Комплексная модель межкультурной компетентности: теоретическое обоснование
- Авторы: Хухлаев О.Е.1, Гриценко В.В.1, Павлова О.С.1, Ткаченко Н.В.1, Усубян Ш.А.1, Шорохова В.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2020): ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР. К ЮБИЛЕЮ ТАТЬЯНЫ ГАВРИЛОВНЫ СТЕФАНЕНКО
- Страницы: 13-28
- Раздел: СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/23293
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводится теоретическое обоснование и разработка авторской комплексной модели межкультурной компетентности, опирающейся на анализ и обобщение существующих в зарубежной и отечественной науке эмпирических моделей межкультурного взаимодействия. Содержание модели составляют 9 конструктов: межкультурная стабильность/устойчивость, межкультурная гибкость, межкультурная открытость, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма, культурная сензитивность, межкультурная эмпатия, управление межкультурными отношениями, толерантность к межкультурной неопределенности. Данные конструкты объединены в три группы характеристик: 1) межкультурные черты; 2) установки и особенности мировоззрения; 3) межкультурные навыки. Обоснованы основные механизмы, с помощью которых выделенные конструкты межкультурной компетентности способствуют межкультурной эффективности, - это поддержание в процессе межкультурного общения оптимального уровня чувствительности к неопределенности и оптимального уровня тревоги. Показана роль каждой составляющей межкультурной компетентности. Конструкты «Культурная сензитивность», «Межкультурная эмпатия», «Управление межкультурными отношениями», «Толерантность к межкультурной неопределенности», «Межкультурная гибкость» вносят весомый вклад в поддержание оптимального уровня чувствительности к неопределенности и тем самым способствуют повышению эффективности межкультурного взаимодействия. Благодаря таким составляющим межкультурной компетентности, как межкультурная эмпатия, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма, межкультурная открытость, толерантность к межкультурной неопределенности будет поддерживаться оптимальным уровень тревоги, способствующий эффективности межкультурному общению. Подчеркивается, что ни одна из составляющих межкультурной компетентности не является универсальным предиктором успешности межкультурного взаимодействия, такой эффект достигается только благодаря интегративному сочетанию с другими конструктами межкультурной компетентности.
Об авторах
Олег Евгеньевич Хухлаев
Московский государственный психолого-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: huhlaevoe@mgppu.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Валентина Васильевна Гриценко
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: gritsenko2006@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Ольга Сергеевна Павлова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: os_pavlova@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Наталья Владимировна Ткаченко
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: tkachenkonv@mgppu.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Шушаник Араевна Усубян
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: usubyansha@mgppu.ru
аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Валерия Альбертовна Шорохова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: shorohovava@mgppu.ru
старший преподаватель кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Список литературы
- Arasaratnam, L.A. (2009). The development of a new instrument of intercultural communication competence. Journal of Intercultural Communication, 20, 2-21.
- Arasaratnam, L.A. (2015). Research in Intercultural Communication: Reviewing the Past Decade. Journal of International and Intercultural Communication, 8(34), 290-310. https://doi.org/10.1080/17513057.2015.1087096
- Barrett, M. (2016). Competences for Democratic Culture: Living Together as Equals in Culturally Diverse Democratic Societies. Strasbourg, France: Council of Europe Publishing. Retrieved from http://www.coe.int/en/web/education/competences-fordemocratic-culture
- Barrett, M. (2018). How schools can promote the intercultural competence of young people. European Psychologist, 23(1), 93-104. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000308
- Bartel-Radic, A., & Giannelloni, J.L. (2017). A renewed perspective on the measurement of cross-cultural competence: An approach through personality traits and cross-cultural knowledge. European Management Journal, 35(5), 632-644. https://doi.org/10.1016/j.emj.2017.02.003
- Berger, C.R. (1987). Communicating under uncertainty. In M.E. Roloff & G.R. Miller (Eds.), Interpersonal Processes: New Directions in Communication Research (pp. 39-62). Newbury Park, CA: SAGE
- Bird, A., Mendenhall, M., Stevens, M.J., & Oddo, G. (2010). Defining the content domain of intercultural competence for global leaders. Journal of Managerial Psychology, 25(8), 810-828. https://doi.org/ 10.1108/02683941011089107
- Chen, G.M., & Starosta, W.J. (2000). The development and validation of the intercultural sensitivity scale. Human Communication, 3, 1-15.
- Chernyak, N.V. (2015). Classification of models of intercultural competence. Almanac of Modern Science and Education, (2), 119-125. (In Russ.)
- Chibisova, M.Yu., & Ivanova, T.M. (2016). Intercultural competence structural model as a basis for the development of an express inventory. In: V.V. Gritsenko (Ed.), Theoretical Problems of Ethnic and Cross-Cultural Psychology: Conference Proceedings (pp. 243-246). Smolensk. (In Russ.)
- Deardorff, D.K. (2006). Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization. Journal of Studies in International Education, 10, 241-266. https://doi.org/10.1177/1028315306287002
- Dollwet, M., & Reichard, R. (2014). Assessing cross-cultural skills: validation of a new measure of cross-cultural psychological capital. The International Journal of Human Resource Management, 25(12), 1669-1696. https://doi.org/10.1080/09585192.2013.845239
- Gridunova, M.V. (2015). Domestic and foreign models of intercultural competence. Educational Psychology in Polycultural Space, (3), 127-133. (In Russ.)
- Gridunova, M.V. (2018). Psychological Factors of Intercultural Competence in University and School Students. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia. (In Russ.)
- Gritsenko, V.V., Pavlova, O.S., Tkachenko, N.V., Usubyan, Sh.A., Khuhlaev, O.E., & Shorohova, V.A. (2020). Analiz zarubezhnyh empiricheskih modelej mezhkul'turnoj kompetentnosti i metodik dlya ee ocenki. Journal of Modern Foreign Psychology, 9(1), accepted for publication (In Russ.)
- Gudykunst, W.B. (1985). A model of uncertainty reduction in intercultural encounters. Journal of Language and Social Psychology, 4, 79-98
- Gudykunst, W.B. (1993). Toward a theory of effective interpersonal and intergroup communication: An anxiety/uncertainly management (AUM) perspective. In R.L. Wiseman & J. Koester (Eds.), Intercultural Communication Competence (pp. 33-71). Newbury Park, CA: Sage
- Gudykunst, W.B., & Nishida, T. (2001). Anxiety, uncertainty, and perceived effectiveness of communication across relationships and cultures. International Journal of Intercultural Relations, 25, 55-71. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(00)00042-0
- Hallman, R.J. (1967). The necessary and sufficient conditions of creativity. In J.C. Gowanet, E.P. Torrance & J. Khatena (Eds.), Creativity: Its Educational Implications (pp. 19-30). New York: Wiley
- Hammer, M.R., Bennett, M.J., & Wiseman, R. (2003). The Intercultural Development Inventory: A measure of intercultural sensitivity. International Journal of Intercultural Relations, 27(4), 421-443. https://doi.org/ 10.1016/S0147-1767(03)00032-4
- Hillen, M., Gutheil, C., Strout, T., Smets, E., & Han, P. (2017). Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications. Social Science & Medicine, 180, 62-75. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.03.024
- Javidan, M., & Teagarden, M. (2011). Conceptualizing and measuring global mindset. Advances in Global Leadership, 6, 13-39. https://doi.org/10.1108/S1535-1203(2011)0000006005
- Kornilova, M.V. (2012). Dinamika Mezhkul'turnoj Kompetentnosti v Monoi Polikul'turnykh Gruppakh (na materiale mezhkul'turnogo treninga). Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: Moscow: State University of Psychology & Education. (In Russ.)
- Kupavskaya, A.S. (2008). Razvitie Etnokul'turnoj Kompetentnosti Podrostka Metodom Social'no-Psikhologicheskogo Treninga. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: Moscow State University. (In Russ.)
- Leung, K., Ang, S., & Tan, M.L. (2014). Intercultural Competence. Annual Review of Organizational Psychology & Organizational Behavior, 1, 489-519
- Logashenko, Yu.A. (2015). Mezhkul'turnaya Sensitivnost' Studentov v Polietnicheskoj Srede. Ph.D. in Psychology Thesis. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University. (In Russ.)
- Matsumoto, D., & Hwang, H.C. 2013. Assessing cross-cultural competence: a review of available tests. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44, 849-873. https://doi.org/ 10.1177/0022022113492891
- Matsumoto, D., LeRoux, J.A., Ratzlaff, C., Tatani, H., Uchida, H., Kim, C., & Shoko, A.S. (2001). Development and validation of a measure of intercultural adjustment potential in Japanese sojourners: The Intercultural Adjustment Potential Scale (ICAPS). International Journal of Intercultural Relations, 25(5), 483-510. https://doi.org/10.1016/S01471767(01)00019-0
- Matveev, A.V., & Nelson, P.E. (2004). Cross Cultural Communication Competence and Multicultural Team Performance. International Journal of Cross-Cultural Management, 4, 253-270. http://doi.org/10.1177/147059580404475
- Novikov, A.M., & Novikov, D.A. (2010). Metodologiya Nauchnogo Issledovaniya. Moscow: Librokom Publ. (In Russ.)
- Novikova, I.A., Novikov, A.L., Gridunova, M.V, & Zamaldinova, G.N. (2017). Intercultural competence profiles in Russian university students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 14(3), 326-338. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-3-326-338
- Pochebut, L.G. (2013). Intercultural Communicative Competence as a Manifestation of Human Relationships. Psikhologicheskii Zhurnal, 34(4), 5-15. (In Russ.)
- Ramirez, E. (2016). Impact on intercultural competence when studying abroad and the moderating role of personality. Journal of Teaching in International Business, 27(2-3), 88-105. http://doi.org/10.1080/08975930.2016.1208784
- Sadohin, A.P. (2016). Vvedenie v Teoriyu Mezhkul'turnoj Kommunikacii. Moscow: KNORUS Publ. (In Russ.)
- Schnabel, D., Kelava, A., Seifert, L., & Kuhlbrodt, B. (2015b). Konstruktion und Validierung eines multimethodalen berufsbezogenen Tests zur Messung interkultureller Kompetenz [Development and validation of a job-related multimethod test to measure intercultural competence]. Diagnostica, 61, 3-21. http://doi.org/10.1026/0012-1924/a000110
- Schnabel, D., Kelava, A., Vijver, F., & Seifert, L. (2015a). Examining psychometric properties, measurement invariance, and construct validity of a short version of the Test to Measure Intercultural Competence (TMIC-S) in Germany and Brazil. International Journal of Intercultural Relations, 49, 137-155. http://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2015.08.00
- Stefanenko, T.G., & Kupavskaya, A.S. (2010). Ethno-cultural Competence as a Component of Competence in Communication. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 550-564
- Stephan, W., & Stephan, C. (1985). Intergroup anxiety. Journal of Social Issues, 41, 157-166
- Stephan, W., & Stephan, C. (1992). Reducing intercultural anxiety through intercultural contact. International Journal of Intercultural Relations, 16, 89-106
- Terekhova, T.A., & Bolshakova, O.B. (2011). Intercultural competence concepts of Russian scientisits. Psychology in Economics and Management, (1), 93-105. (In Russ.)
- Terekhova, T.A., & Bolshakova, O.B. (2017). Empirical Model of Intercultural Communicative Competence of Personality. The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, 20, 66-76. (In Russ.)
- Van der Zee, K., & Brinkmann, U. (2004). Construct validity evidence for The Intercultural Readiness Check against the Multicultural Personality Questionnaire. International Journal of Selection and Assessment, 12(3), 285-290
- Van der Zee, K.I., & Van Oudenhoven, J.P. (2000). The Multicultural Personality Questionnaire: A multidimensional instrument of multicultural effectiveness. European Journal of Personality, 14(4), 291-309. https://doi.org/10.1002/1099-0984(200007/08)14:4<291::AIDPER377>3.0.CO;2-6
- Van der Zee, K.I., & Van Oudenhoven, J.P. (2001). The Multicultural Personality Questionnaire: Reliability and validity of selfand other ratings of multicultural effectiveness. Journal of Research in Personality, 35(3), 278-288
- Whaley, A.L., &. Davis, K.E. (2007). Cultural competence and evidence-based practice in mental health services: A complementary perspective. American Psychologist, 62, 563-574. https://doi.org/10.1037/0003-066X.62.6.563
- Zhang, X.T., &. Zhou, M.M. (2019). Interventions to promote learners' intercultural competence: A meta-analysis. International Journal of Intercultural Relations, 71, 31-47. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.04.006