От прототипических к иконографическим стимулам: потенциал образов в изучении социальных представлений
- Авторы: Галли И.1, Фазанелли Р.1
-
Учреждения:
- Неаполитанский университет имени Фридриха II
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021): Развитие теории социальных представлений в России и мирe
- Страницы: 391-401
- Раздел: ИЗОБРАЖЕНИЯ И МЕДИА
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/26911
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2-391-401
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Когда психологов интересует образ социального объекта, они изучают, что люди думают об этом объекте, как восприняли его, как проинтерпретировали это восприятие. Полностью соглашаясь с идеей о том, что применение иконографических стимулов может усилить традиционные методы, приемы и техники, которые используются для изучения социального представления, в настоящем исследовании авторы представили две техники: 1) прототипических стимулов, предложенную во второй половине 1980-х годов Галли и Нигро; 2) иконографических стимулов, творчески интегрирующую образы и слова в единый инструмент, недавно разработанную Галли, Фазанелли и Шембером для изучения социального представления о культуре. Исследования, обзор которых представлен в статье, ясно демонстрируют, что образ обладает огромной притягательной силой, силой, которую часто не имеет слово. Именно образы заставляют людей задуматься, помогают им размышлять над вопросами, касающимися фундаментальных аспектов повседневной жизни. Предложенная в статье разработка мультиметодического подхода к исследованию социальных представлений является лишь отправной точкой для размышлений, новые и более четко организованные исследования смогут подкрепить эвристическими доказательствами то, что пока выглядит как гипотеза, которая в любом случае потребует более широких и совместных междисциплинарных усилий.
Об авторах
Ида Галли
Неаполитанский университет имени Фридриха II
Автор, ответственный за переписку.
Email: idagalli@unina.it
ORCID iD: 0000-0001-5159-9162
Ph.D., профессор социальной психологии департамента социальных наук
Итальянская Республика, 80138, Неаполь, Vico Monte della Pietà, д. 1Роберто Фазанелли
Неаполитанский университет имени Фридриха II
Email: roberto.fasanelli@unina.it
ORCID iD: 0000-0001-8908-3284
Ph.D. в области психологии здоровья, предотвращения индивидуальных и социальных рисков, доцент кафедры социальной психологии и психологии риска департамента социальных наук
Итальянская Республика, 80138, Неаполь, Vico Monte della Pietà, д. 1Список литературы
- Abric, J.-C. (1987). Coopération, compétition et représentations sociales. Cousset: Del Val.
- Barale, A. (2009). La malinconia dell'immagine: rappresentazione e significato in Walter Benjamin e Aby Warburg. Firenze: Firenze University Press.
- Boehm, G. (2009). La svolta iconica. Modernità, identità, potere. Roma: Meltemi.
- Cacciari, M. (2017). Generare Dio. Bologna: il Mulino.
- Calvino, I. (1988). Lezioni americane. Milano: Garzanti.
- Dallari, M. (2018). Dire le immagini, vedere le parole. Metafore e figure della competenza emotiva. Encyclopaideia, 22(50), 1-20.
- Darras, B. (1998). L’image, une vue de l’esprit. Etude comparée de la pensée figurative et de la pensée visuelle. Recherches en communication, 9, 77-99.
- Rosa, A. S. de, & Farr, R. (2001). Icon and Symbol: Two Sides of the Coin in the Investigation of Social Representations. In F. Buschini & N. Kalampalikis (Eds.), Penser la vie, le social, la nature. Mélanges en hommage à Serge Moscovici (pp. 237-256). Paris: Les Editions de la MSH
- Fasanelli, R., Galli, I., & Piscitelli, A. (2020). Social Representations of Covid-19 in the Framework of Risk Psychology. Papers on social representations. 29(2), 8.1-8.36. Retrieved March 1, 2021, from http://psr.iscte-iul.pt/index.php/PSR/index
- Fasanelli, R., Galli, I., Riverso, R., & Piscitelli, A. (2020). Social Representations of Insects as Food: An Explorative-Comparative Study among Millennials and X-Generation Consumers. Insects, 11(10), 656. https://doi.org/10.3390/insects11100656
- Galli, I. (A cura di). (2008). Del potere e di altri demoni. Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane
- Galli, I., & Fasanelli, R. (2020) Public Understanding of Science and Common Sense: Social representations of the human microbiome among the expert and non-expert public. Health Psychology Open, 7(1), 1-14. https://doi.org/10.1177/205510292091323
- Galli, I., & Nigro, G. (1989). L'uso di stimoli prototipici nello studio delle rappresentazioni sociali, Psicologia Italiana, 10(1), 13-20
- Galli, I., Fasanelli, R., & Schember, E. (2018). The construction of icons as a means of access to the social representation of culture. Culture & Psychology, 24(2), 212-232
- Galli, I., Liguori, A., Lorenzi-Cioldi, F., & Fasanelli, R. (2019). Men, Women, and Economic Changes: Social Representations of the Economic Crisis. Interdisciplinaria, 36(2), 283-298. https://doi.org/10.16888/interd.2019.36.2.18
- Lyotard, J.F. (2008). Discorso, figura. Milano: Mimesis
- Mitchell, W.J.T. (2005). What is an Image? New Literary History, 15(3), 503-537
- Molinari, L., & Emiliani, F. (1990). What is an image? The structure of mothers' images of the child and their influence on conversational styles. In G. Duveen & B. Lloyd Bloom (Eds.), Social representations and the development of knowledge (pp. 91-106). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511659874.006
- Moliner, P. (1996). Images et représentations sociales. Grenoble, France: Presses Universitaires de Grenoble
- Moliner, P. (2008). Représentations sociales et Imagerie Mentale. Communication et Organisation, 34, 13-24. https://doi.org/10.4000/communicationorganisation.547
- Moliner, P. (2016). Psychologie sociale de l’image. Grenoble, France: Presses Universitaires de Grenoble.
- Moscovici, S. (1961). La psychanalyse, son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France.
- Warburg, A. (1896-1901). Symbolismus al Umfangsbestimmung (WIA, III.45.1 e III.45.2, p. 23).