Кросс-культурная нейропсихология: история и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается кросс-культурная нейропсихология, которая анализирует влияние культурных переменных на познание с неврологической точки зрения. Выделены три основных вопроса кросс-культурной нейропсихологии: 1) как культурные условия влияют на существующие нейропсихологические? 2) существуют ли различия в мозговой организации познавательных процессов в зависимости от культуры? 3) как патология мозга проявляется в разных культурных контекстах? Представлена история кросс-культурной нейропсихологии, подчеркивается, что интерес к вопросам влияния культуры наблюдается с момента возникновения нейропсихологии. Проводится краткий анализ понятия «культура» с разных точек зрения, предлагается понимание культуры как особого образа жизни группы людей. Обсуждается, почему учет культуры важен для нейропсихологии, а также анализируются некоторые культурные переменные, имеющие первостепенное значение. Особое внимание уделяется школьному образованию, потому что образование представляет собой основную переменную, влияющую на успешность выполнения различных когнитивных тестов. В конце статьи представлены несколько примеров, иллюстрирующих основные направления исследований в кросс-культурной нейропсихологии.

Об авторах

Альфредо Ардила

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ; Альбису университет

Email: ardilaalfredo@gmail.com
Ph.D., профессор Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ (Москва, Россия), профессор докторских программ по психологии Альбису университета (Майами, США). Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; Соединенные Штаты Америки, 33172, Флорида, Майями, 2173 NW 99th Avenue

Список литературы

  1. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5). American Psychiatric Publications.
  2. Ardila, A. (1995). Directions of research in cross-cultural neuropsychology. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 17(1), 143-150.
  3. Ardila, A. (2005). Cultural values underlying cognitive psychometric test performance. Neuropsychology Review, 15, 185-195
  4. Ardila, A. (2007). Toward the development of a cross-linguistic naming test. Archives of Clinical Neuropsychology, 22(3), 297-307.
  5. Ardila, A. (2018). Historical Development of Human Cognition. Springer. https://doi.org/10.1007/978981-10-6887-4
  6. Ardila, A. (2019). A cross-linguistic comparison of category verbal fluency test (ANIMALS): a systematic review. Archives of Clinical Neuropsychology, acz060. https://doi.org/10.1093/arclin/acz060
  7. Ardila, A., & Moreno, S. (2001). Neuropsychological test performance in Aruaco Indians: An exploratory study. Journal of the International Neuropsychological Society, 7(4), 510-515.
  8. Ardila, A., Bertolucci, P.H., Braga, L.W., Castro-Caldas, A., Judd, T., Kosmidis, M.H., & Rosselli, M. (2010). Illiteracy: the neuropsychology of cognition without reading. Archives of Clinical Neuropsychology, 25(8), 689-712. https://doi.org/10.1093/arclin/acq079
  9. Arias, J., Mendoza, R., Levine, A., Mojena, S., & Wilsey, A. (2019). Current Practices in Cross-Cultural Neuropsychology: A Survey of Providers' Use of Appropriate Normative Data and Views on a Web-based Approach to the Collection and Dissemination of Normative Data for Spanish-speaking Populations. Archives of Clinical Neuropsychology, 34(7), 1236-1236. https://doi.org/10.1093/arclin/acz029.03
  10. Berry, J.E., Poortinga, Y.H., Breugelmans, S.N., & Chasiotis, A. (2002). Cross-cultural Psychology: Research and Applications. New York: Cambridge University Press
  11. Berry, J.W. (2003). Conceptual Approaches to Acculturation. American Psychological Association
  12. Brickman, A.M., Cabo, R., & Manly, J.J. (2006). Ethical issues in cross-cultural neuropsychology. Applied Neuropsychology, 13(2), 91-100
  13. Byrd, D., Arentoft, A., Scheiner, D., Westerveld, M., & Baron, I. S. (2008). State of multicultural neuropsychological assessment in children: Current research issues. Neuropsychology Review, 18(3), 214-222
  14. Chiao, J.Y., Li, S.C., Turner, R., Lee-Tauler, S.Y., & Pringle, B.A. (2017). Cultural neuroscience and global mental health: addressing grand challenges. Culture and Brain, 5(1), 4-13. https://doi.org/10.1007/s40167-016-0045-4
  15. Cole, M., Gay, J., Glick, J.A., & Sharp, D.W. (Eds.). (1971). The Cultural Context of Learning and Thinking. New York: Basic Books
  16. Duggan, E. (2019). Disseminating Cultural Neuropsychology Research: Five Key Recommendations for Skill Development. Archives of Clinical Neuropsychology, 34(7), 1297-1297. https://doi.org/10.1093/arclin/acz029.64
  17. Duggan, E.C., Awakon, L.M., Loaiza, C.C., & Garcia-Barrera, M.A. (2019). Contributing towards a cultural neuropsychology assessment decision-making framework: Comparison of WAIS-IV norms from Colombia, Chile, Mexico, Spain, United States, and Canada. Archives of Clinical Neuropsychology, 34(5), 657-681. https://doi.org/10.1093/arclin/acy074
  18. Fernández, A.L., & Abe, J. (2018). Bias in cross-cultural neuropsychological testing: problems and possible solutions. Culture and Brain, 6(1), 1-35. https://doi.org/10.1007/s40167-017-0050-2
  19. Fletcher-Janzen, E., Strickland, T.L., & Reynolds, C.R. (2000). Handbook of Cross-Cultural Neuropsychology. Springer Science
  20. Gálvez-Lara, M., Moriana, J.A., Vilar-López, R., Fasfous, A.F., Hidalgo-Ruzzante, N., & PérezGarcía, M. (2015). Validation of the Cross-Linguistic Naming Test: A naming test for different cultures? A preliminary study in the Spanish population. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 37(1), 102-112. https://doi.org/10.1080/13803395.2014.1003533
  21. Garratt, L.C., & Kelly, T.P. (2007). To what extent does bilingualism affect children's performance on the NEPSY? Child Neuropsychology, 14(1), 71-81
  22. Golden, C.J., & Thomas R.B. (2000). Cross-Cultural Applications of the Luria-Nebraska Neuropsychological Test Battery and Lurian Principles of Syndrome Analysis. In: E. Fletcher-Janzen, T.L. Strickland, & C.R. Reynolds (Eds.), Handbook of CrossCultural Neuropsychology. Boston, MA: Springer
  23. Greenfield, P.M. (1997). You can't take it with you: Why ability assessments don't cross cultures. American Psychologist, 52(10), 1115
  24. Handwerker, W.P. (2016). The Origin of Cultures: How Individual Choices Make Cultures Change. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315417738
  25. Harris, M. (1988). Culture, People, Nature: An Introduction to General Anthropology. 5th ed. New York: Harper & Row
  26. House, R.J. (2004). An overview of the GLOBE research program. Transformative Organizations: A Global Perspective, 483
  27. Huntington, S. (2005). Who Are We?: The Challenges to America's National Identity. New York: Free Press
  28. Jacobs, D.M., Sano, M., Albert, S., Schofield, P., Dooneief, G., & Stern, Y. (1997). Crosscultural neuropsychological assessment: A comparison of randomly selected, demographically matched cohorts of English-and Spanish-speaking older adults. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 19(3), 331-339
  29. Kennepohl, S. (1999). Toward a cultural neuropsychology: An alternative view and a preliminary model. Brain and Cognition, 41(3), 365-380
  30. Kwon, A.Y., Vallotton, C.D., Kiegelmann, M., & Wilhelm, K.H. (2018). Cultural diversification of communicative gestures through early childhood: A comparison of children in English-, German, and Chinese-speaking families. Infant Behavior and Development, 50, 328-339. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2017.10.003
  31. Lecours, A., Mehler, J., Parente, M.A., Beltrami, M.C., de Tolipan, L.C., Cary, L., & Delgado, R. (1988). Illiteracy and brain damage 3: A contribution to the study of speech and language disorders in illiterates with unilateral brain damage (initial testing). Neuropsychologia, 26(4), 575-589
  32. Luria, A.R. (1932/1976). Cognitive development: Its cultural and social foundations. Boston: Harvard University Press
  33. Luria, A.R. (1946/1960). Traumatic aphasia: Its Syndromes, Psychology and Treatment. Walter de Gruyter
  34. Luria, A.R. (1966). Human Brain and Psychological Processes. New York Harper & Row
  35. Manly, J.J. (2008). Critical issues in cultural neuropsychology: Profit from diversity. Neuropsychology Review, 18(3), 179
  36. Matthews, C.G. (1992). Truth in labeling: Are we really an international society? Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 14(3), 418-426
  37. Melikyan, Z.A., Puente, A.E., & Agranovich, A.V. (2020). Cross-Cultural Comparison of Rural Healthy Adults: Russian and American Groups. Archives of Clinical Neuropsychology, acz071. https://doi.org/10.1093/arclin/acz071
  38. Morain, G. (1991). Understanding Cultural Differences: Germans, French and Americans. Modern Language Journal, 75(1), 135-136
  39. Nell, V. (1999). Cross-cultural Neuropsychological Assessment: Theory and Practice. Psychology Press
  40. Nielsen, T.R., Segers, K., Vanderaspoilden, V., Bekkhus-Wetterberg, P., Minthon, L., Pissiota, A., & Waldemar, G. (2018). Performance of middle-aged and elderly European minority and majority populations on a Cross-Cultural Neuropsychological Test Battery (CNTB). The Clinical Neuropsychologist, 32(8), 1411-1430. https://doi.org/10.1080/13854046.2018.1430256
  41. Nikolaou, F., & Constantinidou, F. (2019). Education and Gender Effects for Greek HVLT: Implications for Cross Cultural Neuropsychology. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation, 100(10), e66. https://doi.org/10.1016/j.apmr.2019.08.186
  42. Pedraza, O., & Mungas, D. (2008). Measurement in cross-cultural neuropsychology. Neuropsychology Review, 18(3), 184-193
  43. Puente, A.E., Muñoz-Céspedes, J.M., Iruarrizaga, I., Miguel-Tobal, J., & Cano-Vindel, A. (2000). The Luria-Nebraska Neuropsychological Battery and culturally dissimilar individuals. In C. Golden, W. Warren, & P. Espe-Pfeiffer (Eds.), Luria-Nebraska Neuropsychological Battery handbook 20th anniversary (pp. 227-238). Los Angeles, CA: Western Publishing Co
  44. Ritchie, S.J., & Tucker-Drob, E.M. (2018). How much does education improve intelligence? A metaanalysis. Psychological Science, 29(8), 1358-1369. https://doi.org/10.1177/0956797618774253
  45. Rosselli, M., & Ardila, A. (2003). The impact of culture and education on non-verbal neuropsychological measurements: A critical review. Brain and Cognition, 52, 326-333
  46. Scribner, S., Cole, M., & Cole, M. (1981). The Psychology of Literacy. Cambridge, MA: Harvard University Press
  47. Swadesh, M. (1966). El Lenguaje y la Vida Humana. México: Fondo de Cultural Economica. Uzzell, B., Pontón, M.O., & Ardila, A. (2013). International Handbook of Cross-Cultural Neuropsychology. New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203936290
  48. Vygotsky, L.S. (1934-1962). Thought and Language. Boston: The MIT Press
  49. Williams, W.M., & Ceci, S.J. (1997). Are Americans becoming more or less alike? Trends in race, class, and ability differences in intelligence. American Psychologist, 52(11), 1226
  50. Wundt, W. (1900). Völkerpsychologie [Cultural Psychology]. Leipzig: Engelmann, Leipzig
  51. Zhang, J., Zhong-qin, C.H.E.N., & Ben-yan, L.U.O. (2016). The differences of visual word form processing mechanism between Chinese and Western pure alexia. Chinese Journal of Contemporary Neurology & Neurosurgery, 16(5), 258

© Ардила А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах