Джихадизм и обыденное мышление: гипотеза процесса “повторного якорения”
- Авторы: Бен Алайя Д.1
-
Учреждения:
- Тунисский университет Эль-Манар
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021): Развитие теории социальных представлений в России и мирe
- Страницы: 363-374
- Раздел: МНОГООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/26909
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2-363-374
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Доктрина джихадистов-салафитов, лежащая в основе исламистского терроризма, поразившего несколько стран с момента появления Аль-Каиды в конце 1980-х годов, дала начало «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ/ИГ), созданному как «халифат» в 2014 году. Несмотря на официальное военное поражение ИГИЛ в 2019 году, джихадистско-салафитское течение, история которого уходит корнями в далекое прошлое, в настоящее время стоит за рядом атак, ответственность за которые взяли организации или одиночные исполнители, и развивается в направлении того, что Ж. Кепел называет «атмосферой джихадизма». В исследовании предпринята попытка объяснить, почему джихадистский нарратив находит своих сторонников, взяв за парадигмальную основу теорию социальных представлений С. Московиси. Другими словами, принадлежность к джихадистскому течению рассматривается не как проявление отклонения от нормальности или оптимальной рациональности, но как выражение определенного «резонанса» здравого смысла (в понимании Д. Сноу и Р. Бенфорда). Если обратиться к контексту Туниса, то успех джихадистского нарратива объясняется возможностью его использования в качестве интерпретационной сетки и руководства к действию, что позволяет «повторно заякорить» реальность, лишенную смысла. Предлагаемая гипотеза о «повторном якорении» (re-anchoring) подразумевает, что якорение (anchoring), описанное Московиси как один из двух процессов, лежащих в основе формирования социальных представлений (наряду с процессом объективации) о чем-то новом, странном, незнакомом, может происходить не только путем введения нового объекта в уже известную, ранее существовавшую «рамку», но и как замена самой «рамки» на новую. В свою очередь, это позволяет поместить знакомые объекты, утратившие свой смысл именно из-за старой «рамки», в новую. Высказанная гипотеза может предложить теоретическую и эвристическую перспективу, позволяющую представить процесс «якорения» как циклический и неопределенный процесс.
Ключевые слова
Об авторах
Дорра Бен Алайя
Тунисский университет Эль-Манар
Автор, ответственный за переписку.
Email: d.benalaya@gmail.com
Ph.D, преподаватель социальной психологии в Высшем институте гуманитарных наук Туниса
Тунисская Республика, 1068, Тунис, ул. Rommana, д. 94Список литературы
- Bateson, G. (1995). Vers une écologie de l'esprit (Vols. I et II). Paris: Points.
- Beauvois, J.L. (1989). La psychologie quotidienne. Paris: Presses Universitaires de France.
- Ben Alaya, D. (2013). The Tunisian revolution. An object under construction. Papers on Social Representations, 22, 2.1-2.19.
- Ben Alaya, D. (2015). Jeunes et problèmes de société-Etude de base 2. Tunis: The National Youth Observatory & Canada: The International Development Research Centre (Canada).
- Ben Alaya, D., Ben Ismail, R., & Hanine, M. (2020). Pensée sociale et extrémisme violent: résonnances et résistances, Report, Tunis: The Tunisian Forum for Social and Economic Development. Retrieved March 18, 2021, from https://www.ftdes.net/rapports/extremisme.fr.pdf
- Bénichou, D., Khosrokhavar, F., & Migaux, P. (2015). Le jihadisme: Le comprendre pour mieux le combattre. Paris: Plon.
- Bernier, G. (2016). Radicalisme. Dichotomie entre croyance et tolérance. Paris: L’Harmattan.
- Bruno Etienne, B. (1987). L'islamisme radical. The Muslim West and the Mediterranean Revew, 44, 150-151.
- Camus, O. (2004). L'épistémo-idéologie libérale. Normes sociales et processus cognitif. SACO & MSHS Proceedings (pp. 23-26). Poitiers: Poitiers University.
- Carré, O., & Seurat, M. (1983). Les Frères musulmans (1928-1982). Paris: L’Harmattan.
- Charnay, J.P. (2008). Esprit du droit musulman. Paris: Dalloz.
- Crettiez, X. (2011a). High risk activism. Essai sur le processus de radicalisation (première partie). Pôle Sud, (1), 45-60. https://doi.org/10.3917/psud.034.0045
- Crettiez, X. (2011b). High risk activism. Essai sur le processus de radicalisation. Pôle Sud, (2), 97-110. https://doi.org/10.3917/psud.034.0045
- Deconchy, J.-P. (1971). L'orthodoxie religieuse. Paris: Ouvrières Editions.
- Deconchy, J.P. (1989). Psychologie sociale. Croyances et idéologies. Paris: Méridien Kincksiek.
- Deconchy, J.P. (1999). Psychologie sociale des processus idéologiques. In J.L. Beauvois, N. Dubois, & W. Doise (Eds.), La construction sociale de la personne (vol. 4, pp. 113-128). Grenoble: Grenoble University Press
- Deconchy, J.-P. (2000). Les processus idéologiques. In N. Roussiau (Ed.), Psychologie sociale (pp. 113-120). Paris: Press Editions.
- El Karoui, H., & Hodayé, B. (2021). Les militants du djihad. Portrait d’une generation. Paris: Fayard.
- Greenwood, J.-D. (2004). The Disappearance of the social in the American social psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
- Guenon, R. (1973). Aperçus sur l'ésotérisme islamique et le taoïsme (vol. 182). Paris: Gallimard.
- Hecker, M. (2018). Jihadistes in France face à la justice justice. IFRI studies, Strategic Focus, 79.
- Houtsma, M.Th., Arnold, T.W., & Wensinck, A.J. (1913-1936). “Taṣawwuf “. In Brill's First Encyclopaedia of Islam (vol. VIII, pp. 681-682). Leiden: Brill.
- Huttington, S. (1993). The clash of civilizations? Foreign Affairs, 72(3), 22-49.
- Huttington, S. (1996). The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. NY: Simon & Schuster.
- International Crisis Group (2013). Tunisie: Violences et défis salafistes, n° 137, Middle East & North Africa. Retrived June 7, 2021, from https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/tunisia-violence-and-the-salafi-challenge-french.pdf
- Kalampalikis, N. (2013). Foreword. In S. Moscovici (Ed.), Le scandale de la pensée sociale (pp. 7-18). Paris: Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales.
- Kepel, G. (2021). Le prophète et la pandémie. Du Moyen-Orient au djihadisme d’atmosphère. Paris: Gallimard.
- Khosrokhavar, F. (2014). Radicalisation. Paris: Maison des Sciences de l’Homme Editions.
- Kruglanski, A.W., & Webster, D.M. (1996). Motivated closing of the mind: “Seizing” and “freezing”. Psychological Review, 103, 263-283.
- Lage, O. de. (2006). Géopolitique de l'Arabie Saoudite. Complexe.
- Laoust, H. (1959). Le Hanbalisme sous le califat de Bagdad. Revue Des Études Islamiques, 27, 67-128.
- Maher, S. (2016). Salafi-Jihadism, the history of an idea. London: Hurst & Company.
- Massignon, L. (1975; 2010). La Passion de Hallâj. Paris: Gallimard.
- Melliti, I., & Moussa, H. (2018). Quand les jeunes parlent d’injustice. Paris: L’Harmattan.
- Moscovici, S. (1961; 1976). La psychanalyse, son image et son public. Paris: France University Press.
- Moscovici, S. (2002). Pensée stigmatique et pensée symbolique. Deux formes élémentaires de la pensée sociale. In C. Garnier (Ed.), Les formes de la pensée sociale (pp. 21-44). Paris: Presses Universitaires de France
- Moscovici, S. (2013). Le scandale de la pensée sociale. Paris: Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales Editions.
- Nader, A.N. (1956). Le Système Philosophique des Mu'tazila (Premiers Penseurs de l'Islam). Beyrouth: Les Lettres Orientales.
- Ranstorp, M., & Hyllengren, P. (2013). Förebyggande av våldsbejakande extremism I tredjeland. Stockholm: Swedish Defence College
- Rogozinski, J. (2017). Djihadisme: le retour du sacrifice. Bilbao: Desclée de Brouwer.
- Rougier, B. (2008). Qu’est-ce que le salafisme. Paris: France University Press.
- Rougier, B. (2021). Les territoires concquis de l’islamisme. Paris: France University Press.
- Roussiau, N., & Bonardi, C. (2001). Les représentations sociales: état des lieux et perspectives. Auderghem: Mardaga Editions
- Snow, D.A., & Benford, R.D. (1988). Ideology, frame resonance, and participant mobilization. International Social Movement Research, 1(1), 197-217.
- Webster, D.M., & Kruglanski, A.W. (1994). Individual differences in need for cognitive closure. Journal of Personality and Social Psychology, 67, 1049-1062.
- Winkin, Y. (1981). La nouvelle communication. Paris: Points.