescents, M ± S Подростки ГС / CG Adolescents, M ± S F p Взрослость (актуальная самооценка) / Adulthood (current self-assessment) 66,91 ± 17,57 59,73 ± 21,24 3,02 ≤0,05 Взрослость (притязания) / Adulthood (pretensions) 77,89 ± 23,09 75,85 ± 18,77 1,77 ≥0,05 Таблица 2 / Table 2 Самооценка взрослости у подростков в контексте определенности профессионального выбора: результаты дисперсионного анализа / Adolescents’ self-assessment of adulthood in the context of their certainty about the chosen profession: results of variance analysis Параметры / Characteristics Определившиеся с выбором будущей профессией / Certain about their future profession Не определившиеся с выбором будущей профессией / Uncertain about their future profession F p Подростки СВУ / SMS Adolescents Взрослость (самооценка) / Adulthood (current self-assessment) 69,74 ± 16,74 60,25 ± 17,91 3,06 ≤0,05 Взрослость (притязания) / Adulthood (pretensions) 81,31 ± 20,28 69,86 ± 27,28 3,57 ≤0,01 Подростки ГС / CG Adolescents CG Adolescents Взрослость (самооценка) / Adulthood (current self-assessment) 59,73 ± 21,24 57,96 ± 20,64 1,69 ≥0,05 Взрослость (притязания) / Adulthood (pretensions) 75,85 ± 18,77 74,12 ± 19,09 1,51 ≥0,05 Согласно результатам анкетирования, количество подростков, определившихся с будущей профессией, достоверно выше в выборке СВУ, в которой не имеют сформированных профессиональных планов 33,78 % опрошенных, в то время как в выборке ГС в такой ситуации находятся более половины респондентов (56,49 %), различия статистически достоверны (φ* = 1,74, р < 0,05). При этом профессиональные планы подростков СВУ в подавляющем большинстве случаев связаны со службой в МВД, в выборке ГС спектр будущих профессий, на которых остановили свой выбор опрошенные, крайне широк. Однофакторный дисперсионный анализ по критерию «профессиональная самоопределенность», реализованный отдельно для выборок СВУ и ГС, показал, что фактор профессиональной самоопределенности вносит статистически значимый вклад в самооценку взросления подростков СВУ, определяя более высокие значения соответствующих показателей у определившихся с будущей профессией подростков, в выборке ГС наблюдается аналогичная тенденция, которая, однако, значительно менее выражена и не достигает уровня статистической достоверности (табл. 2). Сравнительный анализ не позволил выявить достоверных различий в ценностных профилях групп СВУ и ГС, за исключением соотношения ценностей комформности и самостоятельности, первая из которых занимает существенно более высокое место в ранговой структуре ценностной на уровне нормативных идеалов в выборке СВУ, а вторая - ГС (Z = 3,12, p < 0,05 и Z = 3,01, p < 0,05 соответственно) (рисунок). Власть / Power Власть / Power Самостоятельность / Self-Direction Самостоятельность / Self-Direction Рисунок. Соотношение ранговых показателей ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов в выборках СВУ и ГС Figure. Relation of rank value indicators at the level of normative ideals and individual priorities in the samples of SMS and CG adolescents Различий между ценностными профилями определившихся и не определившихся с будущей профессией подростков ГС обнаружено не было. В выборке СВУ профили ценностей подростков, различающихся по показателю профессиональной самоопределенности, также в целом схожи, зафиксировано единственное статистически достоверное различие, связанное с самостоятельностью, ценность которой (на уровне индивидуального поведения) оказалась достоверно выше в выборке подростков СВУ, определившихся с будущей профессией и, в частности, не планирующих связать свою дальнейшую жизнь со службой в МВД (F = 2,99, р < 0,05). С помощью регрессионного анализа было установлено, что фактор определенности профессионального выбора оказывает влияние на ценностную опосредованность самооценки взрослости в выборке подростков (табл. 3). Так, универсальным отрицательным предиктором актуальной самооценки взрослости в группах подростков СВУ и ГС, имеющих сформированные профессиональные планы, является ценность гедонизма (на уровне индивидуальных приоритетов), который, однако определяет не слишком большой процент дисперсии зависимой переменной (13 и 18 % в выборках СВУ и ГС соответственно). Значительно более сильные (45 %) ценностные предикторы актуальной самооценки взрослости обнаружены в группе профессионально не определившихся подростков СВУ. В их число вошли ценности (на уровне индивидуальных приоритетов) универсализма, а также, с отрицательным знаком, доброты и достижений. В притязания в сфере оценки собственной взрослости в группе подростков СВУ, не имеющих определенных профессиональных планов, существенный вклад (51 %) вносят ценности стимуляции и власти, а также, с отрицательным знаком, достижения. Для группы подростков ГС, не имеющих к настоящему времени профессиональных планов, статистически значимых регрессионных моделей получить не удалось. Таблица 3 / Table 3 Результаты регрессионного анализа (зависимые переменные - оценки взрослости, независимые переменные - ценности на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов) / Results of regression analysis (dependent variables - estimates of adulthood, independent variables - values at the level of normative ideals and individual priorities) Предикторы / Predictors В p Для показателя актуальной самооценки взрослости в выборке СВУ, определившиеся с будущей профессией подростки (r2 = 0,13) / For the indicator of actual self-assessment of adulthood in the sample of SMS adolescents who were certain about their future profession (r2 = 0.13) Гедонизм (индивидуальные приоритеты) / Hedonism (individual priorities) -0,26 ≤0,05 Для показателя актуальной самооценки взрослости в выборке ГС, определившиеся с будущей профессией подростки (r2 = 0,18) / For the indicator of actual self- assessment of adulthood in the sample of CG adolescents who were certain about their future profession (r2 = 0.18) Гедонизм (индивидуальные приоритеты) / Hedonism (individual priorities) -0,36 ≤0,05 Для показателя актуальной самооценки взрослости в выборке СВУ, не определившиеся с будущей профессией подростки (r2 = 0,45) / For the indicator of actual self-assessment of adulthood in the sample of SMS adolescents who were certain about their future profession (r2 = 0.45) Доброта (индивидуальные приоритеты) / Benevolence (individual priorities) -0,78 ≤0,01 Универсализм (индивидуальные приоритеты) / Universalism (individual priorities) 0,45 ≤0,05 Достижения (индивидуальные приоритеты) / Achievements (individual priorities) -0,64 ≤0,01 Для показателя притязаний на взрослость в выборке СВУ, не определившиеся с будущей профессией подростки (r2 = 0,51) / For the indicator of pretensions to adulthood in the sample of SMS adolescents who were certain about their future profession (r2 = 0.51) Стимуляция (индивидуальные приоритеты) / Stimulation (individual priorities) 0,38 ≤0,05 Достижения (индивидуальные приоритеты) / Achievements (individual priorities) -0,46 ≤0,05 Власть (индивидуальные приоритеты) / Power (individual priorities) 0,49 ≤0,05 Обсуждение результатов В логике сформулированных исследовательских предположений можно утверждать, что «профессиональная самоопределенность» влияет на самооценку взрослости подростков. Очевидно, что определенность профессионального выбора играет значительную роль в самооценке взрослости и уровне притязаний подростков. Безусловно, исследование было проведено на однородной по полу выборке. Известно, что роль профессионального самоопределения в традиционных гендерных нормативах маскулинности значительно выше. По этой причине очевидно, что подростки, определившиеся с выбором профессии, таким образом приблизились как в собственном понимании, так и в глазах общества к реализации социальной роли взрослого мужчины, что придает им большую уверенность и влияет на самооценку взрослости. Однако полученные результаты нельзя распространить на всех подростков, поскольку данный вывод может оказаться гендерно специфичным. В исследованиях показано, что для девочек даже в эгалитарных моделях гендерной социализации значимыми являются семейные роли жены и матери, а в традиционных моделях могут полностью заменить профессиональные, особенно при наличии «успешных» примеров или под влиянием пропаганды традиционных ценностей. Также полученные результаты свидетельствуют о том, что формированию профессиональной самоопределенности подростков способствует образовательная среда. Достоверные различия по показателю «профессиональная самоопределенность» в группе подростков - курсантов СВУ по сравнению с подростками, обучающимися в общеобразовательных школах, убедительно доказывают, что вовлеченность подростка в учебную деятельность, имеющую профессиональный уклон, помогает ему понять собственные профессиональные мотивы, готовность или, наоборот, неготовность к данной профессии, и впоследствии осознанно осуществить профессиональный выбор. Кроме того, полученные данные иллюстрируют тенденцию к диффузному характеру профессионального определения у подростков, обучающихся в общеобразовательных школах, и их низкую готовность к совершению профессионального выбора, что в итоге зачастую приводит к случайному профессиональному самоопределению (поступление туда, где подойдут результаты ЕГЭ) и, как следствие, нелинейной профессиональной социализации. Второй исследовательский вопрос подразумевал выявление ценностных ориентаций, служащих предикторами самооценки взрослости. Отличий в ценностных профилях подростков в зависимости от образовательной среды обнаружено не было. Вероятно, это обусловлено тем, что современные подростки, несмотря на обучение в различной по степени открытости образовательной среде, социализируются в одном информационном пространстве. Однако образовательная среда накладывает определенный отпечаток на представление о нормативных ценностях. Признание нормативности конформизма характерно для курсантов в выборке СВУ, что может быть обусловлено профессиональной подготовкой к служебной деятельности, которая должна служить охране правопорядка и законности, что требует от профессионала приверженности общественным ценностям и нормам права, а также организацией образовательной среды военного учебного заведения (строгий распорядок, форма, атрибутика и т. д.) (Иванов и др., 2020). Тем не менее подростки, решившие не продолжать свою карьеру в силовых структурах и выбрать иной профессиональный путь, отличаются ориентацией на самостоятельность и независимость, что сближает их с подростками из общеобразовательных школ, которые придерживаются ценности самостоятельности как нормативного идеала, что является отражением, прежде всего, возрастных особенностей и обусловлено основной целью взросления, транслируемой социальными институтами. Для подростков, определившихся с профессиональными планами, вне зависимости от типа образовательного учреждения отрицательным предиктором самооценки взросления является гедонизм. Очевидно, что бо́льшая идентификация с ролью взрослого связана представлением об отказе «взрослого» от жизни только для собственного удовольствия. В данных установках, вероятно, ассимилируется социальное представление об ограничениях позиции взрослого, о его ориентации на соотнесение своих потребностей с потребностями окружающих, социальными императивами. С другой стороны, это подтверждает результаты исследований, в которых говорится о том, что приверженность просоциальным ценностям делает принятие роли «взрослого» менее конфликтной. Для неопределившихся с профессиональными планами подростков СВУ негативным предиктором самооценки взросления являются ценности доброты и достижений, по сути, фрустрация ценности достижения блокирует планирование в профессиональной сфере, поскольку, как правило, достижениями считаются именно достижения в профессиональной сфере, прежде всего, для мужчины. Ценность доброты как позитивная и конструктивная направленность в отношениях с людьми из ближнего круга может отождествляться подростком с отрицанием независимости и самостоятельности. Вероятно, подростки считают доброту признаком «слабости» и «женственности», что характерно для гомогенных мужских групп, так или иначе связанных с гендерно специфичными профессиями. Поэтому «взрослый» мужчина не должен обладать традиционно фемининными чертами. Кроме того, уровень их притязаний на взрослость обусловлен ориентациями на ценности власти и стимуляции, желанием превосходства над другими людьми и поиском «острых ощущений», то есть статус «взрослого» воспринимается ими как возможность реализации этих устремлений на фоне отказа от достижений. Этот результат с точки зрения прогнозирования вариантов последующей социализации этих подростков может интерпретироваться неоднозначно, поскольку подобные ориентиры могут привести к различного рода поведенческим девиациям. Заключение Обобщая полученные результаты, можно утверждать, что профессиональная самоопределенность подростков повышает их самооценку взрослости. В свою очередь, профессиональная самоопределенность подростков связана с фактором условий первичной профессиональной социализации, а именно с условиями образовательной среды, в которой проходит взросление. Ценностные ориентации подростков являются предикторами их самооценки собственной взрослости, при этом опосредуются групповыми, гендерными, и социальными стереотипами в представлениях о «взрослом» и роли «взрослого». В частности, «гедонизм» на уровне индивидуальных приоритетов выступает отрицательным предиктором самооценки взрослости у определившихся с профессиональным выбором подростков. «Достижение» является отрицательным предиктором как самооценки взрослости, так и уровня притязаний на взрослость у подростков, не определившихся с профессиональным выбором. Кроме того, предикторами самооценки взрослости подростков, не определившихся с профессиональным выбором, являются «доброта» (отрицательным), «универсализм» (положительным), а уровня притязаний на взрослость - «власть» и «стимуляция». Учитывая, что исследование проводилось на однородных по полу выборках подростков, полученные результаты требуют проверки на выборке подростков женского пола.

×

Об авторах

Светлана Александровна Безгодова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.bezgodova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5425-7838

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии человека, директор Института психологии

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48, корп. 11

Алина Владимировна Кулинченко

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: kulinchenko95@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-8768-8439

адъюнкт кафедры юридической психологии, Учебно-научный комплекс по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

Анастасия Владимировна Микляева

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Email: a.miklyaeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8389-2275

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Институт психологии

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48, корп. 11

Валентин Анатольевич Шаповал

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: vash23@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0521-5388

кандидат медицинских наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии, Учебно-научный комплекс по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

Список литературы

  1. Безгодова С.А. Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода // Интегративный подход к познанию психологии человека / под ред. Е.Ю. Коржовой. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 223-233
  2. Голянич В.М., Шаповал В.А., Бондарук А.Ф. Особенности ценностных ориентаций воспитанников Суворовского военного училища МВД России // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 239-247. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-73
  3. Иванов М.С., Утюганов А.А., Яницкий М.С., Серый А.В. Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров Российской национальной гвардии: на примере курсантов - будущих офицеров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. No 3. С. 440-458. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-440-458
  4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  5. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 72-90. https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.3.6
  6. Ключко О.И. Модели полоролевой социализации в российском образовании // Женщина в российском обществе. 2016. № 1 (78). С. 80-91.
  7. Майорова-Щеглова С.Н., Митрофанова С.Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 25-39. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102
  8. Микляева А.В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Социально-психологический подход к проблеме инфантилизации личности в условиях современной социальной действительности. Дюссельдорф: Lap Lambert, 2018. 224 с.
  9. Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 4. С. 53-82.
  10. Никитина А.А. Изучение «Мужской идентичности» в российской гендерной психологии // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 20-24.
  11. Павленко Е.С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. № 2. С. 258-279.
  12. Поливанова К.Н. Взросление в современном мире // Образовательная политика. 2012. № 3 (59). С. 76-82.
  13. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Закревская О.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 192-202. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.16
  14. Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 230-239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239
  15. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7-24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402
  16. Уле М. Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 4 (8). С. 75-86.
  17. Arnett J.J. Emerging adulthood(s): the cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology: new synthesis in theory, research, and policy / ed. by J.J. Arnett. Oxford: University Press, 2011. Рp. 255-275. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195383430.003.0012
  18. Cotton L., Bynum D.R., Madhere S. Socialization forces and the stability of work values from late adolescence to early adulthood // Psychological Reports. 1997. Vol. 80. No. 1. Рp. 115-124. https://doi.org/10.2466/pr0.1997.80.1.115
  19. Fuente R., de la, Jiménez A., Sánchez-Queija I., Lizaso I. Flourishing during emerging adulthood from a gender perspective // Journal of Happiness Studies. 2020. Vol. 21. Pp. 1-20. https://doi.org/10.1007/s10902-019-00204-9
  20. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of emerging adulthood, criteria for adulthood, and identity development in greek studying youth: a person-centered // Emerging Adulthood. 2019. Vol. 6. No. 7. Pp. 411-431. https://doi.org/10.1177/2167696818777040
  21. Lane J.A. Attachment, ego resilience, emerging adulthood, social resources, and well-being among traditional-aged college students // Professional Counselor. 2020. Vol. 2. No. 10. Pp. 157-169. https://doi.org/10.15241/jal.10.2.157
  22. Parameswaran G. The social historical roots of the concept of emerging adulthood and its impact on early adults // Theory & Psychology. 2020. Vol. 1. No. 30. Pp. 18-35. https://doi.org/10.1177/0959354319876985
  23. Peer J., McAuslan P. Self-doubt during emerging adulthood // Emerging Adulthood. 2016. Vol. 4. No. 3. Pp. 176-185. https://doi.org/10.1177/2167696815579828
  24. Pratt M., Hunsberger B., Pancer S., Alisat S. A longitudinal analysis of personal values socialization: correlates of a moral self-ideal in late adolescence // Social Development. 2003. Vol. 12. Pp. 563-585. https://doi.org/10.1111/1467-9507.00249
  25. Schoon I., Mortimer J. Youth and the great recession: are values, achievement orientation and outlook to the future affected? // International Journal of Psychology. 2017. Vol. 52. Pp. 1-8. https://doi.org/10.1002/ijop.12400
  26. Schwartz S., Cote J., Arnett J. Identity and agency in emerging adulthood: two developmental routes in the individualization process // Youth and Society. 2005. Vol. 37. Pp. 201-229. https://doi.org/10.1177/0044118X05275965
  27. Shanahan M. Pathways to adulthood in changing societies: variability and mechanisms in life course perspective // Annual Review of Sociology. 2003. Vol. 26. Pp. 667-692. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.667
  28. Skulborstad H.M., Hermann A.D. Individual difference predictors of the experience of emerging adulthood // Emerging Adulthood. 2016. Vol. 4. No. 3. Pp. 168-175. https://doi.org/10.1177/2167696815579820

© Безгодова С.А., Кулинченко А.В., Микляева А.В., Шаповал В.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах