Роль гражданской идентичности в предпочтениях гражданско-политических форм социальной активности российской молодежи
- Авторы: Шамионов Р.М.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 17, № 3 (2020)
- Страницы: 459-472
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/24714
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Гражданская идентичность является важным эффектом социализации личности. Она регулирует множество поведенческих проявлений человека - его приверженность к стране, патриотизм, стремление принимать участие в важных процессах, связанных с демократическими процедурами, наконец, стремление к реализации ценностей, которые имеют первостепенное значение для адаптации и интеграции с другими представителями гражданского общества. Цель данного исследования - установление роли гражданской идентичности в предпочтении гражданско-политических форм социальной активности молодежи провинциальной России. В исследовании приняло участие 305 (35,4 % мужчин) человек в возрасте от 17 до 35 лет (М = 21,1; SD = 3,1), проживающих на территории Поволжья (Саратовской и Ульяновской областей). Для диагностики использовались: анкета, направленная на установление социально-демографических характеристик выборки, содержащая шкалы оценки степени включенности личности в те или иные формы социальной активности (Р.М. Шамионов и др.); шкала гражданской идентичности (А.Н. Татарко); методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (русская сокращенная версия Sensation Seeking Scale М. Цуккермана). В результате установлено, что показатели приверженности к протестной, радикально-протестной и субкультурной активности более однородны и менее выражены в сравнении с показателями гражданской, политической и социально-экономической активности. Факторный анализ показал, что гражданско-политические (гражданская, социально-экономическая и политическая) и субкультурно-протестные (субкультурная, протестная и радикально-протестная) формы активности образуют два стабильных фактора. Структурное моделирование выявило положительное влияние гражданской идентичности на социальную активность в гражданско-политической области и негативное влияние на субкультурно-протестную активность. Положительную роль в субкультурно-протестной активности молодежи играет поиск новых впечатлений, а чувство неопределенности подрывает проявления гражданско-политической активности. Установлена также важная роль в приверженности к активности условий социализации: участие родителей в общественной жизни страны способствует гражданско-политической активности и формированию гражданской идентичности молодежи. Гражданская идентичность снижает проявления чувства неопределенности и поиска новых впечатлений молодежи.
Об авторах
Раиль Мунирович Шамионов
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: shamionov@mail.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии, образования и развития
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Список литературы
- Arendachuk, I.V. (2018). Dynamics of value and meaning characteristics of social activity of modern youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(3), 287-307. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307 (In Russ.)
- Balabanov, S.S., & Kukonkov, P.I. (2013). The metamorphosis of social activity in the reformed Russia. Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences, 1(29), 12-16. (In Russ.)
- Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and worldview factors of various forms of social activity of young people. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333-345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-34 (In Russ.)
- Chan, M., & Guo, J. (2013). The role of political efficacy on the relationship between Facebook use and participatory behaviors: A comparative study of young American and Chinese adults. Cyberpsychology Behavior and Social Networking, 16(6), 460-463. https://doi.org/10.1089/cyber.2012.0468
- Dzhioeva, O.F. (2015). Social activity as a factor of personality socialization. In the World of Scientific Discoveries, (7.1), 483-493. (In Russ.)
- Federal State Statistics Service (Rosstat). (2018). Migration. https://showdata.gks.ru/report/278006/ (In Russ.)
- Fernandez, J.S., & Langhout, R. (2018). Day living on the margins of democratic representation: Socially Connected community responsibility as civic engagement in an unincorporated area. American Journal of Community Psychology, 62(1-2), 75-86. https://doi.org/10.1002/ajcp.12257
- Furman, Ju.V., & Gridina, O.N. (2015). Social activity is the basis for solving the problems of rural youth. Baikal Research Journal, 6(6), 16
- Grant, P.R., Bennett, M., & Abrams, D. (2017). Using the SIRDE model of social change to examine the vote of Scottish teenagers in the 2014 Independence Referendum. British Journal of Social Psychology, 56(3), 455-474. https://doi.org/10.1111/bjso.12186
- Grigoryeva, M.V. (2019). Characteristics of young people’s social activity in adaptive situations. Helix, 9(3), 4890-4893. https://doi.org/10.29042/2019-4890-4893
- Gunbina, S.V., & Litvak, R.A. (2014). The problem of developing social activity of students in modern society. Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Studies, 3(4), 86-88. (In Russ.)
- Guseinov, A.Sh., Ryabikina, Z.I., Fomenko, G.Yu., & Shipovskaya, V.V. (2017). The phenomenon of protest activity: A subjective-existential interpretation. Russian Psychological Journal, 14(4), 78-96. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.4 (In Russ.)
- Kahne, J., & Bowyer, B. (2018). The political significance of social media activity and social networks. Political Communication, 35(3), 470-493 https://doi.org/10.1080/10584609.2018.1426662
- Kirdyashkin, I.V. (2018). A prefigurative aspect of political socialization of modern youth and its features. Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies, 23, 32-38. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.32 (In Russ.)
- Konstantinovsky, D.L. (2017). Russian youth in the formation and use of intellectual potential. Sociological Science and Social Practice, 5(4), 46-64. https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5519 (In Russ.)
- Krasilshchikov, V.V., & Osetrov, M.A. (2017). Analysis of students’ activity in social networks. Higher Education in Russia, (2), 52-62. (In Russ.)
- Kuzovenkova, Yu.A. (2019). Features of existence of youth subcultures in cities and towns of Russia. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (6), 243-249. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-1-0585 (In Russ.)
- Lin, L. (2019). Is searching for meaning in life related to civic engagement? Individual- and society-level moderators. Frontiers in Psychology, 10, 1334. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01334
- Liu, Y., & Shen, W. (2020). Perching birds or scattered streams: A study of how trust affects civic engagement among university students in contemporary China. Higher Education. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00548-9
- Magranov, A., & Detochenko, L. (2018). Civil identity of modern students: Features and factors of transformation. Sociological Studies, (8), 108-116. https://doi.org/10.31857/S013216250000766-5 (In Russ.)
- McFarland, D.A., & Thomas, R.J. (2006). Bowling young: How Youth voluntary associations influence adult political participation. American Sociological Review, 71(3), 401-425. https://doi.org/10.1177/000312240607100303
- Merrilees, C.E., Cairns, Ed., Taylor, L.K., Goeke-Morey, M.C., Shirlow, P., & Cummings, E.M. (2013). Social identity and youth aggressive and delinquent behaviors in a context of political violence. Political Psychology, 34(5), 695-711. https://doi.org/10.1111/pops.12030
- Mikhailova, E.V., & Skogorev, A.P. (2017). Protest as a form of civil activity in modern Russia. Vlast, 25(1), 54-59. (In Russ.)
- Nikiforov, G.S. (2005). Praktikum po Psikhologii Zdorov'ya. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Oosterhoff, B., Ferris, K.A., & Metzger, A. (2019). Adolescents’ sociopolitical values in the context of organized activity involvement. Youth & Society, 49(7), 947-967. https://doi.org/10.1177/0044118X14560528
- Owusu-Agyeman, Y., & Fourie-Malherbe, M. (2019). Students as partners in the promotion of civic engagement in higher education. Studies in Higher Education, 1-15. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1666263
- Pan, S. (2019). Identity, civic engagement, and learning about citizenship: University students’ experiences in Hong Kong. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 1-20. https://doi.org/10.1080/03057925.2019.1687286
- Perminova, M.S. (2016). Formation specific of social activity of youth in terms of volunteer activity. Bulletin of Saratov University. New Series. Series: Sociology, Politology, 16(1), 22-25. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-1-22-25 (In Russ.)
- Petukhov, V.V. (2016). Crisis and protection of the citizens’ labour rights. Sociological Studies, 11(390), 86-96. (In Russ.)
- Reichert, F., & Print, M. (2017). Mediated and moderated effects of political communication on civic participation. Information Communication & Society, 20(8), 1162-1184. https://doi.org/10.1080/1369118X.2016.1218524
- Russo, S., & Amna, E. (2016). When political talk translates into political action: The role of personality traits. Personality and Individual Differences, 100, 126-130. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.009
- Savchenko, I.A., Ageeva, N.A., & Rodzikovskaya, T.A. (2018). Economic knowledge and economic consciousness. Authority, 26(4), 84-89. https://doi.org/10.31171/vlast.v26i4.5768 (In Russ.)
- Savrasova-Vyun, T. (2017). Social networks and their role in the development of civic activity of the Ukrainian youth. Communication Today, 8(1), 104-112
- Shamionov, R.M. (2018). Factors of social activity of the student youth in modern Russia. ICERI2018. Proceedings of the 11th International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 9543-9548). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2018.0077
- Shamionov, R.M. (2019). Socio-psychological factors of preferences regarding socio-economic and socio-political activities of the Russian provincial youth. Helix, 9(1), 4813-4817. https://doi.org/10.29042/2019-4813-4817
- Shamionov, R.M., & Grigoryev, A.V. (2019). The image of socially active individual in the representations of student youth. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 7(1), 15-20. https://doi.org/10.5937/ijcrsee1901015S
- Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., & Grigoryev, A.V. (2019). Volitional qualities as predictors of the importance of social activity of students. Social Psychology and Society, 10(1), 18-34. https://doi.org/10.17759/sps.2019100102 (In Russ.)
- Shiratuddin, N., Hassan, S., Mohd Sani, M.A., Ahmad, M.K., Khalid, K.A., Abdull Rahman, N.L., & Ahmad, N.S.Y. (2017). Media and youth participation in social and political activities: Development of a survey instrument and its critical findings. Pertanika. Journal of Social Sciences and Humanities, 25, 1-19. Retrieved from http://pertanika.upm.edu.my/cspecial_issues.php?jtype=3&journal=JSSH-25-S-6
- Skornyakova, E.R. (2015). Social activity of students in the framework of children’s public associations. Problems and Prospects of Education in Russia, (35), 113-117
- Sokhadze, K.G. (2017). Social Activity of the Russian youth: The scope and restraining factors. RUDN Journal of Sociology, 17(3), 348-363. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-3-348-363 (In Russ.)
- Sze-Yeung Lai, C., & Chi-Leung Hui, P. (2020). Service-learning: Impacts of learning motivation and learning experience on extended social/civic engagement. Higher Education Research & Development, 1-16. https://doi.org/10.1080/07294360.2020.1756748
- Tatarko, A.N. (2014). Sotsial'no-Psikhologicheskii Kapital Lichnosti v Polikul'turnom Obshchestve. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.)
- Taylor, L.K., Merrilees, C.E., Baird, R., Goeke-Morey, M.C., Shirlow, P., & Cummings, E.M. (2018). Impact of political conflict on trajectories of adolescent prosocial behavior: Implications for civic engagement. Developmental Psychology, 54(9), 1785-1794. https://doi.org/10.1037/dev0000552
- Trotsuk, I.V., & Sokhadze, K.G. (2014). Social activity of the youth: Approaches to the assessment of forms, motives and factors in the contemporary Russian society. RUDN Journal of Sociology, (4), 58-73. (In Russ.)
- Vasenina, I.V., & Pronchev, G.B. (2018). Virtual social environments as a tool for motivating young people to social and political activities. Sociodynamics, (4), 1-11. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2018.4.25972 (In Russ.)
- Wray-Lake, L., DeHaan, C.R., Shubert, J., & Ryan R.M. (2019). Examining links from civic engagement to daily well-being from a self-determination theory perspective. Journal of Positive Psychology, 14(2), 166-177. https://doi.org/10.1080/17439760.2017.1388432
- Yeshpanova, D., Narbekova, G., Biyekenova, N., Kuchinskaya, J., & Mukanova, O. (2014). Social activity of youth in social and cultural measurement. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 140, 109-114. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.394
- Zuckerman, M. (1979). Sensation Seeking: Beyond the Optimal Level of Arousal. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates