Понятие «общее» и социальные представления
- Авторы: Жоделе Д.1
-
Учреждения:
- Высшая школа социальных наук
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021): Развитие теории социальных представлений в России и мирe
- Страницы: 299-314
- Раздел: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/26905
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2-299-314
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Недавнее появление социальных и политических движений, которые призывают к «здравому смыслу» (common sense), и использование понятия «общее» (common) в философии и социальных науках инициировали интерес автора к размышлениям о социальных и научных представлениях, касающихся этих понятий. Вслед за обсуждением ряда политических коннотаций понятий «здравый смысл» и «общее» будет рассмотрено понятие, которое тесно связано с ними, - «сообщество» (community). В отношении этого понятия С. Московиси выражает сдержанную позицию, однако предлагает новый взгляд на киберсообщества и важность, придаваемую аффективности в группах сообщества. Рассматриваются два основных способа трактовки понятия «здравый смысл» в исторической перспективе от античности до наших дней. С типологической точки зрения принято различать ряд очень разных характеристик, присущих и объясняющих «здравый смысл»: через сведение его к факту простого разделения мнений в обществе; через исходную социальную близость, связанную с идентичностью моральных ценностей и эмоциональных измерений; через укорененность в повседневном опыте; через его девальвацию как формы знания по отношению к науке; через подчеркивание его рациональности; через акцентирование его потенциала для восстания и революционных взглядов или, наоборот, через трактовку его как индуцирующего конформность в обществе. С концептуальной точки зрения «здравый смысл» анализируется как эпистемологическая характеристика группы в ее содержании, формировании, передаче опыта и роли в социальной сплоченности. Современные воззрения подчеркивают его связь с демократией и популизмом. Понятие «общее», появившееся в последнее время, все чаще встречается в сочетании с понятием «общие блага» (common goods), изначально фокусировавшимся на материальных реалиях, теперь же - объединяющим факты и практики знания, являясь предметом определенной области - общего знания. Таким образом, «общее» появляется как новый способ подхода к социальным отношениям, что соответствует стремлению ввести отношенческое, этическое и политическое измерения в анализ социальных процессов и процессов изменения. В этом отношении призыв к исследованию «общего» имеет сходство с подходом социальных представлений. Изучение различных научных и обыденных представлений о понятиях общности, здравого смысла и общего позволяет установить связи с перспективами изучения социальных представлений и обозначить пути для новых исследований.
Ключевые слова
Об авторах
Денис Жоделе
Высшая школа социальных наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: denise.jodelet@wanadoo.fr
почетный руководитель исследований
Французская Республика, 75006, Париж, Boulevard Raspail, д. 54Список литературы
- Arendt, H. (1991). Juger. Sur la philosophie politique de Kant. Paris: Seuil.
- Arendt, H. (1995). La Crise de la culture, Folio-essais.
- Barad, K. (2007). Meeting the Universe Halfway. Durham & London: Duke University Press.
- Barker, R.G. (1968). Ecological psychology: Concepts and methods for studing the environmental of human behavior. Stanford: Stanford University press.
- Bauman, Z. (2001). Community: Seeking safety in an insecure world. Cambridge: Polity Press.
- Bégout, B. (2008). Décence ordinaire. Paris: Allia.
- Boudon, R. (2006). Renouveler la démocratie. Eloge du sens commun. Paris: Odile Jacob.
- Bourdieu, P. (1980). Le sens pratique. Paris: Ed Minuit.
- Bouvet, L. (2015). Pour un républicanisme du commun. Le débat, 186(4), 159-165. https://doi.org/10.3917/deba.186.0159
- Buffier, C. (1704). Examens des préjugés vulgaires, pour disposer l’esprit à juger sainement de tout. Paris.
- Collomb, C. (2011). Ontologie relationnelle et pensée du commun. Multitudes, 45(2), 59-63. https://doi.org/10.3917/mult.045.0059
- Corcuff, P. (2011). Les nouvelles sociologies. Paris: Armand Colin.
- Dardot, P., & Laval, C. (2010). Du public au commun. Revue du MAUSS, 35(1), 111-122. https://doi.org/10.3917/rdm.035.0111
- Dardot, P., & Laval, C. (2014). Commun. Essai sur la révolution au XXIème siècle. Paris: La Découverte
- Douce, J.E. (2017). Société et communauté: le tracé des frontières et l’idée du commun. Communication et organisation, 52, 47-58. Bordeaux: Presses Universitaires de Bordeaux.
- Dupouët, O., Cohendet, P., & Creplet, F. (2006). La gestion des connaissances: Firmes et communautés de savoir. Paris: Editions Economica
- Emerson, R.W. (1837). The American Scholar. (Trad. “Le savant américain”. Critique, 1992, pp. 541-542).
- Gadamer, H.-G. (1996). Vérité et méthode. Paris: Seuil.
- Guenancia, P., & Sylvestre, J.P. (2006). Le sens commun. Dijon: Editions Universitaires de Dijon.
- Haber, S. (2010). La puissance du commun. La Vie des Idées. Retrieved February 2, 2021, from https://laviedesidees.fr/La-puissance-du-commun.html
- Harding, G. (1968). The tragedy of the commons. Science, 162, 1243-1248.
- Hess, C., & Ostrom, E. (Eds.). (2007). Understanding knowledge as commons. Cambridge: MIT Press.
- Jodelet, D. (2011). L’approche de la dimension sociale dans la psychologie communautaire. In T. Saïas (Ed.), Introduction à la psychologie communautaire (pp. 27-36). Paris: Dunod.
- Jodelet, D. (2015). La victimisation vue sous l’angle de la psychologie sociale: L’apport de Serge Moscovici. Sociétés, 130(4), 41-52.
- Jodelet, D. (2018). Sciences sociales et représentations: Etude des phénomènes représentatifs et processus sociaux, du local au global. Sociedad e Estado, 33(2), 423-442. https://doi.org/10.1590/s0102-699220183302007
- Jovchelovitch, S. (2006). Knowledge in context. Representations, community and culture. New York: Routledge
- Kant, E. (1790). Critique de la faculté de juger. Paris: Vrin (French edition 1993)
- Larivière, C.J. de, & Weisben, J. (2017). Dire et faire le commun. Les formes de la politisation ordinaire du Moyen Age à nos jours. Politix, 119(3), 7-30. https://doi.org/10.3917/pox.119.0007
- Latour, B. (1989). La science en action. Paris: La Découverte.
- Latour, B. (2011). Il n’y a pas de mode commun: Il faut le composer. Multitudes, 45(2), 38-41. https://doi.org/10.3917/mult.045.0038
- Laugier, S. (2011). Le commun comme ordinaire et comme conversation. Multitudes, 45(2), 104-112. https://doi.org/10.3917/mult.045.0104
- Michea, J.C. (2003). Orwell éducateur. Paris: Climats.
- Moore, B.G.E. (1925). A defense of common sense. In E. Muirhead (Ed.), Contemporary Britsh Philosophy. Londres: Allen & Unwin Ltd.
- Moscovici, S. (2005). Mémoire, rituels et cyber-représentations In F. Casalegno (Ed.), Mémoire quotidienne. Communautés et communication à l’ère des réseaux. Laval: Presses Universitaires de Laval. (Traduction en Portugais. 2006. Memorira cotidiana. Comunidades et comunicaçao na era das redes. Porto Alegre: Sulina)
- Négri, A., & Hardt, M. (2009). Commonwealth. Harvard: Harvard University Press.
- Nisbet, R.A. (1966). The sociological tradition. New York, Basic Books. (Traduction Française. 1984. La tradition sociologique. Paris, PUF).
- Ostrom, E. (2010). Gouvernance des biens communs: Pour une nouvelle approche des ressources naturelles. Paris: De Boeck.
- Paine, T. (1776). Le sens commun. (Traduction Française. 1992. Paris: Aubier).
- Paternotte, C. (2017). Sens commun et connaissance commune. Les études philosophiques, 174(4), 555-578. https://doi.org/10.3917/leph.174.0555
- Raspail, J. (2011). Le camp des saints. Paris: Robert Lafont.
- Reid, T. (1785). Essai sur les facultés intellectuelles de l’homme. (Traduction Française. 2007. Paris: L’Harmattan).
- Rosenfeld, S. (2014). Le sens commun. Rennes: Presses Universitaires de Rennes.
- Roviello, A.-M. (1987). Sens commun et modernité. Paris: Vrin.
- Sauvêtre, P. (2014). Le commun contre l’Etat néolibéral. La Vie des Idées. Retrieved February 2, 2021, from https://laviedesidees.fr/Le-commun-contre-l-Etat-neoliberal.html
- Schütz, A. (1998). Éléments de sociologie phénoménologique. Paris: Editions L'Harmattan.
- Simmel, G. (1908/2013). Sociologie. Études sur les formes de la socialisation. Paris: Presses Universitaires de France, “Quadrige”.
- Tonnies, F. (1887/1977). Communauté et société. Catégories fondamentales de la sociologie pure. Paris: Presses Universitaires de France.
- Vico, G. (1744.) La science nouvelle. Paris: Fayard.
- Wieviorka, M. (2008). Neuf leçons de sociologie. Paris: Robert Laffont.