Позитивная психология отмечает 20-летний юбилей!

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Позитивная психология, у истоков которой в конце ХХ века в США стояли Мартин Селигман (Университет Пенсильвании, США) и Михай Чиксентмихайи (в то время - Чикагский университет, США), недавно отметила свой двадцатилетний юбилей (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000). Как отдельная и самостоятельная академическая дисциплина психология оформилась еще в XIX веке, и на протяжении всей истории ее развития в центре внимания ученых находились проблемы человека. Большое внимание уделялось изучению человеческих страданий, связанных с психическими расстройствами (Rich, Gielen, 2015), разработке психологических программ совладания с такими проблемами, как потеря работы или здоровья, социальная изоляция и т. п. Появление в США нового научного направления - позитивной психологии, продолжившей традиции психологии гуманистической, позволило сбалансировать психологические исследования за счет смещения акцента в сторону поиска факторов ценности жизни: жизненного опыта, стилей и решений, связанных в равной степени как с осмыслением жизни, так и с удовлетворенностью ею. Мартин Селигман (Seligman, 2011) предложил концепцию благополучия человека, которая включает пять элементов: положительные эмоции, вовлеченность, позитивные межличностные отношения, смысл и достижения (PERMA - positive emotions, engagement, positive relationships, meaning, and accomplishments). Позитивная психология - относительно молодое направление, но ее идеи уже получили широкую поддержку мировой, в том числе российской, научной общественности. Неслучайно VI Европейский конгресс по позитивной психологии в 2012 году состоялся в Москве на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Высшей школы экономики. Задачи интернационализации принципов и положений позитивной психологии особенно близки ученым РУДН, что нашло отражение в целом ряде публикаций в журнале «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» (Волк, Савельева, 2017; Гордеева, Лункина, 2017; Чеботарева, 2014; Oboznov et al., 2020; Rich, 2016a, 2016b и др.). Специальный выпуск журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика», подготовленный под совместной редакцией Гранта Дж. Рича, В.Б. Куриленко и И.А. Новиковой, посвящен развитию позитивной психологии в России и мире. Этот выпуск является результатом совместной работы российских ученых (из Москвы, Бийска, Саратова, Тюмени, Уфы и Ярославля) и их зарубежных коллег, разрабатывающих и реализующих исследовательские программы в США, Австрии, Камбодже, Гаити, Ливане и Вьетнаме. Статьи выпуска отражают широкий спектр тем и методов, используемых представителями современной позитивной психологии. Первая рубрика - Позитивная психология в разных культурах и странах - начинается с содержательного анализа взаимовлияния культуры и резильентности, проведенного Наджи Аби-Хашемом (Naji Abi-Hashem, Ph.D.). Аби-Хашем - ученый международного уровня, получивший широкое образование в области психологии и религии, живет и работает в Ливане и США. В своей статье Н. Аби-Хашем исследует концепт резильентности в биопсихосоциодуховном измерении, акцентируя доминантность культурной составляющей. Следующая статья рубрики посвящена изучению феномена посттравматического роста в Камбодже. Джули Бадаракко (Julie Badaracco, Ph.D.) и ее соавторы имеют опыт преподавания и проведения исследований в Юго-Восточной Азии. Эта статья демонстрирует эффективность комплексных исследований, включающих как количественные, так и качественные методы для изучения факторов, влияющих на психологическую резильентность камбоджийцев. В статье Ани Калайджян (Ani Kalayjian, Ph.D.), профессора Университета Колумбии и главы неправительственной организации ATOP MeaningfulWorld (США), обобщается ее опыт клинической и исследовательской деятельности в разных странах мира. На примере 14 гуманитарных миссий в Гаити, в которых она участвовала, А. Калайджян описывает и обосновывает фактами авторскую концепцию осмысления, прощения, благодарности. Эта концепция нашла отражение в пяти книгах по трансформации травмы и была реализована в гуманитарных миссиях под ее руководством в 48 странах мира. Заключительная статья рубрики «Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке» Г.В. Ожигановой (ведущего научного сотрудника Института психологии РАН) представляет одно из первых российских исследований духовно-нравственных качеств личности и эмпатии как компонентов высших моральных способностей, выполненных с близких принципам позитивной психологии позиций. В рубрику «Позитивная психология: проблемы познания и образования» вошли статьи, в которых в контексте позитивной психологии рассмотрены факторы, позволяющие личности противостоять вызовам современности в разных сферах образовательной и профессиональной деятельности. Статья ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Д.В. Лубовского Selection of Educational Routes by High School and College Graduates: A Positive Psychology Approach («Проблема выбора образовательного маршрута выпускниками средних школ и колледжей в контексте современной позитивной психологии») посвящена актуальным вопросам индивидуализации современного образования, задачам психолого-педагогической поддержки образовательного и профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников колледжей. Предполагаем, что как российским, так и зарубежным читателям будет интересно сочетание принципов позитивной психологии с положениями культурно-исторической теории и деятельностного подхода в решении рассматриваемых автором проблем. В статье Cognitive Factors of Life Satisfaction among the Russian Elderly («Когнитивные факторы удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте»), представленной межвузовским авторским коллективом: Е.В. Беловол (профессор Московского педагогического государственного университета), З.В. Бойко (доцент Российского университета дружбы народов), Е.Ю. Шуруповой (практический психолог Центра психолого-педагогического сопровождения детей и подростков), эмпирически выявлены предикторы удовлетворенностью жизнью у пожилых россиян. Интересно, что в результирующую модель удовлетворенности жизнью в «третьем» возрасте вошли память и возраст как индивидуальные особенности и тип семьи как внешний предиктор удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Проблему изучения «Мудрости как фактора предотвращения эмоционального выгорания медицинских работников» поднимают в своей статье Н.Н. Мехтиханова (Ярославский государственный университет), Ю.С. Мурзина и Ю.Е. Русакова (Тюменский государственный университет). Эту тему существенно актуализирует пандемическая ситуация, в эпицентре которой оказались современные медики. Именно поэтому так важны полученные авторами выводы о возможности развития мудрости с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников медицинских учреждений. Результаты прикладных исследований проблем позитивной психологии в России представлены в соответствующей рубрике тематического выпуска журнала. Рубрику открывает статья коллег из Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина О.А. Сычева и И.Н. Протасовой на тему The Relationships between Moral Foundations, Social Beliefs and Attitudes towards Economic Inequality among Russian Youth: A Case Study of Altai Krai” («Связь морали и социальных верований с отношением к экономическому неравенству у российской молодежи: на примере Алтайского края»). Безусловно, интерес русскоязычных читателей привлечет публикация текста и результатов адаптации русскоязычной версии опросника отношения к неравенству Дж. Клуегеля и Э. Смита, проведенной авторами данной статьи. Основной вывод о том, что одобрение неравенства поддерживается верой в конкурентный мир, которая, в свою очередь, связана с дефицитом индивидуализирующих моральных оснований - заботы и справедливости, полученный на алтайской выборке, может быть предметом для дискуссий в контексте дальнейшего кросс-культурного анализа. Проблеме «Соотношения перфекционизма и форм социальной активности российской молодежи: на примере Саратовского региона» посвящена статья Е.Е. Бочаровой (доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского). Основные положения этой статьи имеют прикладное значение для организации работы консультативных служб образовательных организаций. Не только научной, но и большой прикладной значимостью для практикующих психологов обладают результаты «Адаптации сокращенного варианта опросника К. Петерсона и М. Селигмана “Ценности в действии: инвентаризация достоинств” (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS) на русскоязычной выборке», представленные в статье С.А. Башкатова (профессора Башкирского государственного университета). Не вызывает сомнений, что сокращенный вариант VIA-IS, разработанный основоположником позитивной психологии М. Селигманом, в русскоязычной адаптации будет востребован российскими психологами для применения в широкомасштабных исследованиях на больших выборках с целью диагностики личностных достоинств, рассматриваемых в русле позитивной психологии. В рубрике «Рецензии» представлен анализ двух книг, так или иначе затрагивающих проблематику позитивной психологии. В рецензии Г.Дж. Рича на книгу Positive Psychology in the Middle East/North Africa: Research, Policy, and Practice под редакцией Л. Ламберт и Н. Паша-Зиади (2019) характеризуются ключевые проблемы, поднятые авторами: основные направления развития, первоочередные задачи позитивной психологии в ОАЭ, Саудовской Аравии, Иордании, Ливане, Египте, Бахрейне, Катаре и других странах региона, ее взаимосвязь с государственной политикой, образованием, культурой, религией, физическим и психологическим здоровьем личности и т. д. Вторая рецензия, включенная в эту рубрику, даст читателям представление о книге Behavioral Science in the Global Arena. Vol. 1. Addressing Timely Issues at the United Nations and Beyond, опубликованной под редакцией Е.П. Конгресс, Г. Такушьяна и А. Аспер. Росвит Рот (профессор Университета Граца, Австрия) детально анализирует основную проблематику монографии: использование ведущих идей современной психологии и наук о поведении в определении сущности и стратегий достижения целей устойчивого развития, разработанных в ООН. В рубрике «Научная хроника» читатели смогут ознакомиться с наиболее интересными научными событиями Дня психологии - 2020 в ООН, посвященного мультилатерализму, освещенными в репортаже П. Санданапитчаи (научного сотрудника Университета Рутгерса, США) и Г. Такушьяна (профессора психологии в Университете Фордхэм, США) United Nations Psychology Day 2020 focused on Multilateralism. Таким образом, проблематика, которую разрабатывает современная позитивная психология, актуальна, широка и многопланова. В центре ее внимания - проблемы как индивидуального, так и общественного благополучия (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000). За двадцать с небольшим лет развития позитивной психологией сделано многое как в определении научных методов и подходов, так и в гармонизации отношений между миром и человеком. Редакционная коллегия журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» желает представителям этого чрезвычайно плодотворного и перспективного направления новых научных высот и исследовательских свершений. Надеемся на продолжение сотрудничества!

×

Об авторах

Грант Дж. Рич

Уолденский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: optimalex@aol.com

Ph.D., постоянный член Американской психологической ассоциации, заслуженный профессор Уолденского университета. Получил докторскую степень по психологии развития в Чикагском университете. Его научные интересы связаны с изучением оптимального развития человека в кросс-культурном контексте и развитием международной позитивной психологии. Является главным редактором издания Pathfinders in International Psychology (2015) и ведущим соредактором пяти книг, изданных в 2017–2020 гг.: Internationalizing the Teaching of Psychology (2017), Human Strengths and Resilience: Developmental, Cross-Cultural, and International Perspectives (2018), Teaching Psychology Around the World – Volume 4 (2018) и Volume 5 (2020), Psychology in Southeast Asia (2020). Его научные статьи публиковались в ведущих рецензируемых журналах США, включая American Psychologist и Journal of Positive Psychology. Доктор Рич является сертифицированным специалистом по терапевтическому массажу (National Certification Board for Therapeutic Massage and Bodywork, NCBTMB) и редактором научного издания, посвященного количественным исследованиям в сфере массажной терапии – Massage Therapy: The Evidence for Practice (2002). Преподавал в учебных заведениях разных стран мира, в том числе (в последнее время) на Аляске, в Камбодже и Индии. В настоящее время живет в Джуно (Аляска, США). С 2016 года является членом редакционной коллегии журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика». Персональный сайт: http://rich.socialpsychology.org/.

Соединенные Штаты Америки, MN 55401, Миннеаполис, Washington Ave South, 100, suite 900

Виктория Борисовна Куриленко

Российский университет дружбы народов

Email: kurilenko-vb@rudn.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка Медицинского института Российского университета дружбы народов (Москва, Россия). Главный редактор журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика», член Ассоциации научных редакторов и издателей, автор более двухсот научных публикаций, среди которых государственные образовательные стандарты по РКИ, монографии, словари и др. Научные интересы связаны с интерпедагогикой, этнометодикой, личностно ориентированным обучением иностранным языкам.

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Email: novikova-ia@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (Москва, Россия). Член-корреспондент МАНПО, член Американской психологической ассоциации и Международного психологического общества почета Psi Chi. Область исследовательских интересов: психология личности, социальная и кросс-культурная психология. Является членом редакционной коллегии журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» с момента его основания в 2003 г.

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Волк М.И., Савельева Д.И. Соотношение опыта «потока» с особенностями внутренней мотивации и индивидуально-личностными чертами студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 4. C. 427–439. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-4-427-439
  2. Гордеева Т.О., Лункина М.В. Способ поддержания самоуважения как предиктор удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 4. C. 413–426. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-4-413-426
  3. Чеботарева Е.Ю. Роль субъективного благополучия в межкультурной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 2. C. 13–17.
  4. Oboznov A.A., Petrovich D.L., Kozhanova I.V., Bessonova Y.V. The construct of subjective occupational well-being: Russian sample testing // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. No. 2. Pp. 247–262. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-2-247-262
  5. Pathfinders in international psychology / ed. by G.J. Rich, U. Gielen; foreword by Past APA President F. Denmark. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2015. 278 p.
  6. Rich G. Flow and optimal experience: methodological implications for internationalizing and contexrualizing a positive psychology concept. Part 1 // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016a. No. 2. Pp. 7–18. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2016-2-7-18
  7. Rich G. Flow and optimal experience: methodological implications for internationalizing and contextualizing a positive psychology concept. Part 2 // RUDN Journal of Psychology and Pedagogic. 2016b. No. 3. Pp. 7–13. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2016-3-7-13
  8. Seligman M.E.P. Flourish. New York, NY: Free Press, 2011.
  9. Seligman M.E.P., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. Pp. 5–14.

© Рич Г.Д., Куриленко В.Б., Новикова И.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах