Роль гражданской идентичности в предпочтениях гражданско-политических форм социальной активности российской молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Гражданская идентичность является важным эффектом социализации личности. Она регулирует множество поведенческих проявлений человека - его приверженность к стране, патриотизм, стремление принимать участие в важных процессах, связанных с демократическими процедурами, наконец, стремление к реализации ценностей, которые имеют первостепенное значение для адаптации и интеграции с другими представителями гражданского общества. Цель данного исследования - установление роли гражданской идентичности в предпочтении гражданско-политических форм социальной активности молодежи провинциальной России. В исследовании приняло участие 305 (35,4 % мужчин) человек в возрасте от 17 до 35 лет (М = 21,1; SD = 3,1), проживающих на территории Поволжья (Саратовской и Ульяновской областей). Для диагностики использовались: анкета, направленная на установление социально-демографических характеристик выборки, содержащая шкалы оценки степени включенности личности в те или иные формы социальной активности (Р.М. Шамионов и др.); шкала гражданской идентичности (А.Н. Татарко); методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (русская сокращенная версия Sensation Seeking Scale М. Цуккермана). В результате установлено, что показатели приверженности к протестной, радикально-протестной и субкультурной активности более однородны и менее выражены в сравнении с показателями гражданской, политической и социально-экономической активности. Факторный анализ показал, что гражданско-политические (гражданская, социально-экономическая и политическая) и субкультурно-протестные (субкультурная, протестная и радикально-протестная) формы активности образуют два стабильных фактора. Структурное моделирование выявило положительное влияние гражданской идентичности на социальную активность в гражданско-политической области и негативное влияние на субкультурно-протестную активность. Положительную роль в субкультурно-протестной активности молодежи играет поиск новых впечатлений, а чувство неопределенности подрывает проявления гражданско-политической активности. Установлена также важная роль в приверженности к активности условий социализации: участие родителей в общественной жизни страны способствует гражданско-политической активности и формированию гражданской идентичности молодежи. Гражданская идентичность снижает проявления чувства неопределенности и поиска новых впечатлений молодежи.

Об авторах

Раиль Мунирович Шамионов

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: shamionov@mail.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии, образования и развития

Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Arendachuk, I.V. (2018). Dynamics of value and meaning characteristics of social activity of modern youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(3), 287-307. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307 (In Russ.)
  2. Balabanov, S.S., & Kukonkov, P.I. (2013). The metamorphosis of social activity in the reformed Russia. Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences, 1(29), 12-16. (In Russ.)
  3. Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and worldview factors of various forms of social activity of young people. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333-345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-34 (In Russ.)
  4. Chan, M., & Guo, J. (2013). The role of political efficacy on the relationship between Facebook use and participatory behaviors: A comparative study of young American and Chinese adults. Cyberpsychology Behavior and Social Networking, 16(6), 460-463. https://doi.org/10.1089/cyber.2012.0468
  5. Dzhioeva, O.F. (2015). Social activity as a factor of personality socialization. In the World of Scientific Discoveries, (7.1), 483-493. (In Russ.)
  6. Federal State Statistics Service (Rosstat). (2018). Migration. https://showdata.gks.ru/report/278006/ (In Russ.)
  7. Fernandez, J.S., & Langhout, R. (2018). Day living on the margins of democratic representation: Socially Connected community responsibility as civic engagement in an unincorporated area. American Journal of Community Psychology, 62(1-2), 75-86. https://doi.org/10.1002/ajcp.12257
  8. Furman, Ju.V., & Gridina, O.N. (2015). Social activity is the basis for solving the problems of rural youth. Baikal Research Journal, 6(6), 16
  9. Grant, P.R., Bennett, M., & Abrams, D. (2017). Using the SIRDE model of social change to examine the vote of Scottish teenagers in the 2014 Independence Referendum. British Journal of Social Psychology, 56(3), 455-474. https://doi.org/10.1111/bjso.12186
  10. Grigoryeva, M.V. (2019). Characteristics of young people’s social activity in adaptive situations. Helix, 9(3), 4890-4893. https://doi.org/10.29042/2019-4890-4893
  11. Gunbina, S.V., & Litvak, R.A. (2014). The problem of developing social activity of students in modern society. Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Studies, 3(4), 86-88. (In Russ.)
  12. Guseinov, A.Sh., Ryabikina, Z.I., Fomenko, G.Yu., & Shipovskaya, V.V. (2017). The phenomenon of protest activity: A subjective-existential interpretation. Russian Psychological Journal, 14(4), 78-96. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.4 (In Russ.)
  13. Kahne, J., & Bowyer, B. (2018). The political significance of social media activity and social networks. Political Communication, 35(3), 470-493 https://doi.org/10.1080/10584609.2018.1426662
  14. Kirdyashkin, I.V. (2018). A prefigurative aspect of political socialization of modern youth and its features. Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies, 23, 32-38. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.32 (In Russ.)
  15. Konstantinovsky, D.L. (2017). Russian youth in the formation and use of intellectual potential. Sociological Science and Social Practice, 5(4), 46-64. https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5519 (In Russ.)
  16. Krasilshchikov, V.V., & Osetrov, M.A. (2017). Analysis of students’ activity in social networks. Higher Education in Russia, (2), 52-62. (In Russ.)
  17. Kuzovenkova, Yu.A. (2019). Features of existence of youth subcultures in cities and towns of Russia. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (6), 243-249. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-1-0585 (In Russ.)
  18. Lin, L. (2019). Is searching for meaning in life related to civic engagement? Individual- and society-level moderators. Frontiers in Psychology, 10, 1334. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01334
  19. Liu, Y., & Shen, W. (2020). Perching birds or scattered streams: A study of how trust affects civic engagement among university students in contemporary China. Higher Education. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00548-9
  20. Magranov, A., & Detochenko, L. (2018). Civil identity of modern students: Features and factors of transformation. Sociological Studies, (8), 108-116. https://doi.org/10.31857/S013216250000766-5 (In Russ.)
  21. McFarland, D.A., & Thomas, R.J. (2006). Bowling young: How Youth voluntary associations influence adult political participation. American Sociological Review, 71(3), 401-425. https://doi.org/10.1177/000312240607100303
  22. Merrilees, C.E., Cairns, Ed., Taylor, L.K., Goeke-Morey, M.C., Shirlow, P., & Cummings, E.M. (2013). Social identity and youth aggressive and delinquent behaviors in a context of political violence. Political Psychology, 34(5), 695-711. https://doi.org/10.1111/pops.12030
  23. Mikhailova, E.V., & Skogorev, A.P. (2017). Protest as a form of civil activity in modern Russia. Vlast, 25(1), 54-59. (In Russ.)
  24. Nikiforov, G.S. (2005). Praktikum po Psikhologii Zdorov'ya. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  25. Oosterhoff, B., Ferris, K.A., & Metzger, A. (2019). Adolescents’ sociopolitical values in the context of organized activity involvement. Youth & Society, 49(7), 947-967. https://doi.org/10.1177/0044118X14560528
  26. Owusu-Agyeman, Y., & Fourie-Malherbe, M. (2019). Students as partners in the promotion of civic engagement in higher education. Studies in Higher Education, 1-15. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1666263
  27. Pan, S. (2019). Identity, civic engagement, and learning about citizenship: University students’ experiences in Hong Kong. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 1-20. https://doi.org/10.1080/03057925.2019.1687286
  28. Perminova, M.S. (2016). Formation specific of social activity of youth in terms of volunteer activity. Bulletin of Saratov University. New Series. Series: Sociology, Politology, 16(1), 22-25. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-1-22-25 (In Russ.)
  29. Petukhov, V.V. (2016). Crisis and protection of the citizens’ labour rights. Sociological Studies, 11(390), 86-96. (In Russ.)
  30. Reichert, F., & Print, M. (2017). Mediated and moderated effects of political communication on civic participation. Information Communication & Society, 20(8), 1162-1184. https://doi.org/10.1080/1369118X.2016.1218524
  31. Russo, S., & Amna, E. (2016). When political talk translates into political action: The role of personality traits. Personality and Individual Differences, 100, 126-130. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.009
  32. Savchenko, I.A., Ageeva, N.A., & Rodzikovskaya, T.A. (2018). Economic knowledge and economic consciousness. Authority, 26(4), 84-89. https://doi.org/10.31171/vlast.v26i4.5768 (In Russ.)
  33. Savrasova-Vyun, T. (2017). Social networks and their role in the development of civic activity of the Ukrainian youth. Communication Today, 8(1), 104-112
  34. Shamionov, R.M. (2018). Factors of social activity of the student youth in modern Russia. ICERI2018. Proceedings of the 11th International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 9543-9548). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2018.0077
  35. Shamionov, R.M. (2019). Socio-psychological factors of preferences regarding socio-economic and socio-political activities of the Russian provincial youth. Helix, 9(1), 4813-4817. https://doi.org/10.29042/2019-4813-4817
  36. Shamionov, R.M., & Grigoryev, A.V. (2019). The image of socially active individual in the representations of student youth. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 7(1), 15-20. https://doi.org/10.5937/ijcrsee1901015S
  37. Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., & Grigoryev, A.V. (2019). Volitional qualities as predictors of the importance of social activity of students. Social Psychology and Society, 10(1), 18-34. https://doi.org/10.17759/sps.2019100102 (In Russ.)
  38. Shiratuddin, N., Hassan, S., Mohd Sani, M.A., Ahmad, M.K., Khalid, K.A., Abdull Rahman, N.L., & Ahmad, N.S.Y. (2017). Media and youth participation in social and political activities: Development of a survey instrument and its critical findings. Pertanika. Journal of Social Sciences and Humanities, 25, 1-19. Retrieved from http://pertanika.upm.edu.my/cspecial_issues.php?jtype=3&journal=JSSH-25-S-6
  39. Skornyakova, E.R. (2015). Social activity of students in the framework of children’s public associations. Problems and Prospects of Education in Russia, (35), 113-117
  40. Sokhadze, K.G. (2017). Social Activity of the Russian youth: The scope and restraining factors. RUDN Journal of Sociology, 17(3), 348-363. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-3-348-363 (In Russ.)
  41. Sze-Yeung Lai, C., & Chi-Leung Hui, P. (2020). Service-learning: Impacts of learning motivation and learning experience on extended social/civic engagement. Higher Education Research & Development, 1-16. https://doi.org/10.1080/07294360.2020.1756748
  42. Tatarko, A.N. (2014). Sotsial'no-Psikhologicheskii Kapital Lichnosti v Polikul'turnom Obshchestve. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.)
  43. Taylor, L.K., Merrilees, C.E., Baird, R., Goeke-Morey, M.C., Shirlow, P., & Cummings, E.M. (2018). Impact of political conflict on trajectories of adolescent prosocial behavior: Implications for civic engagement. Developmental Psychology, 54(9), 1785-1794. https://doi.org/10.1037/dev0000552
  44. Trotsuk, I.V., & Sokhadze, K.G. (2014). Social activity of the youth: Approaches to the assessment of forms, motives and factors in the contemporary Russian society. RUDN Journal of Sociology, (4), 58-73. (In Russ.)
  45. Vasenina, I.V., & Pronchev, G.B. (2018). Virtual social environments as a tool for motivating young people to social and political activities. Sociodynamics, (4), 1-11. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2018.4.25972 (In Russ.)
  46. Wray-Lake, L., DeHaan, C.R., Shubert, J., & Ryan R.M. (2019). Examining links from civic engagement to daily well-being from a self-determination theory perspective. Journal of Positive Psychology, 14(2), 166-177. https://doi.org/10.1080/17439760.2017.1388432
  47. Yeshpanova, D., Narbekova, G., Biyekenova, N., Kuchinskaya, J., & Mukanova, O. (2014). Social activity of youth in social and cultural measurement. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 140, 109-114. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.394
  48. Zuckerman, M. (1979). Sensation Seeking: Beyond the Optimal Level of Arousal. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates

© Шамионов Р.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах