Личностные черты и уровень владения иностранным языком у российских студентов-лингвистов и нелингвистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поиск факторов и условий эффективного овладения иностранным (вторым) языком - междисциплинарная проблема, которая становится все более актуальной в современном глобализирующемся мире. Цель данного исследования - изучить и сравнить взаимосвязь между личностными чертами и уровнем владения иностранным языком у студентов различных направлений обучения. Выборка включает 241 студента первого и второго курсов (74 % - девушки), из которых 128 студентов (82,5 % - девушки) учатся в бакалавриате по направлению «Лингвистика», а 113 студентов (64 % - девушки) обучаются по нелингвистическим направлениям. Все студенты изучают английский как основной иностранный язык. Для диагностики личностных черт (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, добросовестность и согласие) применялся пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Для определения уровня владения иностранным языком использовались как традиционный показатель академической успеваемости (итоговые семестровые оценки по английскому языку), так и процедура экспертной оценки. Преподаватели английского языка оценивали своих студентов с помощью авторской шкалы владения иностранным языком (10 показателей и общий балл). Для статистической обработки данных в программной среде R (версия 3.5.2) использовались методы описательной статистики, коэффициенты α Кронбаха и ω МакДональда, ранговый корреляционный анализ Спирмена и Т -критерий Вилкоксона. Результаты исследования показали, что уровень владения иностранным языком наиболее тесно связан с открытостью опыту у студентов-лингвистов и добросовестностью у студентов-нелингвистов. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ психолого-педагогического сопровождения процесса обучения иностранным языкам в российских вузах.

Об авторах

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Надежда Сергеевна Бериша

Российский университет дружбы народов; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: terentyeva-ns@rudn.ru

магистр лингвистики, преподаватель кафедры политических и юридических дисциплин и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, соискатель кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Алексей Львович Новиков

Российский университет дружбы народов

Email: Novikov-al@rudn.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и русского языкознания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Дмитрий Александрович Шляхта

Российский университет дружбы народов

Email: shlyakhta-da@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1

Список литературы

  1. Ackerman, P.L., Chamorro-Premuzic, T., & Furnham, A. (2011). Trait complexes and academic achievement: Old and new ways of examining personality in educational contexts. British Journal of Educational Psychology, 81(1), 27-40. https://doi.org/10.1348/000709910x522564
  2. Berisha, N.S., Novikov, A.L., Novikova, I.A., & Shlyakhta, D.A. (2018). Individual and personal factors for successful learning of a foreign language by linguistics students. Izv. Saratov Univ. (N.S.). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 7(1), 4-15. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-4-15 (In Russ.)
  3. Bodunov, M.V., & Biryukov, S.D. (1989). Big 5: Five-Factor Inventory. Adapted and reproduced by special permission of the Publisher. Form S. Moscow: Institute of Psychology of RAS
  4. Carroll, J.B., & Sapon, S. (2002). Modern Language Aptitude Test: Manual. Bethesda, MD: Second Language Testing, Inc
  5. Chebotareva, E.Ju. (2013). Foreign language acquisition. In K.D. Keith (Ed.), The Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology (pp. 560-564). Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781118339893.wbeccp226
  6. Furnham, A., & Heaven, P. (1999). Personality and Social Behaviour. London: Arnold
  7. Gardner, R. (2008). Individual differences in second and foreign language learning. In N.H. Hornberger (Ed.), Encyclopedia of Language and Education (pp. 1135-1146). Boston, MA: Springer. https://doi.org/10.1007/978-0-387-30424-3_87
  8. Gardner, R.C. (2001). Language Learning Motivation: the Student, the Teacher, and the Researcher. Texas Papers in Foreign Language Education, (6), 1-18
  9. Gavrilova, E.V. (2013). The Effect of the Educational environment on the formation of individual psychological characteristics and school motivation in high school students. Siberian Pedagogical Journal, (6), 256-259. (In Russ.)
  10. Gregersen, T.S. (2003). To Err Is Human: A reminder to teachers of language-anxious students. Foreign Language Annals, 36(1), 25-32. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2003.tb01929.x
  11. Gridunova, M.V., Novikova, I.A., Radoev, M., & Shlyakhta, D.A. (2017). The relation between intercultural competence, personality features and students’ intellectual development). Zbornik Instituta za Pedagoška Istraživanja, 49(1), 77-78. https://doi.org/10.2298/ZIPI1701077G (In Serbian.)
  12. Griffiths, C. (Ed.). (2008). Lessons from Good Language Learners. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511497667
  13. Hergüner, S., & Mirici, İ.H. (2016). The relationship among trait emotional intelligence, big five personality traits and the academic success of EFL learners. International Journal of Language Academy, (4/3), 225-243. https://doi.org/10.18033/ijla.435
  14. Johnson, K. (1999). Good language learner studies. In K. Johnson & H. Johnson (Eds.), Encyclopedic Dictionary of Applied Linguistics (pp. 141-142). Cambridge: Blackwell Publishers
  15. Kabardov, M.K. (2013). Yazykovye Sposobnosti: Psikhologiya, Psikhofiziologiya, Pedagogika. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  16. Kabardov, M.K., & Artsishevskaya, E.V. (1996). Tipy yazykovykh i kommunikativnykh sposobnostey i kompetentsii. Voprosy Psikhologii, (1), 34-49. (In Russ.)
  17. Kasper, G., & Kellerman, E. (1998). Communication Strategies. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315844350
  18. Kochergina, E.V., Nye, J., & Orel, E.A. (2013). The Big Five traits as predictors of academic achievements in university students. Psychological Studies, (27), 4-10. (In Russ.)
  19. Korotova, I.A., & Polyakov, D.D. (2015). Concept of multilingualism as strategy of language policy and foreign-language education in Europe. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 54-60. (In Russ.)
  20. Krupnov, A., Novikova, I., Berisha, N., & Novikov, A. (2019). Initiative and second language acquisition in linguistics and non-linguistics students. EDULEARN19 Proceedings. 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (pp. 4635-4642). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1153
  21. Krupnov, A.I., Kozhukhova, Y.V., & Vorobyeva, A.A. (2017). Persistence and Academic Achievement in Foreign Language in Natural Sciences Students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 14(2), 143-154. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-143-154
  22. Krupnov, A.I., Novikova, I.A., & Kozhukhova, Y.V. (2013). System-Functional Model of personality traits. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 2(9), 407-413. https://doi.org/10.5901/ajis.2013.v2n9p407
  23. Krupnov, A.I., Novikova, I.A., & Vorobyeva, A.A. (2016). On the problem of relation between the System-Functional and the Five-Factor Models of personality traits. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 45-56. (In Russ.)
  24. Loewen, S., & Sato, M. (Eds.). (2017). The Routledge Handbook of Instructed Second Language Acquisition. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315676968
  25. Malovrh, P.A., & Benati, A.G. (Eds.). (2018). The Handbook of Advanced Proficiency in Second Language Acquisition. Hoboken: Willey Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781119261650
  26. McCrae, R.R., & Costa, P.T. (2004). A contemplated revision of the NEO Five-Factor Inventory. Personality and Individual Differences, 36, 587-596. https://doi.org/10.1016/s0191-8869)03)00118-1
  27. McCrae, R.R., & John, O.P. (1992). An introduction to the Five-Factor Model and its applications. Journal of Personality, 60(2), 175-215. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x443
  28. Norfazlika, A.K., Dzeelfa, Z.A., & Siti, A. (2016). Personality factors and second language acquisition: An Islamic viewpoint. International Journal of Business, Economics and Law, 11, 1-17.
  29. Novikova, I.A., & Vorobyeva, A.A. (2017). Big Five Factors and academic achievement in Russian students. Psychology in Russia: State of the Art, 10(4), 93-106. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0409
  30. Novikova, I.A., Berisha, N.S., Novikov, A.L., & Shlyakhta, D.A. (2020). Creativity and personality traits as foreign language acquisition predictors in university linguistics students. Behavioural Sciences, 10(1), 35. https://doi.org/10.3390/bs10010035
  31. Poropat, A.E. (2009). A meta-analysis of the Five-Factor model of personality and academic performance. Psychological Bulletin, 135, 322-338. https://doi.org/.1037/a0014996
  32. R Core Team. (2018). R: A Language and Environment for Statistical Computing. Vienna: R Foundation for Statistical Computing
  33. Rasskazova, T., Muzafarova, A., Daminova, J., & Okhotnikova, A. (2017). Assessing Russian university students’ foreign language competence: Challenges and prospects. Proceedings of INTED2017 Conference (pp. 4610-4619). Valencia: IATED.
  34. Solnyshkina, M.I., Harkova, E.V., & Kiselnikov, A.S. (2016). Language assessment course: Structure, delivery and learning outcomes. International Journal of Environmental & Science Education, 11(6), 1223-1229
  35. Soselia, I.L., & Chebotareva, E.Ju. (2007). Motivational difficulties of mastering a foreign language. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3-4), 117-125.
  36. VanPatten, B., & Benati, A.G. (2010). Key Terms in Second Language Acquisition. London, New York: Continuum International Publishing Group. (Key Terms series).
  37. Vedel, A. (2016). Big Five group differences between academic majors: a systematic review. Personality and Individual Differences, 101, 523. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.332
  38. Vorobyeva, A.A. (2015). Volitional and Cognitive Personal Traits as Factors of Academic Achievement in the Students. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  39. Zhang, H., Dai, Y., & Wang, Y. (2020). Motivation and second foreign language proficiency: The mediating role of foreign language enjoyment. Sustainability, 12, 1302. https://doi.org/10.3390/su12041302

© Новикова И.А., Бериша Н.С., Новиков А.Л., Шляхта Д.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах