СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ КАРДИОРИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследованиях показано, что значимость выявления специфики вариабельности кардиоритма (ВСР) у младших школьников с различным уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ) обусловлена изменением в данном возрасте особенностей эмоционального реагирования ребенка. Высказывается предположение о том, что анализ ВСР поможет понять особенности вегетативного компонента эмоциональных реакций младших школьников и на их основе спрогнозировать специфику их межличностных взаимоотношений и обучения. Было обследовано 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. Показано, что в экспериментальной группе преобладают дети с высоким и средним уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта. Младшие школьники характеризуются эмоциональной ориентацией на мир людей, на внутренний мир другого человека, его эмоции и чувства. У них преобладает высокий уровень представлений об эмоциях, что дает им возможность лучше распознавать эмоции как у себя, так и у другого человека, понимать как свои эмоции, так и эмоции окружающих. Анализ ВСР показал, что у детей с высоким уровнем развития ЭИ по сравнению с другими группами испытуемых более высокие показатели активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), что говорит о более оптимальной регуляции сердечного ритма в процессе эмоционального реагирования у детей с высоким уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта по сравнению с детьми, у которых уровень развития низкий.

Полный текст

ВведениеМногочисленными исследованиями показано, что младший школьный воз- раст - это возраст, характеризующийся значительными изменениями во взаи- моотношениях ребенка с окружающими, изменениями положения ребенка в си- стеме социальных взаимоотношений, а так же изменениями его образа жизни в целом. В этом возрасте наблюдается уменьшение импульсивных реакций ребен- ка, а проявление эмоций происходит в соответствии с социальными нормами и требованиями (Андреева, 2011; 2012). Происходящая социализация эмоциональ- ной сферы (Ильин, 20013) приводит к тому, что дети учатся понимать эмоции окружающих. Другими словами, происходит развитие эмоционального интел- лекта (ЭИ). Под эмоциональным интеллектом понимается способность к пони- манию своих и чужих эмоций, а так же способность управлению ими (Люсин,2004; Люсин, Ушаков, 2009). Правильное понимание эмоциональных реакций создает предпосылки для установления позитивных взаимоотношений, как с взрослыми, так и со сверстниками, что положительно влияет на успешность в школьной и социальной жизни (Андреева, 2011; 2012). Это подтверждается ис- следованиями, согласно которым уровень развития ЭИ оказывает влияние на академическую успешность (Aronson, 2000), так как процесс получения нового знания облегчается при правильном понимании как себя, так и окружающих, а также при способности использовать эти знания при выполнении познавательных задач (Гоулман, 2009).Проведенные исследования показывают, что эмоции играют важную роль в понимании окружающих человека явлений и событий, помогают управлять сво- им поведением и деятельностью, а также адаптироваться к изменениям действи- тельности (Запорожец, 1985; Экман, 2013) и в частности к обучению в начальной школе.Об особенностях эмоциональных реакций можно судить по изменению веге- тативных показателей, в частности по изменению частоты сердечных сокращений (Sroufe, 1996; Буркова, Николаева, 2008). Показатели вариабельности кардиорит- ма являются одной из наиболее достоверных психофизиологических характери- стик, отражающих эмоциональные реакции человека, так как демонстрируют взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС) в процессе регуляции сердечного ритма (Баевский, Ки- риллов, Клецкин, 1984; Sroufe, 1996; Баевский, Иванов, 2001; Wolff, 2002; Шлык, 2009). Именно это обуславливает возможность использования анализа вариабель- ности кардиоритма как показателя эмоционального реагирования, демонстри- рующего особенности протекания регуляторных влияний ВНС, в ответ на воз- действие различных внешних факторов (Баевский, Кириллов, Клецкин, 1984; Баевский, Иванов, 2001).Значимость выявления специфики ВСР у младших школьников с различным уровнем ЭИ обусловлена изменением в данном возрасте особенностей эмоцио- нального реагирования ребенка (Крысюк, 2008). Анализ ВСР поможет понять особенности вегетативного компонента эмоциональных реакций младших школь- ников и на их основе спрогнозировать специфику их межличностных взаимоот- ношений и обучения.МетодыС целью изучения особенностей вариабельности кардиоритма у младших школьников с разным уровнем эмоционального интеллекта было обследовано 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. Диагностика эмоционального интеллекта проводилась при помощи методик: «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания» (Нгуен, 2008), «Эмоциональная пиктограмма» (Изо- това, Никифорова, 2004).Исследование вариабельности кардиоритма проводилось нами при помощи системы комплексного компьютерного исследования функционального состоя- ния организма человека «ОМЕГА-М», которая позволяет проводить анализ био- ритмов организма человека, выделяемых из сигналов электрической активностисердца в широкой полосе частот (отведение рука-рука) (Вариабельность сердеч- ного ритма. Стандарты…, 1999; Система комплексного компьютерного исследо- вания…, 2011).Анализ вариабельности кардиоритма проводился индивидуально с каждым ребенком. Для регистрации кардиоритмов электроды накладывались на руки ре- бенка в области нижней трети предплечья (запястья). Ребенок находился в со- стоянии спокойного бодрствования, в положении сидя.Исследование вариабельности сердечного ритма проходило в три этапа, на каждом из которых происходила запись 300 R-R интервалов. На первом этапе происходила запись 300 R-R интервалов в состоянии покоя - фон; на втором этапе - при припоминании ребенком поощрения; на третьем - при припоми- нании наказания.Нами оценивались следующие показатели вариабельности кардиоритма: сред- няя длительность интервалов R-R; RMSSD - стандартное отклонение разностей R-R-интервалов от величины их среднего арифметического значения; мода R-R- интервалов (Мо); амплитуда моды R-R-интервалов (АМо); вариационный размах R-R-интервалов (ВР); HRV-index - триангулярный индекс ВРС; высокие часто- ты ритма (HF - High Frequency); низкие частоты ритма (Low Frequency - LF); соотношение симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца (LF/ HF); полный спектр частот (Total) (Вариабельность сердечного ритма. Стандар- ты…, 1999; Система комплексного компьютерного исследования…, 2011).Результаты и их обсуждениеПервоначально проводился анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта у младших школьников.По компоненту «представление об эмоциях» полученные данные представле- ны на рис. 1.Рис. 1. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников.Компонент «представление об эмоциях», % (Features of emotional intelligence of younger schoolchildren.Component “Presentation of emotions”, %)Нами было установлено, что для 46,00% детей характерен высокий уровень развития данного компонента эмоционального интеллекта. Дети адекватно ко- дировали и вербализировали 10-12 эмоциональных модальностей. Кодирование преимущественно осуществлялось при помощи выразительно-эмоциональногоэталона (схематичное изображение эмоции - пиктограмма) с обобщенной сло- весной характеристикой эмоционального процесса. Дети изображали эмоции на своих рисунках схематично, рисуя лицо той или иной эмоциональной модаль- ности. При ответе на вопрос, что они нарисовали и как они понимают то слово- понятие, которое произнес психолог, дети в основном отвечали, что они нарисо- вали лицо, изображающее ту или иную эмоцию, и описывали ситуации, вызыва- ющие это эмоциональное состояние.У 32,00% детей был выявлен средний уровень развития данного компонента эмоционального интеллекта. Дети адекватно кодировали и вербализировали 7-9 эмоциональных модальностей. Кодирование эмоций осуществлялось через экс- прессивный эталон. Поясняя свои рисунки, они описывали ситуации, которые привели к возникновению той или иной эмоции. Часть детей кодировали поня- тия через сочетание пиктограмм и сюжетов (эмоциональных ситуаций) с отдель- ными символическими элементами эмоционального процесса.Низкий уровень развития представлений об эмоциях был выявлен у 22,00% детей. Эти дети адекватно кодировали и вербализировали 4-6 эмоциональных модальностей. Кодирование происходило преимущественно через сочетание экс- прессивных эталонов и эмоциональных ситуаций с отдельными символическими элементами эмоционального процесса.По компоненту «эмоциональная ориентация на себя или на других» получены результаты, представленные на рис. 2.Рис. 2. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников.Компонент «эмоциональная ориентация на себя или на других», % (Features of emotional intelligence of younger schoolchildren. Component “Emotional orientation to themselves or to others”, %)У 38,00% испытуемых было выявлено преобладание эмоциональной ориента- ции на другого человека, что нашло свое отражение в рисунках, на которых изо- бражались желания для других людей: братьев, сестер, родителей, друзей. Дети поясняли свои рисунки, объясняя, кому и что они желают и почему.Нами было установлено, что у 48,57% детей средний уровень развития данно- го компонента эмоционального интеллекта. Рисунки этих детей содержали же- лания преимущественно для себя, они изображали предметы, животных, оценки и все то, что хотели бы получить в подарок. Однако из трех желаний у этих детей одно было не для себя.У 13,33% детей был выявлен низкий уровень данного компонента эмоцио- нального интеллекта. Рисунки этих детей изображали желание только для себя. Дети рисовали то, что хотели бы получить от родителей, учителей, друзей. Не- которые дети рисовали лишь по два желания, причем оба из них были для них самих. Дети изображали на своих рисунках различные вещи, животных, школь- ные оценки и т.д.По компоненту «эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» результаты представлены на рис. 3.Рис. 3. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников. Компонент «эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей», % (Features of emotional intelligence of younger schoolchildren.Component “Emotional orientation to the world of men or the world of things”, %)Высокий уровень развития данного компонента определяется у 40,67% детей. Эти дети на своих рисунках чаще всего изображали человеческое лицо, выража- ющее определенное эмоциональное состояние, или человека, который соверша- ет какое-либо действие или движение. Дорисовывание касалось всех трех гео- метрических фигур, изображенных на бланке методики.У 52,66% детей был выявлен средний уровень развития данного компонента эмоционального интеллекта. На своих рисунках эти дети чаще всего изображали человеческое лицо, однако не все геометрические фигуры были дорисованы, не- которые рисунки содержали дорисовывание лишь одной фигуры, изображающей человека в движении, в то время как две другие изображали предметы или жи- вотных.Низкий уровень развития эмоциональной ориентации на мир людей или мир вещей был выявлен лишь у 6,67%. Рисунки этих детей содержали изображения животных, растений, предметов окружающего мира. Лишь некоторые дети изо- бражали человеческое лицо.Анализ полученных результатов исследования особенностей эмоционального интеллекта младших школьников позволил сделать вывод, что для детей 7-8 лет характерен высокий и средний уровень развития компонентов эмоционального интеллекта. Показано, что для детей младшего школьного возраста характерна эмоциональная ориентация на мир людей, а не вещей, на другого человека, а не на себя. У них определяется высокий уровень представлений об эмоциях, позво- ляющий детям лучше идентифицировать эмоции, т.е. устанавливать сам факт наличия у себя либо у другого человека определенного эмоционального пережи-вания, а также понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Известно, что способности к пониманию и управлению эмоциями находятся в тесной вза- имосвязи с направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом ребенка к внутреннему, эмоциональному миру людей (а также к своему собствен- ному миру эмоций и чувств), склонностью к психологическому анализу поведе- ния, с ценностями, которые свойственны эмоциональным переживаниям (Ильин, 2001; Люсин, 2004, 2009; Андреева, 2011, 2012).Далее нами был проведен анализ показателей вариабельности кардиоритма у детей с различным уровнем эмоционального интеллекта.Было установлено, что существуют статистически значимые различия пара- метра «низкие частоты ритма (LF)» при припоминании наказания между детьми с низким и высоким уровнем развития такого компонента эмоционального ин- теллекта, как «представления об эмоциях». Полученные данные говорят о том, что при припоминании наказания, т.е. в ситуации отрицательной эмоциональной стимуляции, у детей с высоким уровнем развития данного компонента эмоцио- нального интеллекта возрастает активация симпатического отдела вегетативной нервной системы (табл.).Были выявлены значимые различия между детьми со средним и высоким уров- нем развития компонента «эмоциональная ориентация на себя или на других» по параметру «стандартное отклонение R-R интервалов» при припоминании нака- зания и «мода R-R интервалов» при припоминании поощрения. Обнаружены достоверные различия между детьми с высоким и средним уровнем развития дан- ного компонента эмоционального интеллекта по параметрам «мода R-R интер- валов» и «LF/HF» в покое и при припоминании поощрения. Выявлены значимые различия между детьми с высоким и низким уровнем развития данного параметра эмоционального интеллекта по параметру «высокие частоты ритма (HF)» при припоминании наказания (табл.).Показатели вариабельности кардиоритма у младших школьниковТаблицас различным уровнем развития ЭИ (среднее значение и стандартное отклонение)Indicators of the variability of heart rate at younger schoolboys of with different levels of EI (the mean and standard deviation)ПоказательУровень развития компонентов ЭИнизкийсреднийвысокийПредставления об эмоцияхКоличество испытуемых694833Низкие частоты ритма (LF), мс201595,6±1625,61737,8±2157,22085,2±2498,2+2052,4±2448,81558,7±1671,41820,1±1805,6-1398,3±1199,1*1661,6±1473,72196,5±2144,7Эмоциональная ориентация на себя или на другихКоличество испытуемых577320Стандартное отклонение R-R интервалов, мс043,8±25,054,0±28,056,2±28,3+39,0±20,749,4±25,448,3±25,2-36,5±16,948,2±23,147,2±24,7▲Мода R-R интервалов (Мо)0674,0±162,7730,9±188,9678,5±137,5▲+635,0±158,6*721,0±200,3661,7±140,6▲-658,0±155,4710,1±192,9664,5±139,1Окончание табл.ПоказательУровень развития компонентов ЭИнизкийсреднийвысокийВысокие частоты ритма (HF), мс20901,1±970,71299,5±1378,51445,4±1516,6+783,3±941,51155,3±1115,81183,1±1149,4-661,6±516,61117,8±1005,21237,6±1365,9*LF/HF, мс202,1±2,02,1±1,81,5±1,4▲+2,2±1,62,6±2,41,7±1,5▲-2,2±1,22,3±2,02,4±2,3Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещейКоличество испытуемых617510Мода R-R интервалов (Мо)0656,0±138,8●700,2±175,9721,3±162,9+570,0±101,2*●681,5±173,8719,3±181,6-596,0±85,2*689,1±177,9703,6±164,6LF/HF, мс200,9±0,5*●2,1±1,91,9±1,7+1,64±0,732,3±2,22,2±1,9-1,60±0,892,3±2,12,5±2,10 - нейтральное эмоциональное состояние (состояние покоя); - припоминание отрицательных эмоций; + припоминание положительных эмоций. * различия психофизиологических показателей у детей с высоким и низким уровнем развития ЭИ при уровне значимости р  0,05(U-критерий Манна-Уитни); ▲ различия психофизиологических показателей у детей с высоким и средним уров- нем развития ЭИ при уровне значимости р  0,05(U-критерий Манна-Уитни); ● различия психофи- зиологических показателей у детей со средним и низким уровнем развития ЭИ при уровне значи- мости р  0,05(U-критерий Манна-Уитни)Анализ результатов вариабельности кардиоритма детей младшего школьного возраста с различным уровнем развития компонента «эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» показал, что существуют достоверные различия между детьми с низким и высоким уровнем развития данного компонента эмо- ционального интеллекта таких параметров вариабельности сердечного ритма, как «мода R-R интервалов» при припоминании поощрения и при припоминании наказания, и «LF/HF» в состоянии покоя. Установлены достоверные различия между детьми с низким и средним уровнем развития данного компонента эмо- ционального интеллекта по параметрам «мода R-R интервалов» в состоянии по- коя и при припоминании поощрения и «LF/HF» в покое (табл.).Анализ вариабельности кардиоритма показал, что у младших школьников с высоким уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта по срав- нению с детьми с низким уровнем развития более высокие показатели активно- сти парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.Известно, что централизация регуляции сердечного ритма означает смещение вегетативного гомеостаза в сторону преобладания активности симпатической нервной системы. Более высокие уровни управления кардиоритмом тормозят активность более низких уровней. При оптимальной регуляции отмечается ми- нимальное участие высоких уровней, тогда как при неоптимальной необходима активизация высших уровней регуляции (Баевский, Кириллов, Клецкин, 1984; Баевский, Иванов, 2001; Николаева, 2008).Наши данные свидетельствуют о более оптимальной регуляции кардиоритма в процессе эмоционального реагирования у детей с высоким уровнем развитиякомпонентов эмоционального интеллекта по сравнению с детьми, у которых уро- вень развития низкий.ВыводыНа основании полученных данных можно сделать вывод о преобладании в младшем школьном возрасте высокого и среднего уровней развития эмоциональ- ного интеллекта. Для детей характерны эмоциональная ориентация на мир людей, на внутренний мир другого человека, его эмоции и чувства. Младшие школьни- ки характеризуются высоким уровнем представлений об эмоциях, что дает им возможность лучше распознавать эмоции как у себя, так и у другого человека, понимать как свои эмоции, так и эмоции окружающих.Нами установлено, что у детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, а также отдельных его компонентов более высокие показатели актив- ности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, по сравнению с детьми, у которых выявлен низкий уровень.Результаты исследования показывают, что в ситуации отрицательной эмоци- ональной стимуляции у детей с высоким уровнем развития эмоционального ин- теллекта возрастает активация симпатического отдела ВНС.Анализ вариабельности ритма сердца младших школьников, являющийся наи- более эффективным показателем адаптивных возможностей организма, показал, что у детей 7-8 лет чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем точнее вариабельность кардиоритма отражает эмоциональность ситуации.Наши данные свидетельствуют о значимости эмоционального интеллекта в регуляции как психологических, так и физиологических особенностей. Данный параметр отражает способность ребенка оценить важность эмоциональной си- туации, описать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние дру- гого человека, что позволяет более точно прогнозировать будущие события и планировать собственное поведение.

×

Об авторах

Александр Викторович Добрин

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Автор, ответственный за переписку.
Email: doktor-alexander@mail.ru
ул. Коммунаров, д. 28, г. Елец, Россия, 399770

Список литературы

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
  2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
  3. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 222 с.
  4. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108-127.
  5. Буркова С.А., Николаева Е.И. Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников // Журнал «Ученые записки». СпбГМУ им. академика И.П. Павлова. 2008. Том XV. № 4. С. 45-48.
  6. Вариабельность сердечного ритма. Стандарты измерения, физиологической интерпретации и клинического использования. Рекомендации // Вестник аритмологии. 1999. № 11. С. 53-78. URL: http://www.vestar.ru/article_print.jsp?id=2581/ (дата обращения: 10.08.2015).
  7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
  8. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  9. Изотова Е.И. Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. 288 с.
  10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.544 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  12. Крысюк О.Н. Возрастные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7-11 лет // Новые исследования. 2008. Т. 1. № 16-1. С. 52-60.
  13. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  14. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85.
  15. Николаева Е.И. Психофизиология. Уч. для вузов. М.: Пер СЕ, 2008. 544 с.
  16. Система комплексного компьютерного исследования функционального состояния организма человека «ОМЕГА-М» // Документация пользователя. Санкт-Петербург 2011 г. URL: http://omegam.dyn.ru/media/upload/Omega.Medicine.Rus.pdf/ (дата обращения: 15.08.2015).
  17. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 351 с.
  18. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2009. 254 с.
  19. Экман П. Психология эмоций / Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
  20. Aronson Е. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine. N.Y.: A. Worth Publishers, 2000. doi: 10.1037/e510852010-007.
  21. Sroufe L.A. Emotional development: The organization of emotional life in early years. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996. doi: 10.1017/s0033291797274933.
  22. Wolff S.B., Pescosolido A.T., Dskat V.U. Emotional intelligence as the basis of leadership emergence in self-managing teams // The Leadership Quarterly. 2002. N 13. p. 505-522. doi: 10.1016/s1048- 9843(02)00141-8.

© Добрин А.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах