Феномен посттравматического роста в Камбодже: интегративное качественно-количественное исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучая травмирующие события, большинство исследователей концентрируется на их негативных последствиях, нередко оставляя без внимания то положительное влияние, которое эти события могут оказывать на личность. Ричард Тедески и Лоуренс Калхаун предложили концепцию посттравматического роста (ПТР), основанную на принципах позитивной психологии. ПТР трактуется как процесс личностного роста, наблюдаемый у человека после перенесенной травмы. ПТР может фиксироваться по пяти основным показателям: более полное понимание и принятие жизни, большая интимизация межличностных отношений, укрепление личности, открытие человеком новых возможностей, его духовное развитие. В статье представлены результаты количественного и качественного анализа данных, собранных коллективом авторов в 2015-2016 гг. в Американском университете Пномпеня (Камбоджа). В исследовании, целью которого стало изучение личностного роста в посттравматический период, приняли участие 70 респондентов. Количественный анализ показал внутреннюю согласованность и валидность методики «Диагностика резильентности взрослых» (Adult Resilience Measure) и опросника посттравматического роста (Posttraumatic Growth Inventory) при использовании в камбоджийской выборке. С помощью корреляционного и регрессионного анализа было установлено, что количество пережитых человеком травмирующих событий не влияет на его способность к резильентности и ПТР, при этом выраженность резильентности и ПТР положительно коррелируют между собой. При проведении качественного анализа был использован прием «восхождения к теории», что позволило создать модель ПТР для камбоджийской выборки. Полученная модель включает четыре основных категории переживания ПТР камбоджийцами: личностный рост, развитие межличностных отношений, духовное развитие, связанное с религиозностью, открытие новых возможностей развития. Количественные и качественные результаты исследования свидетельствуют о том, что камбоджийцы в целом переживают посттравматический рост в соответствии с исходной теорией ПТР. В то же время выявляются и некоторые нюансы, имеющие культурную обусловленность, которые необходимо учитывать при изучении ПТР жителей Камбоджи.

Об авторах

Джули Бадаракко

Международный университет Аллиант

Автор, ответственный за переписку.
Email: julie.badaracco@gmail.com

Psy.D., закончила Калифорнийскую школу профессиональной психологии в Сан-Диего со степенью доктора клинической психологии, а также постдокторскую ординатуру по специальности «Консультационные и психологические услуги» в Калифорнийском университете в Сан-Диего. В настоящее время преподает в Международном университете Аллиант (США).

Соединенные Штаты Америки, CA 91803, Алхамбра, S Fremont Ave, 1000, bldg A7

Скультип (Джилл) Сирикантрапорн

Университет Фулбрайта во Вьетнаме

Email: jill.siri@fulbright.edu.vn

Psy.D. является членом-основателем Университета Фулбрайта во Вьетнаме (Хошимин, Вьетнам). Помимо преподавания работает клиническим супервизором в оздоровительном центре Фулбрайта. Была сопредседателем Комитета вебинаров Отделения международной психологии Американской психологической ассоциации. Ее клинические и научные интересы связаны с изучением травм, резильентности и посттравматического роста в межкультурном и кросс-культурном контексте. Является ведущим соредактором международной монографии Human Strengths and Resilience: Developmental, Cross-Cultural, and International Perspectives (2017). Результаты ее последних исследований, связанных с преподаванием психологии и курсов по психическому здоровью во Вьетнаме, изложены в главе «Преподавание психологии во Вьетнаме» в монографии Teaching Psychology around the World, опубликованной в 2020 г. издательством Cambridge Scholars Publishing.

Социалистическая Республика Вьетнам, Хошимин, р-н 7, Tan Phu Ward, Ton Dat Tien, 105, floor 2, Crescent Plaza

Грант Дж. Рич

Уолденский университет

Email: optimalex@aol.com

Ph.D., постоянный член Американской психологической ассоциации, заслуженный профессор Уолденского университета. Получил докторскую степень по психологии развития в Чикагском университете. Его научные интересы связаны с изучением оптимального развития человека в кросс-культурном контексте и развитием международной позитивной психологии. Является главным редактором издания Pathfinders in International Psychology (2015) и ведущим соредактором пяти книг, изданных в 2017–2020 гг.: Internationalizing the Teaching of Psychology (2017), Human Strengths and Resilience: Developmental, Cross-Cultural, and International Perspectives (2018), Teaching Psychology Around the World – Volume 4 (2018) и Volume 5 (2020), Psychology in Southeast Asia (2020). Его научные статьи публиковались в ведущих рецензируемых журналах США, включая American Psychologist и Journal of Positive Psychology. Доктор Рич является сертифицированным специалистом по терапевтическому массажу (National Certification Board for Therapeutic Massage and Bodywork, NCBTMB) и редактором научного издания, посвященного количественным исследованиям в сфере массажной терапии – Massage Therapy: The Evidence for Practice (2002). Преподавал в учебных заведениях разных стран мира, в том числе (в последнее время) на Аляске, в Камбодже и Индии. В настоящее время живет в Джуно (Аляска, США). С 2016 года является членом редакционной коллегии журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика». Персональный сайт: http://rich.socialpsychology.org/.

Соединенные Штаты Америки, MN 55401, Миннеаполис, Washington Ave South, 100, suite 900

Джули Грин

Международный университет Аллиант

Email: jgreen@alliant.edu

Ph.D. (African American and Eastern Band Cherokee), is Associate Professor in the Clinical Psychology PsyD Department at Alliant International University (USA), has worked in community mental health for over 10 years. She obtained her Ph.D. in clinical psychology from the University of North Dakota and completed postdoctoral studies at University of California, Berkeley (School of Public Health) and University of California, San Francisco (Child Trauma Research Program). She has published in the areas of intimate partner violence (IPV) and friendship variables, the impact of IPV on Native Americans, health disparities among ethnically diverse populations, gender based stereotypes, and the development of tribe focused research. Her training is grounded in behavioral theories and she utilizes cognitive behavioral therapy, feminist and multicultural approaches in practice. Additionally, she established a research lab focused on wellness-based approaches to addressing health disparities among ethnically diverse and marginalized populations.

Соединенные Штаты Америки, CA 91803, Алхамбра, S Fremont Ave, 1000, bldg A7

Мэтью К. Портер

Международный университет Аллиант

Email: mporter@alliant.edu

Ph.D., доцент департамента клинической психологии Калифорнийского института профессиональной психологии Международного университета Аллиант (США). Получил докторскую степень по клинической психологии в Новой школе социальных исследований в 2005 г., проводил исследования в Национальном институте здоровья и Фонде Темплтона. Получил грант Фонда Фулбрайта для проведения исследований в Бразилии

Соединенные Штаты Америки, CA 91803, Алхамбра, S Fremont Ave, 1000, bldg A7

Список литературы

  1. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Washington, DC, US: American Psychiatric Association.
  2. Amnesty International. (2016). Cambodia 2016/2017. Retrieved July 11, 2017, from https://www.amnesty.org/en/countries/asia-and-the-pacific/cambodia/report-cambodia/
  3. Amon, J., Barriga, S.R., Sheppard, B., Robertson, P., Ross, J., & Haas, D. (2013). “They treat us like animals”: Mistreatment of drug users and “undesirables” in Cambodia's Drug Detention Centers. Human Rights Watch. Retrieved on July 12, 2017, from https://www.hrw.org/report/2013/12/08/they-treat-us-animals/mistreatment-drug-users-and-undesirables-cambodias-drug#page
  4. Anda, R.F., Felitti, V.J., Bremner, J.D., Walker, J.D., Whitfield, C., Perry, B.D., …Giles, W.H. (2006). The enduring effects of abuse and related adverse experiences in childhood: A convergence of evidence from neurobiology and epidemiology. European Archives of Psychiatry Clinical Neuroscience, 256, 174-186. https://doi.org/10.1007/s00406-005-0624-4
  5. Bar-On, D., Eland, J., Kleber, R.J., Krell, R., Moore, Y., Sagir, A. … van Ijzendoorn, M.H. (1998). Multigenerational perspectives on coping with the Holocaust experience: An attachment perspective for understanding the developmental sequelae of trauma across generations. International Journal of Behavioral Development, 22, 315-338. https://doi.org/10.1080/016502598384397
  6. Berntsen, D., & Rubin, D.C. (2006). When trauma becomes a key to identity: Enhanced integration of trauma memories predicts posttraumatic stress disorder symptoms. Applied Cognitive Psychology, 21, 417-431. https://doi.org/10.1002/acp.1290
  7. Bonanno, G.A. (2004). Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely aversive events? American Psychologist, 59(1), 20-28.
  8. Bracken, P. (2002). Trauma: Culture, meaning and philosophy. Whurr Publishers.
  9. Bremner, J.D. (1998). Neuroimaging of posttraumatic stress. Psychiatric Annals, 28, 445-450.
  10. Breslau, N., Davis, G.C., Andreski, P., Peterson, E.L., & Schultz, L.R. (1997). Sex differences in posttraumatic stress disorder. Archives of General Psychiatry, 54, 1044-1048
  11. Chan, S. (2015). Cambodians in the United States: Refugees, immigrants, American ethnic minority. Oxford Research Encyclopedias. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199329175.013.317
  12. Chandler, D. (2007). A history of Cambodia (4th ed.). Philadelphia, PA: Westview.
  13. Coe, M.D. (2005). Angkor and the Khmer Civilization. New York, NY: Thames Hudson.
  14. Cohen, A. B. (2009). Many forms of culture. American Psychologist, 64, 194-204.
  15. Corbin, J., & Strauss, A. (1990). Grounded theory research: Procedures, canons, and evaluative criteria. Qualitative Sociology, 13(1), 3-21.
  16. Duan, W., Guo, P., & Gan, P. (2015). Relationships among trait resilience, virtues, posttraumatic stress disorder and posttraumatic growth. PLoS ONE, 10(5). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0125707
  17. Field, N.P., Muong, S., & Sochanvimean, V. (2013). Parental styles in the intergenerational transmission of trauma stemming from the Khmer Rouge regime in Cambodia. American Journal of Orthopsychiatry, 83, 483-494. https://doi.org/10.1111/ajop.12057
  18. Flores, L.Y., & Ezemenari, M.O. (2003). Positive psychological assessment in an increasingly diverse world. In S.J. Lopez, & C.R. Snyder, Positive Psychological Assessment: A handbook of models and measures (pp. 41-54). Washington D.C., US: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10612-003
  19. Frankl, V.E. (1970). The will to meaning: Foundations and applications of logotherapy. New York, New York: Plume
  20. Gray, M.J., Litz, B.T, Hsu, J.L., & Lombardo, T.W. (2004). Psychometric properties of the life events checklist. Assessment, 11(4), 330-341. doi: 10.1177/1073191104269954
  21. Green, B.L. (1990). Defining trauma: Terminology and generic stressor dimensions. Journal of Applied Social Psychology, 20, 1632-1642. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1990.tb01498.x
  22. Green, B.L., Goodman, L.A., Krupnick, J.L., Corcoran, C.B., Petty, R.M., Stockton, P., & Stern, N.M. (2000). Outcomes of single versus multiple trauma exposure in a screening sample. Journal of Traumatic Stress, 13, 271-286. https://doi.org/10.1023/A:1007758711939
  23. Hinton, A. (2004). Why did they kill?: Cambodia in the shadow of genocide. Berkeley, California: University of California Press
  24. Hinton, D.E., Chhean, D., Pich, V., Safren, S.A., Hofmann, S.G., & Pollack, M.H. (2005). A randomized controlled trial of cognitive-behavioral therapy for Cambodian refugees with treatment-resistant PTSD and panic attacks: A cross-over design. Journal of Traumatic Stress, 18, 617-629. https://doi.org/10.1002/jts.20070
  25. Human Rights Watch (2017). Cambodia Events of 2016. Retrieved from https://www.hrw.org/world-report/2017/country-chapters/cambodia
  26. Human Rights Watch. (2015). World Report: Cambodia Events of 2014. Retrieved from https://www.hrw.org/world-report/2015/country-chapters/cambodia
  27. Jobson, L., & O’Kearney, R. (2006). Cultural differences in autobiographical memory of trauma. Clinical Psychologist, 10, 89-98. https://doi.org/10.1080/13284200600939892
  28. Kessler, R.C. (2000). Posttraumatic stress disorder: The burden to the individual and to society. Journal of Clinical Psychiatry, 61, 4-12.
  29. Kierman, B. (2008). The Pol Pot Regime: Race, power, and genocide in Cambodia under the Khmer Rouge, 1975-1979 (3rd ed.). New Haven, Connecticut: Yale University Press
  30. Liebenberg, L., Ungar, M., & Van de Vijver, F. (2012). Validation of the child and youth resilience measure - 28 (CYRM-28) among Canadian youth. Research on Social Work Practice, 22, 219-226. https://doi.org/10/1177/1049731511428619
  31. Lincoln, Y.S., & Guba, E.G. (1985). Naturalistic inquiry (vol. 75). London, United Kingdom: Sage
  32. Magnusson, E., & Marecek, J. (2015). Doing interview-based qualitative research: A learner's guide. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press
  33. Marshall, G.N., Schell, T.L., Elliott, M.N., Berthold, S.M., & Chun, C. (2005). Mental health of Cambodian refugees 2 decades after resettlement in the United States. JAMA, 294(5), 571-579. https://doi.org/10.1001/jama.294.5.571
  34. Nemeroff, C.B., Bremner, J.D., Foa, E.B., Mayber, H.S., North, C.S., & Stein, M.B. (2006). Posttraumatic stress disorder: A state-of-the-science review. Journal of Psychiatric Research, 40, 1-21. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2005.07.005
  35. Nishi, D., Matsuoka, Y., & Kim, Y. (2010). Posttraumatic growth, posttraumatic stress disorder and resilience of motor vehicle accident survivors. Biopsychosocial Medicine, 4(7)
  36. Oyserman, D., Coon, H.M., & Kemmelmeier, M. (2002). Rethinking individualism and collectivism: Evaluation of theoretical assumptions and meta-analyses. Psychological Bulletin, 128, 3-72. https://doi.org/10.1037//0033-2909.128.1.3
  37. Perry, C.T., Oum, P., & Gray, S.H. (2007). The body remembers: Somatic symptoms in traumatized Khmer. Journal of the American Academy of Psychoanalysis & Dynamic Psychiatry, 35, 77-84. https://doi.org/10.1521/jaap.2007.35.1.77
  38. Schaal, S., Elbert, T., & Neuner, F. (2009). Narrative exposure therapy versus interpersonal psychotherapy: A pilot randomized controlled trial with Rwandan genocide orphans. Psychotherapy and Psychosomatics, 78, 298-306. https://doi.org/10.1159/000229768
  39. Schunert, T., Khann, S., Koa, S., Pot, C., Saupe, L.B., Lahar, C.J., … Nhong, H. (2012). Cambodian Mental Health Survey. Department of Psychology, Royal University of Phnom Penh
  40. Seligman, M. (2011). Flourish. New York City, New York: Free Press
  41. Seligman, M., & Csikszentmihalyi, M. (2000). Positive psychology. American Psychologist, 55, 5-14. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.1.5
  42. Southwick, S.M., Bonanno, G.A., Masten, A.S., Panter-Brick, C., & Yehuda, R. (2014). Resilience definitions, theory, and challenges: Interdisciplinary perspectives. European Journal of Psychotraumatology, 5(1), 25338
  43. Strangio, S. (2014). Hun Sen’s Cambodia. New Haven, Connecticut: Yale University Press.
  44. Strauss, A., & Corbin, J. (1994). Grounded theory methodology. Handbook of qualitative research, 17, 273-285.
  45. Tedeschi, R.G., & Calhoun, L.G. (1996). The posttraumatic growth inventory: Measuring the positive legacy of trauma. Journal of Traumatic Stress, 9, 455-471
  46. Tedeschi, R.G., & Calhoun, L.G. (2004). Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence. Psychological Inquiry, 15, 1-18.
  47. Ungar, M. (2008). Resilience across cultures. British Journal of Social Work, 38, 218-235.
  48. Ungar, M. (2013). Resilience, trauma, context, and culture. Trauma, violence, & abuse, 14(3), 255-266.
  49. Uy, K.K., & Okubo, Y. (2018). Reassembling a shattered life: A study of posttraumatic growth in displaced Cambodian community leaders. Asian American Journal of Psychology, 9(1), 47-61. https://doi.org/10.1037/aap0000111
  50. Van de Put, W.A.C.M., & Eisenbruch, I.M. (2002). The Cambodian Experience. In J.D. Jong, Trauma, war, and violence: Public mental health in socio-cultural context (pp. 93-155). New York City, New York: Springer
  51. World Bank. (2017). Cambodia: Overview. Retrieved June 28, 2017, from http://www.worldbank.org/en/country/cambodia/overview
  52. Wu, K., Zhang, Y., Liu, Z., Zhou, P., & Wei, C. (2015). Coexistence and different determinants of posttraumatic stress disorder and posttraumatic growth among Chinese survivors after earthquake: Role of resilience and rumination. Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsycg.2015.01043
  53. Yu, Y., Peng, L., Chen, L., Long, L., He, W., Li, M., & Wang, T. (2014). Resilience and social support promote posttraumatic growth of women with infertility: The mediating role of positive coping. Psychiatry Research, 215, 401-405. https://doi.org/10/1016/j.psychres.2013.10.032
  54. Zoellner, T., & Maercker, A. (2006). Posttraumatic growth in clinical psychology - A critical review and introduction of a two component model. Clinical Psychology Review, 26, 626-653. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2006.01.0

© Бадаракко Д., Сирикантрапорн С., Рич Г.Д., Грин Д., Портер М.К., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах