Восприятие критериев социальной зрелости, самовосприятие и ценностные ориентации представителей российского поколения «Игрек»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире разница между поколениями становится все более очевидной. Все чаще отмечается нарушение межпоколенной трансмиссии ценностей, все больше выделяется различий между поколениями. Изучаются особенности, отличающие современные поколения друг от друга, ценности поколений, а также восприятие этих ценностей как конкретным поколением, так и представителями взаимодействующих с ним когорт. Некоторые исследователи отмечают, что современному молодому поколению (так называемому поколению «Игрек») в сравнении с их родителями (так называемым поколением «Икс») свойственен отказ от принятых ранее критериев социальной зрелости (которую можно понимать как соответствие ряду социально-психологических стандартов), однако исследования, затрагивающие данную тему, практически отсутствуют. Было проведено трехэтапное (количественное и качественное) исследование (первый этап, N = 349 чел.; второй этап N = 25 чел.; третий этап N = 100 чел.). На первом этапе использовались и анализировались данные лонгитюдного обследования домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ; на втором - проводилась серия полуструктурированных интервью по теме восприятия социальной зрелости; на третьем - исследовались ценности поколенческих когорт с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и авторской анкеты, позволяющей оценить влияние культурного контекста на формирование ценностей. В рамках первого (вспомогательного) этапа подтвердилась базовая гипотеза о различиях в соответствии социальным критериям зрелости (возраст вступления в брак, появления детей в семье, обретения финансовой независимости) у молодого («Игрек») и старшего («Икс») поколений современных россиян. В рамках второго этапа были выявлены особенности восприятия данных различий, а с помощью результатов третьего этапа была предложена интерпретация полученных различий с помощью выявленных у поколения «Игрек» ценностей и особенностей восприятия этих ценностей им самим и поколением «Икс».

Об авторах

Александр Маркович Рикель

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: a.m.rikel@gmail.com
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Andreeva, G.M. (2001). Sotsial'naya Psikhologiya. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ.)
  2. Anisimov, A.I., & Kireeva, N.N. (2010).The problem of socially-psychological research of occupational health of personality. Scientific Notes Journal of Saint Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, (1), 73-79. (In Russ.)
  3. Arnett, J.J. (2000). Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55(5), 469-480
  4. Becton, J., Walker, H., & Jones-Farmer, A. (2014). Generational differences in workplace behaviour. Journal of Applied Social Psychology, 44, 175-189.
  5. Billari, F.C., & Liefbroer, A.C. (2010). Towards a new pattern of transition to adulthood? Advances in Life Course Research, 15(2), 59-75. https://doi.org/10.1016/j.alcr.2010.10.003
  6. Bruce, M., & Kelly, S. (2013). Expectations, identity and affordability: The housing dreams of Australia’s Generation Y. Housing, Theory and Society, 30(4), 416-432. http://dx.doi.org/10.1080/14036096.2013.767279
  7. Calcutt, A. (2010). Arrested Development: Pop Culture and the Erosion of Adulthood. London: Cassell
  8. Costanza, D.P., Badger, J.M., Fraser, R.L., Severt, J.B., & Gade, P.A. (2012). Generational differences in work-related attitudes: A meta-analysis. Journal of Business Psychology, 27, 375-394. https://doi.org/10.1007/s10869-012-9259-4
  9. Egri, C.P., & Ralston, D.A. (2004). Generation cohorts and personal values: a comparison of China and the Unites States. Organization Science, 15(2), 210-220
  10. Gilleard, C., & Higgs, P. (2005). Contexts of Ageing: Class, cohort and community. Cambridge: Polity Press. https://doi.org/10.1017/s0144686x06264894
  11. Hershatter, A., & Epstein, M. (2010). Millennials and the world of work: An organization and management perspective. Journal of Business and Psychology, (25), 211-223. https://doi.org/10.1007/s10869-010-9160-y
  12. Ilyin, E.P. (2012) Psikhologiya Vzrosleniya. Saint Petersburg: Piter (In Russ.)
  13. Khriptovich, V.A. (2015). Pokolenie infantil'nykh: Obzor problemy. Nauchnye Trudy Respublikanskogo Instituta Vysshei Shkoly, (15), 206-213. (In Russ.)
  14. Kon, I.S. (1999). Sotsiologicheskaya Psikhologiya. Moscow: NPO MODEK Publ. (In Russ.)
  15. Levada, Yu.A. (2011). Selected Works, 2000-2005. Moscow: E.V. Karpov Publ. (In Russ.)
  16. Lusk, B. (2007). Study finds kids take longer to reach adulthood. Provo Daily Herald. Retrieved June 15, 2020, from https://www.heraldextra.com/news/article_3db6743c-35bc-5e6a-a737-938b93f57ac3.html
  17. Lyons, S.T., & Kuron, L.K.J. (2014). Generational differences in the workplace: A review of evidence and directions for future research. Journal of Organizational Behavior, (35), 139-157. https://doi.org/10.1002/job.1913
  18. Mannheim, K. (1997). Essays on the Sociology of Knowledge. London: Routledge
  19. Martsinkovskaya, T.D., & Poleva N.S. (2017). Pokoleniya epokhi tranzitivnosti: Tsennosti, identichnost', obshchenie. Mir Psikhologii, (1), 24-37. (In Russ.)
  20. Omelchenko, E. (2012). Russian youth from the 1990s until 2010s: Generational changes. In Generation X Goes Global: Mapping a Youth Culture in Motion (pp. 248-267). NY: Routledge.
  21. Parry, E., & Urwin, P. (2010). Generational difference in work values: A review of theory and evidence. International Journal of Management Reviews, (13), 79-96. https://doi.org/10.1111/j.1468-2370.2010.00285.x
  22. Patturina, N.P (2006). Maturity in modern psychology. Iizvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (17), 113-126. (In Russ.)
  23. Pishchik, V.I. (2015). Preemstvennost' i izmenenie obshchikh chert pokolenii, sopryazhennykh s ikh mental'nost'yu. In: L.I. Ryumshina (Ed.), Prikladnaya Psikhologiya Obshcheniya i Mezhlichnostnogo Poznaniya (pp. 20-30). Moscow: KREDO Publ. (In Russ.)
  24. Radaev, V.V. (2019). Millenialy. Kak Menyaetsya Rossiiskoe Obshchestvo. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
  25. Rean, A.A., & Shagalov, I.L. (2018). Personal values as predictors for experiencing happiness in adolescents. Voprosy Psikhologii, (6), 16-28. (In Russ.)
  26. Rikel, A.M. (2019). Generation as a social-psychological research object: Playing at home or an away match? Social Psychology and Society, 10(2), 9-18. https://doi.org/10.17759/sps.2019100202 (In Russ.)
  27. Rikel, A.M., & Dorenskaya, S.V. (2017). A socio-psychological model of values among different generions in modern Russian society. Russian Psychological Journal, 14(4), 205-225. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.10 (In Russ.)
  28. Russian Monitoring of the Economic Situation and Public Health, RLMS-HSE. Retrieved June 15, 2020, from http://www.hse.ru/rlms (In Russ.)
  29. Semenova, V.V. (2003). Sovremennye kontseptual'nye i empiricheskie podkhody k ponyatiyu “pokolenie”. In L.M. Drobizhevа (Ed.), Rossiya Reformiruyushchayasya (pp. 213-237). Moscow: Institut sotsiologii RAN Publ. (In Russ.)
  30. Shevchenko, D.A. (2013). The study of consumer behavior of large segments of the market in Russia: Generational approach. Practical Marketing, (4), 4-13. (In Russ.)
  31. Starchikova, M.V. (2012). Mezhpokolennoe vzaimodeistvie v sovremennoi Rossii. Sociological Studies, (5), 140a-144. (In Russ.)
  32. Strauss, W., & Howe, N. (1991). Generations: The History of America's Future 1584 to 2069. New York: William Morrow
  33. Twenge, J.M., & Campbell, S.M. (2009). Generational differences in psychological traits and their impact on the workplace. Journal of Managerial Psychology, (23), 862-877. https://doi.org/10.1108/02683940810904367
  34. Yemelyanova, T.P. (2019). Kollektivnaya Pamyat' o Sobytiyakh Otechestvennoi Istorii: Sotsial'no-Psikhologicheskii Podkhod. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)

© Рикель А.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах