Научно-методическое сопровождение педагогов в контексте практической реализации геймификации математического образования в системе дополнительного образования Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена практической значимостью вопросов применения игровых механизмов в процессе обучения математике, неисследованностью вопросов симбиоза игровых и дидактических технологий в освоении сложного математического знания, необходимостью поиска эффективных технологий для установления их влияния на развитие обучаемого, формирование современного стиля мышления. Проведенный анализ мировых тенденций и практик внедрения элементов геймификации в систему образования установил, что освоение сложного знания и закономерностей математической деятельности, решение «проблемных зон» математики на разных уровнях обучения и сложности осуществляется комплексом математических и информационных методов без интеграции игровых элементов. Обосновано, что игровые технологии в сочетании с информатизацией математической деятельности дают мощный мотивационный заряд к изучению математики, актуализируют процессы самоорганизации когнитивной деятельности, способствую развитию вероятностного стиля мышления. Целью исследования стало теоретическое обоснование и технологическое обеспечение эффективности методического сопровождения процесса профессионального повышения квалификации учителя математики в контексте геймификации математического образования с эффектом развития вероятностного стиля мышления. Разработан механизм организации и определено содержание научно-методического сопровождения педагогических работников для субъектов Российской Федерации по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации образования. В частности, разработаны оценочные материалы (кейс-тест) для выявления компетентностных дефицитов педагогов, обеспечивающих формирование вероятностного стиля мышления на основе процессов геймификации посредством управления информационной насыщенностью мотивационного поля обучения, предложена программа дополнительного профессионального образования для педагогов «Математика в игровой деятельности (деловые, дидактические и интеллектуальные игры)», разработаны новые формы аттестации и оценочные материалы (дидактические решения и эффективные практики на основе геймификации). Результаты использования концепта «геймификация» продемонстрировали активизацию когнитивных и мотивационных структур, в частности эффективное развитие вероятностного стиля мышления в процессе освоения сложного математического знания посредством его адаптации к школьной математике. Проведенное исследование позволяет вывести процесс обучения и развития личности обучаемого на современный качественный уровень с использованием актуальных достижений в области цифровизации образования.

Об авторах

Светлана Николаевна Дворяткина

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Автор, ответственный за переписку.
Email: sobdvor@yelets.lipetsk.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания

Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Сергей Викторович Щербатых

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Email: shcherserg@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор по учебной работе

Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Арсений Максимович Лопухин

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Email: ars4044@mail.ru

магистрант

Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Список литературы

  1. Al-Sabaty, I., & Davis, G. (1989). Relationship between creativity and right, left, and integrated thinking styles. Creativity Research Journal, 2(1-2), 111-117.
  2. Bart, W.M. (2014). On the effect of chess training on scholastic achievement. Frontiers in Psychology, 5, 762. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00762
  3. Bi, T. (2013). Making full use of education games' role in promoting learning. International Conference on Information Technology and Applications (pp. 172-175). Chengdu. https://doi.org/10.1109/ita.2013.46
  4. Burgoyne, A.P., Sala, G., Gobet, F., Macnamara, B., Campitelli, G., & Hambrick, D. (2016). The relationship between cognitive ability and chess skill: A comprehensive meta-analysis. Intelligence, 59, 72-83. https://doi.org/10.1016/j.intell.2016.08.002
  5. Burján, A.M. (2016). The effects of chess education on mathematical problem solving performance. Teaching Mathematics and Computer Science, 14(2), 153-168. https://doi.org/10.5485/TMCS.2016.0421
  6. Callaghan, M., Savin-Baden, M., McShane, N., & Eguíluz, A.G. (2017). Mapping Learning and Game Mechanics for Serious Games Analysis in Engineering Education. IEEE Transactions on Emerging Topics in Computing, 5(1), 77-83. https://doi.org/10.1109/TETC.2015.2504241
  7. Cowley, B., Fantato, M., Jennett, C., Ruskov, M., & Ravaja, N. (2014). Learning when serious: psychophysiological evaluation of a technology-enhanced learning game. Journal of Educational Technology & Society, 17(1), 3-16.
  8. Dvoryatkina, S.N. (2013). Razvitie veroyatnostnogo stilya myshleniya v processe obucheniya matematike: teoriya i praktika. Moscow: RIOR Publ. (In Russ.)
  9. Dvoryatkina, S.N., Karapetyan, V.S., Dallakyan, A.M. Rozanova, S.A., & Smirnov, E.I. (2019). Synergetic effects manifestation by founding complexes deployment of mathematical tasks on the chessboard. Problems of Education in the 21st Century, 77(1), 8-21.
  10. Dvoryatkinа, S., & Shcherbatykh, S. (2019). Creativity and Probability Thinking Style: Effective Mechanisms of Integration Based on Mathematical and Chess Game Performance. Razvitie kreativnosti lichnosti v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve. Conference Proceedings (pp. 27-33). Yelets: Bunin Yelets State University. (In Russ.)
  11. Elkonin, D.B. (1989). Psychology of the Game. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  12. Ersoy, E. (2014). Polygons Teaching Through Creative Drama in Mathematics Teaching. American Journal of Educational Research, (6), 372-377.
  13. Frydman, M., & Lynn, R. (1992). The general intelligence and spatial abilities of gifted young Belgian chess players. British Journal of Psychology, 83, 233-235.
  14. Gik, E.Ya. (2010). Matematika i shahmaty. Moscow. (In Russ.).
  15. Groos, K. (2009). The play of man. New York: Appleton.
  16. Guillén-Nieto, V., & Aleson-Carbonell, M. (2012). Serious games and learning effectiveness: The case of It’s a Deal! Computers & Education, 58(1), 435-448. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.07.015
  17. Hong, S., & Bart, W. (2007). Cognitive effects of chess instruction students at risk for academic failure. International Journal of Special Education, (22), 89-96.
  18. Ignatоv, E. (2018). V tscarstve matematicheskoi smekalki. Moscow: АSТ. (In Russ.)
  19. Karapetyan, V., & Gevorgyan, S. (2017). Dissonance and Consonance in Argumentation Sphere. The Bulletin of Irkutsk State University, (21), 21-27. (In Russ.)
  20. Karapetyan, V., Mirzakhanyan, R., & Gevorgyan, S. (2016). Research as a Deliberate Chess Activity Software Testing Platform for Professional Dynamic Development of the Education Sector. Management Studies, 4(4), 161-167. https://doi.org/10.17265/2328-2185/2016.04.003
  21. Michel, H. (2016). Characterizing serious games implementation's strategies: Is higher education the new playground of serious games? Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE), (1), 818-826. https://doi.org/10.1109/HICSS.2016.106
  22. Nacke, L.E., Stellmach, S., & Lindley, C.A. (2010). Electroencephalographic assessment of player experience: A pilot study in affective Ludology. Simulation & Gaming, 42(5), 632-655. https://doi.org/10.1177/1046878110378140
  23. Piaget, J. (1985). Play, dreaws, and imitation in children. New York: Norton.
  24. Pidkasisty, P.I., & Khaidarov, Zh.S. (1996). Igrovye tekhnologii v obuchenii i razvitii. Moscow. (In Russ.)
  25. Poloudin, V. (2017). Pilot Project: “Creative Chess Education of Younger School-children Using Electronic Educational Resource”. Primary Education, (5), 36-42. doi.org/10.12737/article_59f1b5c097d043.84454630
  26. Pound, L. (2017). Count on play: the importance of play in making sense of mathematics. Young Children’s Play and Creativity, 220-228. doi.org/10.4324/9781315446844-19
  27. Sala, G., & Gobet, F. (2016). Do the benefits of chess instruction transfer to academic and cognitive skills? A meta-analysis. Educational Research Review, (18), 46-57. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.02.002
  28. Sala, G., & Gobet, F. (2017). Does chess instruction improve mathematical problem-solving ability? Two experimental studies with an active control group. Learning & Behavior, 45(4), 414-421. https://doi.org/10.3758 / s13420-017-0280-3
  29. Sala, G., Foley, J.P., & Gobet, F. (2017). The effects of chess instruction on pupils’ cognitive and academic skills: State of the art and theoretical challenges. Frontiers in Psychology, 8, 238. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00238
  30. Shabalina, O.A. (2013). Development of educational computer games: how to maintain a balance between the training and game components? Educational technologies and society, (3), 587-602.
  31. Singley, M.K., & Anderson, J.R. (1989). Transfer of cognitive skill. Cambridge: Harvard University Press.
  32. Sukhin, I. (2012). School Subject “Chess” as a Tool of Developing Thinking: History, Methodology, Scientific Research and Experience of Implementation. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co.
  33. Suleimanova, O.A. (2020). Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices. Training, Language and Culture, 4(4), 39-50. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-4-39-50
  34. Utesch, M.C. (2016). A successful approach to study skills: Go4C’ s projects strengthen teamwork. International Journal of Engineering Pedagogy, 6(1), 35-43. https://doi.org/10.3991/ijep.v6i1.5359
  35. Vygotsky, L.S. (1996). Play and its role in the mental development of the child. Voprosy Psikhologii, (6), 62-76.
  36. Zirawaga, V.S., Olusanya, A.I., & Maduku, M. (2017). Gaming in Education: Using Games as a Support Tool to Teach History. Journal of Education and Practice, (8), 55-64.

© Дворяткина С.Н., Щербатых С.В., Лопухин А.М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах