НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены данные эмпирического исследования нравственного самоопределения, выполненного на выборке старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратове (n = 142) Показано, что старшеклассникам не безразлична нравственная оценка их поступков окружающими. Представления о значимости морали и нравственности у старшеклассников связаны с обязательным и взаимным соблюдением нравственных норм на фоне выраженности их рельефной дифференциации по отношению «свои» - «другие», что в целом свидетельствует о доминировании группоцентрической направленности. Установлено, что в этическом поведении, реализуя нравственные нормы в поведении, старшеклассники испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности. Выявлена низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов, которая объясняется слабой дифференциацией нравственных норм, следствием которой является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке тренинговых программ развития нравственной сферы личности, а также превентивных программ снижения риска деструктивного поведения юношества.

Полный текст

ВведениеАктуализация исследовательского интереса к проблеме нравственного само- определения личности обусловлена прежде всего переустройством российского общества, связанным с глобальными изменениями в экономической и полити- ческой сферах. Эти изменения отражаются в целом и в сфере социальных отно- шений, а именно в переходе от проявления традиционного коллективизма к про- явлению индивидуализма: отношения кооперации и сотрудничества все чаще замещаются отношениями прагматичного обмена. Данные обстоятельства не могут не влиять в дальнейшем на построение и становление нравственного само- определения личности, в особенности представителей юношеского возраста, ха- рактеризующегося высокой сензитивностью к социальным воздействиям.Многими исследователями (Бочарова, 2016; Воловикова, 2004; Журавлев, Ку- прейченко, 2003; Кудинов, Белоусова, 2016, Купрейченко, Воробьева, 2013; Ни- колаев, 2016 и др.) особо подчеркивается и тот факт, что нравственные ориента-ции, определяя ядро личности, задают направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и себе в нем, раскрывая смысловую наполнен- ность развития и становления гражданской позиции личности в современных условиях общества.В целом, можно полагать, что нравственнее самоопределение выступает в ка- честве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуаль- ным сознанием человека, с одной стороны, а с другой - между его сознанием, деятельностью и поведением. И в этом случае нравственное самоопределение юношества позволяет определить степень его вовлеченности в общество, т.е. при- знание и воспроизведение общественно значимых нравственных ценностей.В работах А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко (Журавлев, Купрейченко, 2003) предлагается понимание нравственного самоопределения как осознанного про- цесса поиска личностью нравственных принципов и ценностей, норм и правил, эталонов и идеалов, результатом которого является нравственная позиция, про- являющаяся не только в декларируемых этических принципах, нормах и убеж- дениях, но в системе отношений личности. Таким образом, на основе базовых нравственных эталонов и идеалов формируются нравственные оценки отдельных сфер жизнедеятельности, а также отношения нравственности (оценки, эмоции и готовность к нравственному поведению), связанные с отдельными объектами и явлениями этих сфер. Ключевой категорией нравственного самоопределения, как показано в ряде исследований, является «добро» (Журавлев, Купрейченко, 2003; Воробьева, 2014, 2016).Обращаясь к изучению проблемы нравственного самоопределения, А.Б. Ку- прейченко характеризует нравственность как целостную систему воззрений на должную социальную жизнь, которая выражает понимание сущности человека и его бытия; определяет ценностный базис общества и имеет всеобщее значение, регулируя жизнедеятельность человека во всех сферах его социальных практик в целях достижения согласованности общественных, групповых и личных интере- сов (Купрейченко, 2003, 2013). Данное обстоятельство позволяет заключить, что нравственное самоопределение выступает основанием для выстраивания более частных видов самоопределения в различных сферах жизнедеятельности лично- сти и общества: социальное, политическое, профессиональное, экономическое, этнонациональное, конфессиональное и т.д.Существенный пласт теоретико-эмпирических исследований, связанных с разработкой проблемы нравственности, выполнен в аспекте нравственности про- фессионала и связан с выявлением механизмов, факторов и т.п. нравственного развития представителя конкретной выбранной исследователем профессии. В этом отношении особый интерес представляют работы А.Л. Журавлева и А.Б. Ку- прейченко (2003), С.И. Кудинова и С.С. Белоусовой (2016), А.Е. Воробьевой (2014, 2016), В.Н. Грузкова и И.В. Грузкова (2012), А.В. Юревич (2012) и др.Кроме того, научные изыскания исследователей в области нравственного са- моопределения связаны и с выявлением социально-возрастных, учебно-профес- сиональных (Арендачук, 2016) и этносоциокультурных механизмов (Бочарова, 2016; Воловикова, 2004), задействованных в процессе становления нравственно- го самоопределения личности и ее групп.Нельзя отставить без внимания и тот факт, что обращение к изучению про- блемы нравственного самоопределения старшеклассников продиктовано совре- менной модернизацией российского образования, основанием которой, соглас- но А.Г. Асмолову (2016), является прежде всего личностное развитие учащегося, его духовное становление в условиях образовательного процесса.Резюмируя изложенное, отметим, что изучение проблемы становления духов- но-нравственной сферы личности оказалась чрезвычайно востребованным в по- следнее время и с точки зрения теории, и с точки зрения психологической прак- тики. Весьма существенным является выявление содержательного наполнения процессуальных и результативных характеристик нравственного самоопределения личности в условиях динамично изменяющегося общества.В этой связи вполне обосновано наше обращение к изучению структурно-со- держательных характеристик нравственного самоопределения личности старше- классника общеобразовательных школ.Программа исследованияЦель исследования заключается в изучении структурно-содержательных ха- рактеристик нравственного самоопределения личности старшеклассника обще- образовательных школ.Нами выдвинуто предположение, что в структурно-содержательных характе- ристиках нравственного самоопределения старшеклассников отражается устой- чивая ориентация на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых «своим» окружением и ситуативность в их проявлении к другим.Исследование выполнено на выборке старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратова, n = 142, средний возраст которых 16,6; SD = 0,87; женского (53%) и мужского (47%) пола.В качестве психодиагностического инструментария применены следующие методики:методика диагностики нравственных ориентаций (Славинская, Наследов, Дворецкая, 2015). В соответствии с содержанием входящих в шкалы пунктов им были присвоены следующие названия: F4: «нравственная ориентация»; F1: «со- страдание»; F2: «заботливость»; F3: «помощь»;методика «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьевой и А.Б. Купрейченко (2013).Для обработки данных использовались методы описательной статистики, до- стоверность различий определялась с помощью критерия Стьюдента, выполнен корреляционный анализ по К. Пирсону с применением пакета математической статистики SPSS 13.0 for Windows.Результаты и их обсуждениеОбратимся к изложению результатов исследования структурно-содержатель- ных характеристик нравственных ориентаций старшеклассников. Основанием дифференциации нравственных ориентаций авторы методики (Славинская, На-следов, Дворецкая, 2015) предлагают выделять соотношение таких нравственных ценностей, как «сострадание», «заботливость» и «помощь», каждая из которых отличается содержательной наполненностью. Соотношение их выраженности определяет доминирующую нравственную направленность личности.К содержательным характеристикам ценности «сострадание» (F1) отнесены: сострадание, сопереживание, доброжелательность, благородство, милосердие. У старшеклассников в большей степени выраженность сострадания можно на- блюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 18), знакомым (M = 14,5) и к представителям своей национальности (M = 10,8). В меньшей степени со- страдание проявляется к одногорожанам (M = 6,9), согражданам (M = 6,8), не- знакомым (M = 6,6) и недругам (M = 3,8). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа (по t-критерию Стьюдента), свидетельствующие о до- стоверности различий в пользу выраженности проявления сострадания к родным, близким, друзьям, знакомым и представителям своей национальности tсреднее = 1,98,при p < 0,05, чем проявления сострадание к одногорожанам, согражданам, не-знакомым и недругам. Данный факт позволяет говорить о готовности старше- классников проявить милосердие и благородство в поведении, вызванное и со- провождающееся доброжелательностью, состраданием и сопереживанием, в большинстве случаев к близкому им кругу людей.Отмечается существенная выраженность доброжелательности и сострадания, что подтверждается данными сопоставительного анализа. Установлена достовер- ность различий в пользу выраженности показателей «доброжелательность» и «со- страдание» tсреднее = 2,62, при p < 0,01 по сравнению с выраженностью сопере- живания, благородства и милосердия. Это означает, что у старшеклассников со- держание «сострадание» раскрывается через характеристики доброжелательностии сострадания.Содержательные характеристики нравственной ценности «заботливость» (F2) представлены параметрами «внимательность», «заботливость», «любовь», «жерт- венность». В большей степени выраженность заботливости можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 15,3), знакомым (M = 11,3). В мень- шей степени проявление заботы наблюдается по отношению к представителям своей национальности (M = 6,9), к одногорожанам (M = 2,4), согражданам (M =4,7), незнакомым (M = 1,6) и недругам (M = 0,4). Подтверждением тому яв- ляются данные сравнительного анализа, свидетельствующие о достоверности различий в пользу выраженности проявления заботливости к родным, близким, друзьям, знакомым tсреднее = 2,62, при p < 0,01 по сравнению с представителями своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно говорить, что старшеклассники предпочитают заботиться пре- имущественно о родных и близких и, возможно, проявлять равнодушие к людям далеким от их ближайшего окружения. Необходимо отметить, что к родным, близ- ким и друзьям старшеклассники готовы проявить внимательность, заботу и лю- бовь, жертвуя, возможно, своими интересами.Отметим паритетность выраженности параметров содержательных характе- ристик «заботливости» (F2): внимательность, заботливость, любовь и жертвен-ность, поскольку достоверно значимых различий не обнаружено. В целом, мож- но сформулировать вывод об их равнозначимости для старшеклассников.Содержательные характеристики ценности «помощь» (F3) представлены па- раметрами «сочувствие», «благотворительность», «помощь», «прощение» в нрав- ственных ориентациях старшеклассников в целом. Наибольшие значения вы- раженности ценности «помощь» можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 14,0), знакомым (M = 10,8) и к представителям своей национальности (M = 10,82). В меньшей степени проявление помощи наблюда- ется по отношению к одногорожанам (M = 6,21), согражданам (M = 7,3), незна- комым (M = 7,84) и недругам (M = 0,96). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа (по t-критерию Стьюдента), свидетельствующие о на- личии значимых различий в пользу выраженности проявления помощи к родным, близким, друзьям tсреднее = 1,77, при p < 0,5 по сравнению с проявлением помощи к знакомым, представителям своей национальности, к одногорожанам, сограж- данам, незнакомым и недругам. В целом, можно говорить, что старшеклассники предпочитают проявлять помощь преимущественно в отношении родных и близ- ких. Важно подчеркнуть наличие проявление слабой тенденции проявления по- мощи недругам.Стоит отметить наибольшую выраженность параметра «сочувствие», показа- тели которого отличаются на достоверно значимом уровне от благотворитель- ности, помощи, прощения. Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента показал достоверность различий в пользу выраженности показателя «сочувствие» к родным, близким, друзьям: tсреднее = 2,63, при p < 0,01, причем сочувствие стар- шеклассники готовы проявить независимо от степени близости социального окружения: к родным, близким, друзьям, представителям своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно за- ключить, что у старшеклассников приоритетными содержательными характери- стиками нравственной ценности «помощь» являются сочувствие и помощь.Представленные в табл. 1 данные позволяют констатировать, что в ценностных ориентациях старшеклассников сострадание имеет преимущественную выражен- ность, далее предпочтение отдается помощи и проявлению заботы. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными срав- нительного анализа, выполненного по t-критерию Стьюдента.Таблица 1Выраженность параметров в структуре нравственных ориентаций старшеклассников (Intensity parameters in the structure of moral orientations of high school students)ПараметрыMσПараметрыt-критерий СтьюдентаСострадание67,43,19Сострадание - Заботливость3,49***Заботливость42,61,87Заботливость - Помощь2,68**Помощь57,932,19Сострадание - Помощь2,47*Примечание: *p < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,001.Резюмируя сказанное, отметим, что предпочитаемым в системе нравственных ориентаций личности старшеклассника общеобразовательных школ является прежде всего параметр сострадание, выраженность которого отличает явное пре-имущество в отличие от заботливости и помощи, что подтверждается на досто- верно значимом уровне. В целом, можно говорить, что старшеклассники готовы проявить милосердие и благородство в поведении, сопровождающееся добро- желательностью, состраданием и сопереживанием, в большинстве случаев к близ- кому им кругу людей, а именно к родным, близким, друзьям, знакомым. Отме- чается проявление сострадания и к представителям своей национальности. Это позволяет полагать, что для старшеклассников является существенным некая сплоченность с представителями своей национальности, страны, связанная со стремлением проявлять по отношению к ним сопереживание и милосердие.Проявление заботы старшеклассников адресовано преимущественно родным и близким, при этом не исключено, что они готовы жертвовать своими интере- сами, временем в пользу близкого социального окружения и, напротив, возмож- но проявление равнодушия к людям далеким от их ближайшего окружения.Между тем не исключено проявление сочувствия и помощи независимо от степени близости социального окружения - к родным, близким, друзьям, пред- ставителям своей национальности, одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. Наблюдается выражение сочувствия даже к недругам и готовности прийти на помощь к незнакомым.Обращаясь к изложению результатов исследования нравственного самоопре- деления старшеклассников, уточним, что в его структурной организации авторы методики выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и конатив- ный (Воробьева, Купрейченко, 2013).Данные, представленные в табл. 2, показывают, что у старшеклассников на когнитивном уровне отмечается признание в представлениях о нравственности и морали критериев воздаяния за добро и зло, значимости морали и нравствен- ности как силы личности. Все параметры представлены практически равнознач- но, и достоверно значимых различий в них не обнаружено.Среди нравственных стратегий, связанных с обязательностью соблюдения нравственных норм, преимущественную выраженность получает ее эмоциональ- ный компонент в отличие от когнитивного компонента и конативного. Достовер- ность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненного t-критерию Стьюдента: tср. = 2,17, при p < 0,05.Таблица 2Выраженность параметров нравственного самоопределения старшеклассников (Intensity parameters of moral self-identification of high school students)ШкалаСреднее значениеσПредставления о нравственности, моралиПроисхождение нравственности17,683,44Значимость морали, нравственности для общества21,124,03Абсолютность/относительность нравственности21,223,68Воздаяние за добро и зло21,843,63Представление о нравственности как о силе или слабо- сти личности21,283,28Природа нравственности личности20,34,66Окончание табл. 2ШкалаСреднее значениеσНравственные стратегииОбязательность соблюдения нравственных нормКогнитивный компонент9,552,62Эмоциональный компонент20,022,99Конативный компонент8,162,85Активность/пассивностьКогнитивный компонент7,941,75Эмоциональный компонент12,482,85Конативный компонент8,722,87Взаимность/невзаимность нравственного поведенияКогнитивный компонент7,011,92Эмоциональный компонент12,362,61Конативный компонент7,450,93Нравственные ориентации личностиЭгоцентрическая ориентация12, 383,34Группоцентрическая ориентация22,413,79Гуманистическая ориентация19,982,28Миросозидательная ориентация8,081,88Наибольшую выраженность по критерию активности/пассивности нравствен- ных стратегий отличается ее эмоциональный компонент в отличие от когнитив- ного компонента и конативного. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненно- го по t-критерию Стьюдента: tсреднее = 2,12, при p < 0,05.Наибольшую выраженность по критерию «взаимность/невзаимность нрав-ственного поведения» получает ее эмоциональный компонент в отличие от ког- нитивного компонента и конативного. Достоверность различий степени выра- женности этих параметров подтверждена данными сопоставительного анализа, выполненного по t-критерию Стьюдента: tсреднее = 2,11, при p < 0,05.Доминирующей нравственной ориентацией в исследуемой выборке являетсягруппоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической ориентацией. Достоверные различия в средних значениях не обнаружены. Эгоцентрическая ориентация и миросозидательная ориентация у старшеклассников не входят в число предпочитаемых. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа: tсреднее = 2,10, при p < 0,05.В целом, можно заключить, что в выборке старшеклассников наблюдается признание нравственности и морали в соответствии с критериями воздаяния за добро и зло, значимости морали и нравственности как силы личности. Все пара- метры представлены практически равнозначно, и достоверно значимых различий в них не обнаружено.В таких характеристиках нравственных стратегий, как обязательность соблю- дения нравственных норм, активность и взаимность нравственного поведениянаибольшую выраженность имеет эмоциональный компонент. Возможно, низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов объясняется еще слабой дифференциацией нравственных норм, следствием чего является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем. Часто у старшеклассников уста- новки на обязательность соблюдения нравственности в любых ситуациях, на ак- тивное противодействие нарушению нравственных норм как по отношению к себе, так и к другим людям недостаточно дифференцированы, неустойчивы и ситуативны. Очевидно, это затрудняет их реализацию в стратегиях нравственно- го поведения. В этическом поведении, реализуя нравственные нормы в поведении, испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются страте- гии взаимности, но не уверены в необходимости проявления активности в эти- ческом поведении и обязательности взаимного соблюдения нравственных норм.Доминирующей нравственной ориентацией в исследуемой выборке является группоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической ориентацией. Очевидно, что для старшеклассников существенным является ориентация на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделя- емых группами (референтными), членом которых они являются: своим надо по- могать, необходимо защищать интересы друзей. В целом, можно полагать, что содержательная характеристика направленности нравственных ориентаций стар- шеклассников существенно ограничена выбором сфер ее реализации: семья, дру- зья, близкие, референтные группы.В то же время следует обратить внимание на тенденцию сочетания группоцен- трической ориентация с гуманистической ориентацией. Данный факт является признанием старшеклассниками значимости морали для общества как основы социального сосуществования и сотрудничества.Корреляционный анализ, выполненный по К. Пирсону между параметрами нравственных ориентаций и нравственным самоопределением личности старше- классника, позволил выявить множество корреляционных взаимосвязей, среди которых нами особое внимание уделено описанию высокозначимых взаимосвя- зей (r > 0,28 при p < 0,001), составляющих ядро нравственного самоопределения старшеклассников.Прежде всего необходимо констатировать наличие высокозначимых взаимос- вязей между параметрами «сострадание к родным, близким, друзьям», «значи- мость морали, нравственности для общества» (r = 0,28), «природа нравственности личности» (r = 0,28), эмоционального компонента стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (r = 0,28), «эгоцентрическая ориентация» (r = -0,27), «группоцентрическая ориентация» (r = 0,28), «гуманистическая ори- ентация» (r = 0, 28). Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о том, что ис- токи представлений о значимости морали и нравственности связаны с проявле- нием сострадания к родным, близким, друзьям, которое связано с эмоциональным принятием обязательности соблюдения нравственных норм. Это, в свою очередь, способствует снижению эгоцентрической направленности и, напротив, поддер- жанию группоцентрической направленности и формированию гуманистической направленности. Другими словами, старшеклассникам не безразлична нравствен- ная оценка окружающих людей их собственных поступков.Обнаружены высокозначимые связи между «заботливость» и «воздаяние за добро и зло» (r = 0,28); и эмоциональным компонентом стратегии «обязатель- ность соблюдения нравственных норм» (r = 0,28); и когнитивным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (r = 0,29); и эмоциональным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (r = 0,33); и «гу- манистическая ориентация» (r = 0,28). Полагаем, из этого следует, что проявление заботы, по мнению старшеклассников, должно быть взаимным. Возможно, эта установка является одним из оснований гуманистической направленности нрав- ственных ориентаций старшеклассников.Высокозначимые связи установлены между параметрами «сочувствие - род- ные, близкие, друзья» и эмоциональным компонентом стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (r = 0,36); и «группоцентрическая ориентация» (r = 0,38). Из этого следует, на наш взгляд, что соблюдение нравственных норм связано с проявлением сочувствия в сфере своего ближайшего окружения, что способствует развитию группоцентрической направленности нравственных ори- ентаций школьников.Выявлены высокозначимые связи и между параметрами «помощь» и «приро- да нравственности личности» (r = 0,28); и эмоциональным компонентом (r = 0,35) и конативным компонентом (r = 0,28) стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм»; и когнитивным компонентом стратегии «взаимность нрав- ственного поведения» (r = 0,28); и эмоциональным компонентом стратегии «вза- имность нравственного поведения» (r = 0,31). Из этого следует, что проявление взаимопомощи и взаимоподдержки является одним из критериев нравственности личности и является обязательным проявлением нравственных стратегий пове- дения.Параметр стратегии нравственного поведения «обязательность соблюдения нравственных норм» на эмоциональном уровне имеет четыре высокозначимые взаимосвязи с параметрами «сострадание к родным, близким, друзьям», «забот- ливость», «сочувствие родным, близким, друзьям», «помощь». Данный факт еще раз подтверждает рельефность дифференциации проявления нравственных чувств по отношению «свои» - «другие».Установлены высокозначимые связи между параметрами «доброжелатель- ность» и «значимость морали, нравственности для общества» (r = 0,35); и «груп- поцентрическая ориентация» (r = 0,41). Высокозначимые взаимосвязи также об- наружены между параметрами «доброжелательность - родные, близкие, друзья» и «природа нравственности личности» (r = 0,36); и «группоцентрическая ориен- тация» (r = 0,35); и «гуманистическая ориентация» (r = 0,28). Из этого следует, что проявление доброжелательности в представлении старшеклассников, явля- ется критерием нравственности в обществе и выступает в качестве основы со- существования и сотрудничества людей.ВыводыТаким образом, исходя из анализа полученных эмпирических данных иссле- дования нравственного самоопределения старшеклассника, можно сделать сле- дующие выводы:зафиксирована устойчивость в ориентации на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых «своим» окружением и ситуативность в их проявлении к «другим»;установлено явное преимущество нравственной ценности «сострадание» в структурной организации нравственных ориентаций старшеклассников;показано, что представления о значимости морали и нравственности у стар- шеклассников связаны с обязательным и взаимным соблюдением нравственных норм на фоне выраженности их рельефной дифференциации по отношению«свои» - «другие», что в целом свидетельствует о доминировании группоцентри- ческой направленности;отмечено, что в таких характеристиках нравственных стратегий, как обяза- тельность соблюдения нравственных норм, активность и взаимность нравствен- ного поведения наибольшую выраженность имеет эмоциональный компонент. Возможно, низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов объ- ясняется еще слабой дифференциацией нравственных норм, следствием которой является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем;выявлено, что в этическом поведении реализуя, нравственные нормы в по- ведении, старшеклассники испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности.

×

Об авторах

Елена Евгеньевна Бочарова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: BocharovaEE@sgu.ru
ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012

Список литературы

  1. Арендачук И.В. Взаимосвязь нравственного самоопределения и ценностных ориентаций личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3. С. 49-52.
  2. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика. 2016. № 2 (72). С. 3-18.
  3. Бочарова Е.Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи разных этногрупп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 143-151.
  4. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004. 312 c.
  5. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение психологов, экономистов и рекламистов на ранних стадиях профессионализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 346-348.
  6. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 136-143.
  7. Грузков В.Н., Грузков И.В. Духовно-нравственные основания профессиональной деятельности педагога в системе образования // Образование и культура, 2012. № 3 (6). С. 121-125.
  8. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Институт психологии РАН, 2003. 360 с.
  9. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. 413 с. С. 5-21.
  10. Кудинов С.И., Белоусова С.С. Исследование духовно-нравственного сознания личности педагогов // Вектор Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1 (24). С. 81-86.
  11. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 480 с.
  12. Николаев А.Н. Особенности патриотизма студентов-выпускников вузов физической культуры // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2016. № 3. С. 168-174.
  13. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем, 2015. № 1. URL: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2015-1-37 (дата обращения: 12.12.2016).

© Бочарова Е.Е., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах