Скрытая зона социальных представлений и эффекты (де)маскировки: обзор и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Двадцать лет назад Гимелли и Дешам (2000) выдвинули гипотезу о существовании скрытой зоны социальных представлений. По мнению этих ученых, некоторые части социальных представлений об объектах, описанных как «чувствительные», не выявляются в обычных условиях исследования без дополнительных приемов. Этот фундаментальный вопрос на удивление поздно был поднят в литературе по социальным представлениям, но с тех пор он привлекает все больше внимания исследователей, работающих в данной области. В своей основополагающей работе Гимелли и Дешам предложили методологическую перспективу, позволяющую выявлять такие «невысказанные факты» и проложившую путь для дальнейших исследований, в которых были выдвинуты несколько теоретических интерпретаций и новых методов изучения «скрытой зоны» социальных представлений. При этом исследователям было важно как определить лежащие в основе «маскировки» процессы, так и разработать соответствующие инструменты для выявления контрнормативного содержания, потенциально связанного с определенными объектами представления. В настоящей работе предлагается подвести итоги этих двадцатилетних изысканий и наметить новые направления исследований, ориентированных, с одной стороны, на изучение социально-когнитивных процессов, связанных с феноменом скрытой зоны, а с другой - на поиск новых теоретических и методологических связей с другими концепциями, исследующими аналогичные вопросы.

Об авторах

Патрик Рато

Университет Поля Валери, Монпелье 3

Автор, ответственный за переписку.
Email: patrick.rateau@univ-montp3.fr
ORCID iD: 0000-0001-6340-4676

Ph.D., профессор социальной психологии лаборатории EPSYLON EA4556

Французская Республика, 34080, Монпелье, Rue du Professeur Henri Serres, д. 1

Грегори Ло Монако

Университет Экс-Марсель

Email: gregory.lo-monaco@univ-amu.fr
ORCID iD: 0000-0003-1150-539X

Ph.D., профессор наук об образовании ADEF лаборатории UR 4671

Французская Республика, 13013, Марсель, Avenue Escadrille Normandie-Niemen, д. 52

Список литературы

  1. Abric, J.C. (1976). Jeux, conflits et représentations sociales. Aix-en-Provence: Thèse de Doctorat d’Etat de l’Université de Provence.
  2. Abric, J.-C. (1994). Pratiques sociales et représentations. Presses Universitaires de France.
  3. Abric, J.-C. (2003). La recherche du noyau central et de la zone muette des représentations sociales. In J.-C. Abric (Ed.), Méthodes d’études des représentations sociales (pp. 59-80). Ramonville Saint Agne: Érès.
  4. Albarracin, D., Johnson, B.T., & Zanna, M.P. (2005). Handbook of attitudes. New York: Psychology Press.
  5. Allport, G.W., & Postman, L. (1947). The psychology of rumor. Henry Holt.
  6. Anderson, B.A., Silver, B.D., & Abramson, P.R. (1988). The effects of the race of the interviewer on race-related attitudes of black respondents in SRC/CPS national election studies. Public Opinion Quarterly, 52(3), 289-324. https://doi.org/10.1086/269108
  7. Anderson, C., & Berdahl, J.L. (2002). The experience of power: Examining the effects of power on approach and inhibition tendencies. Journal of Personality and Social Psychology, 83(6), 1362-1377. https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.6.1362
  8. Campbell, B. (1981). Race-of-interviewer effects among southern adolescents. Public Opinion Quarterly, 45, 231-234. http://dx.doi.org/10.1086/268654
  9. Chambers, J.R. (2008). Explaining false uniqueness: Why we are both better and worse than others. Social and Personality Psychology Compass, 2(2), 878-894. https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2008.00076.x
  10. Chesterman, A. (2015). Des prescriptions aux comportements de protection du risque sismique en région Provence-Alpes-Cote-d’Azur. Développement d’un paradigme substitutif. Aix-en-Provence: Thèse de doctorat de l’université d’Aix-Marseille
  11. Chesterman, A., & Rateau, P. (2012a). Implicit social comparison through self-other substitution and its role in behaviour change. 30th International Congress of Psychology, Cap Town (South Africa), 22-27 July 2012
  12. Chesterman, A., & Rateau, P. (2012b). Using self-other substitution to induce pro-environmental behaviour: A new line in behaviour change research. 22nd Conference of the International Association for People-Environment Studies, Glasgow (Scotland), 24-29 June 2012
  13. Chokier, N., & Moliner, P. (2006). La “zone muette” des représentations sociales. Pression normative et/ou comparaison sociale? Bulletin de Psychologie, 3, 281-286. https://doi.org/10.3917/bupsy.483.0281
  14. Chokier, N., & Rateau, P. (2009). Représentations sociales et comparaison soi-autrui. In P. Rateau & P. Moliner (Eds.), Représentations sociales et processus sociocognitifs (pp. 31-44). Rennes: Presses Universitaires de Rennes
  15. Cialdini, R.B., Kallgren, C.A., & Reno, R.R. (1991). A focus theory of normative conduct: A theoretical refinement and reevaluation of the role of norms in human behavior. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology (vol. 24, pp. 201-234). San Diego, CA: Academic Press
  16. Cialdini, R.B., Reno, R.R., & Kallgren, C.A. (1990). A focus theory of normative conduct: Recycling the concept of norms to reduce littering in public places. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 1015-1026. https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.6.1015
  17. Codol, J.-P. (1984). La perception de la similitude interpersonnelle: influence de l’appartenance catégorielle et du point de référence de la comparaison. L’Année Psychologique, 84(1), 43-56. https://www.persee.fr/doc/psy_0003-5033_1984_num_84_1_29000
  18. Davis, D.W. (1997). Nonrandom measurement error and race of interviewer effects among African Americans. Public Opinion Quarterly, 61, 183-207. http://dx.doi.org/10.1086/297792
  19. De Oliveira, P., Dambrun, M., & Guimond, S. (2008). L'effet de la dominance sociale sur les idéologies de légitimation: le rôle modérateur de l'environnement normatif. Revue internationale de psychologie sociale, 21(4), 115-150
  20. De Oliveira, P., Guimond, S., & Dambrun, M. (2012). Power and legitimizing ideologies in hierarchy-enhancing vs. hierarchy-attenuatin environments. Political Psychology, 33(6), 867-885. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2012.00909.x
  21. Degraeve, B., Granié, M.-A., Pravossoudovitch, K., & Lo Monaco, G. (2015). Social representations associated with men and women drivers among French adolescents and adults. Effects of the perceiver’s age, sex, and socioeconomic status. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 34, 1-17. https://doi.org/10.1016/j.trf.2015.07.019
  22. Deschamps, J.C., & Guimelli, C. (2002). La composante émotionnelle des représentations sociales: émotions rapportées et tendances à l’action dans une étude comparative des représentations sociales de l’insécurité en France et en Suisse. Nouvelle Revue de Psychologie Sociale, 1(1), 78-84
  23. Deschamps, J.C., & Guimelli, C. (2004). L’organisation interne des représentations sociales de la sécurité/insécurité et l’hypothèse de la «zone muette». In J.-L. Beauvois, R.-V. Joule & J.-M. Monteil (Eds.), Perspectives cognitives et conduites sociales, (vol. 9, pp. 105-130). Rennes: Presses universitaires de Rennes
  24. Devine, P.G. (1989). Stereotypes and prejudice: Their automatic and controlled components. Journal of Personality and Social Psychology, 56, 5-18. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.1.5
  25. Doise, W. (1973). Relations et représentations intergroupes. In S. Moscovici (Ed.), Introduction à la psychologie sociale (pp. 195-214). Larousse
  26. Dubois, D., Rucker, D.D., & Galinsky, A.D. (2010). The accentuation bias: Money literally larger (and sometimes smarter) than powerless. Social Psychological and Personality Science, 1(3), 199-205. https://doi.org/10.1177/1948550610365170
  27. Falomir-Pichastor, J.-M., Muñoz, D., Invernizzi, F., & Mugny, G. (2004). Perceived in-group threat as a factor moderating the influence of in-group norms on discrimination against foreigners. European Journal of Social Psychology, 34, 135-153. https://doi.org/10.1002/ejsp.189
  28. Fazio, R.H., & Olson, M.A. (2003). Implicit measures in social cognition research: Their meaning and use. Annual Review of Psychology, 54, 297-327. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145225
  29. Fazio, R.H., Jackson, J.R., Dunton, B.C., & Williams, C.J. (1995). Variability in automatic activation as an unobtrusive measure of racial attitudes: A bona fide pipeline? Journal of Personality and Social Psychology, 69(6), 1013-1027. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.6.1013
  30. Fazio, R.H., Sanbonmatsu, D.M., Powell, M.C., & Kardes, F.R. (1986). On the automatic activation of attitudes. Journal of Personality and Social Psychology, 50(2), 229-238. https://doi.org/10.1037/0022-3514.50.2.229
  31. Finkel, S.E., Guterbock, T.M., & Borg, M.J. (1991). Race-of-interviewer effects in a preelection poll Virginia 1989. Public Opinion Quarterly, 55(3), 313-330. https://doi.org/10.1086/269264
  32. Flament, C. (1994). Le plaisir et la rémunération dans la représentation sociale du travail. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 23, 61-69
  33. Flament, C., & Milland, L. (2010). La substitution dans les études de représentations sociales: quel processus impliqué? Psychologie Française, 55(3), 195-210. https://doi.org/10.1016/j.psfr.2010.05.003
  34. Flament, C., & Rouquette, M.-L. (2003). Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin
  35. Flament, C., Guimelli, C., & Abric, J. C. (2006). Effets de masquage dans l'expression d'une représentation sociale. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 1, 15-31. https://doi.org/10.3917/cips.069.0015
  36. Galinsky, A.D., Gruenfeld, D.H., & Magee, J.C. (2003). From Power to Action. Journal of Personality and Social Psychology, 85(3), 453-466. https://doi.org/10.1037/0022-3514.85.3.453
  37. Gilbert, D.T., & Hixon, J.G. (1991). The trouble of thinking: Activation and application of stereotypic beliefs. Journal of Personality and social Psychology, 60(4), 509-517. https://doi.org/10.1037/0022-3514.60.4.509
  38. Goffman, E. (1959). The Presentation of Self in Everyday Life. New York (NY): Doubleday
  39. Greenwald, A.G., & Banaji, M.R. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem and stereotypes. Psychological Review, 102(1), 4-27
  40. Guegan, J., Moliner, P., & Vidal, J. (2013). Enquête en ligne et masquage/démasquage des opinions sensibles: une autre approche des effets de contexte. Revue Internationale de Psychologie Sociale, 26(1), 101-124
  41. Guimelli, C., & Deschamps, J.C. (2000). Effets de contexte sur la production d’associations verbales. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 47-48, 44-54
  42. Guimelli, C., Hidalgo, H., Piermattéo, A., Lo Monaco, G., & Abric, J.C. (2012, Juin). Zone muette des représentations sociales et comportements. 11ème Conférence Internationale sur les Représentations Sociales, Evorà, Portugal
  43. Hardoin, M., & Codol, J.P. (1984). Self and others descriptions: The influence of the descriptions order on categories used. Cahiers de Psychologie Cognitive, 4, 295-302
  44. Hidalgo, M. (2012). Représentations sociales et contextes: études autour de l'expression et des comportements en lien avec les éléments masqués. Aix-en-Provence: Thèse de doctorat de l’Université d’Aix-Marseille
  45. Himmelfarb, S., & Lickteig, C. (1982). Social desirability and the randomized response technique. Journal of Personality and Social Psychology, 43(4), 710-717. https://doi.org/10.1037/0022-3514.43.4.710
  46. Jellison, J., & Green, J. (1981). A self-presentation approach to the fundamental attribution error: The norm of internality. Journal of Personality and Social Psychology, 40, 643-649. https://doi.org/10.1037/0022-3514.40.4.643
  47. Jodelet, D. (1989). Folies et représentations sociales. Paris: Presses universitaires de France
  48. Jones, E.E., & Sigall, H. (1971). The bogus pipeline: A new paradigm for measuring affect and attitude. Psychological Bulletin, 76, 349-364. https://doi.org/10.1037/h0031617
  49. Kallgren, C.A., Reno, R.R., & Cialdini, R.B. (2000). A focus theory of normative conduct: When norms do and do not affect behavior. Personality and Social Psychology Bulletin, 26, 1002-1012. https://doi.org/10.1177/01461672002610009
  50. Kelman, H.C (1958). Compliance, identification, and internalization: Three processes of attitude change. Journal of Conflict Resolution, 2(1), 51-60
  51. Kelman, H.C. (2001). Reflections on social and psychological processes of legitimization and delegitimization. In J.T. Jost & B. Major (Eds.), The psychology of legitimacy. Emerging perspectives on ideology, justice, and intergroup relations (pp. 54-73). Cambridge: Cambridge University Press
  52. Keltner, D., Gruenfeld, D.H., & Anderson, C. (2003). Power, approach, and inhibition. Psychological Review, 110(2), 265-284. https://doi.org/10.1037/0033-295X.110.2.265
  53. Klein, O., Licata, L., Azzi, A.E., & Durala, I. (2003). “How European am I?” Prejudice Expression and the Presentation of Social Identity. Self & Identity, 2, 251-264. https://doi.org/10.1080/15298860309025
  54. Klein, O., Livingston, R.W., & Snyder, M. (2005). Être ou ne pas être politiquement correct? La relation entre préjugé et expression d’impressions stéréotypées en fonction du self-monitoring. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 67/68, 55-64
  55. Kuran, T. (1995). Private truths, public lies: The social consequences of preference falsification. Cambridge (MA): Harvard University Press
  56. Lajunen, T., & Summala, H. (2003). Can we trust self-reports of driving? Effects of impression management on driver behaviour questionnaire responses. Transportation research part F: Traffic psychology and behaviour, 6(2), 97-107. https://doi.org/10.1016/S1369-8478(03)00008-1
  57. Lo Monaco, G., & Guimelli, C. (2011). Hegemonic and polemical beliefs: Culture and consumption in the social representation of wine. The Spanish Journal of Psychology, 14(1), 232-245. https://10.5209/rev_SJOP.2011.v14.n1.21
  58. Lo Monaco, G., Lheureux, F., Chianèse, L., Codaccioni, C., Halimi-Falkowicz, S., & Cano, P. (2009). Contexte d’expression, statut social des intervenants de santé et production d’un discours normatif: le cas de l’alcool et des jeunes. Pratiques psychologiques, 15(3), 367-386. https://doi.org/10.1016/j.prps.2008.02.002
  59. Maner, J.K., & Mead, N.L. (2010). The essential tension between leadership and power: When leaders sacrifice group goals for the sake of self-interest. Journal of Personality and Social Psychology, 99(3), 482-497. https://doi.org/10.1037/a0018559
  60. Maner, J.K., Gailliot, M.T., Butz, D.A., & Peruche, B.M. (2007). Power, risk and the status quo: Does power promote riskier or more conservative decision making? Personality and Social Psychology Bulletin, 33(4), 451-462. https://doi.org/10.1177/0146167206297405
  61. Marks, G., & Miller, N. (1987). Ten years of research on the false-consensus effect: An empirical and theoretical review. Psychological Bulletin, 102, 72-90. https://doi.org/10.1037/0033-2909.102.1.72
  62. Milland, L., & Flament, C. (2010). Les facettes d'une représentations sociale: nouvelle approche des effets de masquage. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 2(86), 213-240.
  63. Moscovici, S. (1961). La psychanalyse, son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France.
  64. Mullen, B., Atkins, J.L., Champion, D.S., Edwards, C., Hardy, D., Story, J.E., & Venderklok, M. (1985). The false consensus effect: A meta-analysis of 115 hypothesis tests. Journal of Experimental Social Psychology, 21, 262-283. https://doi.org/10.1016/0022-1031(85)90020-4
  65. Overbeck, J.R., & Park, B. (2001). When power does not corrupt: Superior individuation processes among powerful perceivers. Journal of Personality and Social Psychology, 81(4), 549-565. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.4.549
  66. Pérez, J.A., & Mugny, G. (1993). Influences sociales: la théorie de l'élaboration du conflit. Neuchâtel: Delachaux et Niestlé
  67. Pettigrew, T.F., & Meertens, R.W. (1995). Subtle and blatant prejudice in Western Europe. European Journal of Social Psychology, 25(1), 57-75. https://doi.org/10.1002/ejsp.2420250106
  68. Piermattéo, A., Lo Monaco, G., Moreau, L., Girandola, F., & Tavani, J.L. (2014). Context variations and pluri-methodological issues concerning the expression of a social representation: The example of the Gypsy Community. The Spanish Journal of Psychology, 17, 1-12. https://10.1017/sjp.2014.84
  69. Rateau, P., & Chesterman, A. (2017). I’m more eco-friendly than other people and I’ll prove it: Substitution and pro-environmental behaviors. IAPS 2017 Symposium, Dar Es Salaam (Tanzanie), 27-29 september 2017
  70. Reno, R.R., Cialdini, R.B., & Kallgren, C.A. (1993). The transsituational influence of social norms. Journal of Personality and Social Psychology, 64, 104-112. https://doi.org/10.1037/0022-3514.64.1.104
  71. Richeson, J.A., & Ambady, N. (2003). Effects or situational power on automatic racial prejudice. Journal of Experimental Social Psychology, 39(2), 177-183. https://doi.org/10.1016/S0022-1031(02)00521-8
  72. Ross, L., Greene, D., & House, P. (1977). The “false consensus effect”: An egocentric bias in social perception and attribution processes. Journal of Experimental Social Psychology, 13(3), 279-301. https://doi.org/10.1016/0022-1031(77)90049-X
  73. Schuman, H., & Converse, J.M. (1971). The effects of black and white interviewers on black responses in 1968. Public Opinion Quarterly, 35(1), 44-68. https://doi.org/10.1086/267866
  74. Stangor, C., Swim, J.K., Van Allen, K.L., & Sechrist, G.B. (2002). Reporting discrimination in public and private contexts. Journal of Personality and Social Psychology, 82(1), 69-74. https://doi.org/10.1037/0022-3514.82.1.69
  75. Sudman, S., & Bradburn, N.M. (1974). Response effects in surveys: A review and synthesis. Chicago: Aldine Publishing
  76. Swingle, P.G. (1970). Exploitative behavior in non-zero-sum games. Journal of Personality and Social Psychology, 16(1), 121-132. https://doi.org/10.1037/h0029844
  77. Tesser, A. (1988). Toward a self-evaluation maintenance model of social behavior. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (vol. 21, pp. 181-227). New York: Academic Press
  78. Trémolière, B., & Rateau, P. (Submitted). You’re heartless, I’m less: Self-image and social norm in moral judgment. https://psyarxiv.com/9qnpy/
  79. Vescio, T.K., Gervais, S.J., Heiphetz, L., & Bloodhart, B. (2009). The stereotypic behaviors of the powerful and their effect on the relatively powerless. In T.D. Nelson (Ed.), Handbook of prejudice, stereotyping, and discrimination (pp. 247-265). Psychology Press
  80. Warner, S.L. (1965). Randomized response: A survey technique for eliminating evasive answer bias. Journal of the American Statistical Association, 60(309), 63-69. https://10.1080/01621459.1965.10480775
  81. Yzerbyt, V. (1997). Automaticité et contrôle. In J.-Ph. Leyens & J.-L. Beauvois (Eds.), La psychologie sociale: l'ère de la cognition (vol. 3, pp. 173-189). Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble

© Рато П., Ло Монако Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах