Самоорганизация в непрерывном образовании: теория, практика и опыт реализации с использованием социальных сетей и дистанционного формата

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время в условиях глобального перехода мировой системы образования в дистанционный формат существенно актуализируются способность и готовность личности к самоорганизации учебной и профессиональной деятельности. В статье рассматриваются методологические подходы к самообразованию в контексте его использования в процессе непрерывного обучения, или обучения в течение всей жизни. Обсуждаются существующие концепции самообучения и формы его организации с учетом возрастных особенностей, форм и видов обучения. Анализируются понятия «самоорганизация» и «самообразование». Раскрывается сущность научных категорий «самообучение» и «самоорганизация в образовании» применительно к системе высшего образования. Показана роль тьютора как посредника в самоорганизации студента, описаны его основные функции в этом процессе. На основе теоретического анализа существующих форм самоорганизации в образовании и опыта ее использования описаны различные направления и возможности их применения на практике. Рассматривается критика использования самоорганизации в обучении и ее преимущества. Обсуждаются перспективы использования самоорганизации в высшем образовании. Подчеркивается важность и актуальность формирования самоорганизации как черты личности обучающихся. Описаны модели обучения, основывающиеся на самоорганизации обучающихся. Анализируется опыт реализации подхода самоорганизации к образовательному процессу. Делается вывод об успешности самообучения в случае социальной значимости обучения для субъекта, возможности применения новых технологий в обучении, основанных на цифровых методах и использовании интернет-ресурсов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития способностей к самоорганизации учебной деятельности, а также навыков самоконтроля и самооценки студентов, что особенно актуально в связи с увеличением доли самостоятельной работы в учебных программах и массовым переходом на дистантные формы обучения в высшем образовании в период пандемии COVID-19.

Полный текст

159.9.072.43
×

Об авторах

Марио Де Мартино

Российский университет дружбы народов

Email: de-martino-m@rudn.ru
кандидат политических наук, ассистент кафедры маркетинга экономического факультета, координатор проектов «Эразмус» департамента по международному научно-образовательному сотрудничеству Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Юлия Шамилевна Гущина

Российский университет дружбы народов

Email: gushchina-yush@rudn.ru
кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей и клинической фармакологии, Медицинский институт Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Злата Викторовна Бойко

Российский университет дружбы народов

Email: boikozv@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры управления сестринской деятельностью, Медицинский институт Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Анжела Маньянини

Римский университет «Форо Италико»

Email: angela.magnanini@uniroma4.it
Ph.D., ассистент кафедры наук об активности и здоровье человека Итальянская Республика, 00135, Рим, Пьяцца Л. Де Босис, 6

Иосиф Сандор

Университет Бабеша - Бойяи

Email: iosif_sandor@yahoo.com
Ph.D., профессор, факультет физического воспитания и спорта Румыния, Клуж-Напока, 400000, Страда Пандурилор, 7

Берта Алисия Герреро Перес

Юридическая фирма «Де ла Круз и партнеры»

Email: bertagperez@hotmail.com
Ph.D., юрист-консультант по вопросам корпоративного права России Республика Панама, Панама, 0823, Зона 7, ул. Караскилья, 74Е

Эмануэле Исидори

Римский университет «Форо Италико»

Email: emanuele.isidori@uniroma4.it
Ph.D., профессор кафедры наук об активности и здоровье человека Итальянская Республика, 00135, Рим, Пьяцца Л. Де Босис, 6

Список литературы

  1. Aristotle. Metaphysics. Retrieved from http://classics.mit.edu/Aristotle/metaphysics.html
  2. Artelt, C., Baumert, J., McElvany, N., & Peschar, J. (2003). Learners for Life. Student Approaches to Learning. Results from PISA 2000. Paris: OECD.
  3. Barrios, A.H., & Camargo Uribe, A. (2017). Autorregulación del aprendizaje en la educación superior en Iberoamérica: Una revisión sistemática. Revista Latinoamericana de Psicología, 49(2), 146-160. https://doi.org/10.1016/j.rlp.2017.01.001
  4. Belovol, E.V., Bojko, Z.V., & Shurupova, E.Yu. (2018). Education for whom for…: Modern approaches. Humanitarian bulletin SU “Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda”, 37(4), additional volume I(23): Thematic Issue “International Chelpanov’s Psycho-Educational Reading” (pp. 146-157). (In Russ.)
  5. Belovol, E.V., Boyko, Z.V., Radysh, I.V., & Shurupova, E.Ju. (2018). Active aging: models of seniors’ educational activity. Technologies of Living Systems, 4(15), 42-49. https://doi.org/10.18127/j20700997-201804-05 (In Russ.)
  6. Belovol, E.V., Boyko, Z.V., Radysh, I.V., & Shurupova, E.Ju. (2019). Life-long education: why do we need it? Technologies of Living Systems, 16(2), 63-68. https://doi.org/0.18127/j20700997-201902-07 (In Russ.)
  7. Belovol, E.V., Boyko, Z.V., Radysh, I.V., & Shurupova, E.Ju. (2016). Increase in person’s self-realization level as the result of third age education. Technologies of Living Systems, 7(13), 48-54. (In Russ.)
  8. Bobyliov, A.V. (2019). Difficulty in self-organization of educational activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2(107), 30-35. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10348 (In Russ.).
  9. Boyko, Z.V., Belovol, Ye.V., Groenwald, M., & Siegień, W. (2014). Conception of lifelong education as a factor of life quality increasing for third age people (by the example of education in Poland). RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (4), 93-100. (In Russ.)
  10. Brockett, R.G., & Hiemstra, R. (1991). Self-Direction in Adult Learning: Perspectives on Theory, Research, and Practice. New York, NY: Routledge.
  11. Brookfield, S. (2001). Understanding and Facilitating Adult Learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
  12. Candy, P.C. (1991). Self-direction for Lifelong Learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
  13. Caruso, Sh.J. (2018). Toward understanding the role of Web 2.0 technology in self-directed learning and job performance. Contemporary Issues in Education Research, 11(3), 89-98. https://doi.org/10.19030/cier.v11i3.10180
  14. Cázares, Y. (2009). La autodirección, la persona autodirigida y sus componentes: definiciones conceptuales. El Tintero, IX(38), 1-4.
  15. Cfr. Commissione Europea. Aprire l’istruzione: tecniche innovative di insegnamento e di apprendimento per tutti grazie alle nuove tecnologie e alle risorse didattiche aperte, [COM(2013) 654 final], documento disponibile online all’indirizzo: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/IT/ALL/?uri=LEGISSUM:4301337
  16. Chugh, R., & Umar, R. (2018). Social media in higher education: A literature review of Facebook. Education and Information Technologies, 23(2), 605-616.
  17. Crooks, D., Lunyk-Child, O., & Patterson, C. (2001). Facilitating self-directed learning. In E. Rideout (Ed.), Transforming Nursing Education through Problem-Based Learning (pp. 51-74). Boston, MA: Jones and Bartlett Publishers.
  18. Cruz Flores, G., Chehaybar y Kury, E., & Abreu, L.F. (2011). Tutoría en educación superior: Una revisión analítica de la literatura. Revista de la Educación Superior, XL(1), 189-209.
  19. Cuesta, M., Eklund, M., Rydin, I., & Witt, A. (2016). Using Facebook as a co-learning community in higher education. Learning, Media and Technology, 41(1), 55-72. https://doi.org/10.1080/17439884.2015.1064952
  20. Descartes, R. Discourse on the Method of Rightly Conducting one’s Reason and Seeking Truth in the Sciences. Retrieved from https://www.earlymoderntexts.com/assets/pdfs/descartes1637.pdf
  21. Duncan, D., & Barczyk, C. (2016). Facebook’s effect on learning in higher education: An empirical investigation. Information Systems Education Journal, 14(3), 14-28.
  22. Ellefsen, L. (2016). An investigation into perceptions of Facebook-use in higher education. International Journal of Higher Education, 5(1), 160-172. https://doi.org/10.5430/ijhe.v5n1p160
  23. Gibbons, M. (2002). The Self-Directed Learning Handbook: Challenging Adolescent Students to Excel. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
  24. Gibbons, M., & Phillips, G. (1982). Self-education: The process of life-long learning. Canadian Journal of Education, VII(4), 67-86.
  25. Grow, G. (1991). Teaching learners to be self-directed: A stage approach. Adult Education Quarterly, XLI(3), 125-149.
  26. Guglielmino, L. (2008). Why self-directed learning? International Journal of Self-Directed Learning, V(1), 1-14.
  27. Hiemstra, R. (2013). Facilitating adult self-directed learning. In R. Hiemstra, P. Carré (Eds.), A Feast of Learning: International Perspectives on Adult Learning and Change (pp. 25-45). Charlotte, NC: IAP Information Age Publishing.
  28. Joan, R. (2015). Awareness of Facebook education among student teachers in present scenario. Journal on School Educational Technology, 10(4), 35-43.
  29. Kant, I. Universal natural history and theory of heaven or essay on the constitution and the mechanical origin of the whole universe according to Newtonian principles. Retrieved from http://users.clas.ufl.edu/burt/spaceshotsairheads/Kantuniversalnaturalhistory.pdf
  30. Knowles, M.S. (1970). The Modern Practice of Adult Education. New York, NY: Association Press.
  31. Knowles, M.S. (1975). Self-Directed Learning. New York, NY: Association Press.
  32. Knyazkova, O.N. (2014). Motivation and Value Aspects of Student’s Personality Culture of Self-Organization. Chelovek i Obrazovanie (Man and Education), (3), 139-143 (In Russ.)
  33. Kop, R., & Fournier, H. (2010). New dimensions to self-directed learning in an open networked learning environment. International Journal of Self Directed Learning, VII(2), 2-20.
  34. León Urquijo, A.P., Risco del Valle, E., & Alarcón, S. (2014). Estrategias de aprendizaje en educación superior en un modelo curricular por competencias. Revista de la Educación Superior, XLIII(4), 123-144.
  35. Lobato Fraile, C. (2006). Estudio y trabajo autónomos del estudiante. En Mario de Miguel Díaz (coord.), Metodologías de Enseñanza y Aprendizaje para el Desarrollo de Competencias. Madrid: Alianza Editorial.
  36. Manca, S., & Ranieri, M. (2016). Facebook and the others. Potentials and obstacles of Social Media for teaching in higher education. Computers & Education, 95(1), 216-230. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.01.012
  37. Mandrikova, E.Yu. (2010). Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatelnosti (OSD). Psikhologicheskaya Diagnostika, (2), 87-111. (In Russ.)
  38. Merrian, S., & Caffarella, R. (1991). Learning in Adulthood. A Comprehensive Guide. San Francisco, CA: Jossey Bass.
  39. Morris, T.H. (2019). Adaptivity through self-directed learning to meet the challenges of our ever-changing world. Adult Learning, 30(2), 56-66. 10.1177/1045159518814486' target='_blank'>https://doi: 10.1177/1045159518814486
  40. Narváez, M., & Prada, A. (2005). Aprendizaje autodirigido y desempeño académico. Tiempo de Educar, VI(11), 115-146.
  41. OECD-OCSE. (1996). Transitions to learning economies and societies in Lifelong learning for all. Meeting of the Education Commitee at Ministerial Level. Paris.
  42. Olivares, S.L., & López, M.V. (2014). Medición de la autopercepción de la autodirección en estudiantes de medicina de pregrado. Investigación en Educación Médica, IV(14), 75-80. https://doi.org/10.1016/S2007-5057(15)30005-3
  43. Owen, R.T. (1999). Self-directed learning readiness among graduate students: Implications for orientation programs. Journal of College Student Development, XL(6), 739-743.
  44. Pavlova, A.M. (2017). Pedagogical features of supporting the university students in the formation of self-organization skills of their activity. Obshchestvo: Sotsiologiya, Psikhologiya, Pedagogika, (7), 103-106. https://doi.org/10.24158/spp.2017 (In Russ.)
  45. Peruta, A., & Shields, A. (2017). Social media in higher education: Understanding how colleges and universities use Facebook. Journal of Marketing for Higher Education, 27(1), 131-143. https://doi.org/10.1080/08841241.2016.1212451
  46. Plato. Republic. Book VI. Retrieved from http://classics.mit.edu/Plato/republic.7.vi.html
  47. Smolyar, A.I., & Knyazkova, O.N. (2016). Develop Students' Capacity for Reflection in Aspect of Culture of Self-Organization of Personality. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 5(4), 228-232. (In Russ.)
  48. Sumuer, E. (2018). Factors related to college students’ self-directed learning with technology. Australasian Journal of Educational Technology. 34(4), 29-43. https://doi.org/10.14742/ajet.3142
  49. Trofimov, K.V. (2017). Self-Organization of Pedagogical University Junior Students as a Factor of Their Vital Activity Transformation in Academic and Extracurricular Work. The Science of Person: Humanitarian Researches, 4(30), 119-125. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2017.30.119 (In Russ.)
  50. Tugrul, T. (2017). Perceived learning effectiveness of a course Facebook page: Teacher-Led versus Student-Led approach. World Journal on Educational Technology, 9(1), 35-39. https://doi.org/10.18844/wjet.v9i1.1029

© Де Мартино М., Гущина Ю.Ш., Бойко З.В., Маньянини А., Сандор И., Герреро Перес Б.А., Исидори Э., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах