ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Специальный выпуск «Личность в контексте диалога культур. К юбилею Татьяны Гавриловны Стефаненко» журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика» посвящен выдающемуся российскому ученому Татьяне Гавриловне Стефаненко, одному из основателей отечественной этнопсихологии и кросс-культурных исследований. Идея спецвыпуска родилась в июле 2019 года на XVI Европейском психологическом конгрессе. На встречах во время конгресса ученики, последователи, коллеги Т.Г. Стефаненко (которой в ноябре 2019 года исполнилось бы 70 лет), работающие в ведущих университетах России и мира, отмечали неоценимый вклад Татьяны Гавриловны в развитие этнопсихологии. Проблематика кросс-культурных исследований личности, этнопсихологии, этнопедагогики, межкультурной педагогики, лингводидактики всегда была одной из приоритетных в нашем журнале, поэтому идея подготовки специального выпуска, посвященного известному российскому этнопсихологу, полностью соответствовала концепции журнала. На наш анонс, размещенный на страницах и сайте журнала, в социальных сетях, в рассылках, откликнулись те, кто знал и любил Татьяну Гавриловну: учился у нее, работал вместе с ней, сотрудничал в ходе многочисленных проектов, встречался на конференциях. Все эти отклики были наполнены теплом и благодарностью Татьяне Гавриловне за ее вклад в российскую этнопсихологию, за ее учебники, лекции, статьи, за ее участие в жизни коллег и учеников. Мы получили более 30 статей из разных стран мира. В итоговый вариант выпуска вошли 16 публикаций, которые отражают разные грани «феномена Татьяны Стефаненко» как ученого-исследователя, практического этнопсихолога, преподавателя, организатора и руководителя, как удивительного Человека, оставившего неизгладимый след не только в науке, но и в жизни всех тех, кому посчастливилось с ней встретиться. В рубрику «Современная этнопсихология в контексте диалога культур» вошли статьи, посвященные проблемам, которыми Татьяна Гавриловна занималась как ученый-этнопсихолог и как специалист по межкультурному взаимодействию. Коллеги, представляющие кафедру этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, с большинством из которых Татьяна Гавриловна тесно сотрудничала, - О.Е. Хухлаев, В.В. Гриценко, О.С. Павлова, Н.В. Ткаченко, Ш.А. Усубян, В.А. Шорохова - в статье Comprehensive Intercultural Competence Model: Theoretical Substantiation («Комплексная модель межкультурной компетентности: теоретическое обоснование») предлагают вариант новой комплексной модели межкультурной (этнокультурной) компетентности, разработанной на стыке зарубежных и отечественных концепций, одна из которых ранее была предложена Татьяной Гавриловной. Е.О. Голынчик, ее коллега по кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в статье «Этос трудноразрешимого межэтнического конфликта: исследовательские подходы и перспективы изучения» продолжает традицию изучения феноменологии трудноразрешимых межгрупповых конфликтов, которая в отечественной психологии была заложена Т.Г. Стефаненко. Статья Н.М. Лебедевой (которая, как и Татьяна Гавриловна, стояла у истоков этнопсихологических и кросс-культурных исследований в нашей стране) и Е.Д. Васильевой (Центр социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Sino-Russian Intercultural Communication Research: Literature Review («Опыт изучения российско-китайской межкультурной коммуникации: обзор исследований») посвящена обзору исследований российско-китайской межкультурной коммуникации. Эта проблематика всегда была близка Татьяне Гавриловне и как исследователю, и как человеку, так как в детстве она шесть лет жила в Китае, где работал ее отец. В рубрике «Новые тенденции кросс-культурных исследований» представлена статья А. Ардилы Cross-Cultural Neuropsychology: History and Prospects («Кросс-культурная нейропсихология: история и перспективы»). Автор статьи, ученик А.Р. Лурии, в течение многих лет продолжает традиции культурно-исторического подхода, с которым познакомился во время обучения на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. А. Ардила является основателем одного из новых направлений кросс-культурных исследований - кросс-культурной нейропсихологии, о становлении и развитии которой и идет речь в этой статье. Следующая рубрика выпуска посвящена различным направлениям «Прикладных этнопсихологических исследований». Н.М. Мельникова (СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова) продолжает тему межкультурной компетентности, о которой речь идет в первой статье выпуска. В статье «Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования» автор на основе собственного опыта психологической работы в мультикультурной среде Республики Саха (Якутия) рассматривает специфику подготовки психологов к межкультурному консультированию, анализирует важные аспекты проявления и формирования межкультурной компетентности психологов при проведении этнопсихологических полевых исследований, изучает этические проблемы психологической деятельности, связанные с межкультурной компетентностью/некомпетентностью специалистов. В статье Е.Ю. Чеботаревой, М.А. Кониной, А.С. Руденко «Этническая идентичность русских женщин в межэтнических браках и ее связь с привязанностью к супругу и сепарацией от родителей» представлены результаты эмпирического исследования проблемы этнической идентичности (одной из центральных в научном творчестве Т.Г. Стефаненко) в контексте межкультурных браков, число которых постоянно растет как в России, так и во всем мире. Коллеги из Пензенского государственного университета В.В. Константинов и М.В. Бабаева в статье «Трансформация этнической идентичности мигрантов-армян, вовлеченных и не вовлеченных в деятельность национально-культурной автономии» также рассматривают результаты исследования этнической идентичности, но уже в контексте другой актуальной проблемы - роста миграционных процессов в современном обществе. В статье А.И. Егоровой (Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова) «Психолингвистический анализ ассоциаций концептов “мужчина” и “женщина” у тюркоязычных народов Сибири» представлены результаты междисциплинарного исследования, выполненного на стыке этнопсихологии и психолингвистики по результатам экспедиции в национальные регионы России (Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия)), что перекликается с традициями исследований в русле emic-подхода, о котором много писала Т.Г. Стефаненко в своем известном учебнике «Этнопсихология». Статьи, вошедшие в рубрику «Татьяна Гавриловна Стефаненко - ученый, учитель и человек: штрихи к портрету», раскрывают некоторые черты личности, особенности взаимоотношений с коллегами и факты биографии Татьяны Гавриловны, которые не известны широкой аудитории: например, подробности ее сотрудничества с самым многонациональным вузом России - Российским университетом дружбы народов (статья И.А. Новиковой и О.В. Масловой); вовлеченности в проект разработки и апробации тренинга межкультурного взаимодействия (статья О.В. Луневой); вклада в работу диссертационного совета Южного Федерального университета (статья А.И. Тащевой) и традиционных этнопсихологических конференций в Смоленске (статья В.В. Гриценко); включенности не только в научную, но и в личную жизнь своих учеников (статья А.С. Купавской). Все статьи этой рубрики пронизаны особым личным отношением к Татьяне Гавриловне, которым авторы сочли возможным поделиться с читателями, чтобы отдать дань признательности и благодарности замечательному человеку, с которым они встретились на жизненном пути. Рубрика «Научная хроника» включает два репортажа. В одном из них рассказывается о вкладе Т.Г. Стефаненко в развитие этнопсихологических исследований в Бакинском государственном университете (Ю.Э. Ширков, А.А. Азимзаде, У.У. Гасанова, Л.З. Новрузова), другой посвящен более широкой теме, отражающей еще один аспект диалога культур - исторической ретроспективе работы психологов и психологических сообществ в Организации Объединенных Наций (Г. Такушьян). Завершает спецвыпуск рецензия на книгу о принимающей когнитивнобихевиоральной терапии в разных культурах (Iwamasa, G.Y., & Hays, P.A. (Eds.). (2019). Culturally Responsive Cognitive Behavior Therapy. Washington DC: American Psychological Association), написанная Д.Д. Эллис, одним из классиков рационально-эмотивной поведенческой терапии. Думается, что эта книга не прошла бы мимо внимания Т.Г. Стефаненко, которая всегда была в курсе новых изданий по кросс-культурной тематике. Мы также надеемся, что книга найдет своих читателей в России. В заключение отметим, что некоторые статьи, поступившие в редколлегию во время подготовки спецвыпуска, не были в него включены по разным причинам, в первую очередь из-за ограничения объема издания. Редколлегия постарается опубликовать большую часть этих статей в последующих выпусках в наших традиционных рубриках, посвященных изучению личности в контексте диалога культур.

×

Об авторах

- -

Автор, ответственный за переписку.
Email: psyj@rudn.ru

Список литературы


© - -., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах