КОНТЕКСТНО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
- Авторы: Щербатых С.В.1, Мегрикян И.Г.2
-
Учреждения:
- Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
- Адыгейский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 88-97
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/15113
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования математической компетентности обучающихся в системе высшего гуманитарного образования. Анализ научной литературы и педагогический опыт авторов показал, что, несмотря на многочисленные исследования, проводимые в этой области, идея сопряжения математического образования гуманитариев с их общeкультурной, общемeтодологической и общепрофессиональной подготовкой остается нереализованной. На наш взгляд, при проектировании математической подготовки гуманитариев необходимо опираться на теорию деятельности, которая объединяет основные положения методики, педагогики, психологии, такие как принципы и методы обучения, проблемы учета особенностей мышления обучающихся, повышения их уровня познавательной активности, воспитания личности в целом. В статье представлены составляющие математической компетентности, критериальные показатели, этапы и уровни ее формирования. Для формирования математической компетентности предлагается применять контекстно-эмпирический подход и разработанную на его основе организационно-педагогическую модель (основные элементы данной модели описаны в статье). Выделены и раскрыты педагогические условия эффективного формирования математической компетентности обучающихся в системе профильного гуманитарного образования.
Полный текст
Возросшие требования общества к качеству подготовки специалистов, переход к компетентностной модели в образовании, необходимость повышения обще-культурной и общеметодологической подготовки определяют новые ориентиры математической подготовки в системе высшего гуманитарного образования, на- правленные на изменение результата обучения и обеспечение нового качества математической компетентности [1].Наблюдаемое в последние годы снижение интереса к изучению математиче- ских дисциплин, низкий уровень овладения основными знаниями, умениями и навыками и математической культурой в целом, вызывают необходимость повы- шения фундаментальности подготовки, интеллектуализации учебной деятель- ности, развитие творческих способностей обучающихся.Актуальным становится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, целостного знания и научного мировоззрения [11-13; 15]. Достичь этого возможно через интеграцию математического и гуманитарного знаний, которая обеспечивает:формирование у обучающихся универсальных знаний, способствующих их успешной адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических усло- виях;целостное и разностороннее гуманитарное и математическое образование для понимания законов окружающей действительности, формирования миро- воззрения;овладение обобщенными способами мышления, деятельности, самостоя- тельное приобретение новых знаний, тем самым реализуя потребность в само- развитии и самообразовании на протяжении всей жизни [4; 6].Формирование математической компетентности обучающихся в системе выс- шего гуманитарного образования должно строиться на сочетании компетент- ностного, культурологического, деятельностного и контекстного подходов [5; 10].Контекстный подход определяет цели и результат образования, обеспечивает сближение учебного процесса и будущей профессиональной деятельности по- средством отражения ее предметного и социального содержания в различных формах учебной деятельности, что способствует профессиональному становлению и развитию будущих выпускников [2; 3].Культурологический подход представляет содержание образования как педа- гогически адаптированный социальный опыт.Деятельностный подход лежит в основе организации математического обра- зования и направлен на развитие познавательных мотивов, мышления, сознания и личности обучающегося, создания условий для активизации его внутреннего потенциала.Под математической компетентностью понимается способность и готовность использовать в практической деятельности математическую символику, поня- тийный аппарат и средства математизации для оперативного решения задач, как профессиональной, так и смежных областях деятельности [7; 8].В ходе нашей работы нами были выделены составляющие математической компетентности, критериальные показатели, этапы и уровни ее формирования (рис. 1).Рис. 1. Составляющие математической компетентностиДля решения обозначенных выше задач был разработан контекстно-эмпири- ческий подход. В нашем понимании подход - это доминирующая идея обучения, представляющая собой совокупность форм, методов и способов приобретения обучающимися социального опыта и максимального развития их личности как субъекта окружающей действительности.Контекстно-эмпирический подход мы рассматриваем как такую организацию процесса обучения, которая предполагает субъектно-деятельностное проектиро- вание образовательного процесса на основе использования профессионального контекста, что приводит к активному преобразованию субъектного опыта сту- дента (интериоризация деятельности) в устойчивые умственные процессы [9].Контекстно-эмпирический подход реализуется через сочетание субъектно- деятельностного и контекстного способов обучения. С помощью последнего мы проектируем содержательную сторону процесса образования, а субъектно-дея- тельностный определяет характер усвоения полученных знаний.На основе контекстно-эмпирического подхода была спроектирована органи- зационно-педагогическая модель формирования математической компетентно- сти, которая приведена в соответствие с общепринятыми представлениями о ее структурных компонентах (целевой, концептуальный, мотивационно-ценност- ный, содержательный, технологический, рефлексивно-оценочный), функцио- нально связанных и составляющих определенную целостную систему (рис. 2). Остановимся на наиболее важных из них.Содержательный компонент. Описывает принципы, в соответствии с которы- ми определяется содержание математического образования, раскрывает особен- ности его конструирования, которое должно быть ориентировано на методоло- гическую, теоретическую, технологическую подготовку выпускника к дальней- шему образованию и профессиональной деятельности, на формирование и развитие потребностей и умений использования научного содержания и аппара- та математики на практике, обеспечение мотивации к обучению, развитие мыш- ления и интеллекта.Определим совокупность принципов, реализация которых должна стать ос- новой формирования содержания математической подготовки в системе про- фильного гуманитарного образования (рис. 3).Технологический компонент. Определяет способы, методы, средства и формы овладения математическим аппаратом для решения задач гуманитарной сферы. Данный компонент выполняет функцию передачи и воспроизведения содержания реализуемого процесса.Основными методами, обеспечивающими продуктивную реализацию контек- стно-эмпирического подхода, являются: проблемное обучение, метод проектов, технология дебатов, исследовательский метод, метод «малых» групп, кейс-метод и др. Проектная или исследовательская деятельность обучающихся - это воз- можность максимального раскрытия их творческого потенциала, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, показать свои знания в той или иной области науки и направлена на приобретение опыта через собственные исследо- вательские изыскания. При этом опыт сначала непосредственно добывается са- мим субъектом познания, и только потом усваивается, преломляясь через призму собственных взглядов и представлений.Приведем пример исследовательской задачи, представленной в виде последо- вательных подзадач, каждая из которых соответствует определенному виду дея- тельности и направлена на формирование математической компетентности (табл. 1).Рис. 2. Организационно-педагогическая модель формирования математической компетентностиРис. 3. Совокупность принципов, лежащих в основе формирования содержания математической подготовкиДля эффективного формирования математической компетентности обучаю- щихся в системе профильного гуманитарного образования были выделены педа- гогические условия, способствующие этому процессу, под которыми мы пони- маем совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих эффективность ма- тематического образования гуманитариев.Щербатых С.В., Мегрикян И.Г. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 88-97Составляющие процесса математической подготовки94Таблица 1Составляющие процесса, основанного на контекстно- эмпирическом подходеФормируемые математические компетенцииВиды заданийПостановка проблемыВладеет главными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравне- ние, классификация).Умеет абстрагироваться, отсекать несущественные признаки и выделять существенныеПровести анализ современного состояния общества. Сформулировать проблемы, харак- теризующие егоПеревод качественных признаков в количественную формуУмеет осуществлять аналитическую деятельность (анкетирование, те- стирование).Умеет осуществлять поиск информации и ее систематизацию по опре- деленным критериям.Умеет планировать и организовывать собственную исследовательскую деятельность.Умеет находить рациональные способы получения информацииСформировать базу данных по поставленной проблеме, с использованием методов тести- рованияУпорядочение и формализация ис- ходных данныхУмеет обобщать и систематизировать условие поставленной задачи и способы ее решения.Умеет представлять исходную информацию в различном виде, с целью ее компактного изложения и возможности применения математических методов исследования.Умеет использовать математический язык для формализации различной информацииПостроить на основе сформированной базы данных вариационный ряд, гистограмму и по- лигон частотОтбор данныхВладеет выборочным методом как средством систематизации информа- цииСформировать из общего объема информа- ции, на основе одного из известных в стати- стике способов отбора данных, выборкуПоиск адекватной математической моделиВладеет минимальным понятийным аппаратом математической науки, необходимым в профессиональной деятельности, для продолжения об- разования, освоения смежных областей знания.Владеет современными способами научного познания.Умеет применять математические методы в исследованиях явлений и процессов окружающего мираСуществует ли зависимость между количе- ством детей в семье от ее среднедушевого дохода?Построение математической моделиУмеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений.Умеет проводить математическую обработку исходной информации с целью получения некоторых обобщенных показателей, характеризующих изучаемое явлениеОценить зависимость уровня активности на- селения в выборный период от их возраста (на примере Республики Адыгея)Перевод количественных призна- ков в качественную формуУмеет проводить сравнительный анализ полученных результатовИнтерпретировать математическое решение на языке в терминах исследуемого объектаПедагогическими условиями эффективного формирования математической компетентности обучающихся являются: формирование у них мотивационно- ценностного отношения к изучению математики в процессе раскрытия ее обще- научного и общеобразовательного потенциала, а так же преимуществ применения математических методов в различных областях знания, в том числе и гуманитар- ной; обеспечение наглядной интерпретации учебной информации с привлече- нием гуманитарных знаний в качестве контекста и эмпирических методов для освоения математических понятий, алгоритмов и методов; организация матема- тической подготовки как поэтапного овладения приемами математизации, в про- цессе формализации учебной информации, сопровождающееся активизацией процесса интериоризации деятельности обучающихся [14].Формирование математической компетентности в системе высшего гумани- тарного образования, концептуальной основой которого выступает контекстно- эмпирический подход, позволяет органично вписать математику в освоение бу- дущей профессиональной деятельности, способствует интеграции наук и овла- дению более широким спектром методов научного познания.×
Об авторах
Сергей Викторович Щербатых
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунинаул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770
Ирина Геннадьевна Мегрикян
Адыгейский государственный университетул. Первомайская, 208, Майкоп, Россия, 385000
Список литературы
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2000. 41 с.
- Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Среднее профессиональное образование. 1998. № 1. С. 25-27.
- Гаваза Т.А. Математика для гуманитариев. Трудности. Пути преодоления // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2008. № 6. С. 101-110.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968. 135 с.
- Далингер В.А., Кальт Е.А., Филоненко Л.А. и др. Развивающее обучение математике: состояние, проблемы, перспективы. Омск: ООО ИПЦ «Сфера», 2007. 376 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
- Осмоловская И.М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. 2006. № 8. С. 64-69.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Изд-во «Педагогика», 1985. Т. 1. 385 с.
- Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы // Педагогика. 2006.№ 4. С. 3-9.
- Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. 47 с.
- Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике. Пути знакомства. Основные понятия. Методы. Модели. М.: УРСС, 2009. 272 с.
- Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Из опыта преподавания математики студентам гуманитарных факультетов классических университетов // Математика и информатика в естественно-научном и гуманитарном образовании: сб. Мн., 2012. С. 46-49.
- Шкерина Л.В. Профессионально-ориентированная учебно-познавательная деятельность студентов в процессе математической подготовки в педвузе: дисс. … д-ра пед. наук. Крас- ноярск, 2004. 332 с.
- Яворук О.А. Перспективы дидактики межпредметных связей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=6031 (дата обращения: 02.09.2016).