Характеристики психологической готовности к социальной активности как детерминанты разных форм ее проявления у российской студенческой молодежи в Саратовском регионе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных исследованиях отмечается противоречие между пассивностью молодежи в проявлении социальной активности и представлениями социума о ее прогрессивной роли в развитии цивилизации. В этой связи особенно актуальным становится решение проблемы повышения вовлеченности студенческой молодежи в общественные процессы через поиск факторов, определяющих ее психологическую готовность к социальной активности как направленности на включение в социально-преобразующую деятельность, позволяющую молодым людям реализовывать свой потенциал в разных сферах жизнедеятельности. Целью исследования стал анализ детерминант психологической готовности российской студенческой молодежи к проявлению разных форм социальной активности. Эмпирическое исследование было выполнено на выборке студентов, проживающих в Саратовском регионе и обучающихся в организациях среднего профессионального и высшего образования (Россия, Саратов; N = 197; возраст 18-23 лет). Составляющие психологическую готовность характеристики выявлялись с помощью методик «Оценка эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов, верификация Н.А. Бельской), «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем, адаптация В.Г. Ромека), «Готовность к саморазвитию» (В.Л. Павлов), «Личностная готовность к переменам» (А. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Халл, адаптация Н.А. Бажановой и Г.Л. Бардиер). Степень выраженности социальной активности и разных форм ее проявления определялась с помощью анкеты, разработанной коллективом авторов (Р.М. Шамионов и др.). Выявлены специфические особенности детерминации разных форм социальной активности характеристиками психологической готовности к их проявлению у российской студенческой молодежи. Показано, что социальная активность в разных формах ее проявления связана с эмоциональной направленностью личности как характеристикой эмоциональной готовности; с самоэффективностью, как показателем готовности к преодолению трудностей в социальном контексте, с характеристиками личностной готовности к переменам, среди которых доминируют страстность (энергичность), уверенность и находчивость. Установлено, что у студенческой молодежи психологическая готовность в наибольшей мере соотносится со степенью выраженности субкультурной, альтруистической и образовательно-развивающей форм социальной активности, минимально связана с проявлением социально-политической и интернет-сетевой форм активности и не связана с религиозной активностью.

Полный текст

Введение Исследования проблемы социальной активности молодежи не теряют своей актуальности в современном обществе. Такой научный интерес ученых во всем мире не случаен: с молодым поколением связывается успешность социального развития и выхода общества из кризиса цивилизации (Moss P., Moss G., 2008), становление новых постматериалистических ценностей самовыражения и саморазвития в противовес ценностям выживания и традиционным ценностям (Jeznik, 2016), нравственное развитие человеческого сообщества (Furedi, 2009). Именно молодежь, выражая свою индивидуальность, активно участвуя в социальных проектах и инициативах, воздействует на окружающий мир и выступает мощным стимулом к действию для других людей (Иваненков, Кострикин, 2009; Соколова, 2011). Вместе с тем российские исследователи отмечают невысокий уровень социальной активности молодых людей, реализуемой в основном в деятельности общественных молодежных организаций и объединений (Балог, 2015). Аналогичная тенденция выявлена и зарубежными исследователями в кросс-культурном исследовании молодежи стран Европы. Согласно полученным результатам, молодые люди в меньшей степени, чем взрослые граждане, вовлечены в политику, а свою социальную активность реализуют в конфронтационных формах нетрадиционной и онлайн-активности посредством социальных сетей и других форм технического прогресса (Grasso, 2018). Также отмечается низкая социально-политическая активность учащейся молодежи, а чуть более высокое ее проявление у работающих молодых людей все равно ниже, чем у взрослого населения (Subhanov, 2017). Ограниченный характер практической, созидательной деятельности молодых людей, неполная их включенность в систему социальных отношений объясняется тем, что как субъекты активности они не всегда адекватно оценивают потенциал своей субъектности и возможных форм ее проявления для отражения собственной позиции и конструктивного сочетания способов реализации интересов и потребностей - личных и общественных. И потому их социальная активность амбивалентна: с одной стороны, у молодежи выражена потребность участия в активном преобразовании общества, а с другой - она не готова к осуществлению этой активности (Савастьина, Осипова, 2015; Попова, Селезнева, 2018). Проявление противоречия между ожиданиями социума в выходе из кризисного развития, которые он связывает с современной молодежью, и невысокой ее вовлеченностью в общественные процессы, актуализирует проблему поиска детерминант, определяющих психологическую готовность молодых людей к проявлению разных форм социальной активности, направленной на целенаправленную деятельность по преобразованию субъектов, процессов и явлений окружающей действительности. Современные подходы к определению сущности и содержания понятия «социальная активность» позволяют рассматривать ее в контексте взаимодействий «человек - общество», которые проявляются в разных сферах жизнедеятельности общества: коммуникативной, аксиологической, гражданской и волонтерской (Нам, 2003; Crocetti et al., 2012); инициативной общественно-полезной, иждивенческой, демонстративной, протестной (Баранова, Баранов, 2013); поведенческой, профессиональной, экономической, политической, социальной деструктивной (Шатыр и др., 2017); экологической - в форме реформизма и радикализма, участия в политической жизни (Pickard, 2020) или в форме экосоциальной работы, участия в движениях за социальную и экологическую справедливость (Schusler et al., 2019); ненормативной политической, проявляющейся в противостоянии социальным правилам по политическим причинам (Šerek et al., 2018). Теоретико-методологический анализ исследований социальной активности показывает, что ее можно определить как способность и готовность личности быть субъектом социального взаимодействия (Харланова, 2011); как сочетание форм человеческой деятельности, намеренно ориентированных на решение стоящих перед обществом задач (Zhechev, 2015); как эффект социализации и развития субъекта, реализующего деятельность, направленную на изменение и преобразование социальных объектов, в результате которого изменяется не только их сущность и социальная ситуация в целом, но и сам субъект (Шамионов, 2018). Объединяющей идеей данных исследований выступает обращение к категории «деятельность». Поэтому с позиций деятельностного подхода, социальную активность в широком смысле можно понимать как сознательную деятельность личности, которая создает социальную реальность, изменяет ее и условия своего существования в ней. Она включает в себя социальные действия и поведение личности, направленные на достижение ее соответствия как индивидуальным, так и групповым нормам и ценностям (Арендачук, 2020). Обращение к социальной активности в контексте деятельностного подхода при выявлении факторов психологической готовности к ее реализации является не случайным. Современные исследования, посвященные изучению состояния психологической готовности личности, ориентированы на установление его взаимосвязи с эффективностью деятельности, со способностью включиться в данную деятельность и проявлять активность в определенном направлении. В исследованиях российских ученых психологическая готовность определяется как целостное психическое образование, которое: - проявляется в форме избирательной и прогнозируемой активности на этапе подготовки к деятельности (от момента определения цели и осознания личностью мотивов и потребностей) (Дьяченко, Кандыбович, 1976); - характеризуется мобилизацией ресурсов на выполнение конкретной деятельности, помогает успешно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность в непредвиденных ситуациях (Носова, 2007); - развивается в процессе накопления личностью жизненного опыта, базируется на позитивном отношении к данной деятельности, на осознании ее мотивов, цели, способов ее достижения при взаимодействии с действительностью и обеспечивает мобилизацию личности в момент включения в деятельность определенной направленности (Жукова, 2012); - определяется степенью выраженности устойчивого интереса к данной деятельности, осознания ее социального смысла и содержания, стремления к самосовершенствованию и самореализации (Бубчикова, Чикова, 2013). В большинстве случаев психологическая готовность понимается как комплексное психологическое образование, как симбиоз операциональных, функциональных и личностных компонентов, позволяющих субъекту активно осуществлять практическую деятельность (Мычко, Зелко, 2013; Boitzova, Simonova, 2019). Психологическая готовность рассматривается и как фактор проявления активности личности в процессе ее самореализации, при вхождении в новую социальную позицию, в решении задач, связанных с социальной необходимостью (Санжаева, 2016). Анализ отечественных и зарубежных публикаций позволил выявить следующие структурные составляющие психологической готовности личности к осуществлению тех или иных видов деятельности, связанных с проявлением ее активности: - эмоциональная готовность реагировать на любую ситуацию, обусловленная сформированностью эмоциональной компетентности личности (Boitzova, Simonova, 2019; Gupta et al., 2016); - готовность к преодолению трудностей при достижении социальной успешности, в основе которой - самоэффективность как способность грамотно разыграть поведение в конкретной ситуации (Gupta et al., 2016); - готовность к саморазвитию как совокупность когнитивного, поведенческого и мотивационного компонентов готовности и присущий личности способ реализации стратегий поведения в жизненной ситуации в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями, ресурсами и накопленным жизненным опытом, возрастными и социальными возможностями (Блинова, 2015; Плотницкая и др., 2015); - индивидуальная готовность к изменениям, отражающая мысли, чувства и намерения человека, ведущие к определенному поведению, связанному с его отношением к себе, к объектам и ситуациям, с которыми он сталкивается (Desplaces, 2005; Grigoryeva, 2019). Таким образом, теоретический анализ современных публикаций по проблеме психологической готовности личности к реализации социальной активности позволил сформулировать гипотезу исследования. Было сделано предположение, что психологическую готовность можно рассматривать как фактор, связанный с проявлением социальной активности молодежи: чем более выраженными являются характеристики готовности, тем меньше молодые люди проявляют себя в протестных формах активности и более активны в социально-ориентированных видах деятельности. Цель исследования - выявление характеристик психологической готовности, связанных с проявлением разных форм социальной активности у студенческой молодежи. Процедура и методы исследования Участники. Исследование проводилось на выборке студенческой молодежи, сформированной с помощью метода простого рандомизированного отбора, в соответствии с которым выборка формировалась случайным систематическим образом - в нее включались студенты, фамилии которых в списках обследуемых учебных групп находились под нечетными номерами. В нее вошли 197 человек в возрасте 17-23 лет (М = 19,38 ± 2,43): студенты Саратовского колледжа отраслевых технологий (n = 62); студенты баклавриата (n = 77) и магистратуры (n = 58) вузов Саратова - СГУ имени Н.Г. Чернышевского и СГТУ имени Ю.А. Гагарина. Методики. В процессе исследования изучались следующие характеристики психологической готовности к социальной активности: - эмоциональная направленность личности, определяющая вовлеченность молодежи в конкретную форму социальной активности (эмоциональная готовность). Выраженность типов эмоциональной направленности (альтруистическая, коммуникативная, глорическая, праксическая, пугническая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная) выявлялась с помощью опросника «Оценка эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова, верификация Н.А. Бельской (Додонов, 1978; Бельская, 2013); - самоэффективность, которая регулирует социальное поведение личности и определяет мотивацию к осуществлению активных действий, особенно в трудных ситуациях (готовность к преодолению трудностей), определялась по методике «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека (Шварцер и др., 1996); - потребность знать самого себя и готовность самосовершенствоваться выявлялись с помощью теста «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова (Ратанова, Шляхта, 2003); - личностные характеристики, которые особенно важны при анализе ситуаций, связанных с переменами в социальном контексте («страстность», «находчивость», «оптимизм», «смелость, предприимчивость», «адаптивность», «уверенность», «толерантность к двусмысленности»), изучались по методике «Личностная готовность к переменам» (А. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Халл, адаптация Н.А. Бажановой и Г.Л. Бардиер) (Бажанова, 2005). Выраженность форм социальной активности молодежи определялась с помощью анкеты, содержательно описывающей виды социальной активности (альтруистическая, досуговая, социально-политическая, интернет-сетевая, гражданская, социально-экономическая, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная, радикально-протестная, субкультурная) и позволяющей установить степень их проявления в жизнедеятельности студентов по 5-балльной шкале Лайкерта (минимальное значение - 1, максимальное - 5). Анкета разработана коллективом авторов: Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, М.В. Григорьева, А.И. Заграничный, М.А. Кленова, Н.В. Усова, О.А. Черекаева, А.А. Шаров (Бочарова, 2018; Кленова, 2018). Процедура исследования. Исследование проводилось в соответствии с принципами, изложенными в этическом кодексе психолога Российского психологического общества. Все респонденты были осведомлены о цели исследования и участвовали в нем добровольно и безвозмездно. Конфиденциальность обеспечивалась анонимным их участием (в опросных листах указывались только возраст, пол, название организации, в которой на момент проведения исследования получали образование респонденты). Тестовые методики в бланковом варианте заполнялись последовательно в соответствии с требованиями к процедуре психодиагностического исследования. Полученные эмпирические данные систематизировались в сводные таблицы в программе Microsoft Excel. Все расчетные процедуры выполнялись в статистическом пакете Statistica for Windows 13. Проверка выборки на нормальность распределения проводилась по критерию Шапиро - Уилка (W), а также с помощью процедуры «Подгонка распределения» по критерию согласия Пирсона ꭓ2. Соотношения форм социальной активности с характеристиками психологической готовности выявлялись в процессе корреляционного анализа по Пирсону. Результаты исследования Корректность использования статистических методов исследования связана с требованием приближенности выборки к нормальному распределению, поэтому предварительно была осуществлена соответствующая проверка. В качестве проверяемого признака был выбран обобщенный показатель социальной активности личности (N = 197), рассчитанный по результатам анкетирования и отражающий среднее значение оценок студенческой молодежью своей активности во всех формах ее проявления. Значение рассчитанного статистического критерия Шапиро - Уилка (W = 0,990; p = 0,477) свидетельствовало об отсутствии статистически значимых различий между эмпирическим и нормальным теоретическим распределениями (больше р = 0,05), что позволило сделать заключение о соответствии выборки нормальному распределению. Значение критерия согласия Пирсона ꭓ2 = 19,094 оказалось больше критического (18,307 при df = 10), что также свидетельствовало о не противоречии выборки нормальному распределению. Описательная статистика, включающая средние по выборке значения изученных показателей и их стандартные отклонения, представлена в табл. 1. Согласно представленным данным, студенческой молодежи в большей степени свойственны: альтруистическая, коммуникативная и практическая виды эмоциональной направленности личности и пониженный уровень ее самоэффективности; в равной степени выраженные потребность в самопознании и готовность самосовершенствоваться; выраженность характеристик «находчивость» «уверенность», «страстность» и «оптимизм» в структуре личностной готовности к переменам. Корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязи между степенью выраженности форм социальной активности и характеристиками психологической готовности к ее проявлению, определил 43 статистически значимые корреляционные связи (р < 0,05) (табл. 2). Таблица 1 / Table 1 Описательная статистика всех переменных исследования, N = 197 / Descriptive statistics of all studied variables, N = 197 Формы социальной активности / Forms of social activity М SD Характеристики психологической готовности / Characteristics of psychological readiness М SD Альтруистическая / Altruistic 2,63 1,00 Эмоциональная направленность / Emotional orientation - альтруистическая / altruistic 9,11 2,88 Досуговая / Leisure 3,92 1,03 - коммуникативная / communicative 9,00 2,91 - глорическая / self-affirming 7,29 3,08 Социально-политическая / Socio-political 1,85 0,97 - практическая / practical 8,91 2,61 - пугническая / overcoming 6,70 3,02 Интернет-сетевая / Internet network 3,11 1,29 - романтическая / romantic 7,74 2,83 - гностическая / gnostic 7,86 2,95 Гражданская / Civil 2,10 1,15 - эстетическая / aesthetic 7,89 2,98 - гедонистическая / hedonistic 7,86 2,97 Социально-экономическая / Socio-economic 2,79 1,40 - акизитивная / acquisitive 8,34 2,76 Самоэффективность / Self-efficacy 27,62 6,36 Образовательно-развивающая / Educational-developing 2,88 1,16 Готовность к саморазвитию / Readiness for self-development - потребность знать самого себя / need to self-knowledge 4,69 1,43 Духовная / Spiritual 2,80 1,33 - готовность самосовершенствоваться / readiness to self-improve 4,70 1,83 Религиозная / Religious 2,02 1,26 Личностная готовность к переменам / Personal readiness for change - страстность (энергичность) / passion (energy) 18,36 4,38 Протестная / Protest 1,49 0,82 - находчивость / ingenuity 19,50 4,10 - оптимизм / optimism 17,56 3,70 Радикально-протестная / Radical protest 1,46 0,76 - смелость, предприимчивость / courage, enterprise 14,51 3,88 Субкультурная / Subcultural 1,67 1,10 - адаптивность / adaptability 15,35 3,87 - уверенность / confidence 18,64 4,06 Обобщенный показатель социальной активности / General indicator of social activity 2,39 0,55 - толерантность к двусмысленности / tolerance for ambiguity 14,21 3,76 Таблица 2 / Table 2 Взаимосвязь характеристик психологической готовности к разным формам социальной активности и степени их выраженности, N = 197 / Pearson’s significant correlations between characteristics of psychological readiness for different forms of social activity and the degree of their manifestation, N = 197 Формы социальной активности / Forms of social activity Характеристики психологической готовности / Characteristics of psychological readiness r Пирсона / Pearson’s r, р < 0,05 Альтруистическая, 6 связей / Altruistic, 6 correlations (13,95 %) Готовность самосовершенствоваться / Readiness to self-improve; Самоэффективность / Self-efficacy Страстность (энергичность) / Passion (energy) Находчивость / Ingenuity Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - романтическая / romantic - гностическая / gnostic 0,237 0,204 0,199 0,226 0,262 -0,247 Образовательно-развивающая, 6 связей / Educational-developing, 6 correlations (13,95 %) Самоэффективность / Self-efficacy Страстность (энергичность) / Passion (energy) Уверенность / Confidence Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - практическая / practical - пугническая / overcoming - романтическая / romantic 0,231 0,232 0,188 0,182 0,180 0,229 Духовная, 5 связей / Spiritual, 5 correlations (11,63 %) Самоэффективность / Self-efficacy Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - альтруистическая / altruistic - романтическая / romantic - эстетическая / aesthetic - акизитивная / acquisitive 0,194 0,188 0,267 0,286 0,182 Досуговая, 4 связи / Leisure, 4 correlations (9,30 %) Готовность самосовершенствоваться / Readiness to self-improve Самоэффективность / Self-efficacy Страстность (энергичность) / Passion (energy) Уверенность / Confidence 0,222 0,276 0,252 0,174 Гражданская, 4 связи / Civil 4 correlations (9,30 %) Страстность (энергичность) / Passion (energy) Находчивость / Ingenuity Уверенность / Confidence Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - пугническая / overcoming 0,229 0,221 0,183 0,245 Социально-экономическая, 4 связи / Socio-economic, 4 correlations (9,30 %) Готовность самосовершенствоваться / Readiness to self-improve Самоэффективность / Self-efficacy Страстность (энергичность) / Passion (energy) Находчивость / Ingenuity 0,237 0,205 0,291 0,184 Социально-политическая, 1 связь / Socio-political, 1 correlation (2,32 %) Адаптивность / Adaptability -0,180 Интернет-сетевая, 1 связь / Internet network, 1 correlation (2,32 %) Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - пугническая / overcoming -0,193 Религиозная, 0 связей / Religious, 0 correlations Не выявлено / Not found - Радикально-протестная, 3 связи / Radical protest, 3 correlations (6,97 %) Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - коммуникативная / communicative - пугническая / overcoming - гностическая / gnostic -0,181 0,210 -0,182 Протестная, 2 связи / Protest, 2 correlations (4,64 %) Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - коммуникативная / communicative - гностическая / gnostic -0,174 -0,208 Субкультурная 7 связей / Subcultural 7 correlations (16,28 %) Самоэффективность / Self-efficacy Толерантность к двусмысленности / Tolerance for ambiguity Эмоциональная направленность / Emotional orientation: - альтруистическая / altruistic - коммуникативная / communicative - практическая / practical - гностическая / gnostic - эстетическая / aesthetic -0,177 0,236 -0,282 -0,253 -0,176 -0,238 -0,211 Согласно представленным данным, в большей степени связанными с характеристиками психологической готовности оказались субкультурная (семь значимых корреляционных связей), альтруистическая и образовательно-развивающая формы социальной активности (по шесть значимых связей). Менее взаимосвязанными с характеристиками психологической готовности к проявлению оказались духовная (пять значимых связей), досуговая, гражданская и социально-экономическая (по четыре значимых корреляции) формы социальной активности. С радикально-протестной формой активности коррелируют три характеристики психологической готовности, с протестной - две; в отношении социально-политической и интернет-сетевой активности выявлено всего по одной корреляционной связи, а с религиозной формой социальной активности таких связей не обнаружено. Поскольку корреляционный анализ выявляет взаимосвязи между двумя переменными, а детерминация понимается как обусловленность факторов, их активное взаимодействие, отражающее признание «двух объективно существующих способов взаимообусловливания» (Галанина, 2016. С. 22), выявленные характеристики психологической готовности студентов можно отнести к детерминантам соответствующих форм социальной активности. Следовательно, проявление активности в деятельности, носящей альтруистическую направленность (волонтерство во всех его формах - от помощи нуждающимся людям и животным до активного участия в благоустройстве общественных мест), может быть детерминировано характеристиками эмоциональной готовности, готовности к саморазвитию, к преодолению трудностей и к переменам у молодых людей. Чем выше их энергичность, жизненный тонус и уверенность в себе, стремление самосовершенствоваться, вера в успех своих начинаний (самоэффективность), склонность к поиску новых источников для решения проблем и необычных, таинственных задач (гностическая и романтическая эмоциональная направленность), тем большую активность они склонны проявлять в альтруистической деятельности. Образовательно-развивающая активность студенческой молодежи, проявляющаяся в деятельности, направленной на повышение уровня своей образованности, на профессионально-личностное развитие и приобретение новых навыков, вероятно, детерминирована самоэффективностью, характеристиками личностной готовности к переменам и эмоциональной готовности. Данная форма активности в большей мере может проявляться у студентов, которые характеризуются готовностью приложить максимум усилий для достижения цели и преодоления трудностей (самоэффективность); энергичны, уверены в себе, в своих достоинствах и силе; получают эмоциональное удовлетворение от активной деятельности как таковой (практический компонент эмоциональной направленности), особенно если она необычна (романтическая направленность) и вызывает яркие переживания (пугническая направленность). Духовная активность, выражающаяся в увлеченности деятельностью по приобщению к культуре, литературе и искусству, скорее всего, обусловлена самоэффективностью как характеристикой готовности к преодолению трудностей на основе веры в собственный успех и характеристиками эмоциональной готовности: направленностью на эмоциональные переживания связанные с помощью другим людям (альтруистическая), поиском ответов на таинственные и необычные вопросы (романтическая), переживанием чувства прекрасного (эстетическая) и обладанием вещами, ценность которых не определяется практической значимостью (акизитивная). Досуговая активность, связанная с деятельностью по оздоровлению и удовлетворению интересов и потребностей в свободное от учебы и работы время, может быть детерминирована характеристиками готовности к саморазвитию, преодолению трудностей и к переменам. Чем больше выражены в структуре личностных свойств готовность самосовершенствоваться, вера в успешность и достижимость своих начинаний (самоэффективность), склонность к увлеченности и неутомимость, уверенность в себе, тем выше активность студентов в досуговой деятельности. Гражданская активность в форме выражения гражданской позиции по вопросам общественной жизни, солидарности с другими людьми и участия в деятельности по преобразованию своего ближайшего микросоциума соотносится с характеристиками готовности личности к переменам и эмоциональной готовности. Вероятность ее проявления у студентов тем выше, чем в большей степени выражены страстность, находчивость и уверенность в структуре характеристик личностной готовности к переменам, а также эмоциональная готовность в виде повышенной пугнической эмоциональной направленности (склонности к бурным эмоциональным реакциям при необходимости преодоления затруднений). Социально-экономическая форма социальной активности, проявляющаяся в виде деятельности, направленной на зарабатывание денег, в том числе и при совмещении учебы и работы или работы во время каникул, связана с характеристикой «готовность самосовершенствоваться» (в структуре готовности к саморазвитию), самоэффективностью и характеристиками личностной готовности к переменам «страстность (энергичность)» и «находчивость». Чем больше в структуре психологической готовности студентов выражены эти характеристики, тем более активны они в получении дохода в разных видах трудовой деятельности и обретении экономической самостоятельности. Социально-политическая и интернет-сетевая формы социальной активности менее всего связаны с характеристиками психологической готовности. В деятельность общественно-политических объединений в большей степени вовлекаются молодые люди с низкой адаптивностью, характеризующей готовность личности к переменам, не способные к быстрой перестройке и к поиску оптимальных или компромиссных решений в новых ситуациях и склонные настаивать на своем мнении. Чем меньше у студентов выражена направленность на преодоление затруднений в виде эмоциональных переживаний (пугнический компонент эмоциональной готовности), тем более активно они проявляют себя в различных сетевых группах, чатах, форумах. Проявление студенческой молодежью протестной формы активности может быть обусловлено выраженностью характеристик эмоциональной готовности. Существует повышенная вероятность выражения протестной позиции и участия в деятельности организаций и объединений протестного толка у тех молодых людей, которые слабо ориентированы на конструктивное общение (коммуникативная направленность), на проявление познавательной активности и способности критически оценивать результаты своей деятельности (гностическая направленность). Если же к этим характеристикам добавляется повышенная склонность к эмоциональным переживаниям при преодолении трудностей (пугническая направленность), то протестная активность может перейти в радикально-протестную форму, связанную с бескомпромиссным отстаиванием своих идей и взглядов, с кардинальным отрицанием прав и свобод других людей. В отношении субкультурной активности можно отметить, что психологическая готовность студенческой молодежи к ней снижена (86 % выявленных значимых корреляций отрицательные). Чем больше в структуре психологической готовности студентов выражены самоэффективность и эмоциональная направленность на оказание помощи окружающим (альтруистическая), на конструктивные формы общения и взаимодействия (коммуникативная), на увлеченность конкретными делами (практическая), на познавательное отношение к действительности и решение трудных задач (гностическая), на стремление к гармонии с окружающим миром (эстетическая), тем меньше они склоны к самоутверждению через активное транслирование ценностей разного рода молодежных субкультур. Вместе с тем характеристика личностной готовности к переменам «толерантность к неопределенности», проявляющаяся в спокойном отношении к незавершенным делам, в самообладании в неясных ситуациях, может стимулировать проявление субкультурной активности. Обсуждение результатов исследования Из всех изученных характеристик психологической готовности в качестве возможной детерминанты особенно выделилась «самоэффективность» личности как показатель готовности к преодолению трудностей на основе действий, нацеленных на успех в решении тех или иных задач. Чем выше самоэффективность у представителей студенческой молодежи, тем в большей мере они проявляет альтруистическую, досуговую, социально-экономическую, образовательно-развивающую и духовную формы социальной активности, а также снижают интенсивность своей деятельности, связанной с субкультурной активностью. Также была показана вероятная детерминация форм социальной активности характеристиками личностной готовности к переменам, а именно: - при выраженности у студентов «страстности», свидетельствующей об энергичности и повышенном жизненном тонусе, высока вероятность активности в видах деятельности, имеющих альтруистическую, досуговую гражданскую, социально-экономическую и образовательно-развивающую направленность; - «находчивость» как способность обращаться к новым источникам для решения возникающих проблем и задач, может детерминировать альтруистическую, гражданскую и социально-экономическую активность; - «уверенность», отражающая веру студентов в себя, в свои достоинства и силы, в то, что при стремлении к достижению все возможно, при высокой степени сформированности в системе личностных качеств, может являться фактором, повышающим их досуговую, гражданскую и образовательно-развивающую активность; - снижение «адаптивности» как умения менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях или при изменениях в текущих событиях жизнедеятельности выявлено в отношении социально-политической активности; - «толерантность к двусмысленности» как спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, неопределенности цели и незавершенности начатых дел, может определять тенденцию к повышению субкультурной активности студенческой молодежи. Выраженность направленности студентов на самосовершенствование (характеристики готовности к саморазвитию) может стимулировать повышение их альтруистической, досуговой и социально-экономической активности. Относительно характеристик эмоциональной готовности было выявлено: - студенты, склонные к эмоциональным переживаниям в случае преодоления препятствий (при повышении пугнической эмоциональной направленность личности), в большей степени склонны к проявлению гражданской, образовательно-развивающей и радикально-протестной форм активности молодежи и пониженной активности в интернет-сетевом взаимодействии; - студены, не отличающиеся стремлением к расширению своих знаний и к познавательно-интеллектуальным способам решения трудных задач (при снижении выраженности гностической направленности личности), в большей степени проявляют активность в форме альтруистической, протестной, радикально-протестной и субкультурной формах деятельности; - ориентированные на партнеров по взаимодействию студенты с выраженной потребностью в дружеском общении (повышенная коммуникативная направленность личности) на склонны к проявлению протестной, радикально-протестной и субкультурной форм активности; - склонность студентов к таинственному и необычному (романтическая эмоциональная направленность) связана с повышением их альтруистической, образовательно-развивающей и духовной форм активности; - повышение практической направленности, связанной с эмоциональной привлекательностью деятельности самой по себе, независимо от ее результатов и получаемых благ, может определять большую образовательно-развивающую активность и снижение выраженности ее субкультурной формы; - стремление студентов к гармонии с окружающим миром, переживанию чувства прекрасного (эстетическая направленность) и реализации потребности в содействии и помощи другим людям (альтруистическая направленность) может повышать их духовную активность и снижать выраженность субкультурной; - направленность на эмоциональные переживания, связанные с приобретением, обладанием и накоплением вещей, не зависимо от их практической необходимости, может способствовать повышению духовной активности студенческой молодежи. Полученные результаты затруднительно соотнести с итогами научных работ других авторов, поскольку комплексных эмпирических исследований психологической готовности личности в контексте проявления ее социальной активности практически не проводилось. Вместе с тем можно отметить некоторые исследования, раскрывающие теоретические основы проблемы психологической готовности личности к тем или иным формам социальной активности и косвенно согласующиеся с представленными в статье данными. Так, в отношении альтруистической (добровольческой, волонтерской) деятельности ученые отмечают ее обусловленность эмоциональным развитием личности (Носова, 2007), позитивным отношением студентов к социальной реальности (Шубович и др., 2019), развитием эмпатии и эмоционального контроля, а также характерологическими свойствами личности, ее умением общаться и взаимодействовать с окружающими (Минахметова и др., 2019). Социально-экономическая активность личности опосредована личностно-ситуационной готовностью к экономической деятельности (Вяткин, 2007), личностными характеристиками готовности к предпринимательской деятельности - направленностью на успех, способностью к саморазвитию, к самоподкреплению как источнику повышения самоуважения и собственной эффективности (Ханова, 2016). Отмечается, что направленность студентов на профессионально-личностное развитие (по сути, образовательно-развивающая активность) в контексте психологической готовности к инновационной деятельности зависит от их субъектных качеств - направленности на непрерывное образование и саморазвитие, устремленности к развитию своих ресурсов, получению новых знаний, необходимых для достижения целей, изменениям для их достижения (Леонова, 2018). Утверждается, что познавательные интересы личности побуждают человека к выбору той или иной деятельности, при этом основой их формирования выступают социальные влияния и направленность на определенные типы эмоций и эмоциональные предпочтения и переживания (Дербенева, 2009), что служит некоторым подтверждением наличия установленной в данном исследовании взаимосвязи между образовательно-развивающей активностью личности и ее эмоциональной направленностью. Заключение Новизна представленного исследования определяется тем, что в нем конкретизированы структурные составляющие психологической готовности личности к осуществлению деятельности, связанной с проявлением ее активности (эмоциональная готовность, готовность к преодолению трудностей при достижении социальной успешности, готовность к саморазвитию и индивидуальная готовность к изменениям). Также выявлены некоторые тенденции, определяющие особенности детерминации разных форм социальной активности студенческой молодежи характеристиками психологической готовности к их проявлению. Сформулируем теоретические и эмпирические результаты исследования в виде обобщенных заключений: 1) самоэффективность (как регулятор поведения и показатель готовности личности к разрешению затруднений и к энергичным действиям, чтобы сделать свою социальную жизнь успешной) обуславливает выраженность альтруистической, досуговой, образовательно-развивающей, социально-экономической и духовной форм социальной активности; 2) эмоциональная направленность личности (как фактор эмоциональной вовлеченности молодежи в конкретный вид деятельности) детерминирует альтруистическую, образовательно-развивающую, духовную, гражданскую активность и снижает выраженность субкультурной, интернет-сетевой, протестной и радикально-протестной форм активности; 3) в системе личностных характеристик (определяющих готовность к переменам в социальном окружении и общественных связях) особенно выделяются страстность, уверенность и находчивость, обусловливающие выраженность у студенческой молодежи альтруистической, досуговой, гражданской, образовательно-развивающей и социально-экономической форм активности; 4) готовность к саморазвитию детерминирует активность студентов в альтруистической, досуговой и социально-экономической видах деятельности; 5) психологическая готовность студенческой молодежи к социальной активности определяет ее вовлеченность в социально-ориентированные виды деятельности (альтруистическую, образовательно-развивающую, духовную, досуговую, гражданскую и социально-экономическую) и снижает выраженность социально-политической, интернет-сетевой, протестной, радикально-протестной и субкультурной форм активности; религиозная форма активности не связана с характеристиками психологической готовности студентов. Практическая значимость исследования связана с тем, что выявленные детерминанты, представленные в виде характеристик психологической готовности студенческой молодежи к разным формам проявления социальной активности, позволяют разрабатывать и внедрять в учебно-воспитательный процесс колледжей и вузов программы ее подготовки к успешной интеграции в значимые сферы общественной жизни. Необходимо сделать так, чтобы социальная активность выступала для молодежи не только средством достижения общественно значимых целей, но и позволяла им удовлетворять личностные потребности в соотнесении с потребностями социума. Представляется важным в процессе учебно-воспитательного взаимодействия преподавателям и кураторам учебных групп сделать акцент на развитие у студентов готовности к саморазвитию; поощрять проявление таких личностных качеств, как страстность, находчивость, нацеленность на открытие нового; поддерживать уверенность в себе, в своих силах и достоинствах, поскольку эти характеристики личностной готовности связаны с наиболее актуальными для них сферами активности и определяют позитивный вектор ее проявлений. Например, поддержка молодых людей в проявлении досуговой активности должна быть связана с поощрением перехода от пассивных форм проведения досуга к деятельности, связанной с активным отдыхом, направленным на реализацию индивидуальных интересов и устремлений, к свершению новых открытий о себе и социальной действительности, о мире в целом. При вовлечении студентов в деятельность, связанную с проявлением альтруистической и гражданской активности целесообразно поддерживать их самостоятельные инициативы, направленные на помощь людям, поощрять их озабоченность конкретными вопросами по благоустройству жизни, начиная от своего ближайшего сообщества, и поддерживать их инициативы при решении этих проблем. В процесс психолого-педагогического сопровождения студентов необходимо включать систему социально-психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативной и гностической эмоциональной направленности личности, что может способствовать снижению выраженности у студентов протестных тенденций и повышению активности в социально-полезных видах деятельности, а работа в направлении повышения адаптивности личности может стимулировать их социально-политическую активность как будущих участников процесса построения и развития общества.

×

Об авторах

Ирина Васильевна Арендачук

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: arend-irina@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития

Российская Федерация, 410012, Саратов, Астраханская ул., д. 83

Список литературы

  1. Арендачук И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. Вып. 2 (34). С. 148-161. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-148-161
  2. Бажанова Н.А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» (Перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey») // Acta eruditorum: научные доклады и сообщения. 2005. Т. 2. С. 169-178.
  3. Балог А.И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 143-146.
  4. Баранова Г.В., Баранов А.А. Социальная активность (опыт методологического анализа) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2 (103). С. 233-242.
  5. Бельская Н.А. Математическая верификация конструктной валидности методики исследования эмоциональной направленности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 46-50.
  6. Блинова В.Л. Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 2. Вып. 1 (5). С. 16-20.
  7. Бочарова Е.Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 4. С. 333-345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
  8. Бубчикова Н.В., Чикова И.В. Мотивационно-ценностная сфера личности будущего педагога как компонент психологической готовности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 32-36.
  9. Вяткин А.П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. № 3 (48). С. 97-100.
  10. Галанина Н.В. Понимание детерминации в философском анализе // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 21-23.
  11. Дербенева М.Ю. Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1-1. С. 288-294.
  12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
  14. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121.
  15. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo new. 2009. № 3 (59). С. 82-100.
  16. Кленова М.А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 4. С. 319-325. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-319-325
  17. Леонова Е.В. Психологическая готовность студентов к инновационной деятельности // Высшее образование сегодня. 2018. № 7. С. 56-59.
  18. Минахметова А.З., Гатауллина Р.Ф., Адигамова Э.Б. Модель формирования психологической готовности студенческой молодежи к волонтерству // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (135). С. 119-124.
  19. Мычко Е.А., Зелко А.С. Проблема психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 4. С. 23-27.
  20. Нам М.В. Формирование социальной активности старших школьников // Модернизация педагогического образования: проблемы, поиски, решения. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. С. 105-108.
  21. Носова Е.С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 186-190.
  22. Плотницкая М.Р., Фризен М.А., Шучковская Е.С. Психологическая готовность личности к саморазвитию: осмысление и исследование // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 136-141.
  23. Попова С.Ю., Селезнева А.В. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития // Образование личности. 2018. № 2. С. 96-103.
  24. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности М.: МПСИ; Флинта, 2003. 320 с.
  25. Савастьина А.А., Осипова Л.Б. Социальная активность молодежи как условие динамичного развития общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22320 (дата обращения: 02.09.2020).
  26. Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. Вып. 2. С. 6-16.
  27. Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 197-202.
  28. Ханова З.Г. Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 3. С. 66-72.
  29. Харланова Е.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5 (10). С. 173-178.
  30. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379-394. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
  31. Шатыр Ю.А., Мулик И.Г., Улесикова И.В., Булатецкий С.В., Мулик А.Б. Оптимизация оценки выраженности и направленности социальной активности человека // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. Т. 5. № 4. С. 393-405. https://doi.org/10.23888/HMJ20174393-405
  32. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-77.
  33. Шубович М.М., Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Плохова И.А. Готовность студентов педагогического вуза к социально-преобразующей добровольческой деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 14. № 2. С. 76-82. 10.14526/2070-4798-2019-14-2-76-82' target='_blank'>https://doi.org/doi: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-76-82
  34. Boitzova A.V., Simonova, N.N. “Psychological readiness”. Definition and approaches // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (ISPCPEP 2019). Vol. 321. Pp. 21-24. https://doi.org/10.2991/ispcpep-19.2019.5
  35. Crocettia E., Jahromib P., Meeusc W. Identity and civic engagement in adolescence // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. No. 3. Рp. 521-532. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2011.08.003
  36. Desplaces D.E. A multilevel approach to individual readiness to change // Journal of Behavioral and Applied Management. 2005. Vol. 7. No.1. Pp. 25-39. https://doi.org/10.21818/001c.14568
  37. Furedi F. Socialisation as behaviour management and the ascendancy of expert authority. Amsterdam: Vossiuspers UvA, 2009. 26 p.
  38. Grasso M. Young people’s political participation in Europe in times of crisis // Young people re-generating politics in times of crises. Palgrave studies in young people and politics / ed. by S. Pickard, J. Bessant. London: Palgrave Macmillan, Cham, 2018. Pp. 179-196. https://doi.org/10.1007/978-3-319-58250-4_10
  39. Grigoryeva M.V. Students’ readiness for changes as a predictor of social activity // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. LVI. Рp. 43-48. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.6
  40. Gupta L., Malik А., Singh R. Construct of Psychological Preparedness and its Correlates // International Journal of Indian Psychology. 2016. Vol. 3. Iss. 2. No. 8. Pp. 73-79.
  41. Jeznik K. Družbene podobe o mladih kot izziv za mentorsko delo // Andragoška spoznanja. 2016. L. 22 Št. 2. S. 39-52. https://doi.org/10.4312/as.22.2.39-52
  42. Moss P., Moss G. Toward a new public education: making globalization work for us all // Child development perspectives. 2008. Vol. 2. Iss. 2. Pp. 114-119. https://doi.org/10.1111/j.1750-8606.2008.00051.x
  43. Pickard S. The nature of environmental activism among young people in Britain in the twenty-first century // Political Ecology and Environmentalism in Britain / ed. by B. Prendiville, D. Haigron. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2020. Pp. 89-110.
  44. Schusler T., Krings A., Hernández М. Integrating youth participation and ecosocial work: New possibilities to advance environmental and social justice // Journal of Community Practice. 2019. Vol. 27. Iss. 3-4: Ecosocial Work and Social Change in Community Practice. Рp. 460-475. https://doi.org/10.1080/10705422.2019.1657537
  45. Šerek J., Machackova H., Macek P. Who crosses the norms? Predictors of the readiness for non-normative political participation among adolescents // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 62. Рp. 18-26. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.001
  46. Subhanov N. Peculiarities of youth developing in the conditions of forming of civil society // European science review. 2017. No 1-2. Рp. 171-173. https://dx.doi.org/10.20534/ESR-17-1.2-171-173
  47. Zhechev Z. Theoretical research approaches to finding the interconnection between socialization and social activity // SociоBrains. 2015. Iss. 5. Pp. 48-53.

© Арендачук И.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах