САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предлагается рассмотрение саморегуляции как общей способности человека. Выделяются уровни саморегуляции, имеющие отношение к любой профессиональной деятельности: 1) психофизиологический, 2) социально-психологический, 3) психологический, 4) духовный, а также соответствующие этим уровням саморегулятивные способности: 1) способность к саморегуляции эмоциональных и психофизиологических состояний; 2) способность к саморегуляции в процессе социального взаимодействия; 3) способность к регуляции деятельности и способность к личностной саморегуляции; 4) высшая способность к саморегуляции, обусловленная высшими ценностями и смыслами бытия. Саморегуляция на высшем духовном уровне рассматривается здесь в связи с актуализацией высших саморегулятивных способностей, ведущих к самореализации личности в профессиональной деятельности. Описываются процессы, уровни, компоненты саморегуляции, связанные с различными условиями профессиональной деятельности, (например, в экстремальных ситуациях выполнения сложных видов деятельности), а также с разными типами профессий (педагоги, менеджеры по продажам и др.). Особое внимание уделяется саморегуляции в педагогической деятельности: представлены уровни, приемы саморегулятивных умений учителей, подчеркивается значение личностной саморегуляции педагога, обусловливающей саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию в избранной профессии, что связано с проявлением высших саморегулятивных способностей. Отмечается, что в процессе осуществления профессиональной деятельности востребованными оказываются разные уровни и виды саморегуляции, которая осуществляется благодаря различным саморегулятивным способностям - от простых до сложных, включая и высшие.

Полный текст

Саморегуляция является важнейшей способностью человека. Актуальность ее изучения возрастает сегодня в связи с необходимостью повышения стрессоустой- чивости и совладания с трудными жизненными ситуациями, которые возникаютвсе чаще в современном мире, наполненном природными и общественными ка- таклизмами.Саморегуляция проявляется на разных уровнях - от психофизического до высшего, духовного. Д.А. Леонтьев предлагает «рассматривать духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности» [8], что, на наш взгляд, ассоциируется с проявлением высших саморегулятивных спо- собностей. Мы полагаем, что саморегуляция на высшем уровне может описы- ваться как актуализация высшей способности, открывающей возможность про- движения к ценностно-смысловым рубежам бытия, связанной с духовным само- развитием и самореализацией человека [10].Саморегуляция может пониматься как общая способность человека, выступа- ющего субъектом своей целенаправленной активности, и как процесс реализации этой способности в определенной деятельности и конкретных формах общения [6]. Понятие «общая способность к саморегуляции» рассматривается О.А. Ко- нопкиным. Эта способность выступает в качестве фактора и критерия субъект- ного развития и субъектного бытия человека. Она проявляется в активном само- стоятельном и успешном овладении новыми видами и формами деятельности [5].Общая способность к саморегуляции, проявляясь в профессиональной дея- тельности, отражает ее особенности и затрагивает разные уровни саморегуляции, также обусловленные спецификой профессии.Мы считаем, что целесообразно выделить следующие основные уровни само- регуляции, имеющие отношение к любой профессиональной деятельности, и соответствующие этим уровням саморегулятивные способности.Психофизиологический уровень - способность саморегуляции эмоциональных и психофизиологических состояний - от простых саморегуляторных умений (индивидуальные способы восстановления психоэмоционального равновесия и улучшение физического самочувствия, если в этом возникает необходимость при осуществлении профессиональных обязанностей, такие, как переключение вни- мания и пр.; а также после трудовой деятельности, например: прогулки, слушание музыки, занятия спортом и пр.) - до сложных (применение специализированных методов саморегуляции, например, ставшие сегодня актуальными и распростра- ненными психотехники йоги, буддизма и пр.). В сложных и экстремальных ус- ловиях деятельности использование специальных приемов саморегуляции, со- ответствующих особенностям профессии.На этом уровне человек осуществляет саморегуляцию вне социального взаи- модействия, пребывая наедине с собой.Социально-психологический уровень - способность саморегуляции в процес- се социального взаимодействия, относящегося непосредственно к выполнению профессиональной деятельности, а также в ходе любого социального взаимодей- ствия, косвенно влияющего на успешность профессиональной деятельности (на- пример, семейные отношения, отношения с друзьями и др.). Включает предыду- щий (1-й) уровень в социальный контекст профессиональной деятельности и общения (при этом используются социальные стратегии саморегуляции эмоци- ональных и психофизиологических состояний).Саморегуляция в этом случае во многом обусловлена социально-норматив- ными правилами и опытом жизнедеятельности.Психологический уровень. Этому уровню соответствуют следующие способ- ности:способность к регуляции деятельности: целеполаганию, планированию, проектированию необходимых условий выполнения профессиональной деятель- ности и способов повышения ее эффективности; способность к мониторингу и самоконтролю успешности ее реализации (высокий уровень осознанности на всех этапах осуществления профессиональной деятельности: мотив - цель - не- обходимые условия - ход деятельности - оценка результата - необходимая кор- рекция - новый результат); включает волевые усилия для достижения цели дея- тельности; связан с интеллектуальной рефлексией;способность к личностной саморегуляции (развитие самосознания, само- познания с целью достижения внутренней гармонии, необходимой для успеш- ного выполнения любой профессиональной деятельности). Определяющую роль при этом играет личностная рефлексия, которая позволяет также осознать слабые и сильные стороны индивида и произвести регуляцию личностных характеристик, мотивационно-потребностной сферы в соответствии в требованиями избранной профессиональной деятельности.Способность к личностной саморегуляции в развитой форме можно отнести к категории высших саморегулятивных способностей, так как она создает условия для духовного развития и самореализации человека, включая профессиональную деятельность.Духовный уровень - высшая способность к саморегуляции (связана с целост- ной саморегуляцией на всех уровнях, обусловлена высшими ценностями и смыс- лами бытия; имеет отношение к высоким моральным принципам). Осуществле- ние профессиональной деятельности на этом уровне ориентировано на движе- нием от эгоистического Я к духовному Я. Человек выполняет профессиональную деятельность не из каких-либо материальных побуждений, связанных с возна- граждением, а ради совершенствования самой деятельности и таким образом самоактуализируется и самореализуется в ней. Саморегуляция в этом случае об- условлена ценностными и смысложизненными ориентациями человека на то, что его профессиональная деятельность приносит благо людям и обществу в це- лом. Осуществление этой деятельности может восприниматься как бескорыстное служение человечеству. Такие высокие устремления личности, исключая амби- циозные и материальные притязания, автоматически регулируют психоэмоцио- нальное состояние, социальное взаимодействие (так как оно основано на высо- ких моральных принципах), служат мощным ресурсом интеллектуальной и твор- ческой продуктивности.Подчеркнем, что деление саморегуляции на описанные нами уровни весьма условно, поскольку человек представляет собой целостную систему и в профес- сиональной деятельности все уровни саморегуляции взаимосвязаны и объедине- ны общей способностью к саморегуляции, затрагивающей эмоционально-воле- вую, интеллектуальную, мотивационную, ценностно-смысловую и другие сферы личности. Можно сказать, что если в процессе профессионального развития у человека не наблюдается движение к высшему духовному уровню саморегуляции, то это снижает его успешность и на других уровнях саморегуляции в профессио-нальной деятельности. Продвижение к высшему духовному уровню саморегуля- ции в профессиональной деятельности является важной жизненной задачей лич- ности.В отечественной психологии существуют многочисленные исследования са- морегуляции, связанные профессиональной деятельностью. Рассмотрим, как саморегуляция и саморегулятивные способности в профессиональной деятель- ности трактуются на современном этапе развития психологической науки.Согласно Г.С. Прыгину [15], в настоящее время можно выделить три базовых направления в исследованиях осознанной саморегуляции личности:психическая саморегуляция функционального состояния (Л.Г. Дикая);волевая саморегуляция поведения и деятельности (В.А. Иванников);осознанная психическая саморегуляция произвольной деятельности (О.А. Конопкин).К этому можно добавить индивидуально-стилевой подход В.И. Моросановой [9], изучение особенностей саморегуляции психических состояний А.О. Прохо- рова [14], концепцию регуляторного опыта А.К. Осницкого [11] и др.Традиционно в отечественной психологии саморегуляция изучалась в связи с категорией деятельности, а также субъектно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ло- мов, В.И. Моросанова, Г.С. Прыгин, С.Л. Рубинштейн и др.), что, помимо прочих факторов, может быть обусловлено общими для понятий «деятельность» и «само- регуляция» основными характеристиками: целенаправленность, произвольность, предметность, активность, осознаваемость, адаптивность, системность и др.Много работ посвящено исследованииям способности к саморегуляции в про- фессиональной деятельности человека (В.А. Бодров, Н.В. Бякова, Л.Г. Дикая, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Л.А. Китаев-Смык, М.А. Котик, В.И. Лебедев, А.Б. Леонова, А.К. Осницкий др.). Первые научные исследования регуляции про- фессиональной деятельности в отечественной психологии, в основном, имеют отношение к деятельности человека-оператора (В.Д. Шадриков, Б.Ф. Ломов, Г.С. Никифоров, Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин, Л.Г. Дикая, А.А. Обознов и др.). В дальнейшем при изучении саморегулятивных способностей подключаются дру- гие виды профессиональной деятельности.При рассмотрении процесса адаптации к сложным видам профессиональной деятельности в экстремальных условиях Л.Г. Дикая предлагает выделить следу- ющие регуляционные системы (или процессы), которые в то же время выступают и как уровни саморегуляции:психологическая регуляция профессиональной деятельности, представляющая собой основу адаптации, в ходе которой происходит перестройка когнитивных систем деятельности, ее целей и планирования, оптимизирующих адаптацию;регуляция и саморегуляция функциональных состояний имеет отношение к са- морегуляции эмоциональных и психофизиологических состояний, выступая как активационно-энергетическая составляющая адаптации;мотивационные процессы, позволяющие избрать наиболее подходящую стра- тегию адаптации и способствующие осуществлению контроля и необходимой коррекции в процессе применения этой стратегии;волевые процессы, которые связаны с различиями контроля над действием, проявляющимися в ориентации на действие или ориентации на состояние.В качестве основы контроля над действием выступает контроль над пережи- ваниями, обусловленными негативными изменениями функционального состо- яния человека, осуществляющего сложную профессиональную деятельность в экстремальных условиях. Контроль над переживаниями способствует успешной адаптации и повышению эффективности саморегуляции функциональных со- стояний [4].Перечисленные регуляционные системы (уровни) обеспечивают эффектив- ность профессиональной деятельности в экстремальных условиях.Большое значение для обоснования возможности улучшения саморегуляции в профессиональной деятельности имеет представленное в исследовании Л.Г. Ди- кой экспериментальное подтверждение коррекции неэффективных стилей само- регуляции благодаря обучению определенным способам саморегуляции, соот- ветствующим индивидуальным особенностями человека [4].Результаты другого исследования показали наличие зависимости успешности профессионального становления от некоторых компонентов регуляторного опы- та. Испытуемые с низким и ниже среднего уровнем успешности профессиональ- ного становления имеют низкие показатели сформированности регуляторного опыта, у них, как правило, не дифференцированы профессиональные интересы, не сформирована эмоциональная направленность личности. Такие юноши и де- вушки часто допускают ошибки рефлексии, не способны к длительному усилию. Таким образом, уровень сформированности регуляторного опыта оказывает вли- яние на процесс профессионального становления [12].В исследовании Н.В. Бяковой получены новые данные о взаимосвязи компо- нентов регуляторного опыта и успешности профессионального обучения студен- тов: установлены значимые связи между успешностью профессионального обу- чения и сформированностью опыта осознанной саморегуляции. Чем выше по- казатели отдельных компонентов и опыта осознанной саморегуляции в целом, тем выше успешность профессионального обучения [2].Важно, что изучение саморегулятивных способностей в профессиональной деятельности связывается с все более широким кругом профессий. Так, Е.Е. Вой- локова провела исследование саморегуляции у представителей социономических и технономических профессий [3]. В ходе теоретического анализа в качестве ин- тегральных составляющих психической регуляции профессиональной деятель- ности ею были выделены мотивационный, операциональный компоненты и компо- нент саморегуляции. На основе сравнительного анализа особенностей регуляции профессиональной деятельности менеджеров по продажам и автомехаников как представителей социономических и технономических профессий были выявлены сходные и различающиеся характеристики в составе, степени выраженности, взаимосвязях мотивационного, операционального и саморегулятивного компо- нентов структуры регуляции. Установлено, что на разных уровнях профессиона- лизма у представителей социономических профессий происходят изменения во всех трех функциональных компонентах, а у представителей технономических профессий, прежде всего, в операциональном компоненте [3].Ряд исследований посвящен изучению саморегулятивных способностей в пе- дагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из этих исследований. Так, по данным О.В. Белоус, формирование регулятивных умений является необхо- димым условием профессионального становления педагога и закладывает осно- вы его эффективной работы в школе и вузе. Показано, что при условии форми- рования проявлений саморегуляции становление профессионала происходит более успешно [1].В исследовании особенностей саморегуляции у учителей, проведенном А.О. Прохоровым, выявлена трехуровневая система, которая представляет собой включенные один в другой уровни саморегуляции состояний. Автор подчерки- вает, что «в реальной педагогической деятельности участвуют все уровни само- регуляции, актуализация уровней зависит от доминирующей ситуации» [13.159]. В трехуровневой системе саморегуляции состояний у педагогов, соглас- но А.О. Прохорову, каждый уровень характеризуется спецификой приемов и спо- собов саморегуляции и особенностями проявлений.Базовый уровень представляет собой систему длительных устойчивых состоя- ний, обусловленных профессиональной мотивацией, позитивными установками по отношению к педагогическому труду. Сформированность этого уровня обу- словливает развитие умения управлять собой.Уровень текущей саморегуляции связан с актуализацией пролонгированной на весь урок и трудовой день системы положительно окрашенных рабочих состоя- ний. Было установлено, что более 70% учителей планируют такие состояния.Уровень оперативной саморегуляции обеспечивает актуальную саморегуляцию психических состояний на уроке, которая достигается использованием таких спо- собов и приемов, как отключение-переключение, самовнушение спокойствия и выдержки, самоуспокоение, самоприказы, направленные на подавление раздра- жительности, актуализация сюжетных представлений (воспоминаний) и образов чего-то хорошего, что предстоит в ближайшее время, регуляция дыхания и кон- троль состояния голосом [13].Таким образом, благодаря научной работе А.О. Прохорова складывается четкое представление о системе и приемах саморегуляции у учителей.В исследовании Е.В. Соловьевой, посвященном профессиональному станов- лению будущего педагога, выявлена высокая значимость личностной саморегу- ляции как важного показателя психологической готовности к профессиональной деятельности. Автором установлено, что «личностная саморегуляция представ- ляет собой высокий уровень психической регуляции, развитие которой связано со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности, опосредующей функцию ее самосовершенствования. Личностная саморегуляция проявляется в успешном овладении новыми, более сложными видами и формами деятельности, выражаясь внешне в эффективности ее осуществления в целом» [16].Е.В. Соловьева акцентирует внимание на том, что при развитии личностной саморегуляции у студентов - будущих педагогов формируются ее компоненты, связанные с самопознанием и саморазвитием. Благодаря освоению способов осознанной саморегуляции развиваются умения самоконтроля, самообладания,самоуправления, самовоспитания; становится более адекватной самооценка. Кро- ме того, происходит осознание ценностей, связанных с профессией педагога; развиваются ответственность, активность в проектировании своей жизнедеятель- ности и другие субъектные качества личности, способствующие самосовершен- ствованию и самореализации человека [16].Таким образом, можно говорить о том, что личностная саморегуляция в педа- гогической деятельности связана с актуализацией высших саморегулятивных способностей, позволяющих продвигаться в личностном и духовном самораз- витии, ведущих к самореализации в профессиональной деятельности. Ведь само- реализация, согласно С.И. Кудинову, - «это совокупность инструментально- стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих посто- янство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности…» [7. С. 32], и она тесно связана с саморегуляцией на ее выс- ших уровнях.ВыводыРассмотренные определения саморегуляции позволяют представить ее как общую способность человека, а также выделить ее духовную составляющую, сви- детельствующую о высшем уровне развития личности, ее зрелости.Предлагается структурно-уровневое описание (модель) саморегуляции как общей способности человека, приложимое к анализу любой профессиональной деятельности. В нем выделяются как уровни саморегуляции, так и соответству- ющие им саморегулятивные способности: 1) психофизиологический уровень - способность к саморегуляции эмоциональных и психофизиологических состоя- ний; 2) социально-психологический уровень - способность к саморегуляции в процессе социального взаимодействия; 3) психологический уровень (способность к регуляции деятельности; способность к личностной саморегуляции); 4) духов- ный уровень - высшая способность к саморегуляции, обусловленная высшими ценностями и смыслами бытия.Разработанная структурно-уровневая модель саморегуляции и саморегулятив- ных способностей может способствовать обогащению представлений о саморе- гуляции благодаря включению духовного уровня и использованию понятия «выс- шие саморегулятивные способности»; она также создает условия для системати- зации анализа саморегуляции в профессиональной и другой деятельности.Исходя из предложенной структурно-уровневой модели саморегуляции, ос- новываясь на проведенном анализе саморегулятивных возможностей человека в некоторых видах профессиональной деятельности, можно сказать, что в опреде- ленных профессиях, например педагога, четвертый - духовный - уровень, ре- ализуемый благодаря высшим саморегулятивным способностям, проявляется с особой очевидностью. В этом случае саморегуляция на высшем духовном уровне способствует самореализации личности в профессиональной деятельности.Проведенный анализ результатов исследований саморегуляции у представи- телей некоторых типов профессиональной деятельности (например, педагогиче- ской) свидетельствует о наличии разных уровней и видов саморегуляции и о вос- требованности саморегулятивных способностей различного характера - от про-стых, связанных, например, с отключением-переключением, - до высших, обусловливающих личностную саморегуляцию, духовный рост, саморазвитие и самореализацию. То есть, задействованными оказываются все четыре уровня пред- ложенной модели саморегуляции и саморегулятивных способностей.
×

Об авторах

Галина Валентиновна Ожиганова

Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов Институт психологии РАН

ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

Список литературы

  1. Белоус О.В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7(85). C. 5-9.
  2. Бякова Н.В. Опыт осознанной саморегуляции как условие успешности профессионального обучения: дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  3. Войлокова Е.Е. Сравнительное исследование компонентов профессионализма у представителей профессий «человек-человек» и «человек-техника» с разным уровнем профессионализма (на примере профессий менеджера по продажам и автомеханика) // Психология сегодня: теория, образование и практика / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, А.В. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 289-293.
  4. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
  5. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 127-35.
  6. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. тр. / под ред. В.И. Моросановой. М.: Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКАвГТУ. 2007. С. 12-31.
  7. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 28-36.
  8. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.
  9. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
  10. Ожиганова Г.В. Высшая способность к саморегуляции и внутренний опыт // Приволжский научный вестник. Серия «Психологические науки». 2014. № 11-2 (39). C. 164-169.
  11. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2000.
  12. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Исследование развития осознанной саморегуляции в период выбора и освоения профессии. Психологические исследования. 2012.№ 2(22).11. URL: http://psystudy.ru. 0421200116/0023
  13. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5. C. 156-161.
  14. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2005.
  15. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности. Ижевск: Набережные Челны: Изд-во Института управления. 2009. 408 с.
  16. Соловьева Е.В. Развитие личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2010.

© Ожиганова Г.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах