КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ (РУССКИХ И БУРЯТ) И МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Дугарова Т.Ц.1, Бадиев И.В.1
-
Учреждения:
- Бурятский государственный университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2017)
- Страницы: 190-200
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/15979
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-190-200
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования культурно-ценностных ориентаций российских (русских и бурятских) и монгольских студентов. В качестве респондентов выступили студенты гуманитарных направлений вузов Улан-Удэ, РФ (388 человек) и Улан-Батора, Монголия (176 человек). Были использованы психодиагностические методики: «Тест культурно-ценностных ориентаций» Л.Г. Почебут, шкала Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого. В ходе анализа было установлено, что доминирующим культурным типом среди молодежи Бурятии и Монголии является современная культура. Имеются различия в приверженности к традиционной и динамически развивающейся культуре, обусловленные этнической принадлежностью: бурятские студенты в большей степени привержены традиционной и современной культуре и менее ориентированы на динамически развивающуюся культуру; русские студенты в большей степени ориентированы на традиционную и динамически развивающуюся культуру и менее ориентированы на современную культуру; монголы в большей степени ориентированы на динамически развивающуюся культуру и менее ориентированы на традиционную культуру. Молодежь Бурятии в большей степени привержена ценностям адаптации и социализации, чем молодежь Монголии. Имеются различия в приверженности ценностям индивидуализации у российских студентов: данные ценности в большей степени выражены у русских студентов. Выявленные различия интерпретируются как этнопсихологические особенности молодежи и рассматриваются в качестве возможных ресурсов развития толерантности, преодоления системного кризиса современного общества.
Полный текст
ВведениеКросскультурная психология занимает сегодня особое место в условиях необ- ратимых социально-политических, экологических и экономических изменений в интегрирующемся мировом сообществе, при этом все больший исследователь- ский интерес обретают культурно-ценностные ориентации отдельных этносов, которые могут рассматриваться в качестве возможных ресурсов развития толе- рантности, преодоления системного кризиса общества. Актуальность исследо- вания культурно-ценностных ориентаций студентов в условиях глобализации определяется, с одной стороны, их включением в поликультурную образователь-ную среду, развитием академической мобильности, с другой стороны, возрастной неготовностью, ценностной незрелостью стратегий личности, составляющих ос- нову адаптационного потенциала личности, эффективного взаимодействия в студенческом возрасте (Белоусова, Корытова, 2014; Дугарова, 2012; Иванова, Леонтьев, Рассказова, 2016; Новикова, 2015; Орлова, 2014; Рубинштейн, 2012; Франкл, 1990 и др.).В свою очередь, культурно-ценностные ориентации рассматриваются автора- ми как производные культуры, локализованные в духовных традициях и вопло- щенные в этничности как форме социальной организации культурных различий (Выготский, 1984; Жуковская, 1988; Лурия, 1982; Мухина, 2010; Стефаненко, 2014 и др.). На основании теоретического анализа была выдвинута гипотеза о суще- ствовании специфики культурно-ценностных ориентаций российских (бурятских и русских) и монгольских студентов, обусловленных этническими и территори- альными факторами.Эмпирическая проверка выдвинутой гипотезы проводилась авторами в рамках кросскультурного исследования ценностей студентов высших учебных заведений России и Монголии. С одной стороны, буряты и монголы - родственные наро- ды, тесно связанные общим происхождением. Однако ментальность, образ жиз- ни и культура, несмотря на общие корни, довольно различны. На современном этапе, когда необходимость диалога между двумя родственными народами об- ретает новую актуальность, возрастает интерес к изучению их этнопсихологиче- ских особенностей (Дугарова, 2010; Мухина, Дугарова, 2010; Новикова, Жамбал, 2015; Орсоо, 2012; Сумъяа, 2015 и др.).Цель исследования заключается в определении психологических особенностей культурно-ценностных ориентаций российских (бурятских) и монгольских сту- дентов и выявлении этнических и территориальных факторов, которые могут определять данные особенности.Организация и методы исследованияВыборка. В исследовании приняли участие 564 студента Бурятского государ- ственного университета (n = 388) и Монгольского университета образования (n = 176). Выборка Республики Бурятия разделялась на две подвыборки по этни- ческой принадлежности: русские (n = 185) и буряты (n = 203).Опрос респондентов осуществлялся на основе краудфсорсинговой платформы profkontur.com с помощью онлайн-сервиса bgu.profkontur.com, разработанного при поддержке гранта Бурятского государственного университета. Методики на монгольский язык переводились методом прямого и обратного перевода с уча- стием носителей языка.Для достижения поставленной цели использовались две психодиагностическиеметодики.«Тест культурно-ценностных ориентаций» Л.Г. Почебут (Почебут, 2012) ис- пользован в целях определения приверженности респондентов к определенному типу культуры, которые выделены на основе пяти критериев (отношение ко вре- мени, отношение к природе, отношение к человеческой натуре, отношение к другим людям, отношение к деятельности).Традиционная культура характеризуется ориентацией людей на прошлое, тра- диции, интересом к истории. Природа воспринимается загадочной и непознава- емой. Человек считается зависимым от ближайшего социального окружения, традиций, семейных и родственных связей, религиозных догматов, внутренняя свобода не допускается. Принятие решений происходит коллективно, во многом с ориентацией на старшее поколение. Деятельность человека строго регламен- тирована.Современная культура характеризуется ориентацией людей на настоящее, со- временные события. Отношение к природе бережное, людей интересуют вопро- сы экологии, отличает стремление жить в гармонии с природой. Человеческая натура воспринимается как противоречивое явление. Ценности ориентированы на права и свободы человека, его развитие и самоактуализацию. Отношения меж- ду людьми формализованы и определены социальным статусом. Регуляция по- ведения людей осуществляется в большей степени за счет морали, этических норм и правил. Индивидуальные решения принимаются при согласовании потребно- стей и интересов других. Деятельность направлена на получения не материальных, а моральных вознаграждений (признание, слава).Динамически развивающаяся культура характеризуется ориентацией людей на будущее, достижение быстрых и значительных результатов. Природа не пред- ставляет загадки и должна служить человеку, управляться им. Культивируется индивидуальность, независимость от социума. Решения принимаются самосто- ятельно, индивидуальные ценности находятся в приоритете. Основа обществен- ного контроля видится в законности, неотвратимости наказания и обязательно- го материального вознаграждения. Деятельность ориентирована на достижение успеха, материальный достаток, часто человек приносится в жертву делу (Поче- бут Л.Г., 2012).Шкала Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого использована в целях определения ценностного типа респондентов: первый тип - ценности адаптации (порядок, здоровье, материальный достаток); второй тип - ценности социализа- ции (семья, карьера, общественное признание); третий тип - ценности индиви- дуализации (самореализация, свобода, толерантность) (Яницкий, 2016).Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета стати- стических программ SPSS 22 (методы описательной статистики, t-критерий Стью- дента, U-критерий Манна-Уитни, F-критерий Ливиня, однофакторный дис- персионный анализ ANOVA, тест гомогенных групп Дункана).Результаты и обсуждениеИсследование доминирующего типа культуры личности российской и мон- гольской молодежи показало, что для обеих выборок преобладающим является ориентация на современную культуру (табл. 1).Исследование различий степени выраженности типов культур в российской и монгольской выборках с использованием t-критерия Стьюдента (табл. 2) пока- зало, что в российской выборке традиционная культура выражена в большей сте- пени (p < 0,001). Для монгольской выборки характерна большая выраженность динамически развивающейся культуры (p < 0,001). В тоже время оценка равенствадисперсий F-критерием Ливиня выявила значимые различия по шкалам «совре- менная культура» и «динамически развивающаяся культура» между российской и монгольской выборками.Таблица 1Описательная статистика показателей типов культур в российской и монгольской выборках (Descriptive statistics of Culture Type indicators in Russian and Mongolian samples)Культурный типРоссия (РБ) n = 388Монголия n = 176MSDMSDТрадиционная культура1,130,970,750,811Современная культура2,861,162,890,914Динамически развивающаяся культура0,990,891,350,939Таблица 2Оценка равенства дисперсий и средних арифметических показателей типов культур в российской и монгольской выборках(Equality of variances and Culture Type average indices assessment in Russian and Mongolian samples)Культурный типКритерий Ливиняt-критерий СтьюдентаFptpТрадиционная культура2,090,148-4,550,000Современная культура8,870,0030,290,765Динамически развивающаяся культура9,480,0024,310,000Выявленные различия дисперсий типов культур предполагают неоднородность российской выборки по данным переменным, поэтому российская выборка была разделена на этнические группы: русские и буряты.Дальнейшее исследование различий типов культур осуществлялось между тре- мя выборками (русские, буряты, монголы) с помощью однофакторного диспер- сионного анализа ANOVA с последующим тестом гомогенных групп Дункана на уровне значимости p = 0,05 (табл. 3-5). Однофакторный дисперсионный анализ показал значимые различия между этническими группами по всем трем типам культур на уровне значимости p < 0,001 для традиционной и динамически раз- вивающейся культур.Результаты теста гомогенных групп Дункана относительно этнической принадлежности для традиционной культурыТаблица 3(Duncan homogeneous groups’ test results for ethnicities within traditional culture)ЭтносNГомогенные группы123Монголы1760,7516--Русские185-1,0246-Буряты203--1,2386Значимость1,0001,0001,000Из таблицы 3 следует, что три исследуемые этнические группы значимо от- личаются между собой по приверженности традиционной культуре: данный куль- турный тип наименее выражен у монгольских респондентов, значимо выше у русских и наиболее выражен у бурят.Результаты теста гомогенных групп Дункана относительно этнической принадлежности для современной культурыТаблица 4(Duncan homogeneous groups’ test results for ethnicities within modern culture)ЭтносNГомогенные группы12Русские1852,7341-Монголы1762,89722,8972Буряты203-2,9891Значимость0,1470,413Результаты, представленные в таблице 4 свидетельствуют о том, что привер- женность современной культуре наименее выражена у русских студентов, наиболее выражена у бурят, монголы значимо не отличаются от русских и бурят и по этому показателю занимают промежуточное местоРезультаты теста гомогенных групп Дункана относительно этнической принадлежности для динамически развивающейся культурыТаблица 5(Duncan homogeneous groups’ test results for ethnicities within dynamically developing culture)ЭтносNГомогенные группы12Буряты2030,7723-Русские185-1,2412Монголы176-1,3512Значимость1,0000,230Из результатов, представленных в таблице 5, следует, что приверженность ди- намически развивающейся культуре наименее выражена у бурят, у русских и мон- голов она значимо выше и находится на одном уровне.Таким образом, исследование этнических различий в степени выраженности культурных типов показывает, что буряты в большей степени привержены тра- диционной и современной культуре и менее ориентированы на динамически раз- вивающуюся культуру. Русские в большей степени ориентированы на традици- онную и динамически развивающуюся культуру и менее ориентированы на со- временную культуру. Монголы в большей степени ориентированы на динамически развивающуюся культуру и менее ориентированы на традиционную культуру. Различия в приверженности к определенному типу культуры интерпре- тируются авторами как влияние в большей степени социальных и территориаль- ных факторов, нежели этнической принадлежности, поскольку для всех типов культур наблюдаются различия в приверженности между родственными этниче- скими группами: бурятами и монголами.Исследование различий ценностных типов российской и монгольской моло- дежи с помощью критерия Манна-Уитни показало, что ценности адаптации и ценности социализации сильнее выражены у молодежи Бурятии на уровне значи- мости p < 0,001. По степени выраженности ценностей индивидуализации значи- мых различий не обнаружено (рисунок).Баллы 5АдаптирующиесяN = 176Монголия Россия5АдаптирующиесяN = 3884 Средний ранг = 233,723210-1Средний ранг = 304,63 43210-1200,0150,0100,050,00,050,0100,0 150,0200,0ЧастотаЧастотаСоциализирующиесяБаллы 5N = 1764 Средний ранг = 237,343210-15СоциализирующиесяN = 388Средний ранг = 302,98 43210-1300,0 200,0 100,0 0,0 100,0 200,0 300,0Частота ЧастотаИндивидуализирующиесяБаллы 3N = 176Средний ранг = 286,26 210Индивидуализирующиеся3N = 388Средний ранг = 280,80210200,0150,0 100,050,00,050,0100,0 150,0200,0ЧастотаЧастотаРис. Частоты рангов ценностных типов у молодежи Монголии и России (Ranks аrequencies of value types among Russian and Mongoliaт youth)Исследование различий относительно этнической принадлежности степени выраженности ценностных уровней однофакторным дисперсионным анализом ANOVA с последующим тестом гомогенных групп Дункана показало значимые различия в степени выраженности ценностей адаптации и социализации на уров- не значимости p < 0,001 и ценностей индивидуализации на уровне значимости p = 0,028 (табл. 6-8).Результаты, представленные в табл. 6-7, свидетельствуют о том, что монголь- ские студенты менее привержены ценностям адаптации и социализации по срав- нению с бурятами и русскими. Имеются значимые различия в приверженностиценностям индивидуализации между бурятскими и русскими студентами: буряты менее привержены ценностям индивидуализации.Результаты теста гомогенных групп Дункана относительно этнической принадлежности для ценностей адаптацииТаблица 6(Duncan homogeneous groups’ test results for ethnicities within adaptation values)ЭтносNГомогенные группы12Монголы1760,6544-Русские185-0,9997Буряты203-1,0180Значимость1,0000,772Результаты теста гомогенных групп Дункана относительно этнической принадлежности для ценностей социализацииТаблица 7(Duncan homogeneous groups’ test results for ethnicities within socialization values)ЭтносNГомогенные группы12Монголы1760,8920-Русские185-1,1092Буряты203-1,1469Значимость1,0000,535Результаты теста гомогенных групп Дункана относительно этнической принадлежности для ценностей индивидуализацииТаблица 8(Duncan homogeneous groups’ test results for ethnicities individualization values)ЭтносNГомогенные группы12Буряты2030,4739-Монголы1760,56210,5621Русские185-0,6274Значимость0,1330,266Таким образом, можно утверждать, что молодежь Бурятии в большей степени привержена ценностям адаптации и социализации, чем молодежь Монголии. При этом русские в большей степени привержены ценностям индивидуализации по сравнению с бурятами. Различия в приверженности ценностям адаптации и со- циализации интерпретируются авторами как влияние в большей степени соци- альных и территориальных факторов, при этом различия в приверженности цен- ностям индивидуализации в большей степени могут быть обусловлены фактором этнической принадлежности.ВыводыДоминирующим типом культуры молодежи Бурятии и Монголии является современная культура. Имеются различия в приверженности к традиционной и динамически развивающейся культуре, обусловленные этнической принадлеж- ностью: буряты в большей степени привержены традиционной и современнойкультуре и менее ориентированы на динамически развивающуюся культуру; рус- ские студенты в большей степени ориентированы на традиционную и динами- чески развивающуюся культуру и менее ориентированы на современную культу- ру; монголы в большей степени ориентированы на динамически развивающую- ся культуру и менее ориентированы на традиционную культуру.Молодежь Бурятии в большей степени привержена ценностям адаптации и социализации, чем молодежь Монголии. Различия в приверженности ценностям адаптации и социализации обусловлены в большей степени влиянием социальных и территориальных факторов. Имеются этнические различия в приверженности ценностям индивидуализации, которые в большей степени выражены у русских студентов по сравнению с бурятскими студентами.Сензитивность студенческого периода для развития личностных ценностей и жизненных стратегий определяет практическую значимость исследования. Вы- деленные этнические и социально-территориальные особенности культурно- ценностных ориентаций студенческой молодежи могут быть использованы в ка- честве ориентиров при разработке образовательных программ студентов, ресур- сов развития толерантности, преодоления системного кризиса общества. Эффективным условием развития культурно-ценностных ориентаций студенче- ской молодежи могут выступать межкультурные коммуникации в образователь- ной среде в эпоху глобализации образовательных рынков, развития трансгранич- ного образования.
Об авторах
Туяна Цыреновна Дугарова
Бурятский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: arovatts@mail.ru
доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, Россия)
ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000Игорь Валерьевич Бадиев
Бурятский государственный университет
Email: bad_igor@mail.ru
преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, Россия).
ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000Список литературы
- Белоусова Е.С., Корытова Г.С. Сила базовых стремлений личности и их реализация в социокультурном пространстве образовательных учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 105-111.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984.
- Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М.: МПГУ, 2010.
- Дугарова Т.Ц. Человек в условиях сопряжения между миром родовых традиций и миром интеграции культур // Развитие личности. 2012. Т. 1. № 1. С. 188-207.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
- Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Функции личностных ресурсов в ситуации экономического кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 323-346.
- Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
- Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М., 2010.
- Мухина В.С., Дугарова Т.Ц. Ментальные особенности современных бурят России // Развитие личности. 2010. № 2. С. 164-175.
- Новикова И.А. Толерантность как условие эффективного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 29. С. 52-62.
- Новикова И.А., Жамбал О. Соотношение личностных черт и межкультурной адаптации у монгольских студентов // Личность в природе и обществе: материалы межвузовских психолого-педагогических чтений. М.: РУДН, 2015. С. 143-146.
- Орлова К.В. Проблемы межкультурной коммуникации на примере академической мобильности студентов // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. С. 29-33.
- Орсоо Т. Этнопсихологическая специфика организованности арабских и монгольских студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 3. C. 113-120.
- Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2014. 352 с.
- Сумъяа О. Исследование индивидуально-психологических особенностей монгольских учащихся старших классов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 45. С. 8-12.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Яницкий М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания // HPSY.RU: экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/public/x2489.htm (дата обращения: 23.12.2016).