ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ КРЕАТИВНОСТИ И ИННОВАЦИОННОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие потенциальных способностей и возможностей личности в юношеский период является одним из важных направлений в деятельности современных психологов-практиков. Отсутствие научно обоснованного подхода к анализу становления инновационного потенциала личности и формированию принципов и методов управления его развитием позволило сформулировать цель исследования - на основе эмпирических данных разработать технологию становления и самореализации инновационного потенциала личности, способствующую внедрению системы практических основ для развития инновационного потенциала в различные периоды развития личности. В статье осуществлена интеграция психолого-педагогических подходов к анализу предпосылок основ развития инновационности личности и креативности в образовательном пространстве средней школы. В результате исследования проанализированы качественные и количественные характеристики особенностей проявления инновационности и креативности у учащихся 13-14 лет и учащихся 16-18 лет. Интерпретация многочисленных данных позволяет утверждать, что существуют значимые различия в особенностях проявления креативности и инновационности у учащихся разных возрастов. На основании полученных данных в статье представлены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических технологий сопровождения становления инновационного потенциала личности в средней школе.

Полный текст

ВведениеНовые вызовы общественного развития в ХХI веке требуют от человека про- явления качеств личности и способностей, позволяющих адаптироваться к ди- намично изменяющимся условиям жизни и деятельности. Реальность профес- сиональной деятельности предъявляет требования не только к интеллектуальным и творческим способностям, но и к таким личностным качествам современного специалиста, как скорость внедрения новых идей и проектов, лидерство, ответ- ственность, умение работать в команде, инициативность, умение добиваться ре- зультата при ограниченных временных и производственных ресурсах.Развитие потенциальных способностей закладывается в процессе обучения, общения и деятельности в рамках среднего и высшего образования. Следователь- но, современные технологии психолого-педагогического сопровождения станов- ления личности в рамках общеобразовательного процесса должны быть ориен- тированы в том числе и на результаты исследований проявления креативности и инновационности у подростков и учащихся старшего школьного возраста.Определенная государством стратегия развития России до 2020 года обязыва- ет практиков системы образования развивать у подрастающего поколения спо- собности к социальной активности, быстрой адаптивности к изменениям окру- жающей действительности, готовности к генерированию новых идей, их приня- тию и внедрению во благо общества.Для реализации этой стратегии необходимо исследовать особенности прояв- лений личностных качеств у учащихся средней школы, разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии, способствующие становлению потенциаль- но эффективного личностного капитала будущих поколений.Потенциал личности можно рассматривать как оптимальное сочетание качеств и способностей, которые под влиянием социальных процессов проявляются в определенных видах активности в непосредственной практической деятельности.На основании системного подхода к изучению свойств и качеств личности инновационный потенциал рассматривается как сумма личностных ресурсов (активов), воплощенная во взаимосвязанных видах активности (Советова, 2000; Михайлова, 2013). Структура инновационного потенциала личности состоит из следующих видов активности:ценностно-мотивационной (созидательность);деятельностной (инновационность);интеллектуальной (креативность).Инновационный потенциал личности - это интегральная совокупность склон- ностей, способностей и качеств человека, реализующихся в результате включения его в инновационную деятельность и состоящих из взаимосвязанных и взаимо- обусловливающих компонентов: креативность, инновационность и созидатель- ность, выраженных интеллектуальной, деятельностной и ценностно-мотиваци- онной активностью (Михайлова, 2012, 2013).Исследование креативности с позиции психоэкономической модели Д. Ро- бенсона и М. Ранко позволяет представить креативность как результат экономи- ческих и временных ресурсов, которые общество считает необходимым потратить на развитие своего творческого потенциала. В данном случае решение зависит от уровня развития самого общества, а креативность рассматривается как соотно- шения инвестиций, риска и получаемой выгоды (Gupta, Wilemon, 1996; Robinson, Marshall, Stamps, 2005).Сторонники системного подхода к изучению творчества Д. Саймонтон и М. Чиксентмихайи в своих исследованиях делают акцент на изучении различных факторов, определяющих творческие способности, социальное и культурное окру- жения человека, которые способствуют проявлению и развитию креативности. М. Чиксентмихайи уделяет внимание изучению взаимосвязи между человеком,предметной областью его деятельности и окружением. Он считает, что образова- тельная среда состоит из культурной и социальной составляющих. В процессе активной деятельности развивающаяся личность взаимодействует с социокуль- турными компонентами образовательной среды, которые конструктивно влияют на формирование личностных черт и качеств (Csikszentmihalyi, 1999; Simonton, 2001).Е. Торренс считает, что креативность связана с процессом решения проблем и включает в себя чувствительность к проблемным ситуациям; поиск, выделение и формулирование проблемы; генерирование гипотез, способы решения про- блемы; проверку гипотез; нахождение и формулирование решений; интерпрета- цию и популяризацию результатов (Torrance, 1988).Несмотря на то, что уже были проведены теоретические и экспериментальные исследования проявлений креативности в разные периоды развития личности, проблема связей креативности с иннвационностью и особенности становления данных качеств личности в отечественно науке рассматривается крайне незна- чительно. Хотя в контексте изучения становления и развития человеческого ка- питала креативность и инновационность являются основами его формирования и реализации.На развитие личностных качеств огромное влияние оказывает система обра- зования, профессионализм педагога, культура образовательного пространства, в которое ребенок погружается в период самых значимых этапов своего становле- ния. В стратегии и тактике реализации современного образования актуальными являются следующие ориентиры в формировании потенциала и капитала будущих поколений: личностное развитие, социальная активность, гуманитарная и тех- ническая образованность, физическая и психологическая жизнестойкость. Важ- ным направлением в развитии личностного потенциала является формирование деятельностной активности, основой которой является инновационность.В наших последних исследованиях инновационность рассматривается как ин- тегрированная совокупность личностных качеств, ядро которых составляет: адап- тивность, незавиcимость, настойчивость, стремление к риску ради достижений, открытость к новому, интуиция, конструктивное лидерство, созидательная на- правленность и позитивность (Михайлова, 2012, 2013). Рассматривая инноваци- онность как совокупность личностных качеств, мы считаем, что наиболее благо- приятными периодами для формирования данных качеств является подростковый и старший школьный возраст.Особенности становления и развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте неизменно остаются под пристальным вниманием в психо- логической науке. Динамично изменяющаяся среда социализации формирует новые характеристики проявления личностных качеств в данные возрастные пе- риоды.В подростковом возрасте происходят как физиологические изменения, так и психологические, которые приводят к переменам в поведении. В классификации Д.Б. Эльконина подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет (Эльконин, 2001). Часто его называют переходным, критическим, переломным,подчеркивая трудности личного развития подростков и сложности, взаимодей- ствующих с ними взрослых.Развитие человека в этом возрасте представляет собой переход от детства ксамостоятельной и ответственной взрослой жизни. Это промежуточное состояние между детством и взрослостью. При стремлении к развитию самосознания, фор- мированию идеала личности появляется склонность к рефлексии, развитию во- левых качеств, потребности в самоутверждении, самосовершенствовании, само- определении. Основным новообразованием этого периода, с точки зрения Л.С. Выготского, является перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. ста- новление самосознания. Его появление создает условия для дальнейшего лич- ностного развития.В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По классификации Эльконина Д.Б. данный возраст (от 15 до 18 лет) принято считать периодом ранней юности (Эльконин, 2001). Согласно исследованиям, Э. Эриксона центральным процессом данного возраста является формирование личностной идентичности, открытие собственного Я (Эриксон, 2006).Изучению развития феномена креативности в подростковом и старшем школь- ном возрастах посвящены работы Богоявленской Д.Б., Ушакова Д.Н., Ильи- на Е.П., Романенко И.Б., Чернецовой П.И., Виноградовой Т.И., Николаевой Е.И., Беляевой Е.М. и др. российских исследователей (Богоявленская, 2002; Ушаков, 2004; Ильин, 2009; Романенко, 2010; Чернецова, Виноградова, 2015; Николаева,Беляева, 2015).Изложенные проблемы определили цель и гипотезы представляемого иссле- дования. На наш взгляд, существует специфика связей в проявлениях креатив- ности и инновационности у подростков и старших школьников, а также прояв- ления креативности и инновационности будут иметь характерные возрастные различия.Методы исследованияВыборка. В исследовании приняли участие 96 учащихся средней школы. Из них 48 человек (23 юноши и 25 девушек) - учащиеся 7-8 классов (13-14 лет) и48 (24 юноши и 24 девушки) - учащихся старшей школы 10-11 классов (16- 18 лет). Исследование проводилось на базе школы № 14 ЮЗАО г. Москвы. Орга- низация исследования и сбор данных проводился при участии выпускницы ма- гистратуры направления социальная психология Петрушиной Л.В.В качестве методик исследования использовались: 1) тест «Креативность» - составитель Н.В. Вишнякова (Капцов, Колесникова, 2011); 2) «Шкала самооцен- ки инновационных качеств» Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко (Лебедева, Бушина, Черкасова, 2013); 3) методика «Личностная готовность к переменам», разрабо- танная канадскими учеными Родником, Хезером, Голдом и Халом. Перевод и первичная апробация данной методики были проведены Н. Бажановой и Г.Л. Бар- диер (Бажанова, 2005) . В качестве основных математических методов исследо- вания использовались непараметрический U-критерий Манна-Уитни и коэф- фициент ранговой корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных была проведена с использованием компьютерной программы SPSS 20.0.Результаты и их обсуждениеВ процессе качественного и количественного анализа исследуемых данных в группе учащихся средних классов обнаружены следующие результаты. Показате- ли креативности у группы подростков (учащиеся 7-8 классов) выше, чем у стар- шеклассников (учащиеся 10-11 классов). Результаты качественного анализа на- глядно свидетельствуют, что у учащихся средних классов более высокие результа- ты по шкалам творческое мышление, любознательность, оригинальность (рис. 1).Рис. 1. Средние значения шкал теста «Креативность» в группах учащихся средней и старшей школы (Average values on the scales of the “Creativity” test in groups of middle and high school students)По результатам методики «Самооценка инновативных качеств» также значения шкалы креативность оказались выше у учащихся подростковой группы (рис. 2).Рис. 2. Средние значения показателей шкалы «Самооценка инновационных качеств» в группах учащихся средней и старшей школы(Average values of indicators of the scale “Self esteem of innovative qualities” in groups of middle and high school students)Полученные данные позволяют сделать вывод, что в подростковом возрасте преобладает интеллектуальная активность, выраженная характерными особен- ностями проявления креативности. Результаты анализа ранговой корреляции по всем шкалам используемых методик также показали, что значимые связи обна-ружены по показателям оригинальность-оптимизм, эмоциональность-смелость, кроме того результаты общего индекса инновативности у подростков связаны с показателями шкалы страстность по тесту «Креативность». Результаты корре- ляционного анализа позволяют сделать выводы, что в группе подростков преоб- ладает эмоциональная составляющая интеллектуальной активности личности (табл. 1).Результаты рангового корреляционного анализа по всем методикам в группе подростков (значимые корреляции)(The results of rank correlation analysis for all techniques in groups of adolescents, only significant correlations)Таблица 1ШкалаКоэффициент корреляции (p < 0,01)«адаптивность» - «смелость»0,369«оригинальность» - «оптимизм»0,384«эмоциональность» - «смелость»0,391«ориентация на будущее» - «толерантность к двусмысленности»0,390«общий индекс инновативности» - «страстность»0,402«оптимизм» - «оригинальность»0,384«смелость» - «эмоциональность»0,391В проявлениях инновационности подростки продемонстрировали значимые связи по шкалам толернатность к двусмысленности и ориентации на будущее (см. табл. 1). Таким образом, учащимся средних классов свойственно более спокойное отношение к смыслообразующим основам будущего. По результатам методики«Личностная готовность к переменам» у подростков выше показатели по шкалам страстность и находчивость, что свидетельствует о преобладающей эмоциональ- ности представителей данной возрастной группы (рис. 3).Однако в целом результаты показателей инновационности у группы учащихся средних классов оказались ниже, чем у учащихся старших классов. Показатели по шкалам риск ради успеха, ориентация на будущее, общий индекс инновативности оказались выше у старшеклассников (см. рис. 2). По результатам качественного анализа методики «Личностная готовность к переменам» у страшеклассников также определены более высокие показатели по шкалам оптимизм, смелость, до- верительность, толерантность к неопределенности. Полученные данные свиде- тельствуют о том, что у учащихся старших классов развивается деятельностная активность, которая и выражена показателями растущей инновационности лич- ности (рис. 3).Несмотря на то, что результаты качественного анализа в показателях по всем шкалам используемых в исследовании методик выявили различия в проявлени- ях креативности и инновационности у исследуемых групп, результаты математи- ческого анализа с применением U-критерий Манна-Уитни показали не столь выраженные значения. Значимые различия в проявлениях инновационности и креативности на статистическом уровне были получены только по проявлению творческого мышления и ориентации на будущее.Рис. 3. Средние значения шкал методики «Личностная готовность к переменам» учащихся средней и старшей школы(Average values of indicators of the technique “Personal willingness to change” in middle and high school students)Результаты корреляционного анализа позволяют сделать вывод, что в группе старшеклассников обнаружено больше статистически значимых связей между шкалами креативности и общего индекса инновативности. Так, выражены стати- стически значимые связи по шкалам страстность, эмоциональность, креативность и инновативность (табл. 2). Деятельностная активность старшеклассников, вы- раженная характеристиками инновационности личности, проявляется в связях находчивости, креативности, творческого мышления, ориентации на будущее и по- казателях общего индекса инновативности (табл. 2). Следует сделать вывод по дан- ным, полученным с помощью анализа результатов ранговой корреляции, что с возрастом показатели инновационности развиваются.Результаты рангового корреляционного анализа по всем методикам в группе старшеклассников (значимые корреляции)(The results of rank correlation analysis for all techniques in a group of high school students, only significant correlations)Таблица 2ШкалаКоэффициент корреляции (p < 0,01)«эмоциональность - страстность»0,479«творческое мышление - находчивость»0,397«творческое мышление - оптимизм»0,433«креативность» - «страстность»0,371«креативность» - «находчивость»0,458«креативность» - «доверительность»0,405«риск ради успеха - находчивость»0,471«ориентация на будущее - находчивость»0,462«общий индекс инновативности» - «страстность»0,426«общий индекс инновативности» - «находчивость»0,618«общий индекс инновативности» - «доверительность»0,496«творческое мышление и интуиция» - «доверительность»0,435«креативность - творческое мышление»0,388«ориентация на будущее» - «чувство юмора»0,410Учащиеся старших классов более ориентированы на будущее, более находчи- вы, более оптимистичны. В данной возрастной группе выражены связи между креативностью, доверительностью и общим индексом инновативности, что сви- детельствует о росте активности деловой активности личности в открытости об- щения и доверия информации, а также готовности ее применять в творческих проектах.Интересно, что в ориентации на будущее старшеклассникам присуще чувство юмора. Следовательно, выпускники позитивно настроены на самореализацию своего потенциала. Несмотря на преобладание показателей растущей инноваци- онности, в исследуемой выборке старшеклассников достаточно выражены связи между общей креативностью и способностями к творческому мышлению (см. табл. 2).ЗаключениеПолученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в целом для уча- щихся средних классов характерны более высокие показатели интеллектуальной активности, выраженные характеристиками креативности, более выраженная склонность к творческому мышлению наряду с большей эмоциональностью и оригинальностью в интеллектуальной деятельности. Для данной возрастной груп- пы характерны менее высокие результаты по показателям инновационности.Для выборки старшего школьного возраста характерна большая ориентация на будущее и более высокие показатели по всем характеристикам инновацион- ности. Однако развивающаяся деятельностная активность, выраженная иннова- ционностью, вытесняет интеллектуальную активность, и показатели креатив- ности в старшем школьном возрасте становятся ниже. Вероятно, ориентация на будущее, позитивное прагматичное восприятие собственной деятельности, фор- мирующаяся практико-оринетированная интуиция и нарастающее репродуктив- ное мышление способны вытеснить оригинальность и любознательность, при- сущую интеллектуальной активности и подростковому возрасту в целом.В целях сохранения творческого потенциала и развития инновационности важно разрабатывать новые психологические технологии организации дидакти- ческого процесса. Современные технологии основанные на расширении форм и методов интерактивного обучения, моделирование образовательного дизайна, основанного на методически обоснованном оптимальном сочетании репродук- тивных и проблемно-поисковых методов обучения в интерактивном взаимодей- ствии.Важным направлением в стратегиях образовательного дизайна является раз- витие интеллектуальной и деятельностной активности для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно находить способы решения учебных задач, формировать способности к самоизменению и саморазвитию с помощью правильно органи- зованного коллективного сотрудничества, которое стимулировало бы критичность мышления, конструктивное взаимодействие, выдвижение новых идей, социаль- ную созидательность действий и групповую активность.

×

Об авторах

Ольга Борисовна Михайлова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhaylova_ob@rudn.university

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Бажанова Н.А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания»: Перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА», Т. 2). СПб.: Изд-во РХГА, 2005. С. 169-178.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер Ком, 2009.
  4. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 2 (10). С. 107-119.
  5. Лебедева Н.М., Бушина Е.В., Черкасова Л.Л. Ценности, социальный капитал и отношения к инновациям // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 28-41.
  6. Мальцева Л.Д. Акмеология образования: от креативности к инновационности // Научный поиск. 2013. № 3. С. 56-59.
  7. Михайлова О.Б. Адаптированность к профессиональной деятельности как условие реализации инновационного потенциала личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 7. № 1. С. 52-57.
  8. Михайлова О.Б. Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности в инновационной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 3. С. 14-21.
  9. Михайлова О.Б. Психологические характеристики инновационности личности современных руководителей // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. 2. С. 38-43.
  10. Николаева Е.И., Беляева Е.М. Сравнительный анализ креативности у подростков с разным уровнем агрессивности // Научное мнение. 2015. № 6-2. С. 161-166.
  11. Романенко И.Б. Инновационность и креативность как феномены культуры и образования: человеческий капитал. М.: АСТ-Пресс, 2010.
  12. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций: учеб. пособие. СПб., 2000.
  13. Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004.
  14. Чернецов П.И., Виноградова Т.И. Взаимосвязь интеллекта и креативности подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 80-83.
  15. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.
  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.
  17. Csikszentmihalyi M. Implications of a Systems Perspective for the Study of Creativity // Handbook of Creativity / ed. by R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 313-335.
  18. Gupta A.K., Wilemon D. Changing Patterns in Industrial R&D Management // Journal of Product Innovation Management. 1996. No. 13. P. 497-511.
  19. Robinson L.Jr., Marshall G.W., Stamps M.B. Sales Force Use of Technology: Antecedents to Technology Acceptance // Journal of Business Research. 2005. Vol. 58. P. 1623-1631.
  20. Simonton D.K. Creativity in Personality, Developmental., and Social Psychology: Any Links with Cognitive Psychology? // Creative Thought: An Investigation of Conceptual Structures and Processes / ed. by T. Ward, S. Smith, J. Vaid. American Psychological Association, 2001. P. 116-133.
  21. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Maintest in Its Testing // In: R.J. Sternberg (Ed.). The Nature of Creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

© Михайлова О.Б., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах