ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОШИБОК В ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проведен анализ ошибок, происходящих в процессе выполнения теста рабочей памяти (TUT), направленного на припоминание представленных на дисплее двузначных чисел, у 193 студентов российского вуза. Большинство ошибок в попытках, состоящих из трех двузначных чисел, - это ошибки в цифрах, указывающих на десятки или единицы. Это может свидетельствовать о том, что существуют отдельные карты памяти для десятков и единиц, а их объединение в целые числа осуществляется на основе неких указателей, составляющих набор. Количеством указателей в наборе возможно определяется объем рабочей памяти. Модель самоорганизующихся карт памяти функционирует на основе включения в карты памяти наборов общих для десятков и единиц указателей, в результате чего происходит замена наборов указателей единственным указателем. Поскольку среди ошибочных воспроизведений практически отсутствуют числа, кратные 5 и 11, можно предположить, что для чисел этого порядка существуют дополнительные карты памяти.

Об авторах

Регина Вячеславовна Ершова

Государственный социально-гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: erchovareg@mail.ru
ул. Зеленая, 30, Коломна, Россия, 140410

Юджин Тарноу

Авалон Бизнес Системс, Инк

Email: etarnow@avabiz.com
18-11 Редбурн Роад, Фейр Лоун, Нью-Джерси 07410, США

Список литературы

  1. Alloway, T.P. & Gregory, D. (2013). The predictive ability of IQ and working memory scores in literacy in an adult population. International Journal of Educational Research, 57, 51-56. doi: 10.1016/j. ijer.2012.10.004
  2. Alloway, T.P. & Alloway, R.G. (2010). Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment. Journal of Experimental Child Psychology, 106, 20-29. doi: 10.1016/j. jecp.2009.11.003
  3. Allport, A. & Wylie, G. (1999). Task-switching: Positive and negative priming of task-set. InG.W. Humphreys, J. Duncan & A.M. Treisman (Eds.), Attention, space and action: Studies in cognitive neuroscience (pp. 107-132). Oxford: Oxford University Press. doi: 10.1016/S0010- 0285(02)00520-0
  4. Baddeley, A.D. (2001). Is working memory still working? American Psychologist, 56 (11), 851.
  5. Baddeley, A.D. & Hitch, G. (1974). Working memory. Psychology of learning and motivation, 8, 47-89.doi.org/10.1016/S0079-7421(08)60452-1
  6. Broadbent, D.E. (1975). The magic number seven after fifteen years. In: Kennedy A., Wilkes A., editors. Studies in long term memory. Oxford, England: John Wiley & Sons; 1975. pp. 3-18. doi: 10.1002/bs.3830210208
  7. Bull, R. & Scerif, G. (2001). Executive functioning as a predictor of children’s mathematics ability: Inhibition, switching, and working memory. Developmental neuropsychology, 19(3), 273-293. doi: 10.1207/S15326942DN1903_3
  8. Byrne, M.D. & Bovair, S. (1997). A working memory model of a common procedural error. Cognitive science, 21(1), 31-61.
  9. Conway, A.R., Kane, M.J., Bunting, M.F., Hambrick, D.Z., Wilhelm, O. & Engle, R.W. (2005).Working memory span tasks: A methodological review and user’s guide. Psychonomic bulletin & review, 12(5), 769-786. doi: 10.3758/BF03196772
  10. Cowan, N., Saults, J.S. & Blume, C.L. (2014). Central and peripheral components of working memory storage. Journal of Experimental Psychology: General, 143(5), 1806.
  11. Cowan, N., Fristoe, N.M., Elliott, E.M., Brunner, R.P. & Saults, J.S. (2006). Scope of attention, control of attention, and intelligence in children and adults. Memory & Cognition, 34(8), 1754- 1768. doi: 10.3758/BF03195936
  12. Cowan, N., Rouder, J.N., Blume, C.L. & Saults, J.S. (2012). Models of Verbal Working Memory Capacity: What Does It Take to Make Them Work? Psychological Review, 119(3), 480-499.
  13. Daneman, M. & Carpenter, P.A. (1980). Individual differences in working memory and reading. Journal of verbal learning and verbal behavior, 19(4), 450-466. doi: 10.1016/S0022-5371(80)90312-6
  14. Debaere, F., Wenderoth, N., Sunaert, S., Van Hecke, P. & Swinnen, S.P. (2003). Internal vs external generation of movements: differential neural pathways involved in bimanual coordination performed in the presence or absence of augmented visual feedback. Neuroimage, 19(3), 764-776. doi: 10.1016/S1053-8119(03)00148-4
  15. De Lima Ferreira, T., Brites, C., Azoni, C.A.S. & Ciasca, S.M. (2015). Evaluation of Working Memory in Children with Attention Deficit/Hyperactivity Disorder. Psychology, 6(13), 1581. doi: 10.4236/ psych.2015.613155
  16. Dittenbach, M., Merkl, D. & Rauber, A. (2000, July). The Growing Hierarchical Self-Organizing Map. In IJCNN (6) (pp. 15-19). doi: 10.1016/S0925-2312(01)00655-5
  17. Donald, M. (1991). Origins of the modern mind: Three stages in the evolution of culture and cognition.Harvard University Press. doi: 10.1002/ana.410320432
  18. Engle, R.W. (2002). Working memory capacity as executive attention. Current directions in psychological science, 11(1), 19-23. doi: 10.1111/1467-8721.00160
  19. Engle, R.W., Tuholski, S.W., Laughlin, J.E. & Conway, A.R. (1999). Working memory, short-term memory, and general fluid intelligence: a latent-variable approach. Journal of experimental psychology: General, 128(3), 309.
  20. Ericsson, K.A. & Kintsch, W. (1995). Long-term working memory. Psychological review, 102(2), 211.
  21. Gathercole, S.E., Alloway, T.P., Willis, C. & Adams, A.M. (2006). Working memory in children withreading disabilities. Journal of experimental child psychology, 93(3), 265-281. doi: 10.1016/j.jecp.2005.08.003
  22. Henson, R.N., Norris, D.G., Page, M.P. & Baddeley, A.D. (1996). Unchained Memory: Error Patterns Rule out Chaining Models of Immediate Serial Recall. The quarterly journal of experimental psychology, 49(1), 80-115. doi: 10.1080/713755612
  23. Houdé, O. & Tzourio-Mazoyer, N. (2003). Neural foundations of logical and mathematical cognition. Nature Reviews Neuroscience, 4(6), 507-514. doi: 10.1038/nrn1117
  24. Kohonen, T. & Hari, R. (1999). Where the abstract feature maps of the brain might come from. Trends in neurosciences, 22(3), 135-139. doi: 10.1016/S0166-2236(98)01342-3
  25. Luck, S.J. & Vogel, E.K. (1997). The capacity of visual working memory for features and conjunctions.Nature, 390(6657), 279-281. doi: 10.1038/36846
  26. Lynch, J.W., Kaplan, G.A. & Shema, S.J. (1997). Cumulative impact of sustained economic hardship on physical, cognitive, psychological, and social functioning. New England Journal of Medicine, 337(26), 1889-1895. doi: 10.1056/NEJM199712253372606
  27. MacGregor, J.N. (1987). Short-term memory capacity: Limitation or optimization? Psychological Review, 94(1), 107.
  28. Marois, R. (2013). The evolving substrates of working memory. Invited presentation to Attention & Performance XXV: Sensory Working Memory. Saint-Hippolyte, Québec; Canada: Jul, 2013. doi: 10.1016/B978-0-12-801371-7.09001-3
  29. McElree, B. (2006). Accessing recent events. Psychology of learning and motivation, 46, 155-200. doi. org/10.1016/S0079-7421(06)46005-9
  30. Miller, G. (1956). The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. The psychological review, 63, 81-97.
  31. Moray, N. (1959). Attention in dichotic listening: Affective cues and the influence of instructions.Quarterly journal of experimental psychology, 11(1), 56-60. doi: 10.1080/17470215908416289
  32. Nation, K., Adams, J.W., Bowyer-Crane, C.A. & Snowling, M.J. (1999). Working memory deficits inpoor comprehenders reflect underlying language impairments. Journal of experimental childpsychology, 73(2), 139-158. doi: 10.1006/jecp.1999.2498
  33. Noble, K.G., McCandliss, B.D. & Farah, M.J. (2007). Socioeconomic gradients predict individual differences in neurocognitive abilities. Developmental science, 10 (4), 464-480. doi: 10.1111/j.1467-7687.2007.00600.x
  34. O’Keefe, J. (1979). A review of the hippocampal place cells. Progress in neurobiology, 13(4), 419-439. doi: 10.1016/0301-0082(79)90005-4
  35. Oberauer, K. & Hein, L. (2012). Attention to information in working memory. Current Directions in Psychological Science, 21, 164-169. doi: 10.1177/0963721412444727
  36. Phillips, W.A. & Christie, D.F.M. (1977). Components of visual memory. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 29(1), 117-133. doi: 10.1080/00335557743000080
  37. Swanson, H.L. & Sáez, L. (2003). Memory difficulties in children and adults with learning disabilities. Handbook of learning disabilities, 182-198. doi: 10.1177/002221949402700107
  38. Tarnow, E. (2003). How dreams and memory may be related. Neuropsychoanalysis, 5(2), 177-182. doi: 10.1080/15294145.2003.10773424
  39. Tarnow, E. (2008). Response probability and response time: a straight line, the Tagging/Retagging interpretation of short term memory, an operational definition of meaningfulness and short term memory time decay and search time. Cognitive neurodynamics, 2(4), 347-353. doi: 10.1007/ s11571-008-9056-y
  40. Tarnow, E. (2013). U.S. Patent Application No. 14/066,195.
  41. Tarnow, E. (2015a). Retrieval process in free recall creates errors in short term memory but not in long term memory. Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, 2, 47-53.
  42. Tarnow, E. (2015b). First direct evidence of two stages in free recall and three corresponding estimates of working memory capacity. Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, 4, 15-26.

© Ершова Р.В., Тарноу Ю., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах