ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
- Авторы: Холодная М.А.1, Ожиганова Г.В.1
-
Учреждения:
- Выпуск: Том 14, № 2 (2017)
- Страницы: 237-242
- Раздел: КОНФЕРЕНЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/15983
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-237-242
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
20-21 октября 2016 года в Москве в Институте психологии РАН прошел Тре- тий международный симпозиум «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования», в котором приняли участие как российские, так и зарубежные ученые.Открывая симпозиум, со вступительным словом выступили В.А. Кольцова - зам. директора ИП РАН и М.А. Холодная - председатель Оргкомитета. Пленар- ное заседание началось с выступления Ю.И. Александрова (Москва) «Меж- и вну- трикультурные ментальные вариации», в котором проанализированы различия ментальности, функционирования мозга и поведения у людей, принадлежащих к разным культурам, а также принадлежащих к одной культуре, но относящихся к разным социальным группам, имеющих разную профессию, политические убеж- дения и живущих в разных частях данной страны. В докладе Э. Лоарера (Париж)«Гибкость и компетентность взрослого человека: эффекты возраста и опыта» по- казано, что в пожилом возрасте компенсаторным механизмом выступает реорга- низация профессиональной деятельности, обусловленная креативным фактором как условием когнитивной гибкости. В докладе А.В. Карпова (Ярославль) «Мета- когнитивные факторы обучаемости как ментальный ресурс личности» рассма- тривалась взаимосвязь между обучаемостью (как одной из общих способностей) со степенью развития метакогнитивных качеств личности и их структурной ор- ганизацией. В докладе Д.В. Ушакова (Москва) «Проблема ментальных ресурсов в филогенетической перспективе» шла речь об эффекте Флинна, в том числе проанализирован фактор снижения структурной сложности рассказов для детей. В докладе В.Ф. Петренко (Москва) «Ментальный ресурс личности в коллективном бессознательном» получил освещение фактор бессознательного, оказывающий влияние на психофизическое состояние человека и выступающий как источник ресурсных возможностей личности. В докладе М.А. Холодной (Москва) «Поня- тийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фак- тор интеллектуального развития» раскрыты ресурсные функции этих видов спо- собностей относительно разных видов интеллектуальной активности. В докладе Н.И. Чуприковой (Москва) «Значение теории мышления И.М. Сеченова, Н.О. Лос- ского, С.Л. Рубинштейна и Л.М. Веккера для разработки способов повышенияинтеллектуальных ресурсов человека» было подчеркнуто, что формирование осознанной необходимости четко анализировать условия и цели задачи является эффективным средством развития мышления. В докладе В.Д. Шадрикова (Москва)«Взгляды Л.С. Выготского на развитие высших психических функций как осно- ва построения теории способностей» был отражен новый подход к пониманию природы способностей с позиции психических функций, представлена схема взаимодействия психических функций, способностей и личностных качеств.Первый день симпозиума завершился круглым столом «Изучение ментальных ресурсов - альтернатива или дополнение традиционных исследований способ- ностей?».Секция «Природа ментальных ресурсов личности: структура, механизмы разви- тия» (рук. М.А. Холодная, В.В. Знаков). В докладе Г.А. Виленской (Москва) «Кон- троль поведения у дошкольников с нарушениями речи и ресурсы его формиро- вания» были выделены три составляющие контроля поведения в дошкольном возрасте и роль речи в его формировании. Доклад Е.И. Горбачевой (Калуга) «Роль психологических механизмов актуализации понятийного знания в понимании юридически значимой ситуации» был посвящен проблеме понимания много- значных социальных ситуаций (на примере понимания правового и нравствен- ного контекстов юридически значимой ситуации). В выступлении Е.И. Лебедевой (Москва) «Модель психического у детей с типичным развитием и нарушениями речи в дошкольном возрасте: ресурcный подход» обоснована роль интеллекта как ресурса для развития понимания ментального мира при типичном развитии и при нарушениях речи у детей дошкольного возраста. О.Н. Манолова (Москва) в своем докладе «Индивидуальный характер человека в системе ментальных ресур- сов личности» обосновала положение о том, что содержательные характеристики черт характера взрослого человека являются одним из важных личностных ре- сурсов, обеспечивающих баланс адаптационно-компенсаторных механизмов на протяжении жизни личности. В докладе В.А. Толочка (Москва) «Феномен “ре- сурсов”»: три объяснения механизмов актуализации» обсуждались три подхода к объяснению механизмов актуализации ментальных ресурсов субъекта: 1) экс- тенсивное вовлечение средств решения задачи; 2) мобилизация возможностей человека в экстремальной ситуации; 3) актуализация новых условий внутренней и внешней среды и становление новых психических структур.Секция «Диагностика ресурсных состояний: специфика подходов и методов» (рук. И.О. Александров, Т.А. Ребеко). В докладе И.О. Александрова, Н.Е. Максимовой, М.Н. Поповой (Москва) «Ресурсы дифференциации психологических структур при формировании компетенции в новой предметной области» были сопостав- лены ресурсы формирования психологических структур, обеспечивающих взаи- модействие индивида с предметной областью в разных возрастных группах от 6 до 85 лет. В докладе И.О. Александрова, Н.Е. Максимовой, Д.С. Турубара (Москва)«Ресурсы дифференциации психологических структур при формировании ком- петенции в новой предметной области» была продемонстрирована высокая сте- пень согласованности не только синхронных процессов дифференциации со- ставляющих структуры знания из общего ресурса, но и процессов дифференци- ации различных предковых форм. Доклад Н.А. Алмаева (Москва) «Ресурсныйкомпаратор и его изучение средствами психоакустики» был посвящен разработ- ке способов оценки ресурсов. Цель исследования состояла в обнаружении пси- хофизиологических коррелятов «ресурсного компаратора» (центрального звена, задействующего ресурсы и оценивающего их достаточность для решения задачи). С.А. Гильманов (Ханты-Мансийск) в докладе «Диагностика сформированности понятийного мышления как ментального ресурса профессионала на основе ре- кодинговых заданий» описал диагностический инструментарий, с помощью ко- торого можно оценить ресурсный потенциал профессионала на основе решения задачи перекодировки визуального макета (модели) в вербальный код и вербаль- ного описания в визуальный образ. В докладе Т.А. Ребеко (Москва) «Ресурсы внешних и внутренних границ тела у девушек, совершивших тяжкие телесные правонарушения» обсуждалась роль ресурсов телесного опыта, в частности, связь репрезентаций границ «Я» с проявлениями агрессии. П.А. Сабадош (Москва) в докладе «Методология диагностики эстетических способностей» проанализиро- вал соотношение эстетического переживания, эстетической ценности и эстети- ческой мотивации и предложил использовать для оценки эстетических способ- ностей параметр «выразительность».Секция «Ментальные ресурсы как фактор совладания с жизненными трудностя- ми» (рук. С.А. Хазова, Н.Е. Харламенкова). Н.Е. Водопьянова (Санкт-Петербург) в своем докладе «Надежда и оптимизм в ситуации организационного кризиса» вы- делила наличные и стратегические ресурсы, ресурсы преодоления трудных жиз- ненных ситуаций, отметив особую ресурсную роль оптимизма. В докладе Е.В. Один- цовой (Ростов-на-Дону) «Ментальные ресурсы как фактор совладания с трудно- стями на этапе формирования опыта, опосредующего обучение (на примере детей младшего школьного возраста)» проведен анализ опыта преодоления школьных трудностей учащимися начальной школы, показана связь этого опыта с учебной успешностью. М.А. Падун (Москва) в докладе «Стратегии когнитивной регуляции эмоций и эмоциональные нарушения» показала связь негативных стратегий ког- нитивной регуляции эмоций (обвинение других, самообвинение, катастрофиза- ция и др.) с депрессивными и тревожными состояниями и низким уровнем пси- хологического благополучия. В докладе С.А. Хазовой (Кострома) «Подростки в трудных жизненных ситуациях: факторы мобилизации ментальных ресурсов» отмечена специфика концептуализации трудных жизненных ситуаций подрост- ками, ведущая к увеличению вариативности совладающего поведения и переоцен- ке ситуации как условия личностного роста.Секция «Специфика ментальных ресурсов продуктивной личности» (рук. Ю.Д. Ба- баева, Л.И. Ларионова). Доклад Ю.Д. Бабаевой (Москва) «Ресурсы одаренности с позиции культурно-деятельностного подхода» был посвящен рассмотрению ди- намической теории одаренности (ДТО), обосновывающей необходимость пере- хода от «диагностики отбора» к «диагностике развития». В докладе Е.С. Беловой (Москва) «Особенности самосознания как личностный ресурс у дошкольников с высокими интеллектуальными способностями» обсуждались особенности са- мосознания дошкольников с высокими интеллектуальными способностями. До- клад А.Е. Войскунского, Т.Д. Ермоловой, С.Р. Яголковского, В.М. Хромовой (Москва)«Активизация ментальных ресурсов при совместном решении творческих задачв условиях компьютерного опосредствования» был сосредоточен на исследовании особенностей творческой деятельности в Интернете на примере индивидуально- го и совместного выполнения конструкторских разработок. В докладе С.М. Ка- шапова (Ярославль) «Протестный потенциал как средство реализации ментальных ресурсов продуктивной конфликтности личности» утверждалось, что продуктив- ная конфликтность личности играет важную роль в проектировании человеком собственного жизненного пути. Доклад Л.И. Ларионовой (Москва) «Факторы, влияющие на актуализацию ментальных ресурсов одаренных детей» был посвя- щен анализу интеллекта, креативности и духовности как важных ментальных ресурсов развития интеллектуальной одаренности у детей. В докладе Е.И. Ще- блановой (Москва) «Мультипотенциальность как проблема одаренных подростков» было отмечено, что одаренных детей характеризует многопотенциальность - воз- можность выбора разных вариантов образовательной и профессиональной ка- рьеры, что может увеличивать сложность принятия решений при выборе про- филя обучения.Секция «Высшие способности как основа ментальных ресурсов: духовность, реф- лексивность, творческое самовыражение» (рук Г.В. Ожиганова, Л.М. Попов). М. Вид- нере (Рига) посвятила свой доклад «Анализ духовности в контексте “Я-концепции”» обоснованию необходимости более полного понимания духовности личности, в частности, расширения рубежей сознания, включая в него, наряду с внутрилич- ностными, социальные и функциональные факторы. В докладе Н.Н. Мехтиха- новой (Ярославль) «Роль мудрости в решении сложных жизненных проблем» было показано, что испытуемые с высоким уровнем мудрости заинтересованы в реше- нии проблемы и ищут причины ее возникновения; быстро принимают решения; активно используют личный опыт; учитывают несколько альтернативных реше- ний и др. В докладе Л.Ш. Мустафина (Москва) «Представления о совести как показатель духовных способностей личности» были рассмотрены стратегии со- владания со стрессом в пожилом возрасте во взаимосвязи с представлениями о совести как отражением нравственных ценностей в повседневной жизни респон- дентов. В докладе Г.В. Ожигановой (Москва) «Духовность как основа высших способностей: ресурсный аспект» был проведен анализ понятия «духовность» и предложена трехаспектная интерактивная психологическая модель духовных спо- собностей. Доклад Ф. Оливиеро (Париж) «Феномен субъективации бытия как мен- тальный ресурс» был посвящен моделированию самоадаптивных процессов, по- зволяющих определить состояния внутреннего познания, при этом способность представлять себя как субъекта является главным ресурсом адаптивного интел- лекта. В докладе Л.М. Попова (Казань) «Интеллектуальный, нравственный и эсте- тический ресурсы духовного развития субъекта» духовность рассмотрена как многокомпонентная структура, состоящая из интеллектуально-деятельностного, нравственно-этического, художественно-эстетического компонентов.Секция «Технологии формирования и активизации индивидуальных ментальных ресурсов» (рук. Е.В. Волкова, В.В. Селиванов). Доклад Г.Н. Андриановой, И.А. Кибаль- ченко (Таганрог) «Технология развития ментальных ресурсов на уроках русского языка» был посвящен развитию понятийного мышления на основе заданий по русскому языку, сконструированных в соответствии с дифференционно-интегра-ционным принципом. В выступлении Е.В. Волковой (Москва) «Технология экс- пресс-диагностики индивидуальных ментальных ресурсов» рассматривались уров- невая организация индивидуальных ментальных ресурсов и закономерности их развития. В докладе И.А. Горбунова (Санкт-Петербург) «Нейродинамическая си- стема как основа методологии моделирования ментальных ресурсов человека» был предложен новый подход к изучению и моделированию ментальных ресурсов. В докладе С.Н. Дегтяреа (Тюмень) «Формирование креативного потенциала школь- ников на основе использования логико-графических дидактических средств» было показано, что посредством анализа карт-репрезентаций можно оценить сформи- рованность концептуальных структур и связанного с ними креативного потенци- ала учащихся. Выступление М.Г. Ковтунович (Москва) «Развитие ментального опыта учащихся в процессе обучения физике» посвящалось анализу роли фунда- ментальных психологических исследований для разработки эффективных обра- зовательных технологий развития ментального опыта при обучении физике. В до- кладе В.В. Cеливанова (Смоленск) «Механизмы актуализации когнитивных и лич- ностных ресурсов субъекта в виртуальной среде» рассмотрено влияние виртуальных обучающих программ на познавательные процессы и учебные до- стижения, а также мотивацию и способности в старшем школьном возрасте.Секция «Ментальные ресурсы личности и менталитет народа: социально-куль- турные аспекты» (рук. В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник). В докладе А.А. Гостева, И.И. Гостевой (Москва) «Современный российский менталитет как ментальный ресурс личности и общества: о некоторых значимых характеристиках политиче- ского сознания» было показано, что современное политическое сознание росси- ян подвергается серьезному манипулятивному воздействию, идущему вразрез с традиционными ценностями русских, отраженных в их менталитете. В докладе В.А. Кольцовой (Москва) «Своеобразие русского философского мировоззрения и научного мышления как ментальный ресурс народа» были рассмотрены особен- ности философского мышления русских ученых и продемонстрированы их свя- зи с мировосприятием русских людей. Ю.Н. Олейник (Москва) в докладе «Общин- ность и коллективизм как ментальный ресурс русских» доказал, что ориентация на коллективные формы взаимодействия, традиционно присущая русскому эт- носу, в современных условиях не только сохраняется, но и выступает как реальный ментальный инструмент преодоления трудных жизненных ситуаций. Г.С. Сте- панова (Воронеж) в докладе «Особенности этнической идентичности русских как отражение ментального ресурса общности» показала, что в центральных регионах России сохраняется адекватная самоидентификация русских, которую можно рассматривать в качестве ментального ресурса самоорганизации и жизнедеятель- ности общности.В целом в ходе пленарного и секционных заседаний обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся природы ментальных ресурсов. По материалам симпозиума издан сборник статей: Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования / Отв. ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2016. 383 с. (труды Института психологии РАН).×
Об авторах
Марина Александровна Холодная
Email: kholod1949@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН (Москва, Россия)
Галина Валентиновна Ожиганова
Email: galinaozhiganova@rambler.ru
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН (Москва, Россия)