Феномен посттравматического роста в Камбодже: интегративное качественно-количественное исследование
- Авторы: Бадаракко Д.1, Сирикантрапорн С.2, Рич Г.Д.3, Грин Д.1, Портер М.К.1
-
Учреждения:
- Международный университет Аллиант
- Университет Фулбрайта во Вьетнаме
- Уолденский университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020): Современная позитивная психология в России и мире
- Страницы: 604-623
- Раздел: ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И СТРАНАХ МИРА
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/25367
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-604-623
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучая травмирующие события, большинство исследователей концентрируется на их негативных последствиях, нередко оставляя без внимания то положительное влияние, которое эти события могут оказывать на личность. Ричард Тедески и Лоуренс Калхаун предложили концепцию посттравматического роста (ПТР), основанную на принципах позитивной психологии. ПТР трактуется как процесс личностного роста, наблюдаемый у человека после перенесенной травмы. ПТР может фиксироваться по пяти основным показателям: более полное понимание и принятие жизни, большая интимизация межличностных отношений, укрепление личности, открытие человеком новых возможностей, его духовное развитие. В статье представлены результаты количественного и качественного анализа данных, собранных коллективом авторов в 2015-2016 гг. в Американском университете Пномпеня (Камбоджа). В исследовании, целью которого стало изучение личностного роста в посттравматический период, приняли участие 70 респондентов. Количественный анализ показал внутреннюю согласованность и валидность методики «Диагностика резильентности взрослых» (Adult Resilience Measure) и опросника посттравматического роста (Posttraumatic Growth Inventory) при использовании в камбоджийской выборке. С помощью корреляционного и регрессионного анализа было установлено, что количество пережитых человеком травмирующих событий не влияет на его способность к резильентности и ПТР, при этом выраженность резильентности и ПТР положительно коррелируют между собой. При проведении качественного анализа был использован прием «восхождения к теории», что позволило создать модель ПТР для камбоджийской выборки. Полученная модель включает четыре основных категории переживания ПТР камбоджийцами: личностный рост, развитие межличностных отношений, духовное развитие, связанное с религиозностью, открытие новых возможностей развития. Количественные и качественные результаты исследования свидетельствуют о том, что камбоджийцы в целом переживают посттравматический рост в соответствии с исходной теорией ПТР. В то же время выявляются и некоторые нюансы, имеющие культурную обусловленность, которые необходимо учитывать при изучении ПТР жителей Камбоджи.
Об авторах
Джули Бадаракко
Международный университет Аллиант
Автор, ответственный за переписку.
Email: julie.badaracco@gmail.com
Psy.D., закончила Калифорнийскую школу профессиональной психологии в Сан-Диего со степенью доктора клинической психологии, а также постдокторскую ординатуру по специальности «Консультационные и психологические услуги» в Калифорнийском университете в Сан-Диего. В настоящее время преподает в Международном университете Аллиант (США).
Соединенные Штаты Америки, CA 91803, Алхамбра, S Fremont Ave, 1000, bldg A7Скультип (Джилл) Сирикантрапорн
Университет Фулбрайта во Вьетнаме
Email: jill.siri@fulbright.edu.vn
Psy.D. является членом-основателем Университета Фулбрайта во Вьетнаме (Хошимин, Вьетнам). Помимо преподавания работает клиническим супервизором в оздоровительном центре Фулбрайта. Была сопредседателем Комитета вебинаров Отделения международной психологии Американской психологической ассоциации. Ее клинические и научные интересы связаны с изучением травм, резильентности и посттравматического роста в межкультурном и кросс-культурном контексте. Является ведущим соредактором международной монографии Human Strengths and Resilience: Developmental, Cross-Cultural, and International Perspectives (2017). Результаты ее последних исследований, связанных с преподаванием психологии и курсов по психическому здоровью во Вьетнаме, изложены в главе «Преподавание психологии во Вьетнаме» в монографии Teaching Psychology around the World, опубликованной в 2020 г. издательством Cambridge Scholars Publishing.
Социалистическая Республика Вьетнам, Хошимин, р-н 7, Tan Phu Ward, Ton Dat Tien, 105, floor 2, Crescent PlazaГрант Дж. Рич
Уолденский университет
Email: optimalex@aol.com
Ph.D., постоянный член Американской психологической ассоциации, заслуженный профессор Уолденского университета. Получил докторскую степень по психологии развития в Чикагском университете. Его научные интересы связаны с изучением оптимального развития человека в кросс-культурном контексте и развитием международной позитивной психологии. Является главным редактором издания Pathfinders in International Psychology (2015) и ведущим соредактором пяти книг, изданных в 2017–2020 гг.: Internationalizing the Teaching of Psychology (2017), Human Strengths and Resilience: Developmental, Cross-Cultural, and International Perspectives (2018), Teaching Psychology Around the World – Volume 4 (2018) и Volume 5 (2020), Psychology in Southeast Asia (2020). Его научные статьи публиковались в ведущих рецензируемых журналах США, включая American Psychologist и Journal of Positive Psychology. Доктор Рич является сертифицированным специалистом по терапевтическому массажу (National Certification Board for Therapeutic Massage and Bodywork, NCBTMB) и редактором научного издания, посвященного количественным исследованиям в сфере массажной терапии – Massage Therapy: The Evidence for Practice (2002). Преподавал в учебных заведениях разных стран мира, в том числе (в последнее время) на Аляске, в Камбодже и Индии. В настоящее время живет в Джуно (Аляска, США). С 2016 года является членом редакционной коллегии журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика». Персональный сайт: http://rich.socialpsychology.org/.
Соединенные Штаты Америки, MN 55401, Миннеаполис, Washington Ave South, 100, suite 900Джули Грин
Международный университет Аллиант
Email: jgreen@alliant.edu
Ph.D. (African American and Eastern Band Cherokee), is Associate Professor in the Clinical Psychology PsyD Department at Alliant International University (USA), has worked in community mental health for over 10 years. She obtained her Ph.D. in clinical psychology from the University of North Dakota and completed postdoctoral studies at University of California, Berkeley (School of Public Health) and University of California, San Francisco (Child Trauma Research Program). She has published in the areas of intimate partner violence (IPV) and friendship variables, the impact of IPV on Native Americans, health disparities among ethnically diverse populations, gender based stereotypes, and the development of tribe focused research. Her training is grounded in behavioral theories and she utilizes cognitive behavioral therapy, feminist and multicultural approaches in practice. Additionally, she established a research lab focused on wellness-based approaches to addressing health disparities among ethnically diverse and marginalized populations.
Соединенные Штаты Америки, CA 91803, Алхамбра, S Fremont Ave, 1000, bldg A7Мэтью К. Портер
Международный университет Аллиант
Email: mporter@alliant.edu
Ph.D., доцент департамента клинической психологии Калифорнийского института профессиональной психологии Международного университета Аллиант (США). Получил докторскую степень по клинической психологии в Новой школе социальных исследований в 2005 г., проводил исследования в Национальном институте здоровья и Фонде Темплтона. Получил грант Фонда Фулбрайта для проведения исследований в Бразилии
Соединенные Штаты Америки, CA 91803, Алхамбра, S Fremont Ave, 1000, bldg A7Список литературы
- American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Washington, DC, US: American Psychiatric Association.
- Amnesty International. (2016). Cambodia 2016/2017. Retrieved July 11, 2017, from https://www.amnesty.org/en/countries/asia-and-the-pacific/cambodia/report-cambodia/
- Amon, J., Barriga, S.R., Sheppard, B., Robertson, P., Ross, J., & Haas, D. (2013). “They treat us like animals”: Mistreatment of drug users and “undesirables” in Cambodia's Drug Detention Centers. Human Rights Watch. Retrieved on July 12, 2017, from https://www.hrw.org/report/2013/12/08/they-treat-us-animals/mistreatment-drug-users-and-undesirables-cambodias-drug#page
- Anda, R.F., Felitti, V.J., Bremner, J.D., Walker, J.D., Whitfield, C., Perry, B.D., …Giles, W.H. (2006). The enduring effects of abuse and related adverse experiences in childhood: A convergence of evidence from neurobiology and epidemiology. European Archives of Psychiatry Clinical Neuroscience, 256, 174-186. https://doi.org/10.1007/s00406-005-0624-4
- Bar-On, D., Eland, J., Kleber, R.J., Krell, R., Moore, Y., Sagir, A. … van Ijzendoorn, M.H. (1998). Multigenerational perspectives on coping with the Holocaust experience: An attachment perspective for understanding the developmental sequelae of trauma across generations. International Journal of Behavioral Development, 22, 315-338. https://doi.org/10.1080/016502598384397
- Berntsen, D., & Rubin, D.C. (2006). When trauma becomes a key to identity: Enhanced integration of trauma memories predicts posttraumatic stress disorder symptoms. Applied Cognitive Psychology, 21, 417-431. https://doi.org/10.1002/acp.1290
- Bonanno, G.A. (2004). Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely aversive events? American Psychologist, 59(1), 20-28.
- Bracken, P. (2002). Trauma: Culture, meaning and philosophy. Whurr Publishers.
- Bremner, J.D. (1998). Neuroimaging of posttraumatic stress. Psychiatric Annals, 28, 445-450.
- Breslau, N., Davis, G.C., Andreski, P., Peterson, E.L., & Schultz, L.R. (1997). Sex differences in posttraumatic stress disorder. Archives of General Psychiatry, 54, 1044-1048
- Chan, S. (2015). Cambodians in the United States: Refugees, immigrants, American ethnic minority. Oxford Research Encyclopedias. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199329175.013.317
- Chandler, D. (2007). A history of Cambodia (4th ed.). Philadelphia, PA: Westview.
- Coe, M.D. (2005). Angkor and the Khmer Civilization. New York, NY: Thames Hudson.
- Cohen, A. B. (2009). Many forms of culture. American Psychologist, 64, 194-204.
- Corbin, J., & Strauss, A. (1990). Grounded theory research: Procedures, canons, and evaluative criteria. Qualitative Sociology, 13(1), 3-21.
- Duan, W., Guo, P., & Gan, P. (2015). Relationships among trait resilience, virtues, posttraumatic stress disorder and posttraumatic growth. PLoS ONE, 10(5). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0125707
- Field, N.P., Muong, S., & Sochanvimean, V. (2013). Parental styles in the intergenerational transmission of trauma stemming from the Khmer Rouge regime in Cambodia. American Journal of Orthopsychiatry, 83, 483-494. https://doi.org/10.1111/ajop.12057
- Flores, L.Y., & Ezemenari, M.O. (2003). Positive psychological assessment in an increasingly diverse world. In S.J. Lopez, & C.R. Snyder, Positive Psychological Assessment: A handbook of models and measures (pp. 41-54). Washington D.C., US: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10612-003
- Frankl, V.E. (1970). The will to meaning: Foundations and applications of logotherapy. New York, New York: Plume
- Gray, M.J., Litz, B.T, Hsu, J.L., & Lombardo, T.W. (2004). Psychometric properties of the life events checklist. Assessment, 11(4), 330-341. doi: 10.1177/1073191104269954
- Green, B.L. (1990). Defining trauma: Terminology and generic stressor dimensions. Journal of Applied Social Psychology, 20, 1632-1642. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1990.tb01498.x
- Green, B.L., Goodman, L.A., Krupnick, J.L., Corcoran, C.B., Petty, R.M., Stockton, P., & Stern, N.M. (2000). Outcomes of single versus multiple trauma exposure in a screening sample. Journal of Traumatic Stress, 13, 271-286. https://doi.org/10.1023/A:1007758711939
- Hinton, A. (2004). Why did they kill?: Cambodia in the shadow of genocide. Berkeley, California: University of California Press
- Hinton, D.E., Chhean, D., Pich, V., Safren, S.A., Hofmann, S.G., & Pollack, M.H. (2005). A randomized controlled trial of cognitive-behavioral therapy for Cambodian refugees with treatment-resistant PTSD and panic attacks: A cross-over design. Journal of Traumatic Stress, 18, 617-629. https://doi.org/10.1002/jts.20070
- Human Rights Watch (2017). Cambodia Events of 2016. Retrieved from https://www.hrw.org/world-report/2017/country-chapters/cambodia
- Human Rights Watch. (2015). World Report: Cambodia Events of 2014. Retrieved from https://www.hrw.org/world-report/2015/country-chapters/cambodia
- Jobson, L., & O’Kearney, R. (2006). Cultural differences in autobiographical memory of trauma. Clinical Psychologist, 10, 89-98. https://doi.org/10.1080/13284200600939892
- Kessler, R.C. (2000). Posttraumatic stress disorder: The burden to the individual and to society. Journal of Clinical Psychiatry, 61, 4-12.
- Kierman, B. (2008). The Pol Pot Regime: Race, power, and genocide in Cambodia under the Khmer Rouge, 1975-1979 (3rd ed.). New Haven, Connecticut: Yale University Press
- Liebenberg, L., Ungar, M., & Van de Vijver, F. (2012). Validation of the child and youth resilience measure - 28 (CYRM-28) among Canadian youth. Research on Social Work Practice, 22, 219-226. https://doi.org/10/1177/1049731511428619
- Lincoln, Y.S., & Guba, E.G. (1985). Naturalistic inquiry (vol. 75). London, United Kingdom: Sage
- Magnusson, E., & Marecek, J. (2015). Doing interview-based qualitative research: A learner's guide. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press
- Marshall, G.N., Schell, T.L., Elliott, M.N., Berthold, S.M., & Chun, C. (2005). Mental health of Cambodian refugees 2 decades after resettlement in the United States. JAMA, 294(5), 571-579. https://doi.org/10.1001/jama.294.5.571
- Nemeroff, C.B., Bremner, J.D., Foa, E.B., Mayber, H.S., North, C.S., & Stein, M.B. (2006). Posttraumatic stress disorder: A state-of-the-science review. Journal of Psychiatric Research, 40, 1-21. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2005.07.005
- Nishi, D., Matsuoka, Y., & Kim, Y. (2010). Posttraumatic growth, posttraumatic stress disorder and resilience of motor vehicle accident survivors. Biopsychosocial Medicine, 4(7)
- Oyserman, D., Coon, H.M., & Kemmelmeier, M. (2002). Rethinking individualism and collectivism: Evaluation of theoretical assumptions and meta-analyses. Psychological Bulletin, 128, 3-72. https://doi.org/10.1037//0033-2909.128.1.3
- Perry, C.T., Oum, P., & Gray, S.H. (2007). The body remembers: Somatic symptoms in traumatized Khmer. Journal of the American Academy of Psychoanalysis & Dynamic Psychiatry, 35, 77-84. https://doi.org/10.1521/jaap.2007.35.1.77
- Schaal, S., Elbert, T., & Neuner, F. (2009). Narrative exposure therapy versus interpersonal psychotherapy: A pilot randomized controlled trial with Rwandan genocide orphans. Psychotherapy and Psychosomatics, 78, 298-306. https://doi.org/10.1159/000229768
- Schunert, T., Khann, S., Koa, S., Pot, C., Saupe, L.B., Lahar, C.J., … Nhong, H. (2012). Cambodian Mental Health Survey. Department of Psychology, Royal University of Phnom Penh
- Seligman, M. (2011). Flourish. New York City, New York: Free Press
- Seligman, M., & Csikszentmihalyi, M. (2000). Positive psychology. American Psychologist, 55, 5-14. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.1.5
- Southwick, S.M., Bonanno, G.A., Masten, A.S., Panter-Brick, C., & Yehuda, R. (2014). Resilience definitions, theory, and challenges: Interdisciplinary perspectives. European Journal of Psychotraumatology, 5(1), 25338
- Strangio, S. (2014). Hun Sen’s Cambodia. New Haven, Connecticut: Yale University Press.
- Strauss, A., & Corbin, J. (1994). Grounded theory methodology. Handbook of qualitative research, 17, 273-285.
- Tedeschi, R.G., & Calhoun, L.G. (1996). The posttraumatic growth inventory: Measuring the positive legacy of trauma. Journal of Traumatic Stress, 9, 455-471
- Tedeschi, R.G., & Calhoun, L.G. (2004). Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence. Psychological Inquiry, 15, 1-18.
- Ungar, M. (2008). Resilience across cultures. British Journal of Social Work, 38, 218-235.
- Ungar, M. (2013). Resilience, trauma, context, and culture. Trauma, violence, & abuse, 14(3), 255-266.
- Uy, K.K., & Okubo, Y. (2018). Reassembling a shattered life: A study of posttraumatic growth in displaced Cambodian community leaders. Asian American Journal of Psychology, 9(1), 47-61. https://doi.org/10.1037/aap0000111
- Van de Put, W.A.C.M., & Eisenbruch, I.M. (2002). The Cambodian Experience. In J.D. Jong, Trauma, war, and violence: Public mental health in socio-cultural context (pp. 93-155). New York City, New York: Springer
- World Bank. (2017). Cambodia: Overview. Retrieved June 28, 2017, from http://www.worldbank.org/en/country/cambodia/overview
- Wu, K., Zhang, Y., Liu, Z., Zhou, P., & Wei, C. (2015). Coexistence and different determinants of posttraumatic stress disorder and posttraumatic growth among Chinese survivors after earthquake: Role of resilience and rumination. Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsycg.2015.01043
- Yu, Y., Peng, L., Chen, L., Long, L., He, W., Li, M., & Wang, T. (2014). Resilience and social support promote posttraumatic growth of women with infertility: The mediating role of positive coping. Psychiatry Research, 215, 401-405. https://doi.org/10/1016/j.psychres.2013.10.032
- Zoellner, T., & Maercker, A. (2006). Posttraumatic growth in clinical psychology - A critical review and introduction of a two component model. Clinical Psychology Review, 26, 626-653. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2006.01.0