От прототипических к иконографическим стимулам: потенциал образов в изучении социальных представлений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Когда психологов интересует образ социального объекта, они изучают, что люди думают об этом объекте, как восприняли его, как проинтерпретировали это восприятие. Полностью соглашаясь с идеей о том, что применение иконографических стимулов может усилить традиционные методы, приемы и техники, которые используются для изучения социального представления, в настоящем исследовании авторы представили две техники: 1) прототипических стимулов, предложенную во второй половине 1980-х годов Галли и Нигро; 2) иконографических стимулов, творчески интегрирующую образы и слова в единый инструмент, недавно разработанную Галли, Фазанелли и Шембером для изучения социального представления о культуре. Исследования, обзор которых представлен в статье, ясно демонстрируют, что образ обладает огромной притягательной силой, силой, которую часто не имеет слово. Именно образы заставляют людей задуматься, помогают им размышлять над вопросами, касающимися фундаментальных аспектов повседневной жизни. Предложенная в статье разработка мультиметодического подхода к исследованию социальных представлений является лишь отправной точкой для размышлений, новые и более четко организованные исследования смогут подкрепить эвристическими доказательствами то, что пока выглядит как гипотеза, которая в любом случае потребует более широких и совместных междисциплинарных усилий.

Об авторах

Ида Галли

Неаполитанский университет имени Фридриха II

Автор, ответственный за переписку.
Email: idagalli@unina.it
ORCID iD: 0000-0001-5159-9162

Ph.D., профессор социальной психологии департамента социальных наук

Итальянская Республика, 80138, Неаполь, Vico Monte della Pietà, д. 1

Роберто Фазанелли

Неаполитанский университет имени Фридриха II

Email: roberto.fasanelli@unina.it
ORCID iD: 0000-0001-8908-3284

Ph.D. в области психологии здоровья, предотвращения индивидуальных и социальных рисков, доцент кафедры социальной психологии и психологии риска департамента социальных наук

Итальянская Республика, 80138, Неаполь, Vico Monte della Pietà, д. 1

Список литературы

  1. Abric, J.-C. (1987). Coopération, compétition et représentations sociales. Cousset: Del Val.
  2. Barale, A. (2009). La malinconia dell'immagine: rappresentazione e significato in Walter Benjamin e Aby Warburg. Firenze: Firenze University Press.
  3. Boehm, G. (2009). La svolta iconica. Modernità, identità, potere. Roma: Meltemi.
  4. Cacciari, M. (2017). Generare Dio. Bologna: il Mulino.
  5. Calvino, I. (1988). Lezioni americane. Milano: Garzanti.
  6. Dallari, M. (2018). Dire le immagini, vedere le parole. Metafore e figure della competenza emotiva. Encyclopaideia, 22(50), 1-20.
  7. Darras, B. (1998). L’image, une vue de l’esprit. Etude comparée de la pensée figurative et de la pensée visuelle. Recherches en communication, 9, 77-99.
  8. Rosa, A. S. de, & Farr, R. (2001). Icon and Symbol: Two Sides of the Coin in the Investigation of Social Representations. In F. Buschini & N. Kalampalikis (Eds.), Penser la vie, le social, la nature. Mélanges en hommage à Serge Moscovici (pp. 237-256). Paris: Les Editions de la MSH
  9. Fasanelli, R., Galli, I., & Piscitelli, A. (2020). Social Representations of Covid-19 in the Framework of Risk Psychology. Papers on social representations. 29(2), 8.1-8.36. Retrieved March 1, 2021, from http://psr.iscte-iul.pt/index.php/PSR/index
  10. Fasanelli, R., Galli, I., Riverso, R., & Piscitelli, A. (2020). Social Representations of Insects as Food: An Explorative-Comparative Study among Millennials and X-Generation Consumers. Insects, 11(10), 656. https://doi.org/10.3390/insects11100656
  11. Galli, I. (A cura di). (2008). Del potere e di altri demoni. Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane
  12. Galli, I., & Fasanelli, R. (2020) Public Understanding of Science and Common Sense: Social representations of the human microbiome among the expert and non-expert public. Health Psychology Open, 7(1), 1-14. https://doi.org/10.1177/205510292091323
  13. Galli, I., & Nigro, G. (1989). L'uso di stimoli prototipici nello studio delle rappresentazioni sociali, Psicologia Italiana, 10(1), 13-20
  14. Galli, I., Fasanelli, R., & Schember, E. (2018). The construction of icons as a means of access to the social representation of culture. Culture & Psychology, 24(2), 212-232
  15. Galli, I., Liguori, A., Lorenzi-Cioldi, F., & Fasanelli, R. (2019). Men, Women, and Economic Changes: Social Representations of the Economic Crisis. Interdisciplinaria, 36(2), 283-298. https://doi.org/10.16888/interd.2019.36.2.18
  16. Lyotard, J.F. (2008). Discorso, figura. Milano: Mimesis
  17. Mitchell, W.J.T. (2005). What is an Image? New Literary History, 15(3), 503-537
  18. Molinari, L., & Emiliani, F. (1990). What is an image? The structure of mothers' images of the child and their influence on conversational styles. In G. Duveen & B. Lloyd Bloom (Eds.), Social representations and the development of knowledge (pp. 91-106). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511659874.006
  19. Moliner, P. (1996). Images et représentations sociales. Grenoble, France: Presses Universitaires de Grenoble
  20. Moliner, P. (2008). Représentations sociales et Imagerie Mentale. Communication et Organisation, 34, 13-24. https://doi.org/10.4000/communicationorganisation.547
  21. Moliner, P. (2016). Psychologie sociale de l’image. Grenoble, France: Presses Universitaires de Grenoble.
  22. Moscovici, S. (1961). La psychanalyse, son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France.
  23. Warburg, A. (1896-1901). Symbolismus al Umfangsbestimmung (WIA, III.45.1 e III.45.2, p. 23).

© Галли И., Фазанелли Р., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах