Анализ потребности в изучении английского языка у студентов российского технологического университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается потребность в изучении английского языка у студентов и недавних выпускников российского инженерного вуза - НИТУ МИСиС. Авторы изучали, насколько часто и в каких ситуациях в академическом и профессиональном контексте респондентам необходимо знание английского языка. Для исследования была использована смешанная качественная и количественная методология. Были проанализированы 107 бумажных анкет студентов-магистров, статистически обработаны 123 результата онлайн-опроса выпускников университета 2015 и 2016 годов, а также проведены 17 структурированных интервью с руководителями подразделений и профессорами предметных кафедр с целью выделения основных категорий использования английского языка как инструмента общения. В результате было показано, что, несмотря на значительные успехи НИТУ МИСиС на пути интернализациации в рамках Проекта 5-100, владение английским языком все еще не является приоритетом. Большинство вчерашних выпускников «не уверено», что это помогло им в трудоустройстве, а некоторые администраторы считают эту компетенцию наименее востребованной. Тем не менее степень использования английского языка зависит от специализации студента: научные направления и программирование без этого невозможны, тогда как экономисты и многие инженерные специальности могут коммуницировать исключительно на родном языке. Авторы размышляют о том, как ориентация на потенциальные нужды студентов отражается на дизайне курсов академического и специального английского языка.

Об авторах

Ольга Глебовна Россихина

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

Email: rossog@rambler.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий Национального исследовательского технологического университета МИСиС Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский проспект, 4

Полина Викторовна Ермакова

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

Email: polina.ermakova.misis@gmail.com
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий Национального исследовательского технологического университета МИСиС Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский проспект, 4

Ольга Алексеевна Алещенко

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

Email: olganikif@mail.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий Национального исследовательского технологического университета МИСиС Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский проспект, 4

Список литературы

  1. Arefiev, A. (2008). The international educational market and Russian universities. Vysshee obrazovanie v Rossii, (2), 144-157. (In Russ.)
  2. Artemeva, N., Logie, S., & St. Martin, J. (1999). From page to stage: how theories of genre and situated learning help introduce engineering students to discipline-specific communication. Technical Communication Quarterly, (8), 301-316. doi: 10.1080/10572259909364670
  3. Bell, E., & Bryman, A. (2003). Business Research Methods. Oxford: Oxford University Press. 776 p.
  4. Braine, G. (2002). Academic literacy and the nonnative speaker graduate student. Journal of English for Academic Purposes, 1, 59-68. doi: 10.1016/S1475-1585(02)00006-1
  5. Council of Europe. (2001). Common European framework of references to languages: learning, teaching, assessment. Cambridge: Cambridge University Press.
  6. Cowling, D.J. (2007). Needs analysis: planning a syllabus for a series of intensive workplace courses at a leading Japanese company. English for Specific Purposes, 26, 426-442. doi: 10.1016/j.esp.2006.10.003
  7. Darling, A.L., & Dannels, D.P. (2003). Practicing engineers talk about the importance of talk: a report on the role of oral communication in the workplace. Communication Education, 52, 1-16. doi: 10.1080/ 03634520302457
  8. Dooey, P. (2010). Students perspectives of an EAP pathway program. Journal of English for Academic Purposes, 9, 184-197. doi: 10.1016/j.jeap.2010.02.013
  9. Frumin, I., & Dobryakova, M. (2012). Chto zastavlyaet menyatsa rossiyskie vusy: dogovor nevovlechennosti. Voprosy obrazovaniya, (2), 159-190. (In Russ.)
  10. Frumina, E., & West, R. (2012). British Council Baseline Study: Internalization of Russian Higher Education - the English Language Dimension. Available at: https://www.britishcouncil.ru/sites/ default/files/russian_baseline_report_2012.pdf
  11. Gotlib, R.A. (2009). Social’naya vostrebovannost znanya inostrannogo yazyka. Sociologicheskie issledovaniya, (2), 122-127. (In Russ.)
  12. Huhta, M., Vogt, K., Johnson, E., & Tulkki, H. (2013). Needs Analysis for Language Course Design. A Holistic Approach. Cambridge: Cambridge University Press. 266 p.
  13. Hutchinson, T., & Waters, A. (1997). English for Specific Purposes: a Learning-Centered Approach. Cambridge: Cambridge University Press. 183 p.
  14. Jordan, R. (1997). English for Academic Purposes. Cambridge: Cambridge University Press. 403 p.
  15. Kassim, H., & Ali, F. (2010). English communication events and skills needed at the workplace: feedback from the industry. English for Specific Purposes, 29, 168-182. doi: 10.1016/j.esp.2009.10.002
  16. Levchenko, V., Postnikova E., & Dudovich, D. (2016). Otbor i strukturirovanie soderzhaniya vysshego obrazovaniya v kontexte internalizatsii. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities, (9), 60-64. (In Russ.)
  17. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (2018). 5-100 Russian Academic Excellence Project. Available at: https://www.5top100.ru/en
  18. Polenova, A. & Pschegusova, G. (2015). Foreign language as a tool for professional mobility development for students specializing in economics. Journal of Economic Regulation, 6(1), 129-136. (In Russ.)
  19. Prior, J. (2014). Investigating the university-workplace interface: implications for English for Specific Academic Purposes instruction. Journal of the IATEFL ESP SIG, 44, 19-24.
  20. Rossikhina, O., & Ermakova P. (2018). The role of an English course in transferable skill acquisition. Inoyazychnoe obrazovanie v polikulturnoi srede. XXIV NATE Conference Proceedings, 108-116. Samara: Samara University Publ.
  21. Sageev, P., & Romanovski, C. (2001). A message from recent engineering graduates in the workplace:
  22. results of a survey on technical communication skills. Journal of Engineering Education, 90(4), 685-693. doi: 10.1002/j.2168-9830.2001.tb00660.x
  23. Serafini, E., Lake, J., & Long, M. (2015). Needs analysis for specialized learner populations: essential methodological improvements. English for Specific Purposes, 40, 11-26. doi: 10.1016/j. esp.2015.05.002
  24. Sostoyanie rossiyskogo rynka truda dlya molodyrh specialistov. (2018). Available at: https://hhcdn.ru/ file/16535632.pdf
  25. Federalnye obrazovatelnye standarty 2016-2018 [State Educational Standards for 2016-2018]. Available at: www.fgos.ru (In Russ.)
  26. Levada Center. (2014). Center for Human Technologies: Information+Analytical Portal: 70 percent of Russians Do Not Speak Foreign Languages. Available at: http://gtmarket.ru/news/2014/05/28/6787(In Russ.)

© Россихина О.Г., Ермакова П.В., Алещенко О.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах