ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению факторов профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности. Дается краткий обзор исследований по изучаемой теме. Показано, что существует две категории таких факторов: факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие, и факторы, препятствующие ему, так называемые барьеры саморазвития. Далее излагаются результаты анкетного опроса, в ходе которого педагоги-психологи оценивали степень влияния различных факторов на их деятельность по профессиональному саморазвитию, приводится рейтинг влияния стимулирующих и препятствующих факторов, составленный исходя из оценок, поставленных участниками исследования. Показано, что ведущими стимулирующими факторами профессионального саморазвития педагога-психолога являются такие факторы, как «интерес к своей профессиональной деятельности», «потребность в самосовершенствовании», «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться», «новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать», «система материального стимулирования». Из перечня препятствующих факторов, по мнению участников исследования, ведущими являются только два фактора: «ограниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» и «недостаток времени». Авторами предлагается новая систематизация факторов профессионального саморазвития, в рамках которой выделяются организационные, финансовые и личностные факторы. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности.

Полный текст

ВведениеПродолжающаяся в последние годы модернизация российской системы об- разования, вступление в силу ряда нормативно-правовых актов федерального уровня, затрагивающих сферу профессиональной компетенции педагога-психо-лога, приводят к расширению его функционала и повышению его значимости в образовательном процессе. Важным условием для соответствия педагога-психо- лога требованиям общества и государства выступает нацеленность на постоянное профессиональное саморазвитие. В такой ситуации выявление факторов, спо- собных повлиять на эффективность процесса профессионального саморазвития, кажется весьма актуальным.Весьма точным, на наш взгляд является определение А.С. Назаровой (Наза- рова, 2015), которая под факторами профессионального саморазвития понимает движущие силы профессионального саморазвития, определяющие его характер. В психолого-педагогической литературе встречается множество исследований, в которых выделяется целый спектр таких факторов.Так, Е.А. Щуров (Щуров, 2014) выделяет две группы факторов эффективности профессионального саморазвития:профессионально-деятельностные (внешние), содержащие в себе показа- тели профессиональной деятельности (активность, повышение квалификации, научно-исследовательскую деятельность, обмен профессиональным опытом);личностные (внутренние), в состав которых входят удовлетворенность про- фессиональной деятельностью, творческий потенциал, непрерывное самораз- витие.В исследовании Т.В. Литвиненко (Литвиненко, 2009) опрошенные педагоги назвали ведущими стимулирующими факторами готовности к саморазвитию про- фессионально важных качеств обучение на курсах повышения квалификации, самообразование, новизну деятельности, условия работы и возможность экспе- риментирования.Исследование Ж.Г. Гараниной (Гаранина, 2012) установило, что процесс про- фессионального саморазвития определяется мотивационными и деятельностно- практическими факторами. Из числа мотивационных факторов наиболее важ- ными, по мнению автора, являются уровень осмысленности жизни и стремление к самоактуализации. Деятельностно-практический фактор саморазвития опре- деляется способностью личности к саморегуляции своего поведения, умением осуществлять практические действия, направленные на самоизменение.К стимулирующим можно отнести еще целый ряд встречающихся в публика- циях факторов профессионального саморазвития, таких как внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки (Семенов, 1983); характер профес- сиональной деятельности (Лучкина, 1995); профессиональное общение и взаи- модействие (Глухих, 2000); способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) (Семенов, 1983) и др.Кроме механизмов, способствующих проявлению профессионального само- развития личности, существуют еще и факторы, препятствующие этому процес- су, так называемые барьеры саморазвития. Анализ публикаций по теме барьеров профессионального саморазвития показывает, что в абсолютном большинстве из них изучаются внутренние барьеры - те, что имеют отношение к личности спе- циалиста, его эмоционально-волевой сфере, системе ценностей, установок.К примеру, в ходе своего исследования проблемы «ухода» от саморазвития, Ю.В. Трофимова (Трофимова, 2010) выделяет и дает характеристику таким ба- рьерам саморазвития:бегство от свободы (термин Э. Фромма) - проявляется в нежелании осу- ществлять выборы, принимать решения;выученная беспомощность (М. Селигмен, В.Г. Ромек и др.) - выражается в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, робости, фрустрированности, пассивности;псевдотворчество и подавленное творчество (Д.А. Леонтьев);уход от ответственности (В. Франкл) - стремление снять с себя ответствен- ность, укрыться «в массе» и т.п.;уход от проблем - проявляется в желании уйти от потенциальной пробле- мы. Человек демонстрирует либо отказ от поиска, либо игнорирование проблемы.В работе А.А. Королевой (Королева, 2009) изучается противодействие в учеб- но-профессиональной деятельности, действующее в системе «человек - учебная деятельность». Оно характеризуется особенностями реализации учебной деятель- ности, препятствующими профессиональному саморазвитию личности, дости- жению целей образования и детерминировано определенным уровнем сформи- рованности и соотношением психологических характеристик личности.В качестве факторов, препятствующих саморазвитию личности В.Л. Блинова (Блинова, 2013) выделяет психологические защиты (в классическом их понима- нии), которые обусловливают существование противоречия между «хочу», «могу» и «надо».Таким образом, внутренние барьеры являются связанными с желанием чело- века в ходе своей профессиональной деятельности минимизировать затраты, вы- бирать наиболее легкие пути, соответствовать лишь формальным показателям, что не только не способствует развитию личности, а тормозит его.Вместе с тем, помимо внутренних барьеров описаны в литературе также внеш- ние барьеры, препятствующие профессиональному саморазвитию. Так, Т.В. Лит- виненко (Литвиненко, 2009) в результате проведенного исследования выделяет такие факторы:недостаток времени;ограниченные материальные ресурсы;стесненные жизненные обстоятельства.Наиболее развернутый и структурированный перечень барьеров профессио- нального развития можно встретить у В.Г. Маралова (Маралов, 2004), который рассматривает внешние и внутренние барьеры, деля их на объективные и субъ- ективные.Проведенный нами анализ научных трудов, посвященных факторам профес- сионального саморазвития, позволил сделать два наблюдения относительно на- правленности проводимых исследований. Во-первых, большинство работ изуча- ют их влияние на саморазвитие у студентов в процессе обучения в вузе (Остроу- мова, 2011; Щуров, 2014, Пищулин, 2015, 2016 и др.), хотя не секрет, что на этапе получения высшего образования осуществляется только первичное накоплениепрофессиональных знаний. В условиях же профессиональной деятельности пере- чень факторов существенно расширяется и возрастает их значимость для про- фессионального саморазвития. Во-вторых, в тех исследованиях, которые все-таки рассматривают факторы профессионального саморазвития в ходе профессио- нальной деятельности, задействованы преимущественно педагоги школ и вузов (Вековцева, 2012; Гаранина, 2014; Кайдан, 2010 и др.). Публикации, посвященные именно педагогам-психологам, практически отсутствуют за редким исключени- ем (Кудинов, Владимирова, 2015), несмотря на то, что профессиональная дея- тельность педагога-психолога имеет свою специфику.Таким образом, цель нашего исследования будет заключаться в том, чтобы выявить ведущие факторы профессионального саморазвития педагога-психолога.Методы исследованияВыборка. Всего в исследовании приняли участие 178 педагогов-психологов, представляющих образовательные организации разного типа, что составляет при- мерно 25% от общего числа педагогов-психологов Самарской области.Все педагоги-психологи, принявшие участие в исследовании, были женского пола и имели высшее образование, причем на уровне бакалавра - 9,2%; на уров- не специалиста - 87,7%; выпускников магистратуры - 3,1%. По возрасту ре- спонденты в выборке распределились следующим образом: до 30 лет - 27,7%; 30-39 лет - 16,9%; 40-49 лет - 41,5%; 50 лет и старше - 13,8%. По стажу рабо- ты наблюдалось следующее распределение: 1 год и менее - 10,8%; 2-5 лет - 30,8%; 6-10 лет - 18,5%; 11-15 лет - 20%; 16-20 лет - 12,3%; больше 20 лет -7,6%.Основным методом исследования в нашей работе выступил анкетный опрос. В качестве методики исследования была выбрана Анкета для выявления факторов, стимулирующих или препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учи- телей в школе Т. И. Шамовой (Шамова, 1995). Выбор методики определило ее широкое использование другими исследователями и, главное, наличие в ее со- ставе двух списков факторов - способствующих профессиональному самораз- витию и препятствующих ему. Это позволило охватить обе категории факторов профессионального саморазвития и осуществить в итоге цель исследования. Так- же следует отметить крайне ограниченный перечень существующих методик для изучения как профессионального саморазвития в целом, так и его факторов в частности.При работе с анкетой испытуемые оценивали влияние каждого фактора из обоих списков по пятибалльной шкале. Полученные баллы дали возможность оценить степень влияния факторов на профессиональное саморазвитие, осуще- ствить их ранжирование на основе сравнения средних значений оценок (М).РезультатыПо группе факторов, стимулирующих профессиональное саморазвитие, были получены следующие результаты (табл. 1).Факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие (средняя оценка в баллах и стандартное отклонение)Таблица 1(Factors of professional self-development (mean scores and standard deviation))ФАКТОРМSDИнтерес к своей профессиональной деятельности4,400,81Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться4,221,02Потребность в самосовершенствовании4,200,85Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать4,200,89Система материального стимулирования4,170,98Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе4,050,96Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя3,891,05Пример и влияние коллег3,681,09Личный пример руководителя3,581,21Возможность получения признания в коллективе3,521,17Наиболее стимулирующим профессиональное саморазвитие участники ис- следования посчитали фактор «интерес к своей профессиональной деятельности» (М = 4,40). Значение стандартного отклонения (SD = 0,81) показало, что мнение респондентов в отношении этого фактора оказалось и наиболее консолидиро- ванным. Фактор «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться» получил средний балл в 4,24 и занял второе место в рейтинге стимулирующих факторов. Столь высокое место в ряду значимости показывает важность органи- зации работодателем условий для повышения квалификации и профессиональ- ного развития педагогов-психологов. По факторам «потребность в самосовер- шенствовании» и «новизна деятельности, условия работы, возможность экспе- риментировать» получился одинаковый средний балл - 4,20. При этом фактор«потребность в самосовершенствовании», безусловно, является личностной ха- рактеристикой, отражающей наличие у специалиста духовных потребностей вы- сокого уровня. Фактор «новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать», в свою очередь, является комплексной характеристикой организации профессиональной деятельности. Следующий по рейтингу влияния на саморазвитие фактор - «система материального стимулирования» (М = 4,17). Это еще один фактор, имеющий отношение к организации условий по месту ра- боты. Профессиональное саморазвитие нередко связано с финансовыми затра- тами, поэтому материальное стимулирование позволило бы работнику компен- сировать хотя бы часть расходов. Практически на границе в 4 балла оказалось среднее значение оценок по фактору «атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе» (М = 4,05). Близкий по содержанию фактор «пример и влияние коллег» получил более низкий средний балл (М = 3,68). Оба этих фак- тора носят социальный характер и отражают значимость для профессионального саморазвития педагогов-психологов организованного профессионального взаи- модействия с коллегами и наличия благоприятного психологического климата в коллективе. К сожалению, далеко не всегда это может быть осуществлено по объективным причинам, так как во многих случаях в образовательном учрежде- нии педагог-психолог работает один (одна ставка). Следующий фактор из числарассмотренных - «поддержка и внимание к этой проблеме у руководителя» (М = 3,89), а родственный ему фактор «личный пример руководителя» получил в результате опроса средний балл - 3,58. Таким образом, результаты опроса по- казывают, что личность руководителя и его позиция по отношению к профессио- нальному саморазвитию своих сотрудников хоть и не является ведущим, но все же оказывает заметное влияние на профессиональное саморазвитие педагогов- психологов. Фактор, получивший самые низкие оценки своего влияния на само- развитие педагогов-психологов, - «возможность получения признания в кол- лективе» (М = 3,52).Рассмотрим результаты опроса в отношении факторов, препятствующих про- фессиональному саморазвитию. Как показал анализ полученных данных, наи- большее препятствующее влияние на саморазвитие, по мнению опрошенных педагогов-психологов, оказывает фактор «ограниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» (табл. 2). Средняя оценка влияния дан- ного фактора на профессиональное саморазвитие составляет 3,75 балла по пяти- балльной шкале. Низкий уровень заработной платы, несомненно, ограничивает возможности для саморазвития педагога-психолога, препятствуя приобретению профессиональной литературы, оплате повышения квалификации и другим ин- вестициям в себя.Факторы, препятствующие профессиональному саморазвитию (факторы, препятствующие профессиональному саморазвитию)Таблица 2(Barriers to professional self-development (mean scores and standard deviation))ФАКТОРМSDОграниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства3,751,18Недостаток времени3,411,09Состояние здоровья2,841,28Отсутствие специалистов (курсов), у которых можно было бы поучиться2,741,23Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны руководства2,701,26Собственная инерция2,691,25Разочарование, в результате имевшихся ранее неудач2,521,21Отсутствие «обратной связи» со стороны руководства и членов коллектива о моей деятельности2,381,14Потеря интереса к своей профессиональной деятельности2,291,42Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих Ваше стрем- ление к саморазвитию2,061,10«Недостаток времени» - следующий по степени влияния фактор из данной группы. Среднее значение оценок по данному фактору составляет 3,41 балла. Анализируя влияние фактора «недостаток времени», нельзя не принимать во вни- мание его высокую субъективную составляющую. Людям свойственно оправды- вать свое неумение распределять рабочее время, расставлять приоритеты внеш- ними причинами. Конечно, нельзя отрицать и объективную составляющую - большое количество отчетной документации, постоянное увеличение внеплановой нагрузки и т.п. Таким образом, недостаточное умение распределять свое время, в сочетании с высокой загруженностью на работе приводит к нехват- ке времени на себя, в том числе и на саморазвитие.«Состояние здоровья» как фактор, препятствующий профессиональному са- моразвитию, находится на третьем месте по степени влияния (М = 2,84). Потреб- ности и мотивы, связанные со здоровьем, относятся к базовым биологическим потребностям. Для человека они будут приоритетными по отношению к само- развитию. Поэтому в ситуации ограниченности ресурсов - временных, энерге- тических, финансовых - выбор будет сделан в пользу здоровья. Это может оказать препятствующее воздействие на профессиональное саморазвитие.Целая группа факторов, представленных в анкете, имеет отношение к услови- ям по месту работы специалиста. В частности, влияние условий связанных с ор- ганизацией работодателем повышения квалификации и наставничества выража- ет фактор «отсутствие специалистов (курсов), у которых можно было бы поучить- ся» (М = 2,74). Значимость для педагогов-психологов действий работодателя по стимулированию сотрудников в вопросе саморазвития отражает фактор «отсут- ствие поддержки в вопросе саморазвития со стороны руководства» (М = 2,70). Фактор «отсутствие “обратной связи” со стороны руководства и членов коллек- тива о моей деятельности» (М = 2,38) является еще одним препятствующим фак- тором, характеризующим условия для профессионального саморазвития. Орга- низованная система «обратной связи» предоставляет специалисту ценную ин- формацию о его деятельности, позволяющую увидеть проблемные моменты. Это дает ему возможность попытаться скорректировать их в ходе действий по про- фессиональному саморазвитию.Следующий по значимости препятствующий фактор - «собственная инерция» (М = 2,69). Это, в отличие от предыдущих факторов, уже личностный фактор. Инерция в качестве характеристики темперамента (инертность) проявляется в замедленном реагировании на обстоятельства, необходимости потратить больше времени на принятие решения о начале деятельности. Также у инерции могут быть причины мотивационного характера. К ним можно отнести и фактор «по- теря интереса к своей профессиональной деятельности». Его значимость участ- ники опроса оценили на 2,29 балла в среднем. «Разочарование в результате имев- шихся ранее неудач» тоже может привести к снижению мотивации на професси- ональное саморазвитие. Этот фактор получил от педагогов-психологов средний балл в 2,52. Как показало исследование, самое незначительное препятствующее влияние на профессиональное саморазвитие опрошенных педагогов-психологов оказывает фактор «негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих Ваше стремление к саморазвитию» (М = 2,06).Сопоставление данных табл. 1 и 2 выявило любопытный факт: фактор «инте- рес к своей профессиональной деятельности» занял первое место в рейтинге сти- мулирующих факторов (М = 4,40), а идентичный ему по сути фактор «потеря интереса к своей профессиональной деятельности» занял предпоследнее место по значимости в списке препятствующих факторов (М = 2,29). Такое, казалось бы, несоответствие вполне объяснимо тем, что педагоги-психологи оценивают влияние факторов на свое профессиональное саморазвитие в контексте действи- тельности. Иными словами, ставя «интерес к профессиональной деятельности» на первое место среди стимулирующих факторов, они фактически декларируютналичие у себя этого интереса. Ставя же фактор «потеря интереса к своей про- фессиональной деятельности» на предпоследнее место, они тем самым говорят, что он не является значительным препятствием к саморазвитию, потому что ин- терес к работе у них не потерян.ВыводыПроведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что в процессе профессионального саморазвития специалист неизбежно сталкивается с факторами как стимулирующими, так и препятствующими ему. Все разнообра- зие авторских подходов к выделению факторов саморазвития можно разделить на три группы: организационные, финансовые и личностные. К организацион- ным факторам относятся факторы, характеризующие условия для профессио- нального саморазвития, созданные работодателем, наличие поддержки руково- дителя и коллег. К финансовым можно отнести материальное стимулирование профессионального саморазвития и собственные финансовые ресурсы. Личност- ные факторы обобщают аспекты мотивационно-ценностной сферы специалиста в отношении своего развития в профессии.Ведущими стимулирующими факторами профессионального саморазвития являются личностные факторы «интерес к своей профессиональной деятельно- сти» (М = 4,40), «потребность в самосовершенствовании» (М = 4,20); организа- ционные факторы «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться» (М = 4,22), «новизна деятельности, условия работы, возможность эксперимен- тировать» (М = 4,20); финансовый фактор «система материального стимулиро- вания» (М = 4,17).В актуальных жизненных обстоятельствах наиболее значимыми барьерами для саморазвития педагоги-психологи считают для себя финансовый фактор «огра- ниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» (М = 3,75) и фактор «недостаток времени» (М = 3,41), который с объективной стороны выступает как организационный фактор, а с субъективной - как лич- ностный.В целом, судя по средним баллам оценок влияния, препятствующие факторы не проявляют себя так выраженно, как стимулирующие. Это предположительно должно позитивно сказываться на активности профессионального саморазвития педагогов-психологов.Выявленные ведущие факторы профессионального саморазвития, а также предлагаемая систематизация могут быть использованы для создания в органи- зации специальных условий, способствующих профессиональному саморазвитию, обозначая направления воздействия на специалистов (организационное, финан- совое, личностное).

×

Об авторах

Валерий Максимович Минияров

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: hose.marti@mail.ru
ул. Стара Загора, 76, Самара, Россия, 443081

Антон Евгеньевич Эстерле

Региональный социопсихологический центр

Email: esterle.anton@yandex.ru
ул. Металлистов, 61а, Самара, Россия, 443034

Список литературы

  1. Блинова В.Л. Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2013. № 1. С. 16-20.
  2. Вековцева Т.А. Факторы профессионально-творческого саморазвития преподавателя ВУЗа // Московское научное обозрение. 2012. № 9 (25) С. 29-32.
  3. Гаранина Ж.Г. Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 378.
  4. Гаранина Ж.Г. Мотивационно-смысловые факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов // Достижения и перспективы психологии и педагогики». Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 7-9.
  5. Глухих Е.В. Педагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущих учителей: дисс. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2000.
  6. Кайдан И.Г. Инновационная деятельность педагогов как важный фактор их профессионально-личностного саморазвития» // Всероссийское педагогическое чтение «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова». Сборник материалов. Барнаул, 2010. С. 296-297.
  7. Королева А.А. Теоретическая модель механизма противодействия обучению и саморазвитию // Акмеология. 2009. № 4. С. 114-117.
  8. Кудинов С.И., Владимирова Ю.В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 30-38.
  9. Литвиненко Т.В. Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 271-273.
  10. Лучкина Т.В. Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. С. 53-57.
  11. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
  12. Менеджмент в управлении школой / под ред. Т.И. Шамовой. М.: Магистр, 1995.
  13. Назарова А.С. Факторы профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 662-666.
  14. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионального-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 37-40.
  15. Пищулин В.Н. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров в сфере туризма на занятиях по экономическим дисциплинам // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 2 (30). С. 139-144.
  16. Пищулин В.Н. Актуализация проблемного обучения бакалавров экономики в условиях компетентностного подхода // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 2 (34) С. 85-89.
  17. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
  18. Трофимова Ю.В. Саморазвитие и феномены психологического ухода от него // Вестник АлтГПА. 2010. № 5. С. 8-13.
  19. Щуров Е.А. Факторы профессионального саморазвития личности в процессе вузовского образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014.№ 1. С. 186-190.

© Минияров В.М., Эстерле А.Е., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах