Динамика искажений восприятия человеком размеров собственного тела в виртуальной реальности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Управление персонажем в VR-среде (компьютерной виртуальной реальности) может привести к интериоризации размеров его тела реципиентом. Возможное сохранение этих искажений в его психике будет свидетельствовать о высокой степени психологического воздействия VR на человека, потенциальной опасности развития деперсонализации реципиента и его зависимости от подобной стимуляции. Исследование устойчивости данных искажений необходимо в контексте безопасности и эффективности воздействия VR-сред на психику человека. Цель исследования - установление искажений восприятия собственного тела погруженным в VR-среду человеком и их динамики в зависимости от количества погружений. В качестве экспериментального воздействия была использована VR-среда приложения Freedom LocomotionVR. Один сеанс погружения в виртуальную реальность занимал 15 минут. Для получения психометрических показателей восприятия испытуемыми размеров собственного тела использовалась методика «Промеры по М. Фельденкрайзу». Все испытуемые (N = 45), разделенные на три экспериментальные группы, проходили обязательное предварительное измерение по этой методике (за несколько часов до воздействия) и завершающее измерение (через день после последнего воздействия). При этом результаты предварительного измерения принимались за показатели привычного восприятия испытуемыми размеров собственного тела и рассматривались при каждой обработке данных как группа сравнения. Установлено, что свободное перемещение в VR-среде приводит к возникновению искажений в восприятии размеров собственного тела испытуемыми. Во всех экспериментальных группах наблюдалась тенденция преувеличения размеров тела непосредственно после погружений, что говорит о качественном сходстве данных искажений. Эффект репетативного погружения в VR-среду на восприятие размеров тела заключается в повышении осознанности восприятия частей тела, наименее активных в момент погружения. Управление антропоморфным персонажем в VR приводит к росту субъективной значимости восприятия собственного тела реципиента и повышению концентрации внимания на менее всего задействованных в погружении параметрах. Сделан вывод о повышении уровня осознанности собственного тела испытуемыми, прошедшими опыт репетативного погружения в VR-среду в облике антропоморфного персонажа. Таким образом, управление подобной телесной проекцией в VR-гарнитуре не вызывает ее долгосрочной интериоризации, но оказывает позитивный эффект на формирование собственной телесности.

Полный текст

Введение Организуя свою работу и досуг посредством цифровых технологий, современный человек часто контактирует с разнообразными виртуальными мирами. Это видеоигры, трехмерная анимация или виртуальная инсталляция, а также обучающие технологии (Севбитов и др., 2015). Ключевое отличие этих форм цифровой визуализации от обыкновенного видеоряда заключается в интерактивности. Так, даже в случае с анимацией или инсталляцией зритель, наряду с обычным наблюдением за виртуальными объектами или событиями, вынужден предпринимать дополнительную активность - только в этом случае полученный опыт можно назвать полноценным. Например, прогуливаться по виртуальному музею или следить за персонажами на сцене виртуального театра, поворачивая голову для того, чтобы в поле зрения попадали наиболее важные детали постановки. Таким образом, через введение интерактивности создатели контента повышают его иммерсивность (от англ. immersion - погружение), добиваясь более личных переживаний человека, взаимодействующего с ним. Эффект личной причастности к событию способствует повышению его субъективной значимости для человека. Решения, принятые в цифровом мире, не находят отражения в объективной реальности, однако их виртуальные последствия для реципиента среды наглядны и логичны (Полякова, 2020). Возможность непринужденной реализации желаемого поведения в цифровом пространстве притягательна и популярна среди множества любителей интерактивных развлечений по всему миру. Многочисленные споры о безопасности видеоигр привели к регистрации специального шифра 6С71 для обозначения игрового расстройства в новой МКБ-11 (МКБ-11, 2020). Негативные последствия длительных игровых сеансов для человека очевидны, а признаки расстройства серьезно перекликаются с особенностями зависимого поведения. В то же время поведенческие и психологические механизмы взаимодействия человека и компьютера изучены поверхностно и не имеют единой теоретической основы (Филатова, 2015), а в случае погружения с использованием VR (от англ. virtual reality - виртуальная реальность) даже эти знания могут оказаться неактуальными. С развитием технологии VR цифровой мир буквально стал ближе к человеку. Это обусловлено тем, что тело персонажа VR-среды (аватар) выступает проекцией тела реципиента, а значит их глаза и руки, важнейшие органы восприятия и взаимодействия, совпадают по местоположению и функциональности. Создатели технологии считают, что это повышает вовлеченность человека в процесс компьютерного развлечения. На наш взгляд, ситуация управления персонажем описанным способом может вызывать специфические реакции в психике реципиента. Границы его собственного тела в шлеме невидимы, а границы тела персонажа размыты. В таких условиях восприятие собственного тела реципиента может претерпевать специфические изменения. Это предположение основано на многочисленных современных исследованиях эффекта погружения в виртуальный мир, а также на теории виртуального переживания, в контексте которой виртуальное состояние сознания подразумевает изменения в психике и телесности (Носов, 2000). Современные исследователи VR разными способами подходят к формированию в психике человека, погруженного в среду, эффекта замещения собственного тела. Так, с целью психотерапии ПТСР у ветеранов конфликтов на ближнем востоке исследователи из Университет Южной Калифорнии (USC Institute for Creative Technologies) разработали среду, позволяющую генерировать в VR события, повторяющие индивидуальный травмирующий опыт. Персонаж как объект ассоциации в среде представляется реципиентом как проекция себя из прошлого, что облегчает переживание виртуального опыта (Rizzo et al., 2017). Похожий принцип используется и в разработках лаборатории eventLAB, базирующейся в Университете Барселоны (Universitat de Barcelona). Используя видимые и управляемые части тела антропоморфного виртуального персонажа как инструмент повышения иммерсивности среды, исследователи пришли к выводу, что во время погружения возможно достижение «воплощения» (англ. - embodiment) человека в его виртуальном теле (Slater, 2018). Приняв этот факт, ученые разработали множество сред для терапии различных фобий (Slater et al., 2009), нарушений самосознания и самовосприятия (Slater et al., 2008). Частично выдвинутые ими положения основываются на исследованиях неврологов из Каролинского института (Karolinska Institutet), которые установили возможность восприятия мозгом человека отстраненного виртуального объекта как части собственного тела (Ehrsson et al., 2007). Используя высокочувствительное оборудование, они зафиксировали возбуждение в центрах тактильного и болевого восприятия в ответ на воздействие на неодушевленный предмет, воспринимаемый испытуемыми как часть собственного тела. Таким образом, современными исследователями доказана возможность формирования в психике человека измененной телесности, в том числе достижения частичной идентификации себя с виртуальным объектом. При этом в научной литературе нет полноценного качественного описания данного состояния, а большая часть данных основана на интроспективных отзывах испытуемых о своем состоянии в момент погружения. Необходимость объективации этих данных и установление наглядной динамики восприятия собственной телесности человека, взаимодействующего с компьютерной виртуальной реальностью, выступили отправной точкой данного исследования. Деятельность по управлению аватаром в VR-среде, согласно рассматриваемому принципу повышения иммерсивности, может привести к интериоризации размеров его тела погружаемым человеком. Вместе с тем сохранение этих искажений в его психике будет свидетельствовать о высокой степени психологического воздействия VR на человека и потенциальной опасности развития деперсонализации реципиента и его зависимости от подобной стимуляции. Следовательно, время, проведенное в VR-среде, также должно выступать исследовательским маркером при организации эксперимента. Цель исследования - установление искажений восприятия собственного тела погруженным в VR-среду человеком и их динамики в зависимости от количества погружений. Гипотезы: 1) свободное перемещение в интерактивной VR-среде в облике антропоморфного персонажа приводит к искажениям в восприятии размеров собственного тела; 2) искажения в восприятии размеров собственного тела после повторных погружений в одну VR-среду совпадают качественно, но различаются по интенсивности; 3) искажения в восприятии размеров собственного тела сохраняются через некоторое время после последнего погружения. Процедура и методы исследования В исследовании приняли участие 47 испытуемых. Группа была уравновешена по полу. Выборку составили юноши (23 человека) и девушки (24 человека). Возраст испытуемых - 18-23 года (средний возраст - 19,51 ± 1,45 лет). В эксперименте участвовали обучающиеся средних специальных и высших образовательных учреждений Рязани, условно физически и психически здоровые. Испытуемым были даны все разъяснения о характере и процедуре эксперимента. Все они дали информированное согласие на участие. Подбор испытуемых осуществлялся в феврале - марте 2020 года. Основными критериями включения в исследование стали добровольное согласие, возраст испытуемых (ранняя взрослость) и факт их обучения в профессиональном образовательном учреждении. На наш взгляд, два последних критерия позволяли отобрать для участия в эксперименте относительно успешно социализированных молодых людей. Для создания ситуации взаимодействия испытуемых с компьютерной виртуальной реальностью (VR) использовалась потребительская модель VR-гарнитуры HTC Vive (2016). Она состоит из очков (шлема) виртуальной реальности, позволяющих транслировать испытуемому стереоскопическое изображение трехмерной VR-среды, двух контроллеров, отображаемых внутри VR-среды как «руки» цифрового персонажа, и стереонаушников. Благодаря точному отслеживанию положения частей гарнитуры в пространстве и переносу их перемещений в VR-среду, а также плавному отображению визуального ряда в самом шлеме у испытуемых могло создаться впечатление отстраненного пребывания в «другом» мире или в чужом теле. Эта особенность обусловила выбор данной модели VR-гарнитуры для использования в исследовании. В качестве экспериментального воздействия была использована VR-среда приложения Freedom Locomotion VR. Особенности приложения, определившие его выбор, - недирективность (отсутствие прямого внутрисредового задания), свобода перемещения и высокая интерактивность окружения. Таким образом, во время погружения испытуемые могли заниматься всеми доступными видами активности - взаимодействовать с предметами, перемещаться по пространству, карабкаться на отвесные поверхности. Один сеанс погружения в виртуальную реальность занимал 15 минут. Для усиления эффекта во время эксперимента для испытуемых включалась соответствующая антуражу приложения электронная футуристическая музыка. На рисунке визуально представлено соотнесение реального и виртуального тел испытуемых в процессе погружения. 3. Местоположение виртуальных «рук» привязано к проекции манипуляторов / The location of the virtual “hands” is tied to the projection of the manipulators 2. Испытуемый не видит «тела» персонажа, но имеет представление о его пропорциях / The subject does not see the character’s body, but has an idea of its proportions 1. Точка зрения испытуемого совпадает с точкой зрения персонажа / The subject’s point of view coincides with the character’s point of view Рис. Реальное тело испытуемого и его внутрисредовой аватар. Соотнесение положения в пространстве и примерных размеров Figure. The subject’s real body and his intra-environment avatar. Correlation of position in space and approximate dimensions Для получения психометрических показателей восприятия испытуемыми размеров собственного тела использовалась методика «Промеры по М. Фельденкрайзу» (Соловьева, 2015). Процедура рандомизации экспериментальных групп была проведена посредством таблиц случайных чисел. В соответствии с отобранными несистематизированными номерами из общего количества испытуемых было сформировано три группы испытуемых: 15 (7 женщин, 8 мужчин), 15 (10 женщин, 5 мужчин) и 17 (7 женщин, 10 мужчин) человек соответственно. Отбор производился без учета пола испытуемых, группы формировались в случайном порядке. Количество экспериментальных воздействий в VR-среде между группами варьировалось: - первая группа подвергалась экспериментальному воздействию один раз за все исследование; - вторая группа подвергалась экспериментальному воздействию два раза в период двух дней подряд - третья группа подвергалась экспериментальному воздействию три раза в период трех дней подряд. Процедура измерений в экспериментальных условиях была следующей. Первая экспериментальная группа: замеры проводились за 1 день до экспериментального воздействия, непосредственно после экспериментального воздействия, через 1 день после экспериментального воздействия. Вторая экспериментальная группа: замеры проводились за 1 день до первого экспериментального воздействия, непосредственно после первого экспериментального воздействия, непосредственно после второго экспериментального воздействия, через 1 день после второго экспериментального воздействия. Третья экспериментальная группа: замеры проводились за 1 день до первого экспериментального воздействия, непосредственно после первого экспериментального воздействия, непосредственно после второго экспериментального воздействия, непосредственно после третьего экспериментального воздействия, через 1 день после третьего экспериментального воздействия. Таким образом, дизайн исследования предполагал 12 измерений по методике «Промеры по М. Фельденкрайзу». Три раза в первой группе, четыре во второй и пять в третьей. Полученные данные, представленные в виде рядов, соответствующих порядковому номеру измерения, подвергались статистической обработке параметрическим t-критерием Стьюдента для связанных выборок. Распределения всех показателей прошли проверку на нормальность критерием Колмогорова - Смирнова, что дало нам основание применения параметрической статистики. Данные, полученные непосредственно после экспериментальных воздействий и спустя время после последнего воздействия, сравнивались с данными, полученными до начала эксперимента. Этот первый ряд данных выступал в качестве «группы сравнения» и рассматривался нами как показатель привычного восприятия испытуемыми размеров собственного тела. Результаты В табл. 1 наглядно представлено изменение среднего значения всех измеряемых методикой «Промеры по М. Фельденкрайзу» показателей в первой экспериментальной группе. Установлено, что непосредственно после погружения у испытуемых данной группы возникает статистически выраженное искажение в восприятии таких параметров как длина плеча (t = -2,969; p < 0,01), длина шеи (t = -2,809; p < 0,05) и ширина локтевого сустава (t = -2,836; p < 0,05). Через день после воздействия зарегистрировано значимое искажение в восприятии показателей ширины таза (t = 3,481; p < 0,01) и длины предплечья (t = 2,488; p < 0,05). Уже на этой выборке можно сделать два значимых наблюдения. Во-первых, в данном случае искажения в восприятии непосредственно после воздействия и спустя некоторое время после него не совпадают. Во-вторых, средние значения указывают, что непосредственно после воздействия испытуемые склонны преувеличивать размеры собственного тела относительно их привычного восприятия (t < 0), тогда как спустя время - наоборот, преуменьшать (t > 0). Динамика результатов второй группы испытуемых представлена в табл. 2. Во второй группе в первый день установлены статистически значимые искажения восприятия ширины локтевого сустава (t = -3,626; p < 0,01), длины шеи (t = -2,766; p < 0,05) и длины туловища от пупка до паха (t = -2,231; p < 0,05). После воздействия во второй день на той же выборке наблюдаются искажения восприятия ширины головы (t = -3,309; p < 0,01), длины предплечья (t = -2,556; p < 0,05) и длины туловища от шеи до пупка (t = -2,184; p < 0,05). Через день после второго воздействия статистически выражено изменение восприятия длины бедра (t = 2,303; p < 0 ,05), голени (t = 2,470; p < 0,05) и стопы (t = 2,143; p < 0 ,05). Таблица 1 / Table 1 Эмпирические данные первой группы испытуемых, N = 15 / Empirical data on the first experimental group, N = 15 Параметр / Parameter До воздействия, см / Before exposure, cm Первый день после воздействия, см / First day after exposure, cm Через день после воздействия, см / One day after exposures, cm M ± SD M ± SD t p M ± SD t p Высота головы / Head height 27,13 ± 5,64 30,00 ± 6,39 -1,933 >0,05 25,93 ± 6,41 1,126 >0,05 Ширина головы / Head breadth 21,13 ± 4,85 23,87 ± 8,43 -1,658 >0,05 19,60 ± 4,92 1,513 >0,05 Длина шеи / Neck length 19,40 ± 3,97 22,33 ± 5,66* -2,809 ≤0,05 17,67 ± 4,85 1,356 >0,05 Длина плеча / Shoulder length (from the base of the neck to the shoulder joint) 22,27 ± 5,74 26,83 ± 9,02** -2,969 ≤0,01 22,37 ± 7,64 -0,069 >0,05 Длина плечевой кости / Humerus length 34,60 ± 8,57 40,20 ± 10,81 -1,504 >0,05 33,47 ± 7,04 0,650 >0,05 Ширина локтевого сустава / Elbow joint width 12,20 ± 3,93 14,40 ± 5,48* -2,836 ≤0,05 11,03 ± 3,89 1,470 >0,05 Длина предплечья / Forearm length 34,37 ± 11,58 36,57 ± 8,93 -0,642 >0,05 32,33 ± 11,47* 2,488 ≤0,05 Длина кисти / Palm length 20,23 ± 4,25 22,83 ± 6,75 -2,004 >0,05 19,30 ± 4,73 1,081 >0,05 Длина туловища от шеи до пупка / Torso length from the base of the neck to the navel (1) 45,27 ± 8,61 49,27 ± 10,39 -1,637 >0,05 43,13 ± 8,32 1,198 >0,05 Длина туловища от пупка до паха / Torso length from the navel to the groin (2) 25,53 ± 5,81 28,60 ± 6,38 -1,886 >0,05 24,40 ± 4,82 0,811 >0,05 Ширина груди / Chest width 36,73 ± 8,02 40,53 ± 7,46 -1,750 >0,05 33,20 ± 7,01 1,740 >0,05 Ширина талии / Waist width 34,80 ± 10,46 31,67 ± 5,74 1,319 >0,05 32,07 ± 10,59 1,664 >0,05 Ширина таза / Pelvis width 39,13 ± 16,63 37,53 ± 10,55 0,667 >0,05 36,13 ± 16,66** 3,481 ≤0,01 Длина бедра / Thigh length 49,63 ± 10,16 52,10 ± 15,02 -0,721 >0,05 46,20 ± 10,84 2,015 >0,05 Ширина коленного сустава / Knee width 17,20 ± 3,90 16,80 ± 4,46 0,299 >0,05 16,67 ± 5,08 0,863 >0,05 Длина голени / Shin length 43,97 ± 11,11 45,10 ± 12,93 -0,510 >0,05 39,93 ± 7,34 1,701 >0,05 Длина стопы / Foot length 28,73 ± 5,65 27,97 ± 7,63 0,546 >0,05 26,73 ± 6,24 1,386 >0,05 Таблица 2 / Table 2 Эмпирические данные второй группы испытуемых, N = 15 / Empirical data on the second experimental group, N = 15 Параметр / Parameter До воздействия, см / Before exposure, cm Первый день после воздействия, см / Firts day after exposure, cm Второй день после воздействия, см / Second day after exposure, cm Через день после воздействия, см / One day after exposures, cm M ± SD M ± SD t p M ± SD t p M ± SD t p Высота головы / Head height 27,00 ± 5,07 27,67 ± 7,35 -0,316 >0,05 28,93 ± 4,58 -1,135 >0,05 26,40 ± 6,29 0,300 >0,05 Ширина головы / Head breadth 19,07 ± 5,02 21,87 ± 4,71 -2,114 >0,05 22,27 ± 5,04** -3,309 ≤0,01 18,80 ± 3,12 0,202 >0,05 Длина шеи / Neck length 16,93 ± 4,84 20,73 ± 4,74* -2,766 ≤0,05 19,67 ± 6,00 -1,818 >0,05 17,53 ± 4,03 -0,389 >0,05 Длина плеча / Shoulder length (from the base of the neck to the shoulder joint) 23,50 ± 5,94 24,73 ± 4,94 -0,752 >0,05 25,50 ± 7,01 -1,066 >0,05 22,57 ± 4,96 0,580 >0,05 Длина плечевой кости / Humerus length 36,53 ± 13,47 37,43 ± 7,85 -0,266 >0,05 37,53 ± 7,28 -0,281 >0,05 32,10 ± 6,80 1,263 >0,05 Ширина локтевого сустава / Elbow joint width 11,27 ± 2,94 14,53 ± 4,48** -3,626 ≤0,01 14,77 ± 7,63 -2,003 >0,05 12,03 ± 3,71 -0,977 >0,05 Длина предплечья / Forearm length 29,20 ± 5,96 34,10 ± 6,47 -2,037 >0,05 34,50 ± 7,12* -2,556 ≤0,05 28,33 ± 5,89 0,400 >0,05 Длина кисти / Palm length 17,97 ± 4,85 21,20 ± 7,22 -2,114 >0,05 20,87 ± 6,27 -1,953 >0,05 18,27 ± 5,08 -0,348 >0,05 Длина туловища от шеи до пупка / Torso length from the base of the neck to the navel (1) 46,47 ± 12,35 52,47 ± 14,84 -1,917 >0,05 52,93 ± 10,25* -2,184 ≤0,0,5 43,93 ± 11,79 0,781 >0,05 Длина туловища от пупка до паха / Torso length from the navel to the groin (2) 25,87 ± 6,65 30,80 ± 8,01* -2,231 ≤0,05 28,13 ± 8,01 -0,859 >0,05 25,87 ± 9,19 0,000 >0,05 Ширина груди / Chest width 36,87 ± 9,47 40,53 ± 9,89 -1,284 >0,05 37,80 ± 9,95 -0,309 >0,05 34,40 ± 7,61 0,781 >0,05 Ширина талии / Waist width 31,53 ± 5,43 36,40 ± 9,54 -1,861 >0,05 33,60 ± 7,43 -0,887 >0,05 30,67 ± 6,64 0,377 >0,05 Ширина таза / Pelvis width 37,00 ± 6,43 39,93 ± 10,05 -1,485 >0,05 40,60 ± 7,91 -1,753 >0,05 34,80 ± 8,37 1,064 >0,05 Длина бедра / Thigh length 54,17 ± 19,26 54,23 ± 15,32 -0,015 >0,05 50,13 ± 12,98 0,928 >0,05 43,87 ± 11,52* 2,303 ≤0,05 Ширина коленного сустава / Knee width 17,20 ± 4,14 17,87 ± 4,37 -0,630 >0,05 17,57 ± 5,95 -0,278 >0,05 15,37 ± 4,26 1,450 >0,05 Длина голени / Shin length 45,90 ± 10,08 49,10 ± 12,89 -1,205 >0,05 46,63 ± 15,16 -0,209 >0,05 40,13 ± 11,64* 2,470 ≤0,05 Длина стопы / Foot length 26,77 ± 6,22 27,83 ± 6,01 -0,669 >0,05 28,93 ± 6,78 -1,205 >0,05 24,00 ± 4,94* 2,143 ≤0,05 Таблица 3 / Table 3 Эмпирические данные третьей группы испытуемых, N = 15 / Empirical data on the third experimental group, N = 15 Параметр / Parameter До воздействия, см / Before exposure, cm Первый день после воздействия, см / First day after exposure, cm Второй день после воздействия, см / Second day after exposure, cm Третий день после воздействия, см / Third day after exposure, cm Через день после воздействия, см / One day after exposures, cm M ± SD M ± SD t p M ± SD t p M ± SD t p M ± SD t p Высота головы / Head height 26,00 ± 5,48 25,41 ± 6,86 0,362 >0,05 26,29 ± 4,08 -0,280 >0,05 26,65 ± 4,71 -0,500 >0,05 26,41 ± 6,14 -0,207 >0,05 Ширина головы / Head breadth 22,59 ± 7,20 21,76 ± 5,05 0,324 >0,05 19,12 ± 5,03 1,443 >0,05 21,94 ± 5,22 0,261 >0,05 20,12 ± 6,58 1,120 >0,05 Длина шеи / Neck length 17,24 ± 3,76 20,47 ± 3,51** -2,987 ≤0,01 17,47 ± 4,51 -0,168 >0,05 20,18 ± 5,86 -1,913 >0,05 18,00 ± 4,93 -0,480 >0,05 Длина плеча / Shoulder length (from the base of the neck to the shoulder joint) 21,79 ± 6,04 24,26 ± 6,06 -1,233 >0,05 22,24 ± 6,15 -0,237 >0,05 25,82 ± 5,93 -1,957 >0,05 25,03 ± 5,89 -1,928 >0,05 Длина плечевой кости / Humerus length 33,56 ± 5,98 34,38 ± 7,21 -0,453 >0,05 34,21 ± 5,97 -0,362 >0,05 33,97 ± 6,77 -0,202 >0,05 31,53 ± 6,06 1,304 >0,05 Ширина локтевого сустава / Elbow joint width 11,76 ± 2,95 12,94 ± 3,08 -1,393 >0,05 11,24 ± 3,52 0,611 >0,05 12,18 ± 4,22 -0,478 >0,05 11,91 ± 4,44 -0,119 >0,05 Длина пред-плечья / Forearm length 29,85 ± 5,85 31,65 ± 7,63 -1,025 >0,05 31,68 ± 7,30 -0,849 >0,05 33,85 ± 9,18 -1,627 >0,05 28,97 ± 6,56 0,603 >0,05 Длина кисти / Palm length 17,32 ± 3,32 19,68 ± 4,39* -2,367 ≤0,05 18,82 ± 5,23 -1,354 >0,05 20,74 ± 5,69* -2,427 ≤0,05 19,74 ± 4,96* -2,368 ≤0,05 Длина туловища от шеи до пупка / Torso length from the base of the neck to the navel (1) 44,29 ± 9,93 44,88 ± 9,81 -0,207 >0,05 44,53 ± 6,26 -0,081 >0,05 44,12 ± 8,39 0,066 >0,05 36,65 ± 5,97** 3,045 ≤0,01 Длина туловища от пупка до паха / Torso length from the navel to the groin (2) 25,12 ± 10,68 23,65 ± 7,83 0,458 >0,05 25,12 ± 5,89 0,000 >0,05 24,59 ± 6,56 0,179 >0,05 23,35 ± 6,41 0,596 >0,05 Ширина груди / Chest width 34,71 ± 6,00 34,29 ± 8,36 0,225 >0,05 33,53 ± 6,91 0,655 >0,05 34,65 ± 7,74 0,028 >0,05 30,00 ± 8,07* 2,424 ≤0,05 Окончание табл. 3 / Table 3, ending Параметр / Parameter До воздействия, см / Before exposure, cm Первый день после воздействия, см / First day after exposure, cm Второй день после воздействия, см / Second day after exposure, cm Третий день после воздействия, см / Third day after exposure, cm Через день после воздействия, см / One day after exposures, cm M ± SD M ± SD t p M ± SD t p M ± SD t p M ± SD t p Ширина талии / Waist width 29,76 ± 5,90 28,29 ± 8,58 0,894 >0,05 27,35 ± 6,51 1,724 >0,05 27,53 ± 8,17 1,351 >0,05 27,59 ± 5,38* 2,136 ≤0,05 Ширина таза / Pelvis width 35,35 ± 5,71 35,29 ± 5,80 0,894 >0,05 35,94 ± 5,34 -0,460 >0,05 33,76 ± 6,45 0,976 >0,05 32,76 ± 5,85* 2,103 ≤0,05 Длина бедра / Thigh length 43,03 ± 8,89 43,68 ± 10,18 -0,296 >0,05 42,59 ± 10,40 0,250 >0,05 41,56 ± 10,24 1,070 >0,05 37,94 ± 7,74* 2,155 ≤0,05 Ширина коленного сустава / Knee width 16,00 ± 4,34 15,76 ± 4,49 0,305 >0,05 14,12 ± 4,65 1,869 >0,05 14,71 ± 4,80 1,260 >0,05 15,00 ± 5,25 0,880 >0,05 Длина голени / Shin length 39,53 ± 10,23 38,76 ± 13,92 0,410 >0,05 39,74 ± 11,54 0,152 >0,05 38,62 ± 8,91 0,584 >0,05 36,88 ± 7,49 1,397 >0,05 Длина стопы / Foot length 24,79 ± 5,52 25,59 ± 6,67 -0,774 >0,05 25,97 ± 7,37 -0,858 >0,05 24,79 ± 7,71 0,000 >0,05 24,03 ± 5,01 0,848 >0,05 В результатах второй группы снова видна тенденция преувеличивать размеры собственного тела относительно привычного восприятия непосредственно после погружения в VR-среду и преуменьшать спустя некоторое время после его окончания. Кроме того, параметры, восприятие которых статистически достоверно искажается во время воздействия, относятся к верхней половине тела: ширина головы, длина туловища, длина предплечья. Спустя время после погружения, напротив, искажения возникают в восприятии нижних конечностей: длина бедра, голени, стопы. Динамика результатов третьей группы испытуемых представлена в табл. 3. Среди испытуемых, погружавшихся в VR-среду трижды, в первый день наблюдаются статистически значимые искажения восприятия длины шеи (t = -2,987; p < 0,01) и длины кисти (t = -2,367; p < 0,05). Во второй день статистически достоверных искажений не зарегистрировано, а после третьего воздействия снова выявлено значимое изменение восприятия длины кисти (t = -2,427; p < 0,05). Через день после последнего воздействия отмечается искажение восприятия длины туловища от шеи до пупка (t = 3,045; p < 0,01), длины кисти (t = -2,368; p < 0,05), ширины груди (t = 2,424; p < 0,05), талии (t = 2,136; p < 0,05) и таза (t = 2,103; p < 0,05), а также длины бедра (t = 2,155; p < 0,05). В этой группе испытуемых финальное измерение зафиксировало наибольшее количество статистически выраженных искажений восприятия размеров собственного тела. Обсуждение результатов Спустя день после последнего погружения в VR-среду испытуемые были склонны преувеличивать длину кисти, но преуменьшать длину туловища, ширину груди, талии и таза, а также длину бедра. Данное наблюдение согласуется с результатами, полученными в остальных выборках. Через день после финального воздействия во всех группах наблюдались искажения восприятия наименее задействованных в управлении цифровым персонажем в VR-среде частей тела испытуемых. Единственным исключением оказалось искажение восприятия длины кисти в третьей группе. Кисти цифрового персонажа - единственная четко видимая реципиентом часть его виртуального тела. Вероятно, интериоризация ее размеров отражается в результатах финального измерения. Для более полного понимания связи описанных искажений с особенностями среды следует снова обратиться к рисунку. Высокий уровень совпадения виртуальной телесной проекции (аватара) с реальным телом испытуемого не находит функционального отражения в способе перемещения. Управление полностью производится посредством движений головы и рук испытуемого, тогда как движения ног и корпуса носят вспомогательный характер. На разных выборках мы наблюдали статистически достоверное искажение восприятия наиболее функциональных в контексте внутрисредовых действий частей тела испытуемых непосредственно после воздействий и наименее функциональных - спустя некоторое время после воздействий. Закономерность «увеличения» размеров тела во время воздействия и «уменьшения» через время после него интересна в контексте данных М. Фельденкрайза, на основе метода которого была составлена использованная в исследовании методика. Он утверждал, что даже у здорового человека присутствует постоянное искажение в восприятии размеров тела относительно его реальных размеров - на 20-25 % (Фельденкрайз, 2001). Многочисленные исследования подтверждают эту закономерность (Белогай, Осипова, 2019; Комолов, 2016; Варламов, Яковлева, 2019). Причем зачастую различные части тела воспринимаются человеком больше, чем они есть на самом деле. Поэтому, если учесть, что данная закономерность характерна и для участников нашего исследования, то уменьшение восприятия наименее задействованных во время погружения в VR-среду частей тела приближает их восприятие к реальным размерам. Иными словами, эффект влияния репетативного погружения в VR-среду на восприятие размеров тела заключается в повышении осознанности восприятия частей тела, наименее активных в момент погружения. Управление антропоморфным персонажем в VR приводит к росту субъективной значимости восприятия собственного тела реципиента и повышению концентрации внимания на менее всего задействованных в погружении параметрах. Практическая ценность выявленного эффекта заключается в том, что при условии его стереотипии (воспроизведения у разных людей в схожих обстоятельствах) он открывает возможность применения VR-технологий в тренингах телесности и осознанности. Переживание опыта погружения в VR глазами цифрового персонажа приводит к благоприятному усилению концентрации внимания человека на собственном теле, его размерах и положении. Включение построенных на этом умозаключении упражнений в программы психологической коррекции разных направлений психотерапии может повысить их эффективность. Заключение Экспериментальное подтверждение нашли первая и вторая гипотезы исследования. Свободное перемещение в VR-среде приводит к возникновению искажений в восприятии размеров собственного тела испытуемыми. Во всех экспериментальных группах наблюдалась тенденция преувеличения размеров тела непосредственно после погружений. Данный результат свидетельствует о наличии эффекта увеличения восприятия размеров собственного тела вне зависимости от количества погружений. Третья исследовательская гипотеза о том, что искажения в восприятии размеров собственного тела сохраняются через некоторое время после последнего погружения, не подтвердилась. Искажения в восприятии испытуемыми размеров собственного тела спустя день после последнего погружения не только не сохранились, но частично нивелировались в сторону приближения восприятия наименее активных при погружении зон к их реальным размерам. Эти наблюдения позволяют нам сделать вывод о повышении уровня осознанности собственного тела испытуемыми, прошедшими опыт репетативного погружения в VR-среду в облике антропоморфного аватара. Управление подобной телесной проекцией в VR-гарнитуре не вызывает ее долгосрочной интериоризации, но оказывает позитивный эффект на формирование собственной телесности. Полученные данные могут быть использованы в телесно-ориентированной психотерапии и при работе с дисморфофобиями и другими нарушениями телесности психогенного характера. К ограничениям исследования следует отнести малый объем экспериментальных групп и отсутствие их дифференциации по социальным, возрастным и половым признакам. Дальнейшее расширение и углубление исследований в данном направлении может установить специфические искажения, характерные для определенных групп испытуемых.

×

Об авторах

Андрей Витальевич Варламов

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: andrey.varlamov.62@gmail.com

специалист Центра практической психологии

Российская Федерация, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Наталья Валентиновна Яковлева

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: yakovleva.nata2@gmail.com

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики

Российская Федерация, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Список литературы

  1. Белогай К.Н., Осипова Д.А. Представления о своем теле девочек-подростков с разным уровнем физической активности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. № 1. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.3
  2. Варламов A.В., Яковлева Н.В. Исследование динамики образа тела в различных экспериментальных условиях виртуальной реальности // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 166-167.
  3. Комолов Д.А. Использование методики телесных промеров по М. Фельденкрайзу для исследования невербального когнитивного компонента репрезентации тела у детей с различными группами здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 265-267 https://doi.org/10.7256/2070-8955.2016.4.19473
  4. МКБ-11. Международная классификация болезней 11 пересмотра. URL: https://icd11.ru/nar-vyzv-patolog-vlech-k-igram/ (дата обращения: 12.09.2020).
  5. Носов Н.А. Виртуальная психология М.: Аграф, 2000. 430 с.
  6. Полякова И.В. Уровень развития математических способностей и точность восприятия: психологические особенности взаимосвязи // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 3 (30). С. 300-307. https://doi.org/10.23888/humj20203300-307
  7. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А., Митин Н.Е. Дискуссия: особенности использования симуляторов 1 и 2 уровней реалистичности в обучении студентов стоматологических факультетов // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2015. № 4. C. 149-143.
  8. Соловьева И.А. Бессознательный образ тела: кто ты на самом деле? URL: https://irsol.wordpress.com/2014/08/12/бессознательный-образ-тела-кто-ты-на-с/ (дата обращения: 15.09.2020).
  9. Ушакова Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1 (4). С. 44-51. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=64 (дата обращения: 14.09.2020).
  10. Фельденкрайз М. Сознавание через движение: 12 практических уроков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 151 с.
  11. Филатова Т.П. Эффект «Психологического погружения» в виртуальную реальность компьютерной игры, как фактор формирования компьютерной игровой аддикции // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 44-1. С. 111-122.
  12. Bergström I., Kilteni K., Slater M. First-Person Perspective Virtual Body Posture Influences Stress: A Virtual Reality Body Ownership Study // PloS One. 2016. No 11 (2). e0148060. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0148060
  13. Ehrsson H.H. The experimental induction of out-of-body experiences // Science. 2007. Vol. 317. No 5841. 1048. https://doi.org/10.1126/science.1142175
  14. Freeman D., Bradley J., Antley A., Bourke E., DeWeever N., Evans N., Černis E., Sheaves B., Waite F., Dunn G., Slater M., Clark D. M. Virtual reality in the treatment of persecutory delusions: randomised controlled experimental study testing how to reduce delusional conviction // The British Journal of Psychiatry: The Journal of Mental Science. 2016. Vol. 209. No 1. Pp. 62-67. https://doi.org/10.1192/bjp.bp.115.176438
  15. Freeman D., Lister R., Waite F., Yu L. M., Slater M., Dunn G., Clark D. Automated psychological therapy using virtual reality (VR) for patients with persecutory delusions: study protocol for a single-blind parallel-group randomised controlled trial (THRIVE) // Trials. 2019. Vol. 20. No 1. 87. https://doi.org/10.1186/s13063-019-3198-6
  16. Guterstam A., Larsson D., Zeberg H., Ehrsson H.H. Multisensory correlations - Not tactile expectations-determine the sense of body ownership // PloS One. Vol. 14. No 2. e0213265. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0213265
  17. Preuss N., Ehrsson H.H. Full-body ownership illusion elicited by visuo-vestibular integration. // Journal of Experimental Psychology. 2019. Vol. 45. No 2. Pp. 209-223. https://doi.org/10.1037/xhp0000597
  18. Reger G.M., Smolenski D., Edwards-Stewart A., Skopp N.A., Rizzo A.S., Norr A. Does Virtual Reality Increase Simulator Sickness During Exposure Therapy for Post-Traumatic Stress Disorder? // Telemedicine Journal and E-Health. 2019. Vol. 25. No 9. Pp. 859-861. https://doi.org/10.1089/tmj.2018.0175
  19. Rizzo A., Parsons T.D., Lange B., Kenny P., Buckwalter J.G., Rothbaum B., Difede J., Frazier J., Newman B., Williams J., Reger G. Virtual reality goes to war: a brief review of the future of military behavioral healthcare // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2011. Vol. 18. No 2. Pp. 176-187. https://doi.org/10.1007/s10880-011-9247-2
  20. Rizzo A., Shilling R. Clinical Virtual Reality tools to advance the prevention, assessment, and treatment of PTSD // European Journal of Psychotraumatology. 2017. Vol. 8. Sup. 5. 1414560. https://doi.org/10.1080/20008198.2017.1414560
  21. Schmalzl L., Ehrsson H.H. Experimental induction of a perceived “telescoped” limb using a full-body illusion // Frontiers in Human Neuroscience. 2011. Vol. 5. 34. https://doi.org/10.3389/fnhum.2011.00034
  22. Slater M. Immersion and the illusion of presence in virtual reality // British Journal of Psychology. 2018. Vol. 109. No 3. Pp. 431-433. https://doi.org/10.1111/bjop.12305
  23. Slater M., Perez-Marcos D., Ehrsson H.H., Sanchez-Vives M.V. Inducing illusory ownership of a virtual body // Frontiers in neuroscience. 2009. Vol. 3. No 2. Pp. 214-220. https://doi.org/10.3389/neuro.01.029.2009
  24. Slater M., Perez-Marcos D., Ehrsson H.H., Sanchez-Vives M.V. Towards a digital body: the virtual arm illusion // Frontiers in Human Neuroscience. 2008. Vol. 2. 6. https://doi.org/10.3389/neuro.09.006.2008
  25. Van der Hoort B., Reingardt M., Ehrsson H.H. Body ownership promotes visual awareness // eLife. 2017. Vol. 6. e26022. https://doi.org/10.7554/eLife.26022

© Варламов А.В., Яковлева Н.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах